Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Амыр-Менди! Вот тут один вопрос возник, у меня спросили и я прошу помощи. Т.е. представитель племени ооржак вот что спросил-То ли в Алдын Дептере или в Сокровенном сказании монголов, упомянут род, племя Орцог или Оорцак, Орцак,(точно не знаю). хочется узнать в связи чем упоминается этот род ?

Есть ли в настоящее время, в Монголии, в Внутренной Монголии несущие данную фамилию Орцак, Оорцак или близко звучащие (кроме тувинцев)?

Еще есть гора Орцог-Ула, расскажите про эту гору, может мои предки вышли оттуда.

http://wikimapia.org/20855087/ru/Гора-Орцог-Ула

 

Ооржак, как род присутсвует в огромном количестве среди западных монголов, и монголов внутренней монголии и синцзяна. Во время научной конференции 80-летия тувинской латинизированной письменности тогда еще магистр монгол Баатархуу читал доклад про Ооржаков (оорцог), и сделал вывод, что все-таки оорцог- это монгольское племя, что является глубочайшей ошибкой. Этот монгол не учел другие источники, в частности он не знал, что Ооржаки существуют среди Тянь-Шаньских киргизов. Ооржаки попали в среду монголов внутренней монголии в эпоху разгрома Джунгарии и великого раскидывания племен Джунгарии ( в том числе и тувинцев) во все уголки империи Цин вплоть до Юньнани, и современного Хэйлунцзяна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ооржак, как род присутсвует в огромном количестве среди западных монголов, и монголов внутренней монголии и синцзяна. Во время научной конференции 80-летия тувинской латинизированной письменности тогда еще магистр монгол Баатархуу читал доклад про Ооржаков (оорцог), и сделал вывод, что все-таки оорцог- это монгольское племя, что является глубочайшей ошибкой. Этот монгол не учел другие источники, в частности он не знал, что Ооржаки существуют среди Тянь-Шаньских киргизов. Ооржаки попали в среду монголов внутренней монголии в эпоху разгрома Джунгарии и великого раскидывания племен Джунгарии ( в том числе и тувинцев) во все уголки империи Цин вплоть до Юньнани, и современного Хэйлунцзяна

Можно про ооржаков среди Тенир-Тооских кыргызов - поподробнее...? Может действительно есть какие нибудь параллели у наших народов !? И еще : сеок кыргыс считается мало или много - численным у тувинцев и каково их расселение в современной Туве? И наконец,в какую эпоху они появились среди тувинцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что означает слово "Джида" на киргизском? Моя учительница-бурятка в школе поселка Джида , что на одноименной реке , говорила , что "Джида" в переводе со старомонгольского означает "Блоха". Дескать , река часто меняет свое русло , скачет по долине как блоха.

Не могу сказать точно этимологию нашего Джида..Но на мой взгляд (возможно ошибаюсь) от г.Джида,что в Сауд.Арабии..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


131287_or.jpg                                                                                                                                                loh6.jpg                              Давно люди знали о том, что листья, кора и корни лоха дают различные красители. Так, древнегреческий историк Геродот, много путешествовавший по странам Малой Азии, писал, что «из тамошних деревьев некоторые имеют странные листья, их растирают, мешают с водой и этой смесью делают узоры на одеждах. Массагеты, кроме коричневой и черной красок, добываемых из листьев и коры, зимой едят плоды этого дерева — джиде» (джиде, джигда, джида — азиатское название плодов лоха).


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

131287_or.jpg                                                                                                                                                loh6.jpg                              Давно люди знали о том, что листья, кора и корни лоха дают различные красители. Так, древнегреческий историк Геродот, много путешествовавший по странам Малой Азии, писал, что «из тамошних деревьев некоторые имеют странные листья, их растирают, мешают с водой и этой смесью делают узоры на одеждах. Массагеты, кроме коричневой и черной красок, добываемых из листьев и коры, зимой едят плоды этого дерева — джиде» (джиде, джигда, джида — азиатское название плодов лоха).

 

Что за растение?

Оказывается что то типа облепихового или оливкового деревьев.

Регион распространения:

Ареал лоха узколистного (Elaeagnus angustifolia L.)

Elaeagnus_angustifolia_ru.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

 

 

 

 «Китаби Деде Коркут» 

 

В эпосе дается различная информация о копьях. Так, здесь упоминают- ся термины «джида», «гёндер», «сюнгу». Принято считать, что термином «джида» обозначалось метательное копье длиной 1,5 м. Однако в эпосе дается несколько другая информация: «60 тутам сур джидасын голтуг гысыб» [3, с. 96] («Зажав в подмышке красное копье, длиной 60 ладоней»). Если учесть, что длина 60 ладоней – это около 6 м, то получается, что герой эпоса имел классическое копье тяжеловооруженного всадника, кото- рым шел на таранный удар, зажав его в подмышке. Такое копье имело креп- кое древко, часто выкрашенное в красный цвет (как показывают миниатю- ры) и мощный стальной наконечник. В свою очередь наконечник состоит из пера (боевая часть) и части, надеваемой на древко. Размеры наконечника и древка определялись тактикой периода, формой пера и оборонительным вооружением врага. Плоские, листовидные и скальпелеобразные наконеч- ники использовались против легковооруженного врага или врага без доспе- хов. Граненые ромбические, круглые и игловидные наконечники использо- вались против врага в доспехах. Один из фрагментов показывает, что характеристики копья «джида» разнились в зависимости от социальной принадлежности воина: «Гаргы джида ойнаданлар варды, гелди, Алтун джида ойнадана, йареб, нолду?» [3, с. 72]

 

Жад(монг)

 

Jida.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

 

 

 

 «Китаби Деде Коркут» 

 

В эпосе дается различная информация о копьях. Так, здесь упоминают- ся термины «джида», «гёндер», «сюнгу». Принято считать, что термином «джида» обозначалось метательное копье длиной 1,5 м. Однако в эпосе дается несколько другая информация: «60 тутам сур джидасын голтуг гысыб» [3, с. 96] («Зажав в подмышке красное копье, длиной 60 ладоней»). Если учесть, что длина 60 ладоней – это около 6 м, то получается, что герой эпоса имел классическое копье тяжеловооруженного всадника, кото- рым шел на таранный удар, зажав его в подмышке. Такое копье имело креп- кое древко, часто выкрашенное в красный цвет (как показывают миниатю- ры) и мощный стальной наконечник. В свою очередь наконечник состоит из пера (боевая часть) и части, надеваемой на древко. Размеры наконечника и древка определялись тактикой периода, формой пера и оборонительным вооружением врага. Плоские, листовидные и скальпелеобразные наконеч- ники использовались против легковооруженного врага или врага без доспе- хов. Граненые ромбические, круглые и игловидные наконечники использо- вались против врага в доспехах. Один из фрагментов показывает, что характеристики копья «джида» разнились в зависимости от социальной принадлежности воина: «Гаргы джида ойнаданлар варды, гелди, Алтун джида ойнадана, йареб, нолду?» [3, с. 72]

 

Жад(монг)

 

Jida.PNG

 

Exsqp.jpg

Пекемон  , Копьё  колющее оружие как Джида , у нас Джида растёт во дворе , колючая .. посмотри на колючки на ветке .. :) это тюркизм-казахизм )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати , лох узколистный в Бурятии не произрастает.

 

Сами жители Закаменского района республики Бурятия, по территории которого протекает река Зэдэ - Джида считают, что "Джида" - это также вид невысоких деревьев или кустарников (джигида, дикая маслина, масленка, лох узколистный), относится к семейству Лоховые, что "в нашем регионе джида широко распространена в европейской части России, на Алтае и в Западной Сибири."
 
Источник:
 
450px-Elaeagnus_angustifolia_20050905_9412_1.jpg
 
 
Если верить справочным материалам, то Лох распространен только в Северной Америке и немного в Европейской части России. Но на деле это инфа действительно для лохов. :) В нашей области ее завались. Но почему то ее густые заросли в степных низинах, в пойме Иртыша и вообще во влажных низинах мы называем "шілік" (чилик). Он ни на что не используется, с него ни дров не получишь, ни изделий, ни ягод (они считаются несъедобными), ничего. 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и еще

 ДЖИДА  

В переводе с тюрс. – джээ – медь, монг. – зэс – медь, бур. – зэдэ – медь. Во – первых, в верховьях реки Джиды добывали медь, во – вторых, за желтый цвет воды.

 

 

Медь (латунь) по моему не подходит, потому что монгольские обозначения меди, равно как и тюркские, откуда собственно и слово, не имеют в окончании необходимой "д", а без нее река уже не Джида, а Джиа, не Зэдэ, а Зэс и т.д. Короче, река превращается в Джезказган.  :)

 

Халх: зэс

Бур: зэс

Каз: жез

Кырг: жез

Алт: джес 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

 

 

 

 «Китаби Деде Коркут» 

 

В эпосе дается различная информация о копьях. Так, здесь упоминают- ся термины «джида», «гёндер», «сюнгу». Принято считать, что термином «джида» обозначалось метательное копье длиной 1,5 м. Однако в эпосе дается несколько другая информация: «60 тутам сур джидасын голтуг гысыб» [3, с. 96] («Зажав в подмышке красное копье, длиной 60 ладоней»). Если учесть, что длина 60 ладоней – это около 6 м, то получается, что герой эпоса имел классическое копье тяжеловооруженного всадника, кото- рым шел на таранный удар, зажав его в подмышке. Такое копье имело креп- кое древко, часто выкрашенное в красный цвет (как показывают миниатю- ры) и мощный стальной наконечник. В свою очередь наконечник состоит из пера (боевая часть) и части, надеваемой на древко. Размеры наконечника и древка определялись тактикой периода, формой пера и оборонительным вооружением врага. Плоские, листовидные и скальпелеобразные наконеч- ники использовались против легковооруженного врага или врага без доспе- хов. Граненые ромбические, круглые и игловидные наконечники использо- вались против врага в доспехах. Один из фрагментов показывает, что характеристики копья «джида» разнились в зависимости от социальной принадлежности воина: «Гаргы джида ойнаданлар варды, гелди, Алтун джида ойнадана, йареб, нолду?» [3, с. 72]

 

Жад(монг)

 

Jida.PNG

 

Exsqp.jpg

Пекемон  , Копьё  колющее оружие как Джида , у нас Джида растёт во дворе , колючая .. посмотри на колючки на ветке .. :) это тюркизм-казахизм )

 

Какой еше казахизм. 

Жида,жада-это чистейший монголизм.

копье на казахском найза.кстати слово найза в монгольском означает "друг".

 

:D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ни разу не встречал это растение в районе реки Джида , да и в Хакасии , Тыве и Монголии тоже. Хотя всегда внимательно присматриваюсь к окружающей растительности , а это растение уж точно не пропустишь! :)  Вот реликтовый абрикос в долине Джиды вполне обычное растение!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

 

 

 

 «Китаби Деде Коркут» 

 

В эпосе дается различная информация о копьях. Так, здесь упоминают- ся термины «джида», «гёндер», «сюнгу». Принято считать, что термином «джида» обозначалось метательное копье длиной 1,5 м. Однако в эпосе дается несколько другая информация: «60 тутам сур джидасын голтуг гысыб» [3, с. 96] («Зажав в подмышке красное копье, длиной 60 ладоней»). Если учесть, что длина 60 ладоней – это около 6 м, то получается, что герой эпоса имел классическое копье тяжеловооруженного всадника, кото- рым шел на таранный удар, зажав его в подмышке. Такое копье имело креп- кое древко, часто выкрашенное в красный цвет (как показывают миниатю- ры) и мощный стальной наконечник. В свою очередь наконечник состоит из пера (боевая часть) и части, надеваемой на древко. Размеры наконечника и древка определялись тактикой периода, формой пера и оборонительным вооружением врага. Плоские, листовидные и скальпелеобразные наконеч- ники использовались против легковооруженного врага или врага без доспе- хов. Граненые ромбические, круглые и игловидные наконечники использо- вались против врага в доспехах. Один из фрагментов показывает, что характеристики копья «джида» разнились в зависимости от социальной принадлежности воина: «Гаргы джида ойнаданлар варды, гелди, Алтун джида ойнадана, йареб, нолду?» [3, с. 72]

 

Жад(монг)

 

Jida.PNG

 

Exsqp.jpg

Пекемон  , Копьё  колющее оружие как Джида , у нас Джида растёт во дворе , колючая .. посмотри на колючки на ветке .. :) это тюркизм-казахизм )

 

Какой еше казахизм. 

Жида,жада-это чистейший монголизм.

копье на казахском найза.кстати слово найза в монгольском означает "друг".

 

:D

 

Давно люди знали о том, что листья, кора и корни лоха дают различные красители. Так, древнегреческий историк Геродот, много путешествовавший по странам Малой Азии, писал, что «из тамошних деревьев некоторые имеют странные листья, их растирают, мешают с водой и этой смесью делают узоры на одеждах. Массагеты, кроме коричневой и черной красок, добываемых из листьев и коры, зимой едят плоды этого дерева — джиде» (джиде, джигда, джида — азиатское название плодов лоха).

--------

джида -её ещё едят ,  во времена Геродота про монголов никто ничего не слыхал потому что их небыло ..))

так что Джида тюркизм-казахизм ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков.

 

 

 

 «Китаби Деде Коркут» 

 

В эпосе дается различная информация о копьях. Так, здесь упоминают- ся термины «джида», «гёндер», «сюнгу». Принято считать, что термином «джида» обозначалось метательное копье длиной 1,5 м. Однако в эпосе дается несколько другая информация: «60 тутам сур джидасын голтуг гысыб» [3, с. 96] («Зажав в подмышке красное копье, длиной 60 ладоней»). Если учесть, что длина 60 ладоней – это около 6 м, то получается, что герой эпоса имел классическое копье тяжеловооруженного всадника, кото- рым шел на таранный удар, зажав его в подмышке. Такое копье имело креп- кое древко, часто выкрашенное в красный цвет (как показывают миниатю- ры) и мощный стальной наконечник. В свою очередь наконечник состоит из пера (боевая часть) и части, надеваемой на древко. Размеры наконечника и древка определялись тактикой периода, формой пера и оборонительным вооружением врага. Плоские, листовидные и скальпелеобразные наконеч- ники использовались против легковооруженного врага или врага без доспе- хов. Граненые ромбические, круглые и игловидные наконечники использо- вались против врага в доспехах. Один из фрагментов показывает, что характеристики копья «джида» разнились в зависимости от социальной принадлежности воина: «Гаргы джида ойнаданлар варды, гелди, Алтун джида ойнадана, йареб, нолду?» [3, с. 72]

 

Жад(монг)

 

Jida.PNG

 

Exsqp.jpg

Пекемон  , Копьё  колющее оружие как Джида , у нас Джида растёт во дворе , колючая .. посмотри на колючки на ветке .. :) это тюркизм-казахизм )

 

Какой еше казахизм. 

Жида,жада-это чистейший монголизм.

копье на казахском найза.кстати слово найза в монгольском означает "друг".

 

:D

 

Давно люди знали о том, что листья, кора и корни лоха дают различные красители. Так, древнегреческий историк Геродот, много путешествовавший по странам Малой Азии, писал, что «из тамошних деревьев некоторые имеют странные листья, их растирают, мешают с водой и этой смесью делают узоры на одеждах. Массагеты, кроме коричневой и черной красок, добываемых из листьев и коры, зимой едят плоды этого дерева — джиде» (джиде, джигда, джида — азиатское название плодов лоха).

--------

джида -её ещё едят ,  во времена Геродота про монголов никто ничего не слыхал потому что их небыло ..))

так что Джида тюркизм-казахизм ))

 

 

 

Во времена Геродота казахи уже были? Где они жили?

 

:lol: 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати , лох узколистный в Бурятии не произрастает.

 

Сами жители Закаменского района республики Бурятия, по территории которого протекает река Зэдэ - Джида считают, что "Джида" - это также вид невысоких деревьев или кустарников (джигида, дикая маслина, масленка, лох узколистный), относится к семейству Лоховые, что "в нашем регионе джида широко распространена в европейской части России, на Алтае и в Западной Сибири."
 
Источник:
 
450px-Elaeagnus_angustifolia_20050905_9412_1.jpg
 
 
Если верить справочным материалам, то Лох распространен только в Северной Америке и немного в Европейской части России. Но на деле это инфа действительно для лохов. :) В нашей области ее завались. Но почему то ее густые заросли в степных низинах, в пойме Иртыша и вообще во влажных низинах мы называем "шілік" (чилик). Он ни на что не используется, с него ни дров не получишь, ни изделий, ни ягод (они считаются несъедобными), ничего. 

 

значит вы путаете Ивняк с Джидой .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что за странные картинки ?... :D:lol:

 

Peacemaker так увлекся лоховым вопросом что наверняка набрел в интернете на родственника лоха - облепиху и не задумываясь разрекламировал очередной тюркизм:  ;)

 

монг: Чацаргана

каз: Шырганак

кырг: Чычырканак

алт: Чычыргана

саха: Чычырган

тыва: Чыжыргана

шор: Сарыгат

башк: Һырганак

и т.д.

 

С казахского имхо можно объяснить из основы "сырғана" - скользкая, не думаю, что в основе "сары" - желтая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

значит вы путаете Ивняк с Джидой .

 

Не путаем. Это современные словари путают из-за наличия в РК региональных диалектизмов. Поэтому в современных словарях "шілік" - заросли тала, ивы. А у нас "шілік" - это заросли джиды, а заросли тала, ивы - "тал" или "тоғай". ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

значит вы путаете Ивняк с Джидой .

 

Не путаем. Это современные словари путают из-за наличия в РК региональных диалектизмов. Поэтому в современных словарях "шілік" - заросли тала, ивы. А у нас "шілік" - это заросли джиды, а заросли тала, ивы - "тал" или "тоғай". ;)

 

ну вы значит путаете , потому что джиду не видели и не ели , плоды у дикои джиды называют вроде медовкои , она зеленная  и сладкая и не крупная ,  растет на берегу рек ... есть еще друго сорт , она крассная , оранжевая и тд  .. плоды у неи крупнее чем у зеленнои ...

о каких диалектах вы все время пишите ? :)

cлово джида известно еще  со времен Геродота и означало то что и сечас  , а вы значит не знаете джиду ? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Медь-чес, копье-чыда. Кто-то зокает, жокает, чокает, йокает, еще и джокает.

Уважаемый Эр-Суге,вы случайно не знаете о каких Тянь-шаньских кыргызских Ооржаков писал Ulug Dongak oglu Tyva  здесь?

Очень интересно..Возможно и вправду есть такие параллели между нашими народами..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну вы значит путаете , потому что джиду не видели и не ели , плоды у дикои джиды называют вроде медовкои , она зеленная  и сладкая и не крупная ,  растет на берегу рек ... есть еще друго сорт , она крассная , оранжевая и тд  .. плоды у неи крупнее чем у зеленнои ...

 
Марат, я не биолог.  :) Но у нас точно такие кустарники растут, но ягоды их не съедобные и они не желтые и красные, а серо-зеленого цвета, что-то вроде этого. Может дикий лох?  -_-

 

о каких диалектах вы все время пишите ?  :)

 

Здесь это оффтоп, подробнее в теме Казахский язык. Я даже словарь казахского яыка регионов заливал там. И приводил массу примеров. Если есть что пишите там. 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Медь-чес, копье-чыда. Кто-то зокает, жокает, чокает, йокает, еще и джокает.

Уважаемый Эр-Суге,вы случайно не знаете о каких Тянь-шаньских кыргызских Ооржаков писал Ulug Dongak oglu Tyva здесь?

Очень интересно..Возможно и вправду есть такие параллели между нашими народами..

Я думаю у него надо спросить, он более владеет историей, конечно у него свои взгляды на историю, когда я читаю его, по некоторым взгляды не разделяю.имхо
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...