Steppe Man Опубликовано 30 августа, 2024 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2024 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 30 августа, 2024 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2024 Старая запись. Некоторых в живых уже нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 14 часов назад Поделиться Опубликовано 14 часов назад В 29.03.2017 в 23:27, Ашина Шэни сказал: ТЕНГРИАНСТВО ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ Майкл Дромпп, доктор исторических наук, Университет Родса, США Когда речь заходит о религии кыргызов, стоит вспомнить что после их уничтожения уйгурской империи в 840 году, кыргызский правитель запросил у Китая жалование титулом Тенгри Каган - показывая что культ небо-бога Тенгри, известного среди тюрок и уйгуров, было также распространен и у кыргызов. Как известно, китайцы не решились даровать столь могущественный титул кыргызскому кагану. Енисейские рунические надписи также содержат отсылки к Тенгри, в основном в фразе tengri elim, “моя божественная сфера”, при этом видение Тенгри как могущественного божества хорошо видно в одной надписи содержащей фразу üze Tengri yarlıkadı, “Тенгри высшим приказом повелел”. Смерть у кыргызов сопровождалась особыми ритуалами; плакальщики обходили тело по кругу дважды стеная, но при этом не резали себе лица как делали то многие другие тюркские народы (хотя по меньшей мере один источник, Танхуэйяо, утверждает что жены их изрезывали себе лица по смерти их мужей). Худуд ал-Алам дает сведения что кыргызы чтили огонь и кремировали умерших. Гардизи подобного не говорит, но вместо этого настаивает на том что кыргызское отношению к огню как к “чистейшему из творений” было причиной их кремации умерших. Тем не менее стоит отметить что огонь и дым использовались многими тюркскими народами в целях ритуального очищения, включая восточных тюрок (Коктюрок) чьими главными объектами поклонения были высший бог Тенгри и его спутница Умай, наряду с упомянутым ранее ıduk yer sub. Кыргызы воздвигали надгробные надписи руническим письмом также использовавшемся тюрками и уйгурами, хотя кыргызы использовали некоторые вариации. Некогда считавшиеся более древними чем древнетюркские надписи монгольского плато, эти надписи на самом деле современны им или моложе (8-11 века). Найдено более 140 подобных памятников. Поскольку надписи на этих памятниках довольно коротки и обычно выражают сожаления покойника о мирских вещах, что он утратил, они (в отличие от ранних надписей тюрок) мало говорят политической истории кыргызов хотя и дают информацию об отношениях с Китаем и Тибетом. Гардизи также упоминает шаманов среди кыргызов: эти шаманы собирались в определенные дни и входили в транс под сопровождение музыкальных инструментов. Гардизи комментирует что кыргызы потом спрашивали у шаманов о многих вещах касательно будущего, "будь то бедствие или изобилие, дождь или голод, беспокойство, оборона или завоевание врагов. И говорят они обо всем и большая часть обычно происходит в точности как предсказано". Сведения Гардизи повторяются в арабоязычном повествовании Аль-Марвази раннего 12 века. Попытки показать что согдийцы распространили манихейство у кыргызов успехом не увенчались. [Drompp, Michael. The Yenisei Kyrgyz from Early Times to the Mongol Conquest //Hasan Celâl Güzel, C. Cem Oguz Osman Karatay (ed.). The Turks, vol. 1: Early Ages. - Yeni Türkiye Publications, 2002 - p.485] @Zake Разве Ашина Шэни не разжевал эту тему подробно в этой ветке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 часов назад Поделиться Опубликовано 10 часов назад 4 часа назад, Бозбет Шыны сказал: @Zake Разве Ашина Шэни не разжевал эту тему подробно в этой ветке? Нет. Я (и не только я) не были согласны. Там все спекуляции исследователей идут вокруг термина Тенгри. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться