Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

А в эпосе Алпамыш есть слово ружье, и что с того? Эпосы быстро изменяются в деталях.

согласен, но хотелось бы что бы они сейчас в настоящее время не изменялись, в кыргызстане на базе некоторых эпосов развивается откровенное мракобесие <_< раньше я на них не обращал внимания и считал что это все обычное творчество несколько странных людей, но со временем паразитируя на эпосе стали появляться новоявленные "варианты" и прочий сумасшедший бред <_<
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот мой санжыра. Я Саяк урук Бообий так же называют Кемпирек.

hpGNO6I0.jpg

Уходит к 11-12 векам. Перво предок Ак-Балта. Очень созвучен с младшим братом Жакыпа отца Манаса.

Сын Ак-Балты Чубак тоже созвучен с сыном Ак-Балты по Манасу который был одним из богатырей Манаса.

Как думаете это одни и теже люди?

Изменено пользователем KhanTengri
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KhanTengri

Уходит в 11-12 векам. Перво предок Ак-Балта. Очень созвучен с младшим братом Жакыпа отца Манаса.

Сын Ак-Балты Чубак тоже созвучен с сыном Ак-Балты по Манасу который был одним из богатырей Манаса.

Как думаете это одни и теже люди?

Трудно сказать, сам эпос скорее всего менялся, сперва главными врагами были одни, потом стали джынгары и т.д. Из - за этого трудно определить зарождение самой истории Манаса.

Спасибо за таблицу, я так же из рода Саяк(Кожош - сын Шыкмамата), хотя у меня таблица скачанная с интернета немного отличается.

Кстати, два саяка тестировались в коммереческих ДНК - лабораториях, принадлежат к одной гаплогруппе, но их родство трудно определить, из - за нехватки маркеров и послед. тестирования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читая Семетей наткнулся на это.

Казахский богатырь Уметей – сын покойного Кокчё, не послушавшись народа, решает отомстить за смерть своего отца, погибшего в Великом походе. С большим войском он идет на Талас. Кульчоро, выехав навстречу, радушно приветствует Уметея, но тот говорит ему: “Пусть Семетей заплатит виру за смерть моего отца, отдаст мне коня Тайбуурула, а племя аргынов – в рабство, иначе я истреблю кыргызов”. Кульчоро сообщает об этом Семетею. Каныкей с Бакаем говорят Семетею: “Манас и Кокчё были верными друзьями. Из уважения к духу славного Кокчё отдай глупому Уметею все, что он просит. Подружитесь, казахи и кыргызы – родные братья”. Семетей отправляет к Уметею Кульчоро с напутствием: “Если он готов на дружбу, веди его сюда! Если скажет “нет” – принеси его голову!”. Увидев Кульчоро, Уметей бросает клич “Кокчё!” и нападает на него с копьем. Кульчоро вынужден убить Уметея. Семетей, погрузив тело Уметея на Тайбуурула, отправляется к его матери – своей тётке Акэркеч.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

KhanTengri

Трудно сказать, сам эпос скорее всего менялся, сперва главными врагами были одни, потом стали джынгары и т.д. Из - за этого трудно определить зарождение самой истории Манаса.

Спасибо за таблицу, я так же из рода Саяк(Кожош - сын Шыкмамата), хотя у меня таблица скачанная с интернета немного отличается.

Кстати, два саяка тестировались в коммереческих ДНК - лабораториях, принадлежат к одной гаплогруппе, но их родство трудно определить, из - за нехватки маркеров и послед. тестирования.

А какие оказались гаплогруппы у саяков? Не С3?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Увидел одного саяка, он R1A. А кто второй саяк? Кстати было бы интересно узнать гаплогруппу представителей племени "азык".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увидел одного саяка, он R1A. А кто второй саяк? Кстати было бы интересно узнать гаплогруппу представителей племени "азык".

Второй Саяк тоже R1a, преставителей племени Азык еще не тестировали, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тибетские кыргызы.

оригинал статьи здесь!

"- С кыргызами встретились?

- Да, основная цель поездки достигнута. Мы все-таки нашли поселения кыргызов. Когда мы проезжали один карьер, где добывают горный кристалл, выяснилось, что он принадлежит местному богачу-кыргызу. В тот момент, признаюсь, нас охватила даже некая гордость за него. Наш водитель-уйгур показывал на расположенные тут и там одиночные строения, в которых проживают местные кыргызские семьи. Таких домов мы видели 3-4, но путь к ним преграждала река. Мы остановились у одиноко стоящего глиняного дома и встретились с кыргызской семьей, в которой муж с супругой, сын с женой радушно с нами пообщались на родном языке. Оказалось, что тибетские кыргызы живут крайне скромно, можно сказать, аскетично. Нас угостили водой из ручья. Мы рассказали новости о Кыргызстане, расспрашивали их о жизни, быте. Они очень заинтересовались. Затем, проехав еще какое-то расстояние, мы вскоре увидели поселок из недавно построенных одноэтажных домов-близнецов по оба ряда. Это китайские власти специально построили их для кыргызского населения, чтобы те оставили свои места обитания в высокогорье и переселились в добротное жилье. На тот момент, когда мы были там, многие из них еще не были заселены, но нам удалось поговорить с кыргызом-строителем Абдыласом байке, который и рассказал, что их айыл численностью 3 тысячи человек находится высоко в горах. Туда не проедешь на машине - дорога труднодоступная, можно добраться только на мотоцикле.

x1340256302_kaylas_2.jpg.pagespeed.ic.G_oJwgK8Xr.jpg

Тибетские кыргызы стараются сохранить многовековые традиции, обычаи и не допускают смешанные браки с другими народами. Они поддерживают связь с соотечественниками из отдаленных районов. Нашу беседу прервали два агрессивно настроенных китайца, которые что-то резко сказали нашему собеседнику и жестами дали понять, что наш разговор окончен. Мы уходили немного растерянными. Нам не дали договорить. Вскоре у нас отобрали паспорта и повели к главному начальнику, который, спокойно разобравшись во всем, отпустил.

x1340256367_kaylas_3.jpg.pagespeed.ic.qMPc2tNDFk.jpg

Нужно отметить, это наша вина: мы не взяли разрешение (пермит) на въезд на территорию Тибета. Потому нас постоянно задерживали на военных и полицейских постах для выяснения обстоятельств, никто не мог понять, как нам удалось проехать тысячи километров по запретной территории без разрешения. На постах мы ожидали по 5-7 часов, пока обыскивали наши сумки, рюкзаки, просматривали камеру, куда-то звонили, что-то выясняли. И даже вызывали сопровождение из Каргалыка, и на полицейской машине с мигалкой мы проделали 4-часовой путь до Каргалыка. А наутро был допрос, на который специально пригласили кыргыза-полицейского Сурначи, который деликатно расспросил нас обо всем. Мы все ему выложили без утайки. Он написал рапорт и отпустил нас. Так мы и добрались домой.

- Скажите, для чего нужно знать, жили ли еще где-нибудь на земле кыргызы? Что это дает?

- Это наша история, другая, о которой мы почти ничего не знаем. Ведь когда мы спрашивали земляков, сколько лет они живут на этой земле, те говорили о тысячелетиях. О тибетских кыргызах известно крайне мало. Я счастлива от того, что мы встретили их, это местность G219 по трассе от Али до Каргалыка. Мы также встречали и одиночные глиняные построения, в которых живут наши соплеменники. Они сохранили язык, культуру, обычаи, мы друг друга хорошо понимали. Уверена, что пришло время наладить контакты и всемерно оказывать поддержку нашим сородичам. Это просто удивительно, что и на Тибете есть кыргызы. Этот факт будет началом большого исследования, и можно без преувеличения сказать, что это открытие, требующее пристального внимания государства. Белые пятна в истории нашей страны должны постепенно исчезать.

1340256348_kaylas_4.jpg.pagespeed.ce.7Eb8N0xMIG.jpg

- Что дало вам это путешествие?

- Очень многое. Прежде всего в духовном плане. Произошло какое-то мощное переосмысление ценностей, осознания и понимания многих вещей. И, конечно, хочется верить, что эта информация очень заинтересует отечественных исследователей, историков, этнографов, может быть, будет снаряжена экспедиция по изучению и укреплению связей между тибетскими кыргызами и Кыргызстаном. Когда бываю в таких путешествиях, то по приезде обязательно описываю впечатления в своих книгах, делюсь пережитым, увиденным, размышляю. Эта поездка дала немало материала для будущей книги, которую уже начала писать, и вдохновения для новых работ в кино.

Руст, вы незнаете в какой период они могли заскачить на Тибет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Западных же булгар Боян-Чельбира, оставшихся в зависимости от аварских хаканов, стали называть кара-булгарами, то есть западными, а не черными, как разумели тюрки. Ведь булгары называли запад “кара”, восток - “ак”, север - “кук”, а юг - “сара” или “сары”.

У болгар своя, строго-специфическая геосимволика:

Иван Добрев, Българите за руския народ, държава и култура. София, 2011

http://bolgnames.com/Images/East.Bolgars.pdf

В действителност решението на този проблем е възможно единствено и само според и в рамките на общотюркската по принцип и собствено прабългарската в частност Цветова Геосимволика, която обаче си е строго-специфична и не съвпада напълно със символиките на останалите тюркски племена и народи. Спецификата на прабългарската Цветова Геосимволика е в собствено-своеобразното разпределение на посоките на Света върху конкретните цветове, различно от това в другите тюркски езици. Обяснението тук трябва да е влиянието или заемането(?) на тази символика по-малко вероятно от китайците и най-вероятно от иранците, при които червеният цвят обозначава юг, белият – изток, и черният – север.

Същото решение на проблема предлага и Г. Вернадский [2009], без обаче да експлицира основанията за това:

В русских летописях поволжские булгары иногда называются серебряными булгарами, возможно из-за того, что они были богаты серебром, ввозимым из-за Урала. Они также известны как черные булгары. Это название может быть объяснено в свете китайской традиции, в соответствии с которой каждая из четырех сторон горизонта имела свой особый цвет. Название "черные булгары" обозначало, по-видимому, северных булгар [168].

Нашето решение на проблема допълнително се потвърждава и от факта, че лексемата наименование за север, известното в древноарменска транскрипция праб. чдар всъщност и в действителност е от ирански и още по-точно от източноирански произход, от сарм. *sawdar “черен”, букв. “държащ/носещ черно”, осет. sawdar(æg) “носящая (носящий) траур”, сарм. етнм Σαυδαραται, букв. “черноносещи, чернооблечени”, като иран. *s > болг. č, подобно на бълг. чебър < изтир. *sībyr > осет. sīvyr/sebur > груз. c'beri. Съвременното осетинско продължение само на основата му има облика сау/saw “черный” от иран. syāva-, перс. siyāh, докато самото производно прилагателно име е запазено субстантивирано пак в осет. саудар “носящий траур”, букв. “носещ черно” [вж. и срв. Абаев-3, 42-44,115; ОсРСл, 289].

Между впрочем много приблизително-отдалеко до този проблем се докосва и Ив. Божилов [1979], който обаче, подобно на цитирания от него автор, не само, че съвсем неоснователно-неточно съотнася прабългарската Цветова Геосимволика с общотюркската, при която разпределението на посоките по цветовете е съвсем различно, но така също и локализира Северна/Черна България в междуречието на Прут-Днестър:

Може би най-сериозното доказателство на А. В. Гадло е новото тълкуване на името на черните българи. Според него в случая се сблъскваме с широко разпространената сред тюркските народи символична цветова характеристика на страните на света: кара (qara) – черен (=север).

Благодарение на това указание той заключава: “Българите, живеещи на север от р. Дунав, в междуречието на Прут-Днестър, в северните области на българското царство естествено са разглеждани в Заддунавска България и в Константинопол като северни – черни, а техните земи – Северна – Черна България.” [164].

Затова вече преспокойно може да се приеме и твърди, че в рамките на прабългарската Цветова Геосимволика лекс. кара/чдар “черен” обозначава допълнително-преносно и съответно наименова посоката север, ак/кучи “бял” - юг и купи “тъмночервен” - най-вероятно запад. На тази основа вече трябва задължително да се приеме и знае, че споменаваните с тези определения българи не се различават по цвят и още по-малко пък по нещо друго, а по географска посока и съответно биват северни, южни и западни.

Познаването и съобразяването с тюркската Цветова Геосимволика между впрочем избавя от редица неудобства и помага да се идентифицират правилно отделните тюркски племена. Точно това за съжаление така и не успява да направи Л. Гумилев [2010в], който единствено се самозаблуждава, когато изкарва западните гузи хазари:

Хазары здесь не упомянуты не случайно. Другой фрагмент того же документа, описывающий ситуацию в степи после 747 г., помещает на западе от уйгуров два племени, "происходящие от собак: гара-гусу и гезир-гусу", что удачно расшифровано Дж. Клосоном как кара-гуз и кызыл-гуз, т.е. как черные и красные гузы. "Однако, - отмечает Клоссон, - если эпитет "кара" является общим для тюркских племенных названий, то о "красных" племенах никогда не было слышно".

Так, но тогда "кызыл-гусу" - хазары, о которых уйгурский осведомитель тибетского географа VIII века знал только понаслышке". Аберрация дальности помешала ему ввести в этот вопрос ясность, но нам это сделать значительно легче [3].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джагфар Тарихи:

Тут написано что Булгарский язык пошел от сабанов.

А тут что речь сабанов позаимствовано с кыргызского + наречие масгутов

Джагфар Тарихи это фальшивка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Джагфар Тарихи:

Официально предупреждаю: не надо цитировать фальшивки, это запрещено правилами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джагфар Тарихи это фальшивка.

ууу.... Извиняюсь! я не знал.

РЕЙХАН БУЛГАРИ (булгарский поэт XII в.) - "ЦВЕТЫ КЫПЧАКСКОГО ПОЛЯ"

тоже фальшивка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как думаете город Барскоон мог назваться в честь Кыргызского кагана Барса?

Барс-каан - Барс-коон

каан по нашему хан.

иногда просто кан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь Кыргызского национального напитка "Бозо" с современным пивом.

Как делалась средневековое "Пиво"?

В средние века производство пива в Европе переместилось в монастыри. Европейские монахи усовершенствовали технологию пивоварения, начав использовать в качестве консерванта хмель. Первое упоминание об использовании хмеля относится к монастырским хроникам VIII в. В Германии его стали добавлять примерно в XII веке, в Нидерландах — в начале XIV, а в Англию хмель пришёл в начале XV века.

и так в древнее пиво хмель не добавлялось, как и сахар. Пиво было не алкогольным или слабо алкогольным напитком.

Пиво делалось так:

  • Подработка солода — проращивание зёрен злаков (чаще всего ячменя), сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — солод размельчается и смешивается с водой. Смесь при этом приобретает сладковатый вкус.
  • Фильтрация затора — затор перекачивается в фильтр — чан, где происходит его разделение на неохмелённое сусло и дробину.
  • Кипячение сусла — сусло а также других ингредиентов, варится 1-2 часа.
  • Брожение — простейшие сахара, содержащиеся в сусле, при помощи дрожжей превращаются в спирт и углекислый газ.
  • Фильтрация — пиво фильтруется от остатков дрожжей.

Бозо делается так:

  • Прожарка муки - в начале мука жарится в масле, потом добавляется вода
  • Добавление таруу(овес) - в эту смесь добавляется таруу и вариться в течении часа.
  • Подработка угута(солод) — проращивание зёрен пшеницы, сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — в еще теплую смесь размельчается и смешивается угут.
  • Фильтрация смеси(Чыпкалоо) — в наши дни смесь фильтруется с помощью марлевых тканей. Как это делалось в древности я не знаю.
  • Брожение — в смесь добавляются дрожи и настаиваются.
  • Фильтрация — бозо еще раз фильтруется.

В наши дни вместо таруу(овес) стали использовать кукурузу или смесь кукурузу с таруу. Приятно что Бозо тоже развивается :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так же есть под вид бозо

Ачытма бозо (бозо выдержанный)

5 л бозо,

1 — 1,5 кг сахара.

Бозо налить в эмалированную кастрюлю, нагреть, положить сахар, перемешать и поставить в теплое место.

Выдерживать в течение 5 — 7 суток. В зависимости от времени выдержки возрастает и крепость этого напитка.

При употреблении ачытма бозо разбавляют свежеприготовленным бозо. В старину из этого вида бозо получали спирт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь Кыргызского национального напитка "Бозо" с современным пивом.

Как делалась средневековое "Пиво"?

и так в древнее пиво хмель не добавлялось, как и сахар. Пиво было не алкогольным или слабо алкогольным напитком.

Пиво делалось так:

  • Подработка солода — проращивание зёрен злаков (чаще всего ячменя), сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — солод размельчается и смешивается с водой. Смесь при этом приобретает сладковатый вкус.
  • Фильтрация затора — затор перекачивается в фильтр — чан, где происходит его разделение на неохмелённое сусло и дробину.
  • Кипячение сусла — сусло а также других ингредиентов, варится 1-2 часа.
  • Брожение — простейшие сахара, содержащиеся в сусле, при помощи дрожжей превращаются в спирт и углекислый газ.
  • Фильтрация — пиво фильтруется от остатков дрожжей.

Бозо делается так:

  • Прожарка муки - в начале мука жарится в масле, потом добавляется вода
  • Добавление таруу(овес) - в эту смесь добавляется таруу и вариться в течении часа.
  • Подработка угута(солод) — проращивание зёрен пшеницы, сушка и очистка от ростков.
  • Затирание — в еще теплую смесь размельчается и смешивается угут.
  • Фильтрация смеси(Чыпкалоо) — в наши дни смесь фильтруется с помощью марлевых тканей. Как это делалось в древности я не знаю.
  • Брожение — в смесь добавляются дрожи и настаиваются.
  • Фильтрация — бозо еще раз фильтруется.

В наши дни вместо таруу(овес) стали использовать кукурузу или смесь кукурузу с таруу. Приятно что Бозо тоже развивается :)

Так же есть под вид бозо

Ачытма бозо (бозо выдержанный)

5 л бозо,

1 — 1,5 кг сахара.

Бозо налить в эмалированную кастрюлю, нагреть, положить сахар, перемешать и поставить в теплое место.

Выдерживать в течение 5 — 7 суток. В зависимости от времени выдержки возрастает и крепость этого напитка.

При употреблении ачытма бозо разбавляют свежеприготовленным бозо. В старину из этого вида бозо получали спирт.

Это у вас о "бозо" рецепт приготовления бражки что ли? Научились наверное у русских... :lol:

У нас "божо" или "божа" называется (на тувинском имею виду) продукт из молока получаемое при этапе подготовления водки "арака".

Молоко разливается в "көгээр" сосуд из кожи, где продолжительно разбалтывается и выделяют прекрасное масло. Само оставшиеся молоко слегка окисляется - ну технология схож с приготовлением кумыса.

Потом этот "айран" или молоко наливают в чугунный котел и кипятят, а наверху поставят деревянный цилиндр вида отрезанного конуса, верх накрывается ещё одним котлом или посудой маленького размера в котором положат лед или наливается холодная вода чтобы конденсировались спиртные пары в "араку".

После снятия "араки", снимается конусообразный цилиндр и прочие дивайсы, а с кипяченного молока или "айран"-а снимают верхний пенящийся уровень в чашку или посуду. Вот этот только что снятое жидкое средство с жутко горьким вкусом называется "божо" или "божа". Взрослые люди пили этот "божо", говорят хороший лекарственный напиток будет, чего то очень укрепят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Руст, вы незнаете в какой период они могли заскачить на Тибет?

Я считаю, что нахождение кыргызских племен на Тибете не является сенсацией, они просто отодвинулись чуть дальше своих обычный кочевий в Вост. Туркестане. Еще С.М. Абрамзон писал о том, что некоторые кыргызские роды кочевали вплоть до Тибета:

племена, причисляемые к группе ичкилик — в предгорьях части Алайского и Туркестанского хребтов и прилегающих к ним районах Ферганской котловины, в западной части Алайской долины, в восточной части Каратегина и на восточном Памире, а также в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не КНР; в уездах Ак-Тоо, Улугчат, Таш-Курган, к западу от городов Кашгара, Янги-Гиссара и Яркенда и в уезде Гума — в предгорьях Куэнь-Луня

http://www.vostlib.ru/kirgizy-i-ih-etnogeneticheskie-i-istoriko-kulturnye-svyazi/glava-i-voprosy-95/17718597.html

Куэнь-Лунь - это уже Тибет.

Кроме этого с Тибетом связан тип нашего яка.

"Расселение яка в Северной Киргизии, т.е. в горах Тянь-Шаня, несомненно, шло с юга на север. Это заставляет думать, что тянь-шаньский домашний як скорее всего происходит из Тибета, а не из Монголии, тем более что и южнее Киргизии, в Кашгарских горах и на Кокшаал-тау, живут киргизы, занимающиеся разведением этого животного. Такого же, вероятно, происхождения и яки, разводимые киргизами на Алае и на Памире... по морфологическим признакам алайские яки также ничем не отличаются от тянь-шаньских, а те и другие, в свою очередь, ближе к тибетскому яку, чем к монгольскому"

http://www.vostlib.ru/kirgizy-i-ih-etnogeneticheskie-i-istoriko-kulturnye-svyazi/glava-i-voprosy-95/23899236.html

Еще у кыргызов есть древний заговор, в котором упоминается Кукунор - "Кукунордын кёлюне коч!" - это уже восточный Тибет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызстан и Монголия создадут совместную экспедицию по изучению исторических памятников двух народов

Бишкек, 3 апреля /Жаныл Купешева - Кабар/. Кыргызстан и Монголия создадут совместную экспедицию по изучению исторических памятников двух народов. Об этом сегодня на пресс-конференции в Государственной резиденции «Ала-Арча» заявил Президент КР Алмазбек Атамбаева по итогам переговоров со своим монгольским коллегой.

«Мы провели переговоры и в узком кругу и в расширенном составе с Президентом Монголии. Они прошли с оттенком ностальгии. У нас много общего, ученные Монголии насчитали около 5 тысяч общих слов в монгольском и кыргызском словарях. На территории Монголии находится озеро «Кыргызнур», есть много исторических памятников», - отметил А.Атамбаев.

В свою очередь, глава Монголии Цахиагийн Элбегдорж отметил, что когда летел в Кыргызстан, чувствовал, что посетит братскую страну.

http://www.kabar.kg/rus/politics/full/30575

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот на днях прочитал статью о киргизах под заголовком : Решение проблемы енисейских кыргызов и россомонов , автор Чоро Абдылдаевич ТУКЕМБАЕВ . Что вы думаете ???

http://www.literatura.kg/articles/?aid=1391

Изменено пользователем Kirikmiltik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...