Uran55 Опубликовано 1 мая, 2023 Опубликовано 1 мая, 2023 Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 Uran55 Откуда вы взяли что термины скотоводства якуты переняли у монголов? Например, советский тюрколог А.М.Щербак пишет: “Следует подчеркнуть ..., пишет он, что почти вся лексика, связанная с использованием домашних животных у древних монголов, является тюркской по происхождению...“ Очень интересно происхождение некоторых бурятских слов, относящихся к коневодству, например, ада5а — ножная колодка, деревянные путы для лошади является, по-нашему, стяженным сложным словом от основ атах (адах) — нога и древнетюркского адач — дерево (ада5+а). Эта основа имеет параллели в бурятском и некоторых алтайско-тюркских языках ада5а — деревянные путы, башмак для лошади и является тоже якутским заимствованием, поскольку в других монгольских языках такого слова нет и не.этимологизируется от каких-либо монгольских основ. 1
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 Раньше мы писали о том, что монгольские сойх, hойхо — выдерживать, выстаивать лошадь для закалки являются заимствованием из якутского сойут — остужать, охлаждать; выстаивать, выдерживать лошадь9. Это мнение, как мне кажется, еще никем не оспаривалось, и не может быть оспоренным в виду его явной очевидности. Также является очевидным тюркское происхождение и других монгольских терминов коневодства. Это: буургэ, бурэк — лука (у седла) от тюркского буркун — седельная лука (Р. cл. IV — 1880). Как показывают формы монгольских основ с долгим гласным буургэ, они образованы от глагола бук+ур+гэ — буур+гэ, а глагольная основа бук — сгибать, свернуть является тюркской. В монгольских языках, по моим данным, такой глагол имеется у некоторых. Являются тюркскими монгольские названия хударга — подхвостный ремень, идущий от седла, от тюрк. худрук, хуйрук — хвост, монг. хумэлдэргэ — нагрудный ремень (у седла), от тюрк. кемулдурук — нагрудный ремень лошади (Д.Т.С. — 314). 1
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 Тюркским также монг. хантарга — ремень у удил от тюрк. хантар — привязать поводья лошади к луке (Радлов cл. 11 — 122), хантарма — короткий повод, которым поднимают голову лошади. Якутская основа хантар5а, образована от глагола хантай — держать голову вверх, задирать голову. 1
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 Насчет жилища, очень смешно, что якуты переняли у монгол. Насчет параллелей прибайкальских бурятов и якутов, ничего удивительного, прибайкальские буряты и есть тюрки. Говоря о западных бурятах в целом, прежде всего необходимо отметить значительную роль тюркских элементов в их формировании. Весь облик их материальной культуры (жилище, одежда, пища и т.д.), особенности языка служат ярким тому подтверждением. И то что прибайкальские буряты говорили на тюркском подтверждают и историки. Б. О. Долгих писал что, прибайкальские бурятские роды еще в XVII в. говорили на тюркском языке. О былой тюркоязычности западных бурят утверждали многие поколения бурятских историков и лингвистов. Историк Б.Б.Дашибалов утверждает, что в этногенезе западных бурятов прослеживается кыпчакский компонент. Усть-Талькинский и Сэгэнутский могильники погребений с конями он связывает с кыпчаками, с булагатами - бурятами, чье название производит от среднеазиатских булгачи и алтайских бурут. А кыпчаки это и есть енисейские киргизы и предки современных казахов. Исследователь В.И. Рассадин в своих работах приводит большое количество бурятских слов тюркского происхождения, функционирующих не только в бурятском литературном языке, но и в диалектах бурятского языка, главным образом в его западных говорах. 1
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 Цитата первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. О каких монгольских племенах все время пытаетесь впаривать якутам? Если говорите о туматах и хоринцах, то ни туматы, ни хоринцы не были монгольскими племенами. "Туматы, по материалам фольклорных источников XVIII в., выступают в качестве мигрантов с юга: «в рукописном сочинении иркутского надворного советника Ивана Эверса на основании устных свидетельств якутов сообщается, что туматы, не желавшие подчиняться монголам, «со всеми семействами перебрались к началу реки Лены» и спустились вниз по ее течению до пределов нынешной Якутии" [цит. по: Туголуков, 1985. С. 214]. Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона. Насчет хоринцев, они тоже не монголы, также были изгнаны Чингизханом, как и туматы. Если туматы пришли в Якутию с верховьев Лены, то хоринцы пришли с востока. Во всех преданиях и рассказах якутов указывается, что Улуу Хоро со своими сородичами пришли в Якутию с Востока, переправившись через Амур, Алдан, Амгу. У якутов есть и понятие «кус-хоро дойдута» («южная страна уток и хоринцев»). Как известно, в Приморье зимует немало видов птиц, включая морянку – одного из самых распространенных летом в северной Якутии видов уток. Поэтому неудивительно, что многие якутские легенды считают, что названия страны Хоро и страны Кытат (Кидань) аналогичны. Комментируя эти легенды, академик Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ считал, что имеется в виду либо Китай (название Китай мир воспринял именно через этническое название киданей), либо прародина киданей. Кидани в древности проживали в Приамурье. Тюрки прекрасно разбирались в географии и не могли спутать Древний Китай (Хань), а страна Кытат для тюрков всегда было обозначением территории к востоку от тюркского ареала в сторону Приморья. Это хорошо видно по древнетюркским орхонским историческим хроникам. 1
Долгун Опубликовано 3 июля, 2023 Опубликовано 3 июля, 2023 По якутским легендам туматы занимались охотой и рыболовством, и постоянно перекочевывали с места на место. Оружием им служили луки и стрелы с железными наконечниками, а также пальмы. Туматы носили одежду из звериных шкур, обвешанную кистями из оленьих волос и вышитую разноцветным бисером. Якуты обыкновенно называли их «тигиилээх сырайдаах», так как это племя имело обычай татуировать свое лицо. Туматы «имели чрезвычайно суровый вид и жестокий нрав». Туматы, возможно, были этнически близки к самодийцам и тунгусам, также обитающим на территории Байкальского региона. 1
Долгун Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 Туматы никак не привнесли скотоводство в Якутию, это были лесные племена промышлявшие рыболовством и охотой. Хоринцы по легендам якутов держали только рогатый скот, лошадей не держали. Дальнейшая судьба хоринцев в Якутии была печальной, их род был полностью уничтожен за предательство, их предводитель Лөгөй был убит кангаласскими якутами за предательство. "1636 г. кангаласские якуты, «собрав своего войска ста с четыре и под Лен- ским острожком погромили государевых ясачных людей и князца Логуя жены и дети и улусных его людей побили и лошади, и скот отогнали», а затем «под остро- гом улусы погромили и побили и в полон ясачных людей человек с двадцать и скот". К приходу русских, хоринцы встали на сторону русских, не присоединились в борьбе против русских пришельцев.
Долгун Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 Известный бурятский исследователь, доктор исторических наук, Булат Раднаевич ЗОРИКТУЕВ так увлекся хоринской загадкой, что приезжал в Якутию и объездил хоринские наслеги. Почти четверть века он ломал голову над этой проблемой. И догадался… В 2011 году вышло второе, дополненное и переработанное, издание его монографии «Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят». В своем труде Булат ЗОРИКТУЕВ очень придирчиво разбирает «хоринскую проблему» и приходит к выводу, что якутские хоринцы никак не могут являться потомками бурятских хоринцев – нет никаких этногенетических и этнокультурных параллелей между ними, кроме схожего этнического названия. Также была предпринята попытка доказать, что якутские хоринцы родственны бурятским хоринцам – в 2011 году Дмитрий Семенович АДАМОВ издал статью «О Y-хромосоме хоринских родов якутов-саха». Как и следовало ожидать, не удалось доказать, что среди якутов есть значительный бурятский модальный гаплотип гаплогруппы C3d-M407 – он оказался равен всего 1,7%.
кылышбай Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 6 часов назад, Долгун сказал: Также была предпринята попытка доказать, что якутские хоринцы родственны бурятским хоринцам – в 2011 году Дмитрий Семенович АДАМОВ издал статью «О Y-хромосоме хоринских родов якутов-саха». Как и следовало ожидать, не удалось доказать, что среди якутов есть значительный бурятский модальный гаплотип гаплогруппы C3d-M407 – он оказался равен всего 1,7%. Самое смешное что у хори-бурят преимущественно распространена другая гаплогурппа 1
Долгун Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 Цитата Самое смешное что у хори-бурят преимущественно распространена другая гаплогурппа У бурят и монгол распространена C3d. У саха распространен N1c. А N1c не считается монгольским гаплотипом. И считать N1c чисто хоринским глупо. Тем более этнический-родовой состав Бурятии был очень пестрым.
Долгун Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 Распространность гаплогруппы N1c у бурят может быть от тюрков, т.к. эта гаплогруппа распространена у тюркских народов, тувинцев, тофалар, якутов у татар. Следует отметить, что на неоднородность физического типа бурят антропологи обращали внимание и раньше. Внутри центральноазиатского типа выделен особый «ангаро-ленский» вариант, объединяющий западных бурят и якутов[29]. Исследования, проведенные И. М. Золотаревой, позволили несколько уточнить эти данные. Выяснилось, что западные буряты отличаются от забайкальских бурят, и эти группы не могут рассматриваться как нечто единое в антропологическом отношении. По словам А. П. Окладникова, поддерживается антропологическими, лингвистическими и этнографическими фактами, показывающими, что в результате взаимодействия пришлых монгольских племен с тюркскими аборигенами на территории Прибайкалья возникают новая культура и новая народность.
кылышбай Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 3 часа назад, Долгун сказал: У бурят и монгол распространена C3d. У саха распространен N1c. А N1c не считается монгольским гаплотипом. И считать N1c чисто хоринским глупо. Тем более этнический-родовой состав Бурятии был очень пестрым Вы тут мухи с котлетами смешали. Посмотрите пару статей с выборками ДНК монгольских народов и потом возвращайтесь сюда. На этом форуме есть все, читайте
кылышбай Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 1 час назад, Долгун сказал: 1. Распространность гаплогруппы N1c у бурят может быть от тюрков, т.к. эта гаплогруппа распространена у тюркских народов, тувинцев, тофалар, якутов у татар. 2. Следует отметить, что на неоднородность физического типа бурят антропологи обращали внимание и раньше. Внутри центральноазиатского типа выделен особый «ангаро-ленский» вариант, объединяющий западных бурят и якутов[29]. Исследования, проведенные И. М. Золотаревой, позволили несколько уточнить эти данные. Выяснилось, что западные буряты отличаются от забайкальских бурят, и эти группы не могут рассматриваться как нечто единое в антропологическом отношении. 1. Дальняя родственная якутским линия N1 монгольских народов распространена с частотой от 9-12% (халха, ойраты) и 30% (хошеуты, баргуты) до 50-60% (буряты, хори-буряты). Причем отделение от родичей среди тюрков произошло 2,000 лет назад. У якутов другая ветка, отделившаяся от др. тюрков и монголов 5,000 лет назад. У татар, башкир N1 преимущественно общая с соседними финнами и славянами и к монголам и тюркам из ЦА мало имеющая отношение, хотя по возрасту ближе к монголам чем к якутам. В общем не все так просто 2. Раса и Y-хромосомная гаплогруппа не всегда коррелируют
Долгун Опубликовано 4 июля, 2023 Опубликовано 4 июля, 2023 Цитата Посмотрите пару статей с выборками ДНК монгольских народов и потом возвращайтесь сюда. Если эти народы живут в Монголии, то не значить что они монголы. Перечисленные вами ойраты, хошуны, баргуты имеют тюркские корни. Таким образом N1c больше тюркская, чем сама монгольская. А корни и происхождение хоринцев еще ни кем не доказано, и язык не установлен. А этноним "бурят", являющийся сейчас наименованием всего народа, даже в XVII в. относился только к булагатам и эхиритам, т.е. к западным, предбайкальским группам бурят. (Т.Д.Скрынникова, в сб. "Монголоведные исследования" У-У БНЦ СО РАН 1997 с.5) У булагатов и эхиритов тоже тюркские корни. По мнению многих историков, племена эхиритов и булагатов были прямыми потомками древних курыкан.
кылышбай Опубликовано 5 июля, 2023 Опубликовано 5 июля, 2023 11 часов назад, Долгун сказал: Если эти народы живут в Монголии, то не значить что они монголы. Перечисленные вами ойраты, хошуны, баргуты имеют тюркские корни. Таким образом N1c больше тюркская, чем сама монгольская. А корни и происхождение хоринцев еще ни кем не доказано, и язык не установлен. А этноним "бурят", являющийся сейчас наименованием всего народа, даже в XVII в. относился только к булагатам и эхиритам, т.е. к западным, предбайкальским группам бурят. (Т.Д.Скрынникова, в сб. "Монголоведные исследования" У-У БНЦ СО РАН 1997 с.5)У булагатов и эхиритов тоже тюркские корни. По мнению многих историков, племена эхиритов и булагатов были прямыми потомками древних курыкан. Не бывает тюркских или монгольских гаплогрупп. Реконструируйте язык предков тех или иных бурятских групп, но не привязывайте язык к генофонду если нет прямых аргументов в пользу. То что тюрки сыграли большую роль в формировании совр. монгольских этносов (и наоборот) никем не оспаривается
buba-suba Опубликовано 9 июля, 2023 Опубликовано 9 июля, 2023 В 05.07.2023 в 02:36, Долгун сказал: баргуты имеют тюркские корни. Ага, тюрки енисейские кыргызы не понимали язык баргутов. Они же не понимали язык курыкан. А то что баргуты и курыканы входили в союз дили не означает что они входили в союз теле.
olley Опубликовано 5 февраля, 2024 Опубликовано 5 февраля, 2024 Республика Саха Площадь: 3 103 000 кв. км Протяженность побережья составляет более 4,5 тысяч километров Крупнейший морской порт Тикси Для сравнения Казахстан Площадь: 2 724 902 кв. км Другие государства которые поместились бы на территории республики Саха
Долгун Опубликовано 13 августа, 2024 Опубликовано 13 августа, 2024 Священный санскрит в якутском языке В языке народа отражаются его философские и религиозные понятия о мире вокруг и внутри человека. Язык возникает из глубин человеческой природы, в нем хранится физический и психический код народа — носителя языка, его корни, обычаи и традиции предков. И каждый из нас, наверное, думал о том, что несет в себе то или иное слово, откуда все это появилось и что означает. Впервые вывод о таких связях якутского эпоса и санскрита сделал тюрколог С.Е.Малов, об этом говорил в своих трудах востоковед Е.С.Сидоров. Он обнаружил значительное число санскритско-якутских лексических схождений (более 200 слов). Но самое главное — все они относятся к эпосу и ритуальным песням, философским мировоз зрениям народа. Санскрит оформился в конце II тысячелетия до н.э. и принял классическую форму в IV веке до н.э. Само слово «санскрит» означает «совершенный» или «обработанный», а санскритский алфавит называется «деванагари», т.е. «божественный». Саха (санскр.) — буквально, «мир страданий», «мир людей»... Более известен как Джамбудвипа, т.е. мир, в котором обитают живые существа. Сакхья (санскр.) — друг, товарищ. Саха (якут.) — самоназвание якутов. Кси (санскр.) — житель, проживать. КиЇи (якут.) — человек. Вис (санскр.) — община, племя, народ. Биис (якут.) — племя, народ. Дана (санскр.) — человек, род, поколение, люди, народ. Дьон (якут.) — люди, народ. Аварана (санскр.) — защита, покров или завеса. Абырал (якут.) — защита. Акартатман (санскр.) — несведущий в религии, невоспитанный. Акави (санскр.) — немудрый. Акаары (якут.) — неразумный, глупый. Гаруда (санскр.) — Владыка небес. В древне-индусской мифологии — Царь птиц, ездовое животное (вахана) Будды и Вишну. У него крылья и перья орла, конечности и тело — человека. В буддийской мифологии — огромная птица, вечно враждующая со змеями-нага. Харадай (якут.) — мифологическая птица, божество с птичьим клювом и крыльями в эпосе олонхо. Аджара (санскр.) — в древней ведийской мифологии имя змеи. Адьарай (якут.) — дьявол из Нижнего мира, имеющий змеиное обличие. Яма (санскр.) — буквально, «сдерживающий». В древне-индийской мифологии — бог подземного мира, царства мертвых. В мифологии буддизма Яма — бог смерти, перед которым отчитываются все умершие, и именно он определяет, заслуживают ли последние рая или ада. Уу Дьамы (якут.) — место, через которое проходят покойники в царство мертвых. (Л.А.Андреев. Курупа ойуун кєрўўлэрэ). Кинары (санскр.) — буквально, «что за люд»? Полубоги из свиты Куберы. Кимнэгий (якут.) — «кто такие, что за люди? Ич (санскр.) — властитель, владыка. Иччи (якут.) — дух, хозяин. Хамса (санскр.) — буквально, «Великий Лебедь» или «Птица души». Символ бога Брахмы. Ханса (санскр.) — гусь, лебедь, фламинго. Хаас (якут.) — гусь. Анда (санскр.) — яйцо, птица. Анды (якут.) — турпан (утка). Санат (санскр.) — степень человеческого интеллекта. Санджана (санскр.) — духовное сознание. Саньня (санскр.) — восприятие, различающий и функциональный разум, совокупность подсознательных импульсов (принятие, отвержение и безразличие), формирующих весь спектр восприятия живого существа. Санаа (якут.) — мысль, размышление и различающий разум человека. Вичара, Бид (санскр.) — интуитивное различение, распознавание и предчувствие. Бит (якут.) — интуиция, предчувствие и примета. Чинт (санскр.) — думать, размышлять. Чинчий (якут.) — исследовать, обдумывать. Видья (санскр.) — буквально, «знание» в философии индуизма и буддизма. Мистическое познание истинной сути бытия, позволяющее достигнуть освобождения. Билии (якут.) — знание и распознавание. Шрути (санскр.) — буквально, «услышанное», «откровение». Общее название комплекса основных священных писаний индуизма — Вед, Упанишад, Веданг и др. Шрути считаются авторитетнейшими писаниями, поскольку были явлены миру самими богами через ведических мудрецов — риши. Сутра (санскр.) — религиозно-культовые священные писания индуизма и буддизма. Это основные документы древних философских школ Индии. Сурук (якут.) — письмо. Ах (санскр.) — говорить, считать. Аах (якут.) — читать, считать. Саняа (санскр.) — связь, общение. Саҥа (якут.) — речь человека. Бидхи (санскр.) — предписание, правило, закон. Бичик (якут.) — письмо, письменность. Патра (санскр.) — чаша, используемая буддийскими монахами-бхикшу для сбора подаяний. Бадьыр (якут.) — большая чаша или чаша, используемая для ритуалов. Сома (санскр.) — напиток богов в индийской мифологии. Саамал (якут.) — ритуальное название кумыса, свежий (первый весенний) кумыс. Уд (санскр.) — вода, волна. Уу (якут.) — вода. Ис (санскр.) — сок, напиток. Ис (якут.) — пей, пить. Багала (санскр.) — божество надежды. Васа (санскр.) — воля, желание. Баҕа (якут.) — желание и стремление. Ума (санскр.) — богиня, дарующая счастье, благая ипостась богини матери Шакти. Ей поклонялись в Древней Индии. Богиня Ума является символом творения и продления человеческого рода. Ымай (якут.) — богиня, олицетворяющая женское начало и плодородие. Чрево матери, детское место и имя богини. Аджана деви (санскр.) — богиня, покровительствующая родам. Эдьэн, Эдьэн Иэйэхсит (якут.) — богиня, покровительствующая родам. Арья (санскр.) — буквально, «благородный, святой и добрый». В широком смысле — древние индоевропейцы, а также представители высшей касты. Аар (якут.) — святой, священный. Употребляется в эпосе-олонхо и входит в состав имени божества. Например: Ўрўµ Аар тойон. ПРИМЕЧАНИЕ: Если убрать расовые коннотации, то понятие «арья» стоит рассматривать скорее как культурное качество, почитаемое в священных текстах на санскрите. Путаница относительно этого слова появилась в XIX веке, когда «ариец» стало существительным. Ученые неправильно предположили, что «ариец» был термином, используемым для описания предков всех индоевропейских людей. Германские националисты начали связывать этот термин с расовой принадлежностью, невзирая на все тексты на санскрите. В 2011 году исследователи из Центра клеточной и молекулярной биологии в Хайдарабаде заявили, что арийская миграция является мифом. По словам доктора Лалджи Сингха, «нет никаких генетических свидетельств того, что индоарийцы вторглись или мигрировали в Индию или даже, что арийцы вообще существовали». Все это порождает очень много вопросов о времени заимствования санскритских слов, имеющихся в якутском языке. Есть предположение, что эти заимствования происходили в хуннскую или, возможно, еще в Алтайскую эпоху. Подобные лексические схождения могли произойти на уровне праязыков: ведийского или даже доведийского древнеиндийского, а может, какого-то древнейшего тюркского. Источником санскритско-якутских лексических схождений Е.С.Сидоров считает тюркский праязык — сюнну. Но в любом случае все это свидетельствует, что, возможно, предки якутов были связаны с Древней Индией и ее цивилизацией, во всяком случае, знали ее религиозно-философские учения. Возможно также, что это происходило во времена тюрков, есть и такое предположение. (Энц. История религий. М. 1997.). Древнетюркская религия тенгрианство сложилась примерно в начале I тыс. до н.э. Как культ тенгри, т.е. «бога неба». Тенгрианство — религия, основанная на вере в создателя. Кроме тенгри, тюрки чтили богиню Умай. Она покровительствует младенцам и плодородию, «позаимствована» из индуизма. В 2000-м году группа якутских ученых обнаружила в Тибете рунические надписи, похожие на Ленские и Енисейские письмена. Южный Тибет прежде считался традиционным местом паломничества тюрков, бытовало поверие, что увидевший Кайлас будет счастлив всю жизнь. На южном Тибете есть очень много мест, перевалов и гор, где часто встречается слово «тенгри» — как добавление к названию местности. Первые тенгрианские храмы повторяли очертания священной горы своей устремленностью в небо—обитель богов. И надо добавить, что якутская «моіол ураЇа» по конфигурации тоже похожа на гору Кайлас. Можно предположить, что от слово Кайлас происходит якутское слов «хайа» (гора), ведь Кайлас означает «горная цепь». А то, что якутский язык сохранил в себе древнейшие черты, объясняется лингвогеографическим методом М.Бартоли. Он установил, что более архаические стадии языка сохраняются: 1) в изолированных областях; 2) в периферийных географических ареалах; 3) в более обширной территории, области; 4) в зоне более поздней колонизации. Всем этим требованиям отвечает географическое положение Якутии. (Взаимодействие лингвистических ареалов. Л. 1980).