http://www.sitc.ru/conf/thesis/thes_ru/sangeeva_r.htm
Л. Ц. Санжеева, БГУ
(г. Улан-Удэ)
ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЛИЯНИЕ В ЭПИТЕТИКЕ ИМЕН ГЕРОЕВ "ГЭСЭРИАДЫ"
...Среди терминов, имеющих общемонгольский характер (буддийская лексика) и пришедших от древних уйгуров (в большинстве случаев это слова санскритского происхождения), выделяется имя главы 55 западных небожителей – Хан Хюрмас (Хирмас, Хирмос, Хормуста) – др.-уйг. Хормузда, Хормузта – Ормузда (по-персидски Ахурамазда). Это имя, возможно, восходит к Ахура Мазда – иранскому богу солнца, света. Это божество олицетворяло доброе, созидательное начало в иранской мифологии, согласно учению Зороастра. Конечно, иранское божество Ахура Мазда и бурятское Хормуста имеют много общего.
На ираноязычной почве также можно интерпретировать имя одного из антиподов Гэсэра в бурятском эпосе – Ассурай (Ашшурай) Шара мангадхай "Желтый ман-гадхай Асурай < др.-уйг. асури (санскр. асура "класс демонических существ"). Некоторые исследователи эпоса возводят имя Ашшурай к имени верховного бога ассирийцев, которого связывали с угнетением, насилием, войнами.
Другой образ, воплотивший в себе зло, темные силы, – противник Гэсэра в эпосе – Минга Найман толготой Митуурай Шара мангадхай. Это имя восходит к имени древнего иранского божества природных сил – Митре. Это божество, как и Ассур, было отвергнуто Зороастром...