Tangut Опубликовано 17 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2009 Собираюсь писать статью о ДНК (гаплотипах) бурят и в связи с этим вопрос, каково соотношение в процентах между потомками Хоридая (11 родов), булагатами, ихиритами, табангутами, сартаулами, сонголами и атаганами. (если какой большой род забыл напомните) Сколько процентов среди бурятов занимают потомки Хоридая (11 родов), булагаты, ихириты, табангуты, сартаулы, сонголы и атаганы и др.. Можно ли считать эхиритов и булагатов родственными родами между собой и с хоридаевскими 11 родами (История шаманки Асуйхан) или эта точка зрения всего лишь из этого источника? Забыли хонгодоров - одно из крупных бурятских племен. Если пишете о российских бурят, то тогда без учета монгольских и китайских бурят(Шэнэхэновские буряты в основном - хори), по моему мнению складывается такая пропорция: Хори - 50-55% Эхирит-булагатов - 30-35% (табангуты, сонголы, сартулы и др.) - 10-20% Вообще то хори-буряты практически смешались с каждым бурятским племенем. Особенно тесные связи как раз между эхиритами, булагатами и хоринцами. Среди иркутских бурят осколками проживают хоринские рода - шарайт,хангин-хальбин,гушат,галзут. Моя ссылка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 19 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2009 Вы хоть знаете какой бред несете? Как это якуты могли потерпеть поражение от бурятской армии? Панцирная конница якутов силу которого можете увидеть в ТХ, могла на своем смять кого-угодно, не только бурят... Стрелы бурятских всадников разве могли пробить панцырь якутского боотура? Не может быть, его не одолевали огнестрельное оружие. reicheOnkel: хоть Вы старожил, но за речью надо следить. и оперируйте фактами, а не словами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 19 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2009 Би бодож байгаад танд хариу огье. бойдго залуугар доог хийх. Хачин маягтай хунээр тоглоом хийх. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2009 Тангут спасибо, статья написана и скоро будет в свободном доступе. После открытия доступа надеюсь на конструктивную критику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 25 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2009 Тангут спасибо, статья написана и скоро будет в свободном доступе. После открытия доступа надеюсь на конструктивную критику. Пожалуйста укажите где вы её опубликуете, очень интересно прочитать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 25 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2009 Ю.С.Ширапов Р. Рупен и его сочинение «Бурятская интеллигенция» Роберт Рупен (род. в 1922г.) – известный американский востоковед, специалист по новой и новейшей истории Монголии. В 1954г. защитил докторскую диссертацию в Вашингтонском университете на тему: «Монгольский национализм. 1900 – 1919 гг.» (г.Сиэтл). Ныне является профессором политических наук Университета штата Северная Каролина (г.Роли, США). Автор таких известных книг, как «Монголы ХХ века» (Блумингтон, 1964), «Монгольская Народная Республика» (Стэнфорд, 1966), а также более 30 статей по проблемам новейшей истории Монголии и Бурятии. В предлагаемой читателям статье, которая вышла в свет в 1956г., Рупен дает анализ общественно-политической деятельности бурятской интеллигенции в период с 1900 по 1930 гг. (Far Eastern Quaterly. 1956. Vol.15.№3.Р.383-398). *** Одним из ключевых моментов для понимания событий ХХ столетия в Центральной Азии – особенно в Бурят-Монголии, Внешней Монголии Тибете – является высокая оценка роли, которую сыграла бурят-монгольская интеллигенция. Буряты, по словам одного из их представителей, должны «…стать культурным авангардом среди восточномонгольских племен, носителем и проводником революционных идей нашего времени» (1). Бурят-Монголия, сейчас Автономная Советская Социалистическая Республика Советского Союза, имеет в составе своего населения менее 300000 бурят, что составляет приблизительно одну десятую часть общей численности монгольского населения в мире (2). Из этой малой народности, большая часть которой до 1917г. была неграмотной, вышла группа интеллигенции, чье влияние вышло далеко за пределы их родины и простиралось на Внешнюю Монголию, Тибет и небольшие районы Барги (в Маньчжурии) и Урянхайского края, включенного в 1943 г. в состав СССР как Танну-Тувинская автономная область. (Тувинская Народная Республика вошла в состав РСФСР в октябре 1944 г. – Прим.пер.). Эта бурятская интеллигенция была очень влиятельной приблизительно с 1900 по 1930 гг.; в тридцатые годы многие из её представителей были репрессированы – убиты или отправлены в концлагеря. Немногие бурятские интеллигенты, которые сумели выжить, сегодня ограничили свою деятельность в значительной степени пределами Бурят-Монголии. Они могут выражать только одобрение коммунистической доктрине и должны восхвалять русское господство. Они не смеют защищать бурятский сепаратизм и пан-монголизм (3). Бурятские интеллигенты в период с 1900 по 1930 гг. были в известном смысле также русскими агентами, проводниками царской и советской внешней политики. Но большинство из них преследовали цели, которые противоречили советским интересам; они были «буржуазными националистами», которые боролись за создание Великого Монгольского государства, восстановление Монгольской империи, которая могла бы защитить суверенитет Монголии от угрозы русской экспансии с севера и китайского вторжения с юга. Многие из этих бурятских интеллигентов стремились к созданию общемонгольского языка, и они подчеркивали важность гармонии европейской науки и образования с традиционным монгольским образом жизни. Они не были традиционалистами, а скорее «либеральными демократами», которые не стали бы безжалостно уничтожать старые традиции для навязывания «нового порядка», но настаивали на эволюционном пути развития, который они проводили в жизнь. Некоторые факты являются общими в биографии этих людей: их ранние годы прошли в типично монгольском окружении; предания и суеверия своего народа были им хорошо знакомы и даже разделялись ими; они получили превосходное образование, большинство из них учились в Санкт-Петербургском университете, где они тесно сотрудничали с ведущими русскими востоковедами; они писали научные (исторические и филологические) работы на русском языке; все они бегло говорили и писали по-русски. Они часто путешествовали по Сибири, Центральной Азии и европейской части России, а некоторые из них даже побывали в Западной Европе. Тем не менее, они всегда оставались монголами, сохраняя тесные связи со своей родной землей. Бурятские интеллигенты участвовали в русском революционном движении и в деятельности политических партий России конца XIX – начала XX вв. Большей частью они были народниками, а позднее – социалистами-революционерами (эсерами), хотя многие имели тесные связи с конституционными демократами (кадетами). Но первоначально политическая активность бурят явилась следствием их обостренной реакции против русской экспансии на бурятские земли, и ко времени революции 1917г. они серьезно думали об отделении от России и создании Великого Монгольского государства. Буряты служили царю и комиссарам как носители русской культуры в Монголии. Они представляли Россию монголам и Монголию русским. Многие из них занимали высокие посты в правительстве Внешней Монголии в 1920-е гг.; действительно, они тогда управляли страной. Они навязывали халхасцам Внешней Монголии многие перемены в направлении модернизации и европеизации, но делали они это с целью защиты Монголии от ассимиляции, посредством русификации или китаизации. Бурятские интеллигенты были: 1) зарождающимися националистами; 2) пан-монголистами; 3) русскими (царскими и советскими) агентами; 4) серьезными учеными и просветителями. Но эти категории так смешались и стали настолько запутаны, что отношение одного фактора к другим меняется в зависимости от конкретной личности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2009 Пожалуйста укажите где вы её опубликуете, очень интересно прочитать. Как опубликуют выкладу здесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2009 Эти генетики черт знает чем занимаются. Не судите о науке, если в ней не разбираетесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 28 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2009 Есть версии о участии бурятов в походах Чингис-хана. Ерунда конечно. Так как буряты потомки незначительных племен булагачинов, урасутов (хонгодоры), кори, упоминаемых уже в 13 веке на территории Прибайкалья. Они конечно были жертвой более сильных племен обьединенных Чингисханом из племени киятов, в его обьединение входили коныраты, найманы, салджиуты, сахаэты, кереи, кунгираты, сулдусуны, арулаты, карануты, барласы, дуклаты, хушины потомков которых можно найти между Сырдарьей и Кубанью. Хонгодоры от хонгор, значит они их предки были хонгоройцами, одним из хакасских племен, как и буруты, булгачины, кориканы. Хотя монгольский язык кажется еще с древности был распространен в Южной и Вост Сибири. Все зависит от того, чьими потомками их считать? Хунну или динлин? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 28 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2009 Есть версии о участии бурятов в походах Чингис-хана. Ерунда конечно. Так как буряты потомки незначительных племен булагачинов, урасутов (хонгодоры), кори, упоминаемых уже в 13 веке на территории Прибайкалья. Они конечно были жертвой более сильных племен обьединенных Чингисханом из племени киятов, в его обьединение входили коныраты, найманы, салджиуты, сахаэты, кереи, кунгираты, сулдусуны, арулаты, карануты, барласы, дуклаты, хушины потомков которых можно найти между Сырдарьей и Кубанью. Хонгодоры от хонгор, значит они их предки были хонгоройцами, одним из хакасских племен, как и буруты, булгачины, кориканы. Хотя монгольский язык кажется еще с древности был распространен в Южной и Вост Сибири. Все зависит от того, чьими потомками их считать? Хунну или динлин? С таким же сарказмом можно сказать о якутах и тувинцах, мол они тоже потомки малочисленных тюркоязычных племен ничего не решавших в истории Центральной Азии. Но я так не думаю, предки современных народов Сибири активно участвовали в монгольских завоеваниях Чингисхаана. Людские ресурсы новой империи были ограничены, поэтому на счету был каждый воин разноплеменного государства. Косвенным фактом некого обезлюдия Сибири является по моему распространение тунгусоязычных таежных племен (эвенки,эвены) от Маньчжурии до Западной Сибири. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2009 С таким же сарказмом можно сказать о якутах и тувинцах, мол они тоже потомки малочисленных тюркоязычных племен ничего не решавших в истории Центральной Азии. Но я так не думаю, предки современных народов Сибири активно участвовали в монгольских завоеваниях Чингисхаана. Людские ресурсы новой империи были ограничены, поэтому на счету был каждый воин разноплеменного государства. Косвенным фактом некого обезлюдия Сибири является по моему распространение тунгусоязычных таежных племен (эвенки,эвены) от Маньчжурии до Западной Сибири. Если не лезть в дебри, то ИМХО: как бы и что бы то ни было, тепершние этносы имеют бооооольшую преемственность от прежних - кочевники до последних времен оставались кочевниками, оседлые - оседлыми, лесные звероловы - лесными звероловами, сильные - сильнымыи, слабые - слабыми........ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 28 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2009 Говорите прямо, что имеете ввиду.А то понять ваш эзопов язык трудно.То ли кого хотите унизить, то ли возвеличить.Пора рассуждать конструктивно. Для бурят якуты и тувинцы близкие народы. Казахи и киргизы - мусульмане, то есть у них от своих кровных верований остались лишь воспоминания. Что говорит о слабости народной памяти. В отличии от сибирских народов: алтайцев, хакасов, тувинцев,якут и бурят.Так в чем сила брат? неужели в православном христианстве или ламаизме? (как говорил мой друг-татарин: "покрась сначала свой забор") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 30 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2009 Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера). С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм (неточно называемый ламаизм) школы Гэлуг или «шара шажан» (жёлтая вера), впитавший частично добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях является больший удельный вес шаманских верований, по сравнению с другими территориями, населёнными монголами. Моя ссылка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 30 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2009 Буряты как и якуты, хакасы созданы царской администрацией. НЕ было бы русских, не было и бурят как таковых. Были бы бродячие по тайге и степи беженцы из Халхи и Джунгарии. Буряты сплачивались в группировки баргузинских, окинских, улан удинских для нападения на русские остроги, увода жителей. Впрочем адресуйте свои вопросы Павлинской, я перескаываю статью. Ранее они тоже группировались для увода жителей якутских городков в рабство. Тогда территориальные группы назывались по названиям древних племен, на территории которых шайки обьединялись для барамты. Хонгодоры, булагаты, хори и т.д. Хотя сотни родов на которых они разветвлялись говорит о переселении из Джунгарии и Халхи отдельных пастухов ради охотничьей добычи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 30 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2009 Буряты как и якуты, хакасы созданы царской администрацией. НЕ было бы русских, не было и бурят как таковых. Были бы бродячие по тайге и степи беженцы из Халхи и Джунгарии. Буряты сплачивались в группировки баргузинских, окинских, улан удинских для нападения на русские остроги, увода жителей. Впрочем адресуйте свои вопросы Павлинской, я перескаываю статью. Ранее они тоже группировались для увода жителей якутских городков в рабство. Тогда территориальные группы назывались по названиям древних племен, на территории которых шайки обьединялись для барамты. Хонгодоры, булагаты, хори и т.д. Хотя сотни родов на которых они разветвлялись говорит о переселении из Джунгарии и Халхи отдельных пастухов ради охотничьей добычи. Многие современные народы Центральной Азии так или иначе были созданы при участии Российской империи и Цинского Китая. Интересы этих империй столкнулись начиная с Средней Азии и кончая Дальним Востоком.Один и тот же человек мог называться монголом на территории Цинской империи и бурятом при переходе на территорию Российской. Поэтому буряты по сути северные монголы или буряад-монголнуд. Зачем же называть целые племена шайками для умыкания людей, такое было но не в массовом порядке.Вот русские остроги действительно занимались разбоем и захватом людей для сбора двойных налогов в пользу царя, а чаще для себя. Показательно противостояние двух острогов Красноярского и Енисейского между собой.Когда казаки с одних и тех же племен собирали дважды ясак и воевали между собой с привлечением местных племен. Моя ссылка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buryadai Опубликовано 30 октября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 30 октября, 2009 Многие современные народы Центральной Азии так или иначе были созданы при участии Российской империи и Цинского Китая. Интересы этих империй столкнулись начиная с Средней Азии и кончая Дальним Востоком.Один и тот же человек мог называться монголом на территории Цинской империи и бурятом при переходе на территорию Российской. Поэтому буряты по сути северные монголы или буряад-монголнуд. Зачем же называть целые племена шайками для умыкания людей, такое было но не в массовом порядке.Вот русские остроги действительно занимались разбоем и захватом людей для сбора двойных налогов в пользу царя, а чаще для себя. Показательно противостояние двух острогов Красноярского и Енисейского между собой.Когда казаки с одних и тех же племен собирали дважды ясак и воевали между собой с привлечением местных племен. Моя ссылка Мэнд амар Тангут! Надеюсь модераторы не сочтут за флуд. Хочу предупредить что не нужно реагириолвать на каждый глупый пост некоторых пользователей, которые засоряют своим флудом форум. Не обращайте внимание на откровенные глупости. Баярлаа! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
teuke Опубликовано 30 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 30 октября, 2009 Не обращайте внимание на откровенные глупости. тон зYб шYY дээ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 31 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2009 Мэнд амар Тангут! Надеюсь модераторы не сочтут за флуд. Хочу предупредить что не нужно реагириолвать на каждый глупый пост некоторых пользователей, которые засоряют своим флудом форум. Не обращайте внимание на откровенные глупости. Баярлаа! тон зYб шYY дээ! Мэндэ нγхэрнуд!Ойлгоб!hайн даа! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 31 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2009 В каждой шутке есть определенная доля истины. Может буряты по другому формировались, но с якутами было так. Приехали с юга некие кангаласцы они же саха (ханглины? сэгэнуты) и начали по привычке конной толпой нападать на аборигенов. А местные охотники и рыбаки поодиночке, каждый сам по себе жил в отдельном аласе и до другого дела не было. Например, был Майагатта Бэрт Хара приехавший издалека по некоторым данным из Бурятии батыр. Никого не трогал, только медведей. Тут на него навалились толпой кангаласцы. Он разогнал их дубиной, кое-кого успокоил могучим кулаком. Но соседи его, кто попал в рабство, кто попрятался в болотах озера Мюрю. Когда кангаласцы уехали, они вышли с лесов и провозгласили Майагатту своим вождем. Так образовались борогонские. И в других местах роды образовывались вокруг отдельных силачей, которых испугался Тыгын. Зачем рыбакам и охотникам обьединяться? Для чего? Читаем бурятские предания. Жили охотники по тайге, никого не трогали. Тут приехали сэгэнуты, они же саха, стали грабить таежных людей. Тут вырос Егидей, он сказал, надо обьединятся чтобы дать отпор прищельцам. Когда эхириты собрались, саха испугались их силы, бежали на Север. Так что охотники обьединяются только тогда, когда им угрожают другие группы степняков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 18 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2009 Вот что пишут местные историкеи о истории бурят. Племена, обитавшие в это время вокруг Байкала и на территории Монголии, не были единым целым, говорили на разных племенных диалектах и обладали различной степенью культуры. В старинных летописях их разделяют на две группы: лесные звероловческие и степные скотоводческие. Эти племена носили названия хори-туматы, икересы, бархуны, булия (буряты) и другие. Это были многочисленные кочевые племена тюркского происхождения и носили общее название - татар. Кочевники называли себя татарами (там-там). Вождь одного из племён, кочевавший на территории современной Монголии, носившего название монгол, хан Тимучин объединяет соседние кочевые племена и создаёт сильное государство. Все объединённые племена хан Тимучин приказывает называть монголами. Монголы и татары - название не двух разных народов, а два названия одного и того же народа. Только значительно позже название "татары" стало применяться исключительно к тюркским народностям Восточной Европы. На курултае (совете знатнейших феодалов и крупных военноначальников) Тимучин был провозглашен Чингиз-ханом (посланником неба) и стал великим Каганом (хан-ханов) повелителем Монгол и татар. Создав сильное государство, Чингиз-хан стал проводить политику экспансии по отношению к народам, живущим по соседству с Монголией. Одной из первых жертв этой политики явились народы, проживающие севернее Монголии в районе Прибайкалья. Вот что про это было сказано в хронике Чингиз-хана: "В год зайца(1207г.) Джучи был послан с войсками Правой руки к лесным народам. Им были подчинены ойраты, бархуны, буряты и другие народности. Джучи принял под власть монгольскую все лесные народы". (т. С.А.Козак "Сокровенные сказания" т. 1м.н. стр. 61-62) В этом сообщении впервые названы буряты, как этническая единица, также бархуны (баргуты), частично вошедшие в состав позднейших бурят. Буряты и стали одной из первых жертв монгольских завоеваний. Коренные предки бурят появились в Прибайкалье и Забайкалье задолго до образования Монгольской империи. Буряты - населяют республику Бурятия. Живут также в Агинском бурятском национальном округе, Усть-Ордынском бурятском национальном округе, и некоторых других районах Иркутской и Читинской областей. Группы бурят живут также в Северной части Монголии и на северо-востоке Китая. В 17в. буряты составляли несколько племенных групп, крупнейшие среди них были булагаты, эхириты, хоринцы и хондогоры. В состав бурят вошло позднее некоторое число монголов, одним из таких монгольских племён является хондогоры, которые расселились в Аларских степях Иркутской области, а также некоторые ассимилированные роды эвенков. По мере укрепления связи между племенами название буряты, ранее относившееся к небольшой части племён, теперь начинает объединять все монголоязычные племена края. Сближение бурятских племён между собой и их последующая консолидация в единую народность была исторически обусловлена близостью их культуры и диалектов, а также социально-политическим объединением племён после их вхождения в состав России. Этот процесс завершили в основном в 17-18в.в. В 12-14в.в. ассимиляция тюркоязычных племён монголоязычными предками бурятского народа наложили отпечаток на язык бурят. Диалекты бурятского языка сохранили в своём словарном фонде много таких слов, которые характерны для монгольской речи. Наряду с монгольскими словами и формами в бурятском языке осталось немало тюркских слов. Всё это позволяет сделать вывод, что бурятский язык, несомненно, принадлежит к монгольской группе языков. В Иркутской области буряты расселялись племенами: булагаты - по реке Ангара и её притокам Манзурке, Унге, Осе и Куде; эхириты - по верховьям рек Куды, Лены и её притоке Анге; хондогоры - заняли левобережье Ангары, по низовьям рек Белая, Китой и по Иркуту; хоринцы - по западному берегу озера Байкал и на острове Ольхон. Две группы булагатов - одна - ашехобаты - в районе современного г. Нижнеудинска и в долине р. Уда, другая - икинаты - в низовьях рек Оки и Ия. Самым крайним известным расселением бурят на западе была река Кан. ставшиеся в соседстве с землями Монгольской империи бурятские племена не принимали прямого участия в завоевательных походах монгольских феодалов, они находились только в номинальной зависимости от них, ограничиваясь уплатой дани. Бурятский род представляет собой строго экзогамную общину, с отцовской филиацией и подчинённым положением женщин. Каждый род вёл своё начало от одного предка - родоначальника (узур-утха) и поэтому состоял из группы людей, связанных между собой самыми тесными кровными (мужскими, отцовскими) линиями родства: он состоял из дядей, племянников, внуков, братьев и кузенов всех степеней. Женщины, как элемент преходящий, в образовании рода участия не принимали. Во главе каждого рода стоит старший, который наследовал это высокое звание от основателя рода по прямой линии и передаёт его своему старшему сыну. *Б.Э. Петри - "Элементы родовой связи у северных бурят" Издавна, однако, внутри отцовского рода существовала ещё одна низовая единица - отдельная большая семья. Постоянное ответвление от родов всё новых и новых патриархальных семейных общин, дававших начало новым "ветвям" рода, приводило к переселениям, перемещениям и к смешиванию с чужеродными группами. У бурят в 17в. реально ещё существует система патриархально-родовых связей, но уже в специфическом виде: с одной стороны - внутри улусной территориально-родовой общины в целом, с другой - внутри отмежевавшихся из рода - общины нойонатских семей "саган яган", белой кости, конституирующихся в особый династический слой и противопоставляющих себя остальным сородичам. Это появляются социальные группы и эксплуататорская верхушка, которую возглавляет князец. Он и стал возглавлять род. Основой хозяйства у бурят к приходу русских было скотоводство. У западных бурят (в Предбайкалье) скотоводство было полуоседлого типа с заготовкой корма на зиму. Буряты разводили крупный и мелкий скот. Наибольшее распространение получила лошадь. Она давала мясо и молоко, служила средством передвижения, её было легче содержать на подножном корму. Скотоводство доставляло пищу, одежду и материалы для устройства жилищ - войлочных юрт. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами. У западных бурят существовало и примитивное земледелие. Сеяли просо, гречиху и ячмень. Основным орудием древнего бурята-земледельца землепашная мотыга. Предки бурят умели добывать металл и являлись хорошими мастерами по его обработке. Кузнечное мастерство считалось почётным занятием и божественным даром. Бурятские кузнецы изготовляли вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи, а также различные металлические изделия, необходимые для домашнего обихода, хозяйства и украшения. Почти всё, что нужно было для несложного хозяйства, буряты изготавливали сами: женщины катали войлок, обрабатывали шкуры животных, дубили кожи, делали ремни, шили обувь. Мужчины изготовляли верёвки, деревянные основы юрт, несложную деревянную обстановку, повозки, домашнюю посуду, сёдла, сбруи, луки и стрелы. Пищей бурятам служили главным образом продукты скотоводства и охоты, речная рыба, просо, гречиха, различные коренья и ягоды. Одежда обычно шилась из шкур зверей и домашних животных. Богатые употребляли шёлковые ткани. Вооружение состояло из сложного лука и стрел, кольчуги, шлема, налучника, палицы и топора. Кладь перевозилась либо вьюками, либо на двухколёсных телегах типа арбы. Потребность в предметах, которые не производились на месте, удовлетворялась путём меновой торговли, как с различными народностями Сибири, так и с более далёкими странами Средней Азии и Монголии. Предки бурят имели наиболее оживлённый обмен с эвенками, тувинцами и тофаларами. От эвенков и других охотничьих племён буряты в обмен на просо, скот, железные изделия получали пушнину. Скот и пушнину при посредничестве среднеазиатских купцов они сбывали в Среднюю Азию и Китай, получая взамен серебро, драгоценности и различного рода ткани. Существенную роль в хозяйстве и общественной жизни бурят играла охота. Объектами охоты были соболь, белка, козлы, изюбры, лисы и другие животные. На охоте употребляли сложный монгольский лук. Буряты знали два вида охоты: индивидуальную (агнал) и коллективную (зэгэтэ-аба). Бурятские племена делились на родовые группы, улусы, во главе которых стояла родоплеменная знать. С 17в. у бурят начинается разложение первобытнообщинного строя, развиваются патриархально-феодальные отношения. Появляются социальные группы и эксплуататорская верхушка во главе с князцом. К князцам примыкал "род их", т.е. братья, дяди и племянники, причём братья князцов не являлись князцами. Это были "лучшие люди". Ниже стояли улусные люди, отождествляющиеся самими князцами, с ясачными. Во время шерти (присяги) князец Удинских бурят Ойланко в сороковых годах 17в. объявил за собой "в улусах своих ясачных людей 134 человека, да улусной лучшей (мужик) Корчунской земли Кокте объявил тебе, государю, в улусах своих ясачных людей 60 человек". Улусный мужик, следовательно, находился в зависимости не только у своих князцов, но и лучших людей. Ещё ниже стояли киштымы (данники) и холопы. Рабами князцов и лучших людей были не только чужеземцы, но и свои единокровные люди, буряты. О способах добычи рабов и источниках добычи живого товара в Сибири свидетельствует документ, передающий историю кровавых междоусобий бурят отдельных улусов, вызванных соперничеством служилых людей основанных русскими острогов на территории Сибири, Красноярского, Енисейского, Иркутского. Например, икинатский князец Баахай был кровно заинтересован в драке между енисейцами и красноярцами за сферу влияния на бурятские улусы и получения с них дани. Он пользовался соперничеством их для достижения собственной выгоды, в первую очередь для грабежа скота и приобретения живого рабского товара. Каждая воинская экспедиция Баахая на Уду, на Удинский острог заканчивалась уводом красноярских ясачных людей в рабство. В свою очередь красноярские ясачные люди также пользовались набегами на булагатов на Оке. В 1652г. состоялась карательная экспедиция из Красноярского острога, в которой приняли участие и удинские "брацкие Корчунской земли татарова "киштымы ашехобатского князца". Рабство не занимало очень большого места в общественном строе, большее значение, чем рабство, имело место эксплуатации киштымов, т.е. подданных бурят. Зависимость киштымов от бурят имела очень разнообразные формы и выражалась в сложной совокупности отношений от прямого рабства до скородического грабежа при набегах. Важную роль при этом играло расстояние, которое налагало отпечаток на формы эксплуатации киштымов. Например, посещение бурятами племени джесаров, живших в районе реки Кан, имели эпизодический характер, ясак там брали не регулярно, часто с боя, - брали, сколько могли взять за один раз. http://www.gorodokn.ru/town/360years/history_nachalo.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 19 ноября, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2009 Чепиного очень "бурятская" фамилия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 19 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2009 Вручение знамен представителям одиннадцати хоринских родов На прощальном приеме царь вручил представителям одиннадцати хоринских родов знамена. Затем торжественно заявил: - Езжайте домой. Скажите там, что никто больше вас не тронет. А коли осмелятся посягнуть, будут иметь дело со мной. Будет вам на это наш царский указ. Даю вам свободу на всем просторе вашей земли. Богатейте и размножайтесь! В тот исторический день, 22 марта 1703 года, в Высочайше пожалованном Указе царь Петр Первый, перечислил многих членов делегации поименно во главе с Баданом Туракиным, по достоинству оценил эту небывалую в истории миссию во имя дружбы между малыми и великими народами. И не зря в грамоте указано, что они "ехали к Москве такое великое расстояние и в пути всякую нужду на себе принимали и чтоб тех братских иноземцев тем не скорбеть..." Эти слова, по всей вероятности, изречены самим царем и по его повелению хори-бурятам было представлено право свободно кочевать по долинам рек Селенги, Уды, Хилка, Ингоды, а также по их протокам вплоть до границ с Монголией. Земли, навечно завещанные хоринцам, без разрешения хозяев, было строго запрещено занимать кому-либо. Вручение царского Указа в защиту "породной" земли братским иноземцам, для них было вдвойне радостным событием, ибо оно состоялось в год земляной овцы по старинному летоисчислению. Тогда, конечно, хоринскую делегацию, после успешных переговоров с Петром I, провожали из столицы, как государевых гостей, с подобающими протоколам почестями. Уже третий год на родине не знали о судьбе делегации. До родных и близких доходили слухи, распускаемые недоброжелателями из острогов, степных контор и ставок ханов-ванов. Они клеветали, что хори-буряты стали жертвами 15-тиголового мангадхая, собирают по улицам милостыню, а на обратном голодном пути стали каннибалами. К удивлению, оказывается и сегодня можно услышать подобное из некоторых средств массовой информации, газета "Буряад Унэн" о событиях 300-летней давности заявляет: "Из бурятской истории мы знаем лишь об одной унизительной поездке хоринских бурят в Москву..." Нет, никто не вправе давать такую оценку героическому подвигу наших предков, все они готовы были к самопожертвованию ради счастья родного народа и это доказала ценой своей жизни единственная девушка, которая совершала поездку во главе делегации. Великая Сестрица шаманка, живая богиня невольных путешественников, не выдержав далекой долгой земной дороги вознеслась на небо, она вместе со всеми выполнила долг перед своим племенем, бурятским и российскими народами. А ее товарищи вернулись к заморским братским племенам в целости и сохранности, самое главное, с добрыми вестями для всех. В такие судьбоносные периоды потомки легендарных племен Эхирита, Булагата и Хоридоя, как единокровные анда-побратимы, еще более сплачивались. Они, по всей вероятности, отправили своих сыновей по льду через Байкал, чтобы проводить братьев-хоринцев до родных мест и посмотреть новые кочевья в краю, где распространялось действие грамоты Белого царя. Наши предположения подтверждаются одной иволгинской летописью: "Начиная с 1704 года в течение 20 лет продолжалась перекочевка групп семей с той стороны Байкала к югу по реке Селенге, обосновываясь по урочищам до острога Селенгинск". Отдельные западные роды, постоянно подвергавшиеся притеснениям иркутских острогов, в этот период начали массовое переселение к восточным родственникам и стали занимать свободные земли в Баргузинской, Кударинской и Селенгинской степях. В 1761-1767 годах состоялась III-я ревизия, по этой переписке было подсчитано, что в нашем краю население прибавилось на несколько тысяч мужских душ. Так, например, в Баргузинский уезд переместилось больше сотни семей из рода шоно, хэнгэльдэр и баяндай. В селенгинском ведомстве количество селенгинских, иволгинских и кударинских бурят тоже возросло, и их численность по родам достигала: у харанутов - 698, у чернорутов - 506, ашабагатов -494, абзайцев - 267, ользонцев - 156, алагуевцев - 131, баабай-курам-чинцев - 159, Булагатов-бумалготольцев - 214 мужских душ. Из сборных - 230 и крещеных - 130 душ. Здесь также учтены переселенцы-галзуты - 230 душ, они, безусловно, имели регулярные контакты со своими сородичами, помогали обустраиваться всем на новых местах. Появлению в Прибайкалье больших и малых братских улусов со стороны местной русской администрации никаких противодействий не оказывалось. Моя ссылка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 19 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2009 Бурятские авторы завоевали все информационное пространство Везде они рассказывают, создают имидж Республики. Первое впечатление, что буряты делятся на группировки и жестко дерутся с всякими предметами друг против друга. В Вестнике Евразии в нескольких номерах шел об этом дискуссии. Холодолова красиво рассказывает о своей бурной молодости Чанкайшисты, головары, гопники, металлисты и прочие шанхайки. Буянова в последнем Этнограф. обозрении тоже рассказывает о группировках Улан Удэ. В бурятском Форуме тоже любимая тема старые группировки Улан Удэ. Все это безусловно неправильный имидж республики в созданный средствами СМИ. Как и сказки о якутских оленеводах. Нет у нас оленеводов, они есть... на севере Бурятии. Оттуда они с стадами перекочевали на север Якутии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 20 ноября, 2009 Бурятские авторы завоевали все информационное пространство Везде они рассказывают, создают имидж Республики. Первое впечатление, что буряты делятся на группировки и жестко дерутся с всякими предметами друг против друга. В Вестнике Евразии в нескольких номерах шел об этом дискуссии. Холодолова красиво рассказывает о своей бурной молодости Чанкайшисты, головары, гопники, металлисты и прочие шанхайки. Буянова в последнем Этнограф. обозрении тоже рассказывает о группировках Улан Удэ. В бурятском Форуме тоже любимая тема старые группировки Улан Удэ. Все это безусловно неправильный имидж республики в созданный средствами СМИ. Как и сказки о якутских оленеводах. Нет у нас оленеводов, они есть... на севере Бурятии. Оттуда они с стадами перекочевали на север Якутии. Вообще-то буряты очень успевающие люди прямо как "монгольские евреи". Были у них всякие разношерстные: чанкайшисты, всякие "пан-ы", японисты, коминтерновцы и пр. Один бурят Бадмаев даже старался влиять российской политике и царской семье. Буряты - народ хитрые и трудо любивые... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tangut Опубликовано 5 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2009 Вообще-то буряты очень успевающие люди прямо как "монгольские евреи". Были у них всякие разношерстные: чанкайшисты, всякие "пан-ы", японисты, коминтерновцы и пр. Один бурят Бадмаев даже старался влиять российской политике и царской семье. Буряты - народ хитрые и трудо любивые... Скорее всего буряты самый европеизированный народ из монголов.Поэтому у них ощущается сильная тяга к своим исконным корням. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться