Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Известные казахи - кереи последних веков (прославленные батыры, акыны, шешены и др.):

Тұрсынбай батыр (1713-1819) (жайылған-балта-ашамайлы):

если Абулхаир хан ориентировался на Россию, Самеке хан и Абулмамбет хан склонялись к ханствам Средней Азии, Аблай хан лавировал между Россией и Китаем, то Тұрснбай батыр был против всех этих ориентаций, был за полную независимость. По его плану необходимо было объединить казахов, башкиров, ногаев и каракалпаков в единое государство. Ханской власти быть не должно. Во главе государства должен стоять вождь «аға көсем» и его четыре помощника – вожди от каждого народа. Этот план поддержали только керей-уаки и некоторые роды Младшего жуза, входившие в его отряды. Тогда Тұрснбай батыр сказал: «Ағаш қамшы елде көп, аттанарда бірі жоқ» (народу много, но при принятии решений никого не найдешь). Из-за размолвок в 1758 г. покинул ханскую ставку и удалился в свои родовые кочевья в Северную Сары-Арку.

Жәнібек батыр Сарыбердәулетұлы

(ум. 1788 г.)

Қотырақ батыр

Жабай батыр из рода есенәлі

(про него в народных поэмах есть слова: Ағашта биікті айтсаң, қарағайды айт. Найзасының ұшына жау міңгізген, есенәлі керейде Ер Жабайды айт)

Асқан батыр

Ақманбет батыр

Марқаш батыр

Мүсет би Жылкелдіұлы

(родился в 1800 г. Известен как непревзойдённый оратор-шешен, в словесных поединках состязался наравне с такими знаменитыми казахскими биями как Құнанбай, Саққұлақ, Алшынбай и др.)

Тоқсан би Қарабайұлы

(рубеж 18-19 вв. Его отец Қарабай правил родом алдай керей, населявшим некоторые районы нынешних Омской, Томской и Тюменской областей. Токсан би известен также как яркий оратор и би. Его прямые потомки проживают ныне в с.Буркут Ялуторовского района Тюменской области)

Доғалақ Тоқсанұлы

(Сын Тоқсан би Қарабайұлы. Его рукопись назидательных слов хранится сейчас в Центральной библиотеке Академии наук Республики Казахстан, 140-я папка)

Бейсен би Дөненбайұлы

(Известный би-күйші из рода жанат-абак керей из Буыршынского района Алтайской области СУАР Китая)

Итеш шешен Кішкейұлы

(1825-1905 гг., известный би-оратор из рода ажы керей. Руководил аулами Акшаулинской волости Аягузского района)

Тышқанбай би Тілеубердіұды

(1832-1891 гг., также известен как би-оратор, его аулы кочевали по соседству с аулами Құнанбая)

Шарий батыр

(Лидер национально-освободительного движения в Восточном Туркестане КНР, был избран ханом казахами Восточного Туркестана. Казахи, в основном из племени керей, совместно с кыргызами, западными племенами монголов (потомки ойратов), уйгурами и татарами, выступили против притеснений со стороны китайского правительства. В 1933 г. было объявлено о провозглашении Исламской Республики Восточный Туркестан в составе КНР. Но вскоре китайцы сломили сопротивление повстанцев и схватили предводителей национально-освободительного восстания. Были арестованы их авторитетные руководители Сейтеке би, Абдолла и др. Кереи под предводительством Шарий батыра и Хусаин тайши были вынуждены перекочевать в Баркольский район, а в 1941 г. большая их часть перешла в Индию, в штат Кашмир)

Оспан батыр Ісләмбайұлы

(несмотря на негативные оценки наших братьев - монголов:

1899-1951 гг. Талантливый, мужественный и мудрый полководец. Наряду с Шарий батыром, возглавлял в 1930-1940 гг. борьбу казахов за независимость Восточного Туркестана против колониальной политики коммунистических Китая и России. Оспан батыр происходил из рода молкы-абак керей. Он продолжил борьбу в 1943 г. Его войска полностью изгнали китайских гоминьдановцев из Илийского, Тарбагатайского и Алтайского округов, добившись тем самым полной независимости казахов Синьцзяня. Однако победа китайской народной революции в 1949 г. и усиление влияния коммунистов СССР и МНР в этом регионе, свели на нет завоевания Оспан батыра. Оспан батыр отдал свою жизнь борьбе за свою Родину – исконные кочевья абак кереев. Сопротивление продолжалось до 1950 г. После поражения от китайских правительственных военных частей часть кереев ушла в Монголию, другие в Индию и СССР. В апреле 1951 г. Оспан батыр был схвачен китайцами и расстрелян в г.Урумчи КНР).

Қозыбай шешен Нәупілұлы

(1822-1914 гг. Родился в ауле Маманай на территории нынешнего Жамбылского района Северо-Казахстанской области, Қызыл Жар. Принадлежит к роду таузар (кошебе, ашамайлы керей). Известен в народе как искуссный оратор, поэт. Оставил устное творческое наследие. Народ называл его «Сарыарқаның арыстаны» (лев Сарыарки). Его отец Нәупіл знаменитый батыр Сарыарки.

Қожаберген батыр, жырау (көшебе-ашамайлы)

(Автор знаменитой поэмы (жыр) «Елімай», посвящённой годам Великого бедствия казахов «Актабан шұбырынды, алқа көл сулама», родом северо-казахстанский керей.

Біржан сал - акын.

Классики казахской литературы:

Сәбит Мұқанов (род сыбан)

Ғабит Мүсірепов (род сыбан)

Может кто и поправит, а может и дополнит B)

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аза, Ваша историческая Родина - это Семиречье, Южный Алтай и долина Черного Иртыша, короче земли Баян-Улгий и рядом. А где Вы сейчас проживаете, в каком аймаке или городе (если не секрет)?

Моя родина Халха-Монголия.Моя нация-Монгол.Думаю, вы этого ни когда не можете отнимать у меня. :rolleyes: Намозайке написано.Пока проживаю у брата среднего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя родина Халха-Монголия.Моя нация-Монгол.Думаю, вы этого ни когда не можете отнимать у меня. :rolleyes: Намозайке написано.Пока проживаю у брата среднего.

Я имел в виду прежнюю родину найманов, но не лично Вашу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел в виду прежнюю родину найманов, но не лично Вашу.

Земля предков естесвенно Монголия ,дальше возможно северо-западный Алтай,Саян,Сибирская леса, река Иртыш.Мои днк больше показывает туда.Но это мне не мешает быть монголом.

Ваша где? Тоже сибирская леса?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А.К.Б.:

вероятно это сохранившиеся «воспоминания» или кочевая память о предках - Кок тюрках создавших Эль с таким же названием: «Ман-ги» – Вечный Эль, а сами Ман-ги (Мэнь-гу/Мынь-гу) – вечные, непобедимые.

Как известно китайские иероглифы сильно искажают инородные слова, но в единичных случаях этого не происходит. Именно таким случаем можно считать как никогда точную передачу китайскими иероглифами «Мэнь-гу» правильного звучания тюркского этнотермина «Ман-ги» (вечные), сохранившегося ныне в монгольском (халха) произношении как «Монгол».

Ну Вы это сильно.

этноним Монгол зафиксирована во многочисленных источниках не только на китайском. Не какой Манги Эл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну Вы это сильно.

этноним Монгол зафиксирована во многочисленных источниках не только на китайском. Не какой Манги Эл.

Приведите пожалуйста многочисленные источники (только не советские и не ССМ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известные казахи - кереи последних веков (прославленные батыры, акыны, шешены и др.):

Жәнібек батыр Сарыбердәулетұлы

(ум. 1788 г.)

Может кто и поправит, а может и дополнит B)

неверно

Жәнібек Бердәулетұлы (1714-1792) он из ру Сары, Жантекей, Абак... т.е. сын Бердаулета из Сары, но не сын Сарыбердаулета...

и ещё из кереев:

Сегізсері, шын аты Мұхамет Қанапия Бахрамұлы (1818-1854), Біржан сал (1834-1897), Махамбет Өтемісұлы (1803-1846)...

а из более-менее современников

Муканов, Мусрепов, Магауин, Серкебаев, Далелхан Жаналтай, Халифа Алтай.... Майра Керей (Мухаммед кызы)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Земля предков естесвенно Монголия ,дальше возможно северо-западный Алтай,Саян,Сибирская леса, река Иртыш.Мои днк больше показывает туда.Но это мне не мешает быть монголом.

Ваша где? Тоже сибирская леса?

почему леса? (здесь отвечу за моего родича, тоже керея) - "западно-и-центрально-монгольские" (т.е. керейские и найманские) Степи... мои предки по лесам "не бегали"... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

почему леса? (здесь отвечу за моего родича, тоже керея) - "западно-и-центрально-монгольские" (т.е. керейские и найманские) Степи... мои предки по лесам "не бегали"... :)

Он сказал что,он из сибирских кереев.По вашему слову есть там какие то степи получается.

Мог я ошибится насчет представление сибирских степи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он сказал что,он из сибирских кереев.По вашему слову есть там какие то степи получается.

Мог я ошибится насчет представление сибирских степи.

"западно-монгольские" степи - есть... безусловно... по рекам Онон и Керулен - всё вокруг степи...

а если о "Сибири" - вокруг Омска, Орынбора... неужели тундра? B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расселение Аксары и Курсары Кереев (Рашид ад-Дин, Г.Ф.Миллер, И.Г.Андреев, М.С.Муканов и др.):

Первый этап - до 11 века неизвестен.

В 11-13 вв. при правлении Тугрулхана (Ван/Онхана) и его предков роды Аксары и Курсары (Тарышы Ашамайлы Керей) в числе других родов расселялись и имели кочевья (нынешняя Монголия): в долинах рек Керулен, Онон (Анан), Селенга, Орхон, Тола, Онгын, Аргун, по правому берегу Шилки, между горными хребтами Хангай и Хэнтэй, по Долону гористой местности к юго-западу от современной Урги, около озёр Далай-нор и Кок-нор, а также в райоах Великой китайской стены в местности Уткух, Калаир, Эргэне-Кун. Владели городом Кара-Корум, а также в «Отюкенской черни» – горной тайгк на склонах Хангая.

Летними ханскими пастбищами служили земли: Талан-Құсауыр, Дабан, Науһыр.

Зимовками служили: Құба-Қая, Аутегін, Аурұн-Күркін, Түш, Барай, Шырқ, Құлусын, Откү-Құлан, Жалауыр-Құлан.

Ставками правого крыла его войска были земли: Ылат, Тарат, Айжиек, Құтықан, Аруұт, Үкіріт, Илат, Тартыт.

С первой четверти 13 века (битвы и последующее отступление от Чингизхана) роды Аксары и Курсары расселились и кочевали в Юго-Западной Сибири в образованном потомком Тугрул хана Тайбугой Сибирском Юрте на землях: Тюменская, Курганская, Омская, по рекам Тобол, Иртыш, Обь, в междуречье Оби и Иртыша, Западный (степной) Алтай (район Кулунды).

С 1828 года и поныне землями родов Аксары и Курсары по причине стеснений от колонизаторской политики России (земельных, административных и прочих реформ, к примеру Устав о сибирских киргизах 1822 года) стали казахстанские земли Среднего Жуза - окрестности Кокшетауских гор и озер: Бурабай (курорт Боровое), Шортанды (Щучинск), Акколь, Сарымсакты, Сары-Булак, Таттимбет. Есиль, а также часть земель граничащих с ними регионов: Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской (ближе к Астане), Павлодарской (северные Иртышский, Селеты, и Железинский районы - мой в частности...), Омской и Алтайского края (Кулунда).

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расселение Аксары и Курсары Кереев (Рашид ад-Дин, И.Г.Андреев, М.С.Муканов и др.):

Не думаю что при Раде были курсары и аксары.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С первой четверти 13 века (битвы и последующее отступление от Чингизхана) роды Аксары и Курсары расселились и кочевали в Юго-Западной Сибири в образованном потомком Тугрул хана Тайбугой Сибирском Юрте на землях: Тюменская, Курганская, Омская, по рекам Тобол, Иртыш, Обь, в междуречье Оби и Иртыша, Западный (степной) Алтай (район Кулунды).

Можно уже без сомнений утверждать что Тайбуга был буркутом. Такая племенная принадлежность указана во многих шибанидских источниках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно уже без сомнений утверждать что Тайбуга был буркутом. Такая племенная принадлежность указана во многих шибанидских источниках.

Жаке, а прослеживается ли род Буркут от Тайбуги до кереитов Монголии? А также от Тайбуги до нынешних кереев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю что при Раде были курсары и аксары.

Об этом говорит Г.Ф.Миллер основываясь на сибирских летописях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаке, а прослеживается ли род Буркут от Тайбуги до кереитов Монголии? А также от Тайбуги до нынешних кереев?

буркуты по Нусрат-наме ветвь ойратов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об этом говорит Г.Ф.Миллер основываясь на сибирских летописях.

Такого у Миллера не читал. Читал только про отождествоение Он-Сома с Ван-ханом. Про аксары и курсары Миллер не писал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такого у Миллера не читал. Читал только про отождествоение Он-Сома с Ван-ханом. Про аксары и курсары Миллер не писал.

В примечаниях указано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно казахским преданиям, предком Ашамайлы Кереев, т.е. северных, является легендарный прародитель Ошыбай.

Если исходить из взаимозаменяемости в тюркской фонетике (языках и диалектах) звуков «а» и «о», а также «м» и «б»,

то понятия: Ашамай и Ошыбай одно и то же, где, мне кажется, «Аша/Ошы/Ажы» это крест (+) - название тамги кереев. Кто как думает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно казахским преданиям, предком Ашамайлы Кереев, т.е. северных, является легендарный прародитель Ошыбай.

Если исходить из взаимозаменяемости в тюркской фонетике (языках и диалектах) звуков «а» и «о», а также «м» и «б»,

то понятия: Ашамай и Ошыбай одно и то же, где, мне кажется, «Аша/Ошы/Ажы» это крест (+) - название тамги кереев. Кто как думает?

Во первых, дорогой маньчжуровед, докажи что на казахском слово "Аша" (кстати на современном халха монгольском ац, может казахи заимствовали у монголов :lol: ) есть слово крест!

Во вторых этот тамга "аша" не такой как (+), а перевернутое на 45 градусов, что и прекрасно соответствует названию "аша - ац" а не крестик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во первых, дорогой маньчжуровед, докажи что на казахском слово "Аша" (кстати на современном халха монгольском ац, может казахи заимствовали у монголов :lol: ) есть слово крест!

Во вторых этот тамга "аша" не такой как (+), а перевернутое на 45 градусов, что и прекрасно соответствует названию "аша - ац" а не крестик.

Да проверил слово "аша" на казахском языке явный монголизм.

Если нет то маньчжуризм, проверьте пож-ста дорогой Акскрбордж. :lol:

На тюркском языке монгольское "ац или ача" слово соответствует "адыр - айыр".

Это слово есть в казахском языке наряду с "аша".

айыр

вилы, разветвленный, раздвоенный, аир, раздваивать, разрывать что-либо по всей длине

аша(заимствование монгольское ац - ача??)

вилка, развилина, подпорка (с раздвоенным концом), деревянные вилы, пика с двумя зубцами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну само слово Хэрээ,/Хирээ,Хэрэх,Хэрэл/ ж есть крест.В ССМ есть фраза "Ногай керел кережу" в смысле идти в виде креста/военный ход передовых отрядов, как собака/.

12653684.png

Ац,ацан сэрээ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да проверил слово "аша" на казахском языке явный монголизм.

Если нет то маньчжуризм, проверьте пож-ста дорогой Акскрбордж. :lol:

На тюркском языке монгольское "ац или ача" слово соответствует "адыр - айыр".

Это слово есть в казахском языке наряду с "аша".

В казахском обозначение "вилы" (хоз.инструмента или столового предмета "айыршык") - это айыр, а применительно к родовым тамгам только "гребень" - тарак.

Про монголизмы Вы дружище прекращайте, а то сами себя скоро полностью "сдадите" нам, чем больше приводите примеров, тем больше обнаруживается тюркизмов в монгольских! :lol:

Крест или крестик как ни крути (хоть по часовой, хоть против, хоть на 45 градусов, как угодно) он всегда останется крестиком.

Вы правильно заметили, но не правильно объяснили казахское слово "аша". Аша - это подпорка раздвоённая наверху, а не вилы. Подпорки бывают разными - и такая (как Вы пытаетесь доказать) "Y" и такая "Х".

А если верить Азе (хэрээ = крест), то могу привести аналогичную этимологию с саха тыла "Кэриэс = крест". :lol:

Но Вы не ответили по самому вопросу, о связи "Ашамай" с "Ошбай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском обозначение "вилы" (хоз.инструмента или столового предмета "айыршык") - это айыр, а применительно к родовым тамгам только "гребень" - тарак.

Про монголизмы Вы дружище прекращайте, а то сами себя скоро полностью "сдадите" нам, чем больше приводите примеров, тем больше обнаруживается тюркизмов в монгольских! :lol:

Крест или крестик как ни крути (хоть по часовой, хоть против, хоть на 45 градусов, как угодно) он всегда останется крестиком.

Вы правильно заметили, но не правильно объяснили казахское слово "аша". Аша - это подпорка раздвоённая наверху, а не вилы. Подпорки бывают разными - и такая (как Вы пытаетесь доказать) "Y" и такая "Х".

А если верить Азе (хэрээ = крест), то могу привести аналогичную этимологию с саха тыла "Кэриэс = крест". :lol:

Но Вы не ответили по самому вопросу, о связи "Ашамай" с "Ошбай".

Аша - монголизм, потому что только казахском языке оно используется.

А на тюркском "аша" имеет смысл - есть, еда, голодать...

Аша - подпорка на казахском (на монгольском багана). И ведь крестом не делают подпорки. :lol:

Есть казахский род "баганалы" - это тоже может монгольское слово? Имеет ли смысл подпорка?

Да, бағана - столб, столбец тоже монголизм значит.

Насчет "Ашамай" и "Ошбай" мне нет разницы, как хотите так и называете. А этот Ошбай случайно не из Оша?

На саха тыйла слово "кэриэс" может быть либо русским либо монгольским заимствованием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аша - монголизм, потому что только казахском языке оно используется.

А на тюркском "аша" имеет смысл - есть, еда, голодать...

Аша - подпорка на казахском (на монгольском багана). И ведь крестом не делают подпорки. :lol:

Есть казахский род "баганалы" - это тоже может монгольское слово? Имеет ли смысл подпорка?

Да, бағана - столб, столбец тоже монголизм значит.

Насчет "Ашамай" и "Ошбай" мне нет разницы, как хотите так и называете. А этот Ошбай случайно не из Оша?

На саха тыйла слово "кэриэс" может быть либо русским либо монгольским заимствованием.

Скорее всего Вы ошибаетесь. Как обычно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...