Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 09/23/13 во всех областях
-
1 балл
-
5. Непонятно также "сохранившаяся в древних текстах Согдианы форма… Алты Чуб - шесть "племен клана" Чуб государства Юэ-бань ("Авар" по Паркеру и др.). Алты Чуб Согдак никогда не были в Юэбань. Они были вначале на севере Ганьсу, а потом в Ордосе. Юэбань же располагалось в Семиречье. Чуб из Алты Чуб Согдак вероятнее всего передает кит. Чжоу 'административный округ', поскольку у нас имеется китайский перевод этого словосочетания Лю Чжоу Ху 'шесть административных округов хусцев'. Юэбань никаким доступным мне способом нельзя соотнести с Авар. "Бань" в китайском санскрите часто заменяет "Вар" (Паркер Е.) Отсюда он выводит Авар из Юэ-бань. Это ж северные хунны с древним клановым именем Чуб (Чуе), что вполне логично. Вики: <<Юэбань (кит. упр. 悅般, пиньинь: Yuèbān) — древнее государство народа хунну в центральной части юга современного Казахстана.[1] Основано в 160-егоды н. э. Юэбань делилась на 4 племени: чуюе, чуми, чумугунь, чубань.[2] Часть исследователей считают, что государство Юэбань получило своё название от племени чубань[3].>> (Не получило, очевидно. Авар - ранговое имя хунн (средний ранг иерархии), Чуб - клановое имя. Т.е. это разные категории) <<Алты чуб — в середине VII в. н. э. тюркское название шести чубов, интерпретируются как чуйские племена, потомки среднеазиатских хуннов: чуюе (чоль), чуми, чумукунь (кимаки), два раздела племени чубань, и шато (чугай)[1]. Причем шато являются подразделением племени чуюе.>> Кимаки нет, конечно. И не "чуйские племена", очевидно. Это северные хунны с клановым именеи Чуб. (Сюбу) Слушайте, да не бывает никакого "китайского санскрита", что бы там кто-то не писал. Нет такого в природе. В слове Юэбань два слога. Один имеет современное чтение бань. Действительно мог трансрибировать иноязычное вар. А с другим-то как быть? Он читался *нга, это такой заднеязычный носовой. Про Алты чуб, вероятно, следует все же не Википедию читать, а например, книжку Кляшторного про рунические надписи как исторический источник. Там этому делу целая глава посвящена.1 балл
-
Это уже тюркизированная форма (Дыбо А.Н.): << 6. čowač MK 'царский зонт' (Cl. 395: “no doubt a l.-w., but of unknown origin”) - хсак. śāhauja 'зонт' < *sāyaèa- < *sk'ai- 'тень' Bailey 398.>> Это просто удивительно. Вы же пишете о форме, сохранившейся в древних текстах Согдианы. Потом оказывается, что это 1. тюркизированная форма 2. хотанского оригинала. Но так или иначе в хотанском не было śāhauja 'зонт'. Зонт в хотанском chāya, см., например, Khotanese Texts, Volume 6, edited by H. W. Bailey, на странице 131 (доступно в Гуглбукс). В свою очередь, в хотанском это слово абсолютно достоверно является санскритским заимствованием cháyá 'зонт'. Это очень легко показать - в иранских везде в анлауте будет s- см. уже приведенное согдийское слово, авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д. Это вообще одно из кардинальных явлений иранских языков. Однако если это заимствование из санскрита, то оно и появилось вместе с санскритом. То есть с буддизмом. Но буддизм в тех районах, где были сюнну, появился лет этак на 300 позже первой фиксации (не появления!) фамилий сюннуских родов. Следовательно, čowač не может иметь отношения к Сюйбу.1 балл
-
3. До сих пор не было убедительно показано, что шаньюй = дархан. В реконструкции шаньюй нет конечного -н. Совершенно невероятно, что дархан иранское слово. В китайских Хатун и Каган тоже нет конечного "-н", о чем Дыбо А.Н. указала: <<Шаньюй (титул): 單于 (Pulleyblanc 1962, 256–257) Иероглифы 1. 單, совр. кит. dān, др.-кит. tār, класс. кит., ЗХ, ВХ, ПДК tān, ср.-кит. tân ‘нечетный, единичный’ (Karlgren 0147 a–d). 2. 于, совр. кит. yú [yū, xū], др.-кит. w(h)a, класс. кит., ЗХ, ВХ wa, ПДК wo, ср.-кит. ɦü ‘идти, отправляться’ (Karlgren 0097 a–g). Предположительное чтение: ЗХань tān-wa. Обычно интерпретируется как тюрк. *darxan (из иранского, см. ниже), с передачей конечнослогового r финалью n, ср. ЗХ *kraś-pin ‘Кашмир’ (Старостин 1989, 457), и опущением конечного -n, ср. ниже о qagan и xatun. Как относиться к замечанию в Хань шу, что «титул шаньюй означает ‘обширный’ и показывает,что носитель этого титула обширен подобно небу», неясно. Ср., впрочем, др.-уйг. tarqan- ‘рассеиваться, распространяться’, arqar-‘распространять’ (čin kertü nom erdeni tarqarmiš erür «он распространяет сокровища истинного учения» USp. 60 II а14, см.: ДТС 538; глагол трактуется иначе в EDT 540–541, но данный пример при такой трактовке не объясняется) и формы современных языков в ЭСТЯ 1980, 150–151 под ДАРГА-; может быть, народная этимология на основе производного от этого глагола? >> В китайских транскрипциях каган 可汗 Кэхань и хатун 可敦 Кэдунь есть все, что ожидается. Конечного -н нет в неудачных реконструкциях Пуллибланка.1 балл
-
1. Я не путаю. Чтобы убедиться в этом, можно просто поискать Сюйляньти в интернете. Займет примерно 0,0039 сек. 2. Хэлянь это та же фамилия, только записанная позже. 3. Дыбо зовут не А.Н, а Анна Владимировна. 4. Не Pulleyblanc, а Pulleyblank.1 балл
-
Гумилев в смысле этимологии древних слов абсолютно не авторитет. Клан "Luan" - это чтение на современном китайском, на древнекитайском прочтение R(h)оn (ведущий лингвист-тюрколог Дыбо А.Н.), "возможная фонетическая интерпретация Runde или Rwande. Ср. с сакским Runde - "цари". То же самое касается и других древнехуннских слов и особенно титулов. Шаньюй - Дархан (иран.) Сюйбу - Su-pu, вероятно из сакского "Тень", а с учетом возможного Pu - "князь"(в чувашском), Сю-pu - князья в тени (царя). Осуществляли, кстати, всю "судебную деятельность". Первоначально, возможно, Su - эдакая узкая скифская специализация "сдирать кожу" с виновных (навевает схожесть современного глагола Cю - "сдирать кожу" в чувашском и, кажется, во всех тюркских). Если к Cю-бу добавить общетюркский суффикс -аш (-ач), то получим Сюбаш - люди клана Сюбу. Ну, и сохранившаяся в древних текстах Согдианы форма "Чобач" - "тень(зонт) царя" и Алты Чуб - шесть "племен клана" Чуб государства Юэ-бань ("Авар" по Паркеру и др.) малосильных хунн, вообщем, раскрывает этимологию клана Сюбу. 1. Клан "Luan" = Клан "Lüan", Сюйбу - Su-pu = Xübu. 2. Версия Дыбо ошибочна и не может быть принята. Во-первых, она не приняла во внимание, что существует несколько китайских транскрипций lüànti (никогда Luan). В частности, зафиксирована транскрипция 虚连题 Xülianti, которая ясно показывает, что "возможная фонетическая интерпретация Runde или Rwande." на самом деле невозможна, потому что в начале слова стоит х- или k-. Во-вторых, хотя в хотанском действительно runde ‘цари’, однако не вполне понятно откуда появляется в предполагаемой фамилии множественное число. А ед.ч. будет rre ‘царь’ из которого никакого Люаньди, понятно, вывести не удастся. Можно было бы предположить, происхождение rre из гипотетического *rwant-, но такой формы категорически не зафиксировано. Логичнее предположить, что rre это обычное индоевропейское слово (ср., например, rex ‘царь’ и все прочие в обширном ареале), а runde есть не связанное с ним заимствование. Это тем более легко, что, например, в тохарском есть тох.А wäl, косв. падеж lānt-, тох.B walo, косв. lānte, значит "царь", которое в прототохарском (т.е. во время сюнну) принимало форму *w(e)lant-. Довольно правдоподобно, что runde и *w(e)lant- это реализации одной и той же формы. Runde таким образом не может быть выведено из rre, а является или заимствованием из тохарского, или оба языка заимствовали это слово из третьего источника. Тохарское *w(e)lant- при этом несколько лучше подходит для сюннуского, поскольку Люаньди обычно реконструируется как *vlân-teh или *vlôn-teh (реконструкция Старостина слогов такого типа не является общепринятой). Однако и тохарская форма не может объяснить инициали в 虚连题 Xülianti. Кроме того, в сюннуской форме мы видим признаки морфологического членения, где конечное 题 ti является суффиксом принадлежности. Для этого есть десятки примеров, например, наименование рода Хуянь, но титул самозваного шаньюя из этого рода - Хуяньти. Поскольку ни хотанское, ни тохарское слово морфологически неразложимы, следовательно с большой вероятностью оба слова происходят из сюннуского источника с упрощением анлаутного кластера. 3. До сих пор не было убедительно показано, что шаньюй = дархан. В реконструкции шаньюй нет конечного -н. Совершенно невероятно, что дархан иранское слово. 4. Не вполне понятно, что такое "охранившаяся в древних текстах Согдианы форма Чобач" - "тень(зонт) царя". В согдийском языке слово "тень", "зонт" пишется sy'k, читается по правилам sayãk. 5. Непонятно также "сохранившаяся в древних текстах Согдианы форма… Алты Чуб - шесть "племен клана" Чуб государства Юэ-бань ("Авар" по Паркеру и др.). Алты Чуб Согдак никогда не были в Юэбань. Они были вначале на севере Ганьсу, а потом в Ордосе. Юэбань же располагалось в Семиречье. Чуб из Алты Чуб Согдак вероятнее всего передает кит. Чжоу 'административный округ', поскольку у нас имеется китайский перевод этого словосочетания Лю Чжоу Ху 'шесть административных округов хусцев'. Юэбань никаким доступным мне способом нельзя соотнести с Авар.1 балл
-
虚连题 Xülianti ? Вы не путаете с этим именем? 1. 赫, совр. кит. hè, др.-кит., класс. кит., ЗХ, ВХ hrāk, ПДК hēk, ср.-кит. xäik ‘пылающий; багровый’. 2. 連, совр. кит. lián, др.-кит., класс. кит., ЗХ, ВХ ran, ПДК, ср.-кит. len ‘соединяться’ (Karlgren 0213 a). В конце IV в. н.э. Хэлян (Лю) Бобо основал династию Ся. Предполо- жительное чтение: РПДК hēk len. Возможно, тюрк. jegren ‘рыжий’ (EDT 914)? Такое толкование соответствовало бы отчасти и смыслу иерогли- фов, и китайскому прозвищу «красный» (см. Таскин 1973, 168). Я не настолько лингвист, чтобы спорить с Дыбо А.Н. Иероглифы 1. 攣, совр. кит. lüán, др.-кит. r(h)on, класс. кит., ЗХ, ВХ r(h)wan, ПДК l(h)wen, ср.-кит. lwen ‘крепко связать’ (Karlgren 0178 n). 2. 鞮 (Karlgren 0866 h). Фонетически сходные иероглифы: 禔, совр. кит. tí, др.-кит., класс. кит., ЗХ dē, ВХ diē, ПДК diēj, ср.-кит. diej ‘peace, happiness’ (Karlgren 0866 e); 醍, совр. кит. tĭ, др.-кит. thēʔ, класс. кит., ЗХ thē, ВХ thiē, ПДК thiēj, ср.-кит. thíej ‘clarified red spirits’ (Karlgren 0866 i). Предположительное чтение: ЗХ r(h)wan dē / thē; возможная фонетиче- ская интерпретация — runde или rwande. Это род, из которого должен происходить шаньюй. Ср. сак. runde ‘цари’ (NPl от rre ‘царь’ < *rwant-, см.: Bailey 368).-1 балл
-
3. До сих пор не было убедительно показано, что шаньюй = дархан. В реконструкции шаньюй нет конечного -н. Совершенно невероятно, что дархан иранское слово. В китайских Хатун и Каган тоже нет конечного "-н", о чем Дыбо А.Н. указала: <<Шаньюй (титул): 單于 (Pulleyblanc 1962, 256–257) Иероглифы 1. 單, совр. кит. dān, др.-кит. tār, класс. кит., ЗХ, ВХ, ПДК tān, ср.-кит. tân ‘нечетный, единичный’ (Karlgren 0147 a–d). 2. 于, совр. кит. yú [yū, xū], др.-кит. w(h)a, класс. кит., ЗХ, ВХ wa, ПДК wo, ср.-кит. ɦü ‘идти, отправляться’ (Karlgren 0097 a–g). Предположительное чтение: ЗХань tān-wa. Обычно интерпретируется как тюрк. *darxan (из иранского, см. ниже), с передачей конечнослогового r финалью n, ср. ЗХ *kraś-pin ‘Кашмир’ (Старостин 1989, 457), и опущением конечного -n, ср. ниже о qagan и xatun. Как относиться к замечанию в Хань шу, что «титул шаньюй означает ‘обширный’ и показывает,что носитель этого титула обширен подобно небу», неясно. Ср., впрочем, др.-уйг. tarqan- ‘рассеиваться, распространяться’, arqar-‘распространять’ (čin kertü nom erdeni tarqarmiš erür «он распространяет сокровища истинного учения» USp. 60 II а14, см.: ДТС 538; глагол трактуется иначе в EDT 540–541, но данный пример при такой трактовке не объясняется) и формы современных языков в ЭСТЯ 1980, 150–151 под ДАРГА-; может быть, народная этимология на основе производного от этого глагола? >>-1 балл
-
Это просто удивительно. Вы же пишете о форме, сохранившейся в древних текстах Согдианы. Потом оказывается, что это 1. тюркизированная форма 2. хотанского оригинала. Но так или иначе в хотанском не было śāhauja 'зонт'. Зонт в хотанском chāya, см., например, Khotanese Texts, Volume 6, edited by H. W. Bailey, на странице 131 (доступно в Гуглбукс). В свою очередь, в хотанском это слово абсолютно достоверно является санскритским заимствованием cháyá 'зонт'. Это очень легко показать - в иранских везде в анлауте будет s- см. уже приведенное согдийское слово, авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д. Это вообще одно из кардинальных явлений иранских языков. Однако если это заимствование из санскрита, то оно и появилось вместе с санскритом. То есть с буддизмом. Но буддизм в тех районах, где были сюнну, появился лет этак на 300 позже первой фиксации (не появления!) фамилий сюннуских родов. Следовательно, čowač не может иметь отношения к Сюйбу. Да я согласен с Вами, только слова то и титулы хуннские заимствованы из языка юэ-чжи, очевидно. Тот же Огур-Огар - "рог-бык" в структуре "десять рогов" хунн Онногур или в Болгар (пять рогов) из санскрита: Горайа - бык. Про čowač согласен, речь идет об изначальной основе слов: <<авест. a-saya 'без тени', совр. перс. saya и т.д>> saya + bu -> Сюй-Бу Хунны многие вещи культурно заимствовали у юэ-чжи. Да и ассимилировали сравнительно большую часть, видимо, судя по археологии.-1 балл
-
Неподтвержденные благоглупости. Судя по археологии юэчжи вообще никак не отличались от сюнну. Нет еще способов их отличить, не придумали. Т.е. были такие же характерные монголоиды? Принято считать Юэ-чжи европоиднами хотя некоторая монголоидность, очевидно, тоже присутствовала. Вот взять хотя бы болгар - южных хунн (это видно даже по книге Паркера Е. 1895 года не говоря уже о работе Будберга 1936 года и недавние работы Sanpieng Chena) были европоидны, брахикранны с несколько уплощенным лицом не сильно выступающим носом - зливкинский тип. Никак не могут найти в Европе место где происходило смешение якобы изначально монголоидных болгар с сарматами, аланами до 370 года... Так ведь и не надут. Это смешение произошло еще в Китае видимо с малыми юэ-чжами и прочими осколками, оказавшимися в той же ситуации. Знаете, Ваше "saya" навело на мысль о разрядах скифов: Таргитай - вождь Колаксай, Арпоксай (средний брат) Липоксай Все это напоминает разряды хунн и тюрков: Тугры, Кули, Лули, Апо (Вар - середина, где В-протез) Арпоксай - Ар-пу-сай-1 балл
-
Очень странная этимология SüBaşı у вас получается.. Сю незнаю как там сдирают кожу но древнетюркский, словарь переводит данное слово как - Война, Общетюркский суффикс ач / чи / ши то есть суффикс проффесий тут непричем! Вторая часть слова это Baş (голова, главарь) Титул Сюбаши - то есть главнокомандующий имеет массу и поздних аналогов как Minbaşı,Yüzbaşı - командующий тысячей, сотней ... А где я писал SüBaşı? Вернее Субаши? И причем здесь древнетюркский З-Ш. язык 7-11 века? Клан с именем SüBu древнее лет эдак на 900 как минимум первого слова в этом словаре. Суффикс -аш/-ач относиться не только к профессиям. Вспомните Тургаш, Тобгач, Чуваш - Суваш (в древних текстах у Радлова). Это еще и принадлежность к клану, например. Люди Туруга, люди Тоба, люди Субу. Хунны говорили на Р-Л языке в силу древности, известное двустишие южных хунн (записано со слов прорицателя для Ши Лэ по отношению к Лю Яо, оба хунны, кстати) 310 года (или 329 года?) можно прочитать только на чувашском. "Войско должно выйти, Бугу схватить". Тала - "наружу", в чувашском - Тула. Во всех остальных тюркских З-Ш. типа ожидаемо -Таш. Собственно, я о чем. Определенно известно, что Болгары - южные хунны, в китайских летописях даже четко записано когда и почему родился этот этноним: генерал Цао Цао ввел новую структуру южных хунн "Пять племен" - Болгар (Беле (в)агар на чувашском Р-Л типа) вместо старой "Десять рогов" (Онногур - тоже Р-Л типа). Случилось это в 216 году. Замечу, что нечетная структура с названием "Пять племен" могла родиться только у зависимых хунн под протекторатом Китая, хотя ничего нового в ней для хунн не было - это старая структура под названием "Четыре рога". Только главное племя самого Шаньюя у независимых хунн во 2 веке до н.э. в названии не учитывалось, как и в более поздней структуре "Десять рогов". Если вспомнить Великую Болгарию с "Пятью сыновьями Кубрата" (пятью племенами) или Волжскую Болгарию с "пятью племенами" (у Ибн Фадлана), то Болгары, очевидно, четко помнили, что означает их имя и какова структура при этом должна быть со времен Цао Цао. После принятия балтаваром Алмушем титула Эмир (рухнула лествичная система престолонаследования, чем, видимо, и был недоволен родственник Алмуша с титулом Суван Вираг), а позже со строительством городов в ВБ тем более, система "Пять племен", очевидно, пошатнулась и тоже рухнула. Т.е. Болгары перестали быть Болгарами (Пять племен) в полном смысле слова. Что осталось? Только древние кланы. Не известно, какие кланы вообще были, но, очевидно, древнейший хуннский клан СюБу остался. Может быть только этот клан и ушел на запад (можно вспомнить Юэ-бань с их кланом Чуб (Сюбу). Ну и последнее. Субу+аш - Субаш - Суваш - Чуваш. Лингвисты голову сломали, что означает имя Чуваш. Логично заключить - "люди древнейшего клана Сюбу" народа Болгар - южных Хунн и вообще Хунн. Имя клана Сюбу древнее имени Болгар как минимум на 400 лет. Видимо, поэтому чуваши его и удержали в своем этнониме, не переставая быть Болгарами и Хуннами, естественно.-1 балл