Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Да, батько это я к тому что тут не очень то давно вообще отрицали существование монголоязычных найманов.

а у казахских найманов сохранились потомки Даян хана или Буюрука?

Не Даян-хана как у монголов, монголы часто потом брали найманские тюркские титулы, имена, и вообще весь степной уклад, военные науки, а Тай-ан хана - китайский титул (половина ханства), его носил Буюрук.

Да, сохранились потомки каганов. Знаете же Кетбуга-ноян, лучший полководец Хулагу, который завоевал Ближний Восток, сражался там против всех, даже разрушил крепость крестоносцев из-за того что они убили его племянника. Так вот есть бийски род Кетбука Терс тамгалы, от средневекового прозвища на всем Востоке христиан - терс). Он был знатным найманом, верным родственником Инанч Бильге кагана, может его внук даже. За что его приблизили дети Чингиса. Кет- по тюркски уходи. Бука - бык. Кок-бука - Синий Бык, на котором ездил правитель нижнего мира Ольген, в Тенгрианстве. Видимо родившись в час быка, будущий Кетбука-ноян получил имя оберег, от родителей христиан.

Я вам пока не батько, молодой ишо. :rolleyes: Внимательно перечитал тему. Никто не отрицал вроде бы что теоритически могут быть таковые. Но Ваша ссылка во первых - это на административный район. В нем живут не только найманы, жили вернее. Правитель чингисид. Вторая ссылка на баргутов, с которыми они воевали. 2) Русский человек кторый сделал запись не мог быть уверен что это от Инанч Бильге потомки подданых, просто Наймнский аймак в Южной Монголии в Китае оставшийся со времен завоевания, тюрками в основном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Не Даян-хана как у монголов, монголы часто потом брали найманские тюркские титулы, имена, и вообще весь степной уклад, военные науки, а Тай-ан хана - китайский титул (половина ханства), его носил Буюрук.

Да, сохранились потомки каганов. Знаете же Кетбуга-ноян, лучший полководец Хулагу, который завоевал Ближний Восток, сражался там против всех, даже разрушил крепость крестоносцев из-за того что они убили его племянника. Так вот есть бийски род Кетбука Терс тамгалы, от средневекового прозвища на всем Востоке христиан - терс). Он был знатным найманом, верным родственником Инанч Бильге кагана, может его внук даже. За что его приблизили дети Чингиса. Кет- по тюркски уходи. Бука - бык. Кок-бука - Синий Бык, на котором ездил правитель нижнего мира Ольген, в Тенгрианстве. Видимо родившись в час быка, будущий Кетбука-ноян получил имя оберег, от родителей христиан.

Я вам пока не батько, молодой ишо. :rolleyes: Внимательно перечитал тему. Никто не отрицал вроде бы что теоритически могут быть таковые. Но Ваша ссылка во первых - это на административный район. В нем живут не только найманы, жили вернее. Правитель чингисид. Вторая ссылка на баргутов, с которыми они воевали. 2) Русский человек кторый сделал запись не мог быть уверен что это от Инанч Бильге потомки подданых, просто Наймнский аймак в Южной Монголии в Китае оставшийся со времен завоевания, тюрками в основном.

А нет именно Даян хан, потому что это означает всеобщий хан. Амбиция однако.

А где сказано что Кетбука родственник найманских ханов? есть источники?

А что административный район не образовался по этническому принципу? И еще какой русский человек? это китаец Чжан Му составил труд а Попов перевел. или я Вас неправильно понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Про "кичат" вам ответил Ар, и много другой информации дал. Спасибо ему огромное. Вы еще забыли Гурбесу, наложницу из-за котрой разругались сыновья хана. Но она ведь не найманка была а не помню кто в точности. У монголов есть такое слово - "Гурбэсу", в каком-то изречении, приписываемое Чингису, кажется, означает что-то великое. Но она как раз почему-то обзывала монголов разными эпитетами, подлизываясь к хану найманов. Непонятно как можно носить монгольское имя, если оно монгольское конечно, и так ругать монголов. И повторяю сама не была найманкой. Может это титул ее. Идем дальше. Эниат имя такое, тюркское. Нойан - у Рашидаддина именно ноЯн, это слово корейского происхождения (nohan) известное со времен древних тюрок завоевавших Корею, Хорису-бечи - это неправильно Хетагуров (который называл Сталина великим ученым, есть даже песня такая юмористическая написанная известным политзеком в лагере) с персидского перевел - тюркское имя Корши-бек. Гучугудун, Гучуут от тюрксого корня Куч -сила и Кучук - щенок распространенное имя в тем времена у тюрков, да и сейчас есть такие фамилии от слова Кушук). Г и К заменяемы. Торбидат скорее всего искаженное тюркское имя. Буюрук - по тюркски - приказ. Кокче Сабрак вообще архетипическое. Истеми например что по тюркски значит. Однако тюркское имя. Естемис сейчас у казахов. Атсаудай-гойон найманский командовавший 3 тысячами найман, татар и урянхаев - тоже не монгольское имя. Ат - лошадь, саудай искаженное что-то, не поймешь. Сауда- торговый. Но вряд ли - не по смыслу. АтсаудаЙ, КитбукаЙ перевел Хетагуров с персидского. И так далее.

Собственно, Рашидаддин и другие первоисточники все прямо говорят как раз таки о том, что найманы тюрки. Это потом в СССР может еще раньше в Рос. империи пошла политика мутная, боялись пантюркизма. И начали криво домысливать первоисточники, везде называть найман скорее всего монголоами и т.п. Как и множество др. тюркских племен того времени. Но не все так делали. Молодцы. Про ареал обитания вы неправы - найманы ранее жили у Балхаша, и будучи уже казахами, и до этого. Но и сейчас их там очень много. Вот и всё.

Гурбэсу это ящерица.

Хори Субэчи - Хори имя означает двадцать может еще указывал его род. Субэчи это род его деятельность охранял границу стоял на ущелье. Субэ-чи.

Гучугудун Буюрук- Күчүгүдский Буюрук так надо было перевести. Күчүгуд видимо племя в составе найманов, и им правил Буюрук раз он назван Кучугудским. заметьте монгольский показатель множественных чисел. күчүг күчүгэнэ это мышь. можно условно предположить что это племя "мышей".

а другой правитель найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом. бэтэкин это видимо тикин у РАД-а. в составе ордосских монголов был бэтэкинский оток.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Практически, найманы расселялись по всему Алтаю и Центральной Монголии. Какая-то часть соприкасалась с Балхашем.

Таким образом, ареал обитания населения Найманских ханств 12 в. не совпадает с ареалом обитания субэтнической группы казахов - найманов.

Найманы в Казахстане проживают от гор Алтая (Восточно-казахстанская область) до Талдыкоргана (Балхаш), вдоль Таргабатайского хребта по обе стороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно. Устраивает такой ответ? :) Ну ладно напрягусь отвечу зная ваши джунгарские жалобы. Вы всё плачете по поводу Горного Алтая якобы окуппированого казахами. Но Алтай всегда был под властью найманов и их предков, с древнетюркских времен и ранее того. И тем более какое вам хакасу дело до Алтая?? Больше всех плачете вы и Амыр - хотя один иркит из ойратской тайги другой хакас оттуда же. Если же вы имеете наглость ))) до других перечисленных и неперечисленных вотчин то вообще смешно обсуждать.

Мухаметжан Тынышпаев, историк, политик, основатель партии Алаш-орда, сам найман, писал об этом, также в местности Кокшетау, после того как выгали джунгар найманы оттуда, их потеснили свои же, казахи аргыны. И не только там где утвердает Bas. Еще в Жезказгане много найманов. И около Балхаша, почему-то многие не знают этого.

Гурбэсу это ящерица.

Хори Субэчи - Хори имя означает двадцать может еще указывал его род. Субэчи это род его деятельность охранял границу стоял на ущелье. Субэ-чи.

Гучугудун Буюрук- Күчүгүдский Буюрук так надо было перевести. Күчүгуд видимо племя в составе найманов, и им правил Буюрук раз он назван Кучугудским. заметьте монгольский показатель множественных чисел. күчүг күчүгэнэ это мышь. можно условно предположить что это племя "мышей".

а другой правитель найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом. бэтэкин это видимо тикин у РАД-а. в составе ордосских монголов был бэтэкинский оток.

Может быть и так, пусть лингвисты филологи поясняют. Я, вообще только рад, :) нормально отношусь к монголам. Это они что-то агрессивно себя ведут в инете.

Про Гурбесу. Но, раз у нее монгольское имя Гурбесу, как она могла оскорбить своих сородичей? Есть, кажется, только одно ее изречение, что-то вроде "даже самым изысканным монгольским принцессам не доступно искусство мытья рук и ног". Просто имя "мунгал, монгол" тогда в степи было ругательным, уничижительным, по Рашидаддину, до возвышения Чингиса. Не совсем понятно. И еще что за изречение Чингис-хана где есть слово гурбесу? Поищу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А нет именно Даян хан, потому что это означает всеобщий хан. Амбиция однако.

А где сказано что Кетбука родственник найманских ханов? есть источники?

А что административный район не образовался по этническому принципу? И еще какой русский человек? это китаец Чжан Му составил труд а Попов перевел. или я Вас неправильно понимаю.

Нет, не даян, а тай-анг это - половина, повторяю, так как ханство рпспалось на две части.

Это по могольски "даян" что-то значит :huh:. :D Что у вас означает мне, в данном случае, не важно. Чья амбиция? моя??? :rolleyes:

Источников про родословную Кетбуги не встречал (буду рад если кто-то подкинет), но по элементарной логике, простолюдин не может править таким культурным народом, какими были найманы. Скорее всего он был родственником каганов, Инанч Бильге или Кадыр-хана которого монголы называли Каджир-хан по РАД, так как все они были из текин (как и онгутские текины казнившие Алакуша предателя и его сына Баяна). Вот и есть у нас эти текины в лице Терстамгалы, например, правящий род (условно до революции) если можно так сказать, ведь сейчас у нас все решают не традиции а "новые" в кавычках правила. Кроме того дренвий этнос ак татар - теперь субэтнос Ак найман. И так далее. Нас не затеряете, мы рано или поздно займемся своей историей. И тогда Стасу будет неуютно от того что он написал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

MUNGKE TNGRI YIN KUCHUNDUR YEKE MONGGOL ULUS UN DALAI IN HANU JRLG EL BULHA IRGENDUR KURBESU BUSIRETUGEI AYUTUGAI.

"...силой Вечного Тенгри великий монгольский улус..." а дальше не хочу голову ломать, интересует только "Курбэсу" что значит. так как если это Гурбэсу, это может относится к найманам косвенно. Чтобы выяснить каким боком там монголы.

Вот это изречение, только это не Чингис а его правнук кажется, Гуюк-хан оказался. Между прочим, я не считаю Чингиса тюрком. ))) И вообще на самом деле у нас мало кто всерьез так считает, не все так ужасно (пока еще) как думают в инете. Зато считаю клонов Калибека Даниярова малограмотными шизофрениками (у него много имен, как нибудь сканирую его фото из книги автора под фамилией Еренгаип Омаров, Закирьянов тоже он, ужас в общем что творится, откуда столько денег и связей у него- поражаюсь... неспроста всё это).

И еще, найманы третьи ли четвертые по численности сейчас. Первые союз Байулы, Западный Казакстан, вторые аргыны. Может кто-то поправит. И ссылки про это давал не "naiman-bura" который провокатор бессовестный, он ничего не давал только нес всякую чушь, а BAWIR$AQ. Всем пока, буду редко бывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
MUNGKE TNGRI YIN KUCHUNDUR YEKE MONGGOL ULUS UN DALAI IN HANU JRLG EL BULHA IRGENDUR KURBESU BUSIRETUGEI AYUTUGAI.

"...силой Вечного Тенгри великий монгольский улус..." а дальше не хочу голову ломать, интересует только "Курбэсу" что значит. так как если это Гурбэсу, это может относится к найманам косвенно. Чтобы выяснить каким боком там монголы.

Вот это изречение, только это не Чингис а его правнук кажется, Гуюк-хан оказался. Между прочим, я не считаю Чингиса тюрком. ))) И вообще на самом деле у нас мало кто всерьез так считает, не все так ужасно (пока еще) как думают в инете. Зато считаю клонов Калибека Даниярова малограмотными шизофрениками (у него много имен, как нибудь сканирую его фото из книги автора под фамилией Еренгаип Омаров, Закирьянов тоже он, ужас в общем что творится, откуда столько денег и связей у него- поражаюсь... неспроста всё это).

И еще, найманы третьи ли четвертые по численности сейчас. Первые союз Байулы, Западный Казакстан, вторые аргыны. Может кто-то поправит. И ссылки про это давал не "naiman-bura" который провокатор бессовестный, он ничего не давал только нес всякую чушь, а BAWIR$AQ. Всем пока, буду редко бывать.

Курбэсу-если дойдет. это глагол.

ЗЫ. мой ник отражает мою родоплеменную принадлежность. так что это не амбиция :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, спасибо... просто сходство полное у слов Гурбэсу и Курбэсу. Но я так и думал что глагол...

Не совсем понятно при чем ваша племенная принадлежность? Речь об "амбиции" которую вы мне приписали, почему-то. Я-то объективно рассуждаю, ни кого не задевая. Или просто я неправильно понял про амбицию.

Племенной состав найманов из Найманского хошуна.

Баяуд, Далу, Тарчин, Татар, Мангуд, Уджиэд, Хубээд, Хабиад. Из них Баяуд как бы имел ведущий роль. А остальные семеро именуются как исконным.

найманка из рода Тарчин сообщила. а чтоб меня не накидали приведу куски из форума Boljоо на старомонгольском.

320c1c3c2e07.jpg

Это все найманы? Подходит только татар (происходит от древний актатар), а у казахов акнайман есть. Вот они - татар, да, 100% наши родичи. Не уверен насчет других, что они найманы - это далу - дулад что ли?, мангуд... тарчин вообще не слышал, кажется... и далее по списку племена тоже не найманы. Может уджиед это ушин (уйсын, уйсун у казаков)? Если так то подходит к далу-дулат - у нас уйсын и дулат в одном союзе Дулат. Хабиад, Хубээд - это может куба какое-нибудь. А почему это Баяуды правят найманами? ))) Ну это так, несерьезно.

Не совсем ясно, почему правит чингисид а не найман, если это этнический аймак. Опять же племена не найманские. Но там я уже обнаружил найманов, Вы правы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Понятно, спасибо... просто сходство полное у слов Гурбэсу и Курбэсу. Но я так и думал что глагол...

Не совсем понятно при чем ваша племенная принадлежность? Речь об "амбиции" которую вы мне приписали, почему-то. Я-то объективно рассуждаю, ни кого не задевая. Или просто я неправильно понял про амбицию.

Это все найманы? Подходит только татар (происходит от древний актатар), а у казахов акнайман есть. Вот они - татар, да, 100% наши родичи. Не уверен насчет других, что они найманы - это далу - дулад что ли?, мангуд... тарчин вообще не слышал, кажется... и далее по списку племена тоже не найманы. Может уджиед это ушин (уйсын, уйсун у казаков)? Если так то подходит к далу-дулат - у нас уйсын и дулат в одном союзе Дулат. Хабиад, Хубээд - это может куба какое-нибудь. А почему это Баяуды правят найманами? ))) Ну это так, несерьезно.

Не совсем ясно, почему правит чингисид а не найман, если это этнический аймак. Опять же племена не найманские. Но там я уже обнаружил найманов, Вы правы.

а к чему удивляйтесь то? все племена подвластны чингисидам и только им. есть другие владетельные борджигины потомки братьев Чингис хагана.

Я хотел сказать что амбиция была у Даян хана. он не был согласен тем что владеет только одной частью найманов. Поэтому титуловался как "всеобщий" хан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор: Р.Х.КЕРЕЙТОВ (Черкесск)

НАЙМАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ НОГАЙЦЕВ И ЕГО ПАРАЛЛЕЛИ У ДРУГИХ НАРОДОВ

Этническая история ногайского народа основывается на конкретных племенах, входивших в разные эпохи в состав различных объединений и союзов: тюркских племен (XI-VIII в. в.), Печенежского (IX-XI в. в.), Кыпчакского (XI-XIII в. в.) союзов, Золотой (XIII-XV в. в.) и естественно, Ногайской Орд (XIV-XVI в. в.).

Ногайская Орда, образованная в конце XIV в., вобрала различные племена: уйсуны, канглы, уйгур, кыпчак, найман, керейт, конгырат, дурмен, катаган, кенегес, мангыт, байдар, бодырак, булгар, кобан, байис и другие, которые в настоящее время бытуют у ногайцев. Одними из самых распространенных среди них являются представители племени НАЙМАН.

В VI-XI в. в. НАЙМАНы вместе с уйгурами составляли государство тогуз-огузов [1]. Считается, что найманы кочевали, «… на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [2]. А по последним научным изысканиям: «Владения найманов простирались: с востока на запад — от верховьев Селенги и Орхона до Тарбагатая; с севера на юго-восток— от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [3].

У найманов было свое государственное образование (ханство) с зачатками функций государства, у которого была письменность, основанная на уйгурском алфавите [4], «… были свои государи, из которых известен Кара-кыш. По смерти его у них был государем брат его, Инат. При Чингис-хане они имели у себя государя, которого звали Таян-хан, у него был сын Кючлюк. Их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум» [5].

К 1218 году государство найманов было разгромлено Чингис-ханом окончательно, после чего найманы и часть других племен откочевала на запад, а другая ушла в составе войск Чингис-хана.

Монгольское завоевание повлияло на миграцию, разрушение, раздробление не только найманов, но и многих других племен, участвовавших позже в формировании как ногайцев, так и других народов. Во время походов разношерстные, но хорошо дисциплинированные и обученные войска татаро-монголов захватили большую территорию. После Золотой Орды представители найманов, сохранив самоназвание племени, влились в состав многих народов, внося оригинальную долю в их материальную и духовную культуру. В XIV веке в формировании Ногайской Орды, наряду с представителями других племен, мы видим и найманов [б].

В отношении первоначального языка найманов существует два взгляда. Их в последнее время довольно кропотливо проследил М. С. Муканов, поддержавший, и, на мой взгляд, наиболее достоверную теорию тюркского происхождения языка найманов [7].

Основываясь на том, что «найман» легко переводится с монгольского числительного как «восемь», В. В. Бартольд, И. Н. Березин, Б. Я. Владимирцов полагают, что найманы были монголоязычные.

Сторонники тюркоязычности найманов, по-моему, приводят более весомые аргументы. Н. А. Аристов, например, считает, что свое название найманы скорее всего получили от названия «… реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали»[8].

Рассмотрев вопрос на основе анализа китайской хроники «ляо-ши», к теории о происхождении найманов на тюркской основе пришла и Л. Л. Викторова [91. Изучив многие данные, в частности имя хана найманов Инанди (древнетюркский инан — верить), «Белга»— «мудрый» (древнетюркский «бил»— «знать») английский ученый Г. Ховорс не нашел особых данных, чтобы отнести язык найманов к монгольскому. Попутно сверим с ногайскими словами: «инан» по-ногайски «ыйнан»— верить, «белга» по-ногайски «бил» — знать».

Приводимые Абул-Гази имена государей найманов также подтверждают их тюркское происхождение, например, Каракыш, Инат, Кючлюк, соответственно, на ногайском языке «суровая (кара— имеет несколько толкований —Р. К.) зима», «верный», «имеющий силу».

В пользу тюркоязычности найманов говорят и их родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором), тарак-найман (найманы с расческой) и т. д. «Найманы, — пишет выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, — одно из древних тюркоязычных племен, игравшее активную роль в истории в период XI-XV в. в."[10].

Думается, что вопрос о языке найманов еще не ограничится и данной статьей.

Известно, что предки ногайцев приняли мусульманскую религию в составе Золотой Орды при Берке-хане. Но также известно, что некоторые племена, участвовавшие в формировании ногайского народа, до этого исповедовали разные религии, вобравшие в себя реликты не только домусульманских, но и, видимо, дохристианских верований. Дело в том, что и найманы одно время проповедовали христианскую религию. Отмечая, что в самой Монголии христианство было распространено еще до Чингис-хана, академик В. В. Бартольд пишет: « Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии»[11].

В составе ногайцев «… первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» [12], — писал Н. Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием «найманов куб» с родовыми подразделениями: карналык, ускюбе, котан, бакай улу, камыш-бсрден, шурша, келеулу, кадраш, казан аджи, мойнапа и другие. Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман: акмсчеть найман, биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие [13]. Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды: шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие [14].

Среди современных ногайцев представители племени найман сохранили не только племенное название, но и родовое, отличая при этом их по эмблематическим знакам тамгам. Рассмотрим их по местам расселения.

Ногайцы Бабаюртовского района Дагестана подразделяются среди найманов на следующие роды: Y —багана найман (найман опоры), Т —эргенек найман, —кирес найман (найманы вошедшие).

Представители племени найман у ногайцев Ногайского, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана и смежного им Шелковского района Чечено-Ингушетии, Нефтекумского района Ставропольского края имеют сходные тамги, а также отличительные. Приведу сначала названий родов, ибо не все помнят тамги: тогыншы найман, мойнапа найман, калем-берден найман, бакай найман.

Из них имеют тамги: Х — ашамайлы найман, —эргенек найман, — келаул найман, мойнапа найман, шорша найман, — бакай найман, Y — багана найман.

У ногайцев Нижнего Поволжья мноюза фиксированы тамги: Т — найман, У —багана найман. Среди кумских ногайцев, которые живут в Минераловодском районе Ставропольского края у представителей племени найман зафиксированы три разновидностей тамг: , T, Y.

У кубанских ногайцев более четко сохранилось племенное название, ибо представители ногайцев носят фамилию «Найманов». Также четко подразделяются по родам и тамгам: —тарак найман, Т — багана найман, Т — шоькиш найман, Х — ашамай найман.

Таким образом, мы описали зафиксированные уже в наше время родовые названия племени найман и их знаки. Едиными для всех этнических групп ногайцев, являются знаки-тамги: , T,, Y. Они повторяются почти в каждом ауле, подтверждая генетическое единство этих групп ногайцев.

Теперь обратимся к историческим источникам. Что они говорят об этих тамгах, их названиях?

Н. Семенов у ногайцев Северо-Восточного Кавказа зафиксировал следующие знаки: тараклы-найман (гребень-найма и), f — кылыш-найман (сабля-найман), Х — челек-найман (ведро-найман) Т— баганалы-найман (столбовой найман). Этим тамгам аналогичны тамги, зафиксированные мной уже в настоящее время у ногайцев Нижнего Поволжья и отмеченные Т. А. Трофимовой: V, T. А в прошлом веке здесь же П. Небольсин у найманов зафиксировал тамги: Т—шугуш тамга (молоток), Y—баганалы, т. е. столб; / —шобалчи ил илип; ГП —хантамга или тарак, т. е. ханская тамга или гребень. Данные об этнониме «найман» у ногайцев говорят, что он генетически восходит к секиз-огузам и найманскому государству и близкими как по названиям, так и по форме тамг, являются данные по казахам.

У ногайцев есть род эрнегек найман (найман плетня), а у казахов «носят имя ергенекты-найман с тамгой ергенек Н», [15], пишут В. В. Востров и М. С. Муканов; аналогии есть у узбеков — терс, тамгалы, баганалы, ергенекты [16], у киргизов булгачы-найман [17].

Точные этнические и этнокультурные связи существовали между ногайцами и татарами. Они отразились и на этнонимике этих народов.

В истории татарского народа известно, что феодальная верхушка часто обменивалась династийными браками. Дочь ногайского бия Юсупа Сююбийке была замужем за татарским казанским царевичем. Связи отразились и на топонимии Татарстана. На территории современной Татарии есть топонимы НАЙМАНОВО, НАГАЕВО. К сожалению ногайский компонент в формировании татарского народа основательно еще не изучен.

Исторические факты свидетельствуют, что ногайцы имели этногенетические и этнокультурные связи с башкирами. По исследованию Р. Г. Кузеева: «Шестой, по нашей классификации ногайский, пласт в родоплеменной этнонимии исторически связан с возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и в Башкирии в XV -первой половине XVI в. Сложный и драматический период ногайско-башкирских отношений завершился в середине XVI в. уходом основной части ногайцев на юг… Оставшиеся в Башкирии группы явились одним из компонентов башкирской народности на заключительной стадии башкирского этногенеза [18].

Представители племени найман оказались и в среде каракалпаков [19].

Даже не полный перечень существующего материала об этнониме НАЙМАН у ногайцев, у других народов, с которыми ногайцы имеют давние этногенетические связи, еще раз доказывает, что найманский компонент занимает в этногенезе многих народов существенное место. Будучи, по нашим исследованиям, тюркоязычным по происхождению, найманский компонент участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов, хотя в составе Золотой Орды были разноязыкие народы. Присутствие в составе ногайцев этнонима НАЙМАН, наличие его в этнонимике многих народов, указывает на их единые этногенетические корни.

1. Петров К. И. Очерк происхождения киргизского народа. —Фрунзе.1963. С.7.

2. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. —М.,1957. С.196.

3. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. —М., 1977. С.24.

4. Бартольд В. В. Соч. М., 1968. Т.5. С.108.

5. Родословное древо тюрков. Соч. Абул-Гази, хивинского хана. Перевод и предисловие Г. С. Саблукова. —Казань. 1914. С.42.

6. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. —М., 1971. С.200.

7. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. — Алма-Ата. 1974. С.43.

8. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе…// Живая старина. 1896. Вып. З и 4. С.361.

9. Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского языка и письменности XII-XIII в. в. //Ученые записки ЛГУ, серия востоковедческих наук. No 305; Вып.12.1961. С.149.

10. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т.1. Алма-Ата,1961. С.638.

11. Бартольд В. В. Соч. Т. V. М.,1968. С.108.

12. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб.1895. С.387.

13. Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии //Памятная книга Таврической губернии. Симферополь.1867. Вып.1. С. С.420,424,430.

14. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб.,1852. С.40.

15. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата. 1968. С.65.

16. Радлов В. В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири, Джунгарии. Томск.1887. С.23.

17. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.,1971. С.37.

18. Кузеев Р. Г. Опыт исторической стратификации родоплеменной этнонимии башкир //Ономастика Поволжья. З. Уфа,1973. С.19.

19. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950. С.56.

+ см. фамилию автора :kz1: :D мы (керей-найман-жалайыр-меркит - не НЛО!, неопознанны другие B) )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор: Р.Х.КЕРЕЙТОВ (Черкесск)

НАЙМАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ НОГАЙЦЕВ И ЕГО ПАРАЛЛЕЛИ У ДРУГИХ НАРОДОВ

Этническая история ногайского народа основывается на конкретных племенах, входивших в разные эпохи в состав различных объединений и союзов: тюркских племен (XI-VIII в. в.), Печенежского (IX-XI в. в.), Кыпчакского (XI-XIII в. в.) союзов, Золотой (XIII-XV в. в.) и естественно, Ногайской Орд (XIV-XVI в. в.).

Ногайская Орда, образованная в конце XIV в., вобрала различные племена: уйсуны, канглы, уйгур, кыпчак, найман, керейт, конгырат, дурмен, катаган, кенегес, мангыт, байдар, бодырак, булгар, кобан, байис и другие, которые в настоящее время бытуют у ногайцев. Одними из самых распространенных среди них являются представители племени НАЙМАН.

В VI-XI в. в. НАЙМАНы вместе с уйгурами составляли государство тогуз-огузов [1]. Считается, что найманы кочевали, «… на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [2]. А по последним научным изысканиям: «Владения найманов простирались: с востока на запад — от верховьев Селенги и Орхона до Тарбагатая; с севера на юго-восток— от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [3].

У найманов было свое государственное образование (ханство) с зачатками функций государства, у которого была письменность, основанная на уйгурском алфавите [4], «… были свои государи, из которых известен Кара-кыш. По смерти его у них был государем брат его, Инат. При Чингис-хане они имели у себя государя, которого звали Таян-хан, у него был сын Кючлюк. Их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум» [5].

К 1218 году государство найманов было разгромлено Чингис-ханом окончательно, после чего найманы и часть других племен откочевала на запад, а другая ушла в составе войск Чингис-хана.

Монгольское завоевание повлияло на миграцию, разрушение, раздробление не только найманов, но и многих других племен, участвовавших позже в формировании как ногайцев, так и других народов. Во время походов разношерстные, но хорошо дисциплинированные и обученные войска татаро-монголов захватили большую территорию. После Золотой Орды представители найманов, сохранив самоназвание племени, влились в состав многих народов, внося оригинальную долю в их материальную и духовную культуру. В XIV веке в формировании Ногайской Орды, наряду с представителями других племен, мы видим и найманов [б].

В отношении первоначального языка найманов существует два взгляда. Их в последнее время довольно кропотливо проследил М. С. Муканов, поддержавший, и, на мой взгляд, наиболее достоверную теорию тюркского происхождения языка найманов [7].

Основываясь на том, что «найман» легко переводится с монгольского числительного как «восемь», В. В. Бартольд, И. Н. Березин, Б. Я. Владимирцов полагают, что найманы были монголоязычные.

Сторонники тюркоязычности найманов, по-моему, приводят более весомые аргументы. Н. А. Аристов, например, считает, что свое название найманы скорее всего получили от названия «… реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали»[8].

Рассмотрев вопрос на основе анализа китайской хроники «ляо-ши», к теории о происхождении найманов на тюркской основе пришла и Л. Л. Викторова [91. Изучив многие данные, в частности имя хана найманов Инанди (древнетюркский инан — верить), «Белга»— «мудрый» (древнетюркский «бил»— «знать») английский ученый Г. Ховорс не нашел особых данных, чтобы отнести язык найманов к монгольскому. Попутно сверим с ногайскими словами: «инан» по-ногайски «ыйнан»— верить, «белга» по-ногайски «бил» — знать».

Приводимые Абул-Гази имена государей найманов также подтверждают их тюркское происхождение, например, Каракыш, Инат, Кючлюк, соответственно, на ногайском языке «суровая (кара— имеет несколько толкований —Р. К.) зима», «верный», «имеющий силу».

В пользу тюркоязычности найманов говорят и их родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором), тарак-найман (найманы с расческой) и т. д. «Найманы, — пишет выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, — одно из древних тюркоязычных племен, игравшее активную роль в истории в период XI-XV в. в."[10].

Думается, что вопрос о языке найманов еще не ограничится и данной статьей.

Известно, что предки ногайцев приняли мусульманскую религию в составе Золотой Орды при Берке-хане. Но также известно, что некоторые племена, участвовавшие в формировании ногайского народа, до этого исповедовали разные религии, вобравшие в себя реликты не только домусульманских, но и, видимо, дохристианских верований. Дело в том, что и найманы одно время проповедовали христианскую религию. Отмечая, что в самой Монголии христианство было распространено еще до Чингис-хана, академик В. В. Бартольд пишет: « Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии»[11].

В составе ногайцев «… первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» [12], — писал Н. Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием «найманов куб» с родовыми подразделениями: карналык, ускюбе, котан, бакай улу, камыш-бсрден, шурша, келеулу, кадраш, казан аджи, мойнапа и другие. Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман: акмсчеть найман, биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие [13]. Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды: шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие [14].

Среди современных ногайцев представители племени найман сохранили не только племенное название, но и родовое, отличая при этом их по эмблематическим знакам тамгам. Рассмотрим их по местам расселения.

Ногайцы Бабаюртовского района Дагестана подразделяются среди найманов на следующие роды: Y —багана найман (найман опоры), Т —эргенек найман, —кирес найман (найманы вошедшие).

Представители племени найман у ногайцев Ногайского, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана и смежного им Шелковского района Чечено-Ингушетии, Нефтекумского района Ставропольского края имеют сходные тамги, а также отличительные. Приведу сначала названий родов, ибо не все помнят тамги: тогыншы найман, мойнапа найман, калем-берден найман, бакай найман.

Из них имеют тамги: Х — ашамайлы найман, —эргенек найман, — келаул найман, мойнапа найман, шорша найман, — бакай найман, Y — багана найман.

У ногайцев Нижнего Поволжья мноюза фиксированы тамги: Т — найман, У —багана найман. Среди кумских ногайцев, которые живут в Минераловодском районе Ставропольского края у представителей племени найман зафиксированы три разновидностей тамг: , T, Y.

У кубанских ногайцев более четко сохранилось племенное название, ибо представители ногайцев носят фамилию «Найманов». Также четко подразделяются по родам и тамгам: —тарак найман, Т — багана найман, Т — шоькиш найман, Х — ашамай найман.

Таким образом, мы описали зафиксированные уже в наше время родовые названия племени найман и их знаки. Едиными для всех этнических групп ногайцев, являются знаки-тамги: , T,, Y. Они повторяются почти в каждом ауле, подтверждая генетическое единство этих групп ногайцев.

Теперь обратимся к историческим источникам. Что они говорят об этих тамгах, их названиях?

Н. Семенов у ногайцев Северо-Восточного Кавказа зафиксировал следующие знаки: тараклы-найман (гребень-найма и), f — кылыш-найман (сабля-найман), Х — челек-найман (ведро-найман) Т— баганалы-найман (столбовой найман). Этим тамгам аналогичны тамги, зафиксированные мной уже в настоящее время у ногайцев Нижнего Поволжья и отмеченные Т. А. Трофимовой: V, T. А в прошлом веке здесь же П. Небольсин у найманов зафиксировал тамги: Т—шугуш тамга (молоток), Y—баганалы, т. е. столб; / —шобалчи ил илип; ГП —хантамга или тарак, т. е. ханская тамга или гребень. Данные об этнониме «найман» у ногайцев говорят, что он генетически восходит к секиз-огузам и найманскому государству и близкими как по названиям, так и по форме тамг, являются данные по казахам.

У ногайцев есть род эрнегек найман (найман плетня), а у казахов «носят имя ергенекты-найман с тамгой ергенек Н», [15], пишут В. В. Востров и М. С. Муканов; аналогии есть у узбеков — терс, тамгалы, баганалы, ергенекты [16], у киргизов булгачы-найман [17].

Точные этнические и этнокультурные связи существовали между ногайцами и татарами. Они отразились и на этнонимике этих народов.

В истории татарского народа известно, что феодальная верхушка часто обменивалась династийными браками. Дочь ногайского бия Юсупа Сююбийке была замужем за татарским казанским царевичем. Связи отразились и на топонимии Татарстана. На территории современной Татарии есть топонимы НАЙМАНОВО, НАГАЕВО. К сожалению ногайский компонент в формировании татарского народа основательно еще не изучен.

Исторические факты свидетельствуют, что ногайцы имели этногенетические и этнокультурные связи с башкирами. По исследованию Р. Г. Кузеева: «Шестой, по нашей классификации ногайский, пласт в родоплеменной этнонимии исторически связан с возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и в Башкирии в XV -первой половине XVI в. Сложный и драматический период ногайско-башкирских отношений завершился в середине XVI в. уходом основной части ногайцев на юг… Оставшиеся в Башкирии группы явились одним из компонентов башкирской народности на заключительной стадии башкирского этногенеза [18].

Представители племени найман оказались и в среде каракалпаков [19].

Даже не полный перечень существующего материала об этнониме НАЙМАН у ногайцев, у других народов, с которыми ногайцы имеют давние этногенетические связи, еще раз доказывает, что найманский компонент занимает в этногенезе многих народов существенное место. Будучи, по нашим исследованиям, тюркоязычным по происхождению, найманский компонент участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов, хотя в составе Золотой Орды были разноязыкие народы. Присутствие в составе ногайцев этнонима НАЙМАН, наличие его в этнонимике многих народов, указывает на их единые этногенетические корни.

1. Петров К. И. Очерк происхождения киргизского народа. —Фрунзе.1963. С.7.

2. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. —М.,1957. С.196.

3. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. —М., 1977. С.24.

4. Бартольд В. В. Соч. М., 1968. Т.5. С.108.

5. Родословное древо тюрков. Соч. Абул-Гази, хивинского хана. Перевод и предисловие Г. С. Саблукова. —Казань. 1914. С.42.

6. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. —М., 1971. С.200.

7. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. — Алма-Ата. 1974. С.43.

8. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе…// Живая старина. 1896. Вып. З и 4. С.361.

9. Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского языка и письменности XII-XIII в. в. //Ученые записки ЛГУ, серия востоковедческих наук. No 305; Вып.12.1961. С.149.

10. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т.1. Алма-Ата,1961. С.638.

11. Бартольд В. В. Соч. Т. V. М.,1968. С.108.

12. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб.1895. С.387.

13. Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии //Памятная книга Таврической губернии. Симферополь.1867. Вып.1. С. С.420,424,430.

14. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб.,1852. С.40.

15. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата. 1968. С.65.

16. Радлов В. В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири, Джунгарии. Томск.1887. С.23.

17. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.,1971. С.37.

18. Кузеев Р. Г. Опыт исторической стратификации родоплеменной этнонимии башкир //Ономастика Поволжья. З. Уфа,1973. С.19.

19. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950. С.56.

+ см. фамилию автора :kz1: :D мы (керей-найман-жалайыр-меркит - не НЛО!, неопознанны другие B) )

Читали уже, тоже могу копи пастерством заниматся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

Chapter VII. Chakhars and the Fourty-nine Banners.

p.394

The Naimans

NAIMAN means seven in Mongol, AND THIS TRIBE HAS NOTHING TO DO WITH THE NAIMANS OF THE DAYS OF JINGIS, WHO WERE TURKS....

Ховорт прямым текстом утверждает, что халха-монгольские найманы не имеют к тюркам-найманам времен Чингиз хана абсолютно никакого отношения! :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
The Naimans

NAIMAN means seven in Mongol, AND THIS TRIBE HAS NOTHING TO DO WITH THE NAIMANS OF THE DAYS OF JINGIS, WHO WERE TURKS....

Correction.

NAIMAN means not seven,that means eight in mongolian.AND THIS TRIBE HAS NOTHING TO DO WITH THE NAIMANS OF PRESENT DAY, WHO ARE TURKS....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

Chapter VII. Chakhars and the Fourty-nine Banners.

p.394

The Naimans

NAIMAN means seven in Mongol, AND THIS TRIBE HAS NOTHING TO DO WITH THE NAIMANS OF THE DAYS OF JINGIS, WHO WERE TURKS....

Ховорт прямым текстом утверждает, что халха-монгольские найманы не имеют к тюркам-найманам времен Чингиз хана абсолютно никакого отношения! :kz1:

Сэр Ховорту после этого как можно доверять. :blink:

Найман не семь а восемь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перевод

Найман означает семь по монгольски (восемь, восемь! Ховорт же не халха-монгол! - А.), и это племя (у халха-монголов - А.) не имеет ничего общего с найманами времен Чингиз хана которые были тюрками...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А Вы не могли бы указать - откуда можно скачать весь текст? Все таки раритет - 1876 год!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Фуфло буржуйское :kz1:

Что за выражение? Исправьте иначе накажу. Впредь не советую использовать такие слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за выражение? Исправьте иначе накажу. Впредь не советую использовать такие слова.

Извините Руст, параллельно другой форум открыт был. Спутал :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
http://books.google.com/books?q=Howorth+Mo...nG=Search+Books

Можно читать и читать. Гугл молодцы!

Спасибо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...