Clownman Опубликовано 1 декабря Поделиться Опубликовано 1 декабря 2 часа назад, Rust сказал: С подачи одного очень политологического историка, который очень хочет медаль или орден, кыргызы наконец осознали, что они самые великие и историчные. Что все родственные языки следует именовать "кыргызскими", а не тюркскими и т.д. Отсюда такой тренд. Часто еще встречается мысль что тюркские руны были придуманы кыргызами и их надо называть кыргызское руничнское письмо.Эта мысль сейчаяс на хайпе.Даже в каком нибудь айыле можно от рандомного мужичка услышать это утверждение.В целом я заметил такую тенденцию у многих народов у которых открыта форточка к древности и при этом страна сама по себе не особо развитая.У тех же армян точно такая же ситуация Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 часа назад Admin Поделиться Опубликовано 2 часа назад Из книги Кляшторного: Цитата Согласно существующим представлениям, рунический алфавит пережил по меньшей три этапа развития, которым соответствуют три устава письма: а) архаический, широко представленный памятниками Семиречья (VI-VII вв.) и Енисея (VI-X вв.); влияние этого устава особенно заметно в Онгинской надписи; б) классический, которым исполнены многочисленные памятники второго Тюркского каганата (первая половина VIII в.); в) поздний, представленный в памятниках эпохи Уйгурского каганата (вторая половина VIII-IX в.) и в «рунах на бумаге» из Восточного Туркестана (ІХ в.)*19. Некоторые реминисценции архаического начертания рунических знаков можно отметить в Суджинской надписи (середина ІХ в.), которая, однако, является памятником енисейского круга. Как уже доказано, енисейские надписи не могут быть отнесены ко времени ранее VII в., а в большинстве датируются ІХ-Х вв.*20 Следовательно, палеографическая архаичность не является достаточным основанием для ранней датировки надписей и может быть охарактеризована как региональный признак. Вопрос о нижней дате рунических памятников Семиречья остается, таким образом, открытым, а гипотеза о семиреченском центре возникновения рунического письма - неподтвержденной*21. Особое положение среди среднеазиатских рунических памятников занимает надпись на бронзовом перстне из комплекса погребения в «муг-хона» (Северная Фергана). Погребения в «муг-хона» (или «курумах») датируются достаточно широко (ІІ в. до н. э. — VIII в. н. э.)*22. Однако семиреченские руники (памятники Таласа) ныне надежно датированы 716-739 гг.*23 Сведения нарративных источников о письменности у тюрков неопределенны. Первое сообщение такого рода принадлежит Менандру Протектору, «История» которого была завершена в 583-584 гг.; рассказывая о приеме тюркского посольства во главе с согдийцем Маниахом византийским императором Юстином ІІ (568), Менандр упоминает послание от кагана, написанное «скифскими письменами» тτο γρμματώ Σκυθικόν. Нельзя, однако, утверждать безоговорочно, что эти «скифские письмена» рунические знаки; скорее, послание было написано по-согдийски. Использование какой-либо третьей системы письма сомнительно. --------------- 19* Ср.: Габаин. Древнетюркская литература. С. 12-14. 20* Кызласов. Новая датировка. С. 96-103 21* С.Е. Малов по внешним признакам датировал семиреченскую рунику V-VIII вв. (Малов. Памятники Монголии и Киргизии. С. 57). 22* Литвинский. Изучение курумов. С. 109-130. 23* Кляшторный. Рунические памятники. С. 30-34. 24* Менандр Протектор. История. С. 374; Moravcsik. Byzantinoturcica. Bd. I. S. 422. Отрывок из письма тюркского кагана императору Маврикию цитирует Феофилакт Симокатта (Феофилакт Симокатта. История. С. 159). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 часа назад Admin Поделиться Опубликовано 2 часа назад Как я понял из Кляштоного С.Г. руника возникла из арамейского через согдийский, причем начертание было подогнано под традиционные для тюркских народов начертания тамг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться