tal-ad-din Опубликовано 28 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2010 на башкирском, бал корто - пчела, а слово ары, эре точнее, используется в значении трутень... насчет того, что верить ли тому, что сказал старик, хм, у башкир есть пословица, акыл йэштэ тугел, башта....так что не каждый старик истину знает....а что истина, для "башкорт", мы это можем только предполагать, но не утверждать с полной уверенностью.... Короче, Башкиры это Казахи пчеловоды , Шутка! Сам я с отцом своим в прошлом пчеловод, так что меня тоже можно назвать Башкиром А что, также кочюешь, то в горах (чем тебе не жайлау), затем в степи, затем еще куда нибудь. Так что, вкусил я кочевую жизнь именно с пчелами, причем, очень полно: с приключениями, охотой - браконьера, рыбалкой. Кого только я в детстве не ел - и барсуков, и фазанов, и кекликов, и косуль, и дикобразов, и горных козлов, даже диких кабанов, а также сотни килограммов змейголов, сазанов, карасей и т.д. и .т.п. как настоящий древний Казах. Извините, надпомнило про мое счастливое детство, и так я понимаю романтическую жизнь Башкиров Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 У меня вопрос к представителям башкир, какие племена проживают в основном в Абзелиловском и бурзянском районах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 9 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2010 У меня вопрос к представителям башкир, какие племена проживают в основном в Абзелиловском и бурзянском районах. В бурзянском в основном Бурйан, есть карагай-кыпсаки, а в абзелиловском районе в основном Тамйан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2010 Спасибо большое Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 В бурзянском в основном Бурйан, есть карагай-кыпсаки, а в абзелиловском районе в основном Тамйан. заходите на http://www.ufagen.ru/places и справа по районам можете просмотреть все деревни... анализы проводились по данным райбольницы (кажется), поэтому определить племенную принадлежность оч.трудно. В соседнем районе с Бурзянским, в Баймакском, тоже проживают бурзянцы, но галлогруппы не совсем совпадают Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aryslan Опубликовано 16 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2010 У меня вопрос к представителям башкир, какие племена проживают в основном в Абзелиловском и бурзянском районах. В Абзелиловском в основном тамьяны, на севере табынцы (роды кубаляк и телеу), есть кипчаки. В Бурзянском районе в основном кипчаки, на востоке Бурзянского района - бурзяне. Бурзяне в основном проживают в Баймакском районе и в Куюргазинском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aryslan Опубликовано 16 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2010 Короче, Башкиры это пчеловоды , Всё это народные этимологии (главный волк, главный пчеловод), см. книгу Кузеева Р.Г. Происхождение башкирского народа. Башкорт переводиться 'главный народ', такое же название носили сарматы, 'главное племя', они почитали волка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 16 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2010 В Абзелиловском в основном тамьяны, на севере табынцы (роды кубаляк и телеу), есть кипчаки. В Бурзянском районе в основном кипчаки, на востоке Бурзянского района - бурзяне. Бурзяне в основном проживают в Баймакском районе и в Куюргазинском. бурзянцы равномерно распределены по всему району, см на уфаген.ру, живут так же в Кугарчинском районе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 АХМЕД ИБН ФАДЛАН КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ. Книга Ахмеда ибн-Фадлана ибн-ал-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада, клиента повелителя правоверных, а также клиента Мухаммеда ибн-Сулеймана, Хашимида, посла ал-Муктадира к царю “славян”, в которой'" он сообщает о том, что он сам наблюдая в стране тюрок, хазар, .русов, “славян”, башкир и других [народов] по части различий их вероучений, сведений об их царях, их положения :во многих их делах. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123 33) Мы отправились [в путь], пока не прибыли к реке Йаганды. Люди вытащили свои дорожные мешки, - а они [сделаны] из кож верблюдов, - и расстелили их. Взяли самок тюркских верблюдов, так как они круглы, и поместили их в их пустоту, так что они [мешки] растянулись. Потом они наложили их одеждами и вещами, и когда они наполнились, то в каждый дорожный мешок села группа [человек] в пять, шесть, четыре, - меньше или больше. Они берут в руки шесты из хаданга и кладут их как весла, непрерывно гребя, а вода несет их [дорожные мешки] и они вертятся, пока мы не переправимся. Что же касается лошадей и верблюдов, то на них кричат, и они переправляются вплавь. Необходимо, прежде чем переправится какая-либо часть каравана, переправить отряд бойцов, имеющих оружие, чтобы они служили авангардом для людей. [Это] из боязни башкир, что они нападут врасплох на людей, когда они будут переправляться. 36) Потом мы ехали [много] дней и переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Ирхиз, потом через Бачаг, потом через Самур, потом через Кинал, потом через реку Сух, потом через реку Кюнджюлю и попали 320 в страну народа из [числа] тюрок, называемого башкиры. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отделяет его голову, берет ее [с собой], а его [самого] оставляет.37) Они бреют свои бороды и едят вшей. [Вот] один из них тщательно исследует швы своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Право же, был с нами один человек из их числа, уже принявший ислам и служивший у нас. Однажды я видел, как он поймал вошь в своей одежде, он раздавил ее своими ногтями, потом слизнул ее и сказал, когда увидел меня: “Прекрасно”. 38) Каждый из них вырубает 328 палочку величиной с фалл и вешает ее на себя. И если он захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует ее, поклоняется ей и говорит: “О господи а, сделай для меня то-то и то-то”. Я сказал переводчику: “Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание этому [действию] и почему он сделал это своим господом?” Он [спрошенный] сказал: “Потому что я вышел из подобного этому и не знаю относительно самого себя иного создателя, кроме этого”. 39) Кое-кто из них говорит будто бы у него двенадцать господов: “у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый больший из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ”. Наш господь превыше того, что говорят нечестивые, возвышенным величием. 40) Мы видели, как [одна] группа из них поклоняется змеям, [другая] группа поклоняется рыбам, [еще одна] группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они [когда-то] вели войну с [какими-то] людьми из числа своих врагов, причем они [враги] обратили их в бегство 337, и что журавли закричали позади них [врагов], так что они напугались и сами обратились в бегство, после того, как обратили в бегство [этих башкир]. Поэтому они [эти башкиры] стали поклоняться журавлям и говорить: “Эти [журавли] наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов”. За это они им и покланяются. о казахах... там тоже есть... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 о казахах... там тоже есть... ну давай и про казахов уж Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 1 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2010 АХМЕД ИБН ФАДЛАН КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ. Книга Ахмеда ибн-Фадлана ибн-ал-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада, клиента повелителя правоверных, а также клиента Мухаммеда ибн-Сулеймана, Хашимида, посла ал-Муктадира к царю “славян”, в которой'" он сообщает о том, что он сам наблюдая в стране тюрок, хазар, .русов, “славян”, башкир и других [народов] по части различий их вероучений, сведений об их царях, их положения :во многих их делах. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123 Кое-кто из них говорит будто бы у него двенадцать господов: “у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый больший из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ”. Наш господь превыше того, что говорят нечестивые, возвышенным величием. о казахах... там тоже есть... господин переводится как хужа, а точнее эйа. Но никак не бог. Как думают некоторые шибко грамотные, в том числе и Фадлан не оченьто разбирался в тюркских языках. Причем он просто перепутал перечисляя подряд. у земли и воды не было отдельного эйа. А был Ер-hыу - хозяин Среднего Мира. Его башкиры изображали тамгой свастика. если внимательно изучить узоры в тюркских коврах-вышивку то там можно увидеть всю карту по религиозным представлениям тюрков. Такая танка или икона. А бог был один Кук Тангре. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 17 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2010 Исследователи башкирских воссстаний, практически не использовали и не используют рукописи написанные на старотюркском языке. Конечно, они написаны в форме преданий, много в них вымышленного и субъективного. Но рукописи содержат в себе немало интересных фактов. В рукописи написанной Нурмухаметом сыном Мухамеджана рассказывается о так называемом "Акаевском восстании" и события излагаются с точки зрения восставших. О восстании башкир под руководством Акая сына Кусюма. По совет Кулсары-бека русские на устье реки Уфы сооружили город и назвали его Уфой. Собранный ясак сдавали в этот город. На устье реки Демы, на реке Берсуана башкирский народ собирался на совещание, на которое стекались башкиры всех четырех дорог. На этом совещании дельные старики, испытанные мужи, после совещания пришли к единому мнению о том, как в этом году организовать и провести разведку среди русских. Словом главенство (руководство) перешло к Кусюму сыну Улякая. В его время башкиры были обеспечены от бедствий и утеснений. В его время и русские не имели такой смелости: ни шагу не смели они переходить за черту (вал). Он на всех четырех дорогах был почитаем и пользовался старшинством. Казанские чуваши, черемисы, мордовские и уржумские народы, не перенося угнетения русских, скрывались и спасались от них. Все они в книги записывались башкирами и поэтому никто из них к русским не возвращался. И теперь среди башкир их очень много, но, ввиду того, что они называют себя башкирами, потому их трудно узнать. Жилище Кусюмбита, сына Улякая, было в 50-60 верстах от города Мензелинска. В его время все четыре дороги были одного мнения, иного не было. Все своего старшину слушали, ибо без сомнения в его время башкирам жилось привольно. Не послушали русских, правда взяла вверх, а неправда была побеждена. Ведь бог сохранил от бедствий. У Кусюмбита, сына Улякая, были трое сыновей: один – Атха был злой угнетатель, другой – Акай попал в плен русским, третий – чуваш. Последний не имел особого значения. Он, как родившийся от чувашки, назывался чувашем. Словом, после смерти Кусюмбита очень смелые воры украли у Акая лошадей. Эти воры были казанские чуваши. В деревне Уразе, на реке Ирне, Акай догнал их, но воры, чтобы не попасть в руки Акая, защищались мечами и стрелами. По приказу Акая они все были перебиты. Как то спасшийся один из них съездил в Мензелинск и подал (там) жалобу на Акая, в котором писал, что Акай, появившийся в их деревне с многочисленным отрядом, перебил мирное население деревни, ограбил его и ничего не оставил. Об этой жалобе дали знать князю русских. Поэтому князь, собрав войска, двинул их на Акая. Во главе войска был поставлен Румянцев. Чтобы довести это дело до конца, окружили деревню Акая и захватили последнего. После этого Акая никому не показывали: одни говорили, что его повесили, другие – что оно после розог умер. Весть об аресте Акая быстро распространилась. Худые и добрые сообщали об этом друг другу. Собрались на совещание. От каждого рода пришли представители. Только степные канлы и кубавы не явились. Они на выступление не были согласны. Тогда, подняв перед ними знамена, крикнули: «Готовы ли вы к войне?» Но они вольно и невольно включились в различные ряды. Были (тут) из Букатин, Кипчаков, Тамьянцев, Бурджана, Пчкака, Урана, Киршина, Кури, Кубави, Карайцев, Шурана, три группы из киргизцев, четыре группы от Елана и другие. Все, объяснившись, готовились (к войне). Конечно, среди них были батыри, опытные старики, знающие ученые. На это совещание все они явились; знаменитые батыри Пчкаков – Уразман батырь; от Тамьянцев – Салим батырь, от Еланцев – Абдулла батырь, от Байларов – Кильмяк-абыз. Они все сошлись на одном мнении. После совещаний решено было отправить к русскому посла с письмом, в котором было написано следующее: «Начинаем именем бога. Первое – выдай нам сына Кусюма Акая; второе вернись в Мензелинск и за эту черту не переходи. Если эти требования не выполнишь, то с упованием на помощь бога, с тобой поведем войну». Русский ответил, что «дайте мне дорогу на Яик. Там я по указу великого царя ищу место для постройки крепости. После этого вернем Акая, но пока его держим среди русских». После этого малые, великие, худые и добрые, ученые и простые все (снова) совещались. Люди добрые сказали, что если русский (неверный) возьмет и завоюет (наш юрт), он там поставит стражу. Все дети перейдут в руки неверных и будут им служить. Посоветовавшись, решили идти войной на русских. Об этом сообщили по родам, сказав: «К утру будьте готовы к бою!» Начали войну. Русские стремились пробиться, но (башкиры) никого не пропустили и крепко стояли на своем между собой обещаньи. Многих из русских взяли в плен, многих ранили. В течении года была удача. Однажды все единым фронтом перешли в наступлении: джигиты, одетые в кольчуги, вооруженные луками и мечами, ударили на русских и, расстроив их фронт, разгромили их. Некоторые неопытные (воины), воспитанные в невежестве, принялись за грабеж. Пользуясь этим обстоятельством, русские открыли ружейную и пушечную стрельбу, и мусульмане вынуждены были отступить. Дальше мусульмане не имели успеха. Конечно, русские вернулись в Мензелинск и Акая не выпустили.. Там, где река Белая впадает в реку Нукрат (очевидно Каму), появились войска (русских). Мусульмане, чтобы идти по Белой, вели войну с ними. Многие известные башкирские батыри погибли: из Тамьянца батырь Салим погиб в Накисском лесу. Никакими путями (башкиры) не могли загородить путь русским, не могли их удержать (от наступления). По этим причинам в юртах башкир не было спокойствия, и (они) подверглись многим бедствиям. Говорили, что если на основе старых законов на старых местах нам спокойствия и счастия русские не дали, то это приведет к многим несчастиям; говорили, чтобы нам спасти наших стариков, детей родственников от угнетения русских, нам нужно будет подыскать новые места. С этими мыслями на некоторое время остались (на старых местах). Зимой очень бедствовали. Русские все время на них нападали. Чтобы не попадать в руки русских, башкиры шесть месяцев вели войну. Зимой перебили очень много русских и (поэтому) в эту зиму не были захвачены русскими. Весною, когда дни потеплели, мусульмане путем переписки условились о дне и месте (совместного) выступления. Все собрались на реку Кнали; не желавшие (воевать) побежали в лес, некоторых привели насильно. Среди них были казанские татары и уржумские черемисы, которые, когда им было выгодно, скрывались среди башкир. Среди них нашлись предатели, занимавшиеся шпионством и сообщавшие о месте сборищ (войска) русским, которые утром поэтому и явились к нам. На истоке реки Кнали есть речка, прозываемая «Сазлы-Елган», и еще речка называемая «Кше-Крлган» потому что в этой реке погибло много мусульман (во время боя). Мусульмане, полагая, что русские сюда не появятся, и никто не мог этого даже подумать, караулов не выставили. Кто желал приходить сюда, жил спокойно, а кто пожелал, уходил. Некоторые, собранные неволей, занимались предательством и сообщили русским, которые постепенно готовились (к бою). Мусульмане же ничего не знали. Один из предателей был из Ишривани, звали его Курбанаем, но я не знаю, чей он был сын. Он показал, где живут мусульмане, и научил русских (военной) хитрости. Русские ночью привезли свои пушки и утром начали из них стрелять. Бедные башкиры, не понимая откуда эта стрельба, начали разбегаться в разные стороны; многие женщины с детьми пробросались в реку. Раненые тоже погибли в реке. В этой бойне в Сазлы-Елган от трупов образовался мост. Стариков убивали как собак, камнями и деревом, грудных детей разрывали саблями, бедным женщинам распарывали животы, молодых людей просто убивали. Тела их клевали вороны и ели лисицы. И сегодня кости этих людей можно найти там. Так прошел целый день. Затем русские дали им несколько передышки. После этого русский (начальник) прочел указ, где говорилось: «Царь простил ваши грехи, идите в ваши старые юрты, вас никто трогать не будет». Многие, поверившие словам русских, которые вернулись, погибли от голода. В эти дни тамьянцы боялись вернутся домой, но так как не хотели совершенно оторваться от своих родных мест, провели лето в кочевках. Зимою на реке Белой тамьянцы не нашли спокойствия и перенесли много горя от войны. Никто им не помог, никто их приветливо не встретил. Кого они считали друзьями, в тех они встретили больше вражды. Кипчаки, обольщенные тем, что они на стороне русских, считали, что бог дал им спокойствие и счастье, и вели борьбу с тамьянцами. Желая отомстить тамьянцам, кипчакцы, объединившись с русскими, которые пробирались на Сакмару, нападали на тамьянцев. Последние не могли найти себе места для спасения. Тамьянцы, живя ближе к Мензелинску, начали войну. Знаменитые батыри во главе триста шестьдесят четырех всадников промчались, как ветер, обороняясь справа, слева, спереди и сзади стрелами из луков и мечами, никого не боясь. В большинстве случаев начальники войска назначались из них. Поэтому и говорили: «Если хочешь войны, то проси (совета) у тамьянцев, если – спора, то спроси у сарайливцев». Они, желая перекочевать, пришли на землю кипчаков, но неожиданно предатели из кипчаков (сообщили) о них русским, которые шли на Сакмару. Они угнали их скот, женщин превратили в рабынь, неработоспособных стариков всех перебили. Из тамьянских стариков Акманай, беглец Джиангул, Киджанцул, Султаногул – все там погибли. Женщины, боясь русских, бросали своих детей в воду; у некоторых дети остались в люльках, повешенных на сучьях деревьев: все там (они) погибли, ибо (матери) не успели их с собой захватить. Жену Кукча тархана, мать Чуракая, дряхлую старуху, разрубив пополам, побросали по сторонам дороги. Курмангуо, сын Акмая из Тамьяна, в это мятежный день был окружен русскими; по его рассказу, он захватив два лука, натянув их до отказа, стрелял из них с правой стороны по русским и с левой по мишарям и таким образом проложил себе дорогу. Один мишарь крикнул ему вдогонку: «Что ты сделал злой башкирин? Ведь не хватит деревьев, чтобы вас повесить». Точно так же в этот день родственник Кукча тархана – Китсен-Туря с многими товарищами из Тамьяна участвовал в бою с врагами. И они не была захвачены врагами – ушли в другую сторону. Русские их преследовали. Когда они вернулись в свои деревни, они получили письмо от русских, чтобы те, которые были (в бою) на реке Кнали, немедленно явились в Мензелинск, если добровольно не явятся, то будут приведены этапом. Бедные мусульмане! Это известие от русских заставило их отрешиться от своих голов (начальников). Предатели смеялись и радовались их горю. Стояшие во главе этого дела сторонники русских: от Киршма – Мухаммед Шарифи, от Тубалача – Масгуд, прибыли из Казани в деревню Аксар. Также один Нарз Уразметов и им подобные служили русским. Они дошли даже до того, что, организовав собственные отряды с большим старанием ловили бедных мусульман и продавали их в руки русских. Также появившиеся со стороны Саратова казаки и мишари ловили степных мусульман, чтобы представить их русским (их называли военщиной; они насильно остались на башкирских землях и сегодня их еще много); никого не оставляли в (живых) в башкирских деревнях, в особенности мало осталось (люде) по Казанской дороге. Если и осталось, то не больше двух-трех человек. В то время не находилось для десяти человек одной шубы и в десяти дворах – одного топора. Для посева семена привезли из Казанской земли. Было тяжело жить, нечем было питаться, и был такой сильный голод, что, говорили люди, ели человеческое мясо. В эти тяжелые дни писались (от нужды) рабами к дворянам. В руках дворян было много рабов. В Мензелинск приведено было много мусульман, закованных в цепи, всех бросили в тюрьмы, а воевавших джигитов заточили в подземны тюрьмы. За городом построили шестиугольное здание, на каждом углу которого был поставлен железный кол. Вокруг одного кола, который был в середине, устроили высокие висилицы. После этого под музыку привели батырей, мусульман, затем прочли указы, русские стали вершить свое дело (казнь). Сначала того, кто начал первый бой, посадили на средний кол, его помощников посадили вокруг этого кола. Кол прошел до их плеч, но тех, которые выказали себя героями, их разрубили по частям, а затем отрубили им головы. Некоторым, подвесив на железных крючьях за ребро, срубали головы, других же побили камнями. Никто не получил пощады. Боже, дай спасение оставшимся в руках русских! Мусульмане только упованьем на бога нашли себе утешенье. Казанские люди, уржумские черемисы, которые были свободны (от наказания), накупили себе жен и дочерей башкир и увели их себе домой. Кроме того, еще передавали, что за городом Мензелинском многих выстроили во фронт и перестреляли их до одного из ружей и пушек. Погибло такое множество людей, что трупы их побросали на свалку, как скотину. В реке Мензеле прорубили лед, спасая из сорока одного, тридцать девять бросили в этот прорубь. Трупами запрудили реку. Такие ужасные дела были, что их нельзя описать человеческим языком. Здесь сообщается только сотая доля того, что было. Оставшихся мусульман, сковав друг с другом шеями, погнали в Казань. Те, которые не могли дойти до Казани, погибли в пути от голода и жажды. Стража перебила мечами (упавших). На каждой версте падало 10 и больше человек. Не допуская их к рекам, привели в Казань и убили. В одной русской деревне, стража, заняв отдельный дом, башкир пустила в другой, заперев ставни, двери вплотную, зажгли дом и все там в огне погибли. После этого русские издали приказ, чтобы оставшиеся в живых башкиры представили в казну по одной лошади. Каждый степной башкирин, сдав одну лошадь, получал бумагу, в которой его называли, неизвестно почему, «изменник-бунтовщик». Кто из башкир был сторонником русских, того (в бумаге) назвали «верным башкирцем». Кто же из степных башкир не имел бумаги о сдаче лошади в казну, того хватали и представляли русским без всякой пощады. Они там и погибли. Были также времена, что если где-нибудь мусульманин проходил улицей русских, то малые и большие били его и забрасывали камнями. Кроме того во время восстания много из Тамьяна и Кипчака после боя убежали в земли киргиз. Последние лицемерно встречали их с сочувствием, говоря: «Бедные, вы находитесь в руках русских, мы напоим и накормим вас». Бедные башкиры поверили их лживым словам, и киргизы, якобы братаясь с башкирами, отняли у них вооружение, затем заставили работать на себя, а жен отняли и всех ограбили. Молодежь травили собаками, убивали камнями и кольями. Китсентуря и Чура здесь погибли. Жены их достались персам, каракалпакам, туркменам и другим киргизам. Их туда продали, детей от горя убили. Там их клевали вороны, сороки, ели лисицы. Когда башкиры узнали столько горя, они ушли к русским, некоторые остались кочевать в степях, некоторые, бросив борьбу с киргизами, мирно расселись среди них. И теперь часть их среди киргиз встречается. Очевидно, киргизские батыри – потомки тамьянских башкир. (Из татарского рукописного сборника 1864 г., писанного Нурмухамедом, сыном Мухамеджана из деревни Шанчальчи. Перевод с татарского по копии, находящейся в собрании Татарского института марксизма-ленинизма.) (История Татарии в материалах и документах, М.1937 г, стр.402-406). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ultima Ratio Опубликовано 15 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2010 Я, к стати, получил исчерпывающее представление о башкирах, когда читал статью о легендах и Культе Волка у Башкир. Вообще интересно, хоть и написано довольно научным языком - зато серьёзно и по делу. Оказывается многие тюрки объединены происхождением своего рода "от волка". Но, к примеру, Башкиры досконально сохранили все легенды своего народа. Плюс, я тут наткнулся на любопытный ресурс о тюркских народах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 15 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2010 Я, к стати, получил исчерпывающее представление о башкирах, когда читал статью о легендах и Культе Волка у Башкир. Вообще интересно, хоть и написано довольно научным языком - зато серьёзно и по делу. Оказывается многие тюрки объединены происхождением своего рода "от волка". Но, к примеру, Башкиры досконально сохранили все легенды своего народа. Плюс, я тут наткнулся на любопытный ресурс о тюркских народах. Мы тюрки это по монгольски так будет Бид Түргүүд\.Обратите внимание на окончание"Д"\.Полагаю ,что по древнотюркски так будет " Бит\Бет\ тюркют".Не похожи на ваш Биз түрклер. На монгольском Би-Я Бид-Мы\множественное число слова Би\Я\ Отсюда следует,что тюркское Биз пройзошло то монгольского слова Би.И добавлю,что окончание С тоже монгольское. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 17 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2011 Мы тюрки это по монгольски так будет Бид Түргүүд\.Обратите внимание на окончание"Д"\.Полагаю ,что по древнотюркски так будет " Бит\Бет\ тюркют".Не похожи на ваш Биз түрклер. На монгольском Би-Я Бид-Мы\множественное число слова Би\Я\ Отсюда следует,что тюркское Биз пройзошло то монгольского слова Би.И добавлю,что окончание С тоже монгольское. а где вы уважаемый увидели в древнетюркских надписях слово тюркут - тугууд там, везде тюрк будун, кук тюрк будун, тогуз огуз будун и т.д. и т.п., а тюркут это фантазия наших "классиков" тюркской истории. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беруни Опубликовано 23 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2011 Древнейшим пластом каракалпакской нации являются - Муйтены (Митани, Мидия). Также Муйтены распространились и к башкирам (усерганская ветвь). Вопрос к башкирам: Подразделяются ли современные башкиры по родам и знает ли молодежь свою принадлежность к какому-либо роду? Мы, каракалпаки например, узнаем об этом, как только научимся говорить, и только потом произносим слово - Мама. Правда я утрирую, но почти в таком же духе - на это уделяется большое внимание, так как мы - сборный народ, сотканный в прошлом, из оседлых и кочевых народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 23 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2011 а где вы уважаемый увидели в древнетюркских надписях слово тюркут - тугууд там, везде тюрк будун, кук тюрк будун, тогуз огуз будун и т.д. и т.п., а тюркут это фантазия наших "классиков" тюркской истории. Они сочиняли это тоже? Китайцы называли подданных ханов Ашина - Ту-кю. Это слово удачно расшифровано П. Пельо как "тюрк +ют", т. е. "тюрки", но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским. В древне-тюркском языке все политические термины оформляются монгольским множественным числом. Это дает основание думать, что они привнесены в тюркскую языковую среду извне. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 14 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2011 Кыргызское великодержавие и род "кыргыз" башкиров (видео) http://www.akipress.org/kghistory/news:5631 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 29 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2011 Заки Валиди. Неизвестные страницы истории Подзаг: О том, как создавалось башкиро-казахское буржуазное государство :asker28it: Серик МАЛЕЕВ Cохранились записи допросов видного казахского деятеля начала XX века Алихана Бокейханова следователями ОГПУ, в которых он признает факт своего знакомства с Заки Валиди. Вопрос: – Какова была ваша связь с башкирским контрреволюционером Валидовым? Ответ: – Я лично находился в дружеских отношениях с Заки Валидовым. С первых дней существования правительства «Алаш-Орды» установились с башкирским правительством самые дружеские отношения. Валиди принимал участие в работе нашего Всеказахского съезда и приветствовал его. Я же, в свою очередь, приветствовал башкирский съезд. В сентябре 1918 года в городе Уфе состоялось совещание между представителями правительства «Алаш-Орды» и валидского правительства. На этом совещании мы договорились о совместной борьбе против советской власти и создании единого башкирско-казахского буржуазного государства. Так кто же он, Ахмет Заки Валиди, сто двадцатилетие со дня рождения которого отмечают в этом году во всех тюркских республиках? Этой теме был посвящен круглый стол, прошедший 10 марта 2010 года в здании Национальной библиотеки Республики Казахстан. Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново Стерилитамакского уезда Уфимской губернии, доктор философских наук, профессор Манчестерского университета, в 1915 году он принимает участие в работе мусульманской фракции Государственной думы Российской империи, с 1917 по 1923 года возглавляет национально-освободительное движение башкирского народа. На протяжении долгого времени Заки Валиди поддерживает тесные связи с представителями казахской буржуазно-националистической партии «Алаш-Орда». И здесь же мы приводим слова одного из организаторов круглого стола, руководителя международного объединения «Тюрксой» Аскара Турганбаева: – Как вы знаете, по линии ЮНЕСКО во всем мире отмечаются юбилеи рождения выдающихся деятелей человечества. Наша организация «Тюрксой», в которую входят представители разных народов, никогда прежде не прибегала к подобной практике. Но с этого года мы решили последовать примеру ЮНЕСКО. В этом году мы отмечаем сто двадцатилетие известного башкирского ученого и писателя, общественного и политического деятеля Заки Валиди, в следующем году намечаем провести торжества, посвященные Шокаю. Никто из славных сынов тюркского народа не будет нами забыт. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аскар Опубликовано 10 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2011 http://www.youtube.com/watch?v=UlybIDwswY4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
a.kadyrov Опубликовано 20 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2011 Урал и Поволжье--первые очаги "КУРГАННОЙ культуры"--одной из пратюркских цивилизаций.А "индо-иранцы" СКИФИИ ведь на проверку оказались ТЮРКАМИ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
a.kadyrov Опубликовано 26 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2011 По кумыкски звучит БАШ--КЪЫРТ "головорез"(!!!) Ибн Фадлан писал,что башкиры были мастерами врагам резать головы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 27 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2012 Они сочиняли это тоже? Извините не сразу заметил, да сочиняли, а иначе откуда там это? В оригинале этого нет, не важно как расшифровывают китайские иероглифы, важно то как они сами себя называли, т.е. Турк будун. Просто надо классикам-тюркологам 19 в. относится обьективно и критически, они в то время все "несли золотые яйца" ))) вы же получается делаете из них догмы, и продолжаете муссировать, давно уже устаревшее, многое у классиков без юмора и не прочтешь уже, в том числе и ваши "ашинов" и "тюркутов". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 23 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2012 почти каждый тюркоязычный народ имеет отношение с кыргызами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 1 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2012 В IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнебашкирских родов, таких как Юрматы, Еней, Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён, которая располагалась в стране Леведия, в междуречье Дона и Днепра. В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство[39]. В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами.[39] По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства[39]. В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии.[39][40] Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу[39][40]. Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определенное жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления»[41]. Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan»[42] приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооруженном сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединенного германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеник на берегу Адриатического моря[39]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться