Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Ферганские кыпчаки

Рекомендуемые сообщения

Неужели харчины это кипчаки?Во внутренней Монголии их численность большая.Мангыты обычно так же из ногайцев.Мангыт у нас означает татары.

Харчины это потомки кипчакских воинов,которые проживают компактно с другими пришельцеми асут,хангин.Они в основном юго-восточных гобийских аймаках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Харчины это потомки кипчакских воинов,которые проживают компактно с другими пришельцеми асут,хангин.Они в основном юго-восточных гобийских аймаках.

Харчинов в ВМ около 500 тыс.хорчинов 2млн.Хорчины от хори ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорчин(сумчин) этот название как торгут,кешиктен,хошут.Слышал,что они бывшие керейты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С торгудами сложно.У турков есть тургут,у казахов кереит.Две разные племена не связанные между собой.У нас торгуды с ханским родом кереит не отделимы друг от друга.По Вашему термин торгут возник при Чингис-хане?Тургут и торгут просто созвучны или изначально были едины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Харчины это потомки кипчакских воинов,которые проживают компактно с другими пришельцеми асут,хангин.Они в основном юго-восточных гобийских аймаках.

Сами харчины считают себя потомками кипчаков ?

Асут - потомки ассов-аланов, хангин - канглов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, не знаю.Некоторые из них знают ,но большинство уже не помнят свое прошлое.Хангин это канглы.

По Вашему термин торгут возник при Чингис-хане?Тургут и торгут просто созвучны или изначально были едины?

Они вероятно, остатки армии Хулагу хана.

§ 226. "Прежний отряд турхаутов, вступивший в службу вместе с чербием Оголе, пополнить до 1000 и передать под команду чербия Оголе же, из родичей Боорчу. Один тысячного состава полк торхаутов передать под команду Мухалиева родича - Буха; другую тысячу турхаутов передать под команду Алчидая, из родичей Илугая; третью - чербию Додаю; четвертую - чербию Дохолху; пятую - родичу Чжурчедая - Чанаю; шестую - Ахутаю, из родичей Алчи. В седьмой полк, из отборных богатырей, поставить командиром Архай-Хасара. Этому полку быть несменяемым, повседневным полком - гвардии турхаутов. В военное время быть ему передовым отрядом богатырей". Итак, командированные по избрадию от тысяч гвардейцы турхауты составили отряд в 8000. Ночной стражи - кебтеулов, вместе со стрельцами-лучниками, также стало 2000. И всего- - отряд в 10000 человек - тьма кешиктенов. Чингис-хан повелеть соизволил: "Наша личная охрана, усиленная до тьмы кешиктенов, будет в военное время и Главным средним полком".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, не знаю.Некоторые из них знают ,но большинство уже не помнят свое прошлое.Хангин это канглы.

Они вероятно, остатки армии Хулагу хана.

От Хулагу хана очень логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная карта Крымских бейликов: Обратите внимание на территорию кипчаков в виде морды волка :asker28it:

ab4985940c19.jpg

Некоторые кипчакские подразделения сохранившиеся в названиях аулов: Алгазы-Кипчак, Байоглу(Байлы)-Кипчак, Бенказы-Копчак, Беляуз-Кипчак, Кара-Кипчак, Каралар-Кипчак, Куллар-Кипчак, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кипчак, Самарчик-Кипчак, Сары-Кипчак, Стобан-Кипчак, Ташлы-Кипчак; Эльгеры-Кипчак, Лаш(Баш?)-Кипчак, Коп-Кипчак, Ашага-Кипчак(ашагъа ~ашагъы "нижний", орта "средний" и юкъары "верхний"), (къурулу "небольшой участок под садом, виноградником и т.п.", ср. Курулу, Курулу-Кипчак, Джага-Кипчак в Карасубазарском кайм., Каясты-Кипчак, Учкую-Кипчак (къую "колодец", ср. ойконимы Копкую "много колодцев", Учкую "три колодца" или "кипчаки трех колодцев"), Ени(Яни)-Кипчак

Теперь можно внимательно поизучать карту ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА Крымского полуострова:

7c4dc9657e04.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тамга кипчаков Крыма в точности совпадает с тамгой монгольских Бесутов.

Есть другая тамга треугольник.

11.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тамга кипчаков Крыма в точности совпадает с тамгой монгольских Бесутов.

Есть другая тамга треугольник.

11.gif

Треугольная тамга называется "тумар"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кырк это кыргыз?

Нет - это разные племена, с разными тамгами и родовыми подразделениями и по видимому разными происхождением...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М. ГУСМАН: Ему 50 лет, из них большую часть жизни воюет. Естественно, волей неволей…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я знаю эту шутку: ему 50 лет, из них 60 он воюет. И это правда. Кроме того, генерал Дустум, как правильно говорили, советский узбек, мы тоже об этом будем говорить.

М. ГУСМАН: Иногда его еще относят к такой народности, как кипчаки. Это такая народность. Но большинство считают его узбеком.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему вы сказали про кипчаков, я не понял.

М. ГУСМАН: По некоторым сведениям, он принадлежит к этой народности.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но он себя позиционировал всегда как лидер узбеков.

М. ГУСМАН: Тем не менее в целом ряде документов в свое время его относили к народности кипчаки. Кипчаки – это народ, очень близкий к узбекам. Это такая народность внутри узбеков, если с большой натяжкой сказать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наргиз?

Н. АСАДОВА: Ну да, но лучше давайте не будем…

_____________________________________________________________________________________________________

Абдул-Рашид Достум

В годы Афганской войны 1979—1989 был командиром 53-й дивизии правительственных войск, состоящей преимущественно из узбеков и отчасти таджиков.

После поражения просоветского режима в 1992 возглавил фактически независимый 2,5-миллионный центрально-северный регион Афганистана (провинции Балх, Джаузджан, Фарьяб, Кундуз) со столицей в Мазари-Шарифе, прозванный «Дустумистаном», который имел собственное правительство, деньги и хорошо вооружённую армию (в том числе танки и самолёты советского производства) численностью до 65 тысяч человек. афганский военный и политический деятель; генерал, Дважды Герой Афганистана (1986 и 1988).

.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У узбеков было племя кырк.Но существует ли оно до сих пор неизвестно.

В перечне каракалпакских родов точно помню видел кырк, только оно не основное а где то на уровне подродов по моему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племена Минг, Юз(Джуз) и Кырк происходят по наименованиям военных единиц времен Джучиева улуса.

Эти племена состояли из воинов без роду и племени, сгруппированных в одно племя...

Буквально:

Минг(каз. Мың) - Тысячники

Юз или джуз(каз. Жүз) - Сотники

Кырк( каз. Қырық) - Сороковники...

По старшинству племен согласно убыванию...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КИПЧАКИ АФГАНИСТАНА

Есть интересные данные о кипчаках проживающих в Афганистане. Никогда не мог предположить что в этой стране есть кипчаки. Как сказал мне один аксакал "Кыпшаксыз жер жок, кыпшаксыз ел жок". :qazaq1:

29b8ffa00632.jpg

49ce28fadd1d.jpg

Мой ботовский перевод(речь идет о провинции Меймене на северо-востоке Афганистана):

Как экземпляр любопытную смесь рас здесь, мы находим колонии около 600 или 700 семей кипчаков поселились на равнине Кайсар и холмы за ней, около 12 миль дальше на восток. Где они пришли они не могут сказать, и они являются единственными представителями этой расы в этой стране. У них двое вождей или Миры, два брата имени Хаким Хан и Карим Хан, которые утверждают, спуск с большой Чингис хана.Последний умер в 1227 году, и вполне возможно, что это остатки некоторых из его могучих орды которые наводнили страну. В горах, выше кипчаки, в месте под названием Чахар Tagou, живут другое племя, насчитывающее около 300 семей, называемых Karaie. Кто или что они никто не может сказать, и невозможно, чтобы добраться до заснеженных долинах в это время года. Все, что я слышу о них в том, что у них есть три Миры, названный Peerhat Бег, Бег Туре, и Морад Бег, которые боролись между собой в течение многих лет, но в последнее время они поселились все распри по взаимному давая дочерей в брак со всех сторон , и теперь, наконец, в покое. Говорят, что они напоминают по внешнему виду кипчаки, и, как кипчаки очень похожи Usbegs, я не думаю, есть что-то особенно заметно о них.Общий язык среди всех этих племен Турки в различных диалектов, но почти все понимать и говорить на персидском, а также.

________

Индийский путешественник Мир Изатулах пишет о племенах северного Афганистана перечисляя наименования и места расселения вместе с такими племенами как катаган, чагатай и другие. Сообщает что кипчаки проживают в Sencayrek(?);

Кто может сообщить где находится Sencayrek?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПО ТЕМЕ:

При въЬздЬ въ укрЬпленіе Верное можно видеть оставшійся цЬлымъ огромный развесистый тополь по самой серединЬ укрЬпленія. Это дерево yцЬлЬло, благодаря воспоминаніямъ лицъ, бывшихъ въ экспедиши 1850 года. МнЬ Г-ій, командиръ экспедиціоннаго отряда, разсказывалъ такъ это дЬло. Бывшій приставъ Большой Орды, Врангель, доносилъ много разъ генералъ-губернатору Западной Сибири, Горчакову, о необходимости двинуться за рЬку Или. По словамъ пристава, заилійскіе киргизы(казахи старшего жуза) просили неоднократно помощи у русскихъ, чтобы избавиться отъ невыносимой деспотіи коканскихъ кипчаковъ. ПослЬдніе были въ то время господствуюшимъ народомъ въ Коканскомъ ханствЬ хотя и принадлежали къ киргизскому(казахскому) народу; даже самъ ханъ былъ кинчакъ. Кинчаки въ то время фактически были господами Большой Орды за р. Или. Они держали свой гарнизонъ въ укргЬпленіи, построенномъ киргизскимъ(казахским) богатыремъ Тайгубекомъ(Тойшыбек) на рЬкЬ Курту (впадающей слЬва въ Или). Врангель писалъ, что необходимо занять это укрЬпленіе и прогнать коканцевъ въ Коканъ. Между тЬмъ Врангель просилъ увольнения, а Горчаковъ приказалъ Г-му съ отрядомъ изъ 200 казаковъ, 50 солдагь и двухъ конныхъ орудій занять укрЬпленіе Тайгубека.

Г-ій передъ выступлением советовался съ Сюкомъ Аблайхановымъ, извЬстнымъ своею преданностью русскимъ, но тогда не управлявшимъ болЬee джалаировцами, будучи смЬненъ нашею властью по интригамъ враговъ Россіи. Сюкъ предупредилъ Г-го, что онъ встрЬтить измЬну. Отрядъ выступилъ въ мартЬ 1850 года изъ Копала по долинЬ Джонке въ ущелье Чимъ Булака. Отсюда отрядъ повернулъ къ устью Тургенъ и здЬсь переправился черезъ Или.

Заилійскіе киргизы встретили нашъ отрядъ холодно; одинъ изъ вліятельнЬйшихъ изъ нихъ, Рустемъ Абулфеизовъ, принялъ Г-го чрезвычайно холодно. KpoмЬe того, послЬдній узналъ, что Дулаты, находившіеся въ вЬдЬніи Султана-Али, человЬка дву смысленнаго, хотя имЬвшаго отъ Государя брилліантовую медаль и чинъ подполковника, хотятъ присоединиться къ кинчакамъ.

Отъ Тургеня отрядъ повернулъ вправо и пошелъ по большой караванной дорогЬ, параллельно горному хребту. Вся низменность между горами и Или была занята многочисленными аулами; но старшины не шли съ поклонами. На горахъ и кругомъ отряда появлялись многочисленный толпы калмыковъ, смотрЬввшихъ недружелюбно на отрядъ.

Подошли къ Тайгубекову кургану. Орудія открыли огонь, но ничего не могли сдЬлать противъ стЬнъ, сложенныхъ изъ сырцовыхъ кирпичей, шерсти и глины и имЬвшихъ весьма солидную профиль. На другой день штурмовали укрЬпленіе, но колонна, состоящая изъ тридцати храбрецовъ, была отбита. Нужно было отступать. Еще наканунЬ штурма, ночью, тылъ отряда былъ атакованъ сбродомъ въ несколько тысячъ киргизъ, которые неожиданно ринулись на солдатъ съ крикомъ гай! гай! Ихъ отбили картечью. Едва отрядъ тронулся въ обратный путь какъ его охватила со всЬхъ сторонъ масса въ десять или двенадцать тысячъ человЬкъ, пытавшаяся бросаться въ атаку. Но отрядъ, имЬя въ головЬ и въ хвосгЬ своемъ по орудію и двадцати пяти солдатъ, отбивалъ атаки. Такимъ порядкомъ пришли на Алматинки, въ местность, гдЬ стоить теперь Верное, Отрядъ сталъ у большого тополя, про который идетъ рЬчь.

Ночью слышно было, какъ киргизы рубили урюковыя и яблонныя деревья, росшія тогда по Алматинкамъ въ изобиліи, и устраивали завалы на пути отступленія отряда. Крутые подъемы изъ ручьевъ киргизы поливали водою, чтобы затруднить въЬздъ орудіямъ. Между тЬмъ проводники, бывгше при отряди, говорили, что пути по АлматинкЬ и Каскелену нЬтъ, а нужно непременно идти къ Тургеню. ТЬмъ не менЬе Г-ій повернулъ на Каскеленъ и Талгаръ. Это его спасло: киргизы подумали, что отрядъ повернулъ, чтобы грабить аулы, разбросанные въ большомъ количествЬ до самой Или. Потому большая часть джигитовъ, кружившихся доселЬ около отряда, ринулась, чтобы спасать аулы. Отрядъ видЬлъ, что тамъ поднялась полная суета. Аулы поспЬшно вьючились и укочевывали. Когда же при одномъ изъ спусковъ черезъ Каскеленъ наши стрЬлки убили одного знаменитаго киргизскаго батыря, то и остальная часть киргизъ оставила отрядъ въ покоЬ. Дерзость киргизъ, кидавшихся чуть не въ рукопашный бой съ нашими солдатами, объясняется и малочисленностью отряда, и тЬмъ, что и у пехоты, и у артиллеріи оставалось чрезвычайно мало зарядовъ, которые необходимо было беречь къ решительной минута. При отрядЬ находились также дЬти Русгема и султана Али, но первый перебЬжалъ къ нападавшимъ киргизамъ еще изъ-подъ большого тополя, а послЬдній велъ себя тоже очень двусмысленно.

По возвращеніи Г-го Сюкъ былъ сейчасъ же возстановленъ правителемъ джалаировъ, султану Али погрозили серьезно; сынъ Рустема, Аблай, был схваченъ и отправленъ въ Березовъ на жительство. Онъ бЬжалъ оттуда и погибъ отъ голода въ тундрахъ. Вот наша первая попыика утвердиться за Или...

На горахъ и кругомъ отряда появлялись многочисленный толпы калмыковъ, смотрЬввшихъ недружелюбно на отрядъ. - Откуда тут калмыки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИЗ ПРОШЕНИЯ САРЫБАГЫШСКИХ МАНАПОВ

ОРМОНА НИЯЗБЕКОВА И УМЕТАЛЫ ОРМОНОВА

ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ И С ПРОСЬБОй

О ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ И О РАЗРЕШЕНИИ КОЧЕВАТЬ

В МЕЖдУРЕЧЬИ ЧУ И ИЛИ

1852г., марта23, кочевье на р. Чилек

Усльишав, что часть дулатов и абданов Большой орды в прошлом году бежала от России к кипчакам и что места в восточной стороне Алатау, по левую сторону Или, между впадением в нее р. Нарьша и с западной стороны р. Каскелена, остались свободными, мы, посоветовавшись с народом, полагающимся на наш ум, не видя ничего дурного от России, в декабре нынешнего года, в самое холодное время перешли по глубокому снегу через Алатау и, претерпев сильные мучения, прикочевали на свободные зимние и летние кочевки, оставленные беглыми киргизами. Когда мы хотели заняться пашнями, на местах, оставленных свободными и без хозяев, то некоторые непокорные России киргизь(казахов) той же Большой орды абдановских и дулатовских волостей, не позволяя сеять на пашнях, воруют наш скот и даже обирают семя для посевов, которое киргизы вывозят с китайской линии от калмыков; поэтому мы и не в состоянии заняться пашней; притом же и волости от зимней перекочевки потерпели упадок, И МЫ теперь бедные люди, а если не займемся пашней, то нам невозможно будет существовать.

Мы не знаем в настоящее время, на что решиться и не уйти ли назад. Почему киргизы абдановских и дулатовст их волостей неприлично принимают нашу сюда перекочевку, делая противные поступки. Мы полагаем, что они узнали о приходе и преданности нашей России, ибо сами любят кипчаков и потому грабят и воруют ваш скот; кроме этого дурного им мы iщчего не сделали. Мы перекочевали сюда в надежде, что принадлежность зимных и летних кочевок никому не объявлена открытым предписанием, а места эти во всяком случае царские и что они свободны и без хозяев — тоже справедливо.

Упомянув в прошении этом Ангустейшее Имя Милостивого Государя Императора нашего, мы со всеунижением просим дать народу, называемому черными киргизами(настоящие киргизы) зимние и летние места, свободно оставленные бежавшими к кипчакам киргизами(казахами) по нашей стороне или между реками Нарыном и Каскеленом. — Затем абданьи и дулаты пусть не владеют одинаково местами по ту и другую сторону Или, а чтобы на одной стороне жили мы, а на другой — они, равно сохранились бы и наши названия отдельно, т.е. они назывались бы Большой ордой, а мы — черными киргизами. Мы вместе с киргизами жить не можем, им не верим и в них сомневаемся, но если от одних, кипчаков встретится несчастие, то мы надеемся на провидение, ибо под покровительством Государя нашего и Кенесару Бог дал нам в руки. Но в настоящее время сердце наше разделяется надвое: мы не знаем, кто наши враги, абданьи ли с дулатами, или кипчаки, а потому опять с унижением покорнейше просим удалить обитающих на нашей стороне Или абданов с дулатами прежде посева пашен их, если киргизы эти подданные России, но, впрочем, мы и теперь не знаем кипчакские или русские подданые эти абданьи и дулаты.

Еще раз просим разъяснить между нами, т.е. наш берег Или отдать весь нам. Если жетiросимьие места будут даиы нам то и остальнои народ урочищ Кунгеи Терскей и Чуй имеет намерение придти сюда и самый Ала-тау будет тогда для нас близок. Я имею сношения с черными киргизами, кочуIощими на урочйщах: джумгал, Кочкор, Нарыиi и Кетмень-Тюбе: — эти киргизы тоже хотят прикочевать сюда, но только выжидают времени, когда эта сторона Или будет принадлежать нам.

Желая доказать службу нашему Государю, мы в феврале нынешнего года ополчались в 700- человек киргиз нашего ведения, чтобы привести назад бежавших к кипчакам черных киргиз и киргиз Большой орды, но так как для этого абданы и дулатьи никакого содействие не оказали, то мы и возвратились назад.

По прошению этому мы желаем, чтобы ни было, получить известие к 20 апреля, прежде засева на пашнях, но если просимьие места для нас не будет даны, то мы намереваемся возвратиться. Почему? — Народ наш без пашни существовать не может. — Будете ли вы на это сердиться, или нет, — сами знаете.

Если по прошению этому последует поведение от Милостивого Государя Императора нашего, то да исполнится это через пристава при киргизах Большой орды, господина майора Перемышльского.

В удостоверение этой просьбы нашей прилагаем свои печати манапы: Урман Ниязбеков и Умбед-Али Урманов. 1852 года марта 23 дня, просьба эта записана и отправлена с восточной стороны Ала-Тау, с р. Чилек.

Верно: генерал-майор рГВИА. Ф. департамента Генерального Штаба.

Оп. 287. д. 37. Л. б — 9. делолроизводственный перевод. современный подлиннику. 1 Подпись не разборчяво.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Оказывается албаны и дулаты любят кипчаков :az1:

В этом тексте под именем кыпчаков упоминаются кокандцы. Со времен Мусульманкула аталыка кыпчаки играли в Коканде исключительную роль, их влияние на страну было сильным, скорее всего какандские нерегулярные войсковые соединения также были в большинстве своем кыпчакскими, поэтому и кыргызы именуют кокандцев кыпчаками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П. П. Иванов в напечатанном им в 1939 г. предварительном обзоре архива хивинских ханов опубликовал текст и перевод очень важного документа (по описи Иванова — № 12), ныне ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 487), содержащего реестр земель, принадлежавших племенам хытай, кыпчак и канглы в бассейне канала Кегейли, в районе Даукара и по течению Ялпак-узяка и Кок-узяка, общей площадью 213 214 танапов (см. Иванов, Архив (ЗИВАН), стр. 20—21).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом тексте под именем кыпчаков упоминаются кокандцы. Со времен Мусульманкула аталыка кыпчаки играли в Коканде исключительную роль, их влияние на страну было сильным, скорее всего какандские нерегулярные войсковые соединения также были в большинстве своем кыпчакскими, поэтому и кыргызы именуют кокандцев кыпчаками.

Версия Ч. Валиханова.

Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе — из родов султы и сарыбагыш, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чу и принадлежащего ташкентцам). Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владениях, платя последним ничтожную дань, К западу от албанов, т.е. от Тургена, кочуют дулаты и чапрашты (смежно) до истоков р. Чу и далее за ней через р. Талас из ташкентских городов и укреплений.

Дулатовские кайсаки превосходят все другие роды [Большого жуза] как своею многочисленностью, так и воинственностью и богатством. Их в пять раз больше, чем албанов, в три раза, чем джалаиров, не говоря уже о других незначительных родах Большой орды. Некоторые поколения дулатов, албанов и большая часть чапраштов кочуют и на правой стороне Или. Оба эти рода еще делятся на несколько отделений и подразделений, но об этих разделениях будет подробнее объяснено в своем месте1.

Заилийские кайсаки больше других находились под влиянием ташкентского владычества и, находясь в близком соседстве с отдельным независимым народом — киргизами (бурутами), принуждены были вести с ними борьбу, а потому до вступления русских войск за Или эти киргизы Заилийский край считали местом укрывательства и оставались безнаказанно. Ныне, с занятием пункта за Или, вследствие преследования за преступления эти буйные племена сделались более спокойными.

Древние насыпи и курганы в Заилийском крае свидетельствуют о древнем присутствии каких-то народов. Владения народов уйсунь, уйгуров, джунгар сменяли одно другое2. Последний народ был завоеван китайцами в 1755 году, а все владения этого народа Китайская империя включила в свои пределы.

Большая орда, кочевавшая по Таласу и далее к Ташкенту, под начальством Аблай-хана двинулась на восток и после удачной и продолжительной борьбы вытеснила их за Малый Алатау и заняла свои давние места. Итак, эти места, по сказаниям кайсаков, вновь заняты Большою ордою у калмыков, и, следовательно, притязания китайцев на эту страну несправедливы, [так как] с появлением исконных жителей она стала независимою.

Хотя до появления русских войск в этой части степи Большая орда и считалась под покровительством России с 1824 года, но китайцы не переставали посылать в Заилийский край свои отряды для сбора ничтожной дани до 1840 г., в который они потерпели горестное и плачевное поражение от здешних чапраштов при урочище Тирен-Узек.

Отряд состоял из трех тысяч китайцев и, собирая ясак, намеревался пробраться к ташкентскому аксакалу для переговоров. Еще до сих пор китайцы не могут забыть этого поражения и с глубоким негодованием отзываются о всяком кайсаке чапраштинского поколения.

В это же время с запада с еще большим корыстолюбием беспокоили Большую орду их единоверцы — кокандцы, собиравшие с них зякет (подать). По всему видно, что это обременяло кайсаков, и кокандцам нелегко было принудить ордынцев к добровольному платежу зякета. Они употребляли для этого военную силу. Равномерно кокандцы хотели военного рукою заставить и алатауских киргизов платить им зякет, но последние сильно сопротивлялись и, имея неприступные горные кочевья, остались независимыми. Я говорю это о бурутах, кочующих в верхних частях Иссык-Куля.

Кушпек, знаменитый и умный наместник Ташкента, сам ходил с большими отрядами в Большую орду и к киргизам. Он построил несколько укреплений; впрочем еще до него в Заилийском крае около р. Каскелен ташкентским минбаши (тысячни­ком) был построен в 1773 году ташкентский курган, но известнейший здесь варвар — султан Рустем4 изменнически перерезал воинов, и курган их разрушен был до основания. Развалины всех сих курганов до сих пор живо видны в Заилийском крае.

Впоследствии осталось только одно Тойчубеково укрепление5, возобновленное в новейшее время, и через него действовали на сбор зякета. Но и оно в 1861 году под начальством казачьего полковника Карбышева [было] разрушено русскими войсками. После этого сбор зякета продолжался уже отрядами и то только около Чу.

До разрушения Тойчубековского замка в нем находилось постоянно человек 50 сартов* {в черновом списке вместо сартов: было кипчаков. Это более правильно.}, которые вместо охранения спокойствия и сверх своей обязанности сами занимались грабежами караванов.

Прочное занятие пункта за Или в 1853 году русскими навсегда прекратило здешние беспорядки, и можно надеяться, что страна эта, через которую идут важнейшие пути в Кульджу, Кашгар и к горным киргизам, в скором времена зацветет своею торговлею и богатством.

О КИРГИЗ-КАЙСАЦКОЙ БОЛЬШОЙ ОРДЕ

Печатается по тексту ССВ, т. 3, с. 9-17. Рукопись хранится в ААН (ф. 23, оп. 1, д. 22/3, лл.4-9). Существует беловая копия в Архиве ВГО (разряд 70, оп. 1, д. 14), восходящая к другой, ныне отсутствующей.

Публикуемая копия датируется 1854—1855 гг., т. е. временем занятия Заилийского края и основания укрепления Верного. В составлении этой серии, видимо, принимал участие и Г.Н. Потанин, который также интересовался вопросами истории, географии, этнографии и культуры Казахстана. Возможность совместного написания подтверждается словами Г. Н. Потанина. Он пишет, что при беседе с Чоканом "все что меня заинтересовало, я начал записывать для памяти; сначала я носил эти записки в кармане... Впоследствии... завел большую тетрадь. В это время география и этнография Киргизской степи сделались для меня любимым занятием и Чокай помигал мне наполнять тетрадь своими рассказами. Таким образом, мы занесли в нее обстоятельное описание соколиной охоты у киргизов. Он рассказывал, я записывал". (См.: Сочинения Ч.Ч. Валиханова, СПб., 1904, с. XVI).

Вполне вероятно, что статьи, входившие в тетрадь Г.Н. Потанина ("Составные части киргизского пороха", "О хлебопашестве", "Юрта". "О киргиз-кайсацких могилах"), записаны им под диктовку Ч.Ч. Валиханова, и в них проявилась индивидуальная манера письма Г.Н. Потанина. В некоторых рукописях имеются абзацы, приписанные позднее рукой Г.Н. Потанина. Название дается па основании ссылки Ч. Валиханова на эти работы (см. ССВ, т. 1, с, 316).

Примечания:

1 ...об отих разделениях будет подробнее объяснено в своем месте.— Это обещание автора, к сожалению, не нашло отражения ни в черновом, ни в беловом варианте.

2Владения народов уйсунь, уйгуров, джунгар сменяли одно другое. —

Уйгуров и джунгар нельзя считать основными аборигенами Семиречья. Коренными жителями его с древнейших времен были племена, входившие в усуньскую конфедерацию, восходящие в свою очередь к своим предкам — семиреченским сакам. С VI—VIII вв. в числе основных жителей Семиречья были известны чигили, тюргеши, карлуки. ягма и некоторые другие, которые, как и их предшественники, оставили курганы, городища, надписи на камнях и т.д. Джунгарское завоевание Семиречья было кратковременным (первая половина XVIII в.).

3…Последний народ был завоеван китайцами в 1755 г., — Ч. Ч. Валиханов: допускает фактическую ошибку в отношении времени разгрома Джунгарского ханства. В начале 50-х гг. ойратские войска во главе со своим предводителем Амурсаной продолжали ожесточенное сопротивление цинской армии и только в 1758 после ряда серьезных поражений Джунгарское ханство было окончательно уничтожено и вошло в состав империи Цинов (см: Я.Я. Златкин. История Джунгарского ханства, 1635—1750; Изд. 2-ое, М. 1983. с. 279-304

4 Султан Рустем – современник героя поэмы Джамбула Супатая. Они боролись за свободу и независимость казахов Большой орды от Китая и Кокандского ханства. Из архивных документов явствует, что впоследствие Супатай занял несколько иную позицию.

5… Тойчубеково укрепление – военная крепость, построенная Тойчубеком на берегу Аксая у подножия Заилийского Алатау. Тойчубек – крупный казахский феодал, управляший казахами племен чапрашты и дулат, ставленник Кокандского ханства. Укрепление разрушено отрядом Карбышева в 1861 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5… Тойчубеково укрепление – военная крепость, построенная Тойчубеком на берегу Аксая у подножия Заилийского Алатау. Тойчубек – крупный казахский феодал, управляший казахами племен чапрашты и дулат, ставленник Кокандского ханства. Укрепление разрушено отрядом Карбышева в 1861 г.

ТОЙШЫБЕК БАТЫР

Тойшыбек Касаболатулы (1783-1860) - би, батыр. Выходец из рода Ботпай племени Дулат Старшего жуза. Родился в ауле Таран (современное название) Жамбылского района Алматинской области. Тойшыбек батыр принимал участие в национально-освободительном движении казахского народа во главе с Кенесары Касымовым.

В 1849 году вблизи города Алматы, на месте пересечения рек Аксай и Карасу построил укрепление. Длина укрепления - 85 метров, высота стен - 5 метров. Выражал протест против колонизации Российской империей Жетысуского края, а также пользовалься поддержкой Кокандского ханства в борьбе с колонизацией. А также оказывал военную поддержку укреплению, которую построил на свои средства в целях предотвращения набегов барымтачей. Укрепление находилось близ рек Иль и Большая Алматика, с этой целью держал в своем укреплении военный горнизон во главе с кокандцем Аккулбеком. Укрепления Тойшыбек батыра имели стратегическое назначение, так как находились на торговых путях. Тойшыбек батыр оказывал военную поддержку торговцам и облагал их налогами.

В 1850 году Российская империя направляет вооруженный отряд во главе с капитаном Гутковским в укрепление Тойшыбек батыра. В ходе боя Тойшыбек батыр отстоял свое укрепление и потерял около 200 человек.

Год спустя в июне 1951 года Российское правительство для взятия укрепления Тойшыбек батыра отправляет экспедицию во главе с полковником Карбышевым, численностью 1370 человек. В ходе боя Тойшыбек батыр видя превосходство вооруженного отряда, принял решение об отступлении в район реки Шу, воспользовавшись отступлением полковник Карбышев дает приказ разрушить укрепление Тойшыбек батыра. Отступив Тойшыбек батыр совместно с сыном Байсейтом, а также заручившись поддержкой кокандского ханства организовывает нападания на аулы, которые присягнули царской России.

Ответом на данные события стало, нападение в 1854 году во главе с приставом Перемшильским на укрепление Тойшыбек батыра, в ходе которого в плен попадает старший сын Тойшыбек батыра, со своей семьей и погибает около 40 человек. Также осенью 1854 года Тойшыбек батыр Касаболатулы вместе с кыргызскими манапами Орманом, Жангарашем и Жантаем, и кокандцами организовывает нападение на аулы, которые признали господство царской России. Последние годы жизни Тойшыбекбатыр Касаболатулы провел в местности близ Пишпека (Бишкек).

Тойшыбек батыр умер в возросте 77 лет близ аула Какпактас, Кордайского района, Жамбылской области.

В городе Алматы есть улица имени Тойшыбек Касаболатулы.

Источник:

Казахстан, национальная энциклопедия, 5 том

___

Тойшыбек батыр сподвижник Кене хана:

Бұл тұста айта кетерлiк жай, қазақ халқының бiртұтастығын, оның Ата Заңымен, өмiр салтының бұзылмауын армандаған Кенесары ханның Орта жүзден ойысып, Ұлы жүз жерiне келуi — Тойшыбектiң орыстарға деген көзқарасының өзгеруiне әсерiн тигiздi деуге болады.

1846 жылы Кенесары хан Жетiсуға келгенде алғаш Тойшыбек батыр аулына келiп түседi. Олар Кенесарыны орыс отарлаушыларынан қазақтардың қорғаушысы ретiнде дәрiптеп қарсы алады. Оның Жетiсуға келуiнiң себебiн дұрыс түсiнген әдiл би әрi батыр Тойшыбек Кене ханның көптеген саяси iстерiне көмектесiп, барынша қолдау көрсеткен.

Тойшыбектiң Жанқожа, Шынқожа, Асан, Шыңғыс, Керiмбек, Байсейiт, Найзабек, Бiташ атты ұлдары және екi қызы болған. Тойшыбектiң ұлдарының iшiнде Байсейiт жас та болса Ұлы жүз батырлары қатарында Кенесары әскерiнiң сапына қосылған. Сонымен қатар қазақтың туыстасу дәстүрiмен Тойшыбек батыр бiр қызын Кенесарыға ұзатып, құдандалы болған. Тойшыбектi өз көзiмен көрген, көп жылдар қазақ даласында айдауда болған поляк революционерi А. Янушкевич "Қазақ даласына сапар туралы жазбалар" деген еңбегiнде: "Ұлы жүздiң атақты қазақтарының бiрi Тойшыбек Кенесарыға қызын ұзатыпты" деп көрсеткен.

Атақты ақын Жамбыл атамыздың шәкiрттерiнiң бiрi Саядiл Керiмбеков жырлаған "Кенесары — Наурызбай " дастанында Тойшыбек батыр мен Кенесары ханның кездесуi былайша суреттелген:

" ... Тынбай көшiп арада

Тапты Кене тез елдi...

Ұлы жүздiң iшiнен

Тойшыбек батыр дегендi.

Тойшыбекке келгенде

Жол аударған ебелек

Жедел келдiм жебелеп,

Алатаудың бауырына

Әрең жеттiм көбелеп... "

___

Жетiсудағы саяси оқиғаны қадағалап отырған қоқандықтар 1848 жылы көктемде Iледегi бекiнiске Аққұлы бастаған үш мың адамдық әскер жiбермекшi болады. Үлкен қатердiң таяп келе жатқанын аңғарып отырған Тойшыбек би — оларды “мұсылман дiндес, құрамындағы қыпшақтар бауырлас, түбiмiз бiр халықпыз” деп жақын тұтып, өз бекiнiсiне Қоқан әскерiнiң орналасуына келiсiмiн бередi. Сондықтан аталмыш бекiнiсте Қоқандық (қыпшақ.- примечание Казтуган) Аққұлы басқарған гарнизон тұрған-ды. Ата-қонысынан айырылып қалмау үшiн елiн, жерiн қорғауға бел буған Тойшыбек би орыстарға қарсы жан аямай, ашық күреске шықпақшы болады. Ол бұл күресте қоқандықтарға арқа сүйейдi. Өйткенi, Қоқан хандығы қаншалықты жайсыз болғанымен, патша өкiметiне қарағанда қазақтарды ата-қонысынан қуған емес-тiн.

Ресей әкiмшiлiгiнiң Тойшыбек бекiнiсiн басып алудағы мақсаты, Алатау бөктерiне жаңа бекiнiс салып, Iле бойына нық орнығу болатын. Осы Тойшыбек бекiнiсi үшiн қоқандықтар мен Ресей арасында туындаған бәсекелестiктiң ақыры шайқасқа алып келедi. 1850 жылдың наурызында Ұлы жүз қазақтарының приставы қызметiн атқарушы К.К. Гутковский 2 зеңбiрегi бар 200 казак — орыс әскерi, 50 жаяу әскерiмен Қапалдан шығып, сәуiр айының 19-да бекiнiске шабуыл жасайды. Орыстарға қарсы тұруға Тойшыбек би Пiшпектен қоқандықтар мен қырғыздарды көмекке шақырып, өз туын көтерiп, 3000-дай қолды бастап шыққан. Тойшыбек би туы астына жиналғандарға Рүстем сұлтанның қолы қосылып, 6-7 мыңға жеткен. Қазақ қолдарын Шаншар батыр, Сұраншы батыр, Диқанбай, Әшекей, Тiлеуқабыл билер мен Құдаймендi төре бастап шығады. Орыс әскерлерi сәуiрдiң 19-20 күндер аралығында қорғаушыларға қарсы зеңбiрекпен оқ атқылаға¬нымен олардың қатты қарсылығына ұшырап, бекiнiстi бұзып кiре алмайды. 21 сәуiр күнi орыс отряды бекiнiске шабуылдауға батпай, шегiнуге бет алады. Ал қазақтар түнделетiп, ағаштарды кесiп құлатып, жолдарын бөгеп, отрядтың зеңбiректерiн алып жүруге кедергi жасауға тырысады. 22 сәуiрде қоршауда қалған орыс отряды зеңбiректен оқ жаудырып жатып, Түрген жақпен келген жолын өзгертiп, Қаскелең мен Талғар жаққа қарай ат басын бұрады. Iлеге дейiн жағалай қонған ауылдарын ескерту үшiн қазақ жiгiттерi ұрыс даласын тастап, ауылдарына қарай шабады. Қазақ ауылдары тез теңдерiн буып, үдере көшедi. Осылайша қазақ жасақтарының екiге жарылуы К.К. Гутковскийдiң әскерiн бiржола талқандалудан сақтап қалды. Қайтар жолда орыс отряды өздерiне шабуылдаған қазақтарды атқылап, көп адам шығынға ұшырайды. Солардың iшiнде Шаншар батыр Қосағалұлы қазақтың намысы үшiн орыс әскерлерiне қарсы шауып, басына үш бiрдей оқ тиiп, жау қолынан мерт болады. Оның қаза болуы қазақ жасақтарына ауыр тиедi. Өйткенi, қазақтар Шаншар батырдың өлiмiнен соң бұрынғыдай екпiнмен шабуылдай алмай қалады. Әйтсе де Шаншар батырдың ерлiгi ел есiнде қалды.

Тiлемiс Есболұлы өз жырында Шаншар батырдың ерлiгiн:

“Соғысып Ақ патшаның әскерiмен,

Iленiң сағасында Шаншар өлген”,

— деп көрсетедi.

Үмiткен БҮРКIТБАЕВА, өлкетанушы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...