povodok Опубликовано 27 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2015 PeacemakerЯ тоже проживал по реке Джида! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 27 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2015 – По поводу найманов, меркитов, кераитов – нет оснований исключать их из числа других монголоязычных племен, хотя, вероятно, в их составе были адсорбированы более древние тюркские племена Монголии. http://www.kyrgyz.ru/?page=276 Автор ССМ их всех относил к монголам. § 202. Tedui šisķai-tourğa-tu ulus-i šidurğutqaĵu, Bars ĵil, Onan-no teriun-e quriĵu, yesun koltu čağaan tuq baiuluat, Čiŋķis-qağan-na qan nere tende okba. Muqali-da ķo-van nere tende-ķu okba. ĵebe-i Naiman-o ķučuluk-qan-i nekeulun, tende-ķu ĵauraulba. Moŋğolĵin ulus-i ĵibšiyerun baraĵu, Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 27 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2015 Peacemaker Я тоже проживал по реке Джида! https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D1%82%D1%8B_(%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B7%D1%8B) Баяты (огузы) [править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2014; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Баяты. Баяты (азерб. Bayatılar) — огузское тюркское племя[1], расселенное на территории Азербайджана, Ирака, Ирана, Сирии, Туркмении и Турции[1][2]. Являются субэтнической группой азербайджанцев и туркмен[3]. Баяты — тюрко-огузское племя, стоявшее вместе с племенем кайы во главе всех 24-х огузских племен — «иль баши кайы-баят». В преданиях тюркских племен происхождение этого племени возводится к Баяту — внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовитой аристократией,[4] которая до конца XVI века пользовалась исключительными привилегиями при шахском дворе, занимая ведущие военные и государственные должности. Слово «баят» переводится как «счастливый и полный благодати» и «богатый». Баяты в Азербайджане говорят на южном диалекте азербайджанского языка.[5] Племя «баят» пришло в Азербайджан в XIII столетии вместе с монгольскими завоевателями. Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI веков влилось в племя кызылбашей и переселилось в Азербайджан. В начале XX века топоним «Баят» встречался в Азербайджане в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят.[6] Видными представителями, происходившими из племени баят, являются: Физули, поэт и мыслитель XVI века. огузский святой «Деде Горгуд», ставший героем одноимённого эпоса. Оруджбек, известный под псевдонимом Дон-Жуан Персидский, автор известной книги «Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята — Дон Жуана Персидского» [7], совершивший в составе сефевидского посольства в 1599—1601 годах путешествие по России, Германии, Чехии, Италии, Франции, Португалии и Испании[8]. Название племени «баят» было присвоено крепости Баят, построенной в 1748 году основателем Карабахского ханства Панах-Али-ханом.[9] Племя баяут Это племя имеет несколько ветвей, но [из них] известны две ветви: одну [называют] джадай, ее [же] называют [и] баяут, а другую – кэхэрин-баяут. Джадай 912 – речная долина в Монголии. Так как стойбище их было там, то они и относятся к этой местности и [ее название] стало их собственным именем. А тех, что сидят в степи, называют кэхэрин-баяут. Юрты их по реке Селенге 913. Два ее истока [cap]: [176] Курбан 914-Кахт и Бурэ-ундур, являющиеся Великим гуруком [т.е. запретным местом, – А.С.]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 27 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 27 октября, 2015 Иргит - название племени (ныне, в Туве - название тувинской фамилии), соответствует этнониму "мергит/меркит". "Столичной" землей иргитов была долина р. Иргит-Хем, ныне река называется Иркут, в ее устье расположен г. Иркутск. Жениха матери Темужина звали Чилидей (чилиг - костный мозг; "похожий на костный мозг), из племени иргит. Родным/биологическим отцом (торээн адазы) Темужина был Чилидей, вырастившим отцом (азыраан адазы) - Езухай. В детстве Темужин был в плену у иргитов, вызволил его из плена Субедей. Чочи (Джучи) - сурас (отец неизвестен), его родным отцом был также кто-то из племени иргит. Адыг-Тулуш К.Д. (2014) http://www.tuva.asia/lib/books_tuva/7501-adyg-tulush.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2015 http://www.kyrgyz.ru/?page=276 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D1%82%D1%8B_(%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B7%D1%8B) Povodok и Peacemaker, дальше здесь про меркитов и другие татарские племена оффтоп. Здесь все про уранхаев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 28 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2015 Баяуты проживали по реке Джида.Меркиты побежали к кипчакам по той причине,что кипчаками правили отуреченые баяуты. В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 октября, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 30 октября, 2015 Джида не только в Сузаке, есть и в других местах Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 31 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2015 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 1 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2015 Амыр-Менди! Вот тут один вопрос возник, у меня спросили и я прошу помощи. Т.е. представитель племени ооржак вот что спросил-То ли в Алдын Дептере или в Сокровенном сказании монголов, упомянут род, племя Орцог или Оорцак, Орцак,(точно не знаю). хочется узнать в связи чем упоминается этот род ?Есть ли в настоящее время, в Монголии, в Внутренной Монголии несущие данную фамилию Орцак, Оорцак или близко звучащие (кроме тувинцев)?Еще есть гора Орцог-Ула, расскажите про эту гору, может мои предки вышли оттуда.http://wikimapia.org/20855087/ru/Гора-Орцог-Ула Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Некоторые примеры антропонимов (имен людей) из родословной Чингис-Хаана (по: ССМ в переводе Козина) и что они обозначают в тувинском языке. Прадедушка Алан-гоа Бархудай-Мерген = Баркудай-Мерген: имеющий бога мудрец. Мерген = Берген: дано (одаренный). Алан-гоа = Алан-хоо: прекрасная Алан (из племени Хори-Тумат, местечка Арих-Усун = Арыг-Үзүү, сейчас село в Улуг-Хемском кожууне Тувы) Старший брат Добун‑Мерган Дува-Сохор = Тува-согур: слепой Тува (”слепой” - мог видеть недоступное для обычного зрения). Муж Алан-хоо Добун‑Мерган = Дөвүн-Мерген: (дөвүн - нижний/младший [брат]) Третий сын Алан-хоо от «сероглазого духа, входящего через дымоход юрты» Бодончар‑простак = Бөдүүнчар: простак (бөдүүн - простой) Сыновья одного из правнуков Бөдүүнчара – основатели племени Будаад-кашников = Будаан: путанный; будаа/быдаа: похлебка, каша Есугай = Ёзухай: настоящих царских кровей. Младший брат Ёзухая Даритай‑отчигин = Даритай-отчу: человек, следящий за очагом [своих родителей] (от - огонь). Племянник отца Ёзухая Чжочи = Чочи: чотчу/чочу: астролог (сравни: звездо-чот) Темучжин = Темужин: начальник народа-войска (~десятитысячного; сравни - темник): тем/дем - содружество, народ; ужу - край, начало. Старшая жена Темужина Борте = Бөрте: букв. “в шапке” (новорожденную положили в шапку). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 3 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2015 Джида не только в Сузаке, есть и в других местах Амыр, уважаемый Руст! Скорей всего я у вас еще раз спрошу, т.к. вы и энхд ака так благополучно отклонились, вместо того что ответ дать.. Вы тут писали что есть парадигмы, которые уже устоялись. И связи с этим я у вас спросил, все таки в словах барунгаар, чуунгаар, бурунгаар, аткаар, кыдыгаар, кызыгаар, кудугаар, оругээр, дугаар, в этих словах гаар что означает, по нашему установленная сторона, и это нарушает парадигму как крыло. Или это все таки крыло, но по моему в монгольском языке крыло это жигуур, а гар это рука. Дайте пожалуйста ваш ответ, и ваша позиция по этому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 5 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2015 Добавлю еще два слова, ишкээр и дашкаар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 5 ноября, 2015 Admin Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2015 Эр-Суге, я что-то не припоминаю про вопросы в мою сторону. Ваши вопросы стоит адресовать прежде всего филологам, которые и определят к каким именно языкам слова относятся. Мое личное мнение - зуунгар, барунгар это однозначно крылья в монгольских языках. В тюркских аналог "канат", у нас у кыргызов есть "он канат" и "сол канат" соответственно "правое" и "левое" крылья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 7 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 7 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 7 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2015 Можно узнать вступительную речь этого мальчика..? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Tynych В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида.. А что означает слово "Джида" на киргизском? Моя учительница-бурятка в школе поселка Джида , что на одноименной реке , говорила , что "Джида" в переводе со старомонгольского означает "Блоха". Дескать , река часто меняет свое русло , скачет по долине как блоха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Эр-Суге, я что-то не припоминаю про вопросы в мою сторону. Ваши вопросы стоит адресовать прежде всего филологам, которые и определят к каким именно языкам слова относятся. Мое личное мнение - зуунгар, барунгар это однозначно крылья в монгольских языках. В тюркских аналог "канат", у нас у кыргызов есть "он канат" и "сол канат" соответственно "правое" и "левое" крылья. Я как плнял вы не можете отступится тех общих парадигм. Но отличия нас, современные монголы могут ли обьяснить слова барынгар и чуунгар, по русски сторона печени и сторона сердца. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 В Кыргызстане недалеко от Джалал-Абада,в Сузакском р-не,есть село Джида.. А что означает слово "Джида" на киргизском? Моя учительница-бурятка в школе поселка Джида , что на одноименной реке , говорила , что "Джида" в переводе со старомонгольского означает "Блоха". Дескать , река часто меняет свое русло , скачет по долине как блоха. Интернет свидетельствует, что на бурятском языке название реки звучит "зэдэ". А русско-монгольский онлайн-словарь дает слово "блоха" - "бөөс". А может быть название реки происходит не от блохи, но от растения? К примеру, на казахском языке "жиде" (произносится "джиде") это растение, дерево. По-русски "джида" или "лох узколистый", на латыни "еlaeagnus". Кстати, это же слово является основой распространенного казахского мужского личного имени - Жиде, Жидебай и т.д. ElaeagnusElaeagnusElaeagnusУверен, что и на кыргызском языке аналогично. Может тувинский язык внесет ясность? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Река Джида – левый приток Селенги, находится в Восточной Сибири, в Бурятии. Общая протяженность реки (от южных склонов Зун-Муринского хребта) около 500 км. В своем верхнем течении она имеет характер горной реки; по берегам растет тайга с багульником и голубикой в подлеске. Ниже по течению она плавно переходит в лиственно-кедровую тайгу с рододендроном даурским и брусникой – настоящее раздолье для натуралиста-любителя, ученого-ботаника. Самый нижний пояс – лиственная тайга, горная лесостепь, приречные луга – области, более пригодные для жилья и ведения хозяйства. Происхождение топонима «Джида» не известно достоверно, однако существует несколько гипотез-объяснений, наиболее правдоподобной из которой, пожалуй, можно считать следующую: название реки есть не что иное, как слово, обозначающее водоем. Во многих языках местных народностей оно имеет общий корень – дзы – «вода, река». В качестве сравнения: «дзиа» – «озеро», «дзма» – «родник», «дзыштра» – «русло реки». http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_geograficheskih_nazvanii_rusi/p6.php#metkadoc37 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Учительница моя была женщиной образованной и активно интересующейся историей своей республики. Преподавала историю. Я думаю , просто нафантазировать она не могла. Откуда же взялась "блоха"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Вот еще мнение Джида – левый приток Селенги. Ее название близко к эвенкийскому слову диды ~ джиды, что означает «водораздел со скалистыми вершинами» (Васильевич, С. 327). М.Н. Мельхеевэтимологизирует данное название от бурятского дэд, дзэд «медь», полагая, что от этого слова произошло название горы, поскольку она изобилует месторождениями различных цветных металлов. Зэд, дзэд представляется сомнительным по фонетическим соображениям. http://fond-tatiana.ru/top_13 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 и еще ДЖИДА В переводе с тюрс. – джээ – медь, монг. – зэс – медь, бур. – зэдэ – медь. Во – первых, в верховьях реки Джиды добывали медь, во – вторых, за желтый цвет воды. http://www.dzhida-bibl.narod.ru/detstvo/toponimika.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 На счет желтого цвета воды , мне кажется , очень большая натяжка! Обычно вода очень прозрачная. С таким же успехом можно назвать любую реку в период паводков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 8 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2015 Кстати , лох узколистный в Бурятии не произрастает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться