Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 02/02/16 во всех областях
-
Еще есть версия про калмак, те что при Узбек-хане не захотели принимать ислам и придерживались старых монгольских обычаев (косы, одежда и т.п.) получили название калмак. И каракалпаки видимо какая-то часть их потомков.2 балла
-
Ув. Адыг-Тулуш. Был момент на этом форуме, соседней ветке, и там рассуждали слово хошун, и наши братья монголы дали этимологию как острие, а братья казахи это слово понимают как армию, но наше слово как военном смысле и гражданском дает смысль соединение на том месте. Если вам нравится острие, думаю это ваше право, переубеждать не буду. Сум-на монгольском пуля, на этом корне попытайтесь дать смысл слове) Хотя можно дать смысл с нашего слова суме-совет, сумоон-совет на том месте. Какая вам нравится, ваш выбор, монгольский так монгольский, но я Тувинец прежде всего, но от этого я в крайности тоже не пойду, всегда послушаю более умные советы.1 балл
-
Ув. Адыг-Тулуш! Я привожу отрывки из словаря скорее как материал для самостоятельного дальнейшего анализа. Приведу еще одну цитату из словаря: омак I 1) весёлый; ср. хөглүг; 2) бОдрый, живой, резвый; ср. орлан, шоваа, эрес. омак II 1) народность; 2) уст. национальность, национальная принадлежность. омак-сөөк см. аймак-сөөк. омак-хөглүг радостный, жизнерадостный, весёлый; счастливый; омак-хөглүг чуртталга счастливая жизнь; отсюда вопрос - зачем заимствовать из монгольского "аймак (допустим, это исконно монгольское слово)", если есть свое аналогичное по смыслу "омак"?, каким образом омак-сөөк и аймак-сөөк.оказались синонимами? почему в тувинском "аймак" склоняется, например- "тараа аймаа", а в монгольском - не склоняется, например, "амьтны аймаг" (животный мир)? достаточно хорошо запутал? Нормально) - сам не знаю наверняка но точно уверен, что тув. и монг языки очень близки, родственны,и, видимо, современный монгольский - относительно молодой язык. То, что называют "монголизмами" - это архаизмы для современного тувинского языка.1 балл
-
Тув-рус словарь, 1968 суур I основа, основание, база, фундамент; коммунизмниң материал-техниктиг сууру материально-техническая база коммунизма; чиг эт сууру сырьевая база; малдың чем сууру кормовая база для скота; суурун салыр заложить основы. - 393 - СҮР суур II 1) село// сельский; колхоз сууру колхозное селО; суур соведи сельский совет; 2) посёлок II поселкОвый; ажылчыннар сууру рабочий посёлок. суурга 1) башня; 2) шпиль; ср. башня. сууржудар /сууржут*/ понуд. от сууржу* (см. сууржуур) переводить на оседлость, на оседлый образ жизни. сууржулга оседание; оседлость. сууржуң осёдлый; сууржуң амыдырал осёдлый Образ жизни. сууржуур /сууржу*/ оседать, переходить на осёдлый образ жизни. суму ист. сумон (административная единица в Тувинской Народной Республике) // сумОнный; суму соведи сумОнный совет; суму төвү сумОнный центр; ◊ эрги суму родоплеменнОе Имя (по линии отца). аймак 1) род, родовое деление; 2) племя; 3) аймак (административная единица); 4) биол. отряд, класс; тараа аймаа зерновые культуры, злаки; дириг амытаннар аймаа живОтный мир; үнүштер аймаа растительный мир; ◊ чаңгыс аймак однородный; домактың чаңгыс аймак кежигуннери грам. однородные члены предложения. аймак-сөөк собир. племена, народности, национальности; ◊ аймак-сөөк ылгаар чорук разг. национализм.1 балл
-
Амыр-Менди! Я бы не поторопился бы причислить к монголизмам эти термины. Хотя монголов я сам причисляю к коктюркам(часть). Есть замечательное древнетюркское слово кур-пояс, сбор. И на основе этого слова (государственные слова), Курбаши-глава сбора, обьединения. Курал-сбор аула, Курилдай-сбор союза, Куруне-бесценный сбор, думаю так яснее будет. Аал- у других тюрках аул(селение) у современных монгол такого слова нет, у Тувинцев несколько юрт на одном месте. Кожуун-словосочетание, кож-соединяй, оон, уун-оттуда, с того места. Кожуун означает соединение на том месте, просто немножко раздельно произнести и вы поймете КОЖ ООН, буквально соединяй на том месте. административное деление по географическому и количественному признаку, в военном смысле обьединение на том месте. Тес-Хем кожуун, нескольких аймаков (соян, оюн, чооду, шалык, сартыыл, тумат, кыргыз). Вы при разговоре часто наверно применяете слово аймак, например бистин аймак улузу мындыг.....-люди нашего племени такие..... продолжение. А вот слово сум и сом , братья кыргызы лучше знают, дадут обьяснение, и мы от них оттолкнемся к разбору слова сумон, все зависит какой смысл слова сум.1 балл
-
Алдын торе-это у нас просто переводится золотой род, незнающий человек даже не поймет, что речь идет о роде ЧХ, из-за того что торе это просто слово. Вообще то слово правильно пишется төре. Лень клавиатуру переключать, торе это просто по клавиатуре))) Это слово относится и к рождению, торуттунген-родился, торээн-родил, бурхан улустарны чаяап торуткен-бог создавал и помог родится людям. Мне эти слова родственны уруг, торе и уре. Эти три слова относятся к человеку. Уре-семя (сперма), уруг-потомок, торе-род)))1 балл
-
Ув. Руст! Торе это у нас просто род, и это слово никакому отдельному роду не принадлежит (просто корень). И от этого корня многие слова исходит, торел-родственник, торелдер-родственники, торелим-мой родственник, торелин-твой родственник, торелдерин-твои родственники, тореливис-наш родственник, мээн торем-мой род и т.д. Уруг(корень)-потомок, ребенок. Уруглары-дети, потомки и т.д. А вот слово племя, скорей всего-аймак, бистин аймак-наше племя, аймак улузу-люди племени, словосочетание "торе-аймак"="род и племя" аймактар-племена. Кожуун- соединение нескольких аймаков, чурт-страна, куруне-государство(буквальный перевод бесценное сборище или бесценный пояс) Хурал-сбор аала, или пояс аала (аул-чтобы вам понятно было, или в одном месте ставленные юрты родственников). А вот слово Курилдай я переведу как сбор союза, или пояс союза только уменьшительно ласкательным суффиксом дай. Эл- это у нас союз, словосочетание эл-хол=союз рук (быть дружным на работе или в делах) Недавно слово дем не мог вам правильно перевести, т.е. не мог на русском языке подходящее слово найти, но пользуясь случаем напишу, ДЕМ-консолидация.1 балл
-
Тогда слово HALQ (народ) в Узбекском языке имеет Монгольское происхождение, а не Персидское (Иранское?) ? Слово чахар в монгольском имеет персидское происхождение.. А как на русский переводится? Ваше мнение важно. . Спасибо. Я считаю,что чахар- персидское 4.1 балл
-
Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Народонаселение Монголия по своему племенному составу слагается из четырех групп: монгольской, тюркской, китайской и тунгусской. К первой относятся так называемые восточные или собственно монголы, составляющие главную массу обитателей страны, и западные монголы, или калмыки. К народностям тюркского корня в Монголия принадлежат киргизы (см.), занимающие южные склоны Алтая и степные долины Черного Иртыша; урянхаи (енисейские), вдоль русской границы от караула Юстыд до оз. Косогола; кокчулутуны, обитающие по среднему течению р. Кобдо, и котоны (см.), кочующие в землях дурбэтов (калмыков), близ оз. Убса. К третьей группе принадлежат китайцы, проживающие оседло в Сев. Монголия, главным образом по городам, а равно ведущие торговлю в разных местах Монголия и основавшие свои поселки в местах, удобных для распашки полей. С той же целью земледелия они основали свои поселения и в юго-вост. углу Монголия, к С.З. от хребтов Инь-шаня и Бол. Хингана. Наконец, к четвертой группе принадлежат солоны (см.), обитающие в сев.-зап. углу Монголия, близ оз. Хулунь и Буир. Дальше будет идти речь только о восточных или собственно монголах. Занимая, за исключением сев.-зап. угла, всю настоящую Монголия, они разделяются на северных и южных. Первые населяют всю Сев. Монголия, Гоби и местности по горам Гэнтэю и Хингану; вторые живут к В. от Хингана, в области Чэн-дэ-фу и на всем пространстве от вост. окраин Инь-шаня до Алашаньских гор. В противоположность сев. монголам, составляющим одно поколение халхасов, южные монголы разделяются на множество более или менее значительных поколений. О физическом типе монголов см. Монголы в антропологич. отношении. На границах собственно Китая монголы почти окитаились, не только с физической и антропологической точек зрения, но и с моральной. Такой монгол ненавидит своих собратий, теряет свойственную монголам простоту и, сохраняя старые пороки, прибавляет к ним еще новые, свойственные китайцам. Вообще монголы приветливы и широко гостеприимны, словоохотливы, вспыльчивы, но не злопамятны, упрямы, но легко поддаются обаянию лести. Видную черту монголов составляет лень, но не абсолютная: в рабочее время они способны трудиться много и долго, чему содействует и крепость их телосложения и обычно прекрасное здоровье: следуя за караваном, монгол месяца по четыре, изо дня в день, в продолжение 15 час. в сутки, при 30° морозе и леденящем сев.-зап. ветре, остается на верблюде, ухаживая за животными, — и тот же человек не может пройти 10 в. без страшной усталости, граничащей с болезнью. Здесь имеет значение привычка, которая почти все определяет собой как в физической, так и нравственной жизни монгола. Утверждают, что монголы чрезвычайно сметливы; но вся эта сметливость вводится лишь к уменью благодаря знанию своей страны найтись в безвыходном, по-видимому, положении. Вне круга обычной деятельности монгол совершенно теряется и обыкновенно начинает хитрить и лицемерить. Прежде энергичный и воинственный характер монголов уступает теперь место вялости и трусливости. О разбойничьих шайках, набегах и грабежах в Монголия теперь нет и помина; все преступления монголов сводятся лишь к мелкому воровству. При последнем нашествии на Монголия хойхойцев монголы все разбежались, и китайскому правительству стоило немало труда, чтобы собрать из них два отряда в тысячу человек; отряды эти почти бездействовали. Тем не менее варварское обращение монголов с пленными свидетельствует, что они сохранили в своей душе ту жестокость, которая отличала их при старинных войнах. В обычное время монголы не активно жестоки, а пассивно бесчеловечны. Каждый из европейских путешественников свидетельствует, что он видел на улицах монгольских городов массы нищих, лежащих в предсмертной агонии и умирающих на глазах безучастных прохожих. От подобострастия перед сильными монгол свободен: совершив официальное приветствие перед своим князем и ханом, он засим курит вместе с ним трубку, свободно разговаривает и вообще держит себя вполне непринужденно. Религия монголов — ламаизм (см.), который впервые проник в Южн. Монголия в половине XVI в., а к концу столетия был принят уже всеми монголами. Вероучение его как нельзя больше соответствовало созерцательной натуре монгола, а необыкновенно развитая обрядовая сторона давала развлечение его праздности и удовлетворяла его суеверию. Еще со времен шаманства монгол привык видеть на каждом шагу демонов и злых духов, распоряжающихся течением жизненных событий; ламаизм доставил ему целую серию обрядов и молебствий, прогоняющих всякого злого духа. Одного из двух своих сыновей монгол непременно посвящает в ламы, т. е. делает его буддийским монахом. Благодаря этому обычаю духовенство в Монголия так многочисленно, как ни в одной из стран света. Гюк, проезжая по Южн. Монголия, нашел, что оно составляет 1/3, а Позднеев в Сев. Монголия определяет его в 5/8 мужского населения. Обрядовое учение ламаизма в противоположность не изменившемуся догматическому значительно обособилось в Монголия от других ламайских стран. Установилась особая архитектура для ламайских кумирен, изобретены особые ламайские шапки и костюмы, в богослужения введены новые напевы, составлены новые уставы и служебники, в которые привнесено много специально-монгольского. Таковы обряды чествования монгольских гор, монгольских ханов (Чингиса, Абатая), жертвоприношения хутухтам и пр. Необычайно развилось в Монголия учение о переселении душ. По смерти каждого сколько-нибудь замечательного ламы монголы непременно начинают искать его перерождения: общее число так наз. хубилганов, или переродившихся лам, в Монголия так велико, как ни в одной из стран ламаизма. Важнейшим из монгольских хубилганов почитается ургинский Чжэбцзун-дамба хутухту. Монголы относятся ко всем своим хубилганам с величайшим почтением; князья для обеспечения содержания их самих и принадлежащих им монастырей нередко дарят им своих подданных, которые становятся как бы в разряд монастырских крестьян (шабинаров). Светский монгол имеет обычно одну законную жену, но может содержать еще второстепенных жен или наложниц. Законная супруга — это выбранная родителями первая жена; она главенствует над всеми, и только ее дети считаются наследниками; побочные дети приобретают право наследования отцу только по усыновлении. Родство ограничивается исключительно мужскою линией; браки однофамильцев считаются недозволительными, тогда как с женской стороны родства не признается вовсе: можно жениться на двух сестрах, на матери и падчерице, сводной сестре и пр. С внешней стороны светские монголы весьма разнятся от посвященных в духовное звание. Последние всегда бреют голову и носят одежду красного или желтого цветов; светские бреют голову только наполовину и оставляют сзади пучок волос, заплетаемый в косу. Обычай носить косу был введен в Монголия маньчжурами и составляет внешний знак вассальных отношений. Замужние женщины разделяют свои волосы на две косы и нередко закладывают их в чехлы, падающие по обеим сторонам груди. Некоторые поколения имеют свои специальные прически; решительно все украшают волосы металлическими бляхами, кораллами, бусами и пр. Девицы повсюду заплетают волосы в одну косу. В ушах носят серьги, на руках — браслеты и кольца. Одежда монгола состоит из шальвар и халата, большей частью из бумажной материи синего цвета, китайских сапог и конической шапки с плисовыми или меховыми полями, которые можно поднимать и опускать по желанию. Рубашки и кальсоны малоупотребительны. Зимой костюм пополняется штанами, шубой и шапкой из бараньего меха. Шуба и халат охватываются кушаком, к которому пристегиваются мешочек с табаком, огниво, нож и палочки для еды. Трубка закладывается в сапог. Богатые и франты носят шелковые халаты, иногда затканные золотом. Женщины носят широкие халаты и не опоясываются кушаком, а одевают поверх халата короткую безрукавку. Покрой женского платья изменяется по поколениям. Национальное жилище монгола — юрта (см.) или войлочная палатка (гэр). Обыкновенно диаметр монгольской юрты — 4,5 м, а вышина — 3 м или немного выше. Среди юрты помещается очаг; прямо против двери — божница с религиозными книгами и кумирами; по стенам располагается домашняя утварь; для сиденья расстилаются войлоки, которые у богатых заменяются коврами, у князей — подушками. Княжеские юрты убираются шелковыми материями. Монгол замечательно нечистоплотен, никогда не моет тела, редко лицо и руки; одежда у него кишит паразитами. Как питье, монгол никогда не употребляет воду: он пьет только кирпичный чай с молоком, солью и иногда маслом. Такого чая монгол выпивает от 15 до 30 чашек в день; для бедных он с прибавкой пережаренного проса составляет единственную пищу. Более состоятельные питаются еще молоком и молочными продуктами. Мясо (обыкновенно — вареное) монголы употребляют редко и только богатые; любимое их мясо — баранина. Обжорство монголов замечательно: имея мясо, монгол съедает его до 10 фн. в день — зато он может при нужде и голодать сутки и более. Зимой, при движении караванов, монгол ест мясо почти сырым, только подкладывая его под вьюк. Едят монголы решительно всех домашних животных, не исключая верблюда и не брезгуя падалью. Хлеб неизвестен. Птица и рыба не в употреблении. Большую часть времени монголы проводят в праздности, переезжают из юрты в юрту, болтают и нередко просто бродяжничают. Все домашние работы лежат на женщинах, занимающихся также уходом за детьми и хозяйством. В редкие минуты свободы они шьют; работы их иногда бывают очень изящны. Вообще, монголки хорошие матери и прекрасные хозяйки, но нравы их оставляют желать многого, даже у девушек; отцы и мужья совершенно к этому равнодушны. В обычной жизни женщины считаются равными мужчинам, хотя с ними редко советуются о чем-либо помимо хозяйства.1 балл
-
Основные племена Монголий: 1. Халха 2. Дурвэд 3. Баяад 4. Урианхай 5. Тува - Тагнын Урианхай 6. Хотон 7. Мянгат 8. Захчин 9. Торгууд 10. Хотогойд 11. Дархад 12. Еелд 13. Буриад 14. Барга 15. Дариганга 16. Цахар 17. Харчин 18. Казах и т.д.1 балл
-
Не переживаете. Здесь язык нипричём. Конечно они тюрки, самые настоящие и живущие всегда в этой территории. А неразрывная многовековая история, единое государство (коренной улус, ойратское ханство и т.п.), обычай, религия (шаманизм, буддизм, бурханизм), одежды и т.п. дают такое близкое чувство как будто свои, наверное. И лично я бы включил в сотав монголов тоже хакасов (хиргис, хэргуд?, горлос(г)?) и конечно киргизов (хотя бы часть у которых жизненный уклад и обычай похож с нами) . Так что не переживаете ойрат–алтайцы и урянхай–тувинцы есть тюрки и будут им навсегда.1 балл