Перейти к содержанию

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08/24/24 во всех областях

  1. 6. Сарты. Несмотря на то, что мы уже давали в первом томе описания нашего путешествия развернутое определение термина «сарты», мы должны к нему вернуться, чтобы устранить все недоразумения. Смешение иранцев — аборигенов Туркестана с узбеками, а иногда и с киргизами, породило сартов. Сарты — оседлый народ (в городах они занимаются торговлей, в сельской местности — земледелием). Они ниже таджиков. Говорят на восточном тюркском, в то время как таджики говорят на персидском. Мало кто из путешественников в состоянии отличить сарта от таджика. Однако сделать это необходимо, особенно исследователю, занимающемуся антропологической этнографией. Так как нам показалось, что читателю будет интересно ознакомиться с мнением бывших географов на эту тему, мы сочли своим долгом ввести в этот том наш уже опубликованный ранее небольшой труд о «географических названиях у Бабера», откуда видно, что Бабер, по крайней мере, никогда не путал сартов с таджиками. Сарты являются самыми многочисленными жителями после киргизов в Сырдарьинском районе, их насчитывается там 158 453. Они встречаются в таких городах, как Ташкент, Чимкент, Аулие-Ата, Туркестан, Джизак, Чиназ, а также в крупных селениях Икана, Пскента, старого Ташкента и т.д. Сарты среднего роста, склонные к полноте, легко переходящей в тучность. Кожа смуглая, под одеждой — обычно гладкая, на лице — густая растительность. Череп очень маленький, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко бывают раскосыми, нос прямой, иногда изогнутый, рот средний, зубы средние и белые, лицо, как правило, овальной формы. Впрочем, скулы часто несколько выступают вперед, глаза чуть раскосые, более значительное расстояние между глазами выдает наличие алтайской крови. Обычно, впрочем, берет верх иранская кровь. Сарты менее стройные, чем таджики, и хуже сложены. Шея средняя, запястья и лодыжки тонкие, конечности меньше, чем у таджиков. Если у таджиков существуют большие индивидуальные различия, то у сартов их нет совсем, и очень часто они чрезвычайно похожи один на другого. Когда они вырастают, невозможно отличить парня от девушки. Наилучшее определение разницы между оседлыми и кочевыми народами Туркестана мы находим в книге Петцольда. Автор отмечает: «У киргиза интерьер жилища виден всем, [183] в то время как у таджика (Петцольд не делает различия между сартом и таджиком) он закрыт от постороннего взгляда и совершенно непроницаем. Пища киргиза в основном животного происхождения, в то время как пища таджика растительного происхождения. Если киргиз занимается лишь скотоводством, то таджик — земледелец, садовод, шелковод, ремесленник, торговец. Киргиз настолько же безразличен к религии, насколько таджик фанатичен» 41 и т.д. Во всем, что касается описания обычаев, нравов и т.п. этих народов, нигде не найдется более точного определения, чем в работе г-на Петцольда. Что касается сартов, типажи и нравы которых я имел возможность наблюдать на улицах и на базаре Туркестана, то я пришел к убеждению, что они не являются одним народом в этническом смысле этого слова. Сарт означает «житель города», «горожанин», «оседлый». Когда, например, киргиз поселяется в Туркестане и начинает заниматься коммерцией или сельским хозяйством, его сын становится «сартом». Туркестанские сарты довольно красивые люди. Мне кажется, что это результат смешения таджиков, узбеков и киргизов-кайсаков (Kirghises-Kaпzaks), смешения, которое произошло в достаточно далекую эпоху, потому что когда с ними начинаешь говорить об этом предположении, они возмущенно протестуют. Во время нашего пребывания в Туркестане нас постоянно сопровождал богатый сарт по имени Мусса-Али (Аминов) 50, уроженец этого города, который был нам очень полезен. Мы ужинали у него дома, а госпожа де Ужфальви посетила его гарем и смогла встретиться с тремя его женами. Сарты очень умны, и ум у них в высшей степени коммерческий. Они гибки, угодливы, лживы и норовят обмануть. Это выродившееся население, исполненное безграничного фанатизма, в котором подспудно зреет вражда к русским. В данный момент они весьма довольны приносящей доход коммерцией, которой они могут заниматься благодаря дорогам, построенным русским правительством, и благодаря безопасности, которая обеспечивается их караванам. Они знакомы с обычаями Запада и отправляют немало вещей, и даже деньги, пользуясь услугами русской почты. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Vjfalvy_de_Meze-Kovezd_E/text1.phtml
    1 балл
×
×
  • Создать...