Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Туран

    Туран

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      1495


  2. Samtat

    Samtat

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      4611


  3. zet

    zet

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2437


  4. ZOOTECHNICIAN

    ZOOTECHNICIAN

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1162


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 03/18/16 во всех областях

  1. отрывок из книги на тув.яз. (в сети есть) Европаже шериг баштыңы Атилла-биле чорупкан. Атилла дээрге Хүн тывазы кижи-дир, хаан эргелиг. Каа-Хем, Пии-Хем, Өдүген, Улуг-Хем, Хемчик ынчалдыр чурттап чораан хамык чоннар, Алтай, Таңды тывалары база дөмей-ле чаңгыс – олар Атилланың адаанга хөй шериг бооп, делегейни эжелеп, Деңгер Кам чүдүлгени (ведизм) делгереткен улус-тур. Чылдың-на шериг чыылдазы (мобилизация) чорудуп турган. Аныяк улусту, аъттарны өөреткеш, чепсекти белеткээш, он муң санныг шеригни Атилланың соондан чорудуп турган. Олар барып катчып турган, ынчангаш күш улуг турган, кандыг-даа күрүнелерге күш четтирбейн турган. перевод: В Европу пошли вместе с полководцем Атиллой. Атилла - это Хүн тывазы, царского уровня человек. Племена, жившие в: Каа-Хем, Пии-Хем, Өдүген, Улуг-Хем, Хемчик, также - Алтай, Танды тывалары - они являясь многочисленным войском под Атиллой, завоевали мир, распространили Деңгер Кам чүдүлге (ведизм). Ежегодно проводили воинскую мобилизацию. Молодых людей, лошадей обучив, приготовив снаряжение, десяти тысячное войско отправляли вслед за Атиллой. Они, отправившись, соединялись вместе, поэтому сила была большая, никаким государствам не давали себя превзойти. Комментарий: эти молодые люди (да и те, кто с самого начала пошел вместе с Атиллой) на новых местах женились на местных девушках, не тюрках, отсюда появился народ гунны. Кстати, отца Атиллы звали Мунзук. Это тувинское имя, например, так звали исполнителя главной роли в оскароносном фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" - Максим Мунзук.
    2 балла
  2. Хунну - это предки тувинцев Хунну- древний народ, создавший с середины III века до нашей эры «кочевую степную империю с центром в Северной Монголии, простиравшуюся на востоке до Маньчжурии, на западе - вплоть до пределов озера Иссык-куль, на юге - до Великой Китайской стены, на севере - южных склонов Саяно-Алтайского нагорья. В период расцвета (I в.до н.э.) территория хунну охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря» (Урянхай. Тыва дептер, 2007: 42). Активно действуя на политической арене того времени, хунну оставили яркий след в истории. Типичные хуннские захоронения найдены в Туве, и они датируются концом I века до нашей эры (История Тувы, 2001: 52). Невольно возникает вопрос: являются ли предками тувинцев хунну, покоящиеся в этих захоронениях? На этот непростой вопрос мы попытаемся найти ответ в единственной, сохранившейся «на хуннском языке» фразе (Аристов, 1896: 288). По сообщению китайских летописцев, в 328 г. н.э., собираясь в военный поход, хуннский князь Ши Лэ, «обратился за предсказаниями к проживавшему при его дворе буддийскому монаху». Монах объявил ему, что расслышал в звуках колоколов следующие слова на хуннском языке: «sieou-tchi tili-kang pou-kou khiu-tho-tang» (no Ab. Remusat), сиу-чи тили-кэн пу-ку хию-то-тан. В переводе на китайский язык это значило: войско выйдет, пугу (имя или звание противника) будет взят» (Аристов, 1896: 288). Вопрос о языке хунну остается спорным, поэтому мы не будем делать синтаксического и морфологического разбора этой фразы, а будем сравнивать ее с созвучными тувинскими словами. Так как речь идет о предсказании результатов планируемого военного похода, то, по нашему мнению, ответ должен содержать слова о победе и поражении. Хуннское слово тили-кэ созвучно с тувинским словом тиилелге - победа. С учетом произношения согласного «н», хуннское слово тили-кэн созвучно тувинскому тиилээн, т.е. тиилээн - победил. Если монах будет предсказывать хуннскому князю поражение в походе, то риск потерять голову для него становится вполне реальным. Поэтому монах должен предсказать ему победу. Тогда победителем является сиу-чи. По М.З. Закиеву - исследователю этнических корней тюркских народов, хуннское слово сиу-чи созвучно тюркскому слову «сюче- предводитель войска, командир» (Закиев, 2011: 295). Таким образом, предводителем или командиром хунну т.е. сюче является Ши Лэ. В 328 г. н.э. хуннский князь Ши Лэ выступает в военный поход против другого хуннского князя Лю Ио за императорский престол и выходит победителем (Бичурин, 1950:140). Становится очевидным то, что предсказание сделано в канун этого похода. Исходя из того, что в VII и VIII веках у гаогийцев (т.е. у древних тюрков) имелось племя пугу, Н.А. Аристов считает, что пу-ку естъ имя хуннского племени или рода князя Лю Ио (Аристов, 1896: 288). Основываясь на китайском переводе пугу будет взят, попробуем найти созвучие в словах хуннского хию-то-тан и тувинского тутурган - пленен. Обращаем внимание на то, что китайский согласный звук "т" произносится слитно двумя согласными звуками "тх". Причем согласный "т" произносится на вдохе, а согласный "х" на выдохе (Бичурин, 1839), т.е. тхию-то-тан. Возможно, монах, говоривший на хуннском языке, был китайцем. Можно допустить другое чтение: хию - это произношение гласного звука ю. Тогда хуннское слово ю-то-тан созвучно с тувинским уттурган - проиграл. В итоге, ответ монаха звучит на хунну следующим образом: сиу-чи тиликэн, пуку тхиютотан. На тувинском языке - сиучи тиилээн, пуку туттурган. Переводим на русский язык: сиучи победил, пуку пленен. Получается, хуннский и тувинский - схожие языки. При этом хуннский язык отличается от тувинского тюркскими окончаниями слов такими как ке, кен, тан. Тувинские окончания слов ге, эн, ган - это монголизмы. На основании вышеизложенного приходим к выводу: хунну говорили на тюркском языке, а тувинцы являются наследниками хуннского языка. Таким образом, на вопрос, поставленный в начале материала, мы можем ответить так: в хуннских захоронениях Тувы, покоятся древние предки тувинцев. Валерий КУУЛАР, заместитель директора ККИ им. А.Б. Чыргал-оола. Газета "Тувинская правда", 8 августа 2013 г, № 86 (17398), с. 4, рубрика "Гипотезы".
    2 балла
  3. Вот нашёл, привожу цитату из его работы: Да, согласен, хотелось бы уже чего-нибудь новенького, по предыдущим результатам. Прошло уж 13 лет с публикации, но воз и ныне там. Видимо авторы потеряли интерес, а может образцы...
    1 балл
  4. На 12-13-14 век вам какой женский головной убор именно ХАЛХА-монголов известен?
    1 балл
  5. Вообще-то эти последние молодые из Тыва Улус точно копи-пэйст личности, как я считаю из горе казахо-турков которые возвеличивают себя самих. Тэлэнгит, тэлэг, дэлэг, те, теке - здесь все относится тотему древних тюрков "горный козел" = те, теке. (по монгольски тэх) А то что вывод смышленных малых из солнечнего Тыва Улуса что "дийлэх" --- сказка. тийлээн - тийлээр - это победить на тувинском, но это монгольское заимствование. На тюркском языке нет слово "тиле-" или "тииле-" которое означает победить. Тангды дывалар силер моолдар силер, кандыг бир муслимдар эвес чаг дыва-моол кижилер силер. Бистер бодувусту дываларысты, моолдарывысты хамгалаар херектиг, хамагалап шыдавас болза силер турк, казаг болгаш өске дайызын кижилер болур силер. Мэн дыва мэн - Мэн моол кижи мэн. Мэн мээн ада өгбэлерим бо моол - дыва журтунга кай шагда кай чери бээр амыдырап журтап жораан бистэр. Бистер дывалар болгаш моолдар экии шагда экии чаагай амыдырап ап, бодал күзеливиске чедип шыдаар бис бодаар мэн. Силернин тенек каш дыа оол уругланын бижээн чүвелерин номчуурда мэн иштимде харалап, човаар чүве. Мэн болурда алдай чурт, ойрот улустун калдыгы дыва-ойрот-моол кижи мэн. Мээн чуртумда, төрээн черимде амды кандыг кижилер ээлэп чуртап турар, бүгү ле чүвезин билип турар? Бистер эвэс... моолдар да эвэс... Сен хэптиг кай чернин хара сагыштыг тангды дыва да эвес! Что это с вами, Энхд? Ребячество какое-то. Похоже, вы очень на меня обиделись за "Что-то я не пойму - вы тыва кижи или калга? ". Ну что я могу сказать - я точно не хотел этого, даже смайлик поставил. Кстати, вы сами оочень часто грубите по-настоящему. Тыва/Тува - это прежде всего Тыва/Тува. А потом уже "моол" и т.д. Моолдар раньше не говорили, как сейчас. Наверное всем очевидно, что древнетюркский язык содержит так называемые "монголизмы" с параллельным наличием тюркских аналогов. Во времена ЧХ "монголизмов" становится уже очень много. Т.е. видна тенденция разделения некогда единого языка на современные тюркские и монгольские языки. Тувинский же язык изменялся менее всего. То, что принято считать монголизмом в тувинском - это архаизм, который до сих пор используется, или забыто, или почти забыто, но во всяком случае - свое, коренное.
    1 балл
  6. перепост с темы Тувинцы Хунну - это предки тувинцев Хунну- древний народ, создавший с середины III века до нашей эры «кочевую степную империю с центром в Северной Монголии, простиравшуюся на востоке до Маньчжурии, на западе - вплоть до пределов озера Иссык-куль, на юге - до Великой Китайской стены, на севере - южных склонов Саяно-Алтайского нагорья. В период расцвета (I в.до н.э.) территория хунну охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря» (Урянхай. Тыва дептер, 2007: 42). Активно действуя на политической арене того времени, хунну оставили яркий след в истории. Типичные хуннские захоронения найдены в Туве, и они датируются концом I века до нашей эры (История Тувы, 2001: 52). Невольно возникает вопрос: являются ли предками тувинцев хунну, покоящиеся в этих захоронениях? На этот непростой вопрос мы попытаемся найти ответ в единственной, сохранившейся «на хуннском языке» фразе (Аристов, 1896: 288). По сообщению китайских летописцев, в 328 г. н.э., собираясь в военный поход, хуннский князь Ши Лэ, «обратился за предсказаниями к проживавшему при его дворе буддийскому монаху». Монах объявил ему, что расслышал в звуках колоколов следующие слова на хуннском языке: «sieou-tchi tili-kang pou-kou khiu-tho-tang» (no Ab. Remusat), сиу-чи тили-кэн пу-ку хию-то-тан. В переводе на китайский язык это значило: войско выйдет, пугу (имя или звание противника) будет взят» (Аристов, 1896: 288). Вопрос о языке хунну остается спорным, поэтому мы не будем делать синтаксического и морфологического разбора этой фразы, а будем сравнивать ее с созвучными тувинскими словами. Так как речь идет о предсказании результатов планируемого военного похода, то, по нашему мнению, ответ должен содержать слова о победе и поражении. Хуннское слово тили-кэ созвучно с тувинским словомтиилелге - победа. С учетом произношения согласного «н», хуннское слово тили-кэн созвучно тувинскому тиилээн, т.е. тиилээн - победил. Если монах будет предсказывать хуннскому князю поражение в походе, то риск потерять голову для него становится вполне реальным. Поэтому монах должен предсказать ему победу. Тогда победителем является сиу-чи. По М.З. Закиеву - исследователю этнических корней тюркских народов, хуннское слово сиу-чи созвучно тюркскому слову «сюче- предводитель войска, командир» (Закиев, 2011: 295). Таким образом, предводителем или командиром хунну т.е. сюче является Ши Лэ. В 328 г. н.э. хуннский князь Ши Лэ выступает в военный поход против другого хуннского князя Лю Ио за императорский престол и выходит победителем (Бичурин, 1950:140). Становится очевидным то, что предсказание сделано в канун этого похода. Исходя из того, что в VII и VIII веках у гаогийцев (т.е. у древних тюрков) имелось племя пугу, Н.А. Аристов считает, что пу-ку естъ имя хуннского племени или рода князя Лю Ио (Аристов, 1896: 288). Основываясь на китайском переводе пугу будет взят, попробуем найти созвучие в словах хуннского хию-то-тан и тувинского тутурган - пленен. Обращаем внимание на то, что китайский согласный звук "т" произносится слитно двумя согласными звуками "тх". Причем согласный "т" произносится на вдохе, а согласный "х" на выдохе (Бичурин, 1839), т.е. тхию-то-тан. Возможно, монах, говоривший на хуннском языке, был китайцем. Можно допустить другое чтение: хию - это произношение гласного звука ю. Тогда хуннское слово ю-то-тан созвучно с тувинским уттурган - проиграл. В итоге, ответ монаха звучит на хунну следующим образом: сиу-чи тиликэн, пуку тхиютотан. На тувинском языке - сиучи тиилээн, пуку туттурган. Переводим на русский язык: сиучи победил, пуку пленен. Получается, хуннский и тувинский - схожие языки. При этом хуннский язык отличается от тувинского тюркскими окончаниями слов такими как ке, кен, тан. Тувинские окончания слов ге, эн, ган - это монголизмы. На основании вышеизложенного приходим к выводу: хунну говорили на тюркском языке, а тувинцы являются наследниками хуннского языка. Таким образом, на вопрос, поставленный в начале материала, мы можем ответить так: в хуннских захоронениях Тувы, покоятся древние предки тувинцев. Валерий КУУЛАР, заместитель директора ККИ им. А.Б. Чыргал-оола. Газета "Тувинская правда", 8 августа 2013 г, № 86 (17398), с. 4, рубрика "Гипотезы".
    1 балл
  7. по факту выходит тувинцы одна из монгольских наций.
    1 балл
  8. Туран, Тот факт, что уйгуры были в свое время БУДДИСТАМИ для меня не новость. Если вы хотите сказать, что бокку монголы "угнали" у уйгуров, то это очень и очень сомнительно по ряду причин: 1. Есть изображения бокки пораньше уйгуров. 2. Буддизм был распространен в регионе гораздо раньше. 3. Есть китайские фрески с более ранними изображениями бокки, чем уйгурские из Турфана. У монгольских племен было множество возможностей узнать о буддизме задолго до 10-11 века, как датируется это изображение из могилы №17 Безеклик в Турфане. А ввиду того, что Буддизм как религия и, соответственно, культура- явление НАДнациональное, то ваше упорство может вас привести к обратному результату, причем результат окажется неприятным для вас. Мне бы вас расстраивать не хотелось. В этой беседе я только показываю, что ваше мнение "бокка- не монгольская" невернА. Р/S/ я с некоторым предубеждением отношусь к соцсетям. Найду другой вариант, стану закидывать картинки и куски текста. уточню - не "не монгольская", а "не халхаская", у халха-монголов свой национальный убор. заметил - если чуть что для вас не понятно/не удобно - это влияние буддизма
    -1 балл
×
×
  • Создать...