Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

– По поводу найманов, меркитов, кераитов – нет оснований исключать их из числа других монголоязычных племен, хотя, вероятно, в их составе были адсорбированы более древние тюркские племена Монголии.

http://www.kyrgyz.ru/?page=276

 

Автор ССМ их всех относил к монголам.

 

§ 202. Tedui šisķai-tourğa-tu ulus-i šidurğutqaĵu, Bars ĵil, Onan-no teriun-e quriĵu, yesun koltu čağaan tuq baiuluat, Čiŋķis-qağan-na qan nere tende okba. Muqali-da ķo-van nere tende-ķu okba. ĵebe-i Naiman-o ķučuluk-qan-i nekeulun, tende-ķu ĵauraulba. Moŋğolĵin ulus-i ĵibšiyerun baraĵu, Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peacemaker

Я тоже проживал по реке Джида! :)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D1%82%D1%8B_(%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B7%D1%8B)

 

Баяты (огузы)
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2014; проверки требуют 4 правки.
 
У этого термина существуют и другие значения, см. Баяты.

Баяты (азерб. Bayatılar) — огузское тюркское племя[1], расселенное на территории АзербайджанаИракаИранаСирииТуркмении и Турции[1][2]. Являются субэтнической группой азербайджанцев и туркмен[3].

Баяты — тюрко-огузское племя, стоявшее вместе с племенем кайы во главе всех 24-х огузских племен — «иль баши кайы-баят». В преданиях тюркских племен происхождение этого племени возводится к Баяту — внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовитой аристократией,[4] которая до конца XVI века пользовалась исключительными привилегиями при шахском дворе, занимая ведущие военные и государственные должности. Слово «баят» переводится как «счастливый и полный благодати» и «богатый».

Баяты в Азербайджане говорят на южном диалекте азербайджанского языка.[5]

Племя «баят» пришло в Азербайджан в XIII столетии вместе с монгольскими завоевателями. Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI веков влилось в племя кызылбашей и переселилось в Азербайджан. В начале XX века топоним «Баят» встречался в Азербайджане в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят.[6]

Видными представителями, происходившими из племени баят, являются:

  • Физули, поэт и мыслитель XVI века.
  • огузский святой «Деде Горгуд», ставший героем одноимённого эпоса.
  • Оруджбек, известный под псевдонимом Дон-Жуан Персидский, автор известной книги «Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята — Дон Жуана Персидского» [7], совершивший в составе сефевидского посольства в 1599—1601 годах путешествие по России, Германии, Чехии, Италии, Франции, Португалии и Испании[8].

Название племени «баят» было присвоено крепости Баят, построенной в 1748 году основателем Карабахского ханства Панах-Али-ханом.[9]

 

 

 

Племя баяут

Это племя имеет несколько ветвей, но [из них] известны две ветви: одну [называют] джадай, ее [же] называют [и] баяут, а другую – кэхэрин-баяут. Джадай 912 – речная долина в Монголии. Так как стойбище их было там, то они и относятся к этой местности и [ее название] стало их собственным именем. А тех, что сидят в степи, называют кэхэрин-баяут. Юрты их по реке Селенге 913. Два ее истока [cap]: [176] Курбан 914-Кахт и Бурэ-ундур, являющиеся Великим гуруком [т.е. запретным местом, – А.С.]. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иргит - название племени (ныне, в Туве - название тувинской фамилии), соответствует этнониму "мергит/меркит". "Столичной" землей иргитов была долина р. Иргит-Хем, ныне река называется Иркут, в ее устье расположен г. Иркутск. Жениха матери Темужина звали Чилидей (чилиг - костный мозг; "похожий на костный мозг), из племени иргит. Родным/биологическим отцом (торээн адазы) Темужина был Чилидей, вырастившим отцом (азыраан адазы) - Езухай. В детстве Темужин был в плену у иргитов, вызволил его из плена Субедей. Чочи (Джучи) - сурас (отец неизвестен), его родным отцом был также кто-то из племени иргит. 

Адыг-Тулуш К.Д. (2014)

http://www.tuva.asia/lib/books_tuva/7501-adyg-tulush.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Povodok и Peacemaker, дальше здесь про меркитов и другие татарские племена оффтоп. Здесь все про уранхаев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баяуты проживали по реке Джида.Меркиты побежали к кипчакам по той причине,что кипчаками правили отуреченые баяуты.

В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Вот тут один вопрос возник, у меня спросили и я прошу помощи. Т.е. представитель племени ооржак вот что спросил-То ли в Алдын Дептере или в Сокровенном сказании монголов, упомянут род, племя Орцог или Оорцак, Орцак,(точно не знаю). хочется узнать в связи чем упоминается этот род ?

Есть ли в настоящее время, в Монголии, в Внутренной Монголии несущие данную фамилию Орцак, Оорцак или близко звучащие (кроме тувинцев)?

Еще есть гора Орцог-Ула, расскажите про эту гору, может мои предки вышли оттуда.
http://wikimapia.org/20855087/ru/Гора-Орцог-Ула

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые примеры антропонимов (имен людей) из родословной Чингис-Хаана (по: ССМ в переводе Козина) и что они обозначают в тувинском языке.

 

Прадедушка Алан-гоа Бархудай-Мерген = Баркудай-Мерген: имеющий бога мудрец. Мерген = Берген: дано (одаренный).

 

Алан-гоа = Алан-хоо: прекрасная Алан (из племени Хори-Тумат, местечка Арих-Усун = Арыг-Үзүү, сейчас село в Улуг-Хемском кожууне Тувы)

 

Старший брат ДобунМерган Дува-Сохор = Тува-согур: слепой Тува (”слепой” - мог видеть недоступное для обычного зрения).

 

Муж Алан-хоо ДобунМерган = Дөвүн-Мерген: (дөвүн - нижний/младший [брат])

 

Третий сын Алан-хоо от «сероглазого духа, входящего через дымоход юрты» Бодончарпростак = Бөдүүнчар: простак (бөдүүн - простой)

 

Сыновья одного из правнуков Бөдүүнчара – основатели племени Будаад-кашников = Будаан: путанный; будаа/быдаа: похлебка, каша

 

Есугай = Ёзухай: настоящих царских кровей.

 

Младший брат Ёзухая Даритайотчигин = Даритай-отчу: человек, следящий за очагом [своих родителей] (от - огонь).

 

Племянник отца Ёзухая Чжочи = Чочи: чотчу/чочу: астролог (сравни: звездо-чот)

 

Темучжин = Темужин: начальник народа-войска (~десятитысячного; сравни - темник): тем/дем - содружество, народ; ужу - край, начало.

 

Старшая жена Темужина Борте = Бөрте: букв. “в шапке” (новорожденную положили в шапку).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джида не только в Сузаке, есть и в других местах :)

Амыр, уважаемый Руст! Скорей всего я у вас еще раз спрошу, т.к. вы и энхд ака так благополучно отклонились, вместо того что ответ дать.. Вы тут писали что есть парадигмы, которые уже устоялись. И связи с этим я у вас спросил, все таки в словах барунгаар, чуунгаар, бурунгаар, аткаар, кыдыгаар, кызыгаар, кудугаар, оругээр, дугаар, в этих словах гаар что означает, по нашему установленная сторона, и это нарушает парадигму как крыло. Или это все таки крыло, но по моему в монгольском языке крыло это жигуур, а гар это рука. Дайте пожалуйста ваш ответ, и ваша позиция по этому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Эр-Суге, я что-то не припоминаю про вопросы в мою сторону. Ваши вопросы стоит адресовать прежде всего филологам, которые и определят к каким именно языкам слова относятся. Мое личное мнение - зуунгар, барунгар это однозначно крылья в монгольских языках. В тюркских аналог "канат", у нас у кыргызов есть "он канат" и "сол канат" соответственно "правое" и "левое" крылья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tynych

 

 

В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида..

А что означает слово "Джида" на киргизском? Моя учительница-бурятка в школе поселка Джида , что на одноименной реке , говорила , что "Джида" в переводе со старомонгольского означает "Блоха". Дескать , река часто меняет свое русло , скачет по долине как блоха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эр-Суге, я что-то не припоминаю про вопросы в мою сторону. Ваши вопросы стоит адресовать прежде всего филологам, которые и определят к каким именно языкам слова относятся. Мое личное мнение - зуунгар, барунгар это однозначно крылья в монгольских языках. В тюркских аналог "канат", у нас у кыргызов есть "он канат" и "сол канат" соответственно "правое" и "левое" крылья.

Я как плнял вы не можете отступится тех общих парадигм. Но отличия нас, современные монголы могут ли обьяснить слова барынгар и чуунгар, по русски сторона печени и сторона сердца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида..

 

А что означает слово "Джида" на киргизском? Моя учительница-бурятка в школе поселка Джида , что на одноименной реке , говорила , что "Джида" в переводе со старомонгольского означает "Блоха". Дескать , река часто меняет свое русло , скачет по долине как блоха.

 

Интернет свидетельствует, что на бурятском языке название реки звучит "зэдэ". А русско-монгольский онлайн-словарь дает слово "блоха" - "бөөс". 

 

А может быть название реки происходит не от блохи, но от растения? К примеру, на казахском языке "жиде" (произносится "джиде") это растение, дерево. По-русски "джида" или "лох узколистый", на латыни "еlaeagnus". 

Кстати, это же слово является основой распространенного казахского мужского личного имени - Жиде, Жидебай и т.д.

 

ElaeagnusElaeagnusElaeagnusУверен, что и на кыргызском языке аналогично. Может тувинский язык внесет ясность?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Река Джида – левый приток Селенги, находится в Восточной Сибири, в Бурятии. Общая протяженность реки (от южных склонов Зун-Муринского хребта) около 500 км. В своем верхнем течении она имеет характер горной реки; по берегам растет тайга с багульником и голубикой в подлеске. Ниже по течению она плавно переходит в лиственно-кедровую тайгу с рододендроном даурским и брусникой – настоящее раздолье для натуралиста-любителя, ученого-ботаника. Самый нижний пояс – лиственная тайга, горная лесостепь, приречные луга – области, более пригодные для жилья и ведения хозяйства.

Происхождение топонима «Джида» не известно достоверно, однако существует несколько гипотез-объяснений, наиболее правдоподобной из которой, пожалуй, можно считать следующую: название реки есть не что иное, как слово, обозначающее водоем. Во многих языках местных народностей оно имеет общий корень – дзы – «вода, река». В качестве сравнения: «дзиа» – «озеро», «дзма» – «родник», «дзыштра» – «русло реки».

http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_geograficheskih_nazvanii_rusi/p6.php#metkadoc37

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учительница моя была женщиной образованной и активно интересующейся историей своей республики. Преподавала историю. Я думаю , просто нафантазировать она не могла. Откуда же взялась "блоха"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще мнение

 

 

Джида – левый приток Селенги. Ее название близко к эвенкий­скому слову диды джиды, что означает «водо­раздел со ска­листыми верши­нами» (Василь­евич, С. 327). М.Н. Мельхеевэтимологизирует данное название от бурятского дэд, дзэд «медь», полагая, что от этого слова про­изошло название горы, поскольку она изобилует месторождениями различных цветных металлов. Зэд, дзэд представляется сомнительным по фонетическим соображениям.

http://fond-tatiana.ru/top_13

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и еще

 

 ДЖИДА  

В переводе с тюрс. – джээ – медь, монг. – зэс – медь, бур. – зэдэ – медь. Во – первых, в верховьях реки Джиды добывали медь, во – вторых, за желтый цвет воды.

http://www.dzhida-bibl.narod.ru/detstvo/toponimika.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...