Активность
- Последний час
-
Сейчас прошёлся по Википедии - опять там всё поменялось. Не знаю, с какой целью и кому это выгодно и, кто это вообще делает?! Хотя, всё же есть сугубо личное подозрение на неких заинтересованных сторон. Буквально, лет 5 назад, когда ознакамливался с Википедией, помню, были упоминания о Каракалпакском ханстве и были кое-какие имена из клана Кучумовичей, даже Абдал Гаффар был упомянут, а сейчас всё исчезло. Нет также никаких упоминаний о влияний каракалпаков в политическую жизнь соседних ханств, нет никаких сообщений о взаимоотношениях с башкирами и калмыками, нет никаких данных об отношениях с Российской империей 1722 года о том, что послы отправлялись друг-другу, что были переговоры о дружбе, сотрудничестве и торговле. Нет также сообщений о событиях 1723 года, а в предыдущей версии Википедии было указано о разделении каракалпаков на верхних и нижних из-за нападения джунгар, то есть было хоть и ошибочное, но какое-то упоминание о трагической судьбе народа, потерявшего 9/10 часть своего численного состава на момент 1723 года (Верхние и Средние каракалпаки тоже в числе этих потерь), положившие начало к дальнейшему краху Нижних каракалпаков в середине 18 века из-за нападения казахов, о которых, само собой разумеется, в нынешней версии Википедии также ничего не упоминается, хотя и делается акцент на вековую дружбу и союзничество каракалпаков именно с казахами и больше ни с кем (даже закреплены некими отрывками из документов, правда, не полностью, то есть не по сути документа). В общем, отсутствие отечественных историков и, вообще их безразличие к истории собственного народа (полагаю, они вынуждены самоотстроняться), позволяют заполнять исторический вакуум со стороны внешних бенефициаров на любой вкус, лишь бы оболванить каракалпакскую молодёжь. Поэтому, всё что я пишу будучи не проф историком, я ориентирую свою молодёжь где и что можно посмотреть в поисках реальной истории своих предков. Источниковой базы достаточно, кроме исторических архивов в Москве и Петербурге, есть масса других региональных архивов РФ, где есть документы по истории каракалпаков, среди которых башкирские архивы самые богатые. Нашему выдающемуся аксакалу Сабыру Камалову одной жизни не хватило на всё, он даже и с хивинской историей до конца не смог "разобраться", то есть, не дали полноценно разобраться, а обьезжая российские архивы, лишь с досадой произнёс "... как объять не обьятное?! ...", это он о том, что работ предстоит непосильно много. Так, что молодёжь - приступайте к изучению. Иначе, как говорится, у народа без истории, нет и будущего, так как нечего будет бережно охранять и передавать будущему поколению.
-
Кстати, давно заметил, что саманные кирпичи на юге и у нас отличаются не только по форме, но и по цвету, на юге он желтый судя (по постройкам домов), у нас темно-бурый (судя по старинным захоронениям и современным хозяйственным постройкам в аулах). Видимо там из желтой глины, у нас - из глинистого черноземного грунта.
- Сегодня
-
Иванов раскрыл ключевые моменты истории каракалпаков, но системно не изучал, а рекомендовал своим последователям важность изучения, но, потенциального исследователя до сих пор нет. Хорезмская экспедиция Толстова изучала комплексные вопросы средневековой истории, а Камалов попытался изучить хивинскую часть истории. А всё что было посередине, в том числе по Сырдарьинской истории, неговоря об историях в период пребывания в Казанском, Астраханском, Сибирском ханствах и Ногайской орде - нет ни одной научной работы. Были лишь некие этнографические поиски по каракалпакам Ферганской и Зарафшанской долин. Википедия по истории каракалпаков сразу начинается с середины 18 века, мол, каракалпаки жили по среднему и нижнему течению, но детали не раскрываются - откуда и как они там оказались?! Тем не менее, в грамоте Абдуллы хана 1598 года, каракалпаки как подданные Бухары уже отмечены, а это зафиксировано ещё до образования Каракалпакского ханства, когда каракалпаки ещё не обьединялись на Сырдарье по призыву шейбанида Абдал Гаффара. Поэтому, история каракалпаков многогранна, нельзя считать, что каракалпаки в Зарафшанской долине, или Ферганской долине, или в Аральском ханстве и т.д. это поздние пришельцы. Каракалпаки, если по вашему мнению были кочевниками без родины, то это не значит, что они одной толпой кочевали туда и сюда, отнюдь нет, они одновременно находились в разных частях Евразии, потому и у них было много правителей не только из своих Кучумовичей, но и некоторые группы навечно остались как в бывших Бухарском, Хивинском, Кокандском ханствах, так и в бывших Казахском, Сибирском, Казанском, Астраханском ханствах, а также среди ногайцев бывшей Ногайской орды.
-
Знаем про ваших братьев, от кого у вас йоканье и цоканье )) Не уподобляйтесь Думану, который докатился троллить традиции, обычаи и язык своего народа в разных областях страны. В нашей области срубы не ставят, для этого банально нет леса. Наша область по большей части это степи. Может быть в далеком прошлом так делали в нашем Шалдае где сосновый бор, не могу сказать да или нет, потому что не знаю. Сейчас там точно такого нет. Да и любой казах прекрасно знает, что надмогильное сооружение казахи всегда возводили и до сих пор возводят из имеющихся подручных материалов и от степени достатка семьи, где-то используют местный камень (наших Баянаульских гор), где-то песчаник (емнип на западе страны), где-то металлические оградки, но в основном это современный строительный материал - силикатный или жженый желтый или красный кирпич. В нашей Павлодарской области в прошлом возводили из самана, это глинобитный форменный кирпич из смеси разведенного водой до густой массы и затем высушенного на открытом воздухе грунта, глины и сухой травы (возможно были и свои др. ингредиенты в прошлом). Я заливал здесь на форуме много фотографий 19 века, в том числе по нашей области, поищите, посмотрите. Если у вас есть фото или упоминания срубов, то будет интересно ознакомиться.
-
Это само собой известный факт. Я спросил вас не про это, а про другое, что в предполагаемой основе обсуждаемых терминов отсутствует "қ/г" - "чач/шаш" (волос). Или все таки встречается в древнетюркских или современных языках форма "чақач / шағаш"?
-
Халх-монгол Мөнхбатын Даваажаргал - японский сумоист, 69-й ёкодзуна Хакухо Сё с детьми и супругой, японкой Саёко Вада. По моему, дети унаследовали типаж отца, а девушка справа, если это старшая дочь, унаследовала японские черты мамы.
- Вчера
-
А вообще, кытай-кипчаков не было среди племен, последовавших с Мухаммедом Шейбани в Мавереннахр на рубеже 15-16 веков, они действительно поздняя волна пришлых племён. А у каракалпаков было несколько волн как из Дешти Кипчака при Шейбани хане, так и поздние переселения. Ещё в середине 18 века Нижние каракалпаки говорили русским (записывал Гладышев), что они двинулись из Казанского и Астраханского ханств для разорения Бухары 260 лет тому назад прежде чем оказались в нижнем течении Сырдарьи (если с 1740-ых годов отнять 260, то получим конец 15 века, а это как-раз начало действий Мухаммеда Шейбани). Это же предание с последующими дополнениями повторяется и в рассказах Ережеп (Ираджаб) бия в 1873 году (записывал Соболев), где среди прочих переселений упоминается также, что одна часть каракалпаков ушла в Зарафшанскую долину. При этом, часть каракалпаков, ушедшие с Шейбани ханом, к концу 17 века уже были инкорпорированы в пришлых "узбеков". А восстание против Субхан-кули хана в 1681 году подняла последующая волна переселенцев, ушедшая в Зарафшанскую долину после убийства Абдал Гаффара в 1605 году, а они пришли уже действительно из бывшего Каракалпакского ханства с центром в городе Ташкенте и поэтому местное население по отношению названий их родов применяло ещё и приставку "каракалпак". Кроме этих переселений в Зарафшанскую долину были и другие волны, например, по данным Гребенкина, часть каракалпаков переселилась в Зарафшанскую долину в конце 17 века после поражения от хивинцев (а на этот счёт в источниках имеется упоминание об убийстве хивинцами Табурчак султана (Кучумовича) в событиях 1695 года, а также есть упоминание о Хасан султане (Кучумовиче), управлявшем в Хиве и, скорее всего бежавшем к Сырдарьинским каракалпакам в период как раз этих событий (но, в источниках есть упоминание только о бегстве Хабаш султана к сырдарьинским каракалпакам, которое произошло ранее, в прежнем тексте я не так выразился). В дальнейшем, Хасан султан скоординировал внешние отношения Кучумовичей с Калмыцким ханством Аюки хана, вернее сказать, склонял Аюку хана к подданству Османской империи, в результате которого вспыхнуло крупное башкирское восстание 1704-1711 годов. То есть, что я хочу сказать: 1. восставшие в 1681 и 1825 году кытай-кипчаки и каракалпаки или кытай-кипчак-каракалпаки могли быть выходцами из Каракалпакского ханства Абдал Гаффара. 2. В сочинениях Абулгази хана о населении Хивинского ханства племя Кытай не упоминается вовсе, но в поздних документах 19 века они есть, что говорит об их прибытии вместе с Нижними каракалпаками, в "Шежере" Бердаха есть такое упоминание. 3. Интересный случай по Магидовичу, когда зарафшанские Муйтены не признают себя "узбеками", а называют себя "ногайцами", которые прежде жили в России, а некогда проживание каракалпаков в России и доказывать не надо, так как не считая бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств даже бывшие Ногайская Орда и Казахские ханства к 19 веку были Российской империей, то есть, для населения Бухарского и Хивинского ханств были Россией, тем более их (муйтенов) соседи (кытай-кипчаки) среди ногайцев в начале 17 века отмечены. И что интересно, специалист по Ногайской Орде ныне покойный Трепавлов следы муйтенов среди ногайцев не нашёл, хотя муйтены были распространены среди башкир и каракалпаков (нынче только среди каракалпаков и, переходно у узбеков), также входивших в ногайский военно-политический союз. Это малая часть тех вопросов, на что нужно обратить внимание, и я просто не понимаю, откуда историки взяли, что миянкальские кытай-кипчаки являются узбекскими племенами, а не каракалпаки?! Согласен, в современности не только они, но и сами каракалпаки в большинстве своём стали узбеками, но исторически ...?! Вот в чём вопрос-то.
-
Послушал Волкова. Он говорит о том, что енисейские с тяншанскими кыргызами разошлись очень давно. С 7.45 мин смотрите.
-
потому что в кыпчакских языках Г выпадает, либо меняется на У, например гребень в древнетюркском таргак, а у нас тарак, или как сагсакан сорока стала сауыскан
-
Во первых это не по казахски так делать , Хейтер найдется хоть один из тысяча кто так подумать может , поэтому как бы пресекая, правильно при людях нарезать мясо вы как МЧСшник должны понимать , не ждут ЧС , их пресекают , мероприятия разные проводят по недопущению таких ситуаций ,здесь также как выше , аналогия
-
Иванов хорош показывает внутреннее обустройство региона и родов. Кытай-кыпчаки и каракалпаки явно недавние пришельцы в регионе, не успевшие инкорпорироваться в среду "узбеков"
-
Нашел отговорку ))все это вместе в рот идёт , это новодел сверху мяса поливать туздыком
-
У нас так делают до сих пор -это по казахски , как сами поизнаетесь - древная наша традиция
-
Кто бы говорил или чья бы корова мычала , тут выяснять нечего , разве что тесто вместо риса, это может быть наше влияние либо соседей сибтатар, алтайцев , хакасов , как хотите
-
Ну так монгольские народы не только северо азиатская раса.Среди них есть значительный пласт представителей южносибирской расы.Среди тех же халха монголов довольно много тюркской крови.А у бурятов скорее всего славянская кровь не прям редкость
-
Этот мужчина похож на слабо выраженного евро-монголоида. Если бы я встретил его на улицах Астаны, я бы точно сказал, что он казах. У меня был один бурятский друг, светловолосый и голубоглазый. Этот мужчина — его слегка более тёмный, русый вариант.
-
Если вы, Думанчик, инстаграмщик со стажем, то должны уметь находить профили. По вашей ссылке автор из Алматы и снимает в Алматы. К гадалке ходить не надо, если в блюде присутствуют картошка, овощи, зелень - это юг и запад. На севере и северо-востоке традиционно такие ингредиенты не используются. Давным-давно всё это обсудили и выяснили.
-
Я же постоянно пишу, что везде всё по разному, единого общеказахского шаблона ни в чем нет. В наших краях принято нарезать конину или баранину с костей за столом перед гостями, это древняя традиция. Но нынче так не всегда делают, потому что на то есть разные причины - ограничено время, среди гостей нет желающих марать руки жиром и т.д. Картошка, овощи, зелень, тесто и мясо - это юг и запад, к гадалке ходить не надо. Север и северо-восток - это исключительно мясо и тесто. Это вообще какой-то бред, ни у кого и никогда даже таких мыслей не может быть. Гостям всегда подают свеже сваренное мясо. Остатки мяса используют чисто в кругу семьи. Туздык поливают поверх теста и нарезанного мяса. Поливать им одно тесто бессмысленно, потому что оно предназначено для улучшения вкуса и теста, и мяса. Надоели вы уже со своим жыйирманшы. Какая-то зависимость от жйирманшыведства? )) Вы опять не ответили на мои вопросы. Задам в четвертый раз, я настырный )) 1) Почему по вашему нет "қ/г" в других языках? - казахское "шашақ" - монгольское "цацаг" - русское заимствованное "шишак" 2) Какой по вашему словообразовательный корень лежит в основе всех этих терминах одного смыслового и фонетического ряда? - волос, волосы - бахрома, кисточка, пучок - рассыпать, разбрасывать, разбрызгивать Я понимаю, что это очередной пример фонетического различия тюркских языков, такой же, как в других словах (хан керейтов Тогрил/Тоорил, богурчи/боорчи/баурчи, багатур/баатаур/батур, каган/каан/кан-хан, сыгыр/сыйыр, таг/тоо/тау, углу/улуу/улу, туг/туу/ту и т.д.). Но факт присутствия во всех тюркских языках слова "шаш / чач" (волос, волосы) без "қ/г" наталкивает меня на предположение, что фонетическая форма "шагшаг" вторична по отношению к форме "шашак".
-
Значит она спорадически встречается в азии