olley Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 14 minutes ago, Uran55 said: У якутов все свое местное начиная с сена... Мясные и откормочные качества якутского скота на уровне лучших национальных пород калмыцкая и казахская белоголовая. Мясо якутского скота известно своей натуральной мраморностью. Лучшие коровы стада имеют удой 2100—2350 кг при 6,1-7,3 % (до 11 %) жирности. Вымя маленькое и крепкое; вымя и соски покрыты густой шерстью, защищающей их от мороза и мошек. Волосяной покров густой, с большим количеством остевых волос, которые помогают противостоять холодному климату. Якутские коровы отличаются долгой продуктивной жизнью. Якутский скот отличается небольшими размерами, коровы 110—112 см в холке и достигают массы тела 350—400 кг, быки достигают высоты 115—127 см и веса 500—600 кг. Телосложение крепкое, характерное для животных двойного назначения, короткие сильные ноги. Окрас варьирует от черного или красного до леопардового с белыми отметинами на голове и нижней части ствола; спина у большинства животных белая. Животные породы якутской коровы характеризуются исключительно высокой выживаемостью. В частности, описан уникальный случай выживания нескольких особей в течение трех месяцев в таежном лесу в глубоком снегу и температуре до −40 °C.[2]. В Якутии скот этой породы выгоняется на водопой из проруби даже при температуре −50 °С и не было случая обморожения вымени. При раздое коровы дают до 2236 литров молока в год, средняя жирность около 5,6 % (у отдельных экземпляров доходит до 11 %). Для сравнения — средняя жирность молока холмогорских коров лишь 3,7 % Территория республики Саха большая. Республика больше Казахстана. Видимо в некоторых регионах республики сено заготавливают. В документальном фильме показывали холодные регионы Саха. Там тундра и травы недостаточно для заготовки. Говорили сено привозное. Это было раньше. Сейчас дешевле привести говядину, молоко и молочные продукты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 3 часа назад, Nurbek сказал: Вспомнил фильм "Кавказская пленница" Точно! 2 часа назад, Uran55 сказал: "Отдай мой рог!" А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху, (Проторенной дороге) а бык ревет-ревет, приговаривает" Это же сон тысячника Хорчи из ССМ (которого имхо трудно отождествить с кем-либо у Рашид ад-Дина). Вы решили разгадывать сны что ли? 2 часа назад, Uran55 сказал: А Сахаиты это...якуты. В ССМ многие оригинальные термины искажены. У Рашид ад-Дина, например, не сахаит, а сакиат. Сакиат это один из родов керейтов, а не якуты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 1 час назад, Uran55 сказал: Мясные и откормочные качества якутского скота на уровне лучших национальных пород калмыцкая и казахская белоголовая. Мясо белоголовой у нас не ценится. Сильно разрекламировали в свое время. И вообще казахам в нашем краю не нравится "мраморное", куда больше ценится у нас своя обычная говядина. К тому же жир с мясом белоголовой быстро стынут, почти как козье мясо, прямо во рту, на языке, что не особо приятно. Да и на вкус нет ничего необычного в белоголовой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 7 часов назад, АксКерБорж сказал: Сакиат это один из родов керейтов Вы полагаете родной дядя ЧХ, брат Есугея носитель титула Отчигин -«хранитель семейного очага» ...Кереит. В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголов — нирун. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный[11]; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный; В Якутии фигурируют под именем Баарагай Баатылы...Батулинское племя связанное с Оногоем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 Оногой, Татаар Тайма, Эллэй, Тыгын 1 Самые разные предки якутов в седой древности произошли от Двух народностей, прибывших с их места проживания. Старые рассказчики имели обыкновение сказывать такое предание: "У якутов одна ветвь — монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле ураангхай". 2 Это они обосновывали так: "На южной стороне именитого озера Байкал есть, говорят, родина монгольского племени. В старину на этой земле, где господствовал тогда Чынгыс Хаан, вспыхнула огненная битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от этой битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взял свои богатства и, покинув свою родину, двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал". Этот Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. От него был рожден сын по имени Эллэй, который, живя вместе с отцом на земле ураангхай, стал по существу ураангхай. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», родословная племени баарин восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино, который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон, на горе Бурхан-Халдун[5]. Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 4 минуты назад, Uran55 сказал: Этот Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот Действительно монголы проживали не только на юге Байкала но и в центральной Якутии ибо потомки монгола Оногоя и Татар Таймы мигрировав на север в ХIV веке обнаружили там...монголоязычные племена. Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94). В результате длительного двуязычия, проходившего, видимо, на Средней Лене, на базе «оякученных» монголов возникает «акающий» диалект, а на базе тюркского, собственно якутского, образовался «окающий» диалект (Убрятова, 1960, с. 12; Иванов С.А, с. 170 — 173). Предания, собранные на территории «акающих» районов, и данные топонимики, также подтверждают проживание здесь каких-то монголоязычных групп (Сюлбэ, 1979). Выявлено наличие множества топонимов монгольского происхождения на территории центральных районов Якутии. Фонетические особенности этих слов, характерные для старомонгольского языка XIII — XIV вв., дали возможность М.С. Иванову подтвердить мнение о наличии монгольской среды на Средней Лене в первой половине II тыс. н.э. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 9 часов назад, АксКерБорж сказал: У Рашид ад-Дина, например, не сахаит, а сакиат. Перемена букв сути не меняет. Саха, Сака это все якуты - Уранхай саха. Древние насельники Якутии и Забайкалья. Собственно монголами (от Могол тойон )их стали именовать лишь при коронации ЧХ по указанию свыше двумя персонажами Коровы и Быка или Ынахсыт Тангара. На следующих ярусах неба живут другие духи: Дьылга хаан -тожество судьбы, которого иногда называли Чынгыс хаан - именем полузабытого божества времени, рока, зимней стужи; Запомните эти слова...зимней стужи. Зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода В ранних эпических сказаниях саха герой Среднего мира имел вид полубыка-получеловека. Подобные герои могли появляться вследствие почитания ро- гатого скота, когда люди считали своими прародителями коров и быков [3, д. 59, л. 14]. Отголоском данных представлений является былое почитание якутами-уранхайцами головы божествен- ного быка. Оформление внутреннего убранства жилищ головами быков и наделение их тотемными чертами,устройство ритуального кумысного праздника Ысыах, поклонение перед производительной силой быка- пороза перед закланием, обширный этнографический материал о почитании рогатого скота – всё это свиде- тельствует об особом отношении саха к тотемному быку Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 января, 2023 Поделиться Опубликовано 17 января, 2023 4 hours ago, Uran55 said: В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный[11]; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный; Происхождение этнонима баарин-барих ,баривчлах /брать в плен ,поймать/.Возможно русское слово брать -монголизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 18 января, 2023 Поделиться Опубликовано 18 января, 2023 § 38. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: 'Кто ты такая?'-спросил он.--'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'. § 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне. § 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару. родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран. § 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы,-и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин. кстати эта беременная женщина из рода адай-урянхайцев. И можно считать,что Джамуха адаец. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 18 января, 2023 Поделиться Опубликовано 18 января, 2023 20 часов назад, Steppe Man сказал: из рода адай-урянхайцев. Адайцы есть и у Уранхай саха... на базе «оякученных» монголов возникает «акающий» диалект, а на базе тюркского, собственно якутского, образовался «окающий» диалект (Убрятова Путем простой замены Окающих и Акающих. Чириктейская, Батулинская, Малягарская, Одейская, Бордонская, Гурменская, Ненялинская, Магасская, Одугейская, Баягантайская, Игидейская, Одайская, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 18 января, 2023 Поделиться Опубликовано 18 января, 2023 21 час назад, Steppe Man сказал: Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран. Что касается Джамуха то он из даурского рода Судур Содор. Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х гг. XVII в. на Алдане, в районе устья его притока - р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако, по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [пма, инф. И Сун]. Интересно было бы посмотреть генетику Адайцев что то мне говорит что она должна совпадать с China, Inner Mongolia Daur N-F4205 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 января, 2023 Поделиться Опубликовано 19 января, 2023 10 часов назад, Uran55 сказал: Что касается Джамуха то он из даурского рода Судур Содор. Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х гг. XVII в. на Алдане, в районе устья его притока - р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако, по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [пма, инф. И Сун]. Интересно было бы посмотреть генетику Адайцев что то мне говорит что она должна совпадать с China, Inner Mongolia Daur N-F4205 У саха тоже есть N-F4205. Но пока неизвестно откуда они: от дауров или из Прибайкалья (хори) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 19 января, 2023 Поделиться Опубликовано 19 января, 2023 1 минуту назад, кылышбай сказал: У саха тоже есть N-F4205. Берег-Юрде, Оймяконский улус там члены французской экспедиции, брали у жителей генетический материал. В 80-х годах XIX века Баягантайский улус состоял из девяти якутских наслегов: 1, 2, 3 и 4 Баягантайских, 1 и 2 Игидейских, Кангаласского, Сасыльского, Оймяконо-Борогонского. От близнецов Kordoi и Kogosuk произошел род Bajagantai Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон. Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — один из родов Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 января, 2023 Поделиться Опубликовано 20 января, 2023 22 часа назад, Uran55 сказал: Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон. Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — один из родов Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы) Созвучие и совпадение, не более Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 20 января, 2023 Поделиться Опубликовано 20 января, 2023 1 минуту назад, кылышбай сказал: Созвучие и совпадение, не более Действительно просто совпадение. Посмотрел генетику Адай состав объединения Байулы генетика общая с Нанайцами . Этимология по всей видимости от туда. Гаплогруппа С представлена четырьмя ветвями, причем почти три четверти мужчин из рода Киле относятся к ветви C-M48, широко распространенной в Северной и Центральной Азии. Но столь высокой частоты – более половины генофонда – гаплогруппа C-M48 достигает только у эвенов (78%), у некоторых групп казахов (64-76%) и у эвенков (53-60%). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 января, 2023 Поделиться Опубликовано 20 января, 2023 1 минуту назад, Uran55 сказал: Действительно просто совпадение. Посмотрел генетику Адай состав объединения Байулы генетика общая с Нанайцами . Этимология по всей видимости от туда. Гаплогруппа С представлена четырьмя ветвями, причем почти три четверти мужчин из рода Киле относятся к ветви C-M48, широко распространенной в Северной и Центральной Азии. Но столь высокой частоты – более половины генофонда – гаплогруппа C-M48 достигает только у эвенов (78%), у некоторых групп казахов (64-76%) и у эвенков (53-60%). Разошлись более 2000 лет назад когда рода Адай и в проекте не было Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 20 января, 2023 Поделиться Опубликовано 20 января, 2023 3 минуты назад, кылышбай сказал: Разошлись более 2000 лет назад Мифы и легенды народа очень живучие, можно поискать. По географии недалеко разбрелись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 20 января, 2023 Поделиться Опубликовано 20 января, 2023 12 часов назад, кылышбай сказал: Созвучие и совпадение, не более Постой.постой...а это откуда ? Выводы о пересмотренной филогении Y-хромосом из Центральной Азии Kazakhs-6 Almaty Region N1c1a1a1a3- M2019 Kazakhs-18 Turkistan Region N1c1a1a1a4a2b- B219 Kazakhs-12 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a2b- B219- F2288 Kazakhs-15 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a-F4205-F2288 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 января, 2023 Поделиться Опубликовано 21 января, 2023 20 часов назад, Uran55 сказал: Постой.постой...а это откуда ? Выводы о пересмотренной филогении Y-хромосом из Центральной Азии Kazakhs-6 Almaty Region N1c1a1a1a3- M2019 Kazakhs-18 Turkistan Region N1c1a1a1a4a2b- B219 Kazakhs-12 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a2b- B219- F2288 Kazakhs-15 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a-F4205-F2288 И? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 января, 2023 Поделиться Опубликовано 21 января, 2023 В 20.01.2023 в 13:40, Uran55 сказал: Мифы и легенды народа очень живучие, можно поискать. По географии недалеко разбрелись. Живучи в пределах пары столетий, может 500 лет, но уже с сильно измененными персонажами и событиями, добавлениями и потерями. Тем более нам важна география, а она быстрее стирается в памяти Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 24 января, 2023 Поделиться Опубликовано 24 января, 2023 В 19.01.2023 в 11:12, Uran55 сказал: От близнецов Kordoi и Kogosuk произошел род Bajagantai Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон. Не от хоро или дауров а от ...Kordoi и Kogosuk. Первый Хоридой со вторым посложнее... Кокуи и осекуи в архивных документах также упомянуты среди родов «пеших» якутов. Название рода кырык сопоставимо с именем огузского племени кырык. Имя рода Асыыкай (осекуи) можно сопоставить с названием кыргызского племени азык. В китайских источниках упоминается западнотюркское племя асиги. Уже отмечалась связь рода Куокуй с родом куокэй, принадлежавшим к харганаевской группе хоринских бурятов, которых Г. Н. Румянцев считал потомками туматов. Вывод...Хоро-Туматский след. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 25 января, 2023 Поделиться Опубликовано 25 января, 2023 В 18.01.2023 в 06:03, Steppe Man сказал: § 38. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: 'Кто ты такая?'-спросил он.--'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'. § 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне. § 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару. родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран. § 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы,-и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин. кстати эта беременная женщина из рода адай-урянхайцев. И можно считать,что Джамуха адаец. У некоторых племен Алимулы сохранились легенды о неком 'Чумекей' и вражде с Чингисханом. Но не уверен, что он сам Джамуха Спойлер «Наше начало, – говорил один престарелый старшина, приехавший вместе с Рак-бием, – возникло в древние времена от сильного богатыря, происходившего из племени турских ханов Чумекея, который, избегая несогласия с великим Чжингис-ханом (Судя по татарской истории, во времена Чингызхановы находилось два Чумекея, первый — Чамука-чичен, бывший причиною Чингизовой войны с караитским ханом Аюнеком, а второй — Чумака-баядур служил у Чингизхана полководцем во время войны его с китайцами, а посему трудно открыть кто из сих двух был основателем чумекейского отделения), уклонился из Могола в сии степи. Потомство Чумекея жило здесь в крайней бедности до главного старшины Аюсырыма. Под начальством коего оно снова усилилось и покорило себе окрестности реки Сарасу (Сарасу протекает из горы Улутау к реке Сыр и почитается от многих за предел степи Киргизской. Известно, однако ж, что многие из киргизцев кочевья свои далеко распространяют и за нею) с владением Туркестанским. После чего некоторые из них остались в сих местах для спокойного обитания, а другие пошли за Темир-висаком к западу, откуда никогда уже не возвращались. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uran55 Опубликовано 1 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2023 В 25.01.2023 в 05:30, Скриптонит сказал: 'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'. Среди Ураанхацев племя Чжарчи...ут. Это потомки старушки Джархан. Ярканскую волость Б. О. Долгих причислял к Кангаласскому улусу. К приходу русских людей ярканцы обитали на Средней Лене. Под напором сборщиков ясака они переместились на Вилюй. Вилюйчане считают себя потомками бабушки Дьаардаах, в имени которой угадывается этноним дьаархан. Согласно Я. И. Линденау, Джархан была женой владыки кангаласцев и всего якутского народа Мунньана [Линденау, 1983]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2023 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 30 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2023 On 3/1/2023 at 5:06 PM, Uran55 said: Среди Ураанхацев племя Чжарчи...ут. Это потомки старушки Джархан. Ярканскую волость Б. О. Долгих причислял к Кангаласскому улусу. К приходу русских людей ярканцы обитали на Средней Лене. Под напором сборщиков ясака они переместились на Вилюй. Вилюйчане считают себя потомками бабушки Дьаардаах, в имени которой угадывается этноним дьаархан. Согласно Я. И. Линденау, Джархан была женой владыки кангаласцев и всего якутского народа Мунньана [Линденау, 1983]. жарч-зарц -слуга Аданхан- род. урянхайжин -урянхайшка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться