Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 В 29.05.2023 в 19:49, Алтай калык сказал: На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет. Показать А кто тогда Умай? Ум- луна? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 В 29.05.2023 в 20:01, Aether сказал: А кто тогда Умай? Ум- луна? Показать Не скажу. Ай - луна. Покапаться нужно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 U на шумерском луна. Получается Умай - луна луна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 В 29.05.2023 в 20:03, Алтай калык сказал: Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. Показать На персидском это будет нав руз или новый свет, новый день, новый год- праздник оживания природы. Время, когда новое солнце побеждало тьму, т.е. день становился длинее ночи и пробуждается природа после зимы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 У нас это праздник јылгайак. Новый год. Как и навруз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 В 29.05.2023 в 20:21, Алтай калык сказал: У нас это праздник јылгайак. Новый год. Как и навруз. Показать Жил- год? гай-? ак-белый, светлый? или жилгай-ак? Или жил-гайак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 29 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2023 Јыл (тьыл) год. Јылга (посвященный году) як окончание, скорее всего Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 29.05.2023 в 14:25, Aether сказал: Достоверно установлено, что хотаносакский язык относится к иранским. В китайских летописях из ираноязычных упоминаются в этом регионе преимущес венно саки, которые занимали там длительное время большие территории и имели влияние. Вероятно саки- это также и индийские шакья или родственны им. Просто кандидатов особо не было на иранский диалект в области Хотана того времени. Поэтому и хотаносакский диалект и хотаносаки. Показать Да, язык оседлых жителей Таримского бассейна относят к вост. иранским. Но при чем тут саки? В зоне оазисов номады всегда соседствовали/контактировали/сожительствовали с оседлыми народами, но это не говорит о том, что они представляли один народ. Покажите китайские источники, где указано что язык оседлых восточноиранских хотанов (hvatanau, hvanau) из Таримского бассейна и/или они сами были связаны с саками. (Даже если саки использовали иранские языки, термины, титулатуру это еще не говорит о том, что они иранцы. Но у нас и таких же данных нет). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 @AetherКстати названия "Ашина" и "Турк" убедительно объясняются с восточно-иранских языков(хотано-сакский), теперь коктюрки тоже иранцы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 01:48, Zake сказал: Да, язык оседлых жителей Таримского бассейна относят к вост. иранским. Но при чем тут саки? В зоне оазисов номады всегда соседствовали/контактировали/сожительствовали с оседлыми народами, но это не говорит о том, что они представляли один народ. Покажите китайские источники, где указано что язык оседлых восточноиранских хотанов (hvatanau, hvanau) из Таримского бассейна и/или они сами были связаны с саками. (Даже если саки использовали иранские языки, термины, титулатуру это еще не говорит о том, что они иранцы. Но у нас и таких же данных нет). Показать Цитата Хотаносакский хорошо изучен и аттестирован в многочисленных сутрах, документах, включая разговорники и «Книгу Замбасты» на 200 листах, тюркско-хотаносакский словарь и т. д. Исходя из сравнительно-исторического метода исследования хотаносакской фонетики, Герценберг выделил следующие этапы развития хотаносакского: общесакский, предхотаносакский и засвидетельствованные письменно раннехотаносакский (собственно язык Хотанского оазиса, «Книга Замбасты», несколько сутр и документов) и позднехотаносакский (язык Турфана, деловые документы, разговорники, дорожники)[1]. Показать Вот видите, саки там жили и занимали значительную роль. В исследуемом языке выделен пласт относящийся к общесакскому раннему периоду. Затем он выделил предхотаносакский и ранний хотаносакский. Также сделал вывод о том, что эти жители Хотан не были зороастрийцами, ахура-мазда в их языке -это просто солнце, а не авестийское верховное божество. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 03:28, Aether сказал: Вот видите, саки там жили и занимали значительную роль. В исследуемом языке выделен пласт относящийся к общесакскому раннему периоду. Затем он выделил предхотаносакский и ранний хотаносакский. Также сделал вывод о том, что эти жители Хотан не были зороастрийцами, ахура-мазда в их языке -это просто солнце, а не авестийское верховное божество. Показать Вы еще не поняли, предхотаносакский, позднехотаносакский и т.д - всё это формулировки исследователей? Т.е. к этим хотанцам саков "прицепили" историки. (Я это пишу вам в четвертый или пятый раз). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 29.05.2023 в 19:49, Алтай калык сказал: На счет слова Кудай - бог. Ud - на шумерском солнце. Отсюда ut, ot (огонь). С придыханием HUD. Aj - луна. Hudaj - cолнце луна. Иранской этимиологии слова кудай нет. Показать Кудай - это иранизм "...xvatay, xwadag, означающих «господин», «правитель», «господин», появившихся в письменной форме в парфянском kwdy, в среднеперсидский kwdy, а в согдийском kwdy..." Шахнамэ" (Книга царей) первоначально называлась "Худай-намэ"( Хватай Намак). https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151133/Шахнаме Шахнаме («Шахнаме́») название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались «Худай-наме», впоследствии появилось название «Ш.». Своды начали составлять во времена Сасанидов (3—6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8—9 вв. их стали переводить на арабский. В целом иранский термин Худо=Худай=Худад имеет следующие значения: хозяин, барин, господин, владетель, начальник, полководец, владыка, государь, божество, Бог. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 3-6 век. В шумерском 3-4 тыщ лет назад Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 04:51, Zake сказал: Вы еще не поняли, предхотаносакский, позднехотаносакский и т.д - всё это формулировки исследователей? Т.е. к этим хотанцам саков "прицепили" историки. (Я это пишу вам в четвертый или пятый раз). Показать Ну так вроде принято относить восточных иранцев, не исповедующих зороастризм к сакам. Не все ведь племена, которых называют сегодня саками так себя называли сами. И не все они обязательно входили в сакский союз племен. Но т.к. язык, культура, быт близки сакам, то их и идентифицируют как саков. У этих жителей Хотана иранский диалект, в котором есть ранний сакский пласт. Не тюрками же, славянами или германцами их называть? По языку они ближе всего оказались к сакам. Саки в тот период заселили обширную область от Центральной Азии до Индии. Какие есть основания считать их кем-то другим? Кто еще мог занести туда восточноиранский диалект, если почти всех носителей этого диалекта того периода принято называть саками? Может и хорезмийцы или другие какие-то ираноязычные племена не считали себя саками, но историки их включают в союз сако-масагетских племен. И что в этом страшного? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 11:03, Aether сказал: Ну так вроде принято относить восточных иранцев, не исповедующих зороастризм к сакам. Не все ведь племена, которых называют сегодня саками так себя называли сами. И не все они обязательно входили в сакский союз племен. Но т.к. язык, культура, быт близки сакам, то их и идентифицируют как саков. У этих жителей Хотана иранский диалект, в котором есть ранний сакский пласт. Не тюрками же, славянами или германцами их называть? По языку они ближе всего оказались к сакам. Саки в тот период заселили обширную область от Центральной Азии до Индии. Какие есть основания считать их кем-то другим? Кто еще мог занести туда восточноиранский диалект, если почти всех носителей этого диалекта того периода принято называть саками? Может и хорезмийцы или другие какие-то ираноязычные племена не считали себя саками, но историки их включают в союз сако-масагетских племен. И что в этом страшного? Показать У меня с вами уже голова заболела. Хотаносаками назвали просто так. Культура, быт, язык и т.д. вообще не при чем. Просто захотели и назвали так. А вы тут уже разогнались. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 11:32, Zake сказал: У меня с вами уже голова заболела. Показать Сожалею. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 11:32, Zake сказал: Хотаносаками назвали просто так. Показать Ну, т.е. ученый лингвист, который занимался этим языком все эти ранние сакские пласты не обнаружил в языке Хотанцев, а навыдумывал? Так я понимаю. И Вы это оценили не имея образования лингвиста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 30.05.2023 в 11:32, Zake сказал: А вы тут уже разогнались. Показать Как Вы предлагаете называть это племя и диалект? И чем Ваше название будет лучше чем хотаносаки? Почему бы тогда тюркские племена, которые живут обособленно вместо этнонима тюрк не называть другим именем? Есть вот турецкая община в Германии или Америке, а почему собственно мы должны считать их тюрками? Или почему мы считаем тюрками тех армян и греков, которые были массово обращены в ислам? Таких претензий можно навыдумывать кучу, но в чем их ценность? Этноним хотаносаки отражает тот факт, что эти жители жили в Хотане и имели близкий к сакам язык, который развился из какого-то сакского восточно-иранского наречия (согласно оценкам лингвистов). Может у Вас идея, что саки это тюрки? И хотаносаки не укладываются в эту идею? Тогда это могло бы объяснить такое Ваше неравнодушие к названию хотаносаки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 30 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2023 В 29.05.2023 в 20:03, Алтай калык сказал: Про майя. Солнце - кӱн (алтайское, ладно, ладно, тюркское), кон (скорее всего кӧн или кӱн) на майя. Верховный бог у майя Јаs kin (юнный, зеленый бог). Јаш или јас (юнный, весна) на тюркском. Показать От кун-солнце возникли: кёниг-король, конунг, князь, конь. Князей на руси так и называли: ясно солнышко. Эта традиция присоединять солнце к титулу или имени правителя идет из древности и присутствует во многих культурах. Таким образом подчеркивалась божественность власти и она ассоциировалась со светом-добром в понимании древних людей. Jas kin - это и есть ясно солнышко, уаsh kyn. И это также есть огненный конь, летящий по небу. В русском кстати у слова зеленый есть также смысл молодой, не зрелый. Даже на подростка можно сказать, что он еще зеленый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 31 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2023 В 30.05.2023 в 06:29, Zake сказал: Кудай - это иранизм "...xvatay, xwadag, означающих «господин», «правитель», «господин», появившихся в письменной форме в парфянском kwdy, в среднеперсидский kwdy, а в согдийском kwdy..." Шахнамэ" (Книга царей) первоначально называлась "Худай-намэ"( Хватай Намак). https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/151133/Шахнаме Шахнаме («Шахнаме́») название прозаических и стихотворных сводов, в которых были собраны мифы, эпические сказания и исторические хроники иранских народов. Самым значительным из них является эпопея Фирдоуси. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов. Первоначально своды назывались «Худай-наме», впоследствии появилось название «Ш.». Своды начали составлять во времена Сасанидов (3—6 вв.) на среднеперсидском языке, а в 8—9 вв. их стали переводить на арабский. В целом иранский термин Худо=Худай=Худад имеет следующие значения: хозяин, барин, господин, владетель, начальник, полководец, владыка, государь, божество, Бог. Показать Ещё можно добавить, что знаки јер и суу записанные вместе дают определение Родина, моя страна. Алтайцы в своих алкыш до сих пор говорят јер-суу. Обращаются к духам земли и воды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 31 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2023 Алтайцы очень почитают огонь. В огонь нельзя плевать, кидать мусор, нельзя перешагивать турун, тем более подвигать его ногой. Проводят обряд окуривания горящим можевельником (но лучше, конечно, дымящим). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 31 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2023 В 31.05.2023 в 02:44, Алтай калык сказал: нельзя перешагивать турун Показать А шо це таке, турун? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 31 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2023 В 31.05.2023 в 06:52, Aether сказал: А шо це таке, турун? Показать Головешки. Горящее полено, бревно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться