Jump to content
Guest Anonymous

домбра – товшуур – довшыыр – довшуур

Recommended Posts

Насчёт оркестра, у монгольских казахов (я бы назвал монгол-казахов :lol: ) есть очень хороший оркестр и просто замечательный театр!

Наверное надо деньги чтобы ещё более хорошо сделать, обновить инструменты, открывать муз-школы и пр.

Для этого конечно не будет излишком деньги от Казак улус-а. :lol:

Это когда было? Это было, когда один мальчик бегал на берегу Ак-Кема и дрался с керейскими пацанчиками. Сейчас никакого движения нет, в театр изредка приезжает какая-нибудь улан-баторская звезда попеть и все. Из местных событий там с огромным ажиотажем проходят конкурсы чтецов Корана только.

Link to comment
Share on other sites

Казахская ДОМБЫРА по своей форме это ОБРАЗ ПТИЦЫ - ЛЕБЕДЯ, ГУСЯ:

- та же шея

- то же тело

- тот же звук ("каз дауысты" – гусиноголосый: по крайней мере на знакомых мне языках: казахском и саха). Прислушайтесь к нижним тонам домбыры!

В полёте (вид с земли) для полного их сравнения мешают вытянутые по сторонам крылья.

Но!

Когда птица с земли вытягивает шею чтобы дотянуться до предлагаемой ей пище, образы домбры и птицы сливаются один в один (сохранилась фотография из газеты, на которой в зоопарке в Гамбурге лебедь вытянул шею за лакомством).

Link to comment
Share on other sites

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Об их напитках и о том, как они поощряют других к питью

        Зимою они делают превосходный напиток из рису, проса, ячменя и меду, чистый, как вино, а вино им привозится из отдаленных стран. Летом они заботятся только о кумысе (cosmos). Кумыс стоит всегда внизу у дома, пред входом в дверь, и возле него стоит гитарист со своей маленькой гитарой. Наших гитар и рылей (viellas) я там не видал, но видел много других инструментов, которых у нас не имеется. И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом: "Га!" И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши, и также пляшут под звуки гитары, мужчины пред лицом господина, а женщины пред лицом госпожи. Когда же господин выпьет, то слуга восклицает, как прежде, и гитарист молчит. Тогда все кругом, и мужчины, и женщины, пьют, при этом иногда они пьют взапуски очень гадко и с жадностью. И когда они хотят побудить кого-нибудь к питью, то хватают его за уши и сильно тянут, чтобы расширить ему горло, и рукоплещут и танцуют пред его лицом. Точно так же, когда они хотят сделать кому-нибудь большой праздник и радость, один берет полную чашу, а двое других становятся направо и налево от него, и таким образом они трое идут с пением и пляской к тому лицу, которому они должны подать чашу, и поют и пляшут пред его лицом; а когда он протянет руку для принятия чаши, они внезапно отскакивают и снова возвращаются, как прежде, и издеваются над ним таким образом, отнимая у него чашу три или четыре раза, пока он не развеселится хорошенько и не почувствует хорошего аппетита. Тогда они подают ему чашу, поют, хлопают в ладоши и ударяют ногами, пока он не выпьет.

Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук

в лето Благости 1253

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Об их напитках и о том, как они поощряют других к питью

Link to comment
Share on other sites

Вот некоторые казах.товарисчи говорят, мол калмыки украли у них домбру.

Я вот не пойму как можно относить этот инструмент к народу у ктр. "эпическое сказительство" ниже тех же калмыков(Джангар) и киргизов(Манас).

На чем тогда предки калмыков исполняли раньше Джангар "на нервах" ?

Link to comment
Share on other sites

Вот некоторые казах.товарисчи говорят, мол калмыки украли у них домбру.

Я вот не пойму как можно относить этот инструмент к народу у ктр. "эпическое сказительство" ниже тех же калмыков(Джангар) и киргизов(Манас).

На чем тогда предки калмыков исполняли раньше Джангар "на нервах" ?

 

А на кобызе не исполняли? Я это к тому, что эпические песни каракалпаки исполняют исключительно на кобызе. Кобыз есть у многих народов, но я до сих пор не видел ни одного сказителя (жырау) играющего и поющего на этом инструменте кроме каракалпаков и похоже мы одиночки с таким стилем исполнения.

Кобыз струнный смычковый музыкальный инструмент похожий на скрипку, происхождению 1000 лет и связано с именем Коркут ата. 

Link to comment
Share on other sites

Википедия:

"Исполнение «Джангара» сопровождалось под аккомпанемент музыкальных инструментов хуура и ятха. В отдельных случаях песни исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался своейственной только ему манерой исполнения"

Link to comment
Share on other sites

Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил.:

"А. М. Позднеевым в 1892 г. и в 1911 г. В 1910 г. было издано десять песен «Джангара», которые составили более полный его цикл, записанный у джангарчи Ээлян Овла. Тогда же у него была зафиксирована В. Л. Котвичем и мелодия исполнения эпоса. «Джангар» пользовался в народе большой любовью. Его исполнение, как травило, происходило при большом стечении народа. Сказитель сопровождал свое пение игрою на домбре."

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Peacemaker сказал:

145p.jpg

киданьский товшуур

китайская миниатюра 12 век.

 

А почему не кобуз или не домбра? :)

Покажите нам китайский, пардон, киданьский текст, где этот широко распространенный у тюрко-монгольских народов 2-струнный щипковый инструмент назван "товшуур". ;)

 

Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, АксКерБорж said:
Quote

145p.jpg

киданьский товшуур

китайская миниатюра 12 век.

А почему не кобуз или не домбра? :)

Покажите нам китайский, пардон, киданьский текст, где этот широко распространенный у тюрко-монгольских народов 2-струнный щипковый инструмент назван "товшуур". ;)

 

Это "товшуур", и никоим боком не приближается домбру. 

Такого типа, т.е. с квадратным корпусом, домбры не бывает. И также расположение колки различается.

Link to comment
Share on other sites

19.07.2018 в 07:21, enhd сказал:

Это "товшуур", и никоим боком не приближается домбру. 

Такого типа, т.е. с квадратным корпусом, домбры не бывает. И также расположение колки различается.

 

Дружище Enhd, я писал не про форму инструмента (колки как раз таки там не монгольской конструкции).

Я предложил моему другу Peacemaker'у показать нам киданьский текст, где этот киданьский инструмент назван по-монгольски "товшуур", а не по другому.

Если такого текста нет, то как можно так уверенно приписывать киданьскому инструменту современное монгольское название? :o

 

И вообще китаи или кара-китаи (кидани) интересный был народ.

По прическам, конским седлам, стремени, малахаям, традиции охоты с ловчими птицами и гончими собаками они похожи на казахов найманов и керей, а по форме музыкального инструмента на халхасцев.

 

А разве не может быть это китайский (ханьский) инструмент в руках киданей???

 

Link to comment
Share on other sites

28.07.2018 в 20:17, Peacemaker сказал:

d0b7d183d180d0b0d0b3-3.jpg?w=1200

 

Казахская домбра восточного типа.

Фото И. Полторацкой, 1870-ые годы.

8c2c0b1d8585.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

19.07.2018 в 07:21, enhd сказал:

Это "товшуур", и никоим боком не приближается домбру. 

Такого типа, т.е. с квадратным корпусом, домбры не бывает. И также расположение колки различается.

 

19.07.2018 в 07:54, Peacemaker сказал:

220px-Preparing_for_hunting,_mural_from_

 

И все же китайские хроники не обманывают, предположительными прямыми предками современных монголоязычных народов, в частности, халха монголов, были монголоязычные кидани и шивэй.

Enhd и Peacemaker совершенно правы! Даже форма киданьского музыкального инструмента одинаковая с халхаским инструментом.

 

Но вот татарские племена (род Чингизхана, найманы, керейты, меркиты, джалаиры, конгираты и другие) судя по свидетельствам европейских очевидцев и по персидским миниатюрам имели совершенно иной музыкальный инструмент!

41a95fbbcc8a.jpg

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Казахстанский ученый рассказал о 1500-летней находке, упомянутой Назарбаевым на Курултае

Древнюю домбру нашли в горах Монголии

Навершие домбры выполнено в зверином стиле, столь распространенном у саков, в форме головы лошади либо оленя, на ее поверхности есть надписи тюркским руническим письмом и изображения животных. Всего на ней пять надписей на древнетюркском языке. Одна из них гласит: «Жұпар күй әуені сүйсіндірді» (Насладился благоухающей музыкой).

http://www.zakon.kz/4868839-kazahstanskiy-uchenyy-rasskazal-o-1500.html

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...