Лимфоцит Опубликовано Воскресенье в 13:26 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 13:26 23 минуты назад, АксКерБорж сказал: Символ не обязательно должен быть несъедобным. )) Чем больше пользы извлекалось, тем почетнее было животное. Сколько из этих пунктов есть у туркменов? Думаю даже меньше, чем у монголов. Только охотники. Если у других народов в охоте участвовала "двойка" (охотник, собака) или максимум "тройка"(в разных вариациях), то у казахов и кыргызов почти всегда "четверка" (охотник, лошадь, собака, ловчая птица). Не только тазы, а всё нам досталось от далеких предков. Неправда ли собака кок тюрков очень похожа на нашу тазы? Наверное слышали ахалкетинская породу лошадей , или она тоже казахская ? Как и тазы ))) которые более 2000лет назад водились , ещё до прихода предков казахов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 08:37 Поделиться Опубликовано Понедельник в 08:37 19 часов назад, Лимфоцит сказал: Наверное слышали ахалкетинская породу лошадей , или она тоже казахская ? Как и тазы ))) которые более 2000лет назад водились , ещё до прихода предков казахов Зачем казахам и их предкам был туркменский ахалтеке? Все 6 вышеупомянутых конских функций у казахов во все времена выполняла своя неприхотливая, но очень выносливая степная лошадь, небеспомощи которой казахи и состоялись как народ. Возвращаясь к символам, лично мое мнение, что не надо ничего выдумывать, наши предки давно все придумали, это золотая волчья голова на белом стяге. Вы же наверно понимаете, что орел под солнцем на голубом фоне это новодел? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано Понедельник в 10:02 Поделиться Опубликовано Понедельник в 10:02 В 02.11.2025 в 18:03, АксКерБорж сказал: Не только тазы, а всё нам досталось от далеких предков. Неправда ли собака кок тюрков очень похожа на нашу тазы? У маньчжуров тотемное животное — собака, так как, согласно их мифам, она является прародителем их народа. Это отражено в монгольских преданиях, таких как «Нохой-эр-тенъ», где собака выступает в роли предка монголов. У маньчжуров также есть миф о «Небесной собаке» (Тяньгоу), которая может съедать солнце или луну во время затмения. Маньчжуры наши предки ? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано Понедельник в 10:05 Поделиться Опубликовано Понедельник в 10:05 7 часов назад, АксКерБорж сказал: Зачем казахам и их предкам был туркменский ахалтеке? Все 6 вышеупомянутых конских функций у казахов во все времена выполняла своя неприхотливая, но очень выносливая степная лошадь, небеспомощи которой казахи и состоялись как народ. Возвращаясь к символам, лично мое мнение, что не надо ничего выдумывать, наши предки давно все придумали, это золотая волчья голова на белом стяге. Вы же наверно понимаете, что орел под солнцем на голубом фоне это новодел? К примеру собаку тотемное животное маньчжур , любим мы присвает чужое https://www.nur.kz/nurfin/personal/2304318-osobennosti-novoy-banknoty-1000-tenge-raskryli-v-nacbanke/ Остаётся флаг поменять? , и дело в шляпе ? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано Вторник в 01:06 Поделиться Опубликовано Вторник в 01:06 14 часов назад, Лимфоцит сказал: У маньчжуров тотемное животное — собака, так как, согласно их мифам, она является прародителем их народа. Это отражено в монгольских преданиях, таких как «Нохой-эр-тенъ», где собака выступает в роли предка монголов. У маньчжуров также есть миф о «Небесной собаке» (Тяньгоу), которая может съедать солнце или луну во время затмения. Маньчжуры наши предки ? Что ещё за непонятное «нохой-эр-тенъ». Нохой собака, эр мужчина, а вот тенъ такого слова нету в монгольском. И монгольских преданий о предках собаках не слышал. Что за выдумки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано Вторник в 09:30 Поделиться Опубликовано Вторник в 09:30 8 часов назад, Boroldoi сказал: Что ещё за непонятное «нохой-эр-тенъ». Нохой собака, эр мужчина, а вот тенъ такого слова нету в монгольском. И монгольских преданий о предках собаках не слышал. Что за выдумки. Это из интернета ИИ , вы наверное плохо знаете народный фольклор в отличие от Степ Мэна Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано Четверг в 19:00 Поделиться Опубликовано Четверг в 19:00 В 04.11.2025 в 03:30, Лимфоцит сказал: Это из интернета ИИ , вы наверное плохо знаете народный фольклор в отличие от Степ Мэна Не думаю что Стэпмэн монгол вообще. Не важно. Давайте линк вашего интернет ресурса. Не уподобляйтесь АКБ и прочим выдумщикам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Четверг в 19:51 Поделиться Опубликовано Четверг в 19:51 @Boroldoi В вашем языке "хасаг тэргэн" что означает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано вчера в 02:59 Поделиться Опубликовано вчера в 02:59 7 часов назад, Boroldoi сказал: Не думаю что Стэпмэн монгол вообще. Не важно. Давайте линк вашего интернет ресурса. Не уподобляйтесь АКБ и прочим выдумщикам. Загуглите , собака тотем у маньчжур , делов то Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано вчера в 05:07 Поделиться Опубликовано вчера в 05:07 2 часа назад, Лимфоцит сказал: Загуглите , собака тотем у маньчжур , делов то Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано вчера в 05:51 Поделиться Опубликовано вчера в 05:51 49 минут назад, Boroldoi сказал: Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском. Как ожидал плохо знаете народный фольклор https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8 Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 22 часа назад Поделиться Опубликовано 22 часа назад 7 часов назад, Лимфоцит сказал: Как ожидал плохо знаете народный фольклор https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8 Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13]. https://www.bestiary.us/nokhoi-erte Оказывается широкоизвестное предание о собакаголовых людей известное с многих источников, а не предание о прародителей монголов. Название “Нохой эртэн” без всяких тире и означает дословно “люди у которых мужчины собаки”. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 часа назад Поделиться Опубликовано 3 часа назад В 07.11.2025 в 00:51, Bir bala сказал: @Boroldoi В вашем языке "хасаг тэргэн" что означает? Ув. Bir bala, Boroldoi вам не ответил, с вашего разрешения я выскажу свое мнение. В ССМ в переводе П. Пельо упоминается "qasaq tärgän", у Л. Лигети "qasaq tergen". С. Козин переводит это словосочетание на русский как "казачья телега". В тексте ССМ под этим термином упоминается 2-колесная легкая крытая тележка/повозка для быстрой езды, в которую запряжен вороной верблюд, которого впустили рысью. Кстати, вороных верблюдов, если честно, я не встречал, если кто-то встречал, то пусть напишет, я не знаток, в наших краях верблюдов нет лет как 100 )). Поэтому, возможно, какая-то ошибка в переводах, ведь в тексте есть упоминания также вороных быков и вороных коней-скакунов, которые в природе существуют. Но это не суть важно, сейчас не об этом. Наш ув. маньчжуровед Энхд несколько раз настойчиво пытался в незнакомое ССМ-ское слово «касак» упаковать современное монгольское значение «железный обод на тележных колесах» (будто-бы бывают телеги с колесами без металлического обода)). Но это он на форуме так балуется, а вот в своем переводе ССМ на тувинский язык он далек от фантазий и солидарен с С. Козиным и прописал как «казак тергээ». Если в Монголии такое название емнип не сохранилось, то можно сказать, что оно сохранилось у бурятов как «хаһаг тэргэ» - это 2-колесная легкая тележка/повозка (рус: «бестужевка»). По-баргутски «хаах тэргэ» (бурятское «хаһаг» это, собственно, и есть «хасаг», емнип они, как и башкиры с якутами, нередко «с» заменяют на «һ»). Наглядно 2-колесная легкая, быстрая, маневренная тележка/повозка, которая могла быть крытой с открываемым верхом: "Бестужевка" в музее Бурятии, г. Кяхта: Такая же карета зафиксирована у халха-монголов на фото 1910 года, сейчас их емнип давно нет, оригинальное название наверно тоже забыто: Поэтому у кого какие есть предположения по этимологии средневековой легкой, быстрой 2-колесной кареты "касак / казак" у карататарских-монгольских племен времен и событий вокруг Чингизхана? Вопрос мега интересный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Clownman Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАКАСОВ О СОБАКЕ (конец XIX – середина XX века) В традиционном мировоззрении хакасов особое место отводилось представлениям о собаке (хак. адай, iт). Термином «традиционное мировоззрение (представления)» мы обозначаем характерный для конца XIX – середины XX в. комплекс архаических воззрений и обрядов, «передаваемых из поколения в поколение». В данный период мифологические представления и обрядность имели наиболее широкое бытование в жизни народа. Впоследствии в силу объективных причин их мифо-ритуальный комплекс был существенно редуцирован. Однако его отдельные элементы в виде реликта сохраняются и в наши дни. В культуре хакасов собака входила в круг доместицированных животных адай-хус (букв. ‘собакаптица’). В героической эпике и мифах этого народа лай собак и рев животных наряду с горящим очагом были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей. Собака, будучи домашним животным, была тесно связана с системой жизнеобеспечения человека. Ее использовали для охраны жилища и домашнего хозяйства. Эта функция собаки нашла отражение в хакасском фольклоре. В сказании о богатыре по имени Ах Молат делается акцент на наличие у героя сторожевого пса: «Была у него одна только черная собака, верный страж всего стойбища». Собака являлась незаменимым помощником при выпасе скота. Отдельные пастушеские собаки могли самостоятельно управлять стадом, при необходимости искусно маневрировать – прогонять гурт, производить развороты, разделять животных, находить и возвращать отошедших и др. Собаке отводилась особая роль на охоте. В прошлом она наряду с охотничьим снаряжением и конем была неотъемлемой составляющей промысловой деятельности. Енисейский губернатор А.П. Степанов, описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. – В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья. Несколько заводных лошадей или просто своя верховая, котел, кое-какой запас для пищи, винтовка со всем снарядом и собака – вот все, что они имеют с собой» [1997, с. 77]. Среди охотников высоко ценились собаки сагайской и тоджинской охотничьих пород. Эти обладатели бесстрашного характера были невысокого роста, с острой лисьей мордочкой и стоячими ушами. Они умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника [Яковлев, 1900, с. 64]. С такими собаками предпочитали охотиться и на медведя. А.А. Ярилов отмечал: «На медведя ходят с собаками, артелью в 3–7 человек, с Успенья до Покрова. Хороших собак на медведя очень мало, и они ценятся дорого. Один из рассказчиков купил, напр., такую за пять рублей» [1890, с. 98]. Наличие собаки (и коня) подчеркивало материальную состоятельность человека. У хакасов есть такая поговорка, характеризующая убогость жизни человека: Ат палғачаң сарчыны даа чоғыл, ÿрiп сыхчан адайы даа чоғыл – ‘У него нет даже коновязи, куда привязывают коня, у него даже нет лающей собаки’ [Бутанаев, 1999, с. 109]. Включенность собаки в жизнь и быт людей получила отражение в мировоззрении и обрядовой практике хакасского народа. Символическое и ритуальное значение собаки у хакасов было велико. Однако отношение к этому животному нельзя считать однозначным, в сознании народа оно наделялось, как правило, амбивалентными характеристиками. Собака как положительный персонаж Собака пользовалась особым уважением благодаря практической пользе, которую она приносила человеку. В этом животном больше всего ценились такие качества, как ум, преданность, сила, выносливость и др. Мифологическим сознанием собаке нередко приписывались черты, присущие самому человеку, – сознание, воля, любовь и т.п. Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в поговорках: Алған хатыңа iзенме, азыраан адайға iзенiс − ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку’, Чабал кiзiдең чöргенче чахсы адайнаң чöр − ‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой’. Не случайно в хакасском мифе о происхождении человека именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей. Отметим, что подобные мифы были распространены среди алтайцев, монголов и самодийцев. Идея взаимозависимости и тесной связи собаки и человека прослеживается в мифе о первом хлебе. Благодаря заступничеству собаки, говорится в мифе, удалось сохранить некоторые злаковые растения, которые позже хакасы стали называть адай ÿлÿзi – ‘собачья доля’. Данный миф стал основой для формирования убеждения, что «собак надо сытно кормить, иначе не будет хорошей жизни» [Бутанаев, 2003, с. 112]. На семантическую связь собаки и хлеба недвусмысленно указывает загадка: «Если выйдет на улицу − сворачивается калачом, если войдет в дом – сворачивается пирогом (собака)». Согласно верованиям хакасов, собака могла принести талан – ‘счастье, удачу’. В фольклоре весьма распространен такой сюжет: герой за предоставленную услугу духу-хозяину воды (горы) или другому мифическому персонажу в качестве вознаграждения получает (чаще – выбирает сам) маленького невзрачного щенка (собаку). Это животное является воплощением талан для фольклорного персонажа. В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство. Аналогичные фольклорные сюжеты известны у шорцев и северных алтайцев. По мифологическим представлениям, отдельные собаки могли свободно перемещаться в воздушной и водной среде. Воплощением данной идеи был известный среди хакасов мифологический персонаж – крылатая собака Хубай-хус (‘птица Хубай’). Считается, что она появилась из яйца турпана (вид уток). Благодаря своим чудесным способностям Хубай-хус стала непревзойденной охотничьей собакой. Она могла преследовать добычу как на земле, так в воде и небе. Крылатая собака принесла в дом своего хозяина достаток и процветание. После смерти она вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Ÿлгерi). В фольклоре хакасов собака, как и конь, выступает незаменимым и верным другом и советчиком человека . Она помогает герою во всех испытаниях, нередко спасает ему жизнь. Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака Ах адай ‘Белая собака’, преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад В 01.11.2025 в 11:30, АксКерБорж сказал: Странный вы, Думан. Наши древние zoo тотемы никак не связаны с исламом. Важное место в религии кыпчаков занимали собаки. Многие вожди имели собачьи имена – Qutuz (бешеный пес), Köpek (кобель), Itul или Itlar. Собаки использовались во время произнесения клятв Вы скорей всего , Кипчак из рода керей Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться