Jump to content
Guest Rust

Кыргызы

Recommended Posts

НЕ делятся, а ОБЪЕДИНЯЮТСЯ по родам и племенам. И объединяет нас САНЖЫРА.

В мемориз. Хорошее выражение.

P.S. У нас в Казахстане многих интересующихся шежере, обвиняют в трайбализме, вот этими словами им можно ответить

Link to comment
Share on other sites

почему у нас на юге говорят аке а на севере байке?

У НАС и на Севере и на Юге говорят и аке и аба. ВОт Вам пример:

1. Видные авторитеты на Иссык-Куле - Садыр АКЕ, Кадыр АКЕ, Мойт Аке, Тилекмат АКЕ

2. На НАШЕМ Юге говорят на старших мужчин в роду, на братьев отца - АБА. На Иссык-Куле говорят вместо байке АБА.

Кроме того, и на НАШЕМ Севере и Юге говорят абже: в Таласе и Оше. А Жалалабаде многие говорят ЭЖЕ.

И попробуйте разложить БАЙКЕ. Получится ничто иное как бай-АКЕ...

Так же и тай-АКЕ...

Это ведь разнообразие языка. Чем разннообразнее язык, тем он красивее.

Link to comment
Share on other sites

В мемориз. Хорошее выражение.

P.S. У нас в Казахстане многих интересующихся шежере, обвиняют в трайбализме, вот этими словами им можно ответить

"Трайболизм" - это навязанный внешними идеологами стереотип. Эдакая страшилка-пугалка которой можно пугать "туземцев", чтобы держать их под контролем...

Link to comment
Share on other sites

На И-Куле живут не только саруу, но выходцы из Баргы, Жору (Адигине). Насколько мне известно один из манапов, прекративших традицию похорон в Арстанбабе (туда возили знать), был Сарт аке. Ему и ТИлекмат аке поставлен памятник на южном берегу.

Связи И-кульских бугу с южными племенами Адигине очень тесны. Сейчас восстановлены отношения и на тоях они принимают друг у друга активное учаастие и ставят юрты.

Позвольте также скомно от себя добавить, что кыргызы из рода Тёёлёс (преимущественно в Ноокатском районе Ошской области) коем сам являюсь также имеют достаточно тесные связи с Дёёлёсами Иссык-Куля. Аксакалы созваниваются и приглашают друг друга на разные торжества и мероприятия. Меня порой поражает родо-племенное сознание кыргызов: по работе познакомился с коллегой на много лет старше меня. Узнав что я тёёлёс, он до сих пор меня зовет Мухтар-таеке потому, что его мать Иссык-кульская дёёлёска! Вот оно как! Но где бы мы ни были, все мы кыргызы!

Link to comment
Share on other sites

почему у нас на юге говорят аке а на севере байке?

На мой взгляд, на юге обращаются к старшим по возрасту АКА, АКЕ или АГА потому, что слово само имеет тюркские корни, хотя я не историк и не этнограф-фольклорист. И это навряд ли связано с каким-то неренятием из другого языка или народа, как некоторые могут намекнуть. А вот обращение ко старшим в северной части нашей страны БАЙКЕ есть укороченное от БАЙ АКЕ (то есть богатый аке-брат, дядя) и имеющее оттенок уважение и дань старшему.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
У НАС и на Севере и на Юге говорят и аке и аба. ВОт Вам пример:

1. Видные авторитеты на Иссык-Куле - Садыр АКЕ, Кадыр АКЕ, Мойт Аке, Тилекмат АКЕ

2. На НАШЕМ Юге говорят на старших мужчин в роду, на братьев отца - АБА. На Иссык-Куле говорят вместо байке АБА.

Кроме того, и на НАШЕМ Севере и Юге говорят абже: в Таласе и Оше. А Жалалабаде многие говорят ЭЖЕ.

И попробуйте разложить БАЙКЕ. Получится ничто иное как бай-АКЕ...

Так же и тай-АКЕ...

Это ведь разнообразие языка. Чем разннообразнее язык, тем он красивее.

Про то, что племена и роды ОБЪЕДИНЯЮТ кыргызов - действительно хорошо сказано :kg1: Лучше и не придумаешь.

Вопрос про абже: вроде так называют только сестер по матери? Родные сестры вроде всегда эже или не так?

Кстати слово "аке", на мой южный взгляд, первично по отношению к таким формам как "бай-аке / байке" или например "тай-аке" и т.д. :kg2:

Единственное уточнение - на юге часто применяется все-же "узбекское" произношение этого слова как "акя".

Link to comment
Share on other sites

Про то, что племена и роды ОБЪЕДИНЯЮТ кыргызов - действительно хорошо сказано :kg1: Лучше и не придумаешь.

Вопрос про абже: вроде так называют только сестер по матери? Родные сестры вроде всегда эже или не так?

Кстати слово "аке", на мой южный взгляд, первично по отношению к таким формам как "бай-аке / байке" или например "тай-аке" и т.д. :kg2:

Единственное уточнение - на юге часто применяется все-же "узбекское" произношение этого слова как "акя".

Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Link to comment
Share on other sites

Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

еще на братишек по разному говорят: на юге "ука" и "ини", а на севере "ини"

Link to comment
Share on other sites

в этом году в первый раз был на юге КГ

заметил что произношение в городах Ош и Узген более смешалось с узбекским

а в селах все кыргызча

про "апче" слышал что употребляют но у родственников айылда (Чуй) апче не говорят, только эже

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

Слово аке в отношении родного отца используется только тогда, когда еще жив дедушка, которого в этом случае именуют ата. Часто родного отца уже по привычке называют аке и после смерти деда.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
Тоолос имеет отношение к Телеутам проживающим в РФ?

Кыргызские дёёлёсы и алтайские тёлёсы очень близкие родственники. Это подтверждается тем, что и те и другие используют одинаковые поговорки, например такую "тёлёс тёрюн бербейт, тёлёс горюн бербейт", т.е. "телесы не уступают никому почетногоместа "тёр" и не дают места на своем кладбище для иноплеменников.

Телеуты, которые сейчас живут в основном в Кемеровской области отделились от алтайцев где-то в 16-17 веках. В их составе присутствуют, насколько я помню, практически те же племена, что и у алтайцев (южных).

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
На И-Куле живут не только саруу, но выходцы из Баргы, Жору (Адигине). Насколько мне известно один из манапов, прекративших традицию похорон в Арстанбабе (туда возили знать), был Сарт аке. Ему и ТИлекмат аке поставлен памятник на южном берегу.

Связи И-кульских бугу с южными племенами Адигине очень тесны. Сейчас восстановлены отношения и на тоях они принимают друг у друга активное учаастие и ставят юрты.

В середине июля кушал барана практически у подножия главной Арстанбобской горы, чистый воздух, чистейшая ледниковая вода, тень от громадных вековых ореховых деревьев, это не передать словами :) После хорошего стола даже пришлось приходить в себя под ледяными струями так называемого малого водопада :)

Кстати весьма интересно местное население Арстанбоба. Типичные кавказцы с орлиными носами говорящие на узбекском языке. Как они там оказались? Их кстати в шутку называют "шайыками" (т.е. "святыми"). Старший брат именует их "македонскими" :) считая потомками Зулькарнайна.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

Слово аке в отношении родного отца используется только тогда, когда еще жив дедушка, которого в этом случае именуют ата. Часто родного отца уже по привычке называют аке и после смерти деда.

по-бурятски(которая основана на хоринском диалекте, потомков хори-тумат), абжаа-старшая сестра, госпожа, матушка.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
по-бурятски(которая основана на хоринском диалекте, потомков хори-тумат), абжаа-старшая сестра, госпожа, матушка.

Это в который раз доказывает, что тюрки и монголы близкие родственники :tw2:

Link to comment
Share on other sites

понимая численное превосходство монгольского войска кыргызы вели постоянную партизанскую воину с воинами Чингисхана, совершая молниеносные набеги и так же молниеносно скрываясь в горных лесах, в которые воины Чингисхана не решались войти.

Термин "партизан" в те далекие времена не употреблялся. Понятие "партизан" относится скорее всего к временам Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

Link to comment
Share on other sites

Кстати весьма интересно местное население Арстанбоба. Типичные кавказцы с орлиными носами говорящие на узбекском языке. Как они там оказались? Их кстати в шутку называют "шайыками" (т.е. "святыми"). Старший брат именует их "македонскими" :) считая потомками Зулькарнайна.

Да, эти люди действительно потомки макендонцев. Все правильно. Когда я в 1998 году ездил в Арстанбоб (Арслан-Боб) Жалал-Абадской области, то видел вдоль дороги стоящих угрюмых людей с горбатыми носами и тогда мне ребята говорили, что они потомки воинов Александра Макендонского.

Link to comment
Share on other sites

Термин "партизан" в те далекие времена не употреблялся. Понятие "партизан" относится скорее всего к временам Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

В войске Чынгызхана и кыргызов было предостаточно. Слышал что его телохранители кешиктены в большей части состояли из кыргызов княжеских родов.

Link to comment
Share on other sites

Да, эти люди действительно потомки макендонцев. Все правильно. Когда я в 1998 году ездил в Арстанбоб (Арслан-Боб) Жалал-Абадской области, то видел вдоль дороги стоящих угрюмых людей с горбатыми носами и тогда мне ребята говорили, что они потомки воинов Александра Макендонского.

Кажеться у Хайдара Дулати читал про одного правителя Горного Бадахшана, который считал себя потомком Искандера (Александра Македонского)

Link to comment
Share on other sites

что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Такое встречал очень часто и в Таласе. Обяснение такое.

В больших семьях у кыргызов женились в раннем возрасте, в итоге получалось что есть прародитель например, у него есть дети, у детей его еще дети (внуки) и у внуков есть дети (правнуки).

В итоге правнуки называли живого прародителя (которое по понятным причинам, т.е. ранее женитьба, встречалось не редко) называли чон ата, его сына ата, а своего отца уже аке.

После смерти чон ата, и подрастающих правнуков слово аке в отношении отца закреплялось. И это указывает на то, что прародитель увидел не только внуков, но и правнуков.

Link to comment
Share on other sites

Такое встречал очень часто и в Таласе. Обяснение такое.

В больших семьях у кыргызов женились в раннем возрасте, в итоге получалось что есть прародитель например, у него есть дети, у детей его еще дети (внуки) и у внуков есть дети (правнуки).

В итоге правнуки называли живого прародителя (которое по понятным причинам, т.е. ранее женитьба, встречалось не редко) называли чон ата, его сына ата, а своего отца уже аке.

После смерти чон ата, и подрастающих правнуков слово аке в отношении отца закреплялось. И это указывает на то, что прародитель увидел не только внуков, но и правнуков.

Благодарю за пояснение.

Link to comment
Share on other sites

Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

В Таласе апче это сестры отца или дочки старших братьев (также это субардинация распостраняеться внутри подрода например, в зависимости кто старше-младше отец или брат отца, дед или брат деда и т.д. по лестнице). К другим обращение уже может быть эже, жеге и др.

Кара-Кыргыз
рад помочь
Link to comment
Share on other sites

В Таласе апче это сестры отца или дочки старших братьев (также это субардинация распостраняеться внутри подрода например, в зависимости кто старше-младше отец или брат отца, дед или брат деда и т.д. по лестнице). К другим обращение уже может быть эже, жеге и др.

рад помочь

Так понимаю, Вы родом из Таласа?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...