Перейти к содержанию
Гость Rasul

Чингизхан

Рекомендуемые сообщения

Чингисхан – украинец?!

Сенсационное открытие сделал харьковский ученый-историк Александр Зинухов. В своей книге он утверждает, что знаменитый Чингисхан по происхождению украинец.

Его мать была славянка, звали ее Елена, а отец еврей, по имени Исаак. Родился великий завоеватель, утверждает ученый, не в Монголии, как это принять считать, а на территории, где теперь находится Украина, где то между Доном и Днепром.

Александр Зинухов, историк: Родиной Чингисхана является на самом деле не Забайкалье, а это Северный Кавказ, Таманский полуостров, Крым , Киев.

Изучив древние летописи и сказания о Чингисхане, Александр Зинухов сделал неожиданный вывод, - монголы не приходили на Русь в 13 веке, они отсюда родом. Историк утверждает, что Чингисхан, родившись в хазарских степях, отправился завоевывать Восток, уже став взрослым, а его войска состояли из русских и тюркских воинов.

В последнее время многие страны жаждуют стать родственными с Чингис хааном. Китайцы говорят что он был китаем, Турки, Казахстан,Узбекстан,Киргизы о них уж не говори они уже слишком далеко зашли. Японцы говорят что Чингис хаан был самураем дезертиром, Корейцы говорят что Чингис хаан был их ним вождем , А тут только Украина нехватало. что что? мать Чингис хаана звали Еленой а отец Исаак? хочешь сказать что Чингис хаан евреем был. ха ха смешно, не могу ха ха. Остается Африка? неудивлюсь если африканцы возьмутся за Чингисхаана

Тоже тебе ученный историк из Харькова. тебе надо к психиатру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаю Чингисхана! Он бил якутов, грузин, русских, аланов, казахов, бурятов,

чеченов и др. советских людей... Уважаю! :tw2:

ты чего это Уриянхайец хвалишься незнанием историй что ли ? незнаешь историю тогда молчи

Такой национальности как чеченцы тогда вообще небыло. а буряты они одно Монгольское племя они Монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энд Монголчууддаа хандаж хэлхэд. Гадныхан юу дуртайгаа бичдэг болж байн шүү, ялангуяа манай түүх судлаач болон түүхчид бичиж байгаа болон ярьж буй зүйлдээ анхаарал тавимаар юмаа. Түүхээ алдах гээд байна шүү, үндэсний аюулгүй байдалд аюул учраад байна шүү

Это я так просто свойм вопрос и разговор был

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Энд Монголчууддаа хандаж хэлхэд. Гадныхан юу дуртайгаа бичдэг болж байн шүү, ялангуяа манай түүх судлаач болон түүхчид бичиж байгаа болон ярьж буй зүйлдээ анхаарал тавимаар юмаа. Түүхээ алдах гээд байна шүү, үндэсний аюулгүй байдалд аюул учраад байна шүү

Это я так просто свойм вопрос и разговор был

batkhaan - на этом форуме принято общаться на русском языке. Переведите свое сообщение, иначе последует наказание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

batkhaan - на этом форуме принято общаться на русском языке. Переведите свое сообщение, иначе последует наказание.

Я обратился к монгольским историкам или любителям историю что бы они хорошо думали перед чем что писать, а то напишеш всякое эту и используют против нас Монголов. Сейчас даже некоторые Казахские историки утдверждают как будто мы Монголы не Монголы , и история 13 -14 века эта не наша история, и как будто нынешние Монголы они тибетцы. И они говорят что такие пользуясь материалом Монгольских историков так и утверждают. Для меня История это не только разговоры о прошлом. История это гарантие национальной безопасности, и самый лучший учитель.

В прошлом веку 40 годах один маленький усатый тип начал свое ужасное кровополитие. один из причин была история, уттверждал как будто вся европа было ихней Историей и земля ихней. Но в наше время конечно такое не случится. Если случится то нечто ужасное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Самозащита права :) - набег с целью компенсации причиненного ущерба.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На каком основании найманов, онгутов, кереев, жалаиров, меркитов, коныратов, татар, и других 100%-х тюрков 12-13-го веков безразличные к этому вопросу историки постоянно называют "монголами" - тем самым создавая путаницу в головах у неискушенных читателей? :angry:

А халха-монголы на этом спекулируют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12-14 веках слово монгол обозначал политноним для всех представителей Великой Монгольской Империи (ВМИ). Монгол и тюрк в те времена не имели различий, как в языковом, так и в этническом значении. Если бы не тотальная вражда монголов и татар, то империя могла бы называться Тюркской. И это бы соответствовало бы истине, т.к. большинство родов и племён имело общего предка Тюрка. Но чтобы не делить империю с татарами даже чисто номинально (до того сильна была ненависть), империя была названа Монгольской. А в современности слово монгол получил языковую дифференциацию оппозиционно к слову тюрк. То, что в те времена (12-14 веках) нас всех называли монголами это соответствует истине. Аналогично как все мы раньше были советскими людьми.

Одно слово из шести звуков МОНГОЛ всё и всех запутало, это всем очевидно. В 13 в. оно не являлось и не могло являться этнонимом, просто напросто не было такого самоназвания. Так называемые монголы времен Чингизхана и нынешние монголы имеют намного менее сходств и связей, чем монголы Чингизхана и нынешние казахи. Основной причиной путаницы, как мне кажется, является проживание современных халха на исторических землях монголов 13 века. Остатки татар Чингизхана на территории Монголии были позднее ассимилированы новыми насельниками мест (лесными племенами северо-восточной Монголии). Можно выразиться и так, что Центр татарского тяжести в 13-14 вв. в связи с климатическими изменениями и в связи с великим походом на запад, переместился в западные степи - нынешнюю Сары-Арку (оседлые территории захваченные в походах не в счет, т.к. кочевники там позднее полностью растворились, а кочевой быт лишь у казахов сохранялся вплоть до 19 века, являясь своего рода стержнем сохранения улуса). Отсюда вывод, что прямыми потомками родов и племен времен и войск Чингизхана (как и его рода непосредственно) являются племена и роды нынешних казахов, которые существуют до сегодняшнего дня в прежних названиях и составе. Нынешние монголы (халха) имеют в своем составе лишь малую их часть, ассимиляция которых исказила их самоназвания, язык, обычаи и быт. Буряты имеют к ним отношение и вовсе дальнее. Калмыки и западные монголы (ойратские племена), полагаю, что являются переходным звеном между старым юртом и новым юртом, что подтверждается местами их расселения, родовым составом и пр.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По родословной бога судьбы Чынгыс Хана из старинного предания саха, приведенной Болотбеком Амбаевым, имя отца Чингизхана звуит на дж-кающем диалекте тюркских языков, к которым относится, в частности и казакский язык (Жесугей). Где нашел родословную не помню, но сохранил в Excele, как вставить?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отсюда вывод, что прямыми потомками родов и племен времен и войск Чингизхана (как и его рода непосредственно) являются племена и роды нынешних казахов, которые существуют до сегодняшнего дня в прежних названиях и составе. Нынешние монголы (халха) имеют в своем составе лишь малую их часть, ассимиляция которых исказила их самоназвания, язык, обычаи и быт. Буряты имеют к ним отношение и вовсе дальнее.

Гениально! Казахи не имеют никакого отношения тогда к султану Бейбарсу и другим славным кыпчакам,

предкам кыпчаков сир-тюркам, кимакам. Они народ совсем другой, потомки татар т.е. шивей, народа

тунгусского, пришедшего из горных лесов Верхнего Амура и Аргуни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отсюда вывод, что прямыми потомками родов и племен времен и войск Чингизхана (как и его рода непосредственно) являются племена и роды нынешних казахов, которые существуют до сегодняшнего дня в прежних названиях и составе. Нынешние монголы (халха) имеют в своем составе лишь малую их часть, ассимиляция которых исказила их самоназвания, язык, обычаи и быт. Буряты имеют к ним отношение и вовсе дальнее.

Гениально! Казахи не имеют никакого отношения тогда к султану Бейбарсу и другим славным кыпчакам,

предкам кыпчаков сир-тюркам, кимакам. Они народ совсем другой, потомки татар т.е. шивей, народа

тунгусского, пришедшего из горных лесов Верхнего Амура и Аргуни.

Казахи как известно составились из конгломерата различных тюркских племен, как автохтонных, так и пришедших в степи Сары-Арки в разное время - если кимаки (кыпчаки) по времени раньше, то татары ВХ значительно позже. Одно не отвергает другого. Не понимаю, причем тут тунгусы (эвенки, нанайцы и другие народы тунгусо-маньчжурской группы)?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, легенды связывают происхождение предков ВХ от луча (по казакски: нұр/нұрын или искаженно нирун). Понятно, что это в иносказательном смысле, кто скажет что луч имеет мужские начала :rolleyes: Полагаю, что в действительности, подразумевалось, что предки ВХ происходили от Солнца, по-тюркски Күн. Отсюда напрашиваются весьма определенные выводы - предки ВХ куны или, если хотите, хунны, гунны, без разницы, смысл один. Утверждения о китайском ху - варвары, дикие кочевники не выдерживают никакой критики, т.к. на западе их почему-то тоже называли гунны. Тогда что связывает слово хун/гун с тюркскими языками? Только одно и единственое слово в значении - Солнце или солнцепоклонники. Тем самым, Кун - этноним, с которым, полагаю, имеют определенные связи этнонимы Куны, Куманы (Половцы), Кумандинцы, возмжно и другие. Тем более, что прародиной хуннов являются степи нынешней Монголии.

Как известно, легенды связывают древних кереитов и киятов ВХ общим происхождением. Причем, есть сведения о наличии тамги кереитов на знаменах величайшего полководца гуннов Атиллы (Аттылы)!!! :tw2: :tw1:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гуны, хуны всё это из неграмотного чтения слова HUN записанного с китайских иероглифов. HUN читается как ХАН а не ХУН. Почему китайцы назвали народ ханами наверное и так понятно.

А вообще этимологически слово ХАН уходит корнями в доисторическую генеалогию. Оно соответствует правнуку АДАМА КААНУ (КЕНАНУ). Кстати арабский титул шейх соответствует сыну АДАМА ШЕЙСУ.

А принятое на Западе ГУН? Ведь не ГАН же...

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поэт Мағжан Жұмабаев:

Тумайды адамзатта Шыңғыстай Ер,

Данышпан, тұңғиық ой, болат жігер.

Шыңғыстай арстанның құр аты да,

Адамның жүрегіне жігер берер.

Шыңғыстан Шағатай, Үкітай, Жошы, Төле -

Атаға тартып туған бәрі бөрі.

Шыңғыстың қол бастаған екі көзі -

Жолбарыс Сұпытай мен Көкжал Жебе!

в произвольном переводе:

Не родится больше в мире герой как Чингиз,

Гениальная, мудрая, со стальной волей личность.

Даже имя Чингиза подобного льву,

Скрепляет сердца людей железной хваткой и волей.

Сыновья Чингиза: Чагатай, Укитай, Жучи, Толе –

Все подобные волкам потомки дедов.

Два полководца Чингиза – его глаза –

Подобный тигру Сыпатай и волк Жебе! :tw1:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж, а какая интересно этимология имени Сыпатай на казахском?

Не знаю, Дергард, могу лишь выссказать свои предположения: 1. от Сыбан - энергичность в работе. 2. Сыпайылық - вежливость, учтивость, кротость. А точное заключение, я думаю, дадут лингвисты.

В связи с данным собственным именем хочу заметить (в ответ на выссказывания монгольских братьев о чисто монгольском происхождении именного аффикса - тай), что, собственное имя с аффиксом -тай, в частности Сыпатай, широко и издавна известно из казахских легенд и в т.ч. связывается с временами намнго ранними, чем эпоха ВХ. Ну а Жебе это ни что иное как стрела лука.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Сунитский Хилугэтэй Багатур слово молвил:

“Станет низкой, ставшая яшмой, держава твоя,

Овдовеет твоя милостивая Бортугэлджин хатун.

Смутясь, останутся одни твои младшие братья Хасар и Бэлгэтэй.

С поспешностью собранный, твой народ рассеется,

Ставшая высокой, держава твоя станет низкой.

Умрет Бортугэлджин-хатун твоя, в малолетстве тебе повстречавшаяся,

Осиротеют твои Угэдэй и Тулуй.

Прежде соединенный, народ твой станет чужим,

(Шара Туджи)

Почему только "нужный" тебе кусок тут привел?

Смысл восхвалении совсем другое. Нехорошо так то получается. <_<

А какая связь между казахским именем Сыпатай и монгольским Сүбэгэтэй?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, племена, населявшие в эпоху Чингизхана (12 – 13 вв.) степи современной Монголии практически во всех источниках называются «Татарами» (персидские - Рашид-эддин, тюркские - Абулгази, китайские, армянские, русские и европейские - Гильом Рубрук и др.).

В частности, китайские источники разделяют Татар (кит: да-да) на:

1. «Хэй-да» - Чёрные татары (степные кочевые скотоводы-воины), к которым принадлежал сам Чингизхан, а также Кереиты (см: также Пельо).

2. «Бай-да» - Белые татары (оседлые), т.е. Онгуты расселявшиеся вблизи Китайской стены.

3. Дикие татары (лесные, занимавшиеся охотой и рыболовством и не знавшие ханской власти).

4. Монголы (на границе чёрных и диких татар, восточные соседи Кереитов).

Об этом говорит и Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский Край):

До эпохи Чингис-хана, когда имя "монгол" только и объединило многие родственные племенные группы, китайцы в своих исторических сочинениях очень часто называли коренных монголов - татарами, но никогда не наоборот, из чего можно вывести лишь то заключение, что монголы в глазах китайцев были лишь отраслью татар. То же замечается и в правительственных актах Цзиньской империи; так, изданный в Пекине в 1161 году манифест начинался словами: "Мэн-гу да-да несколько раз при моем предшественнике нападали на наши границы. Ныне поступило известие, что они вновь собрались в большом числе и вступили в союз с государством Ся". Засим в „Цзинь го-чжи" читаем: "Да-да не переставали вносить дань пока Цзиньское государство было сильно, но затем, когда цзиньский престол занял Вэй-ван, их старшина Тэмучин объявил себя императором".

Судя по тому, что монголами стали управлять кереитские ханы, то первых можно отнести к дикими татарам (А.Кузембайұлы, Е.Әбіл. История Республики Казахстан. А: фолиант, 2000. - с.63-64.; Л.Н.Гумилёв. Поиски вымышленного царства. (Легенда о государстве пресвитера Иоанна). М: «Наука», 1970. - с.104-105.; М.С.Муканов. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. А: «Наука», 1974. – с.29). Достаточно вспомнить, что только после победы над кереитским Тугрул ханом Темурче смог принять титул Чингизхана, а это означает, что кереитский Ванхан был самым влиятельным и верховным ханом на тот период и на тех территориях.

О том, что монголы были лесными охотниками или, по меньшей мере, обитателями зоны, соединявшей лес со степью. Во всяком случае, следует отметить, что живший в мифическое время монгольский бард рассказывает нам лишь о звероловстве и ни разу не упоминает о скотоводстве (Рене Груссе. Перевод Е.А.Соколова. Чингисхан – покоритель Вселенной. Жизнь замечательных людей. М: «Молодая гвардия», 2000. -с.11).

Рашид-эддин в Сборнике летописей упоминает о Кереитском ханстве - татарской стране: «…в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Моголистана и принадлежащих народу Кераит, как-то: Онон, Керулен, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-Наур, Болдир-Наур, Каркаб, Кубин, Эргунэ-Кун, Селенга и Уткух (Онгут), кои смежны с Китайской стеной обитали народы, которых с древнейших времен называли и называют Тюрками…» (Рашид-эддин. Сборник летописей. т.1кн.1 М-Л: АН СССР, 1952. - с.73-74).

Н.Аристов: "…Таким образом, после падения уйгуров до Чинизхана, Монголию, - за исключением ее крайней северо-восточной части, где появились монголы (дикие или лесные татары), - продолжали занимать тюрки…".

Рашид-эддин, армянские источники, а также Гильом Рубрук и др. авторы называют Моголистан, Кара-Корум, р.Онон (на которой родился Чингизхан) родиной Кереитов.

М.Тынышбаев, опиравшийся на данные монгольского историка Санан Сецена, утверждал, что монголы (точнее указанная выше страна Моголистан) во времена Чингизхана состояла из 3-х групп:

1. Великие монголы (ұлы или еке монгол) - по-видимому, имелся в виду ханский род, представители которого (династийные ханы) управляли татарами-монголами.

2. Татары (мангыт, онгыт, чурчыт).

3. Кереи.

Уместно привести также очень интересное суждение, которое приводит М.С.Муканов: «…В 1929 г. Б.Я.Владимирцев сформулировал так называемую наймано-керейскую теорию о происхождении монгольского языка. В своей теории Владимирцев опирался на исследования Н.Н.Поппе, считавшего, что монгольский письменный язык заимствован у кереев и найманов…». Однако далее следует противоречивое суждение: «…Развивая дальше теорию Владимирцева, Поппе пришел к следующему выводу: монголы заимствовали письменный язык у своих западных соседей - кереев и найманов, которые, следовательно, были монголоязычны». Но в этом эпизоде автор (М.С.Муканов) рассуждает о языке кереев, тюркоязычность которых не вызывает сомнений в настоящее время. Нас же интересует в данном случае язык монголов. Развивая теорию Поппе, мы вправе переменить последние слова Поппе, потому что логически напрашивается другой вывод: монголы заимствовали письменный язык у своих западных соседей – кереев и найманов, которые, т.е монголы, следовательно, были тюркоязычны! Если бы кереи и найманы были монголоязычны, как утверждают Поппе и Владимирцев, то, как справедливо отметил М.С.Муканов: «…Если бы в течение столетия происходил процесс отюркизации племени, он не смог бы не оставить заметных, резко бросающихся в глаза элементов культуры, быта, языка и т.д. Если бы кереи… были монгольским племенем и если бы они в последующие столетия подверглись «отюречению», то они сохранили бы в языке, быте и культуре элементы монголизма. Однако язык, материальная и духовная культура кереев являются составной частью культуры казахского народа, тюркского по своему происхождению» (М.С.Муканов. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. А: «Наука», 1974. - с.29).

Н.Аристов также утверждает тюркских корнях татарских племен, остатки которых омонголились: "…В результате значительная часть тюрков Монголии остались на своих местах… Такова судьба онгутов, джалаиров и частей киреев и найманов, как удостоверяет это существование в настоящее время (т.е. в 19 веке) монгольских аймаков ониют, чжалаит, найман, абага и абаганар (оба должны быть кирейского происхождения, судя по существованию в настоящее время на Черном Иртыше многолюдного племени абак-киреев). По всей вероятности и многие другие нынешние (19 век) монгольские аймаки Монголии и Ордоса состоят в более или менее значительных частях из омонголенных джалаиров, киреев, найманов и других тюркских племен; так кость хиреит, многочисленная в хошунах Ордоса, указывает на роль, которую играли в составе этих хошунов киреи, а кости уйгурчин и уйгут в составе тех же ордосцев удостоверяют примесь уйгуров…".

И далее о тюркских корнях калмаков и другиз западных монголов: "…имя калмаков, не употребляемое самими западными монголами, вероятно дано им тюрками, т.к. они главным образом составились из оставшихся (калган) в Монголии их соплеменников (киреев, найманов и т.д.)...".

Нижеследующие факты могут указывать на западное происхождение татар 12-13 вв., в т.ч. и рода самого Чингизхана, а именно, из Старшего Жуза (ведь доподлинно не доказано возникновение жузов после 12-13 вв.):

1. «…Земли, на которых впервые возвысились Татары, расположены к северо-западу от земель киданей. Племена татар происходят от особого рода (цзу) Ша-то (конфедерация племен западных тюрков, обитавшие по одним данным в районе Ферганы на бывшей территории усуней. В 8-10 веках отколовшиеся группы Ша-то проживали на территории современных провинций Шэньси, Ганьсу и Шаньси. В 10 веке они захватили Северный Китай…» (Мэн-да Бэй-лу (Полное описание монголо-татар). Пер. с кит. Мункуева Н.Ц. М, 1975. -45).

2. В 14 в. в Жетысу (Семиречье) существовало государство Моголистан и именно к хану этого государства Есенбуке откочевали султаны-чингизиды Керей и Жанибек и образовали здесь начала Казахского ханства в сер.15 века.

3. Наличие в Восточном Казахстане Чингизских гор.

4. Существующие легенды о захоронении Чингизхана на вершине этих гор.

5. Происхождение кереитов, как родственного Чингизхану племени и также являющихся «татарами», связывающее их с племенами Старшего жуза: усунями (Потанин, Андреев, Спасский) и канлы (Кадырбаев). Причем тамга усуней схожа с тамгой Абак-кереев.

6. Здесь же в Старшем жузе расселен другой родственный Чингизхану уважаемый и почитаемый род жалаиров со схожей с чингизидами тамгой.

7. Коныраты, которые являлись сватами (куда) рода Чингизхана формально войдя в Средний жуз, всё-таки остались кочевать рядом со сватами на землях Старшего жуза.

8. Наверняка есть и другие факты.

Тем самым, предполагаю, что пришли татары (найманы, кереи, жалаиры, коныраты, ойраты, онгуты, дулаты, кураласы, кият и мн.др.) изначально в монгольские степи с запада ориентировочно в 11 в., так и ушли в 13 в. обратно в походах на запад (ушедшие в Китай частично вернулись, частично ассимилировались). Позже, с ростом оседлости и уменьшением роли и масштабов кочевого образа жизни, массово расселились в последнем пристанище кочевников - Сарыарке сохранив древнее деление на 3 конфедерации (жузы).

Судя по данным Н.Аристова, кереи пришли в стеи Монголии не позже 11 века: "…Кирейский союз должен был образоваться значительно ранее 1007 года, ибо уже в этом году, по Абул-фараджу, обратился в несторианство государь племени кераит, обитавшего «внутри земель тюрков», как сообщал тогда несторианскому патриарху метрополит Мерва, в ведении которого находились несториане Китая и земель тюркских. Новообращенный кирейский государь извещал митрополита, что «200 тыс. его народа готовы последовать его примеру…".

Особо насчёт языка Татар:

Н.Аристов: "...По свидетельству Джувейни, уже в 13 веке, в царствование Угедей-кагана, только шаманы и могли прочесть надпись на одном из орхонских памятников, сделанную, как ныне обнаружилось, тюркским алфавитом...".

О чем это говорит?

- во-первых, в 13 веке у чингизидов был тюрский язык!

- во-вторых, тюркское руническое письмо еще было в ходу, но только у ограниченного круга знатоков.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Это не восхваление. Чего тут хвалиться, когда ВХ умирает.

Насчёт "нужных" тебе кусков - без комментариев.

А что на вашем языке означает Субедей.

в отличии от тебя я читал эти стихи на оригинале а не по корявому переводу на русском языке.

Хас болсон тєр богинодом за

Хайрт Бєртгєлжин сэцэн хатан чинь їхэм за

Хасар, Бэлгїтэй хоёр чинь бїлгэмдэм за

Хамран зєєсєн олон улс чинь

Хааш яаш тархам за.

Єндєр болсон тєр чинь богинодом за

Єнєд батад учирсан

Бєртгєлжин сэцэн хатан чинь їхэм за

Єгэдэй тэргїїтэн хєвгїїд чинь єнчрєм за

Єрсєн зєєсєн олон улс чинь

Єєр хїний болон тархам за.

Уул болсон тєр чинь богинодом за

Олж тахисан

Бєртгєлжин сэцэн хатан чинь їхэм за

Отчигин, Хачиун хоёр чинь бїлгэмдэм за

Олсон зєєсєн улс чинь

Уул тайга бїр тархам за.

Хангай ханыг хажуулж нїїм за

Хатан хєвгїїд чинь гїйлэн хайлан ирэм за

Тїїнд нэгэн сайн сургаал їг хэлэх ажаамуу.

Єлгэ (єлгий) єндрийг єлгэлэн (єлгийлєн) нїїм за

Охид, хєвгїїд чинь гїйлэн хайлан ирэм за

Тїїнд нэгэн сайн сургаал їг хэлэх ажаам уу.

Нярай биеийг няцлахуйяа бэрх болном за

Хэрэв няцалбал нярвааны газар

золгох маань їнэн болов уу,

Элэхїй (Энхрий) биеийг эвдэхїйяа бэрх буй за

Хэрэв эвдвээс энхжиний газар

золгох маань їнэн болов уу,

Єрєєсєн хоцорсон

Бєртгєлжин сэцэн хатан чинь

Єнчин хоцорсон

Єгэдэй тэргїїтэн хєвгїїдэд чинь

Хєдєє газар усан зааж

Хєтєл газар зам зааж єгєх ажаамуу

Собранный твой улус станет владением другого человека. Так надо перевести

Сүбэгэтэй- смышленный. Многоуважаемый дипломат Жаргалсайхан много лет представлявший Монголию в ООН, происходил из рода урианхан. их старики в его детстве рассказывали ему легенды о Сүбэгэтэй баатуре, как великого представителя урианханского рода.

У нас такие обычаи(надеюсь казахи тоже не утеряли) рассказывать детям о славных предках легенды чтоб они знали.

Потомки сүнитского Хилүгэдэй баатура доныне здравствуют. Есть архивные документы и его родословная.

Сүниты компактно проживают в одноименном хошуне Шилингольского аймака АРВМ КНР.

в 1646 году они восстали против Цинов и ушли в Халху. потерпев несколько поражение от преследователей обратно вернулись в 1648 году. маленькая часть ушедшая далеко на север влилась в состав хоринских бурят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде оригинал Шара Туджи был на тибетском языке.

Тебе надо было перевести весь текст стиха сунитского батыра. Потом можно сравнить с русским переводом.

ха, ха ...

Почему вовсю тусуются совсем наивные, неосведомленные казахские малые. :lol: :lol:

Уровень знания в Хасаг улусе явно не очень высок насчет исторических науков... :P

"Шара туджи" - монгольская хроника, написанная на монгольском языке.

Русский перевод монгольских источников всегда имеют несоответствии (впрочем это бывает во всех переводах...).

Насчет перевода "Шара туджи" когда то я писал здесь:

Шара туджи, Русский перевод не качественный ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде оригинал Шара Туджи был на тибетском языке.

Тебе надо было перевести весь текст стиха сунитского батыра. Потом можно сравнить с русским переводом.

хе-хе.

не, Дергард, пишите, что оригиналы всех монгольских летописей были на киданьском (китайской династии Мин) и маньчжурском, а также лесном бурятском. так будет правильнее в рамках вашей теории происхождения нынешних монголов.

))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще один мощный рывок на себя чужого одеяла! Я бы поставил 5 баллов "за волю к победе"! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...