Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

НЕ делятся, а ОБЪЕДИНЯЮТСЯ по родам и племенам. И объединяет нас САНЖЫРА.

В мемориз. Хорошее выражение.

P.S. У нас в Казахстане многих интересующихся шежере, обвиняют в трайбализме, вот этими словами им можно ответить

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

почему у нас на юге говорят аке а на севере байке?

У НАС и на Севере и на Юге говорят и аке и аба. ВОт Вам пример:

1. Видные авторитеты на Иссык-Куле - Садыр АКЕ, Кадыр АКЕ, Мойт Аке, Тилекмат АКЕ

2. На НАШЕМ Юге говорят на старших мужчин в роду, на братьев отца - АБА. На Иссык-Куле говорят вместо байке АБА.

Кроме того, и на НАШЕМ Севере и Юге говорят абже: в Таласе и Оше. А Жалалабаде многие говорят ЭЖЕ.

И попробуйте разложить БАЙКЕ. Получится ничто иное как бай-АКЕ...

Так же и тай-АКЕ...

Это ведь разнообразие языка. Чем разннообразнее язык, тем он красивее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В мемориз. Хорошее выражение.

P.S. У нас в Казахстане многих интересующихся шежере, обвиняют в трайбализме, вот этими словами им можно ответить

"Трайболизм" - это навязанный внешними идеологами стереотип. Эдакая страшилка-пугалка которой можно пугать "туземцев", чтобы держать их под контролем...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На И-Куле живут не только саруу, но выходцы из Баргы, Жору (Адигине). Насколько мне известно один из манапов, прекративших традицию похорон в Арстанбабе (туда возили знать), был Сарт аке. Ему и ТИлекмат аке поставлен памятник на южном берегу.

Связи И-кульских бугу с южными племенами Адигине очень тесны. Сейчас восстановлены отношения и на тоях они принимают друг у друга активное учаастие и ставят юрты.

Позвольте также скомно от себя добавить, что кыргызы из рода Тёёлёс (преимущественно в Ноокатском районе Ошской области) коем сам являюсь также имеют достаточно тесные связи с Дёёлёсами Иссык-Куля. Аксакалы созваниваются и приглашают друг друга на разные торжества и мероприятия. Меня порой поражает родо-племенное сознание кыргызов: по работе познакомился с коллегой на много лет старше меня. Узнав что я тёёлёс, он до сих пор меня зовет Мухтар-таеке потому, что его мать Иссык-кульская дёёлёска! Вот оно как! Но где бы мы ни были, все мы кыргызы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

почему у нас на юге говорят аке а на севере байке?

На мой взгляд, на юге обращаются к старшим по возрасту АКА, АКЕ или АГА потому, что слово само имеет тюркские корни, хотя я не историк и не этнограф-фольклорист. И это навряд ли связано с каким-то неренятием из другого языка или народа, как некоторые могут намекнуть. А вот обращение ко старшим в северной части нашей страны БАЙКЕ есть укороченное от БАЙ АКЕ (то есть богатый аке-брат, дядя) и имеющее оттенок уважение и дань старшему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
У НАС и на Севере и на Юге говорят и аке и аба. ВОт Вам пример:

1. Видные авторитеты на Иссык-Куле - Садыр АКЕ, Кадыр АКЕ, Мойт Аке, Тилекмат АКЕ

2. На НАШЕМ Юге говорят на старших мужчин в роду, на братьев отца - АБА. На Иссык-Куле говорят вместо байке АБА.

Кроме того, и на НАШЕМ Севере и Юге говорят абже: в Таласе и Оше. А Жалалабаде многие говорят ЭЖЕ.

И попробуйте разложить БАЙКЕ. Получится ничто иное как бай-АКЕ...

Так же и тай-АКЕ...

Это ведь разнообразие языка. Чем разннообразнее язык, тем он красивее.

Про то, что племена и роды ОБЪЕДИНЯЮТ кыргызов - действительно хорошо сказано :kg1: Лучше и не придумаешь.

Вопрос про абже: вроде так называют только сестер по матери? Родные сестры вроде всегда эже или не так?

Кстати слово "аке", на мой южный взгляд, первично по отношению к таким формам как "бай-аке / байке" или например "тай-аке" и т.д. :kg2:

Единственное уточнение - на юге часто применяется все-же "узбекское" произношение этого слова как "акя".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про то, что племена и роды ОБЪЕДИНЯЮТ кыргызов - действительно хорошо сказано :kg1: Лучше и не придумаешь.

Вопрос про абже: вроде так называют только сестер по матери? Родные сестры вроде всегда эже или не так?

Кстати слово "аке", на мой южный взгляд, первично по отношению к таким формам как "бай-аке / байке" или например "тай-аке" и т.д. :kg2:

Единственное уточнение - на юге часто применяется все-же "узбекское" произношение этого слова как "акя".

Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

еще на братишек по разному говорят: на юге "ука" и "ини", а на севере "ини"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в этом году в первый раз был на юге КГ

заметил что произношение в городах Ош и Узген более смешалось с узбекским

а в селах все кыргызча

про "апче" слышал что употребляют но у родственников айылда (Чуй) апче не говорят, только эже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Насколько я знаю, то родных сестер называют абже. В Таласе произносится как апче, если не ошибаюсь.

НА юге кыргызы тоже весьма отличаются и даже в произношении. В горных кыргызских аилах больше произносят как "ака", а в долине и в селениях смешанных с узбеками как "акя".

Интересно то, что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

Слово аке в отношении родного отца используется только тогда, когда еще жив дедушка, которого в этом случае именуют ата. Часто родного отца уже по привычке называют аке и после смерти деда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Тоолос имеет отношение к Телеутам проживающим в РФ?

Кыргызские дёёлёсы и алтайские тёлёсы очень близкие родственники. Это подтверждается тем, что и те и другие используют одинаковые поговорки, например такую "тёлёс тёрюн бербейт, тёлёс горюн бербейт", т.е. "телесы не уступают никому почетногоместа "тёр" и не дают места на своем кладбище для иноплеменников.

Телеуты, которые сейчас живут в основном в Кемеровской области отделились от алтайцев где-то в 16-17 веках. В их составе присутствуют, насколько я помню, практически те же племена, что и у алтайцев (южных).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
На И-Куле живут не только саруу, но выходцы из Баргы, Жору (Адигине). Насколько мне известно один из манапов, прекративших традицию похорон в Арстанбабе (туда возили знать), был Сарт аке. Ему и ТИлекмат аке поставлен памятник на южном берегу.

Связи И-кульских бугу с южными племенами Адигине очень тесны. Сейчас восстановлены отношения и на тоях они принимают друг у друга активное учаастие и ставят юрты.

В середине июля кушал барана практически у подножия главной Арстанбобской горы, чистый воздух, чистейшая ледниковая вода, тень от громадных вековых ореховых деревьев, это не передать словами :) После хорошего стола даже пришлось приходить в себя под ледяными струями так называемого малого водопада :)

Кстати весьма интересно местное население Арстанбоба. Типичные кавказцы с орлиными носами говорящие на узбекском языке. Как они там оказались? Их кстати в шутку называют "шайыками" (т.е. "святыми"). Старший брат именует их "македонскими" :) считая потомками Зулькарнайна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

Слово аке в отношении родного отца используется только тогда, когда еще жив дедушка, которого в этом случае именуют ата. Часто родного отца уже по привычке называют аке и после смерти деда.

по-бурятски(которая основана на хоринском диалекте, потомков хори-тумат), абжаа-старшая сестра, госпожа, матушка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
по-бурятски(которая основана на хоринском диалекте, потомков хори-тумат), абжаа-старшая сестра, госпожа, матушка.

Это в который раз доказывает, что тюрки и монголы близкие родственники :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

понимая численное превосходство монгольского войска кыргызы вели постоянную партизанскую воину с воинами Чингисхана, совершая молниеносные набеги и так же молниеносно скрываясь в горных лесах, в которые воины Чингисхана не решались войти.

Термин "партизан" в те далекие времена не употреблялся. Понятие "партизан" относится скорее всего к временам Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати весьма интересно местное население Арстанбоба. Типичные кавказцы с орлиными носами говорящие на узбекском языке. Как они там оказались? Их кстати в шутку называют "шайыками" (т.е. "святыми"). Старший брат именует их "македонскими" :) считая потомками Зулькарнайна.

Да, эти люди действительно потомки макендонцев. Все правильно. Когда я в 1998 году ездил в Арстанбоб (Арслан-Боб) Жалал-Абадской области, то видел вдоль дороги стоящих угрюмых людей с горбатыми носами и тогда мне ребята говорили, что они потомки воинов Александра Макендонского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Термин "партизан" в те далекие времена не употреблялся. Понятие "партизан" относится скорее всего к временам Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

В войске Чынгызхана и кыргызов было предостаточно. Слышал что его телохранители кешиктены в большей части состояли из кыргызов княжеских родов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, эти люди действительно потомки макендонцев. Все правильно. Когда я в 1998 году ездил в Арстанбоб (Арслан-Боб) Жалал-Абадской области, то видел вдоль дороги стоящих угрюмых людей с горбатыми носами и тогда мне ребята говорили, что они потомки воинов Александра Макендонского.

Кажеться у Хайдара Дулати читал про одного правителя Горного Бадахшана, который считал себя потомком Искандера (Александра Македонского)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что в некоторых селениях Жалалабада на отцов говорят не "ата", а "аке".

Такое встречал очень часто и в Таласе. Обяснение такое.

В больших семьях у кыргызов женились в раннем возрасте, в итоге получалось что есть прародитель например, у него есть дети, у детей его еще дети (внуки) и у внуков есть дети (правнуки).

В итоге правнуки называли живого прародителя (которое по понятным причинам, т.е. ранее женитьба, встречалось не редко) называли чон ата, его сына ата, а своего отца уже аке.

После смерти чон ата, и подрастающих правнуков слово аке в отношении отца закреплялось. И это указывает на то, что прародитель увидел не только внуков, но и правнуков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое встречал очень часто и в Таласе. Обяснение такое.

В больших семьях у кыргызов женились в раннем возрасте, в итоге получалось что есть прародитель например, у него есть дети, у детей его еще дети (внуки) и у внуков есть дети (правнуки).

В итоге правнуки называли живого прародителя (которое по понятным причинам, т.е. ранее женитьба, встречалось не редко) называли чон ата, его сына ата, а своего отца уже аке.

После смерти чон ата, и подрастающих правнуков слово аке в отношении отца закреплялось. И это указывает на то, что прародитель увидел не только внуков, но и правнуков.

Благодарю за пояснение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как мне пояснили знающие люди слово апже используется в некоторых районах юга, например в Таш-Кумыре. У нас в Джалал-Абаде так называют сестер матери.

В Таласе апче это сестры отца или дочки старших братьев (также это субардинация распостраняеться внутри подрода например, в зависимости кто старше-младше отец или брат отца, дед или брат деда и т.д. по лестнице). К другим обращение уже может быть эже, жеге и др.

Кара-Кыргыз
рад помочь
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Таласе апче это сестры отца или дочки старших братьев (также это субардинация распостраняеться внутри подрода например, в зависимости кто старше-младше отец или брат отца, дед или брат деда и т.д. по лестнице). К другим обращение уже может быть эже, жеге и др.

рад помочь

Так понимаю, Вы родом из Таласа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...