Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 2 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 августа, 2021 01.08.2021 в 09:22, АксКерБорж сказал: Ув. Галина Николаевна! Собаки банхары (монгол нохой, монголдог), то есть по сути овчарки, не упоминаются в письменных источниках по татарам-монголам Чингизхана по моему убеждению потому, что те племена и сам Чингизхан, были кочевыми скотоводами, а у последних, как известно по средневековым миниатюрам были собаки гончих пород для охоты, как собственно и у современных кочевых скотоводческих в недавнем прошлом народов - у кыргызов, казахов и др. На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок. Овчарки, имхо, это собака оседлых скотоводов, для охраны овец при пешем пастухе. А вы как думаете? Во-первых, Чингисхан жил не в средние века. Во-вторых, Чингисхан не был кочевым скотоводом, как впаривает нам официальная история. Недостаточно посмотреть средневековые миниатюры, чтобы делать выводы о каких-либо исторических фактах. Мне понадобилось почти 20 лет, чтобы, по-возможности, полноценно изучить историю азиатских народов, касаемых в части собак, как в русскоязычном сегменте летописей, так и в прилегающих к Монголии странах. Я умалчиваю в какие расходы мне обошлись переводы с разных языков. Ув. АксКерБорж, полагаю, что смогу вам помочь разобраться, когда вы прочтете мою монографию "МОНГОЛДОГ", там есть все ссылки на источники сведений. Будет интересно, сами обратитесь напрямую к ним. Быть может, увлечение ваше перерастет в профессионализм. Но это нелегкий, не быстрый, и неблагодарный труд. А современная интернет-лабуда от участников собачьего шоу-бизнеса, - это часть механизмов рекламного пиара, - одним словом "двигатель торговли". К настоящим историческим фактам сие пиар-ходы не имеют отношения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 2 августа, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 2 августа, 2021 53 минуты назад, Яворская Галина Николаевна сказал: Во-первых, Чингисхан жил не в средние века. Во-вторых, Чингисхан не был кочевым скотоводом, как впаривает нам официальная история. Недостаточно посмотреть средневековые миниатюры, чтобы делать выводы о каких-либо исторических фактах. Мне понадобилось почти 20 лет, чтобы, по-возможности, полноценно изучить историю азиатских народов, касаемых в части собак, как в русскоязычном сегменте летописей, так и в прилегающих к Монголии странах. Я умалчиваю в какие расходы мне обошлись переводы с разных языков. Ув. АксКерБорж, полагаю, что смогу вам помочь разобраться, когда вы прочтете мою монографию "МОНГОЛДОГ", там есть все ссылки на источники сведений. Будет интересно, сами обратитесь напрямую к ним. Быть может, увлечение ваше перерастет в профессионализм. Но это нелегкий, не быстрый, и неблагодарный труд. А современная интернет-лабуда от участников собачьего шоу-бизнеса, - это часть механизмов рекламного пиара, - одним словом "двигатель торговли". К настоящим историческим фактам сие пиар-ходы не имеют отношения. Интересно услышать кем был ЧХ как не скотоводом, и в какие времена жил? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 12 часов назад, Rust сказал: Интересно услышать кем был ЧХ как не скотоводом, и в какие времена жил? Извините, я вволю начиталась на вашем форуме споры разных народов по вашему вопросу, и не мне в них участвовать. Мне бы лучше про монгольских собачек... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 01.08.2021 в 12:22, АксКерБорж сказал: На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок. Монгольская овчарка (банхар) присутствует только на картинах - исторических реконструкциях 21 века: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 августа, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 3 часа назад, Яворская Галина Николаевна сказал: Извините, я вволю начиталась на вашем форуме споры разных народов по вашему вопросу, и не мне в них участвовать. Мне бы лучше про монгольских собачек... Просто слова "впаривает официальная история", "жил не в средние века" наводят на размышления. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 01.08.2021 в 12:22, АксКерБорж сказал: Ув. Галина Николаевна! Собаки банхары (монгол нохой, монголдог), то есть по сути овчарки, не упоминаются в письменных источниках по татарам-монголам Чингизхана по моему убеждению потому, что те племена и сам Чингизхан, были кочевыми скотоводами, а у последних, как известно по средневековым миниатюрам были собаки гончих пород для охоты, как собственно и у современных кочевых скотоводческих в недавнем прошлом народов - у кыргызов, казахов и др. На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок. Овчарки, имхо, это собака оседлых скотоводов, для охраны овец при пешем пастухе. А вы как думаете? Асеке просто до нас картины с рабочими собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 1 hour ago, Коралас said: Асеке просто до нас картины с рабочими собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. § 260. ĵoči Čaadai Oķodai ğurban kout Oruŋķeči balağasu oroulĵu, ğurbaula balağat irķen qubiyalduĵu, Čiŋķis-qaana qubi ese ğarğaĵu. Ede ğurban kout baouĵu ireesu, Čiŋķis-qağan ĵoči Čaadai Oķodai ğurban koudi čimatču, ğurban udur ese aulĵaulba. Tende Boorču, Muqali, Šiği-Qutuqu ğurban očirun: “Očin-melĵen aqsat — Sartaul-irķeno Soltani — doroitdaulĵu balağat irķe ano abuai bida! Qubiyaĵu abdaqu Oruŋkeči balağasun, qubiyalduĵu abqun kout — buķude Čiŋķis-qaanoai bi. Teŋķeri ğaĵar-a ķuču nemekdeĵu, Sartaul-irķeni edui doroitdauluqsan-tur, ba oloan, ere aqta Čino, bayasču mağaiĵu amui! Qaan yekin ein kiliŋlaĵu amu? Kout buruuyan uqaĵu ayüba ĵe. Qoiči-yüan surtuğai! Kout aburiyan alğasauĵei! Soyürqaasu aulĵauluasu bolquyu?” keen očiesu, Čiŋķis-qağan ĵaliraĵu, ĵoči Čaadai Oķodai ğurban koudi aulĵaulĵu, duŸqodurun: Otoķus uķes Orkitču, Qaučin uķes Qadarču, Baiqsan ğaĵar-a Baqta(n) aldatala, MaŸlai-in kolesun Arčin yadatala, badarkiĵu, čimaliyar sueyuer duulğan bukui-dur, QoaŸqai-qorči, QoaŸtaqar-qorči, Sormağan-qorči, ede ğurban qorčin, Čiŋķis-qaana očirun: “Boro šibaoun baoliya-tur sai oroqu metu kout; sai edui ayalan surun bukui-tur, koudi šintalun, mene metu yekin ein dunğodumu? Kout ayüĵu setkiliyen alğasauĵei! Naran šiŋķeķu-eče urğuqu-da ķurtele dain irķen bi. Mani, Tobodut noqodiyan tukirču ileesu, dain-irķeni ba, Teŋķeri Qaĵar-a (??) ķuču nemekdeĵu, altan-munķu, aurasun-tabar, irķen-orğan Čimada abčirasuğai! Ali irķen keeesu, ene horone Baqtat irķeno Qaliba-Soltan keeķu bi keemui. Teun-tur ba ayalasuğai!” keen očiesu, Qağan sooraĵu, ede uķes-tur ĵaliraĵu, Čiŋķis-qağan ĵobšiyeĵu, ĵarliq bolurun, Qoaŋqai, Qoaŋtaqar, Sormağan ğurban qorčini soyürqaĵu, Adarqidai-Qoaŋqai, Doluŋğirdai-Qoaŋtaqar qoyari: “Mino derķede atuğai!” Oteķedai-Čormaqani Baqtat-irķentur Qalibo-Soltan-tur ayalaulba. § 260. Царевичи Чжочи, Чаадай и Огодай, взяв город Орунгечи, поделили между собою, на троих, и поселения и людей, причем не выделили доли для Чингис-хана. Когда эти царевичи явились в ставку, Чингис-хан, будучи очень недоволен ими, не принял на аудиенцию ни Чжочи, ни Чаадая, ни Огодая. Тогда Боорчу, Мухали и Шиги-Хутуху стали ему докладывать: 'Мы ниспровергли непокорствовавшего тебе Сартаульского Солтана и взяли его города и народ. И все это ведь Чингис-ханово: и взятый город Орунгечи и взявшие его и делившиеся царевичи. Все мы, и люди твои и кони, радуемся и ликуем, ибо небеса и земля умножили силы наши, и вот мы сокрушили Сартаульский народ. Зачем же и тебе, государь, пребывать во гневе? Царевичи ведь сознали свою вину и убоялись. Пусть будет им впредь наука. Но как бы тебе не расслабить воли царевичей. Не признаешь ли ты за, благо, государь, принять теперь царевичей!' Когда они так доложили, Чингис-хан смягчился и повелел Чжочию с Чаадаем и Огодаем явиться и принялся их отчитывать. Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих. До того он гневно стыдил их и увещевал. Тут обратились к Чингнс-хану стрельцы Хонхай, Хонтохор и Сормаган: 'Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью. наподобие 1 тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их. Ты спросишь, что это за народ такой? А есть. говорят, в западной стороне Халибо-Солтан Багдадского народа. На него бы мы и пошли!' Когда они так, докладывали, государь все возражал, но при . :)тих последних словах смягчился Чингис-хан и стал отдавать им приказания. Он милостиво обошелся со всеми троими и повелел Адаркидайду Хонхаю и Долунгирду Хонтохору оставаться при нем; а Сормахона отправил в поход на Багдадский народ, на Халибо-Солтана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 Думаю,что казахское название Тобет здесь в ССМ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 4 hours ago, АксКерБорж said: Монгольская овчарка (банхар) присутствует только на картинах - исторических реконструкциях 21 века: § 260. Царевичи Чжочи, Чаадай и Огодай, взяв город Орунгечи, поделили между собою, на троих, и поселения и людей, причем не выделили доли для Чингис-хана. Когда эти царевичи явились в ставку, Чингис-хан, будучи очень недоволен ими, не принял на аудиенцию ни Чжочи, ни Чаадая, ни Огодая. Тогда Боорчу, Мухали и Шиги-Хутуху стали ему докладывать: 'Мы ниспровергли непокорствовавшего тебе Сартаульского Солтана и взяли его города и народ. И все это ведь Чингис-ханово: и взятый город Орунгечи и взявшие его и делившиеся царевичи. Все мы, и люди твои и кони, радуемся и ликуем, ибо небеса и земля умножили силы наши, и вот мы сокрушили Сартаульский народ. Зачем же и тебе, государь, пребывать во гневе? Царевичи ведь сознали свою вину и убоялись. Пусть будет им впредь наука. Но как бы тебе не расслабить воли царевичей. Не признаешь ли ты за, благо, государь, принять теперь царевичей!' Когда они так доложили, Чингис-хан смягчился и повелел Чжочию с Чаадаем и Огодаем явиться и принялся их отчитывать. Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих. До того он гневно стыдил их и увещевал. Тут обратились к Чингнс-хану стрельцы Хонхай, Хонтохор и Сормаган: 'Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью. наподобие 1 тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов/ Tobodut noqod/ своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их. Ты спросишь, что это за народ такой? А есть. говорят, в западной стороне Халибо-Солтан Багдадского народа. На него бы мы и пошли!' Когда они так, докладывали, государь все возражал, но при . :)тих последних словах смягчился Чингис-хан и стал отдавать им приказания. Он милостиво обошелся со всеми троими и повелел Адаркидайду Хонхаю и Долунгирду Хонтохору оставаться при нем; а Сормахона отправил в поход на Багдадский народ, на Халибо-Солтана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 Казахский гибрид Банхар. Тобод нокой/Тобет/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 1 час назад, Steppe Man сказал: Думаю,что казахское название Тобет здесь в ССМ. Разумеется вы интерпретировали это как Тибетские Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 1 час назад, Коралас сказал: Разумеется вы интерпретировали это как Тибетские Ув. Коралас, братьев халха, бурятов, калмыков понять можно, им десятилетиями внушали, что они есть прямое продолжение средневековых татарских племен. Отсюда и желание ув. Азы увидеть в ССМ монгольских банхаров. На самом деле в этом эпизоде ССМ речь идет про собак тобетов, читаем у Л. Лигети, "töböd". У С. Козина они уже "тибетские псы". )) Достаточно одного примера из сотен на основе сравнения русского перевода С. Козина с переводами Л. Лигети и П. Пельо. Например, в этом же параграфе у Козина упоминается "Халибо-Солтан Багдадского народа". У Л. Лигети это "Қалыбай-солтан людей Бақтат" - "Baqtat irgen-ü Qalibai-soltan (бақтат это племя, народ?). Кстати Калыбай обычное казахское мужское имя. Если у нас на севере детей с родинками называют Мендыбай, то на юге имхо Калыбай. У братьев кыргызов вроде как у нас, моего приятеля звали Мендыбай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 3 часа назад, Коралас сказал: Асеке просто до нас картины с рабочими собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. Ув. Коралас, как вы считаете, тобеты в степном Казахстане были? Вопрос всем желающим. Да, в последние лет 20 они стали завозиться любителями собаководства к нам с югов и то как штучный товар, их можно пересчитать по пальцам, в том смысле, что их очень мало. К тому же судя по этнографическим материалам и реалиям жизни, в наших краях было только 2 породы собак - охотничья "тазы" и другая, самая распространенная, буквально в каждой семье для повседневных домашних нужд и скота - беспородные собаки, по-русски - дворняжка, по-казахски - просто ит. Фото 19 века, Павлодарский уезд: Кстати "собачья картина" у нас до сегодняшнего дня такая же (если не брать в счет привезенных тобетов), охотничьих тазы - мало, только у охотников, обычные дворняжки - в каждой семье. Кстати, собаки на фото прекрасно справляются с любыми задачами - охраной людей, скота, имущества, помогают пасти скот, не оставляют пищевых отходов, санитары)) и даже хорошие няньки для детей, играют с детьми. Кстати очень умные. Наверно не каждая породистая собака такая умная. Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) Кто изучал их? Ув. Галина Николаевна, как вы считаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 5 часов назад, Rust сказал: Просто слова "впаривает официальная история", "жил не в средние века" наводят на размышления. Ув. Руст, соглашусь, наводят, еще на какие размышления.. Но в двух словах я уже ответила, а серьезно, то проще монографию прочесть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 4 часа назад, Коралас сказал: Асеке просто до нас картины с рабочими собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. Запросто могли. Всякие собачьи породы время от времени формировались по необходимости в народном хозяйстве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 В 03.08.2021 в 10:45, Steppe Man сказал: ... § 260. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их.... Цитата Про тибетских собак - это условный перевод Юань Чао Биши от Козина А.С. . Некоторые переводчики "Сокровенного сказания монголов" оставили под вопросом tobod–ud nohod. В переводе с монгольского на бурятский язык этого же издания Ч.-Р. Намжилова вместо tobod–ud nohod фигурирует выражение зуудаг ноходые – свирепые, кусачие собаки. Авторы английского, французского и немецкого переводов также считают, что речь идет о «тибетских псах»[1]. Американский монголовед «Ф. В. Кливз в своем переводе оставляет оригинальный термин Töböd-üd, а в примечании показывает, что речь, возможно, идет о «тибетских псах». Самый правильный перевод сделан калмыцким ученым-лингвистом Дарваевым Петром Александровичем: «От захода солнца до восхода есть много враждебных народов. Если вы пошлете нас, своих Тободов-слуг, мы все враждебные народы милостью Неба и Земли покорим, и золото, серебро, ткани и товары тебе отдадим!». По мнению ученого-лингвиста, переводчика «Сказания», выражение tobod–ud имеет смысловое значение типа «верные псы Тободы, крутые, надежные и преданные слуги, злые и опасные, как псы, для посторонних». Ближайшие сподвижники Чингисхана были из племени Тободов, от которых произошли их современные потомки «томоты», «тумоты», «хори-туматы». Часть из них проживает ныне в Хоринском районе Бурятии. Могу добавить, что все эти ученые-лингвисты и монголоведы не интересовались собаками как таковыми вообще, не учитывали, когда в историческом пространстве появилось понятие "тибетские псы", поэтому, видимо, допустили использование схожего звучание современного названия породы с событиями почти тысячелетней давности. Но надо отдать должное, сие господа ученые, кроме Дарваева П.А., таки ставили под сомнение выражение tobod–ud nohod. От себя могу добавить, что в своей монографии я доказала, что во времена создания "Сказания" не существовало понятия "тибетские псы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Ув. Коралас, братьев халха, бурятов, калмыков понять можно, им десятилетиями внушали, что они есть прямое продолжение средневековых татарских племен. Отсюда и желание ув. Азы увидеть в ССМ монгольских банхаров. На самом деле в этом эпизоде ССМ речь идет про собак тобетов, читаем у Л. Лигети, "töböd". У С. Козина они уже "тибетские псы". )) Достаточно одного примера из сотен на основе сравнения русского перевода С. Козина с переводами Л. Лигети и П. Пельо. Например, в этом же параграфе у Козина упоминается "Халибо-Солтан Багдадского народа". У Л. Лигети это "Қалыбай-солтан людей Бақтат" - "Baqtat irgen-ü Qalibai-soltan (бақтат это племя, народ?). Кстати Калыбай обычное казахское мужское имя. Если у нас на севере детей с родинками называют Мендыбай, то на юге имхо Калыбай. У братьев кыргызов вроде как у нас, моего приятеля звали Мендыбай. Козин вообще чудеса творит. Явные тюркизмы в ССМ он переводит по монгольски и вносит соответствующие исправления в текст, так сказать добросовестно подправляет автора/авторов ССМ. Мы уже где-то обсуждали как слово Каршыга-ястреб в одном месте ССМ он перевел как шонхор, потому что в монгольском харцга был явно тюркизм, хотя шонхор тоже тюркизм. Я могу привести кучу слов тюркизмов, которые так или иначе вошли в халхинский язык и встречаются густо в ССМ: Звери: Аң – Ан Когти, лапы (у хищных): Шеңгел – Чангааль Самка хищника: Өлекшін, Өлөкшін – Өлөгчин Матерый самец: Тарлан – Тарлан Домашний скот: Мал – Мал Скотовод: Малшы – Малч, Малчин Стая, косяк: Үйір – Бүүр, Эрээ Стадо, отара: Отар – Отор Скот, идущий вереницей, след в след: Шұбау, Шұбақ, Шұбырын – Цуваа Место вытоптанное скотом: Шиыр – Шийр, Чийр Загон для скота: Қаша – Хашаа Зимний сарай, хлев для скота: Қора – Хороо Летний загон для овец и коз: Қотан – Хотон, Хот (загон, аул, город) Команда скоту при собирании в кучу: Шек – Чээг Привязь для овец: Көген – Хөгнө Веревка по земле для привязывания телят и жеребят: Желі – Зэл Холощенное домашнее животное: Азбан – Асман Безрогий, комолый скот: Тұқыл – Тугалмай, Тугал (теленок) Мягкая шерсть коров и лошадей: Көбір, Көбөр – Хөөвөр Стельная, жеребая: Буаз – Боос Не стельная, яловая: Қысыр, Қысырау – Хусрах Подойник: Көнек, Көнөк – Хөнг Смягчить вымя и получить молоко: Ию – Ивлэх Приучать сосунка к чужой матке: Телу – Тэлэх Фартук для предотвращения преждевременной случки овец: Күйек – Хөг Приученный молодняк: Телі – Тэлээ Молодняк, приплод скота: Төл – Төл Намордник: Мұрындық – Бурантаг Намордник для молодняка скота, предохраняющий от сосания маток: Сірге – Шөрөг Скот старше года: Тұсақ – Зусаг Трехгодовалый скот (самцы): Құнан – Гунан, Гуна Трехгодовалая скотина (самки): Құнажын – Гунж Четырехгодовалый скот (самцы): Дөнен, Дөнөн – Дөнөн Четырехгодовалая скотина (самки): Дөнежін – Дөнжин Седло: Ер – Ир, Эмээл Торока седла: Қанжыға – Ганзага Принадлежности, привязанные к тороке: Бөтергі, Бөктерме – Бөгтрөг Ремень седла к подпруге: Жырым – Жирэм Нагрудник, привязываемый к седлу: Өмілдірік, Өмөлдірік – Хөмөлдрөг Поводок для привязывания коня, чембур: Шылбыр – Цулбуур Недоуздок: Ноқта – Ногт Потник, чепрак: Тоқым – Тохом Удила: Ауыздық – Зуузай Привязывать поводья к седлу или к холке: Қаңтару, Қаңтарғы – Хантайрга Подкова: Таға – Тах Путы коня: Тұсау – Тушаа Путы, треножник: Шідер – Чөдөр Коновязь из подвешенного аркана: Керме – Хэрмэл Шест с петлей для ловли лошадей: Ұрық, Ұрұқ - Аркан с узелками для ловли лошадей: Шалма – Цалам Команда лошади идти вперед: Чу, Шү, Жүр – Чу Команда лошади остановиться: Тұр, Трр – Трр Широко расставленные задние ноги коня: Алшақ, Алшаю, Алшаң – Алцаа, Алцайх, Алцан Встать вкопанным: Қырысу, Керісу – Хирсэх Испуг лошади: Үрку – Үргэх Отряхивание лошади, скота: Сілкіну – Шилгээх Грива: Жал – Далан Конные состязания: Бәйге – Бай Бег галопом: Щоқырақ, Шоқыту – Шогшоо Заводчик лошадей, обслуживающий их: Ат Қосшы – Хош, Күтүші – Хөтөч Лошадь с путами на ногах: Өрелі ат – Өрөөл Временное пользование чужой лошадью, подвода: Улау, Лау – Улаа Лошадь: Ат – Агт, Адуу Мерин: Ат – Агтан Скакун: Арғымақ – Аргамак, Агармак Двухгодовалый жеребенок: Тай – Дайан Иноходец: Жорға - Жороо Дикая лошадь: Тағы – Тахъ Бык: Буқа - Бух Самец дикого верблюда: Қаптағай – Хавтагай Самец домашнего верблюда: Бура – Буур Холощеный верблюд: Атан – Атан Верблюжонок: Бота, Ботақан – Ботго Верблюжонок двухлетка: Тайлақ – Тайлаг Верблюдица: Інген – Ингэ Деревяная деталь, крепящая верблюжье седло: Шыта – Шат Команда верблюду преклонить колени и опуститься на землю: Шөк - Чөк Овца: Қой – Хонь, Хонин Самец овцы, баран: Қошқар – Қуча Козел: Теке – Тэх (горный архар) Холощенный козел: Серке – Сэрхе Як дикий: Сарлық – Сарлаг Смесь дикого яка с коровой: Кәйнек – Хайнаг Поросенок: Торай – Торой Олень: Бұғы – Буга Олененок: Ілей – Ил Марал: Марал – Марал, Бөж Архар: Арқар – Эргэл Кулан: Құлан – Хулан Лев: Арыстан, Арслан – Арслан, Эрслэн (львица) Тигр: жол Барс – Бар Рысь: Сілеусін – Шилүүсэн Барс: Барс – Барс Снежный барс ирбис: Ірбіс, Ілбіс – Ирвэс Волк красный, чибури: Шибөрі – Цөөвөр Волчонок: Бөлтірік – Бэлтрэг Волк: Қаншық (волчица) - Хангай (перен.) Вой: Ұлу (вой, выть) – Улиа (воющий), Улих (выть) Лисица степная, корсак: Қарсақ – Хярс Обезъяна: Мешін – Мэчин, Мич Кабан, вепрь: Қабан – Хаван Блоха: Бүрге – Бүүрэг, Хүрд Зайчонок: Бөжек, Көжек – Бөжин Соболь: Бұлғын – Булга Куница: Сусар – Суусар Черный журавль: Қарқыра – Хархираа Сурок: Суур, Тарбаған – Тарвага Суслик: Зорман – Зурам Лягушка: Бақа – Бах Улитка, дракон: Ұлу – Луу Орел беркут: Бүркүт – Бүргэд Кречет: Лашын – Начин Сокол: Сұңқар – Цонхор, Шонхор, Хайчин Сокол-белогорлик: Жағалтай – Загалай Ястреб: Қаршыға – Харцгай, Хяруурцай Ястреб-тетеревятник: Тұйғын – Тойхон Ястреб-перепелятник, кобчик: Қырғи – Хяргуй Колпица: Қалбағай – Халбагант Пустельга: Ителгі – Идлэг Сорока обыкновенная: Сауысқан – Шаазгай Сорока длинохвостая: Шақшақай – Цагцхай Чайка: Шағала – Цахлай, Хайлгана Дрофа: Дуадақ – Тоодог Фазан: Қырғауыл – Гургуул, Хяргуул Павлин: Тоты – Тоть Дикая индейка улар: Ұлар – Улар Рябчик: Тарғақ – Таргалж Перепелка: Бөдене – Бөднө Голубь: Көкек, Көкөк – Хөхөө Дикий голубь, горлица: Көдек, Көдөк – Хөдөг Лебедь: Қу, ақ Қу – Хун Куропатка: Құр – Хур Утка чирок: Шүрегей – Чөрх Сова: Жапалақ – Явлаг, Уууль, Шар шувуу Желудочек птицы: Бөтөге – Бэтэг Перо птицы: Қауырсын – Гуурс Щука: Шортан – Цорд Щурёнок: Шорағай – Цурхай Осетр: Бекіре – Бэхэр Белуга: Құрып, Құртпа – Хороб Лещ: Табан – Тэвнэ Мелкая рыбешка: Май шабақ – Май Собственно монгольских лексем для обозначения животных остается очень мало, это «волк» - «чоноо», «лошадь» смешанно, и по-тюркски, и по-монгольски и тунгусо-маньчжурски «морь», «свинья» - «гахай» и другие. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Ув. Коралас, как вы считаете, тобеты в степном Казахстане были? Вопрос всем желающим. Да, в последние лет 20 они стали завозиться любителями собаководства к нам с югов и то как штучный товар, их можно пересчитать по пальцам, в том смысле, что их очень мало. К тому же судя по этнографическим материалам и реалиям жизни, в наших краях было только 2 породы собак - охотничья "тазы" и другая, самая распространенная, буквально в каждой семье для повседневных домашних нужд и скота - беспородные собаки, по-русски - дворняжка, по-казахски - просто ит. Фото 19 века, Павлодарский уезд: Кстати "собачья картина" у нас до сегодняшнего дня такая же (если не брать в счет привезенных тобетов), охотничьих тазы - мало, только у охотников, обычные дворняжки - в каждой семье. Кстати, собаки на фото прекрасно справляются с любыми задачами - охраной людей, скота, имущества, помогают пасти скот, не оставляют пищевых отходов, санитары)) и даже хорошие няньки для детей, играют с детьми. Кстати очень умные. Наверно не каждая породистая собака такая умная. Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) Кто изучал их? Ув. Галина Николаевна, как вы считаете? Эти дворняжки не простые дворняжки, как принято их называть. У казахов эти собаки называются канден ит т.е. метисы, солянка из разных пород. Но костяк чувствуется что происходит от смеси тазы и алабаев. Собаки породы тазы эндемики Западного Алтая т.е. их родина там. Что касатся тобет, то они эндемики Тяньшаня, а точнее Алатау. Они хорошо себя ведут в горных условиях. ТО, что их не стало в Павлодарском крае, а точнее в Северном Казахстане, так это от того, что север перешел на земледелие вследствие целинизации. Тобеты втречаются в горах Баянаул как местные, а не привозные. Где-то читал, что английские генетики пришли к выводу, что все собаки произошли от собак живших в Семиречье. Такими эндемиками Семиречья и Алтая от которых произошли остальные являются - прадед всех яблок -яблоко Сиверса, прадед всех тюльпанов -тюльпаны Грейга и многое другое. Прадеды всех кошек мира жили в Семиречье т.е. они восходят к эндемикам манулам. Прямо можно сказать, что первоначальный рай был в Семиречье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 03.08.2021 в 12:38, АксКерБорж сказал: Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) Кто изучал их? Ув. Галина Николаевна, как вы считаете? По одной фотке или по единичному сведению некорректно делать выводы о существовании той или иной породы, и о породе собак вообще, и в частности. Что такое порода собак, какую группу похожих между собой собак можно назвать породой, а какую нет? Порода собак - это группа собак, с одинаковым фенотипом, психотипом и генотипом, состоящая из 8 семейств (семейство ведет отсчет от матки с ее потомством), отстоящих друг от друга на расстоянии 5-ти неродственных поколений. Примерно до 300 особей, - это количественная точка отсчета. Порода собак с неба не падает, стихийно не образуется, типа, "народной селекцией". Любая порода домашних животных, тем более собак, создается умом и руками человека, в том или ином сегменте пользовательных характеристик для народного хозяйства. Порода - т.е по роду, создается строго по законам наследственности, которые одинаковы для слонов и тараканов, для собак и для людей. Как сберечь сверхспособности доисторической породы собак? Если размножать собак, не соблюдая законы наследственности, то мы утрачиваем те особенности мозга породы, удобные и нужные человеку, которые накапливались тысячелетиями. Потому что потом создать собачью особь с супер универсальными способностями будет невозможно. Мы будем размножать их просто самих в себе как кроликов. Всеми силами надо сохранять уникальные породные особенности фенотипа психотипа и генотипа, причем одновременно, а не в угоду кому чья мордашка понравилась или поведение, грамотно подбирать, отбирать и совмещать, затем выращивать, поддерживать и культивировать. Это библиотека мозгов, которые прошли многотысячелетний эволюционный путь, результатом чего стал естественный инструмент очень длинного искусственного отбора. Уточняю, речь идет о собаках служебного толка, а не о декоративных. Т.к. декоративные - не служебники, в народном хозяйстве не используются, а просто для души, забавы и вкусовых предпочтений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 03.08.2021 в 15:39, Коралас сказал: "псы Тободы, крутые, надежные и преданные слуги, злые и опасные, как псы, для посторонних». Ближайшие сподвижники Чингисхана были из племени Тободов, от которых произошли их современные потомки «томоты», «тумоты», «хори-туматы». Часть из них проживает ныне в Хоринском районе Бурятии." У казахов до сих пор верных падаванов кого-то называют тобетами, сравнивая с верными псами. То что туматы стали тобетами это смешно. Ну, смешно так смешно. Говорят, один грамм смеха - это год жизни. Но вы не уловили, что речь шла о тободах, а не о тобетах. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 Керейт это кир ит т.е. грязная собака? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 1 минуту назад, Steppe Man сказал: тувинская овчарка. 8 минут назад, Steppe Man сказал: Нужно определять генетический профиль казахского тобета и тибетского мастифа.Днк монгольского банхара отличается от днк тибетского мастифа. Монгольский банхар это хуннская овчарка. Во-первых, тема называется "Монгольская овчарка". Про других собак есть другие темы, перенесите ваше сообщение в тему Тувинская овчарка. Во-вторых, не пишите про ДНК то, в чем вы не компетентны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 14 минут назад, Steppe Man сказал: Керейт это кир ит т.е. грязная собака? по монгольский может быть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 3 августа, 2021 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 Только что, Коралас сказал: НЕ знаю как перенести Да просто в подходящих темах снова опубликуйте свои посты. Как только публикуете, я удалю эти. И потом, в ваших интересах развивать темы и про борзых, и про тобетов, и другие темы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 3 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2021 3 минуты назад, Яворская Галина Николаевна сказал: Да просто в подходящих темах снова опубликуйте свои посты. Как только публикуете, я удалю эти. И потом, в ваших интересах развивать темы и про борзых, и про тобетов, и другие темы. Спасибо уже перенес 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться