1. ....Как оказалось, иран ское наименование верховного божества «Худай» или «Кудай» (в фонетической форме предшествующей новоперсидскому «Худо») употреблялось и в большинстве своем употребляется до современности почти всеми тюркоязычными народами Евразии. На востоке ареал расселения этих народов простирается до излучины реки Хуанхэ (салары) в Китае. На западе он достигает берегов Волги и границ Северного Кавказа (поволжские татары, кряше- ны, ногайцы и др.). Ранний иранизм «Худай (Кудай)» к эпохе своего распространения принадлежал уже к лексике тюркского манихейства...
http://www.nbdrx.ru/pdf/Kyzlasov/ax0000084.pdf
P/S/ но иногда следует учитывать некоторую "своеобразность суждений" Кызласова...
Цитата из этой статьи Кызласова:
Итак, манихейство явилось единственной мировой религией, которая в эпоху средневековья на несколько веков (IX—XIV вв.) объединила почти все тюркоязычные народы Евразии от верховьев Амура на востоке до устья Дуная на западе. Именно это вероучение более прочих приобщило тюрков к передовым достижениям общественной мысли и духовной культуры Западной и Средней Азии.
Историческое значение тюрко-иранского культурного и языкового взаимодействия трудно переоценить. Оно не закончилось в средние века, но продолжалось и все Новое время30. Будучи освященным веками, не закончится и впредь. Иран для истории тюрков имеет такое же значение, как Византия для истории славян.
Поступила в редакцию 30.10.03
да уж, тут следует учитывать не то что "своеобразность суждений" его, а просто "откровенный гон".
Манихейство сумело захватить умы лишь верхушки определенной эпохи (Уйгурского каганата), но не касалось жизни народа. Уйгурские властители отделились от своего народа крепостными стенами, в которых, в том числе, предавались разврату.