У них на первом месте была родоплеменная идентичность
то есть вы полагаете, что надплеменного самоназвания так и не сложилось?
Скорее всего.
по какой причине не сложилось?
может быть тогда и золотоордынского этноса, народа не сложилось?
Вы же знакомы с теориями национализма. я вполне могу согласится, что до индустриальной эпохи наций не было.
Превариловали локальные или конфессиональные идентичности.
Поэтому я думаю в ЗО не было единой нации, но было единое этническое поле, которое имело названия узбек и татар от соседей, но внутри себя превалировали локальные идентичности, то есть родовые идентичности.
я бы не хотел использовать термин "нация" ни в понимании "наций" индустриальной эпохи, ни в значении "имперская нация". Мне интересно имел ли тот "золотоордынский этнос" (как говорят казанские ученые) или "этническое поле" (как выразились Вы) какую-либо общую идентичность или нет..
Тезис о примате племенного самосознания над неким "надплеменным" возможен, на мой взгляд только для периода конца 14 века и позже. В классической орде 13-14 веков "племена" выражены очень слабо.
А каково ваше мнение о самоназвании?
Мое мнение о самоназвании "ордынцев" более чем скромно:
аутентичных золотоордынских источников, в которых этот аспект мог или даже должен был отразиться, очень мало. У нас фактически нет ни народных, ни "официальных" нарративов той эпохи, в которых ордынцы говорили бы что-то сами о себе. Поэтому как говорится "при наличии отсутствия" предмет обсуждению не подлежит.. (ситуация, кстати, широко распространенная для обществ древности и средневековья).
Из тех источников, что все-таки имеются (впрочем, они малоубедительны), например, Гулистан-бит-тюрки С.Сараи, или Кодекс куманикус (я не уверен, но насколько я помню, там в одном месте есть упоминание о татарском языке как о языке тюркской части памятника), можно сделать осторожное предположение, что в качестве самоназвания в 13-14 веках употреблялся этноним "татары".
Мнение о том, что "золотоордынский этнос" окончательно не сложился, а население вместо этнической идентичности для надплеменной общности использовало политическую, локальную или конфессиональную, мне симпатично, однако серьезными исследованиями пока оно не подкреплено (или я с ними не знаком), поэтому пока настаивать на чем-то считаю преждевременным.