Сунаки. Племена сунаков (созаков) жили по соседству и близки к найманам, к ветви племени Дүрмен-барласа, потомки тюрков-огузов. Барласы жили в Улытау, Қызыларае. Ныне в этих местах встречаются названия Барлас, Барлық, Дүрмен. Из Дурмен-Барласов происходит эмир Темирлан. Возможно, он воздвиг памятник суниту святому Ахмеду Ясави, прежде всего как родственнику из племени сунак. Внук Темирлана хан Улыгбек был астрономом, а потомок Бабур был ханом Моголов и Индии. Узбеки до сих пор ветвь сунаков называют дүрмен-найманами. Дүрмен-барласы в ХІІІ в. бежали от Чингисхана на Сырдарью. Они вошли в державу Темирлана, часть из них затем ущла с Бабыром в Индию. В ХІV веке с территории, возглавляемой корасан-шайбанидом Абулгазы (второе его название Сунак ата, возможно корасаны и сунаки родственные племена из огузов) часть Дүрмен-барласов заселила Сыганак, построила там мечеть. Ныне сунаки живут в Туркестане, Ақмешете, Жана-Кургане (Яна-Кургане), часть сунаков живет в Узбекистане.
По шежире казаков сунаки являются одной из ветвей 6 Алашей. Они не относятся к Жузам, но по линии Алаша, как и киргизы, являются родственными племенам казаков. Город Сугнак, где проживали сунаки, находился на границе с государством Саманидов, ранее прнадлежал огузам, их предкам. Об этом говорит и Якубовский: «Сугнак-город гузов». Ныне это развалины Сунак-Кургана. Сунаки находились под властью кыпчаков. Родным языком сунаки считают казахский язык, внешне не отличаются от казахов. Одни относят себя к потомкам арабских кожа и считают своим предком халифа Абу-Бакира, связывают себя также родством с сунитом Ахмедом Ясави. Арабский язык в их разговорной лексике отсутствует. Они являются компактным племенем, и отсутствие арабской лексики вызывает сомнение в их арабском происхождении. Переселенцы из Аравии, миссионеры – қожа почему-то не признают сунаков родственниками. Миссионеры арабы-қожа прибыли в Азию несколькими этапами: первые в VІІ-VІІІ вв., в том числе суниты, вторые в Х-ХІ вв., третьи в ХІХ веке. Миссионеры именуют себя «қожа», относя себя к этносу «кожа». Название этноса «кожа» получили потомки, рожденные от дочери пророка Мухаммеда Фатимы. Себя они относят к «белой кости» (элита). В частности, к ним относятся суниты, потомки Абу-Бакира, почитающие только единого бога. Очевидно, следует различать сунитов, относящихся к қожа арабским миссионерам, от сунитов сунаков, близким к тюркским племенам дурмен-барласам. Они по вере, как и казахи, относятся к сунитам. Сунаки, живущие в районе Жана Коргана, как и казахи, имеют родо-племенные деления: Қайғақ, Бессары, Тоқпан, Сиық, все имена тюркского происхождения. В Арабстане в числе первых были халифы Абу-Бакир (572-634, первый халиф после смерти Мухаммеда), Омар (581-664), Осман (578-656). Вероятно, все они тюркского происхождения, как потомки корасана Али, зятя Мухаммеда-пророка.