Перейти к содержанию

Лидеры

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 02/27/15 во всех областях

  1. В.Бартольд придавал большое значение к чигилям, полагая, что они являлись одним из основных племен и претендентов на роль основателей Караханидского каганата. Т.Чоротегина интересовали сходство имен потомков Тюрка с названиями городов Караханидского каганата (X-XII века) Чигиль (в Таласе), Барсхан (Иссык-Куль), Тон (Тутук, Иссык-Куль), Илак (Ферганская долина), имевшие отношение к генеалогии тюрков XI века. По информации М.Кашгари, городов с названиями Барсхан было три Барсхан, Верхний и Нижний Барсхан. Он писал, что город Барсхан был построен сыном легендарного предка тюрков Алп Эр Тонга [194.-C. 78]. Однако, следует отметить, что у аль Истахри находим в Ферганской долине реку (река Ангрен), области, городов Илак, Тункет (в. тон) и Каркард. Илак был соседней областью Шаша. Тункет являлся главным городом области Илак, и считался вторым после Самарканда городом, имевшим свой чеканный двор в Мавераннахре [97.-C. 34-35.] . Как нам кажется, вышеприведенная генеалогия караханидских тюрков могла быть сложена еще на Алтае, когда чигили жили в соседстве с карлуками, алтайскими тюрками, кыргызами, волжскими булгарами и т.д. Об этом свидетельствуют, прежде всего, данные источников и генеалогических материалов башкир, татар и отдельных кыргызских племен. Как явствует из содержания родословной караханидских тюрков, имя первого сына Тюрка в вышеприведенной легенде представлял здесь предка племени чигилей. Второго можно связать с названием булгарского племени барсил. Третий – представлял собственно тюрков, а четвертый – предка волжско-уральских киликов-кыргызов (эсегель, илек или эллак, искилик) [5.-C. 25-33.]. Отголоски тюркской эпохи сохранились и отразились в легендах и генеалогических преданиях кыргызов, башкир, татар и других современных этносов. В одной из татарских легенд булгары (татарск. – болгау – жест приглашения, размахивая руками) и буртасы разошлись от брата Тюрка Алпа, переселившегося вместе со своим братом в холодную страну, т.е. на Волгу [5.-C. 25-33.]. В генеалогических преданиях племен Волжской Булгарии сохранились интересные рассказы о покорении тяньшаньских массагетов кыргызами или родом, у которого тотемом был олень. Согласно легенде, одной из легенд после уничтожения идельского народа (волжских булгар) и его вождя Хин Батыра, жена князя успела усадить маленького сына предводителя на большой котел и бросить в реку Дуло, чтобы спасти мальчика от смерти. Олень, выловив котел (газан) своими рогами, отнес мальчика в Семиречье, в страну масгутов. Там его приютил и вырастил царь масгутов. Мальчика назвали Газаном, а когда он вырос, женился на дочери царя. Род Газана называли Дуло и Мардуан. Газан воевал с хазарами. В других версиях легенды мальчика спас журавль, гусь, лебедь в одних вариантах, олень или лось в других, по требованию волка, который велел привести мальчика в логово волчицы. В вышеприведенной легенде название реки Дуло можно сопоставить с названием булгарского племени дуло и западнотюркского дулу, что дает право датировать его происхождение VIII-X веками. Основные сюжеты вышеприведенной легенды имели схожие картины с генеалогическими преданиями кыргызских племен и родов: бугу, бапа, желден, черик, каба и других. По мнению С.М. Абрамзона [1.-C. 298-302], происхождение преданий подобного рода связано с древнетюркской эпохой и представлениями народов Саяно-Алтайского края о диких рогатых животных, в том числе и олене. Кыргызы сохранили генеалогические предания, имевшие отношения к Тюркскому ханскому Дому ашина. В эпосе «Манас» кыргызы называли себя потомками именитого Тюрка. Согласно кыргызской санжыры, сын Жапыза (Яфета) Тюрк, обосновавшийся на берегу Иссык-Куля, дожив свой век, умер в местности Жети Карагайты. Созданное им государство наследовал его сын Тутук. Кыргызы связывали свое происхождение с Тутоком и его отпрысками Айчаканом, Бакыканом, Аланчаканом [4.-C. 22]. По обшетюркской санжыре, вышеотмеченный Аланчакан назван сыном Элчи хана, внуком легендарного Тюрка [22.-C. 38.]. Он же (Алача хан) в генеалогических рассказах фигурировал как общий предок тяньшаньских кыргызских племен нойгут (онгут) и черик (чэли). По другой версии, кыргызы имели первопредка Тюрка, Карача хана и Аланча хана, имя которого связано с общим предком волжских булгар, имевших связь с Кавказской Аланией. http://www.akipress.org/kghistory/news:13410
    1 балл
×
×
  • Создать...