атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 понятно что он не идентичен, язык монголов чингис-хана и например халха монголов, халха всего лишь один из многочисленных монгольских этносов, есть ведь и другие. потом языки со временем меняются, даже за столетие он меняется, вопрос в том тюркский или монгольский, а не тюркский или халха-монгольский, как вы это позиционируете. в том тексте, написано что указы туглук тимур-хана были писаны могольским языком на могольской графике, и ниже он выделяет что есть типа то то и то то по тюркски. т.е. разница он видит между тюркским на котором он сейчас разговаривает и могольским. я был бы и рад, если бы язык племени чингис-хана был тюркским, но пока нет веских доказательств этому, и наврядли они будут. и не вижу смысла зацикливания на тюркскости племени чингис-хана, что даст или что измениться если даже он тюрк? признать его монгом не западло ведь, в этом нет ничего предосудительного.все народы меняются со временем, но есть определенная преемственность, нельзя же сказать что казахи не имеют отношения к чингис-хану, просто он был монголоязычный, и его потомки сменили язык смешавшись с другими тюркоязычными племенами. давайте лучше обсудим на какой тюркский язык перешли эти самые моголы могулистана, и много других вопросов по ним, где много чего не ясного. Да ни какого "западло" нет. Если на Туране в ветке "Чингизхан был тюрком" читали мои первые посты, то в официальной версии вовсе и не сомневался, но почитав источники понял, что если нет прямых доказательств тюркоязычности (если исключить выступление Чингизхана на "митинге" в Бухаре, и переименование города Зарнук в Кутлуг, что означает "счастливый"), то так же нет доказательств и монголоязычности. Около месяца назад стал сомневаться, что местом прохождения первых действий была Восточная Монголия, попробовал прочитать источники с картой и мыслью, что всё происходило в Восточном Туркестане и получилось даже логичней, чем если бы действия онести в Восточную Монголию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Получается, вы специалист? Иногда достаточно просто почитать специалистов. Тут слишком ясная ситуация, гадать бесполезно. Не припомню каракиданьских памятников, а словарь Мокаддимат ул-адаб входит в один круг памятников с другими монголоязычными словарями. Тем более, в списках 12 века никакого монгольского словаря нет. Еще подумайте - где Хорезм и где Баласагун. Хотя бы почитайте о взаимоотношениях Хорезма и каракиданей, все станет ясно. Не понял: "Mōqaddimat ul-adab" не 12 века, как Вы утверждали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость kanishka Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Перечитайте нашу дискуссию, поймете. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 в то же время, в описание племен у мирзы хайдар дуглата и шах махмут чураса, мы не видим джалаиров и уйсуней, видим дуглатов, бекчик (канлы), из старшежузовских племен казахов. в этих работах, авторы почему то не отмечают переход части племен к казахам, к кыргызам отмечают. ведь не может столь большое количество людей перейти в состав другого объединения незаметным для авторов этих работ потомков могульских эмиров приближенных к власти, к чагатаидам котоым они были родственниками (по крайне мере мирза хайдар дуглат был, и носил титул гураган), ведь даже небольшие группы могулов бывших в хоросане или ушедших к бабуру они отмечают.даже количество этих людей, название племен. по дуглатам же, уже писал, что они изначально поселились в районе кашгарии, где и жили все время, и где они уже были значительно ассимилированы и перешли к городской жизни, мирза хайдар дуглат четко делит могулов от казаков и узбеков, и не связывает с ними общность такую как например с кыргызами. как же тогда оказались в столь большом количестве дулаты в составе казахских племен? они не могли уйти после времени мирзы хайдара, т.к. были уже ассимилированы в кашгарии, и кашгарию считали своей родиной и это не отмечено у чураса, у него дуглаты также значительный род в конце 17 в., хоть и утерявший влияние, а до него свидетельств этому нет, мирза хайдар дуглат ничего не пишет как и другие. юдин пишет что манглай субе удел дуглатов не относилось к могулистану, казахстанский историк султанов утверждает что юдин не совсем верно истолковал понятие могулистана, вот выдержка: Казахстанский востоковед В. П. Юдин в одной из своих рецензий, опубликованной в 1965 г., высказал мнение, что Моголистан включал в себя только области, ограниченные Сырдарьей, Сары-Су, Балхашем, Иртышом и южными склонами Центрального Тянь-Шаня, и что Кашгарин не входила в состав Моголистана, а находилась во владении эмиров племени дуглат. Однако такое одностороннее определение границы Моголистана вызывает ряд возражений. Дуглаты, удельное владение которых называлось «Манглай Субе», были не просто и не только одним из основных племен Моголистана, но именно эмир этого племени Пуладчи в 748/1347-1348 г. возвел на престол в Аксу Туглук-Тимура, первого хана Моголистана; сын Пуладчи, эмир Хадайдад заставил провозгласить ханом Хизр-Ходжу (ум. 1399), сына Туглук-Тимура, а впоследствии он посадил на престол в Моголистане еще пять ханов и вместе со своими сыновьями и братьями фактически управлял государством моголов100. Манглай Субе, владения дуглатских эмиров, в состав которого, по словам Мирзы Хайдара Дугтлата, автора «Тарих-и Рашиди» (В 648, л.7а), входили Кашгар, Хотан, Яркенд, Касан, Ахсикет, Андижан, Аксу, Ат-Баши, Кусан, т. е. юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена, не только составлял часть Моголистана, но являлся административно-политическим центром Моголистана с самого начала его возникновения. Мнение П. Юдина о границах Моголистана основано лишь на одном высказывании автора «Тарих-и Рашиди». Однако глубокая проработка всех сообщений Мирзы Хайдара Дуглата и других мусульманских авторов о Моголистане вкупе позволяет утверждать, что в эпизоде, на который ссылается В. П. Юдин, мы сталкиваемся лишь с одним из значений термина Моголистан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Да ни какого "западло" нет. Если на Туране в ветке "Чингизхан был тюрком" читали мои первые посты, то в официальной версии вовсе и не сомневался, но почитав источники понял, что если нет прямых доказательств тюркоязычности (если исключить выступление Чингизхана на "митинге" в Бухаре, и переименование города Зарнук в Кутлуг, что означает "счастливый"), то так же нет доказательств и монголоязычности. Около месяца назад стал сомневаться, что местом прохождения первых действий была Восточная Монголия, попробовал прочитать источники с картой и мыслью, что всё происходило в Восточном Туркестане и получилось даже логичней, чем если бы действия онести в Восточную Монголию. я думаю в географических границах часты были ошибки и путанницы, я это заметил когда читал тарихи рашиди, там у автора есть описание могулистан исторического, там четко указано на современнубю монголию, но сам автор мирза хайдар дуглат не понимал этого, он писал, что такй реки как селенга сейчас в моголистане например нет, а чин далеко, тангут сейчас неизвестен и т.д., т.е. он переносил старое значение моголистана на новое для его времени, и для него это было не понятно и он сам задавался вопросами, т.к. в его время настоящие монголы понимались под именем калмак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Конечно, корень ал, өл (каз. общетюрк.) может быть един. Я имел ввиду именно слово "алача" (целиком). Если объяснять "алаша" в этом контексте, то я бы объяснил его с казахского также как убийца: "алушы" ("алучи/алачи") - берущий, забирающий (жизнь). Жан алушы - убийца. Пример: әл-Мумит – жанды бір мақлұқтың жанын алушы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 в то же время, в описание племен у мирзы хайдар дуглата и шах махмут чураса, мы не видим джалаиров и уйсуней, видим дуглатов, бекчик (канлы), из старшежузовских племен казахов. в этих работах, авторы почему то не отмечают переход части племен к казахам, к кыргызам отмечают. ведь не может столь большое количество людей перейти в состав другого объединения незаметным для авторов этих работ потомков могульских эмиров приближенных к власти, к чагатаидам котоым они были родственниками (по крайне мере мирза хайдар дуглат был, и носил титул гураган), ведь даже небольшие группы могулов бывших в хоросане или ушедших к бабуру они отмечают.даже количество этих людей, название племен. по дуглатам же, уже писал, что они изначально поселились в районе кашгарии, где и жили все время, и где они уже были значительно ассимилированы и перешли к городской жизни, мирза хайдар дуглат четко делит могулов от казаков и узбеков, и не связывает с ними общность такую как например с кыргызами. как же тогда оказались в столь большом количестве дулаты в составе казахских племен? они не могли уйти после времени мирзы хайдара, т.к. были уже ассимилированы в кашгарии, и кашгарию считали своей родиной и это не отмечено у чураса, у него дуглаты также значительный род в конце 17 в., хоть и утерявший влияние, а до него свидетельств этому нет, мирза хайдар дуглат ничего не пишет как и другие. юдин пишет что манглай субе удел дуглатов не относилось к могулистану, казахстанский историк султанов утверждает что юдин не совсем верно истолковал понятие могулистана, вот выдержка: Жалаиры, уйсыны и часть канглы были в Абулхаировской Орде. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Очень даже понятно. "Mōqaddimat ul-adab" написан хорезмским лингвистом 12 века Махмудом аз-Замахшари (Mahmōd az-Zımahşarii). Там приведен арабо-персо-тюрко-хорезмийский словарь. К бухарской рукописи произведения (монгольский период, первая половина 14 века) к словарю добавлена и монгольская таблица. Я специально для интереса копался в списке якобы монгольских слов словаря Мукаддимат ал-Адаб (из Глоссария Ибн-Муханны по изданию Муаллима Рифата, Истамбул, 1921 (если это слова вообще того периода, а не поздние). По моим грубым подсчетам из всего списка схожими с современным халхаским языком оказалось 90 общих слов и 10 числительных, с казахским 82 общих слова и с древнетюркскими 35 общих слов. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4103-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%b8-%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b8/page__st__760 Сообщение № 762 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Если объяснять "алаша" в этом контексте, то я бы объяснил его с казахского также как убийца: "алушы" ("алучи/алачи") - берущий, забирающий (жизнь). Жан алушы - убийца. Пример: әл-Мумит – жанды бір мақлұқтың жанын алушы. Без слова "жан", алушы - имеет другое значение. Жан алу - исламизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Более того, монгольский язык и язык каракиданей - не одно и то же. Вы спутаете казахский с азербайджанским? Можете привести каракиданьский текст, чтобы сравнить? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Жалаиры, уйсыны и часть канглы были в Абулхаировской Орде. а в каких работах это отмечено? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 а в каких работах это отмечено? Посмотрите в список "92 баулы кыпшак" (92 узбек-казахских племен). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htmШАРА ТУДЖИ ...Тридцати четырех лет от роду, убив Солтан-хагана желтых сартагульцев, 26 взял пять сартагульских провинций. Тридцати пяти лет от роду, убив токмокского Мангула-хагана, покорил Токмок... Именно про этот отрывок говорил, не появился ли термин монгол в Семиречье раньше Чингизхана, соответственно "монгольский" язык - каракиданский, а "Могулистан" первоначально государство каракиданей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ MOHГОЛО-ТАТАР МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ ...Нынешний император Чингис, а также все (его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами... ...Еще [татары] восхищаются монголами 147 как воинственным народом 148 и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство” 149. [Этому] также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники... ...Они даже не знают, являются ли они монголами 155 и что это за название... В Цза-цзи [Ли Синь-чуаня сказано]: “Существовало еще какое-то монгольское государство 105. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан его называли племенем мэн-у 106. Цзиньцы называли его мэн-у, а также называли его мэн-гу. В добавок к тому, что "монгол" это или сами каракидани или те какое-то племя, которое пришло с каракиданами. То есть наличие "средневекового монгольского" элемента в вилайате-Моголистан несомненно. Моя мысль такова, что средневековый монгольский элемент это каракидани и их наименование взял Чингизхан для империи. Соответственно получил "право на наследство" каракиданей: Китай и Маверанахр. То есть объяснение походов Чингизхана не "пассинарность" монголов или "природная мечта" властвовать над миром, а, так сказать, при наличии правовой основы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 в тарихи рашиди автор отмечаеть, что часть могулов перешла к кыргызам, и они стали частью другого народа, да такой частью, что стало признаваться в качестве "уютку" - дословно закваска. "Монолдор - элдин уюткусу". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 среди кыргызов упоминается сары-калпаки, а кто они? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 midanci - знаешь ты (midan - знаешь ci - ты) А я вижу персидский корень donistan - medoni. Это монгольское слово "мэд-" - знать. midanci -мэдэн чи - знаешь ты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 среди кыргызов упоминается сары-калпаки, а кто они? час назад разговаривал с кыргызом род сары-калпак , асоциации возникли с кара-калпак, есть ли паралели между черными и желтыми.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 В ойротских хрониках говорится что от өөлетов (чоросов) часть отделились из-за внутренних противоречии и уходили (исчезли, сгинули) в среднюю азию. Наверное они стали частью Могулистана, возможно чоросы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 час назад разговаривал с кыргызом род сары-калпак , асоциации возникли с кара-калпак, есть ли паралели между черными и желтыми.. Есть, оба имеют "калпак"-и. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Есть, оба имеют "калпак"-и. Гражданство имеет Казахстанское, калпак не носит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 а в каких работах это отмечено? Уважаемый Бахтияр. Вот казахстанские, видимо некоторые фольк-историки пишут,что моголистанское племя Дуклат это есть какой-то Дуло. Было ли Дуло в Моголистане в 13 веке? Какие связи дуклатов с дуло? Или все-таки Дуло это есть Ду Ляо(Дунь Ляо-восточный ляо?) т.е Каракытай? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Уважаемый Бахтияр. Вот казахстанские, видимо некоторые фольк-историки пишут,что моголистанское племя Дуклат это есть какой-то Дуло. Было ли Дуло в Моголистане в 13 веке? Какие связи дуклатов с дуло? Или все-таки Дуло это есть Ду Ляо(Дунь Ляо-восточный ляо?) т.е Каракытай? Дулу- это дуло (не ду ляо), с монгольским окончанием -т - дулат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Он собрал войско в Кашгаре. Воины шли группами, поспешно, стараясь обогнать друг друга. Ходжа 'Али бахадур в том войске был йазиком — авангардом. По-могольски «йазика» называют «бабаул» (В Л1 161а —баджаул, Л2 190б — йабаул). бабаул-mongolism? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Дулу- это дуло (не ду ляо), с монгольским окончанием -т - дулат. Нет.Дунь Ляо -Дунь гань,и Дунь Сянь(восточный Ляо)! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться