Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

Как переводиться с монгольского Алтай? Кто они лисничные, как вы выражайтесь или другие?  Мне кажется есть и Тюрки горские что в этом зазорного .Или по вашему кто не степной тот не Тюрк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Издавна между Алтаем и буддийским миром существовали тесные связи. Многие замечательные алтайские судурчы получали образование в тибетских и монгольских монастырях, возвращались в алтайские горы. Сегодня нам известны имена многих буддийских лам – судурчы Боора из рода майман с Кулады, Шиме из рода кергил села Каспа, Jалбак из долины Jоло-Кайырлык, Лапас из долины Чарыш Усть-Канского района, Кокул Jылтыров из рода когол майман из Каракольской долины Онгудайского района, Саму из Чуйской долины и т.д. Мы должны помнить о них, как о носителях большой мудрости , идей добра и сострадания в тяжелые времена для нашего народа. В памяти алтайского этноса сохранились и буддийские Храмы (с. Кокоря (Кок Куре – Голубой Храм), Кош-Агачского района). В алтайских топонимах, текстах фольклора, именах людей и сегодня можно проследить буддийскую терминологию. В настоящее время в горах Алтая обнаруживаются сутры, мантры, буддийские статуэтки, колокольчики и т.д. Сейчас идет активное возрождение алтайского буддизма - бурханизма. 
Бурханизм – это духовное наследие алтайского народа.
iNTTY2H8ugI.jpg

 

Мы обращаемся ко всем желающим из Республики Алтай, кто искренне хочет изучать Буддизм, что в буддийском университете «Дашичойнхорлин» Дамба-Даржа Заяева Иволгинский Дацан Республика Бурятия вы можете получить высшее духовное образование, которое поможет вам и вашим близким.
В Университете функционирует четыре факультета: философский, тантрический, иконографический и медицинский.
Срок обучения 5 лет. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем буддийском духовном образовании
Для поступления необходимо предоставить следующие документы:
- аттестат об окончании общеобразовательного учреждения;
- медицинская справка № 86, в том числе отметка о том, что не состоит на учете у психиатра;
- 6 фотографий 3х4.
Студенты бесплатно обеспечиваются трехразовым питанием, проживанием и одеждой ламы.
Обращаться:
Г. Горно-Алтайск ул. Чорос-Гуркина 113/1. Местная буддийская религиозная организация Куре «Ак-Буркан»
Тел. 8 913 990 68 27

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кок Куре – Голубой Храм - по-монгольски : хөх хүрээ

Онгудай - тоже монгольское слово: онгуд + ай /онгон дагшин /священный + суффикс "ай"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модератор почему то убрал фото алтайцев. Вложу ещё раз.

 

CnxyljF85EE.jpg

 

k60FO1FJVLE.jpg

 

WguVEelJIY0.jpg

 

5k-4JL1um14.jpg

 

 

 

 

§ 207. Сказал Чингис-хан Хорчию: "Ты предсказал мне будущее, с юности моей и по сей день в мокроть мок со мною, в стужу - коченел. Ты, Хорчи, помнишь, говорил: "Когда сбудется мое предсказание, когда Небо осуществит твои мечты, дай мне' тридцать жен. А так как ныне все сбылось, то я и жалую тебя: выбирай себе тридцать жен среди первых красавиц этих покорившихся народов". И он повелел: "Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до приЭрдышских Лесных народов, пусть он также начальству! над тьмою Лесных народов. Без разрешения Хорчи Лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов - нечего задумываться!"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.td-lesnoy.ru/stranitsi-istorii-respubliki-altay/gorniy-altay-v-mongolskoe-i-dzhungarskoe-vremya

 

 

Горный Алтай в монгольское и джунгарское время

 

 

К концу XII века могущество тюркских каганатов ослабло и на политическую арену Азии вышли монголоязычные найманы, проживавшие между Хангайскими и Алтайскими горами, частично — в отрогах Алтая. И алтайские племена были обложены данью. Однако найманам пришлось столкнуться с более грозной силой — монголами. Последние, разгромив своих соперников в 1204 году, подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простиралась до Иртыша. Население  Алтая оказалось под властью «тьмы нойона Хорчи» — давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (1227 г.) монгольская империя разделилась на два удельных ханства. В результате Алтай оказался в «улусе Джучи» (старшего сына Чингисхана) и находился в нем до конца XIII века. В начале XIV  века улус Джучи из-за частых междоусобных войн распался на две части. Алтайские племена вошли в состав Белой Орды, а спустя 100 лет, после того как она полностью распалась, оказались под эгидой Сибирского ханства. В середине XV века на долю алтайского народа выпали новые испытания. На этот раз он попадает в сферу влияния западных монголов (ойротов). В 30-х годах XVII века они больше известны как джунгары. Образовалась Джунгария в 1635 году, когда западномонгольские племена, соседствующие с алтайцами, объединились в мощное государство, сравнимое по политической значимости с Китаем и Россией. Под  господством этого объединения оказалось и население Алтая. Жители Джунгарии называли себя «зюнгар» - правая рука, исходя из того, что во время походов Чингисхана их предки (ойроты) занимали правое крыло (руку) войск завоевателя. Основу вновь созданного государства составляли четыре племени, называвшие себя «Четыре Ойрота». В его состав входили также алтайские племена. Они населяли тогда гораздо более значительную территорию по сравнению с нынешней. В нее входили верховья Иртыша (в настоящее время принадлежащие Китаю), казахстанская часть Алтайских гор, а также территория современного Алтайского края. Основная часть алтайцев находилась в полном подданстве у джунгар, остальные — в положении двоеданцев, вынужденных платить двойную дань — Джунгарии и России.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Земля ойратов - Алтай

Арчын Торбоков

21.07.14

Спросим себя: кто является коренным народом Большого Алтая? Если алтайцы, то они должны считаться истинными хозяевами Алтая, разделённого границами четырёх государств. Но где они в Китае, Монголии или Казахстане? Алтайцев там нет. Зато есть ойраты.

Заглянем в исторические анналы.

1 июня 1922 года была образована на территории современной Республики Алтай - Ойратская автономная область со столицей в Улале. В 2012 году, отмечая 90-летие Ойротской автономной области на территории республики, об этом ни разу не упомянули, что она называлась Ойратская, а не Ойротская. Все старательно обходили этот факт стороной.

2 марта 1932 года область была переименована в Ойротскую автономную область. То есть из Ойратской – в Ойротскую. Вроде изменение незначительное, всего на одну букву. Но умысел был: оторвать коренной народ от своего прошлого.

7 января 1948 года по наводке историка из Барнаула - Л.Потапова область была переименована в Горно-Алтайскую, а город Ойрот-Тура превратился в Горно-Алтайск. Безликое географическое обозначение превратили в административное наименование.

Так народ, чьи сыновья гордо расписывались на стенах поверженного Рейхстага «я – ойрот!», в одночасье потерял своё исконное имя. Ничего плохого в самом слове нет: алтаец – житель Алтая, всё верно и логично. Есть только одно «но», и оно не даёт мне покоя много лет. Дело в том, что алтайцами могут именовать себя все живущие в нашей республике. По-другому и не скажешь. В соседнем Алтайском крае, к примеру, спортивный комментатор вещает: вчера алтайцы победили кемеровчан со счётом 2:0!

Как же теперь отличить «настоящих» алтайцев от всех остальных алтайцев?

Вернёмся к событиям, происходившим у нас ровно 66 лет назад. Изменив до неузнаваемости название автономии, ретиво взялись за уничтожение всего, что связывало нас со своей историей. В это время областную газету «Кызыл Ойрот» переименовывают в «Алтайдын Чолмоны». С названий колхозов и предприятий срочно стирали всё, что связано было со словом «ойрот». Само слово перевели в разряд «устаревших».

А географическое название Алтай характерно не только для соседнего Алтайского края, но и Хакасии. Один из восьми районов республики называется Алтайский район, по-хакасски – Алтай аймагы. Все жители района, выходит, тоже алтайцы?

В хакасском языке существует четыре основных диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Сами качинцы являются потомками ойратов-дербетов, пришедших в Хакасию после распада Ойратского ханства. Они как раз живут в восточной части Хакасии, в том числе и в Алтайском аймаке. Среди хакасов есть такие рода, как ойрат хыргыс, ойрат хасха и другие. Да и фамилии хакасов и алтайцев во многом схожи: Адыкаевы и Тюкпеевы, Боргояковы и Кайдараковы [Бутанаев В. Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Абакан. 1994].

В памяти алтайцев остались времена, когда их кочевьями были земли Восточно-Казахстанской области нынешнего Казахстана. Топонимика явно «говорит» об истинных хозяевах этой земли. Например, здесь самое большое озеро - это Зайсан. Сегодня в соседнем суверенном государстве все крупные географические наименования переделывают на казахский лад. Семипалатинск стал Семей, хотя такого слова в казахском языке нет. Зато звучит как бы по-казахски…

Семипалатинск был назван русскими не просто так, там находился комплекс из семи буддийских храмов. В 1734 году историк Г.Миллер обнаружил этот комплекс и описал его: «…так называемые «Семь-Палат» лежат на восточном берегу Иртыша... калмыки называют их Дархан-Зорджин-Кит, говоря, что здания эти построил некий жрец Дархан-Зорджи, который и пребывал в них». В этой же области ныне находится село Урянхайка. Урянхайцами раньше именовали «лесные» племена Южной Сибири.

Ещё в XVI веке часть ойратов из Большого Алтая в поисках новых земель переселилась на Волгу, в дальнейшем образовав там Калмыцкое ханство. Слово «калмык» с тюркского значит «остаток», ещё одно значение этого слова - «не мусульманин».

В XVII веке в Центральной Азии образуется мощное Ойратское ханство, чьими вассалами на долгое время станут казахи. В последнее время с подачи казахского президента стали выходить фильмы типа «Номад», где рассказывается, как славные казахские батыры во главе с Абылаем разбили наголову ойратов. Но в подобных «картинах» почему-то стараются не упоминать, как ойраты во главе с Амыр-Саной вместе с казахами воевали против Цинской империи. А казахский султан Абылай всё своё детство провёл при ставке ойратских князей, поскольку являлся приёмным сыном главы Ойратского ханства Галдан-Церена.

В дальнейшем Абылай предаст ойратов и перейдёт на сторону Цинов. После падения Ойратского ханства большая часть населения была истреблена, многие уведены в плен казахами. В настоящее время среди казахов есть род толенгут в Восточно-Казахстанской области - и нигде больше. Толенгуты, скорее всего, и есть потомки попавших в полон теленгитов, т.е. алтайцев живущих в Кош-Агачском и Улаганском районах.

Теленгит или теленгут происходит от слова «теле». Суффикс «-нг» добавляли монголы, а русские «-ут». Отсюда и телеуты. Это один народ, название которого изменено на русский и монгольский лады. Ещё Радлов писал, что телеуты называли сами себя термином «теленгит» [Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. 1969].

Среди тувинцев, живущих в сопредельных районах с Улаганским и Кош-Агачским, преобладает род телек, они являются выходцами из Горного Алтая.

У северных алтайцев имеются ярко выраженные говоры, потому как вобрали в себя языковые особенности соседних тувинцев и хакасов. Например, старое название тувинцев было «туба», их ещё в русских документах называли «тубинцами». Постепенно этот термин стал «тува», теперь «тыва». У нас же тубалары в Майминском, Турочакском и Чойской районах своё имя сохранили неизменным.

Теперь обратимся к историческому прошлому, чтобы понять: считали ли сами алтайцы себя ойратами и почему пытались возродить республику в начале XX в. именно с именем Ойрат?

В исторических документах загадочный глава алтайцев в середине XVIII в. описан томским профессором В.Сапожниковым в работе под названием «По Русскому Алтаю». Там сказано: «кан-каракольскую землицу называли резиденцией главного правителя Алтая – зайсана Омбы». Русские пограничные власти совершенно определённо знали, что он глава пяти дючин, и вели с ним дела. Отсутствие его имени в перечне, полученном В.Радловым от алтайцев, объясняется традициями тогдашнего общества. Имеется в виду обычай особого отношения к почитаемым правителям и их именам. Упоминания имён правителей надлежало избегать. Простолюдинам эти имена часто вообще оставались неизвестными, а о владыке предписывалось говорить иносказательно. Омбо – это тибетское имя, охначающее «защитник». Русские чины думали, что это его имя или фамилия, потому в своих рапортах иногда ошибочно писали «Омбин».

Исторические записи учёного Г.Потанина 1745 года свидетельствуют, что родовые аристократы – зайсаны алтайцев несколько лет не были в Горном Алтае, а находились в резиденции у главы Ойратского ханства. Интерес также представляет, что все жалобы на набеги людьми Омбо русские писали не кому-нибудь, а на имя самого ойратского хана Галдан-Цэрэна. Высокий статус Омбо доказывает рапорт А.Волкова в 1748 году, где приводится письмо главного зайсана, в котором говорится, что «алтайские зайсаны не подсудны русским, а только Галдан-Цэрэну».

Омбо имел очень весомый политический вес, его власть распространялась не только на Горный Алтай, но и на прилегающие территории. Не случайно на его поддержку рассчитывал сам Амыр-Сана в борьбе против Табачи. Именно через зайсанов Алтая во время восстания против империи Цинь он позднее поддерживал связь с князем халхов Чингунжавом.

Исследователь Г.Потанин в своей работе под названием «Материалы для истории России» отмечал, что территория Горного Алтая на русских картах начала XVIII века обозначалась как «Земля Галдан-Цэрэна». Это не случайно. В основе алтайского популярного мифа про ожидаемое возвращение Ойрот-хана в начале XX в. лежит реальная личность – Галдан-Церен. Его брат, которого звали Лоузанг-Шоно, войдёт в фольклор алтайцев как легендарный баатыр Шуну. Видимо, времена величия ойратов-алтайцев были связаны с Ойратским (Джунгарским) ханством. И это сохранилось в эпическом сознании нашего народа.

После падения Ойратского ханства алтайцы войдут в состав Российской империи. Все обращения к русской императрице с просьбой принять в подданство будут написаны ойратским письмом «тодо-бичик». Во времена Алтайской православной миссии об этом будут умалчивать, поскольку создал эту письменность буддийский лама Зая-Пандита.

Через сто лет после крушения империи русские областники рассматривали алтайцев как основу для воссоздания великой Ойратии.

Чуть позже, 7 марта 1918 года Горная Дума проводила съезд, на котором докладчик алтаец В.Анучин выступил о «необходимости объединения бывшего государства Ойрат в самостоятельную республику, а именно: Русский Алтай (ныне это Восточный Казахстан, Алтайский край и Республика Алтай), земли минусинских туземцев (Хакасия, Горная Шория), урянхайцев (Тыва), Монгольский Алтай и Джунгарию (нынешний СУАР, Китай)». В это время Г.Гуркин не забавы ради принял двойную фамилию. Он стал подписываться «Чорос-Гуркин». Род «чорос» в Ойратском ханстве был правящим. Гуркин и областники знали, как будет именоваться будущая республика, и кто будет ее главой.

Дабы в дальнейшем не допустить объединения национальных автономий и создания новой республики, такие учёные, как Л.Потапов, стали давать иную трактовку историческим событиям. Всё, что связывало нас с ойратами, в их работах считается «сепаратизмом».

Но время не стоит на месте. Не случайно в Республике Алтай возродился институт зайсаната, который был создан во времена Ойратского ханства. Несмотря на критику, титул зайсана восстановлен. Все крупные роды алтайцев избрали своих зайсанов. С ними встречается глава республики, чтобы обсудить наиболее острые проблемы в жизни региона.

В окружающем нас мире происходят события, ключевыми игроками в которых всё чаще выступают ойраты. В соседней с нами стране президентом стал ойрат Элбэгдорж. Монголы, потомки могучих завоевателей, сделали в этот раз своим предводителем представителя ойрата. На ответственных постах, связанных с безопасностью государства и его обороны тоже работают  представители ойраты. Значит, ойратам монгольский народ верит.

Уже не раз фестивали ойратов мира проходили в столицах Китая и Монголии. В 2012 пгоду на таком фестивале в Пекине впервые участвовали представители нашей республики. Пусть пока неофициальная делегация, тем не менее выходцы из научных и бизнес-кругов Мерген Клешев и Тандак Тысов были на виду и в почёте.

На подобных мероприятиях всё чаще говорят о скором проведении праздника ойратов на священной прародине многих народов – в горах Алтая.  Такие  мероприятия  несомненно служат духовно-культурному единению народов, некогда составлявших Ойратское ханство.

 

 

http://sonin.mn/news/politics-economy/38952

 

 

 

В соседней с нами стране президентом стал ойрат Элбэгдорж. 

 

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

 

Если это соответствует действительности, то значит его прародина это древняя земля Джетесу на юго-востоке Казахстана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Земля ойратов - Алтай

 

 

http://sonin.mn/news/politics-economy/38952

 

 

 

В соседней с нами стране президентом стал ойрат Элбэгдорж. 

 

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

 

а он знает об этом? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Земля ойратов - Алтай

 

 

http://sonin.mn/news/politics-economy/38952

 

 

 

В соседней с нами стране президентом стал ойрат Элбэгдорж. 

 

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

 

а он знает об этом? :)

 

 

Знает конечно. Но он вообще не любит говорит ,кем работал Мухулай у джурхин-киятов. :D

 

527-1422423982600x600.jpg

 

 

 

 

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

 

Если это соответствует действительности, то значит его прародина это древняя земля Джетесу на юго-востоке Казахстана. 

 

Началось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Президент Монголии -прямой потомок Мухулая жалайрского.

 

Если это соответствует действительности, то значит его прародина это древняя земля Джетесу на юго-востоке Казахстана. 

 

 

Началось.

 

Мои слова подтверждает официальная карта, составленная учеными.

Если вы мне представите такую же о ваших залайрах (правильно конечно джалаир) в Монголии, я сниму перед вами свою шляпу, пордон, свой тульку малакай.  :qazaq1:

 

iujxyoocaOZ99XyalDbI28hGaqH98R.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть более точная карта с указанием племен, при административном разграничении СССР оставшихся за пределами государственной границы, в РФ, КНР, РУз, ККР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Ак Буркан" кӱрее

 

YwE_30COXFs.jpg

 

Не простым, а даже может быть трудным считается восстановление храмов, ступ и молельных домов, которые были уничтожены при коммунизме, можно сказать, что восстановление буддийских храмов: дацанов, дуганов, курее — это первый шаг к основательному восстановлению традиции Дхармы на территории России. А самый главный шаг — это хорошие и подготовленные кадры: ламы, ученые, йогины, тантрики, вообщем все те, кто составляет элиту буддийской теории и практики, как миряне, так и монахи.

 

Строительство буддийского храма на Алтае — это лишь первый пробный шаг для создания благоприятных условий для практики и сангхи среди последователей буддизма республики Алтай и Хакасии.

 

Пожертвования можно отправлять на расчетный счет: Филиал «Эл Банк-Алтай» »649000 г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, д.2 ИНН 0411018438 Код формы документа по ОКУД 0402001 КПП 041101001 БИК 048405726 р / с 40703810400000000035 Местная религиозная организация буддистов Куре «Ак-Буркан». ОЧЕНЬ ВАЖНО: в графе «назначение платежа», укажите, пожалуйста: «Благотворительный взнос» По всем вопросам Обращаться к настоятелю дацана Сарымаю Урчимаеву по тел. 8 913 990 68 27.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лидер российских буддистов летом посетит Горный Алтай

ayusheev.jpgПредседатель Государственного Собрания Республики Алтай Иван Белеков встретился с лидерами буддийской общины региона Арамом КыпчаковымМергеном ШагаевымСарымаем Урчимаевым и Алтайчы Санашкиным. Как сообщает пресс-служба парламента, встреча была посвящена буддийскому новому году.

Белекову вручили приветствие и поздравление главы традиционной буддийской Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева с наступившим праздником Чага Байрамом.

В приветствии говорится о том, что наступление Нового года по лунному календарю является одним из самых любимых праздников наших народов. Праздник Белого месяца знаменует собой зарождение нового жизненного цикла, обновление человека и природы, чистоту помыслов.

«С наступлением Нового года по буддийскому календарю люди связывают самые добрые надежды. От года синеватой овцы в стихии дерева мы ждем позитивных перемен и стабильности во всех сферах жизни. Пусть под покровительством Трех Драгоценностей сбудутся Ваши светлые устремления и исполнятся благие ожидания», — отметил в приветствии Дамба Аюшеев. Также он пожелал всем мира и согласия, крепкого здоровья, душевной гармонии и большой плодотворной работы на благо всех живых существ.

В ходе встречи обсуждался вопрос приезда главы традиционной Сангхи России, Пандито Хамбо ламы, члена Общественной палаты РФ, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации Дамбы Аюшеева в Республику Алтай. По предварительным данным, визит состоится в августе этого года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куу-ман-ды - лебедь!-человек!-(самодийское окончание)?

 

Куманы самодийцы?

 

22b0ae42ead016063218c3b44b5b3bdb.jpg

 

 

Алтайский кипчак Амаду Мамадаков

 

4461172.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Генетический анализ Пазырыкских жителей показал их наибольшую близость к самодийской группе, точнее селькупам.

Один из родов Кууларов называется "Чалканныг" (букв.: с крыльями)

 

Куу-ман-ды - лебедь!-человек!-(самодийское окончание)?

 

Куманы самодийцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...