Активность
- Последний час
-
Жужанский каганат (Tan Tan) — союз кочевых тюркоязычных народов, которые господствовали в степях северного Китая в промежутке между исчезновением хунну в IV веке и подъёмом Тюркского каганата в VI веке. Религия - Тенгрианство. Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби. Распространена точка зрения, что авары тоже входили в жужанскую степную конфедерацию перед тем, как откочевать в степи Европы. В 402 г. правитель жужаней первым среди степных народов принял титул кагана. Источник Крадин Н.Н. Общественный строй Жужаньского каганата // История и археология Дальнего Востока. — Владивосток, 2000. — С. 80—94. Вот так работали тюркологи. Табгачи - Тюрки, Жужане-Тюрки. Все тюрки.
-
Дальше на восток, в Предбайкалье и Забайкалье, региональные элиты жили в гораздо более тесном контакте с кланами сяньбийцев первого и второго веков н. э., которые, по-видимому, имели региональное присутствие в восточном Забайкалье в форме «Зорголской культуры». Даже после второго века н. э. региональные элиты «Дуройской культуры» (рис. 24.59-70) с участием более старых, региональных, поздних и пост-сяньбийских элит и недавно прибывших групп Тегрег, которые могли быть вытеснены с Монгольского плато в результате образования Жужаньского каганата
- Сегодня
-
Территория, населенная теми, кого китайцы называли Тегрег, была обширна (рис. 26). Мы слышим о них к югу от Гоби — вплоть до центрального Хэбэя — а также к северу от пустыни, вплоть до озера Байкал. В лесостепях Восточного Забайкалья кланы Тегрег, по-видимому, установили очень тесные — возможно, супружеские — связи с региональными потомками северных групп сяньбэй, широко называемых Шивэй 室韋 (MC śjet-jwei) (рис. То, что «Гаочэ» не является самоназванием, уже ясно из того факта, что, согласно отчету Вэйшу, «на севере (бэйфан 北方 — то есть в монгольских степях) их называют «чили», тогда как в Китае (чжу ся 諸夏) их называют Гаочэ 高车 и Динлин 丁零». (WS: 103, 2307/Бэй ши 98: 3270). Герверс и Шлепп 1997: 98–115; Этвуд 2004: 615–16. Это параллельно широко распространенным «людям палатки», как кочевники часто называли себя, или как их называли другие (см., например, термины скениты и ахл аль-байт, связанные с бедуинами). Где один из их вождей основал в 388 году недолговечную династию Ди-Вэй 翟魏 со столицей Хуатай (滑台, современный Аньян) (Цзычжи Тунцзянь (ZZTJ): 106: 3358–59; 107, 3377, 3382; 108: 3405-406). китайцами (это, по-видимому, вариант перевода Сарби, ранее переводившегося как Сяньбэй). Эти «племена» Тегрег (обычно называемые бу 部 или ши 氏 в китайских источниках), значительно различались по размеру. Мы слышим о некоторых из них, насчитывающих всего девять сотен домохозяйств, а о других, предположительно, до 200 000 человек. Похоже, что их лидеры выполняли не только политические и военные функции, но также некоторые сакральные и культовые, возможно, связанные с шаманскими ритуалами гадания. В этногоническом рассказе, сохранившемся в Вэй шу 魏書, упоминаются шесть основных кланов или племен Тегрег (ши 氏) — Ди 狄 (LHan dek; MC diek), Юаньхэ 袁紇 (MC jwɐn-ɣət), Хулю 斛律 (MC ɣuk-ljwet), Цзепи 解批 (MC kaɨ-pʰiei), Хугу 護骨 (MC ɣuo C -ɣwət) и Ицицзин異奇斤 (MC jiɨ C -gje- kjən C). По-видимому, эти группы считали себя общего происхождения. Однако трудно сказать, какая часть этого списка основана на реалиях третьего-пятого веков в степях к северу от Гоби, в отличие от китайских антикварных предположений: с одной стороны, по крайней мере, название клана Ди 狄 может быть просто ссылкой на антикварное предположение о том, что Тегрег произошел от «Красного Ди»赤狄 периода Весны и Осени. С другой стороны, некоторые из этих клановых названий, похоже, представляют собой ранние варианты Лю Иншэн 1989: 102; Голден 1992: 69. Вероятно, уже в пятом или шестом веке н. э. эта связь привела к формированию новой групповой идентичности, позже записанной как «Тридцать татар» в тюркских рунических надписях (Ковычев 2006; Ковычев 2012a). О проблемах, связанных с «племенной» терминологией в китайских источниках, см. Togan 2015. 25 WS: 2, 23, 38; WS: 103, 2308. Последнее число, однако, явно преувеличено. См. пример Бэйхоули 倍侯利 (MC bwậi B -ɣəu-li C ), вождя племени Хулю, который, как говорили, «был сведущ в пятидесяти методах гадания на стеблях тысячелистника; его предсказания счастливых и несчастливых событий всегда сбывались, поэтому император (Северной Вэй) любил его и был щедр по отношению к нему». Фонетические транскрипции этнонимов, известных из более поздних источников, — некоторые из них имеют большоезначение для дальнейшей истории Внутренней Азии: клановое имя Юаньхэ (MC jwɐn-ɣət) — вероятно, ранняя фонетическая транскрипция этнонима уйгур (гегемоны степей Внутренней Азии между 744 и 840 гг.); клановое имя Хулу 斛律 (MC ɣuk-ljwet) —возможно, самое раннее свидетельство этнонима карлук (преемники западных тюрков и тюргешей в степях вокруг рек Чу и Талас и предки династии Караханидов); клановое имя Цзепи 解批 (MC kaɨ-pʰiei) может быть ранним вариантом названия более позднего племени Цыби 契苾 (MC kʰiei-bjiet)30 (которые недолгое время удерживали каганскую власть в восточных степях в начале VII века под предводительством Цыби Геленг 契苾歌楞 (MC kʰiei-bjiet kâ-ləŋ) как Ивуженмохэ Каган 易勿真莫賀可汗 (MC jiäk- mjwət-tśjen-mâk-ɣâ qaghan); а некоторые китайские ученые отождествляли название рода Хугу с Гегу 紇骨 (MC ɣət-ɣwət) — кыргызами в среднем Енисее.
-
Мужун 慕容 (LHan mɑ-joŋ) и Туфа 禿髮 (LHan tʰok-puɑt) — в дополнение к остаткам Ордосских хунну — которые в конечном итоге преуспели в взятии под контроль бывшей ханьской границы между южной Маньчжурией и Цинхай 青海 на северо-западе Китая. Вместе с кланами и династиями этнического происхождения Сюнну, Цзе 羯, Цян 羌 и Ди 氐 онисоздали отдельные политические образования и начали решительно формировать историю Северного Китая во времена Шестнадцати королевств, или Шилю Го 十六国 (304–439 гг. н. э.). Запутанная история и бесконечные конфликты между этими часто довольно эфемерными династиями рассказывались в ряде исторических источников. Однако гораздо меньше информации доступно о том, что происходило в то же время дальше на севере и северо-западе, глубже в степном мире. Из того немногого, что мы знаем, следует, что в четвертом веке н. э. (а возможно, и раньше) обширные пространства Монгольского плато были заселены многими племенными группами, которых китайские источники называют по-разному: Динлин (термин, используемый с периода Западной Хань; LHan teŋ-leŋ), Дили 狄歷 (термин, используемый, возможно, с периода Восточной Хань; LHan dek-lek), Чили 敕勒 (термин, используемый с периода Цзинь; LHan ṭʰɨk-lək; MC ṭʰjək-lək) и Тиэле 鐵勒 (термин, используемый с периода Суй; MC tʰiet-lək). Вероятно, по крайней мере, этнонимы Чили и Тиеле являются вариантами китайских фонетических переводов некоторого оригинального слова, которое звучало как Тегрег и означало «телега». На самом деле, в период Северная Вэй эти племена также назывались Гаочэ или Гаоцзюй 高车, что буквально означает «высокие телеги» — по-видимому, китайский перевод значения Тегрег. См. монгольские слова telegen, terge, tergen — «телега» в Boodberg 1951; Pulleyblank 1990; Golden Таким образом, кажется, что эти племена были в общем названы «людьми телеги» их южными соседями, подчеркивая важность повозок, запряженных волами и верблюдами, для их мобильногообраза жизни — черта, которая широко наблюдалась в материальной культуре многих сообществ в монгольских степных землях до недавнего времени (рис. 25). Северные наблюдатели Вэй вкратце описали этот образ жизни, используя обычные топосы о кочевниках Внутренней Азии, но с некоторыми подробностями: Они мигрируют в поисках травы и воды. Они одеваются в шкуры и едят мясо. Их крупный рогатый скоти овцы такие же, как у жужаней. Но колеса их телег высокие и имеют очень много спиц.
-
Хотя я согласен с Пуллиблэнком, что сюнну, безусловно, включили в свое правление южных ху и лоуфанов и, предположительно, получили от них обширное культурное влияние, я не думаю, что из этого следует, что сюнну как династия и правящая семья были исключительно или даже в первую очередь ху по происхождению. Теория Пуллиблэнка «Из Ордоса» подвергалась критике несколькими способами. С точки зрения археологии Сергей Миняев (1991) [19] указал, что большая часть того, что мы знаем как культуру сюнну, является имперским творением, появившимся после подъема империи, но что самые близкие параллели с «обычными» могилами находятся в юго-восточной Маньчжурии, а не в Ордосе или на северной китайской границе. Более фундаментально Николо ди Космо 2011 утверждал, что, если мы ищем «корни» политической культуры и институтов империи хунну, … мы должны поэтому заключить, что события, происходящие на китайско-кочевой границе не могут быть единственным катализатором возникновения империи хунну. Наше обсуждение указывает, скорее, на существование культурного континуума между кочевым миром к северу от Китая и «скифскими» сибирскими и центральноазиатскими культурами, который, по всей вероятности, объясняет не только существенное сходство в их материальных культурах, но и возможное сходство в формах политической организации, пути и корни которой остаются до сих пор неясными (Di Cosmo 2011, стр. 48).
-
Как утверждал Пуллибланк, изгнание лоуфанов и других нехуасянских китайцев из равнинного региона Ордос-Тюмед Мэн Тянем 蒙恬 , генералом восходящей династии Цинь 秦, было ключевым событием в ранней истории сюнну. Именно в ответ на это событие произошло падение Цинь и последующее втягивание Китая в гражданские войны, что привело к конфронтации Модуна и империи сюнну с новой династией Хань. На этом основании он утверждает, что сюнну на самом деле были ху из региона Ордос, связанными как с Ицюй 義渠 [18] , королевством эпохи Воюющих царств в пограничной зоне Шэньси-Ганьсу-Нинся, так и с лоуфанями (Pulleyblank 1994: 514-17, 522-23). Именно это включение, по-видимому, привело к тому, что сюнну приобрели этническое самоназвание ху. Эти дебаты об историческом происхождении сюнну также распространились на археологию. В то время как многие монгольские археологи выводят культуру сюнну из культуры плитных могил бронзового века и раннего железного века восточной Монголии, китайские археологи, такие как Тянь Гуанцзинь 田廣金 и Го Сусинь 郭素新 (1986) вывели ее из культуры бронзовых изделий в стиле Ордоса. Хотя этот спор продолжается и пока не привел к окончательным выводам (то, что сторонники, как правило, буквально не говорят на языках друг друга — или не читают сочинения друг друга — затрудняет решение), он указал на существование как южной, так и северной аффилиации поздней культуры Нойон-Уул, связанной с сюнну (Turbat 2004; Psarras 2003-04).
-
Before the term Xiōngnú appeared, northern nomads were generally called Hú. In the famous debate cited in “Strategies of the Warring States” (Zhanguo ce 戰國策 ), the term Hú 胡 was used for those people wearing the trousers and other clothing appropriate for mounted archery (Zhanguo ce, 19.204-211, 29.326; Crump 1996, pp. 288-98, 466). In Sima Qian’s version of this debate under King Wuling of Zhao (307 BCE), the term Hú is used for three speciic peoples. One is the “Forest Hú” (Lín Hú 林胡 ) who from their name must have inhabited a forested region. This may have been either the dense forests of the Yin Shan 陰山 Mountains (Mongolian Dalan Khara or Kharagana Mountains) north of Höhhot or a much larger, but not so densely wooded pine and cypress forest along the western borders of Ordos whose remnants can still be seen in a few places. Barren today, both areas were forested up until the mid-eighteenth century (Ai Chong 2012, pp. 270-72, 286, 288-290, ig. 17-2). [16] Second was the Lóufán 樓煩 [17] , who inhabited the area of the Tümed plain around Höhhot and north- western Shanxi (Pulleyblank 1994: 518-19). Finally it was also used for the “Eastern Hú,” in the area where modern-day Liaoning, Hebei, and Inner Mongolia meet. These three, the Forest Hú, the Lóufán, and the Eastern Hú together formed the “Three Hú” (Shiji 1982: 43.1809). До появления термина Xiōngnú северные кочевники обычно назывались Hú. В знаменитом споре, упомянутом в «Стратегиях воюющих царств» (Zhanguo ce 戰國策 ), термин Hú 胡 использовался для тех людей, которые носили брюки и другую одежду, подходящую для конной стрельбы из лука (Zhanguo ce, 19.204-211, 29.326; Crump 1996, стр. 288-98, 466). В версии этого спора Сыма Цяня при правлении Улиня из Чжао (307 г. до н. э.) термин Hú используется для трех определенных народов. Один из них — «лесные Hú» (Lín Hú 林胡 ), которые, судя по их названию, должны были населять лесной регион. Это могли быть либо густые леса гор Инь-Шань 陰山 (монгольские горы Далан Хара или Харагана) к северу от Хёх-Хото, либо гораздо более крупные, но не столь густо заросшие сосновые и кипарисовые леса вдоль западных границ Ордоса, остатки которых все еще можно увидеть в нескольких местах. Сегодня бесплодные, обе области были покрыты лесами вплоть до середины восемнадцатого века (Ai Chong 2012, стр. 270-72, 286, 288-290, рис. 17-2). [16] Вторыми были Лоуфани 樓煩[17], которые населяли область равнины Тумед вокруг Хух-Хото и северо-западной Шаньси (Pulleyblank 1994: 518-19). Наконец, это также использовалось для «Восточных Ху», в районе, где встречаются современные Ляонин, Хэбэй и Внутренняя Монголия. Эти три, Лесные Ху, Лоуфани и Восточные Ху вместе образовали «Три Ху» (Shiji 1982: 43.1809). Как видим три группы были протомонголами.
-
В то же время термин Ху 胡 также засвидетельствован как самоназвание Сюнну в тех же видах писем. Дарка Хулугу 狐鹿姑 писал Хань Уди: «На юге находятся Великие Хань, на севере — Могущественные Ху; Ху — гордые дети Неба» 南有 大漢,北有強胡。胡者,天之驕子也 (Бань Гу 1962: 94B/3780). Он также писал: «Когда Ху нападали, они приносили в жертву солдата, постоянно говоря, что они хотели бы получить [устрашающего ханьского генерала] Эрши в качестве человеческой жертвы».胡攻時祠兵,常言得貳師以社 (Бань Гу 1962: 94A/3781) Использование Ху для Сюнну также можно увидеть в китайских повествовательных утверждениях, хотя они не так вероятно сохраняют использование Сюнну, как примеры, которые я привел выше (см. цитаты в Линь 2007: 142-43). Согласно модели для кочевых империй, которую я отметил до сих пор, в случае Сюнну и Ху один должен быть императорским династонимом, в то время как другой должен быть ранее существующим этнонимом, который имел широкое использование и в конечном итоге приобрел несколько плебейские коннотации. На самом деле, я утверждаю, что Xiōngnú — это династоним, в то время как Hú — это более широкий этнический термин.
-
That “Xiōngnú” 匈奴 was in some sense a self-designation of the Xiōngnú appears from letters sent by the court of the Darqa (i.e. Xiōngnú emperor) [14 ] to the emperor of China. Such letters were written in Chinese, but preserved a good deal of the original Xiōngnú phrasing (enough to be considered highly disrespectful to the Chinese court). Thus in oficial communications between him and the Han emperor, the Xiōngnú Darqa called himself, and was called by the Han ruler in return, the Xiōngnú dà chányú 匈奴大單于 (Shiji, 110. 2896, 2897, 2899, 2902, 2903; Hanshu, 94A.3756, 3758, 3760, 3762, 3764). [15] The Xiōngnú founder Mòdùn 冒 in a letter describing his conquests to Han Wendi writes of the conquered people that “they all already become Xiōngnú” 皆已爲匈奴 (Ban Gu 1962: 94A/3757). Finally the mother of the recently deceased Darqa Hūhányé 呼韓邪 in describing the disorder of the Xiōngnú realm wrote: “For more than ten years the Xiōngnú have suffered disorders, linked up like hairs on a head.” 匈奴亂十餘年,不絕如髮 (Ban Gu 1962: 94B/3807) То, что «Сюнну» 匈奴 было в некотором смысле самоназванием сюнну, следует из писем, отправленных двором Дарка (т. е. императора сюнну) императору Китая. Такие письма были написаны на китайском языке, но сохранили значительную часть оригинальной фразировки сюнну (достаточно, чтобы считаться крайне неуважительной по отношению к китайскому двору). Таким образом, официально общение между ним и ханьским императором, хунну Дарка называл себя, и был назван ханьским правителем в ответ сюнну да чанью 匈奴大單于 (Шидзи, 110. 2896, 2897, 2899, 2902, 2903; Ханьшу, 94А.3756, 3758, 3760, 3762, 3764). Основатель Сюнну Модун 冒 в письме, описывающем его завоевания Хань Вэнди, пишет о завоеванных людях, что «все они уже стали Сюнну» 皆已爲匈奴 (Бань Гу 1962: 94A/3757). Наконец мать недавно умершей Дарка Хуханье 呼韓邪, описывая беспорядок царства Сюнну, писала: «Более десяти лет Сюнну страдали от беспорядков, связанных, как волосы на голове». 匈奴亂十餘年,不絕如髮 (Бань Гу 1962: 94B/3807)
-
Looking at the ethnonyms used in the Xiōngnú empire, there is a similar set of dynastonyms, imperial surnames, and dual ethnonyms among the Xiōngnú. The imperial surname is the clearest case. The imperial surname is given as Luándī 攣鞮 [10] in the Hànshū, and Xūliántí 虛連 [11] in the Hòu Hànshū (Ban Gu 1962: 94A/3751; Fan Ye 1965: 89/2944-45). [12] This name certainly does not appear to have any relex elsewhere in the names of the Xiōngnú, although Pullyblank sought to connect it both with “Xiōngnú” itself and the obscure Phrounoi The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú — 039 — (Pulleyblank 1962: 139-40, 240-41). Рассматривая этнонимы, используемые в империи Сюнну, можно отметить схожий набор династонимов, императорских фамилий и двойных этнонимов среди Сюнну. Императорская фамилия является самым ярким примером. Императорская фамилия указана как Луанди 攣鞮[10]в Ханьшу и Сюлианти в Хоу Ханьшу (Бань Гу 1962: 94A/3751; Фань Е 1965: 89/2944-это имя, безусловно, не имеет никакого отношения к другим именам хунну, хотя Пуллибланк пытался связать его как с самим «хунну», так и с малоизвестным Фруной Кай, Хонгай и имена хунну —039 —(Пуллибланк 1962: 139-40, 240-41).
-
Так я же написал сверху несколько книг. Такой огромный народ не может мигрировать. Тем более государство Сюнну известно от династии Хэлянь Бобо во времена как раз миграций киргизов (Хэгу) и Иджань (Тэгрэг) к Табгачам. Нет связей настоящих с Ху (имперцами) из Южной Маньджурии и Тэгрэг (живущие родами). Хэлянь - Хэри такое же племя лишь у Буриад-Хори у которых N1c1 как раз времен Сюнну, Жужань-Абар https://www.academia.edu/18160947/_The_Qai_the_Khongai_and_the_Names_of_the_Xiōngnú_?email_work_card=view-paper Отличная работа кстати. Ранний период народа Ху. Сами себя Дарга называют Ху в двух письмах. Сами себя чаще называют Дарга. Сам титул потом используется лишь Сяньбэй и Абар. Тэгрэг даже не слышали о таком титуле, хотя заявляют, что прямые потомки.
-
Все верно. Бек, Хаган, Багатур, Тархан все это титулы монгол-жужаньские. Динлинские титулы сплошь иранского происхождения Инал и т.д.
-
5. Cf. the name of the Xiongnu shanyu, MC mâw-ton (*maɣu-tur). Как я и говорю изначальная форма на М. Как видим тюркологи даже согласны
-
Жужани не Сяньбэй, а прямые потомки Сюнну их таких племен как Баят, Татар. А, правящая династия Сяньбийская
-
Comments: EDT 313, VEWT 55. Cf. the name of the Xiongnu shanyu, MC mâw-ton (*maɣu-tur). This Turkic word was borrowed into numerous surrounding languages (Iranian, Mongolian etc., see the literature in ЭСТЯ). Modern forms like batɨr, batur are back-borrowings from Mong.; forms of the type baxatir - back-borrowings from Persian. Особенно это позабавило. Жужани использовали титул Багатур. А, тюркоязычные были рабами (кулами) Жужань. Особенно позабавило, что у иранцев взяли титул обратно)) Когда иранцы были подчинены Жужаням вплоть до Бактрии. Никаких доказательств как обычно у тюркологов
-
Основная часть Сюнну не жили в Монголии. Большая часть жили на Ордосе - это внутренняя Монголия. В самой Монголии жили Шивей (ветвь Сянбэй и то нет полной уверенности)
-
Я сидел на конференции, где она была в Крыму. Не говорит, не знает. Тоже самое с монголистами из русских. Все разговаривают на монгольском, кроме русских. Это бездари натуральные.
-
После долгих раздумий пришел к выводу, что семантическая связь Кибир и Огуз и соответственно версия Огуз=вол маловероятна! Огуз это скорее всего "ок"+"уз", т.е. условно "мастер стрелы". Вероятно это некая производная более раннего этнонима Улуг Ок ("великая стрела"). Клан (навряд ли племя) Улуг Ок был в составе союза Дулу во времена Западно-Тюркского каганата, имел родственные связи с Ашина.
- Вчера
-
стопроцентно харам для мусульман и евреев
-
при чем тут имя (или прозвище) и поедание свинины? не в тему пример
-
Все же Сельджук (из Кынык) обратился в ислам около 985 года. Вероятно это не самый ранний случай обращения огузов в ислам, хотя случаи VIII-IX вв. мне неизвестны.
-
Монгол, царь эфталитов, брат уйгуров, внук Яфета, сын Тюрка и просто хороший человек😁
-
Территорию слабосильных хунну Огуз отдал своим двоюродным-уйгурам (Гаогюй), а сам ушел на территорию помощников - Среднюю Азию от Таласа и Сайрама до Бухары (см. территорию эфталитов).