vbyubzy Опубликовано 25 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2012 Даже жителю мегаполиса известно, АКБ, что жить захочешь - в любую сторону уворачиваться от стрел и ударов будешь. Сомнительные у вас, АКБ, обоснования не менее сомнительных тезисов. Я уже советовал вам периодически включать самокритику, иначе действительно хорошие начинания - лингвистический компаративизм и другие не менее полезные темы, утонут в критической массе продуцируемых вами полубредовых тезисов и их обоснований. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алим Опубликовано 25 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2012 Даже жителю мегаполиса известно, АКБ, что жить захочешь - в любую сторону уворачиваться от стрел и ударов будешь. Сомнительные у вас, АКБ, обоснования не менее сомнительных тезисов. Я уже советовал вам периодически включать самокритику, иначе действительно хорошие начинания - лингвистический компаративизм и другие не менее полезные темы, утонут в критической массе продуцируемых вами полубредовых тезисов и их обоснований. А ведь действительно, аульные казахи (чабаны)сидят на лошади слегка свесившись на левый бок. По крайней мере я замечал за нашими западными казахами. Наверно, когда скачут выпрямляются, а так сутками в седле и все время сидеть прямо, выпячив грудь, прямой спиной, как на параде, по моему будет тяжковато. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 25 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2012 Имею версию, что эта традитция несовместима с традицией всадничества, т.е. с посадкой на лошадь с левой стороны и с традицией езды свесившись на левый бок. Как раз таки правый запах более удобен при посадке слева, поскольку правая пола дэгэла в этом случае короче левой, и перекидывать правую ногу через круп лошади проще и удобнее. Сами попробуйте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Даже жителю мегаполиса известно, АКБ, что жить захочешь - в любую сторону уворачиваться от стрел и ударов будешь. Сомнительные у вас, АКБ, обоснования не менее сомнительных тезисов. Я уже советовал вам периодически включать самокритику, иначе действительно хорошие начинания - лингвистический компаративизм и другие не менее полезные темы, утонут в критической массе продуцируемых вами полубредовых тезисов и их обоснований. Не спешите все охамить. Существуют даже специальные названия для данного типа посадки и езды на коне "тюркская", "казачья", "по-калмыцки" и т.д. Помните описание статуэтки всадника тюркюта в "Древних тюрках" Л.Гумилева? Или описание как скакал Григорий в "Тихом Доне" М.Шолохова? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Имею версию, что эта традитция несовместима с традицией всадничества, т.е. с посадкой на лошадь с левой стороны и с традицией езды свесившись на левый бок. Имхо, с традицией всадничества несовместима не только традиция правого запаха одежды, но также и традиция глубокого запаха, присущая монголоязычным народам. Такой тип одежды не мог быть рожден в среде, которой присуща верховая езда на лошади. Одежда степняка скотовода - короткая, левополая, с неглубоким запахом одежда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Правый, левый - ерунда все это вот у нас вообще никакого запаха нет, бюшмюд (верхняя одежда) застегивается посредине, и вообще нет проблемы, с какой стороны свисать с лошади, ибо не свисаем, а сидим в седле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Имхо, с традицией всадничества несовместима не только традиция правого запаха одежды, но также и традиция глубокого запаха, присущая монголоязычным народам. Такой тип одежды не мог быть рожден в среде, которой присуща верховая езда на лошади. Одежда степняка скотовода - короткая, левополая, с неглубоким запахом одежда. Врете же ведь, и не краснеете. Вы хотите сказать, что монголы с правым запахом и в длинных дэгэлах не степняки? Еще какие степняки, постепнячее, повсадничее и поскотоводистее иных казахов будут ))) Доха зимняя монгольская, например, вообще до пят спускается. Так нужно, чтобы тепло не терять сидя верхом. Не представляю, как в короткой одежде можно зимой выжить в монгольской степи. Глубокий запах, кстати, из этих же соображений делается. Как и длинные рукава, в опущенном виде полностью закрывающие кисти. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Правый, левый - ерунда все это ибо не свисаем, а сидим в седле. О многом нам судить трудно, многое забыто и во многом мы уже не те. Нам бы хотя бы отличить лошадь от собаки. Врете же ведь, и не краснеете. Сколько лет, сколько зим, сапожник появился. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Вообще, про традицию левой стороны (верховой) лошади и влияние ее на покрой и тип одежды (левополость одежды тюрков) можно имхо написать целую диссертацию. Мало того принято с левой стороны садиться, слезать, седлать, вести и делать все прочее, о чем я писал выше. Так еще с левой стороны лошадь более доверчивая к человеку, чем с правой, с которой она пуглива и беспокойна. При такой посадке боевая правая рука всадника всегда находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Сесть на лошадь с левой стороны удобнее, т.к. в этом случае меч, сабля или другое режуще-колющее оружие, свисающее с правого бока, не мешают. И т.д. и т.п. (кстати с правой стороны казахи только режут лошадь) Имхо с этим связано и левостороннее движение в мире, сперва телег, а сейчас авто! А потому в Монголии, Бурятии, Калмыкии и в АРВМ КНР надо ввести правостороннее движение! шутка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Просто правшей больше, отсюда левостороннесть (правой легче застегивать левую полу или завязывать наверное было раньше, точно также правую ногу легче занести). А свешиваешься не только налево, когда долго едешь свешиваешься в обе стороны, смотря какая часть затечет. в левую больше свешиваются, так как уздечка в левой руке (а сабля-копье в правой), неудобно свешиваться в правую сторону имея в левой руке уздечку. в принципе левостороннесть ближе к правшам, а значит к природному натуральному. а монголы какой рукой держат уздечку? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Eleri, по моему обычная праворукость в изложенных вопросах сыграла мало роли, т.к. несмотря на нее, существовали также традиции правой стороны в скотоводстве и правополости в одежде. Я излагал этот так называемый этнохарактеризующий признак в других темах, как левая традиция - тюркская и правая - монголотунгусоманьчжурская. Я как то приводил мнение Ванштейна С.И.: сообщение № 1017: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4339-%d0%b2%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%8b-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%bc/page__st__1000 Автор дает аналогичное сравнение в книге «Проблема происхождения оленеводства в Евразии», с.37, 38, 43, 46, где приводит мнения Г.М.Василевича и М.Г.Левина: «Тувинцы-тоджинцы и тофалары (АКБ: тюрки) садятся на оленя слева, а эвенки и эвены (АКБ: тунгусо-маньчжуры) – справа... Действительно, различия между этими двумя типами очень велики. Саянские оленеводы садятся на оленя слева, тунгусские – справа... У оленеводов Саян посадка на оленя слева сохраняла традицию коневодства и тогда, когда была освоена верховая езда на седле со стременами (аналогичном конскому)... причем особенности первого развились под влиянием тюрок-коневодов, а второго под влиянием коневодов-монголов... Возникает вопрос, почему в тунгусских языках название вьючного оленьего седла «эмэгэн» созвучно названию конского седла «эмээл» у монголов. Имеются и некоторые другие тунгуссо-монгольские параллели в оленеводстве эвенков и коневодстве монголов. Заметим также, что тунгусское и монгольское названия для лошади совпадают». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 а мне интересно, в какой руке монголы держат уздечку? если в левой, а садятся с правой - это как-то неполюдски насчет этничности. мне все же кажется что бывает вот так N+S=SN где N - натюрлих (обычные для человека действия) S - симболищ (их последующая символизация) SN - обращение бОльше к симболищ, нежели к натюрлих :ozbek: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Нам бы хотя бы отличить лошадь от собаки. Друзья, раз такое дело, поможем АКБ отличить лошадь от собаки! Заодно и речь восстановить, а то "монголотунгусоманьчжурская" смотрится этаким образчиком комплекса навязчивого речевого оборота. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Юрист-маньчжуровед совсем разумом мутился... Сейчас начал заниматься с запАхом одежды и прочими вещами. Чё за чушь пишет то? Монголы садятся на лошадь с левой стороны и это сторона называется правильным стороной - зөв тал. Держат уздечку только одной левой рукой, на седло садятся слегка кручиваясь по очередно на левую или правую сторону (половиной зада , или на бедро?? трудно выразить на русском), монголы просто говорят "хазгайлдан суух" - сесть на седле криво. В основном конечно на левую, поскольку уждечку держишь на левой руке, а правая рука всегда свободно чтобы кому то в морды давать готов... А не свисают с бока лошади как казахи , а садятся элехантно. Казахи носят чапаны с запАхом как женщины что ли? Вот это одежда монгол-казаха ну похож на пальто. Одет по неправильному? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 Возникает вопрос, почему в тунгусских языках название вьючного оленьего седла «эмэгэн» созвучно названию конского седла «эмээл» у монголов. Эмэгэн - вообще-то "бабушка" по-монгольски... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 А потому в Монголии, Бурятии, Калмыкии и в АРВМ КНР надо ввести правостороннее движение! шутка. Кажись, в Казахстане жара установилась. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Одет по неправильному? О бритье мужчин и наряде женщинМужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. В углах затылка они оставляют волосы, из которых делают косы, которые заплетают, завязывая узлом до ушей. Платье девушек не отличается от платья мужчин, {100} за исключением того, что оно несколько длиннее. Но на следующий день после свадьбы она бреет себе череп с середины головы в направлении ко лбу; она носит рубашку такой ширины, как куколь монахини, но в общем более широкую и длинную и спереди разрезанную, которую завязывают на правом боку. Ибо Татары отличаются от Турок именно тем, что Турки завязывают свои рубашки с левой стороны, а Татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его двумя руками; длиною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше. И этот прутик они украшают сверху павлиньими перьями и вдоль кругом перышками из хвоста селезня, а также драгоценными камнями. Богатые госпожи полагают это украшение на верх головы, крепко стягивая его меховой шапкой (almuccia), имеющей в верхушке приспособленное для того отверстие. Сюда они прячут свои волосы, которые собирают сзади к верху головы, как бы в один узел, и полагают в упомянутую бокку, которую потом крепко завязывают под подбородком. Отсюда, когда много госпож едет вместе, то, если смотреть на них издали, они кажутся солдатами, имеющими на головах шлемы с поднятыми копьями. Именно бокка кажется шлемом, а прутик наверху копьем. И все женщины сидят на лошадях, как мужчины, расставляя бедра в разные стороны, и они подвязывают свои куколи по чреслам шелковой тканью небесного цвета, другую же повязку прикрепляют к грудям, а под глазами подвязывают кусок белой материи; эти куски спускаются на грудь. Все женщины удивительно тучны; и та, у которой нос меньше других, считается более красивой. Они также безобразят себя, позорно разрисовывая себе лицо. Для родов они никогда не ложатся в постель. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Эмэгэн - вообще-то "бабушка" по-монгольски... Эмэгэн может быть и бабушка, но эмээл - седло. Есть еще название седла нахид (от русского накидка) и тохох (от казахского токым). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 А не свисают с бока лошади как казахи , а садятся элехантно. У монголоязычных народов все связанное со скотоводством и с кочевым бытом перенято от тюрков при выходе в степь (различные данные приводились неоднократно). И потому такие простительные "новичкам" несовершенства как левая посадка и противоречащая ей правополость одежды; длинющие халаты не подходящие для верховой езды; объемистые и широкие с загнутым носком сапоги трудно входимые в стремя; головные уборы, едва держащиеся на голове и слетающие при быстрой езде; незнакомство с традицией незначительного свисания в бок как облегчения при длительной скачке и придачи грациозности всаднику и многое другое. Разве не поняли Ванштейна? Он считает, что ранние монголы садились на коня с правой стороны как и тунгусо-маньчжуры на оленя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 боюсь,это клиническое. думал, что пройдет с окончанием весны, и до осени АКБ будет в адеквате Неправ, жаль. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 боюсь,это клиническое. думал, что пройдет с окончанием весны, и до осени АКБ будет в адеквате Неправ, жаль. Ну так жара в Казахстане, перегрев налицо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Вот это одежда монгол-казаха ну похож на пальто. Монгол-казах? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Это вам братцы кролики, Вбъюбзи и Гур, не комментарии ССМ и РАДа читать взахлеб и копипастить их на форуме. Здесь посложнее для вас задачка - вам следует попытаться (можно вместе) доказать откуда истоки и с чем связана традиция правополоой одежды у монголоязычных народов и почему аналогичная имеется только у народов Дальнего Востока (далеких от кочевания и коневодства). Обоснуете это, пойдем дальше, к связи с лошадями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Вот какой смысл мне обосновывать чужой бред? как обосновать взаимосвязь глаза и задницы? тем, что некоторые пытаются натянуть одно на другое? или тем, что у некоторых первое на втором? АКБ, пора проснуться, умыться, стряхнуть навязчивые идеи и уже заняться сравнительной лингвистикой, если есть такое желание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2012 Это все на что мы способны, вбъюбзи? Если не врубаемся в поставленный вопрос, то зачем пустословить и всякие разглагольствования? Участвуйте в темах, где все вам понятно и где вы со всем согласны, так ведь интереснее будет. А потому дальнейшие ваши выскочки с места игнорирую как проявление полного отсутствия какой-либо контраргументации. И еще. Братья калмыки показывают азы культурного общения, браво! Только не забывайте, что на хамский тон можно услышать хороший ответ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться