Перейти к содержанию
Гость Andrej

Украинский чуб

Рекомендуемые сообщения

Кстати наличие у казахов 3-х видов мужских причесок (кекіл - чуб; айдар - оселедец; тулым/тулымшак - волосы с двух боков головы) отметил и зарисовал в этнографической экспедиции в 20-х годах 20 века этнограф С.А.Руденко (члены экспедиции: А.Букейханов, А.Маргулан, Ф.А.Фиельструп).

При этом айдар и тулум на зарисовках экспедиции встречаются и заплетенными.

Не подскажете, где можно найти эти зарисовки?

Не могу найти ничего в дополнение к тем фоткам, которые уже постились:

3d808eadfb22.jpg

kalmik.jpg

По поводу заплетания оселедця - у запорожцев также присутствовала такая традиция.

Уважаемый профессор, почему у Вас везде и всегдла болгары...?

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи (правильнее - казаки). Наши дни.

Кекiл - чуб:

NDVD_7.jpg

Айдар - оселедец (незаплетенный):

NDVD_6.jpg

Айдар - оселедец (заплетенный, косичка):

images?q=tbn:ANd9GcSXEsU6tNGY1aQN3kt2Qnq_SNFSqnWKk2g86NUo0q-n9VSO0ePTpA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Айдар:

1) межд: айда - ну-ка, айда! ну-ка, пошли!

2) айда - гнать, перегонять, изгонять

3) гл: айдау - гнать, изгонять

4) взаим. от айда: айдас - гнать или погонять вместе

и др.

Получается, что айдар - это оберег от дурных сил, т.е. изгоняет, прогоняет их!

Аналогично схожим: "турар" - будет жить, здоров; "алмас тас" (алмаз) - ничем неодолимый, крепчайший камень; алу - брать, одолять и т.д. и т.п.

Тұлым:

1) Тұл - вдова, овдоветь (при смерти хозяина лошади у нее, несмотря на срожайший запрет стричь челку, гриву и хвост, состригают хвост - тұлымдайды)

2) Тұлым или Тұлымшақ - пучки волос, оставленные на висках (чаще у любимых сыновей богатых людей)

3) Тұлым - дарить клочок косы (жен.) возлюбленному при выходе замуж за другого

4) Тұлым - оставлять что-либо на память (жен.) на память мужу или детям

5) Тұла - весь, целый, целиком, полностью

Получается, что Тұлым или Тұлымшақ (уменьшит-ласкат.) - это часть, остаток цельного, обрезанная, укороченная коса, хвост, прическа и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но это же тюрки, правильнее наверно назывыать их так, это общее название всем им. А то неправильно поймут все.

Тюрки - родовое название и, следовательно, слишком общее и неточное,

а булгар/болгар - видовое название и, следовательно, довольно точное и конкретное.

К настоящему времени часть тюркологов употребляют первую форму, а другая часть - второю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда я болгарин! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызы!

Обратите внимание на барса на камзоле у апы - это герб Астаны. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одно из первых упоминаний оселедца (айдара) у древнетюркского народа хунну (сюнну) - Н.Я.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Среднее Азии в древние времена. С.174:

3a26bc18d405.jpg

Это конец 3 века до н.э.!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи (правильнее - казаки). Наши дни.

Кекiл - чуб:

NDVD_7.jpg

Честно говоря это чисто китайский обычай стрижки детей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из ув. АксКерБоржа вылупиться начал посредненький юрист-маньчжуровед, но кажется совсем не получится юриста-этнографиста. :lol:

Пусть старайся в сторону маньчжуроведства хотя бы будет пользы обычным пользователям как я. :D

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратил внимание на основные отличия тюркского и казацкого "айдара" (мужской косички) от монгольского "гэзэг" (казак? :) ). Кстати чуб по-монгольски называется сродни тюркскому - хөхөл.

По сути мы имеем дело с двумя разными традициями, вторая имхо присуща культуре дальневосточных народов, приамурья, присунгарья:

1. Первые:

- оставляли волосы преимущественно на темени, макушке, отчего он свисал либо вперед, либо к уху;

- не выбритой оставляли небольшой круглый участок (пятачок), отчего косичка была тонкой, т.е. жиденькой;

- была короткой длины;

- зачастую не заплеталась, т.к. не причиняла особых неудобств, заплеталась для красоты.

2. Вторые:

- подобно маньчжурам и китайцам (влияние и знак покорности маньчжурам?) оставляли волосы преимущественно в затылочной части головы;

- не выбритым оставляли больший участок, отчего косичка становилась достаточно толстой косой;

- длиная;

- густота и длина вызывала необходимость обязательного заплетения.

Сравните (тюркские и казацкие приведены достаточно, повторяться надобности думаю нет):

Китаяская «бянь-фа» (辮髪):

250px-Qinghairstyle.jpg

Маньчжурская "сончохо":

qinchao13.jpg

Бурятский "гэзэг":

9g2004.jpg

Приведенное выше фото оселедца мальчика западного монгола (торгута с Тарбагатая) относится к тюркскому типу, на что повлияло имхо близкое и длительное соседство народов, что проявилось и во многом другом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДЖОРДЖИО ИНТЕРИАНО

(Вторая половина XV — начало XVI в.)

Джорджио Интериано — путешественник, географ и этнограф эпохи итальянского Возрождения; автор первого в средневековой литературе монографического описания Черкасии, изданного в Венеции в 1502 г. отдельной книгой.

БЫТ И СТРАНА ЗИХОВ, ИМЕНУЕМЫХ ЧЕРКАСАМИ.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

LA VITA ET SITO DE SICHI, CHIAMATI CIRCASSI

Так как мне известно, что Вы весьма любите доблесть и прилежно изучаете подвиги и нравы других народов,— я же много лет тому назад исследовал и наблюдал природу и условия страны и быта черкасов в Сарматии, то мне кажется, что стоит собрать воедино многое (из того, что я нахожу) удивительным и замечательным в их образе жизни, и передать это прежде всего Вам, талантливейшему и ученому (мужу), который, если мое произведение действительно заслуживает появления на свет, сможет исправить в нем (погрешности), и выправить (слог), и напечатать лучше, чем кто-либо другой. Это можно сказать не только о таком малом и ничтожном произведении, но и о всяком другом, хотя бы и о самом важном. Итак, посвящаю Вам труд мой, как он есть, и всецело доверяю его Вам с просьбой не только прочесть его, но и исправить, в чем, как мне известно, он нуждается, особенно со стороны орфографии — ибо я ни от кого не скрываю, что мне не довелось обучаться ни обыкновенному письму, ни изящной словесности. Но если я увижу, что мое произведение хоть немного понравится Вам, несмотря на то, что оно не блещет ученостью, то осмелюсь, когда позволит время, как можно правдивее написать и рассказать о многом другом, интересном и достойном внимания, из того, что я видел, слышал и испытал в разных странах. Я уверен, что это не только доставит развлечение, но и приведет в изумление моего читателя. С приветствием к Вам.

Быт зихов, называемых черкасами

Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкасы, сами себя называют — «адига». Они живут [на пространстве] от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Киммерийскому, ныне называемому Восперо, проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря, иначе — моря Таны, в древности [называвшегося] Меотийским болотом, и далее за проливом по [47] берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А все их побережье, включая сюда вышеназванное болото и [пространство] вне его — составляет около пятисот миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней. Живут они деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение — это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенная. Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный — отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек зараз простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви, по прошествии же этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня. Женщины у них разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, и затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях. Новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это — грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени [окончание] «ук»;. например — Петро — Петрук, Пауло—Паулук и т. д. Они не имеют письменности и не пользуются никаким алфавитом — ни собственным, ни иностранным. Священники у них служат по-своему, [употребляя] греческие слова и начертания, не понимая их смысла. Когда же случается им писать кому-нибудь, хотя это бывает очень редко, то большею частью пользуются услугами евреев и еврейскими письменами, но чаще передают друг другу вести на словах, через посланцев. Есть среди них знатные и вассалы и сервы, или рабы. Знатные пользуются среди прочих большим почетом и значительную часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимает дворянин и дает ему взамен быков, присовокупляя такие слова: «Вот это, а не конь, больше подходит для тебя». [48] Между знатными есть много таких, которые имеют вассалов, и все живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собою никакого владыки, кроме господа бога, и нет у них ни судей, ни каких-либо писаных законов. Сила или смекалка, либо третейский суд разрешает спорь; между ними. У знатных нередко бывает, что родичи убивают один другого вместе с большею частью братьев. И лишь только один из братьев умрет, другой на следующую же ночь берет жену покойного, свою невестку, ибо позволяется у них иметь даже несколько жен, которые все считаются законными. Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или [другую] птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий. Сделавшись же взрослыми мужчинами, они проводят свою жизнь в постоянной охоте на диких зверей, но более всего охотятся за домашними [животными] и даже за людьми. Страна их по большей части болотистая, поросшая во многих местах тростником и аиром, из корней которого добываются благовония. Упомянутые болота происходят от больших рек, каковы: Танаис, носящий и ныне такое название, Ромбите, или Копа и множество других, больших и малых речек, изобилующих заливами и образующих почти необъятные болотистые пространства, о которых я говорил выше. Через эти болота проложено множество троп и переходов, и таким-то образом, прокрадываясь этими тайными тропами, они нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их окот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. И так как в этой стране не употребляется и не имеется в хождении никакая монета (деньга), особенно внутри страны, то их сделки совершаются на бокассины, то есть куски полотна на рубаху, и они оценивают всякую вещь для продажи и ценность всех товаров измеряется в кусках материи. Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были,— в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п. Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны, так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове [носят] шапку из этого же войлока, в виде сахарной головы по форме. Под плащом они носят так называемые tpelicci из шелковой или полотняной материи с широкими [49] складками и собранные у пояса снизу, наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие. Имеют также [при себе] всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно, огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины. Носят с собою бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный, как говорят иные, для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными фуками, оскверненными и загрязненными человекоубийством. Они бреют также волосы на лобке всякий раз, когда они идут сражаться, говоря, что стыдно и грешно, если мертвого увидят с волосами на этом месте. Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные. В домах у них имеются массивные золотые чаши, стоимостью от тридцати до пятисот дукатов (я говорю здесь о знатных), также и серебряные, из которых они пьют с величайшей торжественностью, которой обставляется у них эта церемония более, чем любые другие обрядности. Они выпивают постоянно и во славу божию, и во имя святых, и во здравие родичей, и в честь памяти умерших друзей и в память каких-либо важных и замечательных подвигов, и пьют с большою торжественностью и почтением, словно совершая священнодействие, всегда с обнаженной головой в знак наивысшего смирения. Они спят с так называемым ими панцирем, то есть кольчужной рубахой под головой, вместо подушки, и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются сразу же вооруженными. Муж и жена ложатся в постель так, что голова [одного обращена] к ногам другого, а постели у них делаются из кожаных [мешков], набитых засушенными цветами, благовонными травами и аиром. Они держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был [человек] из самого древнего, даже царского рода. Они хотят, чтобы дворяне не занимались никакими торговыми делами, исключая продажи своей добычи, говоря — благородному подобает лишь править своим народом и защищать его, да заниматься охотой и военным делом. И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия. А что касается их одежды, то тут они не только щедры, а [просто] расточительны, и по этой причине оказывается, что они по большей части хуже одеты, чем их подданные. И несколько раз в году, когда они справят себе новое платье, или красную шелковую [50] рубаху, какие у них в обычае, то сейчас же все это выпрашивается в дар вассалами. Если же откажутся отдать или покажут свою не охоту, то это у них считается величайшим позором. И потому стоит только попросить у них что-либо подобное, как они сейчас же предлагают [взять], снимают с себя и берут взамен жалкую рубаху низкого просителя, по большей части, худую и грязную, и таким образом, почти всегда знатные одеты хуже других, за исключением обуви, оружия и коня, которых никогда не дарят. В этом имуществе заключается вся их роскошь, и часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже хорошего коня. Если же случится им приобрести в качестве добычи или иным путем золото или серебро, то сейчас же они его тратят на те чаши, о которых я говорил выше, или же на украшение седла, обычней же всего — на украшение оружия, поскольку в ином виде оно у них не в ходу, особенно внутри страны, так как жители побережья занимаются торговлей более. Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффа, основанная в древности генуэзцами. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкасов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкасы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и [сами они] выказывают больше храбрости. Их военный головной убор походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

адыг. хохыль, хъохъыл1, где хъохъ “восхваление”, а л1ы “мужчина.

Тюркскую версию можно закрывать за несостоятельностью.

Кстати название ветки не корректно.Чуб не "украинский" а исключительно черкасский.

Так называемые украинцы чубы не носили.Это была привилегия исключительно козацкого сословия черкасского народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

AN00084778_001_l.jpg?width=304

 

A wise man supported by two assistants; the wise man wearing a loincloth; his arms placed on the shoulders of the other two figures; all three with heads shaved except for small ponytails; landscape background; from a series of 127 woodcuts. 1582 Woodcut

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

AN00084778_001_l.jpg?width=304

 

A wise man supported by two assistants; the wise man wearing a loincloth; his arms placed on the shoulders of the other two figures; all three with heads shaved except for small ponytails; landscape background; from a series of 127 woodcuts. 1582 Woodcut

Это вообще смешно по той простой причине что у "къо зак" по отношению к женщинам запрет=харам.Вплоть до смертной казни. :)))

Кстати пишут что поддерживают мужика а нарисована баба.Бред однако.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\это вообще смешно\\

 

Действительно смешно когда от харама у некоторых людей, чаще всего у "къо зак", вместо мужчин женщины мерещатся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю художнику, что три года прожил в Стамбуле и посвятил свой альбом воинам разных народов служившим в османской армии, лучше известно кто перед ним позировал татарин или там марсианин,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю художнику, что три года прожил в Стамбуле и посвятил свой альбом воинам разных народов служившим в османской армии, лучше известно кто перед ним позировал татарин или там марсианин,

Ну я не знаю что курил стамбульский художник.Как не знаю что курил художник изображавший сфендосфила-святослава с оселедцем тысячу лет назад.Кстати по летописям сфендослав был частым гостем на острове "где сидят мужчины".То-есть на хортице, в русском произношении.Уж не там ли сын скандинавской женщины и мужчины прошел курс обучения "къо зак" и получил право на ношение оселедца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\это вообще смешно\\

 

Действительно смешно когда от харама у некоторых людей, чаще всего у "къо зак", вместо мужчин женщины мерещатся.

Ну креститесь что ли,или бесов отгоняйте.С целью чтоб не казалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни у кого нет инфы, откуда у украинцев и нек-х групп казаков появилась традиция носить 

 

 

..Авары носили косы. Маньчжуры носили косы. Тоба носили косы. Татары, может быть, еще в 12-13 вв. носили косы. А эвенки и вилюйские отюреченные монголы носили их до недавних сравнительно пор. У всех этих народов коса была символом воинской славы.

Коса, по некоторым данным, - "поздний" (ок. 8-10 в.) заменитель хвоста леопарда или тигра. Хвосты хищников после инициации (поединка с ними) имели право привязать к волосам молодые мужчины, после этого они считались полноправными воинами и членами охотничьих союзов.

Упоминание о ношении древними тюрками кос датируется VII веком. dry.gif
>

Каменный портрет

    А вот коллективный исторический портрет, восстановленный по летописям и археологическим данным.

    Китайский исследователь–путешественник Сюань Цзян упоминает, что тюрки, обитавшие в Прииссыккулье в VII веке, “брили головы спереди и носили косы сзади”. И это доказать удалось. От внимания археологов не ускользнуло упоминание о каменных истуканах, которых в народе нарекли балбалами. Их детальным изучением занялся известный историк Александр Бернштам.

    Работал он близ Тюпского городища, в районе села Ойтал. Здесь имеются многочисленные тюркские могильники с каменными изваяниями. Ученый установил, что по аналогии с алтайскими памятниками здесь изображены сами похороненные. Мужские балбалы позволили восстановить образ кочевника–воина. Голова его была выбрита. Видна лишь часть волос на темени. В ушах мужчин видны серьги в виде колпачка. Одеты воины были в короткий кафтан, подпоясанный в талии. На поясе крепились меч, короткий кинжал, иногда точильный брусок и футляр для пиалы.

http://www.vb.kg/2003/03/19/hroniki/1.html

vsadnik.jpg

Литая бронзовая фигурка всадника-тюрка с косами. VIII в. Могильник близ города Бирска.

http://modder-tk.on.ufanet.ru/history.html

>

Новая реконструкция комплекса вооружения кыргызских воинов VI-XII вв.

Тюрко-кыргызские воины (VI-VIII вв.)

Бобров Л.А.

На переднем плане - тяжеловооруженный кыргызский воин в стеганном халате ("тягеляе", с.Колымаково), усиленном металлическими пластинами, составляющими нагрудник (пластины прикреплены заклепками непосредственно к "тягеляю" ). Плечи защищены деревянными наплечниками. На голове воина сфероконический шлем с ламинарной бармицей. Из-под шлема выступает мягкий подшлемник, бармица "открытая", поэтому можно видеть завязки шлема и косы воина. На боку всадника - меч с крестообразным перекрестьем. В руках латника - копье, щит закинут за спину. Из-под закатанного рукава мягкого до спеха виден расшитый рукав халата (с. Колымаково ).

http://www.zaimka.ru/kochevie/kirg_pic14.shtml

fg3buhgg2ygt8t

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бартоломео фон Пеззен запечатлел турецкие обычаи и население Стамбула находясь в Турции с 1586 по 1591 годы. Вот такие вот чубатые парни

 

I%20Turchi-Codex%20Vindobonensis%208626;

I%20Turchi-Codex%20Vindobonensis%208626;

I%20Turchi-Codex%20Vindobonensis%208626;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле чуб это у донских казаков фото лень искать, а у украинцев - оселедец. Разные прически. Про чуб не знаю ничего, просто символ казачества . Про оселедець по легендам казачьим за них бог или христос из ада козакив в рай перетянет. Слышал что у черкесов и скандинавов были схожие легенды но источника не назову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...