Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

Ну вообще с казахского калмак - оставшийся(от Джунгарии).

Доказательная база?

Вообще то это слово используется с 15 века, Джунгарии еще не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джунгария в скобках( возможно, к примеру),но суть то слова калу -остаться и -мак суфф кот. при присоединении к слову определяет его как род деятельности человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изеннер.

Недавно смотрел предачу по каналу National Geographic про обнаруженные в пустыни Китая мумии, оносящиеся к 5 тыс. до н.э. К сожалению (по определённым причинам) смотрел передачу отрывками и не запомнил название археологической культуры и точное географическое местоположение, но по-моему говорилось о бассейне р. Тарим. Так вот по некоторым признакам эта археологическая культура, к которой относятся эти загадочные мумии, по ряду признаков находит соответствие с более поздней и на 1000 км отдалённой от неё Пазырыкской археолгической культурой. Показали в передаче то, что генетик National Geographic (тот самый, который составляет всемирный генетический атлас Земли) посещает пазырыкскую мумию в Эрмитаже. Затем говорилось о то, что исследование генетики загадочных мумий только начинается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, куда делись потом эти наши Верховные учителя-друиды в "шотландках"?

В бурятов превратились? Или в якутов? оо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А большой процент индоевропейского гена у алтайцев и кыргызов это не от пазырыкцев? Этот процент даже больше чем у русских и украинцев :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракурт, полагаю ты прав. Даже сейчас и у нас Казахов считается что светлые, либо рыжие волосы и голубые глаза признак проявления прямого происхождения от своих древних предков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайцы и возле Лобнова живут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЯДРИНЦЕВ Н,М, АЛТАЙ И ЕГО ИНОРОДЧЕСКОЕ ЦАРСТВО.

Наше внимание обратили своим типом и выдающимся образом жизни так называемые черневые татары и рядом с ними кумандинцы. От города Бийска, отправившись по Бии, мы встретили целый ряд аулов, или деревень, принадлежащих этим татарам, и, прежде всего две кумандинские волости. Сначала, въехав в эти деревни из русских деревень, мы находились под тем впечатлением, под каким обыкновенно бывает неподготовленный путешественник среди чуждых племен. Помню, что после заката солнца, когда живописная Бия, эта красавица река, как и Катунь, представила нам две картины, друг перед другом поставленные, а именно, берег реки, погружающийся в вечернюю синеву, с блещущей луной на небе, и другого, с отблеском зари на противоположном конце, мы въехали в Елейский аул. [631]

Мы встретили здесь фантастические домики на подставках, лестницы из бревен; мелькнули костры на дворах и нас окружили смуглые, загорелые, всклокоченные головы и лица инородцев, с белыми, как перламутр, зубами, блестевшими в сумерках. Мы почувствовали, что находимся среди дикарей, и отдались этому впечатлению. Но этой иллюзии мы не могли долго отдаться. В тот же вечер мы очутились в довольно удобной комнате, с русской обстановкой, а хозяин поразил нас нежной кожей и своим деликатным складом. Это был уже крещеный и ведший вполне оседлую жизнь. На утро мы нашли, что окружающее население далеко не походило на монголов, киргизов, бурят, остяков и самоедов, типы которых нам были известны. Ближе всего окружающие нас инородцы подходили — брюнеты к семитическому, или к цыганскому типу, но среди них было немало с волосами каштановыми и блондинов. Даже шаман (жрец), виденный нами, был блондин. Глаза также встречались голубые и серые. При подробном изучении цвета кожи, мы увидели ее ничем не отличавшейся от нашей, кроме загара. Из волос мы получили волосы ребенка, хранящиеся у нас в медальоне, это был настоящий лён. Ясно, что здесь не было ничего общего с монголами. Географическое положение этих аулов и деревень было особенно благоприятно для племенного изучения. В ряду многочисленного [632] инородческого населения весьма важно схватить чистый, основной тип. Здесь тип был в высшей степени своеобразен. Видно, что в этом месте было очень мало смешения с другими племенами, и действительно кумандинцы были отделены и, так сказать, загорожены от алтайцев с юга их соседями, черневыми татарами, других волостей, а с севера соприкасались с кузнецкими родственниками, где сохранился тот же тип. Уже прежние путешественники замечали среди алтайских северных народностей типы, которые давали им повод делать заключение о смешении тюрков и алтайцев с финскими племенами. Наружные признаки, по первому впечатлению, дали повод Гельмерсену сравнить виденных им черневых татар Бийского округа с чухнами Финляндии. Как мы убедились сами, инородцы эти могут оставить подобное впечатление. Безбородые лица черневых татар и кумандинцев, с прямыми волосами, висящими космами, и полуоткрытыми глазами, действительно, весьма напоминают финнов; около Кузнецка мы встретили крещенных татар, в войлочных пальто, с трубками в зубах и в картузах, которые еще более напрашивались на сближение с чухнами.

Наиболее типичное население — это кумандинцы, отделенные с юга от смешения с алтайцами бийскими черневыми татарами, а от телеутов черневыми же татарами — кузнецкими. В этих волостях мы встречаем типы, более близкие к кавказским, чем к финским. Скуластость пропадает, глаза полуоткрытые, голубого цвета, волосы каштановые и белокурые. Мы поражались иногда замечательным сходством с русскими лицами; белокурость детей выступает еще резче. Правда, кумандинцы ведут уже оседлый образ жизни, поэтому здесь любопытно наглядно изучить, каким образом другие условия жизни влияют на изменение того же типа.

По рисункам мы предоставляем судить, на сколько эти лица своеобразны. Не делая окончательных выводов, мы не можем не констатировать факта, бросающегося в глаза. Что это не случайность, доказательство в том, что в черни и в лесах по Лебедю и Мрассе, в Кондомской и других волостях, совершенно изолированных от русских, встречается значительная часть также белокурых инородцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЯДРИНЦЕВ Н.М. АЛТАЙ И ЕГО ИНОРОДЧЕСКОЕ ЦАРСТВО.

(Очерки путешествия по Алтаю)

Нам предстоит коснуться теперь этнографии Алтая. Рассматривая племена инородческие от границ Китая к северу, в долинах Алтая мы видим среди инородческих племен: калмыков, ойротов, теленгитов, телеутов, телесов; кроме близкого родства языком и типом, среди них одинаковы следы монгольского и китайского влияния. Видно, что эти племена, выдвинувшиеся из Монголии, когда-то испытали господство монгол, джунгар и породнились с ними.

Племена эти после падения Ойротского союза кинулись на север, причем телеуты достигли Кузнецкого и Томского округа. Но где бы ни встречались телеуты, в Сибири у них видна еще [629] близость племенного родства с Алтаем. Родство это сохраняется, конечно, и у многих татар средней Сибири.

Название татары, употребляемое русскими, однако, до бесконечности растяжимо и часто сходится с понятием инородец, так что под именем татар разумеются самые различные племена. Хотя татары Тобольской и Томской губерний по языку принадлежат одинаково к тюркскому племени, но в типах Средней Сибири нельзя не видеть различия. Монгольщина, преобладающая на юге Сибири, в Алтае, в Саянах и в Киргизских степях, понемногу исчезает в средней Сибири, и сибирские татары в Томске, Таре и Тюмени, как и барабинские, представляют более чистый европейский тип, показывая, что здесь входил другой этнологический элемент.

В собственном смысле алтайцы, или племена, населяющие Кузнецкий и Бийский округа, носят различные местные названия, данные русскими, а именно: 1) черневых татар, 2) кумандинцев, 3) телеутов, 4) телесов, 5) алтайцев ойротов, или алтайских калмыков, и 6) чуйских теленгитов. При этом надо заметить, что название калмыков дано алтайцам русскими, а самим им это имя неизвестно; таково же название, черневых татар, которые себя, большей частью, называют туба, тубалоры или ииш-кижы. Расположение этого населения и [630] название его сплошь и рядом смешиваются в этнографии. Так на этнографической карте Азиатской России, составленной по Венюкову, телеуты означены занимающими все пространство между Катунью и Телецким озером, и даже район алтайцев-ойротов. На самом деле телеуты и телеутские волости расположены в Кузнецком округе близь Бочата, в Томском округе и только часть телеутов переселилась в Найму и Улалу, миссионерские селения. По Бии вовсе нет телеутов, и то, что Гельмерсен принял за них (см. его путешествие «Телецкое озеро и Телеуты»), оказались кумандинцами и по костюму, и по образу жизни. Жители по Телецкому озеру, по Башкаусу и Чулышману и доселе называют себя телесами, но название телес пропадает на Чуе. Что телеуты и телесы были не одно и то же, видно из того, что в 1652 году, по свидетельству Фишера, последние были подчинены и покорены телеутами. Чуйские теленгеты составляют две дючины, они называются иногда урянхайцами. По Бии от Енисейской волости, по Чепше и Ише расположены кумандинцы. От Улалы до Телецкого озера находятся 7 волостей черневых татар Туба, с особым родовым названием каждой волости. Район их оканчивается на севере Телецкого озера, где мы нашли еще аул Кергежской волости черневых татар. Телесы ныне находятся на урочище Беле, по юго-восточной стороне озера и по реке Чулышману. По правому берегу Катуни и ее притокам справа расположена 1-я алтайская дючина или волость, остальные 6 дючин находятся по левой стороне Катуни, по Урсулу, Кану, с севера ограничиваемые русскими волостями, к югу Уймонской управой и Катунским хребтом. Две чуйские дючины живут по Чуе, Аргуту, Чеган-узуну, Каракему и Тополевке.

Среди алтайских племен собственно мы видим два слившихся элемента, совершенно различных. Выделить их весьма важно для этнографа. Из коренящейся связи финских и алтайских племен могут вытечь любопытные заключения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все как у нас. Только верблюды у нас водятся в Чуйской степи, в других районах с приходом грузовиков, перестали их держать. И еще надписи иероглифами... В поездку в Урумчи, хотел попасть туда, но не получилось... :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У алтайцев не принято оскоблять ни своих ни чужих предков, обычно ругаются русским матом.

Хрен редьки не слаще :angry:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие знают наверно замечательную алтайскую группу АлтайКай. :rolleyes:

У меня просьба к владеющим алтайским языком - не могли бы вы выложить текст их песни "Баатырдын Соози" (на мой взгялд лучшая!) и перевод? Был бы очень признателен.

На слух к сожалению понимаю очень немногое :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАКАССКИХ И ТЕЛЕУТСКИХ СЕОКОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ДАННЫМ МАРКЕРОВ Y-ХРОМОСОМЫ.

http://trog.narod.ru/articles/sook.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие знают наверно замечательную алтайскую группу АлтайКай. :rolleyes:

У меня просьба к владеющим алтайским языком - не могли бы вы выложить текст их песни "Баатырдын Соози" (на мой взгялд лучшая!) и перевод? Был бы очень признателен.

На слух к сожалению понимаю очень немногое :unsure:

Приветствую.Напишите свой адрес электроной почты, я сделаю и скину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую.Напишите свой адрес электроной почты, я сделаю и скину.

Если можно, то нелишне было бы выложить и здесь, для нас, к примеру в соответствующем форуме "Эпосы и сказания...".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В.Радлов "Из Сибири" Глава !У

Для того чтобы дать общую картину жизни и деятельности тюркских племен Западной Сибири, мне нужно объединить каким то общим названием все племена живущие на Алтае.... С точки зрения социальной жизни они также не однородны: часть их следует назвать кочевниками, другую - оседлыми землевладельцами,третья находится на стадии собирательства....

И алтайцы и двоеданцы сохранили еще память о своей принадлежности к калмыцкому государству, а поэтому часть их называет СЕБЯ КАЛМАК или ОЙРОТ, хотя за последнее время это племенное название все больше забывается.

стр. 135 ...Для Алтая совсем не подходит пословица "По одежке встречают..."...Алтайцам неведомо представление о том, что платье украшает человека. ..Но так как на Алтае не столь уж много богатых людей, то можно сказать, что алтайцы носят свое платье до тех пор, пока оно держится на плечах, раз алтайские женщины не должны снимать рубахи,чигедеки и шапки, то можно увидеть "хорошенькие экземпляры" этой одежды: мне встретилась женщина, рубаха которой состояла из ворота и левого плеча. У другой от чигидека осталась лищь кайма свисавшая лохмотьями.У третьей верхняя часть тела была совершенно обнажена...Очевидно, сняв однажды свою одежду, она уже не могла больше ничего на себя одеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кержаки рассказывают о казахе Уймон или Аймона, который в единств числе проживал

к приходу староверов в Уймонской долине. Он научил староверов как хранить мясо

и охотиться. Ловил рыбу руками без всяких сетей...

Так начала складываться дружба между староверами и алтайцами...

Его продолжили орлы Кайгородова, отряд Долгиха перевалив через Теректинский

хревет, ночью обрущился на зимовье Кайгорода...

Кайгородов казнил какого то большевика, которому поставили памятник у села Кучерла...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если казах обучил хранению мяса и ловли рыб руками......то я не понял почему началась складываться дружба между алтайцами и староверами. Он(казах Уймон) неправильно их (староверов) обучил и они что в отместку стали дружить с алтайцами. А дальше сопсем не понятно . О чем базар...А? ?????????????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Радлов В.В. "Из Сибири" Гл 1У. стр168.

....Ленность алтайских мужчин я уже достаточно обрисовал при описании их занятий. Алтаец явно проводит большую часть своей жизни в полном нечегонеделании.Его пассивность столь велика, что он и пальцем не пошевелит, чтобы создать самому себе какое-либо удобство. Если уж он сел, то не сделает и двух шагов,чтобы достать себе удобную подстилку; если юрта прохудилась и прямо на него капает дождь, он отодвинется в сторону не раньше, чем промокнет его шуба......

стр. 168...Еще более, чем ленность, бросается в глаза нечистоплотность алтайцев. Она страшно отравляет жизнь среди них, и проходит очень много времени, пока привыкнешь к этому пороку. Перо отказывается нарисовать полную картину нечистоплотности алтайцев, но сделать это-наша прямая обязанность, ибо она имеет непосредственное отношение к характеристики народа.

У алтайца настоящая водобоязнь. Под платьем его кожа покрыта сплошной коркой грязи. Если же части тела, свободные от одежды, почище, то уж вовсе не потому, что их моют, а потому, что чистый воздух удаляет с кожи все загрязнения.... стр. 170 Нечистоплотность алтайцев вызывает отвращение не только цивилизованных европейцев, но и азиатов, например киргизов(казахов). Это доказывает хотя бы сцена, которую я наблюдал в 1865 г. к югу от Курайской степи у подножия горы Тётё. Мы вошли здесь в одну юрту, чтобы немного отдохнуть. Мой слуга киргиз(казах) Сапы попросил у хозяйки напиться. Та, еще молодая женщина, взяла одну из стоящих возле нее обычных деревянных чашек и хотела налить в нее айран. Муж крикнул ей, чтобы она дала чистую чашку, как любят русские. Желая выполнить просьбу мужа, но ленясь встать, она схватила кончик гряной шкуры, на которой сидела, и вытерла им чашку,налила и подала Сапы айран, на поверхности которого плавали большие куски грязи со шкуры. Сапы с ужасом посмотрел на чашку, но, не желая обидеть хозяйку, поднес напиток ко рту; однако, коснувшись его губами, он не мог выдержать, выронил чашку на землю, выбежал из юрты, и там им овладел страшный приступ рвоты. Целый день он ничего не ел, и даже на следующий день ему было плохо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кержаки рассказывают о казахе Уймон или Аймона, который в единств числе проживал

к приходу староверов в Уймонской долине. Он научил староверов как хранить мясо

и охотиться. Ловил рыбу руками без всяких сетей...

Интересно, почему казах Уймон или Аймона проживал в долине Уймона в единственном числе? Может быть этот ловкий человек убил всех местных жителей и поэтому проживал в одиночестве в вышеупомянутой долине?
Радлов В.В. "Из Сибири" Гл 1У. стр168.

....Ленность алтайских мужчин я уже достаточно обрисовал при описании их занятий. Алтаец явно проводит большую часть своей жизни в полном нечегонеделании.Его пассивность столь велика, что он и пальцем не пошевелит, чтобы создать самому себе какое-либо удобство. Если уж он сел, то не сделает и двух шагов,чтобы достать себе удобную подстилку; если юрта прохудилась и прямо на него капает дождь, он отодвинется в сторону не раньше, чем промокнет его шуба......

стр. 168...Еще более, чем ленность, бросается в глаза нечистоплотность алтайцев. Она страшно отравляет жизнь среди них, и проходит очень много времени, пока привыкнешь к этому пороку. Перо отказывается нарисовать полную картину нечистоплотности алтайцев, но сделать это-наша прямая обязанность, ибо она имеет непосредственное отношение к характеристики народа.

У алтайца настоящая водобоязнь. Под платьем его кожа покрыта сплошной коркой грязи. Если же части тела, свободные от одежды, почище, то уж вовсе не потому, что их моют, а потому, что чистый воздух удаляет с кожи все загрязнения.... стр. 170 Нечистоплотность алтайцев вызывает отвращение не только цивилизованных европейцев, но и азиатов, например киргизов(казахов). Это доказывает хотя бы сцена, которую я наблюдал в 1865 г. к югу от Курайской степи у подножия горы Тётё. Мы вошли здесь в одну юрту, чтобы немного отдохнуть. Мой слуга киргиз(казах) Сапы попросил у хозяйки напиться. Та, еще молодая женщина, взяла одну из стоящих возле нее обычных деревянных чашек и хотела налить в нее айран. Муж крикнул ей, чтобы она дала чистую чашку, как любят русские. Желая выполнить просьбу мужа, но ленясь встать, она схватила кончик гряной шкуры, на которой сидела, и вытерла им чашку,налила и подала Сапы айран, на поверхности которого плавали большие куски грязи со шкуры. Сапы с ужасом посмотрел на чашку, но, не желая обидеть хозяйку, поднес напиток ко рту; однако, коснувшись его губами, он не мог выдержать, выронил чашку на землю, выбежал из юрты, и там им овладел страшный приступ рвоты. Целый день он ничего не ел, и даже на следующий день ему было плохо.

Сказав "А", надо говорить "Б". Итак:

Радлов В.В. "Из Сибири" Гл 1У. стр. 172 и далее:

"Их (алтайцев) недостатки сразу же бросаются в глаза всем путешественникам, а узнать превосходные качества их характера можно, только проживя с ними подольше. Их (достоинств) так много, что я могу сказать, что ни у одного тюркского народа не чувствуешь себя так хорошо, как у алтайцев. Честность и прямота свойственны им в такой степени, как ни одному из соседних народов.

Другая характерная черта, отличающая алтайцев от всех их соседей, - высокое уважение, оказываемое ими старикам, и безропотное подчинение любой власти.

Алтаец не любит брать над кем-нибудь верх, выделяться или хвастать. Его поведение всегда ровно и прилично, нигде не услышишь пронзительного крика, и ругань соседних народов им тоже не ведома.

При всем верноподданичестве и готовности к послушанию по отношению ко всем вышестоящим нет для алтайца ничего ненавистнее холопства, и свобода для него - превыше всего. Слова "работник" и "слуга" так ему ненавистны, что он скорее умрет, чем поступит в услужение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну и и из Клеменца:

Алтайцы, дорожа зимними пастбищами, ограждают их, а русские ломают изгороди, косят луга, запускают туда скот, оставляя инородца без корма для скота на зиму. Такие насилия мне приходилось видеть лично. Если бы так попробовали русские поступать с киргизами или урянхайцами, то, по всей вероятности, дело не обошлось бы без кровавых столкновений; но алтайцы – народ миролюбивый и кроткий, и вообще далеко не воинственный. Кроткий и уступчивый с людьми, алтаец бесстрашный охотник и первоклассный наездник. Добродушный и гостеприимный, он отличается большой смышленостью. Он охотно перенимает всё полезное, между ними уже начинает развиваться маслоделие, тогда как русские начали с того, что ломали у первых пионеров этого дела маслодельные снаряды. Замечательно также, что алтаец обладает художественными вкусами и способностями. Покойный Шишкин высоко ценил способности молодого художника Гуркина, мечтал о том, что он будет его преемником.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

высокое уважение, оказываемое ими старикам, и безропотное подчиннение любой власти.

Действительно, какой то кавказский менталитет в этом отношении! К старшим по возрасту

полное послушание.... Ни у одного тюркского народа уже такого не встретить.

"Их (алтайцев) недостатки сразу же бросаются в глаза всем путешественникам, а узнать превосходные качества их характера можно, только проживя с ними подольше.

Тоже полная правда. Их хорошие качества можно узнать, только оставшись с ними наедине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...