Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Из ССМ.

Мухулая звали гоо (гуа) Мухулай, то есть красавица Мухулай. Видно что они были жалайрскими красавицами поскольку отца его тоже величали как Гүн гуа (гоо).

То есть не "ува" и не связан с буддийским "уваш или убаши".

Калмыцком эпосе "Джангар" поется о красавице богатыре Мингияне, может отголоска об гоо Мухулае. ;)

Монгол: Mongolian archer

УБА - название реки в Восточном Казахстане - приток Иртыша

Изменено пользователем JALAIRBEK
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот получил прелюбопытную (на мой взгляд) краеведческую статью о башкирах (рода гарей, и не только...)

http://kamatannari.pressarb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=571:2009-04-17-09-23-40&catid=6:2008-11-18-12-19-07

http://kamatannari.pressarb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=606:2009-04-24-08-06-22&catid=6:2008-11-18-12-19-07

Остальные деревни района расположены на территории племени иль-гарей до границ с Янаульским районом. От границ этого района на глубину 50 километров на левой стороне реки Буй, т.е. в нашу сторону, до владений племени урман-гарей на востоке - территория племени уран. На территории племени уран нынче проживает население Янаульского и часть Татышлинского районов. Уранцы ближайшие соседи гайнинцев. На территории уранцев расположена часть русских и марийских деревень Краснокамского района. На гарейской волости нашего района в 1856-1959 годах было всего 57 деревень. Буртюковская тюба относилась к идель-гарейской волости.

Основное племя района гарей, по-другому кирей и киреит, в составе Золотой Орды имело хороший контакт с кунгратами. А кунграты были влиятельной силой при дворе джучидов, Джучи - старший сын Чингисхана. Жена золотоордынского хана Токты была из племени кунграт. К тому же предки племени гарей стояли на службе в войсках Джебе и Субедей и занимали привилегированное положение, обладали на своей территории великим авторитетом. Они проникли в Предуралье и в Поволжье как авангардный отряд татаро-монгол. С кого много спрашивается, тому многое и прощается. Этим и связано уверенное, «хозяйское» поведение гарейцев на занимаемых территориях. Сначала гарейцы расселились на Белой - в районе, который они до сих пор называют иль-гарей. Позднее в конце ХIV- ХV в., часть племени углубилась в забельские леса, где получила название урман-гарейцев. Они граничат с племенем уран и иректэ. Именно на этой территории расположено большинство деревень Татышлинского района.

Каким материалом обладает молодежь для изучения прошлого своего рода? Почти никаким. Даже поколение моего возраста знает своих предков максимум до третьего колена. Многие башкирские шежере (о них уже написаны или пишутся книги) отражают жизнь южных, юго-восточных башкир, а про нас еще книги не написаны. Нам обижаться на молодых, что они не знают свою родословную, тоже необоснованно.

В каждое поколение вложен определенный смысл. Первое поколение - отец и мать; второе — сын, дочь; третье поколение - внук, внучка (ейэн, ейэнсэр); четвертое поколение — правнук, правнучка (булэ, булэсэр); пятое поколение - пра-правнук (туа, туасар); шестое поколение - пра-пра-правнук (туа ят - чужой родится); седьмое поколение - пра-пра-пра-правнук (етеят - семь раз чужой). После седьмого - семь раз чужой - башкиры считать не стали.

Северо-западная Башкирия, особенно к югу от р. Белой — основной и наиболее древний район этнических процессов, приведших к сложению башкирской народности. Здесь наиболее четко просматривается крупная роль на завершающих этапах башкирского этногенеза (ХIII-ХIV вв.) собственно кыпчакской мигрании (канлы, гэре, елан, киргиз, каршин, ельдяк, кайпан, казанчи, таз, уран, ирэкте). В этническом формировании северо-западных башкир существенную роль сыграло местное, а позднее и пришлое финно-угорское население (племя уваныш, подразделения ар, сирмеш, нукшы), но они ассимилировались в составе тюркских племен, но в то же времени изменили и облик ассимилирующего человека. М.С.Акимова пишет: «Башкиры северо-западной части Приуралья по своему физическому типу приближаются к восточно-финским народам».

Колонизационный поток ХVI в. и численное преобладание в составе переселенцев татар дает толчок этническому развитию башкир в сторону татаризации. Миграция татарского населения с Поволжья стабилизировала и углубила культурно-языковую обособленность северо-западных башкир. В.М. Флоринский пишет: «У башкир монголоидные черты почти незаметны, и вообще башкиры стоят гораздо ближе к татарам, нежели к монголам». И башкирский историк Б.Х. Юлдашбаев отмечает, что язык западных и северозападных башкир, давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский. Это результат тесного общения татар и башкир при сложившихся условиях”.

Кроме разрушения родоплеменной системы, колонизация края привела к изменению привычного уклада жизни башкир. Многие разорялись. Мерилом богатства кочевых башкир служило число лошадей. Разорившийся скотовод переходил в зависимое сословие, вынужден был заниматься земледелием и ремеслом, а они были не в почете. Но как только у бедного жатака (ятак-оседлый, ленивый) появлялось достаточное количество скота, он тотчас становился кочевником-скотоводом. Это была их жизнь.

Историк В.М.Черемшанский пишет: «Время кочевок есть цель жизни башкирца. Подвергаясь всем невзгодам за зиму, перенося голод и холод, башкир при первом дыхании весны забывал все и, лишь земля начнет освобождаться от зимнего покрова, а растительность обнаруживать признаки жизни, лицо его расцветало радостью. Еще задолго до срока - все готово у башкир к вожделенному отъезду на кочевье. Как только наступает время выезда, все население приходит в движение. Мужчины, снуя из двора во двор и собираясь толпами на улице, толкуют о наступающей кочевке, женщины укладывают домашние вещи, старики рассказывают молодежи о прелестях давно минувших кочевок, а джигиты с жадностью слушают эти обольстительные рассказы. И, вот наступает долгожданное время - начало или середина мая. Собирается истощенный от бескормицы скот, лошади запрягаются в арбы, другие седлаются под отдельных седоков, и таким образом целыми вереницами, всем аулом, башкиры отправляются в поход. Так продолжается до июля, тогда они приступают к сенокошению. С окончанием этих работ, кончается и сезон кочевки, и башкиры начинают тянуться обратно в свои деревни. Но при возвращении не заметно того веселого оживления, которое предшествовало и сопровождало отъезд».

Иван Лепехин о зимовье и кочевках пишет: «Всяк, кто видел башкирцев в зимовье, почтет их за других людей. Там я видел униженных, боязливых, истощенных. Тут, напротив того, в кочевках увидит их смелых, некоторым образом горделивых, предприимчивых и здоровых. Но откуда же в столь короткое время в них бывает перемена? Отдаленные в горах места рождают в них некоторый образ вольности. Чистота и приятность воздуха, здоровейшая по их привычке пища, свободная и беззаботная жизнь ободряет их душевные и телесные силы». В кочевой среде действовал принцип: «будет народ - найдется земля», в оседло-земледельческой наоборот: «будет земля - найдется население».

процитировал, естественно не всё, кому любопытно, айда по ссылкам.... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.698

...As in the case if the Naimans and the Keraits, I have remitted the proof that the Merkits were Turks and not Mongols to these notes...

с.698

...Как и в случае с найманами и кереитами, я отослал доказательство того, что меркиты были тюрками, а не монголами к этим заметкам...

Leo de Hartog "Genghis Khan - Conqueror of the World" Barnes & Noble Books, New York, 1999 (Copyright 1989):

(перевод с англ. - мой, А.)

cтр.4 "...До того как Чингиз хан принял на себя власть, Кереиты и Найманы были самыми влиятельными племенами. Общепринято, что центр региона, который занимали Кереиты, должен был находиться вдоль верховий реки Орхон; на востоке их территории ограничивались рекой Тула, а на юге - рекой Онгиин. Считается, что Кереиты были Тюркского происхождения, и они подверглись сильному монгольскому влиянию. Согласно сирийскому Бар Эбраусу (Bar Hebraus), Кереиты были обращены в Несторианство примерно в 1000-м году. К западу от Кереитов жили Найманы - в то время наиболее могущественное племя; их можно рассматривать как монголизированных Тюрков.

Morris Rossabi "Khubilai Khan - His Life and Times" - University of California Press, Berkeley - Los Angeles - London, 1988

с.4, конец второго абзаца сверху:

"...Однако централизованная власть отсутствовала, и независимые ТЮРКСКИЕ племена, включающие Уйгуров, Найманов, Кереитов и Онгутов, продолжали проживать на той же территории..."

Перевод фрагмента из 6-го тома Кембриджской Истории Китая. Под ред. Х.Франке и Д.Твитчетта. Кембридж 1994, Юниверсити Пресс.

с.611

...Что касается этнических элит, тюрки, разумеется, были наиболее надежной и привилегированной группой после самих "монголов" в Китае 13-го-14-го веков. Это привилегированное положение легко объяснялось особыми отношениями сложившимися между различными тюркскими племенами и "монголами" в начале 13-го века. 57 (IGOR DE RACHEWILTZ, Turks in China under the Mongols: A Preliminary Investigation of Turco-Mongol Relations in the 13th and 14th Century, in: CHINA AMONG EQUALS - THE MIDDLE KINGDOM AND ITS NEIGHBORS, 10th - 14th CENTURIES, EDITED BY MORRIS ROSSABI, Chapter 10, University of California Press - Berkeley - Los Angeles – London, pp.281-310. http://forum.eurasica.ru/topic263.html )

К 1225 г. уйгуры, карлуки, канглы, кипчаки, онгуты, кереиты и найманы (были ли последние два племени тюрками или монголами является предметом дебатов) - все подчинились Чингиз хану. "Монголы" адаптировали тюркскую уйгурскую вертикальную письменность к своему разговорному языку, и тюрки, многие из которых были уйгурами, служили военными советниками, секретарями, императорскими наставниками, и гражданскими администраторами у "монголов" в пре-кублайхановский период. В этот период "лингва франка" восточных степей был тюркский язык, а не персидский.

Во время правления Кублай хана большое количество тюрков продолжало работать при дворе в качестве императорских советников, учителей принцев, переводчиков и военных офицеров. Мать Кублай хана Соргагтани Беки была в конце концов кереитской принцессой, и Кублай хан вырос в окружении тюркских советников. В пост-кублайхановском Китае во время правления династии (чингизидов) Юань тюрки преуспели в политической интриге - самым выдающимся политическим персонажем среди них был кипчак Ель-Темур (Yen T'ieh-mu-erh, умер в 1333 г.).

Среди различных групп тюрок уйгуры были в наибольшей степени ответственны за создание моста между китайской и "монгольской" культурами. Много уйгуров были переводчиками толмачами с китайского и других языков на "монгольский", и несколько из них были несомненно китаизированы, что можно видеть из их литературных и научных достижений на китайском языке. Большинство западных и центральных азиатов, которые владели степенями чин-ших были уйгурами...

Что за супер-полиглоты были эти тюрки 13-14-го веков!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.22

The Keraits - In regard of the Keraits I hold very heretical views. They have been almost, if not quite, universally treated as Mongols. I believe, on the contrary, that they were Turks, and have given reasons at some length in the notes at the end of this volume...

Перевод

с.22

Кереиты - Относительно кереитов я придерживаюсь очень еретических взглядов. Они почти всегда, если не всегда, всеми считались монголами. Я же считаю в противоположность этому, что они были тюрками, и даю мои некоторые соображения в заметках в конце этого тома...

Henry Howorth "History of the Mongols - From the 9th to the 19th Century" Pt 2, The So-called Tartars of Russia and Central Asia, Division 1, Elibron Classics, @2005 Adamant Media Corporation, published in 1880 by Longmans, Green and Co, London

с.13

К тому, что я сказал о найманах, жалаирах, дурманах и уйгурах в предыдущем томе, у меня нечего добавить. Найманы (как я там показал) до прихода Чингиз хана доминировали над северной Джунгарией, от Иртыша до Каракорума. Жалаиры и дурманы были ТЮРКСКИМИ племенами живущими среди "монголов", в то время как уйгуры жили в хорошо известном Бешбалыке и его окрестностях.

Заключение, к которому я пршел в том томе относительно Кереитов было подкреплено дальнейшим рассмотрением. У МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ, ЧТО ОНИ БЫЛИ ТЮРКАМИ, А НЕ МОНГОЛАМИ. Я должен тут сказать, что они упомянуты на страницах Хайдара. В описании одной из кампаний Тимура он говорит нам, что тот послал Бехрама Жалаира, Хитая Бехадура и шейха Али Бехадура на территорю Алмату. Они столкнулись с Кереитами на реке Айшек Хатун. Буква т в слове Кераит является просто монгольским множественнм числом, и это племя все еще существует в Восточной Джунгарии под именем Керей или Гирей. У меня очень мало сомнений, что оно также выжило как Увак Керей Средней Орды (казахов).

Paul Ratchnevsky "Genghis Khan"

страница 3

(можно посмотреть своими глазами):

http://www.amazon.com/

1-я строка сверху:

"Ту Джи в "Mengwuer shiji" (История монголов) принимает Тюркское происхождение Кераитов. Он прослеживает их происхождение к Тюрками Канглы и Гузам "чей рост они разделяют", и комментирует, что их язык был Ту-цзюе, т.е. Тюркский"

Rene Grousset "Empire of the Steppes" (перевод с англ. - мой, А.):

с.191 "...Кераиты, как правило, считаются Тюрками. "Легенда об их монгольском происхождении не имеет под собой оснований, и трудно сказать, то ли Kerayit-ы были монголами, которые подверглись сильному влиянию Тюрков, то ли омонголивающимися Тюрками. В любом случае, многие кераитские имена были Тюркскими, и Tогрул (имя хана Кереитов - побратима Есукея - отца Чингиз хана, и названного отца Чингиз хана - прим.А.) - скорее всего Тюркское, нежели Монгольское имя" (ссылка на Пельо или Pelliot. La Haute Asie, p.25)

http://www.uglychinese.org/mongolian.htm

Вот перевод:

"К востоку от Найманов, к западу от реки Орхон, к рекам Онон и Керулен, был новый дом Кереитов. Этот народ, о которых Tao Zongyi спорит и считает их Монголами, но Рашид ад-Дин поместил их в подгруппу с Naimans, Uygurs, Kirghiz, Kipchaks и другими тюркскими народами и говорит о подобии между Keraits и "Монголами". Тем не менее китаец Ту Джи, в его " История Монголов ", считает, что Keraits были тюрками и произошли от тюркских Канглы и Огузов (Ghuzz) и их язык был тюркским. Крупное Kirghiz-ское (а также м казахское - прим.А.) племя также носит имя Kirai, которое является эквивалентным Kerait. Относительно их монгольских характеристик, Пауль Ратчневски предполагает, что часть Khitans осталась и была ассимилирована Keraits. Пауль Ратчневский подчеркивает дружественные отношения между Keraits и западными Khitans, что иллюстрируется тем фактом, что хан Кереитов, Toghrul, однажды искал убежище в Западной Ляохэ. Пауль Ратчневский упоминает, что Keraits приняли Nestorian-скую веру, и что дед и отец Toghrul'а имели латинские имена Marghus (Markus) и Qurjaquz (Kyriakus). Важность Keraits состоит в том факте, что Чингис Хан искал защиту у Toghrul'a, и их союз положил основу для подъема "Монголов". Toghrul носил имя Wang Хан, которое ему присудили Jurchens (Чжурчжени) и, следовательно, союз с Toghrul'ом служил повышению положения Чингиса Хана среди кочевников. После истребления татар в 1202 году, Чингис Хан порвал с Тогрулом, и после убийства Тогрула в 1203 году (его убил по ошибке, не признав его, один Найман - в Сокровенном Сказании даже приводится их диалог, и они тоже разговаривали на одном - тюркском! - языке - прим.А.) и занял трон Кереитов."

Paul Ratchnevsky - "Genghis Khan - His Life and Legacy", translated and edited by Thomas Nivison Haining, Blackwell, Oxford UK & Cambridge, Massachusetts, USA, 1999

(Cinggis-Khan: Sein Leben und Wirken, Franz Steiner Verlag GMBH, 1983).

Про Кереитов - с.2, нижний абзац:

"К востоку от Найманов от реки Орхон к западу до рек Онон и Керулен была обширная империя Кереитов, чьи правители проживали на лесистых районах реки Тула...

...Рашид-ад-Дин ...в своей "Истории Родов" ("History of the Thribes") говорит что они принадлежат к монгольской (в ЕГО понимании, а не в современном понимании халха-монгольской - прим.А.) нации, но ставит их в подгруппу вместе с Найманами, Уйгурами, Киргизами, Кипчаками и другими Тюркскими народами. И в "Жизни Чингиз хана" он говорит только о сходстве между Кереитами и "Монголами", чьи обычаи, диалекты и языковый словарь связаны. Ту Джи, в Mengwuer shijt (History of Mongols) (слово "Mengwuer" переводят как "монгол" - ужас - прим.А.) считает, что Кереиты имеют Тюркское происхождение. Он прослеживает их происхождение к Тюркским Канглы (казахский род Старшего Жуза - прим. А.) и Гузам, "чей рост они имеют", и пишет, что их язык был Tu-chueh - т.е. Тюркский.

Аргументы Ту Джи могли бы быть открыты для опровержения, но, вероятно, он прав в том, что считает присхождение Кереитов тюркским. Имена и титулы Кереитских правителей - тюркские. To'oril - это монголизированная форма Тюркского Toghrul. Отец и дед Тогрула носили тюркский титул "буйрук" ("командир"), титул Кереитской принцессы, Докуз-хатун - Тюркский, так же как титул "Желтый Хан" (по- видимому, Сары хан - прим.А.) под которым одни из кереитских лидеров был известен. Эта Тюркская гипотеза также поддерживается Рашид-ад-Дином, который указывает что первоначально родными землями для Кереитов были Иртыш и Алтай - территория заселенная Киргизам до того, как их оттуда вытеснили Найманы. Крупный Киргизсккий род носит название Кирей, тюркский элемент кереитов. Не исключается возможность того, что часть Киргизов двинулась на восток из-за атак Найманов, хотя основная часть племени была отброшена назад на Енисей.

Неужели всего этого недостаточно?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата: из «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци>>>>Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они

называют Тангри, человека - эрэ, аран, голову - тирон, глаза - нигун, уши - чикин, бороду - сахал, лицо - йюз, ниур, рот - аман, зуб - схур, сидун, хлеб - отмак, быка - окар, корову - унэн, барана - гойна, ягнёнка - гурган, козу - иман, лошадь - мори, мула - лоса, ве

блюда - таман, собаку - нохай, волка - чина, медведя - айтку, лису - хонкан, зайца - таблга, тула, курицу - тахеа, голубя - кокучин, орла - буркуи-гуш, воду - усун, вино - тарасун, море - наур-тангыз, реку - моран - моран-улансу, меч - иолту, лук - ныму, стрелу - сыму, царя - мелик, патрона - ноин, страну - эл, иркан, небо - гога, солнце - наран, луну - сара, звёзды - сарга, хутут, свет - отур, ночь - сойни, писца - битикчи, сатану - барахур, элэп и тому подобные варварские названия...

Как мы видим монгольский язык практически не изменился со времен Их Монгол Улус

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата: из «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци>>>>Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они

называют Тангри, человека - эрэ, аран, голову - тирон, глаза - нигун, уши - чикин, бороду - сахал, лицо - йюз, ниур, рот - аман, зуб - схур, сидун, хлеб - отмак, быка - окар, корову - унэн, барана - гойна, ягнёнка - гурган, козу - иман, лошадь - мори, мула - лоса, ве

блюда - таман, собаку - нохай, волка - чина, медведя - айтку, лису - хонкан, зайца - таблга, тула, курицу - тахеа, голубя - кокучин, орла - буркуи-гуш, воду - усун, вино - тарасун, море - наур-тангыз, реку - моран - моран-улансу, меч - иолту, лук - ныму, стрелу - сыму, царя - мелик, патрона - ноин, страну - эл, иркан, небо - гога, солнце - наран, луну - сара, звёзды - сарга, хутут, свет - отур, ночь - сойни, писца - битикчи, сатану - барахур, элэп и тому подобные варварские названия...

Как мы видим монгольский язык практически не изменился со времен Их Монгол Улус

а кереиты (кереи) к твоим "армянским букывам" - каким "боком"? :blink::blink::blink: ...флуд...флудовый...флудотня... :(

"Талантливый лентяй - досада.

Трудолюбивый дурак - сущее горе..." :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Киракос неплохо изучил монгольскую лексику. :) Кереиты при том, что их язык и обычаи источниками относятся к монгольским. Акскл пытается преодолеть это противоречие, причисляя монголов 12 в. к тюркам, однако не выходит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герольд Бергер упоминал о том, что в казахском языке накоплено более 2 миллионов слов (в архивах, пример - слово ак - более 130 значений, я сам насчитал 35 значений "быстро" на казахском) - богатейший и, к сожалению, умирающий, становящийся простым и вульгарным, язык.... это утверждает немец - не казах...

вопрос: как мог армянин, не знающий, и не желающий (это самое главное) знать ANA TILI, что-либо подобное утверждать? таких "экспертов" и сейчас хватает - например - Хуаранг... далеко бегать не стоит... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киракос Гандзакеци

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРИОДА, ПРОШЕДШЕГО СО ВРЕМЕНИ СВЯТОГО ГРИГОРА ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ, ИЗЛОЖЕННАЯ ВАРДАПЕТОМ КИРАКОСОМ В ПРОСЛАВЛЕННОЙ ОБИТЕЛИ ГЕТИК

ГЛАВА 32

Краткое описание внешности татар

...Питаются всеми животными без разбора — чистыми и нечистыми, предпочитают же всему конину, которую делят на части и варят либо жарят без соли, затем крошат на мелкие куски и едят, макая в соленую воду. Одни едят, сидя, подобно верблюдам, на коленях, а другие — просто сидя. Одну и ту же пищу подают как господам, так и слугам. Перед тем как пить кумыс или вино, кто-нибудь из них берет большой сосуд...

Что вы скажете по выделенным словам?

В приведённом кратком "татарском" словаре я встретил только 5 знакомых слова Тангри, сахал, ага, ноин, эл.

Есть мнения экспертов, что это базовый турецкий. Где совпадений больше.

Моё мнение, что этот список слов взят у передового шрафного отряда Балу, куда обычно зачислялись выходцы из покорённых племён и провинившиеся.

Там гораздо больше тюркских слов, чем перечисленные вами. Отца и мать они называли по тюркски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Конина и кумыс - очень распространенные продукты питания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там гораздо больше тюркских слов, чем перечисленные вами. Отца и мать они называли по тюркски.

Эчике- это отец по тюркски? В просторечье будет ава или аба, мать монголы называют ээдж, мы же так бабушку называем.

А в перечисленном списке слов из немонгольских только йуз- лицо, а нюр- это уже монгольское. Так что засунули свои языки и руки убрали от Великих Монголов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герольд Бергер упоминал о том, что в казахском языке накоплено более 2 миллионов слов (в архивах, пример - слово ак - более 130 значений, я сам насчитал 35 значений "быстро" на казахском) - богатейший и, к сожалению, умирающий, становящийся простым и вульгарным, язык.... это утверждает немец - не казах...

вопрос: как мог армянин, не знающий, и не желающий (это самое главное) знать ANA TILI, что-либо подобное утверждать? таких "экспертов" и сейчас хватает - например - Хуаранг... далеко бегать не стоит... :)

Вы в каждом своем посте мой ник упоминать будете?! Себя лучше покритикуйте и еще лучше своих казахских ученых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конина и кумыс - очень распространенные продукты питания.

Я слышал, что татары тоже как и калмыки конину едят. Что казахи тож не проч конятиной побаловаться? Ну а про кумыс я молчу, знаю где в Калмыкии можно нахаляву его взять

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эчике- это отец по тюркски? В просторечье будет ава или аба, мать монголы называют ээдж, мы же так бабушку называем.

А в перечисленном списке слов из немонгольских только йуз- лицо, а нюр- это уже монгольское. Так что засунули свои языки и руки убрали от Великих Монголов!

По казахски отец - аке, дядя - ага, а мать - ана.

Баран - кой, голубь - когершин, небо - кок, лицо, лик - жуз. У меня вопрос - как по вашему будет сатана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эчике- это отец по тюркски? В просторечье будет ава или аба, мать монголы называют ээдж, мы же так бабушку называем.

А в перечисленном списке слов из немонгольских только йуз- лицо, а нюр- это уже монгольское. Так что засунули свои языки и руки убрали от Великих Монголов!

йүз - зүс, зүсн монгольское слово означает лицо.

Refer to link: Монгольские слова ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

йүз - зүс, зүсн монгольское слово означает лицо.

Refer to link: Монгольские слова ...

У калмыков это слово не используется отдельно- ЗЮС, мы его используем только в выражении ОЛН-ЗЮСН- различные, множество, дословно- много лиц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как быть с постом сельского жителя Калмыкии vbyubzy:

http://forum.eurasica.ru/index.php?/topic/3495-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8b-%d0%b8-%d1%80%d1%8b%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%ba%d0%b0/page__view__findpost__p__70009

Потом у вас кумыс (кымыс) вроде айраг называется.

А если я ел конину и не раз, я не калмык что ли? Что-то земляк не то сказанул... Да, айраг- это кумыс, еще есть слово чигян, это и айран и кумыс, еще говорят гvvня айраг/чигян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

эй, друзья, тохта... ежели есть желание о жратве поболтать - айда в соответствующую тему или перекусите чем-нить... о кереях есть что?

млин, Хуаранг, опять как-нить обзову... опять, обыдышсы, флудер-балашка? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если я ел конину и не раз, я не калмык что ли? Что-то земляк не то сказанул... Да, айраг- это кумыс, еще есть слово чигян, это и айран и кумыс, еще говорят гvvня айраг/чигян.

Про конину, в смысле того, что её категорически не едят хальмг, бурят и халха уже досконально решили в теме "Монголы" ветке "Монголы и рыбалка" - по причине того, что якобы они не употребляют её т.к. он их близкий друг, а не завтрак, обед и ужин :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаныбек - абак-керей, жантекей

К 300-летнему юбилею знаменитого батыра, полководца XVIII века Ер Жаныбека на высоком холме посреди широкой долины, близ села Ортабулак Жарминского района, построен величественный мемориальный комплекс, включающий бронзовую фигуру батыра высотой 6,5 метра и 45-метровую стелу.

Жаныбек Бердаулет улы проявил свойственный народным батырам героизм во времена тяжелых бедствий казахского народа. В битвах против джунгарских захватчиков Ер Жанибек выступал на стороне Абылай хана, помогал защищать казахские земли.

На церемонии открытия мемориального комплекса подчеркивалось, что в истории нашего независимого государства много славных страниц, а помнить народных героев - святой долг казахстанцев.

Построен мемориальный комплекс на средства местных меценатов.

http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=33314

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про конину, в смысле того, что её категорически не едят хальмг, бурят и халха уже досконально решили в теме "Монголы" ветке "Монголы и рыбалка" - по причине того, что якобы они не употребляют её т.к. он их близкий друг, а не завтрак, обед и ужин :D .

про бурят-то не говорите. конина уважаемое зимнее мясо. считается диетическим, полезно для сердечников, так как низкий уровень холестерина. Варят большими кусками, едят в основном холодной. Бульон особо не уважается (унэртэй - с запахом), поэтому супы не варят.

особенным деликатесом считается арбин - брюшинный жир, слоеный такой, и эльгэ - печень. Употребляются исключительно сырыми, в расколотку (в замороженном виде).

насколько знаю, у монголов примерно так же. не скажу за калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Месть - благородное дело. :D

...щё и вопрос: откуда у вас такая тяга к памятникам? ну делайте татуировку на лбу, ежели память подводит... и пафос здесь, на мой вкус, выглядит смешным, зачем? и при чём здесь экономика? ну а в книгу рекордов можно попасть любым глупейшим способом - просто почитайте её - нет пределов глупости человеческой (к сожалению). :huh:

:D:D:D

Не узнаёте себя Баке???

узнаю, ну дык, не я его спонсировал, повторюсь - безусловно лучше "напоминать" о "голове", а не о "кулаках"... ;)

а за земляков порадовался :lol: людям хорошо - и мне замечательно... :D ... ежели к Ер Жаныбеку возвращаться, то это символ сопротивления (в том числе и китайцам - с его именем воевали, в т.ч. и Оспан-батыр - "отсель грозить мы будем шведу"), так что "иные" здесь параллели :) и для "оралманов" "китайских-монгольских", думаю, это важно... (тем паче под "носом" у китайцев же)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про бурят-то не говорите. конина уважаемое зимнее мясо. считается диетическим, полезно для сердечников, так как низкий уровень холестерина. Варят большими кусками, едят в основном холодной. Бульон особо не уважается (унэртэй - с запахом), поэтому супы не варят.

особенным деликатесом считается арбин - брюшинный жир, слоеный такой, и эльгэ - печень. Употребляются исключительно сырыми, в расколотку (в замороженном виде).

насколько знаю, у монголов примерно так же. не скажу за калмыков.

Хоть и не в тему, но отвечу Гуру:

Как раз весь смак конины в его сорпе (бульоне). У нас бытуют поговорки: "Ет етке, сорпа бетке" - от мяса толстеешь, а от сорпы лишь потеешь или "Ет - дерт, сорпа - щипа": мясо - недуг, сорпа бальзам. Причем запах сорпы, особенно вяленного мяса (сүр ет) для степняка-кочевника как сало для хохла. Помнится в общаге если у кого-то из земляков варилась конина, на запах слетались все казаки со всех 5 этажей.

Причем сама конина у нас не предназначается от чего-либо (сердечников или др.), это обычная повседневная пища. От "чего-либо" может служить что-то употребляемое редко и по назначению, к примеру "Борсықтың майы" - барсучий жир для лечения болезней легких.

Брюшинный жир - это у нас қазы, особый деликатес, но является таковым только вкупе с прилегающими к брюшине ребрами.

Сырыми казаки мясо не едят, так могли есть только наши ооочень далекие предки в каменном веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хоть и не в тему, но отвечу Гуру:

Как раз весь смак конины в его сорпе (бульоне). У нас бытуют поговорки: "Ет етке, сорпа бетке" - от мяса толстеешь, а от сорпы лишь потеешь или "Ет - дерт, сорпа - щипа": мясо - недуг, сорпа бальзам. Причем запах сорпы, особенно вяленного мяса (сүр ет) для степняка-кочевника как сало для хохла. Помнится в общаге если у кого-то из земляков варилась конина, на запах слетались все казаки со всех 5 этажей.

Причем сама конина у нас не предназначается от чего-либо (сердечников или др.), это обычная повседневная пища. От "чего-либо" может служить что-то употребляемое редко и по назначению, к примеру "Борсықтың майы" - барсучий жир для лечения болезней легких.

Брюшинный жир - это у нас қазы, особый деликатес, но является таковым только вкупе с прилегающими к брюшине ребрами.

Сырыми казаки мясо не едят, так могли есть только наши ооочень далекие предки в каменном веке.

все-таки я не говорил, что конина "от чего-то", она просто считается диетической - кони не едят чего попало, не жуют собственную отрыжку, как жвачные, и пьют только чистую воду. так же, как бульоном из баранины принято лечить простуду, так и конина считается полезной для сердечников. Это не означает какой-либо исключительности того и другого для монгола, как, вероятно вы подразумевали, упоминая барсучий жир.

а сырые арбин и эльгэ все-таки являются несомненным деликатесом )))) будете в Бурятии - попробуйте, отбросьте неуместное высокомерие, не пожалеете )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...