Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Хайыракан имеет два взаимосвязанных значения: медведь; бог. Если разбирать слово, то оно состоит из "хайыра" - милость, и "хаан/хан/кан".

Уважаемый Tynych, вы все время спрашиваете, наверное, собираете материал по тувинско-кыргыским связям, но неужели не нашлось чего-то интересного, что можно выложить здесь. Просто так отвечать вам без отдачи не интересно.

Уважаемый Туран,я не собираю ничего для научного материала(т.к. не дорос до этого)..Просто обычное любопытство.только и всего..Насчет связи между нашими народами - масса..Просто многие историки(как и кыргызы,на мой взгляд) считают тувинцев (наряду с хакасами,алтайцами) близким к кыргызам народом..Отсюда и интерес,и к тувинскому тоже.. :)
Амыр-менди! Как вы думаете напишут ли тюркские ученные историки общетюркскую историю, включая всех каганатов, разбирая древние термины!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-менди! Как вы думаете напишут ли тюркские ученные историки общетюркскую историю, включая всех каганатов, разбирая древние термины!

Надеюсь,что когда-нибудь мы станем свидетелями этого процесса..Было бы лучше,если бы государства страны ценили бы историков и платили бы им соответствующие зарплаты,чтобы у них был мощный стимул..К тому же технологии не стоят на месте..Потихоньку начинает набирать обороты ДНК генеалогия..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-менди! Как вы думаете напишут ли тюркские ученные историки общетюркскую историю, включая всех каганатов, разбирая древние термины!

Надеюсь,что когда-нибудь мы станем свидетелями этого процесса..Было бы лучше,если бы государства страны ценили бы историков и платили бы им соответствующие зарплаты,чтобы у них был мощный стимул..К тому же технологии не стоят на месте..Потихоньку начинает набирать обороты ДНК генеалогия..:)
У меня надежда только на казахстан, как один из лидеров тюркских стран. Мне кажется там национальная самосознание в возрождается должном уровне. Недавно в сети видел выступление Назарбава, что по его заданию работают историки в архивах разных стран.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня надежда только на казахстан, как один из лидеров тюркских стран. Мне кажется там национальная самосознание в возрождается должном уровне. Недавно в сети видел выступление Назарбава, что по его заданию работают историки в архивах разных стран.

Помимо казахстанцев работают в этом направлении еще и турки..Но ведь согласитесь с тем,что первостепенная задача ученых этих стран в первую очередь изучение своего этноса..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня надежда только на казахстан, как один из лидеров тюркских стран. Мне кажется там национальная самосознание в возрождается должном уровне. Недавно в сети видел выступление Назарбава, что по его заданию работают историки в архивах разных стран.

Помимо казахстанцев работают в этом направлении еще и турки..Но ведь согласитесь с тем,что первостепенная задача ученых этих стран в первую очередь изучение своего этноса..
Даже так, тогда мы узнаем древние времена, а то те времена очень разношерстно как то. Нужен свежий взгляд, немножко другой от общепринятого написанных под руководством ссср. Интересно а ваш этноним по официальной истории когда появился?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже так, тогда мы узнаем древние времена, а то те времена очень разношерстно как то. Нужен свежий взгляд, немножко другой от общепринятого написанных под руководством ссср. Интересно а ваш этноним по официальной истории когда появился?

Этноним "кыргыз" впервые упоминается в китайских источниках Сыма Цяня в "Ши Цзи" в 201 г. до нашей эры рядом с хуннами..Причем кыргызы упоминаются более цивилизованными чем хунны .. :) Бернштам полагал,на основе археологических материалов,вообще IV в.до нашей эры.

Для сравнения : этноним "тюрк" впервые упоминается в кит.источниках в 542 г. нашей эры (на 724 г. позже этнонима "кыргыз"),этноним "уйгур" по одной версии в 354—386 гг.,по другой - впервые упоминаются в Орхонских надписях VIII в.К этому же периоду относится первое упоминание этнонима "кыпчак"..Не говорю уже о полиэтнониме "монгол" который стал употребляться в XII в.

 

P.S.Никого не хотел обидеть и возвеличить свой этнос..Просто констатировал факты..Если есть надобности,могу предоставить аргументы в свою пользу..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже так, тогда мы узнаем древние времена, а то те времена очень разношерстно как то. Нужен свежий взгляд, немножко другой от общепринятого написанных под руководством ссср. Интересно а ваш этноним по официальной истории когда появился?

Этноним "кыргыз" впервые упоминается в китайских источниках Сыма Цяня в "Ши Цзи" в 201 г. до нашей эры рядом с хуннами..Причем кыргызы упоминаются более цивилизованными чем хунны .. :) Бернштам полагал,на основе археологических материалов,вообще IV в.до нашей эры.

Для сравнения : этноним "тюрк" впервые упоминается в кит.источниках в 542 г. нашей эры (на 724 г. позже этнонима "кыргыз"),этноним "уйгур" по одной версии в 354—386 гг.,по другой - впервые упоминаются в Орхонских надписях VIII в.К этому же периоду относится первое упоминание этнонима "кыпчак"..Не говорю уже о полиэтнониме "монгол" который стал употребляться в XII в.

P.S.Никого не хотел обидеть и возвеличить свой этнос..Просто констатировал факты..Если есть надобности,могу предоставить аргументы в свою пользу..

Вот это я и хотел услышать. Как мы видим что у наших родственных народов может история намного раньше как нам хотят приписать. Если наше название возмем как тоба, туфа то это тоже один из древних названий и это все помнит наш развитый язык в системе государствообразования. У средней азии саки и т.д. вот такое мнение, и нельзя отрицать наших предков коктюрков которые первые написали историю уже на письменнах и дали название тюрк-крепкая незгибаемая воля. Также с нашего языка легко переаодится все основные должности и термины ииперии чх.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут мой земляк Туран написал слово тенгери, заложив в нем очень глубокий смысл как место равновесие. Да это слово осмысливал, действительно денге это равное, равновесие. А вот ри или ре, я встречал как суффикс мн.числа в тексте онгинской стелы. Есть там вот такие слова кисре эл читмис, что переводе означает люди государство потеряли. Где кисре это переводится люди от общетюркского слова кижи-человек. Тогда денгери это множественное равновесие или бесконечное равновесие. Интересно откуда у наших предков такие знания?

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

 

Звук "д" в древне-тюркском языке передается, если не ошибаюсь, руной х (наклонный крестик, икс), которое, весьма вероятно, является графическим изображением понятия "равное" (дең).

 

Но в древнетюркских памятниках пишется через глухое "т" - Теңри (здесь значение слова, видимо, немного другое, как у Эр-суге). Можно предположить, что оглушение начального согласного ("т" вместо "д") - более позднее явление. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

У кыргызов тоже есть слово "Кут" и передает несколько значений..А слово "Кудай" синоним слова Теңир(т.е.Бог)..

Что удивительно,в фарси тоже присутствует это слово и переводится как "Бог"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тут мой земляк Туран написал слово тенгери, заложив в нем очень глубокий смысл как место равновесие. Да это слово осмысливал, действительно денге это равное, равновесие. А вот ри или ре, я встречал как суффикс мн.числа в тексте онгинской стелы. Есть там вот такие слова кисре эл читмис, что переводе означает люди государство потеряли. Где кисре это переводится люди от общетюркского слова кижи-человек. Тогда денгери это множественное равновесие или бесконечное равновесие. Интересно откуда у наших предков такие знания?

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

 

Звук "д" в древне-тюркском языке передается, если не ошибаюсь, руной х (наклонный крестик, икс), которое, весьма вероятно, является графическим изображением понятия "равное" (дең).

 

Но в древнетюркских памятниках пишется через глухое "т" - Теңри (здесь значение слова, видимо, немного другое, как у Эр-суге). Можно предположить, что оглушение начального согласного ("т" вместо "д") - более позднее явление. 

 

тувинском языке нету слова "денгер"!

Тувинском "тнгри" будет "дээре" - небо.

В тувинском редуцировались буквы "ңг" в многих словах, что и доказывает что язык тувинский очень древний по существу.

 

примеры: (в монг. - в тув.)

монгол - моол

тэнгэр - дээр, дээре

хонгор - хоор

и т.д., т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

У кыргызов тоже есть слово "Кут" и передает несколько значений..А слово "Кудай" синоним слова Теңир(т.е.Бог)..

Что удивительно,в фарси тоже присутствует это слово и переводится как "Бог"..

 

Думаю что слово "худай, кудай" означает "аллах" только у муслим тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Даже так, тогда мы узнаем древние времена, а то те времена очень разношерстно как то. Нужен свежий взгляд, немножко другой от общепринятого написанных под руководством ссср. Интересно а ваш этноним по официальной истории когда появился?

Этноним "кыргыз" впервые упоминается в китайских источниках Сыма Цяня в "Ши Цзи" в 201 г. до нашей эры рядом с хуннами..Причем кыргызы упоминаются более цивилизованными чем хунны .. :) Бернштам полагал,на основе археологических материалов,вообще IV в.до нашей эры.

Для сравнения : этноним "тюрк" впервые упоминается в кит.источниках в 542 г. нашей эры (на 724 г. позже этнонима "кыргыз"),этноним "уйгур" по одной версии в 354—386 гг.,по другой - впервые упоминаются в Орхонских надписях VIII в.К этому же периоду относится первое упоминание этнонима "кыпчак"..Не говорю уже о полиэтнониме "монгол" который стал употребляться в XII в.

 

P.S.Никого не хотел обидеть и возвеличить свой этнос..Просто констатировал факты..Если есть надобности,могу предоставить аргументы в свою пользу..

 

"кыргыз" в 201 д.н.э является слишком натянутым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю что слово "худай, кудай" означает "аллах" только у муслим тюрков.

Индюк тоже думал,пока в суп не попал.. :D:lol:

Вы наверное член "ДАЯАР МОНГОЛ" раз рассуждаете на сленге скинхедов..Либо ненавидите мусульман,что не можете даже культурно произнести это слово..и вместо этого употребляете сленговое скинхедское слово "муслим"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

тувинском языке нету слова "денгер"!

Тувинском "тнгри" будет "дээре" - небо.

В тувинском редуцировались буквы "ңг" в многих словах, что и доказывает что язык тувинский очень древний по существу.

 

примеры: (в монг. - в тув.)

монгол - моол

тэнгэр - дээр, дээре

хонгор - хоор

и т.д., т.п.

 

деңгер - дээр ("дээре" нет)

моңгол - моол (у Карпини и Рубрука - моал)

хоңгор - хоор (многочисленный)

хоңгорай - хоорай (место где много людей)

меңгээ - меңээ - мээ (мне)

сеңгээ - сеңээ - сээ (тебе)

бага-дыр - баадыр - маадыр, или

мага-дыр - маадыр (магададыр кижи - человек, вызывающий восхищение)

каган - каан/хаан (поставленный [Небом])

көвей - көй/хөй (много)

чүве - чө (что)

и т.д. и т.п.

 

даже русские слова уже помаленьку сокращаются: магазин - маазин, телевизор - телеизор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"кыргыз" в 201 д.н.э является слишком натянутым.

натянутым или нет,тем не менее - это первое упоминание о кыргызах.Если сможете опровергнуть это научно,а не так как вы любите, - голословно,буду рад..Но,как всегда сомневаюсь в этом..Ваша реплика не выходит за рамки голословности.. :D:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"кыргыз" в 201 д.н.э является слишком натянутым.

Как я уже говорил ранее в др.ветке, - "Изучайте историю кыргызов,там и найдете свою историю".. :lol: Монголы на территории Монголии пришлые люди,не говоря об ойратах(которые появились по историческим меркам - совсем недавно,благодаря кыргызам,которые участвовали в этногенезе ойратов)..древними насельниками этих земель были кыргызы,динлины и хунны и чуть позже древние тюрки..Топонимы,древние памятники,руника и археологические находки говорят об этом.. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут мой земляк Туран написал слово тенгери, заложив в нем очень глубокий смысл как место равновесие. Да это слово осмысливал, действительно денге это равное, равновесие. А вот ри или ре, я встречал как суффикс мн.числа в тексте онгинской стелы. Есть там вот такие слова кисре эл читмис, что переводе означает люди государство потеряли. Где кисре это переводится люди от общетюркского слова кижи-человек. Тогда денгери это множественное равновесие или бесконечное равновесие. Интересно откуда у наших предков такие знания?

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

Звук "д" в древне-тюркском языке передается, если не ошибаюсь, руной х (наклонный крестик, икс), которое, весьма вероятно, является графическим изображением понятия "равное" (дең).

Но в древнетюркских памятниках пишется через глухое "т" - Теңри (здесь значение слова, видимо, немного другое, как у Эр-суге). Можно предположить, что оглушение начального согласного ("т" вместо "д") - более позднее явление.

Интересное предположение по мифологии, да это может быть место обитание духов т.е. именно девственных душ, где все равны или чисты. А вот слово кудай, если у фарси бог, то у нас одно из значений неба, и это слово прям переводится как заливающий. Кут-наливай, заливай, кудай-наливаю, заливаю. Ливень прошел заливая-сугур чаашкын кудуп эрти, Дээр куда берди-небо начал заливать ну в таком духе. Тот же время кут это еще душа человека, значит по тенгрианству кут-чистая девственная душа в человеку скорей всего заливается богом тенгери, оттуда где эти души обитают. Т.е. богом дается душа человеку как бы заливается или заполняется. Еще есть амы-жизненная нитка которая дается матерью, и с рождением дается человеку первым вздохом тын.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут мой земляк Туран написал слово тенгери, заложив в нем очень глубокий смысл как место равновесие. Да это слово осмысливал, действительно денге это равное, равновесие. А вот ри или ре, я встречал как суффикс мн.числа в тексте онгинской стелы. Есть там вот такие слова кисре эл читмис, что переводе означает люди государство потеряли. Где кисре это переводится люди от общетюркского слова кижи-человек. Тогда денгери это множественное равновесие или бесконечное равновесие. Интересно откуда у наших предков такие знания?

Деңгер (в тув.языке - через звонкую "д") означает, имхо - равное место, Деңгери (в род.падеже) - место равенства: там нет счастливых и несчастных, богатых и бедных, добрых и злых и т.п., это место жительства духов (по тув. - кут; видимо, отсюда название Кудай - аналога? Деңгер)

Звук "д" в древне-тюркском языке передается, если не ошибаюсь, руной х (наклонный крестик, икс), которое, весьма вероятно, является графическим изображением понятия "равное" (дең).

Но в древнетюркских памятниках пишется через глухое "т" - Теңри (здесь значение слова, видимо, немного другое, как у Эр-суге). Можно предположить, что оглушение начального согласного ("т" вместо "д") - более позднее явление.

тувинском языке нету слова "денгер"!

Тувинском "тнгри" будет "дээре" - небо.

В тувинском редуцировались буквы "ңг" в многих словах, что и доказывает что язык тувинский очень древний по существу.

примеры: (в монг. - в тув.)

монгол - моол

тэнгэр - дээр, дээре

хонгор - хоор

и т.д., т.п.

Амырла Энхд ака! Вы правы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.

Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".

 

Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа.

 

Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо".

(привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кут означает скорей всего сознание из-за этого заливеется, амы это скорей всего в груди аорта в виде пульсации, когда мы барана убиваем говорим амызын узер, это значит обрываем аорту, тын-вздох, дыхание и признак жизни.

Эр-Суге, насчет амы (биение крови) и тын (дыхание) на основе Вашего поста могу предположить, что отсюда образовано слово "амытан"- живое существо, точнее - существо с биением крови и с дыханием, если считать "тан" = "тын". Если рассматривать буквально "амытан", где "тан" - местоположение (например, казах-с-тан- страна казахов), то возможен и такой вариант: "субъект с биением крови".

Насчет "кут" думаю, что оно соответствует духу, а более плотная вещь - это сүнезин - душа.

Сайгарар болза дөзү көзүлбес хире чүве-дир. Шынап-ла, "тыва дыл дээрге дыка-ла бай, кайгап ханмас каас-чараш, угаап четпес ужур-уткалыг дыл-дыр бо".

(привожу в том числе тувинское изречение: "... значения слов в тувинском языке умозрительно не поддаются пониманию)

Амыр-Менди! Мне понравился толкование слова амытан, Амытын-живое существо с биением крови и дыханием. А вот про сунезин, что интересно замечается, что человек както резко меняет свои очертание, лицо меняется, в взляде изменения, позже узнают что он умер. И это связывают с преждевременным уходом сунезин, тогда сунезин-душа. А кут-все таки сознание, т.к. мы говорим кутум чайлы бер часты, и этим мы говорим прежде всего про сознание. И это фраза говорит от страха чуть сознание не потерял. Куту чайлы берген- с ума сошел, сумашедший. Дух-сулде, сулдезин бедидер-поднять дух., ол кижинин сулдези бедик-у него дух высокий.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю что слово "худай, кудай" означает "аллах" только у муслим тюрков.

 

Не правда. Кудай тюркское слово, практически синоним понятию Täňir.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

деңгер - дээр ("дээре" нет)

моңгол - моол (у Карпини и Рубрука - моал)

хоңгор - хоор (многочисленный)

хоңгорай - хоорай (место где много людей)

меңгээ - меңээ - мээ (мне)

сеңгээ - сеңээ - сээ (тебе)

бага-дыр - баадыр - маадыр, или

мага-дыр - маадыр (магададыр кижи - человек, вызывающий восхищение)

каган - каан/хаан (поставленный [Небом])

көвей - көй/хөй (много)

чүве - чө (что)

и т.д. и т.п.

даже русские слова уже помаленьку сокращаются: магазин - маазин, телевизор - телеизор.

 

Аналогично и в казахском языке, несколько примеров тому по правилам нашей фонетики:

 

қаҒан - қан (хан)

баҒатұр - батұр (герой-богатырь)

ұҒлы - ұл (сын)

таҒ - тау (гора)

мұңҒыл - мұғыл (этноним)

дұҒлат - дулат (этноним)

ТұҒұрұл - Тоорыл (имя личное)

и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не правда. Кудай тюркское слово, практически синоним понятию Täňir.

А как вы думаете насчет слова "дептер"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаю одно, что оно активно использовалось татарами Чингизхана еще в 12 веке. Кстати и казахами до сих пор, сегодня вечером воспитательница садика сказала, чтобы я завтра принес дочке новый дäптер.   ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...