Перейти к содержанию
Гость Кыргыз

Отличите ли вы кыргыза от казаха внешне?

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
о как! и кто же теперь калмык-мусульманин? казах? :)

Он останется своего рода, но перестанет быть калмаком для казахов.

Опубликовано

2 whalemeat

Вы где-то в начале темы написали про вашу сноху. По моему либо вы судите о ней слишком предвзято (например по себе), либо она у вас неполноценная умственно. Нигде таких казахов нет, по моему.

Опубликовано
Носителя казахского (cumano на лингвофоруме) и южноалтайского (fenek на онгудае) утверждают, что все-таки жолу/jолу.

Может проще открыть учебники? В алтайском и пишется и читается - jолы.

Ваш ФЕНЕК утверждает -

Я конечно не особый специалист, но насколько я помню школьный курс, если в первых двух слогах эрин чо:йилер у:нду: табыштар, то в последующих слогах эрин чо:йилер у:нду: табыштар отсутствуют. И дальше,опять же по правилам синграмонизма, стоит соответственно твердая или мягкая гласная. Например: БО:РУ:чек

Это же правило используется в отношении узун (то есть двойных) эрин чо:йилер у:нду: табыштар. После них в последующих слогах стоит обычная гласная. Например: ТУУЗЫ

Переведу вам правило, которое она (он) процитировала - если в первых слогах огубленные гласные, то в последующих слогах огубленные гласные отсутствуют.

Т.е. Енхд монголоязычный алтаец, а Амыр тюркоязычный алтаец.

Родной для нас обоих тюркский язык. Но монгольским владеем оба - он как вторым родным, я - в достаточной мере.

Калмаки - потому что не приняли ислам. А если калмак принимает ислам, то он уже не калмак. :kz1:

Я узнал, что я - калмак, когда стал мусульманином и начал общаться с казахами. Раньше они были для меня дикие люди - апачи с Кош-Агача...

Опубликовано

Выходит тогда Джунгария была двуязычной: монголоязычной и тюркоязычной. Интересно, где можно ознакомиться с историей и родоплеменным составом Джунгарского ханства.

Опубликовано
Может проще открыть учебники? В алтайском и пишется и читается - jолы.

Ваш ФЕНЕК утверждает -

Переведу вам правило, которое она (он) процитировала - если в первых слогах огубленные гласные, то в последующих слогах огубленные гласные отсутствуют.

 

И fenek же утверждает, что это все искусственно. Так чему же верить тогда?

Учебники? "Сравнительно-историческая грамматика" не является учебником?

И как такое воообще может быть - гармония широких гласных при отсутствии гармонии узких? Это же просто нелогично.

Опубликовано
И fenek же утверждает, что это все искусственно. Так чему же верить тогда?

Учебники? "Сравнительно-историческая грамматика" не является учебником?

И как такое воообще может быть - гармония широких гласных при отсутствии гармонии узких? Это же просто нелогично.

И что там в этой грамматике написано?

Со всей ответственностью, как носитель алтайского литературного языка, заявляю - мы не огубляем конечные гласные при словоизменениях! fenek глупости говорит. Искусственно-неискусственно, в говорах всякое может быть, но нормы литературного языка - таковы. Что за idee fix с этой губной гармонией?

Опубликовано

Мне просто непонятно, почему есть широкая губная гармония, но отсутствует узкая.

А в грамматике просто при перечислении словоизменительных и словообразовательных аффиксов упоминаются губные варианты (с оговоркой, что "не во всех языках огубление показано на письме").

Опубликовано

Антиромантик, чесное пионерское, в литературном алтайском языке этого нет. Зуб даю. Ты уже второй год это спрашиваешь. А почему нет ... , зачем это тебе?

Опубликовано
Я узнал, что я - калмак, когда стал мусульманином и начал общаться с казахами. Раньше они были для меня дикие люди - апачи с Кош-Агача...

Калмаками назвали ту часть Орды, которая не приняла ислам. Но если некто из этой орды принял его, то он уже не калмак, а алмак. Т.е. суть названия "калмак" заключалась в непринятии ислама. Вот такой казус. Можешь передать это кочагачским апачи.

Опубликовано
Антиромантик, чесное пионерское, в литературном алтайском языке этого нет. Зуб даю. Ты уже второй год это спрашиваешь. А почему нет ... , зачем это тебе?

Научный интерес - вот зачем.

Вообще я к аспирантуре думаю постепенно готовиться и выбрал в качестве профилирующего направления тюркологию.  :rolleyes:

Опубликовано

Происхождение казахов

Когда наша газета опубликовала материал о происхождении кыргызских родов "кыпчак" и народа "кыргыз", то к нам обратились с просьбой описать разницу между братскими народами "казах" и "кыргыз". Уважая просьбу читателей, мы вновь обратились за разъяснениями к известному кыргызскому санжырачы Сыргакбеку Сооронкулову. Итак, слово аксакалу…

Исследователи название "казак-х" трактуют по-разному. Поэтому и возникло несколько вариантов. К примеру, "кассак", "ак каз" (белый гусь), "казы ак" (белый богач-судья), "газы хак" (исламский ученый алим-хак), и еще одно предположение - "косог". Из всех наиболее достоверной является версия шымкентского аксакала Мелдеша сына Алимбая. Его вариант созвучен с мнением великого санжырачы и историка, талантливого Шакирима сына Кудайберди.

Современный казахский народ произошел не от одного отца, а от кыргыз-кайсацкой орды. То есть, как я ранее говорил, от соединения множества древних тюрко-монгольских племен, которые не имеют никакого отношения к арабам. Племена: кыргыз, канлы, уйсун, кыпчак, карлык, аргын, меркит, уйгур, найман, керей кыят, кытай, мангыт, жалайыр, конурат, татар, катаган, дурмен, барлас в XII–XV веках проживали на землях от Сарыарка до Эдиль жайык онуру (до реки Волга) и до Крыма. Все они входили в улус Джочу, старшего сына Чынгысхана. Но сначала я расскажу вам более раннее происхождение слова "кыргыз-кайсак", которое лежит в основе происхождения современного слова "казах".

ВГЛУБЬ ИСТОРИИ

В середине IX века в состав основанной Великой кыргызской орды, или каганата входили кыргызы, кыпчаки, канды, конураты, найманы, керейи, аргыны, алчыны (алакчыны), катаганы, огузы и другие. Но в целом их всех называют кыргызами.

По свойственной кыргызам привычке, в X веке это единство было разрушено, и как итог, был потерян Великий кыргызский каганат. В это время от нашествия кара-китайцев многие из кыргызской орды бежали в сторону Алтая и Эрена. Другая половина присоединилась к кыргызо-кыпчакам и бежала в сторону Урала. Именно их назвали кыргыз-кайсак,

>от слов "тетири кетти", "кыйгач кетти" и "кайсак кетти", что означало – "они ушли по кривой", "не в том направлении". Это были представители родов аргын, катаган, алшын (алакчыны) и канды. Это же слово вновь вернулось в древнекыргызский или древнетюркский словарный оборот много позже, после распада Золотой Орды.

500 ЛЕТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Ко времени правления Джочу-хана (первый сын Чингисхана), в составе Золотой Орды тюрко-монгольские племена смешались и породнились настолько, что говорить о разных народах на тот момент практически невозможно. Все они называли себя Золотоордынцами, или как называли их русские летописцы, кыргыз-кайсацкая орда. В этой орде и лежат корни современных казахов и узбеков.

Верховным каганом Золотой Орды были Джочу-хан, затем Бату-хан (Батый), первый внук Чынгысхана от своего первенца Джочу. Лишь в 9-м поколении потомки вторых и третьих сыновей Джочу начали вражду между собой за золотой трон. И даже во времена Тамерлана Великого (Аксак-Темир, Темиржан) казак-озбек были едины в составе кыргыз-кайсацкой орды, и не было между ними никакого разделения. (Но я должен внести еще одно пояснение - потомков самого Батыя не осталось. Поэтому наследие Чынгысхана - Золотая Орда - перешло вторым и третьим сыновьям Джочу-хана. Между ними происходили распри, и вскоре Золотая Орда распалась). Но почти 500 лет все было перемешано.

РАЗДЕЛ ОРДЫ

Когда по Хиджре шел 860 год (1456 год) и когда Золотой ордой управлял хан Абулхаир, султаны Жаныбек и Керей (тоже потомки) возглавят возмущенных его несправедливым правлением, и решат начать войну за разделение Орды. Против недовольных хан Абулхаир применит силу, а самых ярых оппозиционеров жестоко накажет.

Вскоре последовавшие за султанами Жаныбеком и Керейем вынуждены будут обратиться в бегство. И когда оппозиционно настроенные семьи подвергнутся гонениям, то начнут по ночам сбегать со своим скарбом и скотиной. Оставшиеся, насмехаясь над ними, припоминая им прошлое, начнут их обзывать "качак-кайсак" (качак – качкын – кайсак – касак – беглец).

НОВОЕ ИМЯ

Униженные бежали в сторону Улутоо, Чуйской и Талаской долины и начали проживать на этих землях (аналогичные процессы происходили много позже на Руси и известны как появление Запорожской Сечи). Через несколько лет авторитет султанов Жаныбека и Керея возвысится настолько, что вскоре на их сторону перейдет весь народ Абулхаира. Тогда Жаныбек и Керей вновь поднимут восстание, которое завершится триумфом.

Опрокинув хана Абулхаира, оба придут к власти. Один станет ханом, а другой визирем. И те, кого с издевкой раньше называли "качак", вскоре станут бахвалиться новым именем и тем, что использовали свое бегство лишь как маневр. И это слово начнет накладываться на всех, кто отделился от Абулхаира.

Но пришедший к власти Жаныбек-хан не был тегином (то есть небесных кровей), а был внуком Урус-хана сына Барак-хана. Поэтому его новое ханство перешло в улус Чагатая (среднего сына Чынгысхана). Вот так многочисленный народ, состоящий из племен аргын, найман, керей, канды, кыпчак, уйсун, дулат, алшын (алакчын) и катаган, подержав ведомую политику новой власти, согласился с новым этнонимом "казак-х". Монгольский хан Есен-Бугу очень тепло встретил Жаныбек-хана, поскольку также враждовал с Абулхаир-ханом. Так, Жаныбек-хану от Есен-Бугу перейдет Чуйская долина и Козу-Башики. Вот в таких обстоятельствах появился народ казак-х и хан Аз-Жаныбек.

И когда Аз-Жаныбек собрал свой народ, то их так и называли: "кыргыз-кайсактар". Так же их называл и русский поэт Державин в 1783 году, посвящая оду императрице Екатерине Алексеевне в честь ее восшествия на трон: "Привет тебе, о Богоподобная царица Кыргыз-Кайсацкая орды". И до последнего времени всех, кто населял земли от Волги до Алтая с Ала-Тоо (Тянь-Шань), называли кара-кыргызы, что означало "древние кыргызы".

Ну, а в 1917 году, когда социалистическая революция одержала победу и собрала воедино 16 союзных государств, начались большие споры, какой именно народ называть кыргызами. Даже современные казахи были названы Кыргызской Республикой, а мы, тянь-шаньские, были наречены Кара-Киргизской автономной областью. Позже, после долгих споров и мучительных переделок, все стало таким, каким является сейчас.

КАК КАЗАК СТАЛ КАЗАХОМ

Теперь ответим на вопрос, как казак-х стал казахом. На всех вышеназванных территориях очень долгие годы шла геополитика России. Она полностью охватила территории от рек Волга и Дон до Сибири, то есть были захвачены все кыргыз-кайсацкие земли. И вскоре захватчики стали называть се6я сибирскими, донскими или уральскими казаками, подражая примеру древних казак-хов. Такова, на мой взгляд, этимология русского слова "казак", ну, а сам термин "казах" появился при участии Чокана Валиханова. Слово казак-х переделали в "казах".

Ну, а в наше время термин "казахи" стал названием целой нации. Хотя их природа - вся та же кыргыз-кайсацкая орда, имевшая теснейшую интеграцию еще во времена Золотой Орды. И только после того, как одни потомки орды пристали к Озбек-хану и назвались узбеками, другие назвались казахами. ("Казак Шежиреси" Зайыр Саутбеков. Узбекистан. Ташкент. Стр. 130–138).

А в заключение мне остается добавить, что современный казах и кыргыз не братья, а единый народ, берущий начало еще с зарождения кыпчаков и кыргызов до эпохи Тан в Китае. Аналогичные процессы происходили и с Русью. Мать городов русских - Киев, потеряв свою власть, передал ее Москве, московиты назвали себя великороссами, а тех, кто остался у Киева - окраинцами, или украинцами. В тот же момент московиты окраинцев прозвали хохлами, от кыргызского слова "кокул", что означает "чуб".

P.S.Tak 4to xvtatit bolwe diskutirovat na etu temu, u4enie uje naglyadno dokazali, a esli kazaxam pretit rodstvo s kyrgyzami pridumaite mawinu vrememi i izmenite svoe proisxojdenie

Опубликовано
А в заключение мне остается добавить, что современный казах и кыргыз не братья, а единый народ, берущий начало еще с зарождения кыпчаков и кыргызов до эпохи Тан в Китае. Аналогичные процессы происходили и с Русью. Мать городов русских - Киев, потеряв свою власть, передал ее Москве, московиты назвали себя великороссами, а тех, кто остался у Киева - окраинцами, или украинцами. В тот же момент московиты окраинцев прозвали хохлами, от кыргызского слова "кокул", что означает "чуб".

P.S.Tak 4to xvtatit bolwe diskutirovat na etu temu, u4enie uje naglyadno dokazali, a esli kazaxam pretit rodstvo s kyrgyzami pridumaite mawinu vrememi i izmenite svoe proisxojdenie

Никто не спорит.

Опубликовано

Уважаемые,

вставлю свои 5 копеек...

Мои наблюдения: казахи, как и кыргызы, бывают разными, есть неотличимые, а есть те, по которым можно догадаться к кому они относятся. В целом согласен с каким-то чуваком, который написал, что кыргызы, в силу более ранней консолидации, являются, на данный момент, более гомогенными, с точки зрения антропологических признаков, в отличие от казахов, которые более разнообразны, в силу более “бурных” моментов истории, которые, к тому же, происходили относительно недавно - 500 (округленно) лет тому назад (откочевка от Абулхаира, возвращение обратно, откочевка/воссоединение с ногайцами и др.)

Мой вопрос Рустаму-ага,

Здесь где-то есть ваш пост, где вы писали, что ру дулат встречается у казахов и у кыргызов, насчет дулатов понятно, а хотелось бы поточнее насчет наличия этого ру у кыргызов. К какой группе относятся (он, сол, ичкилик), места обитания, численность, почему откололся от казахских дулатов?

Также родственный вопрос - почему, как получилось, что дулаты, как и кыргызы, будучи ведущим этносом в Могулистане, после его распада, оказались в составе Казахского ханства? Не подозрительно ли, что будучи в составе Могулистана вместе с кыргызами, дулаты говорят на казахском языке без влияния кыргызского, или наоборот, язык северных/ИКульских кыргызов не впитал казахское произношение?

Также вопрос относительно уру "кутчу" у кыргызов, имеет ли он отношение к таласским "кушчу"? Если да, то почему местом его основного расселения являлся Иссык-Куль? Кстати насчет последнего не уверен, просто мои туганы-кутчу по матери именно из Иссык-Куля, сев. берег.

Извините за столь большое кол-во вопросов, просто они довольно специфичны, и данные в интернете весьма разбросанные :)

Буду благодарен, если ответите.

Кстати остальным участникам - буду рад, если окажется, что вы тоже знаете что-то по вышеописанным темам.

Опубликовано
P.S.Tak 4to xvtatit bolwe diskutirovat na etu temu, u4enie uje naglyadno dokazali, a esli kazaxam pretit rodstvo s kyrgyzami pridumaite mawinu vrememi i izmenite svoe proisxojdenie

Ни одному нормальному казаху родство с киргизами не претит, но статья с научной точки зрения слабовата.

  • Одобряю 1
Опубликовано (изменено)

О родстве было сказано 1000 и 1 раз, в этом будет сомневаться только несведущий, но статья не очень, если честно, Kyzzhibek. В плане научной достоверности, к примеру. Все-таки санжыра это в целом хорошо, но делать выводы из нее, следует, мне кажется, с осторожностью.

Лично я считаю (да и ввглядит это достовернее), что киргиз-кайсаками казахов прозвали русские во время покорения восточных земель, в частности истоки Енисея, Саяны. Русские, встретили сперва остатки енис. кыргызов (которых окончательно покорили тока через 100 лет, поправьте если ошибаюсь), а затем встретив казахов, просто перенесли название "киргиз, киргизец" на казахов, назвав их "киргиз-кайсаки", т.к. видимо разница между этими этносами им показалась небольшой.

Изменено пользователем Nur
Опубликовано (изменено)

Уважаемый Рустам Абдуманапов!

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы в посте выше, спасибо!

К сожалению не могу отправить вам личное сообщение т.к. у моего экаунта нет такой опции.

Изменено пользователем Nur
Опубликовано

Антропологически казахи с киргизами не сильно отличаются. Насчет бешпармака и ета тоже был разговор. Блюда одни и те же. Традиционные спортивные игры также один в один. А как насчет традиций? Существуют ли какие-нибудь различия в обрядах?

Опубликовано

Чисто орусский взгляд :kg1: :kz1:

Озеро Иссык-куль и его окрестности.

Н. Каразин.

1877

На тучных пастбищах этих равнин пасутся бесчисленные стада лошадей, баранов и верблюдов, всюду, словно шапки грибов из под моху, чернеют и белеют полукруглые крыши войлочных кибиток, струйки дыма там и сям приветливо вьются в воздухе... Даже зимою, когда снежный покров метет на равнины, даже и тогда эти равнины, дают неприхотливому степному скоту достаточно корма, настолько достаточно, чтобы перебиться до новой весны, до нового избытка и приволья.

Только за исключением русских колонизаторов, приютившихся по берегам рек и по городкам, все остальное население – чистые кочевники, в обширнейшем значении этого слова, и много пройдет времени, пока среди их заметится хотя бы какая-нибудь попытка к переходу из такого первобытного состояния.

В противоположность первой – вторая половина Семиреченской области, вся состоит из колоссальных горных масс, захватывая собою всю северную часть тяньшаньской группы, громаднейшей группы в мире.

В этой горной стране находятся самые колоссальные в мире вершины, самые высокие перевалы и горные проходы, доходящие до двадцати тысяч фут абсолютной высоты – как например, известный перевал Музарт, проложенный по сплошным полям вечных льдов Музартского глетчера...

Здесь чисто кочевая жизнь уже немыслима, и обитатели здешней страны – каракиргизы – значительно отличаются от своих степных сородичей, как родом жизни, так и своими правами и обычаями; даже тип лица горного обитателя получил уже некоторую разность от типа лица истого кочевника степей, - вы, приглядываясь внимательнее, легко отличите киргиза степей от киргиза гор; на это различие повлияла главным образом природа страны, отразившись и на характере обитателей и на всем их жизненном складе.

Перейдем теперь к человеку, обитателю этого счастливого уголка.

Дикая, горная местность, обилие зверей создали из каракиргиза естественного охотника, а это уже шаг к разбойнику.

Самая неприступность местности – укрывая кочевья горцев от лишнего посетителя, позволяя ему безнаказанно совершать свои подвиги – выработало в нем это последнее качество, и каракиргиз, понятно, предпочитает охоту и воровские набеги на низменных соседей, на проездные дороги, по которым с трудом и величайшими усилиями пробираются небогатые купеческие караваны.

Эта безнаказанность развила в горцах дух своеволия и безначальности – самые подчиненности их тому или другому хану коканскому или кашгарскому – были чисто фиктивны. Чаще даже что каракиргизы вовсе не признавали никакой подчиненности, подчиняясь ими самими выбранному бию или старшине, главе отдельного кочевого рода. Набеги этих рыцарей гор и частые междоусобия, в самой среде их сделали из них неприятных, нетерпимых соседей, для жителей степей и равнин – а ханы Кашгарский и Коканский были слабы и не могли смирить силою оружия буйных горцев – и терпели зло, даже заискивали у их старшин, льстя им, поблажая и размениваясь подарками.

Отношение горцев к соседним ханствам во многом напоминало отношение тюркмен к хивинскому хану. Как тому и другому положили предел русские, у которых достало и мужества и настойчивости, чтобы наложить узду и усмирить своевольных кочевников.

Легкие казачьи отряды, за последние десять лет, глубже и глубже проникали в самое сердце Тянь-Шаньских гор, за этими отрядами шли поселенцы и основывали свои колонии, выбирая места, наиболее удобные для этой цели. Теперь, далеко по ту сторону Иссык-Куля, прочно засели горные колонии, выстроились ряды укреплений, и прижатые со всех сторон каракиргизы волей и не волею должны были подчиниться пришлой силе.

Но это все свершилось очень недавно, и старый дух нравов и обычаев каракиргизов еще не успел выветриться и сгладиться, резко отличая их от своих степных сородичей.

Каракиргизы выбирают для своих кочевок или низменные терассы гор или узкие скалистые, заросшие лесом лощины; здесь они ставят свои легкие кибитки, крытые войлоком, устраивают кое какие загончики для скота, а то и просто пользуются естественными укрытиями, пещерами или чем-нибудь в том же роде, дороги к таким кочевьям всегда едва заметны и трудно проходимы. – Колесных повозок здесь не употребляют вовсе, а привычные горные лошадки, цепкие как козы, умеют пробираться по самым опасным, едва проложенным тропинкам.

Один из таких аулов изображен на нашем рисунке, со всею своею незатейливою, но в высшей степени живописною обстановкою.

Пока мужчины охотятся или праздно шляются и рыщут по горам, женщины занимаются уходом за домашними животными, преимущественно баранами и козами (коровы встречаются редко) заготовляют сыр (крут) и айран, (закисшее молоко), выделывают самые грубые шерстяные ткани и войлоки и нянчат своих детей. В этих заботах проходит у них вся жизнь.

Каракиргизы живут небогато, скорее даже бедно и высказывают сильное отвращение от оседлости и земледелия, гораздо сильнее, чем степные номады, научившиеся наконец, кое как вспахивать землю, сеять просо и заготовлять на зиму запасы сена.

Впрочем, при всех недостатках горцев они обладают и некоторыми достоинствами, свойственными, однако, почти всем дикарям, близко-стоящим к первобытному состоянию. Они гостеприимны, приветливы, положительно храбры, и, не смотря на страсть к легкой наживе, по своему довольно честны – каракиргизы, например, не украдут у вас ничего, пока вы состоите в качестве гостя в каком-нибудь ауле, но это не помешает им ограбить вас тотчас же, едва вы выедете из района того аула, где вы нашли себе радушный прием и приют.

Они любят подарки, и охотно размениваются с вами таковыми же – особенно они дорожат подарками оружием и боевыми принадлежностями и во всяком случае предпочтут их чистым деньгам, к которым каракиргизы относятся хладнокровно с оттенком даже некоторого презрения.

Официально каракиргизы признаны магометанами, но на деле они также чужды исламу, как и христианству. Цикл их верования и обрядности, близок к идолопоклонству, а суеверие и страх перед сонмом злых духов, полный бессознательности, приближает их к первобытному циклу человеческих верований, к обоготворению природы и ее явлений.

Надо не забывать, что и самая обстановка, эта давящая грандиозность явлений окружающей их природы, много способствует к усилению фантазии дикаря, развитию его воображения, рисующего ему явления природы как осмысленное действие невидомых духов то благо, то зло расположенных к человеку.

Костюмом своим и семейными отношениями, а также и языком горцы мало отличаются от степных номадов, только в складе тела, в типе и выражении лица выработалось больше силы, энергии и решительности.

Во всяком случае, здесь в горах каракиргизы долго еще останутся опасными для нас соперниками, и полное обладание горами и умиротворение кочевников, придет еще не совсем в близком будущем.

Опубликовано

Албаны считаются горным народом, однако они не дичее, чем остальные казахи. Иной раз пустынный казах может быть гораздо злостнее мелкосопочниковского казаха. :)

Такое ощущение, как будто Миклуха Маклай описывает папуасов.

Опубликовано

А так и было. Вся Средняя Азия была для царской россии колонией, которую нужно было завоевать, покорить, и использовать с наибольшей выгодой. Никаких заблуждений на этот счет быть не должно.

Другое дело, что это время наши народы (а сейчас я говорю о казахах и кыргызах) встретили будучи разобщенными, неконсолидированными.

Опубликовано

В общем, вот (по поводу губной гармонии, от носителя):

Губная гармония (и произношение жолұ) в современном казахском достаточно распространенное явление и считается нормой, особенно в устной, беглой речи. Произношение "жолы" явялется "книжным", но в принципе позволительно говорить и жолы и жолұ, а вот "жолу" говорить совершенно неправильно, так что уважаемый господин Enhd свое "я подтверждаю" высосал из пальца.

Что касается жекания, джекания и йекания. Литературная норма - жекание, это отражено в правописании (то есть жол произносится как жол), но очень часто, опять же исключительно в устной речи, оно может переходить в дж, причем чаще всего дж - мягкое; получается "джьол".

НО даже те, кто произносит джьол, либо не замечают своего ненормированного произношения, либо стесняются его. К примеру, студент из Шымкента с друзьями скажет "джьол" и "джьоға", но на официальном выступлении, але перед деканом он произнесет чистое литературное "жол" и "жоқ". Президент наш - родом из южноказахстанского села, так что в устной речи он вполне естественно говорит привычное дж (как и гхэкающие генсеки).

Теперь о йекании: полностью йекающих говоров у нас нет. На крайнем юге (точно знаю, что такое есть в Сарыагаше) есть "частично" йекающее произноение: местные жители "стягивают" сложные слова, таким образом получая произношения "қайерде" и "қаяқта" (или даже "қақта") вместо "қай жерде" и "қай жақта". НО носители сами прекрасно понимают отклоненность этого произношения и обычно стараются избегать этого в других местностях.

http://lingvoforum.net/index.php/topic,18314.30.html

Опубликовано
Албаны считаются горным народом, однако они не дичее, чем остальные казахи. Иной раз пустынный казах может быть гораздо злостнее мелкосопочниковского казаха. :)

Такое ощущение, как будто Миклуха Маклай описывает папуасов.

Я тоже горный. :) Единственное отличие горных от степных это голос. Горные разговаривают тихо, потому что ветер не уносит их голоса. :) А вообще, в горах аулы распологаются у подножия или на склоне. Но никогда на хребтах и скалах. В каменных мешках просто ловить нечего. Ну а если кто-то и живет на недоступных вершинах, то значит их заставили. Заставили нужды и другие люди.

Опубликовано
В общем, вот (по поводу губной гармонии, от носителя):

http://lingvoforum.net/index.php/topic,18314.30.html

Ну вот и доказали вам, что у казахов нет губной гармонии. По поводу "йеканья" - у казахов также используется "быйыл" - "в этом году". У алтайцев - быjыл.

И что за наезды на ЭНХДа? Он то как раз подтверждал, что "жолы", а не "жолу"... Невнимательный лингвист попался, за словами плохо следит...

Опубликовано

Ну не знаю, как тогда еще толковать утверждение

Губная гармония (и произношение жолұ) в современном казахском достаточно распространенное явление и считается нормой, особенно в устной, беглой речи. Произношение "жолы" явялется "книжным", но в принципе позволительно говорить и жолы и жолұ
: ұ ведь звук огубленный.

И утверждение fenek'а,

ТОМОНОК, КОЙОНОК, МУ:РКУ:Т, КО:БО:ЛО:К?

jолдорло jортоп онгдойго келдим

это что не сингармонизм??????

Есть правда куча исключений искуственно созданных: Толык, борсык...

Современные лингвисты пытаются эту несуразность советской науки устранить. Но денег на перепечатывание учебников нет. так и живем.

Опубликовано
Ну не знаю, как тогда еще толковать утверждение : ұ ведь звук огубленный.

И утверждение fenek'а,

По казахскому - диалектные особенности возможны (как и в алтайском), но норму то вам ясно указали.

По алтайскому -

Глупое утверждение дилетанта. Сингармонизм в существительных и сингармонизм в словоизменениях - не одно и то же. Единственный вывод который можно сделать - когда то существовал губной сингармонизм, сейчас нет.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...