Перейти к содержанию
Гость Зиядоглу

Тезисы о тюркоязычии и ираноязычии

Рекомендуемые сообщения

На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Алтай калык сказал:

На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет.

А кто тогда Умай? Ум- луна?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Алтай калык сказал:

Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. 

На персидском это будет нав руз или  новый свет, новый день, новый год- праздник оживания природы. Время, когда новое солнце побеждало тьму, т.е. день становился длинее ночи и пробуждается природа после зимы. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Алтай калык сказал:

У нас это праздник јылгайак. Новый год. Как и навруз. 

Жил- год? гай-? ак-белый, светлый?  или жилгай-ак? Или жил-гайак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Aether сказал:

Достоверно установлено, что хотаносакский язык относится к иранским. В китайских летописях из ираноязычных упоминаются в этом регионе преимущес венно саки, которые занимали там длительное время большие территории и имели влияние. Вероятно саки- это также и индийские шакья или родственны им. Просто кандидатов особо не было на иранский диалект в области Хотана того времени. Поэтому и хотаносакский диалект и хотаносаки.

Да, язык оседлых жителей Таримского бассейна относят к вост. иранским. Но при чем тут саки? В зоне оазисов номады всегда соседствовали/контактировали/сожительствовали с оседлыми народами, но это не говорит о том,  что они представляли один народ. Покажите китайские источники, где указано что язык оседлых  восточноиранских хотанов (hvatanau, hvanau)  из Таримского бассейна и/или они сами были связаны с саками.

(Даже если саки использовали иранские языки, термины, титулатуру это еще не говорит о том, что они иранцы. Но у нас и таких же данных нет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@AetherКстати названия "Ашина" и "Турк" убедительно объясняются с восточно-иранских  языков(хотано-сакский), теперь коктюрки тоже иранцы? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Да, язык оседлых жителей Таримского бассейна относят к вост. иранским. Но при чем тут саки? В зоне оазисов номады всегда соседствовали/контактировали/сожительствовали с оседлыми народами, но это не говорит о том,  что они представляли один народ. Покажите китайские источники, где указано что язык оседлых  восточноиранских хотанов (hvatanau, hvanau)  из Таримского бассейна и/или они сами были связаны с саками.

(Даже если саки использовали иранские языки, термины, титулатуру это еще не говорит о том, что они иранцы. Но у нас и таких же данных нет).

Цитата

Хотаносакский хорошо изучен и аттестирован в многочисленных сутрах, документах, включая разговорники и «Книгу Замбасты» на 200 листах, тюркско-хотаносакский словарь и т. д.

Исходя из сравнительно-исторического метода исследования хотаносакской фонетики, Герценберг выделил следующие этапы развития хотаносакского: общесакский, предхотаносакский и засвидетельствованные письменно раннехотаносакский (собственно язык Хотанского оазиса, «Книга Замбасты», несколько сутр и документов) и позднехотаносакский (язык Турфана, деловые документы, разговорники, дорожники)[1]

Вот видите, саки там жили и занимали значительную роль. В исследуемом языке выделен пласт относящийся к общесакскому раннему периоду. Затем он выделил предхотаносакский и ранний хотаносакский.  Также сделал вывод о том, что эти жители  Хотан не были зороастрийцами, ахура-мазда в их языке -это просто солнце, а не авестийское  верховное божество. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Aether сказал:

Вот видите, саки там жили и занимали значительную роль. В исследуемом языке выделен пласт относящийся к общесакскому раннему периоду. Затем он выделил предхотаносакский и ранний хотаносакский.  Также сделал вывод о том, что эти жители  Хотан не были зороастрийцами, ахура-мазда в их языке -это просто солнце, а не авестийское  верховное божество. 

Вы еще не поняли, предхотаносакский, позднехотаносакский и т.д  - всё это формулировки исследователей? Т.е. к этим хотанцам саков "прицепили" историки.

(Я это пишу вам в четвертый или пятый раз).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Алтай калык сказал:

На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет.

Кудай - это иранизм "...xvatay, xwadag, означающих «господин», «правитель», «господин», появившихся в письменной форме в парфянском kwdy, в среднеперсидский kwdy, а в согдийском kwdy..."

Шахнамэ" (Книга царей) первоначально называлась "Худай-намэ"( Хватай Намак).

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151133/Шахнаме

Шахнаме
(«Шахнаме́»)
        название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались «Худай-наме», впоследствии появилось название «Ш.». Своды начали составлять во времена Сасанидов (3—6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8—9 вв. их стали переводить на арабский.
 

В целом иранский термин Худо=Худай=Худад имеет следующие значения: хозяин, барин, господин, владетель, начальник, полководец, владыка, государь, божество, Бог

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Вы еще не поняли, предхотаносакский, позднехотаносакский и т.д  - всё это формулировки исследователей? Т.е. к этим хотанцам саков "прицепили" историки.

(Я это пишу вам в четвертый или пятый раз).

Ну так вроде принято относить восточных иранцев, не исповедующих зороастризм к сакам. Не все ведь племена, которых называют сегодня саками так себя называли сами.  И не все они обязательно входили в сакский союз племен. Но т.к. язык, культура, быт близки сакам, то их и идентифицируют как саков. У этих жителей Хотана иранский диалект, в котором есть ранний сакский пласт. Не тюрками же, славянами или германцами их называть?  По языку они ближе всего оказались к сакам.  Саки в тот период заселили обширную область от Центральной Азии до Индии. Какие есть основания считать их кем-то другим? Кто еще мог занести туда восточноиранский диалект, если почти всех носителей этого диалекта того периода  принято называть саками?

Может и хорезмийцы или другие какие-то ираноязычные племена не считали себя саками, но историки их включают в союз сако-масагетских племен. И что в этом страшного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Aether сказал:

Ну так вроде принято относить восточных иранцев, не исповедующих зороастризм к сакам. Не все ведь племена, которых называют сегодня саками так себя называли сами.  И не все они обязательно входили в сакский союз племен. Но т.к. язык, культура, быт близки сакам, то их и идентифицируют как саков. У этих жителей Хотана иранский диалект, в котором есть ранний сакский пласт. Не тюрками же, славянами или германцами их называть?  По языку они ближе всего оказались к сакам.  Саки в тот период заселили обширную область от Центральной Азии до Индии. Какие есть основания считать их кем-то другим? Кто еще мог занести туда восточноиранский диалект, если почти всех носителей этого диалекта того периода  принято называть саками?

Может и хорезмийцы или другие какие-то ираноязычные племена не считали себя саками, но историки их включают в союз сако-масагетских племен. И что в этом страшного?

У меня с вами уже голова заболела. Хотаносаками назвали просто так. Культура, быт, язык и т.д. вообще не при чем. Просто захотели и назвали так. А вы тут уже разогнались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

Хотаносаками назвали просто так.

Ну, т.е. ученый лингвист, который занимался этим языком все эти ранние сакские пласты  не обнаружил в языке Хотанцев, а навыдумывал? Так я понимаю. И Вы это оценили не имея образования лингвиста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, Zake сказал:

А вы тут уже разогнались.

Как Вы предлагаете называть это племя и диалект? И чем Ваше название будет лучше чем хотаносаки?

Почему бы тогда тюркские племена, которые живут обособленно вместо этнонима  тюрк не называть другим именем? Есть вот турецкая община в Германии или Америке, а почему собственно мы должны считать их тюрками? Или почему мы считаем тюрками тех армян и греков, которые были массово обращены в ислам?  

Таких претензий можно навыдумывать кучу, но в чем их ценность?

Этноним хотаносаки отражает тот факт, что эти жители жили в Хотане и имели близкий к сакам язык, который развился из какого-то  сакского восточно-иранского наречия (согласно оценкам лингвистов). 

Может у Вас идея, что саки это тюрки? И хотаносаки не укладываются в эту идею? Тогда это могло бы объяснить такое Ваше неравнодушие к названию хотаносаки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Алтай калык сказал:

Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. 

От кун-солнце возникли: кёниг-король, конунг, князь, конь. Князей на руси так и называли: ясно солнышко. Эта традиция присоединять солнце к титулу или имени правителя идет из древности и присутствует во многих культурах. Таким образом подчеркивалась божественность власти и она ассоциировалась со светом-добром в понимании древних людей.

Jas kin - это и есть ясно солнышко, уаsh kyn.

И это также есть огненный конь, летящий по небу.

В русском кстати у слова зеленый есть также смысл молодой, не зрелый.  Даже на подростка можно сказать, что он еще зеленый. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Zake сказал:

Кудай - это иранизм "...xvatay, xwadag, означающих «господин», «правитель», «господин», появившихся в письменной форме в парфянском kwdy, в среднеперсидский kwdy, а в согдийском kwdy..."

Шахнамэ" (Книга царей) первоначально называлась "Худай-намэ"( Хватай Намак).

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151133/Шахнаме

Шахнаме
(«Шахнаме́»)
        название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались «Худай-наме», впоследствии появилось название «Ш.». Своды начали составлять во времена Сасанидов (3—6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8—9 вв. их стали переводить на арабский.
 

В целом иранский термин Худо=Худай=Худад имеет следующие значения: хозяин, барин, господин, владетель, начальник, полководец, владыка, государь, божество, Бог

Ещё можно добавить, что знаки јер и суу записанные вместе дают определение Родина, моя страна. Алтайцы в своих алкыш до сих пор говорят јер-суу. Обращаются к духам земли и воды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайцы очень почитают огонь. В огонь нельзя плевать, кидать мусор, нельзя перешагивать турун, тем более подвигать его ногой. Проводят обряд окуривания горящим можевельником (но лучше, конечно, дымящим). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...