Перейти к содержанию
Гость krig

Ногайская Орда

Рекомендуемые сообщения

Крупнейший историк конца 18- начала 19 века Николай Михайлович Карамзин большому кругу читателей больше известен, как автор знаменитой "Бедной Лизы" и известного сочинения "Письма русского путешественника". Главная же его книга, над которой он работал более двух десятилетий, - "История государства Российского".

Выдержки из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина про ногайцев:

стр.47. "В княжение Невского начались в волжской или капчакской орде несогласия, бывшие предвестием ея нападения. Ногай, один из главных воевод татарских, надменный могуществом, не захотел повиноваться хану, сделался в окресностях Черного моря владетелем независимым и заключил союз с Михаилом Палеологом, императором греческим, который в 1261 году, к общему удовольствию россиян, взяв Царьград и восстановив древнюю монархию Византийскую, не устыдился выдать побочную свою дочь, Евфросинию, за сего мятежника. От имени Ногая произошло, как вероятно, название татар ногайских, ныне подданных России. - Несмотря на внутренне неустройство, моголы более и более распространяли свои завоевания и чрез Казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими утесненные, бежали в Норвегию, где король Гакон обратил их в веру христианскую и дал им земли для поселения".

стр.69. "...Но Андрей (сын Невского) нашел гораздо усерднейших помощников в моголах; сии варвары, всегда алчные к злодействиям и добыче, не отказались и вторично услужить ему разорением великаго княжения; напали со всех сторон на Суздальские области и стремились к Переславлю, означая свой путь кровью и пожарами. Димитрий (другой сын Невского) не мог противиться: он бежал к сильному Ногаю, который быв прежде воеводою ханским, тогда уже самовластно господствовал от степей Слободской, Украинской и Екатеринославской губернии до берегов Черного моря и Дуная.

Таким образом князья российские в самом источнике насилий искали способа защитить себя от оных и жертвовали последними остатками народной гордости выгодам собственного, личнаго властолюбия. Димитрий не обманулся в надежде; убежденный его справедливостью или желая единственно доказать свое могущество, Ногай возвратил ему престол и власть, не мечом и не кровополитием, но одною повелительною грамотою. Андрей не дерзнул быть ослушником, ибо сам новый хан Тудан-Мангу боялся Ногая".

стр.74. "Гораздо важнее и несчастнее для России, как пишет историк Длугош, было (в 1280)году сражение Льва Даниловича Галицкаго с поляками. По кончине доброго болеслава, умершего бездетным, Лев думал быть наследником и государем всей Польши; не мог преклонить к тому вельмож краковских (избравших Лешка, Болеславова племянника) и , желая силою овладеть некоторыми из ближайших ея городов, сам ездил в орду к НОгаю требовать от него войска. Однкако-же, несмотря на многочисленные толпы моголов, данные ему ханом, воеводы Лешковы одержали блестящую победу, взяв 2000 пленников, семь знамен и положив на месте 8000 человек. Князья благоразумные, Владимир-Иоанн и Мстислав Данилович, весьма неохотно учавствовали в сем походе, осуждая призвание моголов, которым слепое властолюбие Льва указывало путь к дальнейшим опустошениям стран христианских. Но провидение охраняло Запад. Так, сильные вожди ханские Ногай и Телебуга, в 1285 году предприняв совершенно разрушить венгерскую державу и взяв с собой князей Галицких, наполнили стремнины карпатские трупами своих воинов. Россияне для них были худые путеводители: где надлежало идти три дня, там моголы скитались месяц; сделался голод, мор, и Телебуга возвратился пеш с одною женою и кобылою, по словам летописца. Около ста тысяч варваров погибло в горах и пустынях. Несмотря на то, Ногай и Телебуга, в 1287 году, с новыми силами явились на берегах Вислы: герцог Лешко бежал из Кракова; никто не мыслил обороняться в польше; но к ея спасению, вожди татарские боялись, ненавидели друг друга: не захотели действовать совокупно и, без битвы пленив множество людей, удалились. Телебуга на возратном пути остановился в Галиции, тебуя гостеприимства от ея князей, вместе с ним неволею ходивших за Вислу; а в благодарность за оное моголы грабили, убивали россиян и сообщили им язву, от коей умерло в одних Львовых областях 12500 человек и которая, если верить сказанию Длугоша, произошла от того, что моголы испортили воды в Галиции ядом, будто бы извлеченным ими из мертвых тел . Сие бедствие уверило Льва Даниловича, что должно не признавать, а всячески отводить моголов от покушений на Запад: ибо Галич и Волыния, служа им перепутьем, страдали в таком случае не менее тех земель, куда стремились сии варвары".

ср.71. "Мы видели, что НОгай защитил Димитрия; увидим его и защитником Андрея. сей князь Городецкий жил два года спокойно, призвал к себе какого-то царевича (улана) из орды и начал явно готовиться к важным неприятельским действиям. Великий князь предупредил их: соединился с удельными владетелями, выгнал царевича и пленил бояр Андреевых. Сие действие могло оскорбить хана и казалось дерзостию: ростовцы поступили еще смелее. С неудовольствием смотря на множество татар, привлекаемых к ним корыстолюбием и хотевших быть во всем господами, они положили на вече изгнать сих беспокойных гостей, и разграбили их имение. владетель ростовский Димитрий Борисович, сват великого князя, немедленно послал в орду брата своего Константина, чтобы оправдать народ или себя, и хан на сей раз не вступился за обиженных татар: чему были причиною или дары княжеские, или тогдашние внутренние неустройства в орде. Ногай более и более стеснял власть ханскую: наконец умервил Телебугу и возвел на престол его брата, именем Тохту. К несчастью, Россия не могла еще воспользоваться сими междуусобицами ея тиранов, согласных в желании угнетать оную.

Великий князь, обязанный всем покровительству Ногая, мог быть еще спокойнее прежнего, видя его распологающего судьбою ханов. Чтобы тем более угодить ему, он послал в орду сына юнаго Александра (который там и скончался). Но Андрей хитрыми просиками успел склонить на свою сторону многих удельных князей, в особенности же Федора Ярославского, дюбимца и - ка вероятно - зятя Ногаева, представляя им Димитрия опасным и готовым стеснить их права, хотя великий князь совсем не думал о самовластии. За несколько лет до того времени оскорбленный тверским владетелем Михаилом Ярославичем, юношею гордым, он ходил вместе с новгородцами воевать его области, но должен был заключить с ним мир у Кашина, не смев решиться на битву и как бы признав независимость Тверского княжества. Андрей и Федор, вступив в тесную связь, очернили Димитрия в глазах Ногая, весьма равнодушного к справедливости и довольного случаем обогатить своих моголов новым впадением в россию, где они били людей как птиц и брали добычу, не подвергаясь ни малейшей опасности. Ногай сказал слово, и многочисленные полки моголов устремились на разрушение. Дюдень, брат хана Тохты, предвадительствовал ими: а князья Андрей и Федор указывали уме путь в сердце отечества. димитрий находился в Переславле: не имея отважности встретить Дюдена ни с орудием, ни с убедительными доказательствами своей невиновности, он бежал на Волок в отдаленный Псков, к верному зятю Девмонту. Татары шли возвести Андрея на великое княжение и могли бы сделать то без всякого кровополития: ибо никто не думал сопротивляться воле НОгаевой; но сей предлог был только обманом. Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переславль, Углич, Коломна, Москва, Дмитров, Можайск и еще несколько других городов были им взяты как неприятельские, люди пеленены, жены и девицы обруганы. Духовенство, свободное от дани ханской, не спалося от всеобщего бедствия: обнажая церкви, татары выломали даже медный пол собора Владимирского, называемый Чудесным в летописях. - В переславле они не нашли ни одного человека: ибо граждане удалились заблаговременно с женами и детьми. Даниил Александрович Московский, брат и союзник Андреев, дружелюбно впустив татар в свой город, не мог защитить его от грабежа. Ужас царствовал по всюду. Одни леса дремучие, коими сия часть России тогда изобиловала, служили убежищем для земледельцев и граждан.

Дюдень, вступив в Тверскую область, думал взять столицу тем удобнее, что князь Михаил находился ворде. К счастию, бояре и народ изъявили великодушную смелость: с обрядами священным дав клятву друг другу обороняться до последнего человека, они составили войско, довольно сильное числом:многие люди из других областей, спасаясь от моголов, прибежали в Тверь и вооружились вместе с ея мужетвенными гражданами. К внезапной их радости, явился и князь Михаил, двадцитилетний юноша , любимый всеми. Не зная, что татары заняли Москву, он было едва не попался к ним в руки, но один сельский священник в окрестностях ея дал ему весть о том и показал дорогу безопасную. Духовенство встретило князя со крестами, народ с восхищением; думая, что он привез к ним спасение и победу, самые малодушные ободрились. Мужество в некоторых случаях также легко сообщается, как и робость. - Недостойный князь Андрей, был свидетелем всех злодейств татарских, уже вел Дюдена к Твери; но сведав, что жители ея под начальством Михаила готовы дать им отпор сильный, моголы обратились к Новородской области, ибо искали в России не славы побед, а толькл одной безопасно добываемой корысти. Разорением Волока заключилось сие губительство. Прислав дары воеводе могольскому, новгородцы объявили там Андрею, что они всегда желали иметь его своим князем и что ему нет нужды идти к ним с татарами. Дюдень отступил и вышел из России. Андрей приехал в Новгород; союзник же его Федор Ростиславович взял себе Переславль-Залесский... "

стр.78. "...Достойно замечания, что епископ Феогност ездил оттуда в Константинополь не только по церковным делам, но и в качестве ханского посла к императору Михаилу, тестю Ногайеву. Сей славный ногай - в тот самый год (1301 г.), как Дюденево войско злодествовало в России - был побежден ханом Тохтою и найден между убитыми..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:tw2: Салям братья! ногайцы... вот недавно разговаривал с одним историком о происхождени башкирского племени Кубаляк- Тиляу, которые относятся Кара Табынцам. Кубаляк- Тиляуцы компактно проживают в Абзелиловском, Белорецком, Учалинском районах республики Башкортостан РФ. так вот историк которым я говорил относит происхождени кубалякцев ногайским корням. Вотчинное право на землю они приобрели толко в 16 веке. Когда я спросил откуда появилось название ногаи, он сделал ссылку на московского историка Трепавлова....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:tw2: Салям братья! ногайцы... вот недавно разговаривал с одним историком о происхождени башкирского племени Кубаляк- Тиляу, которые относятся Кара Табынцам. Кубаляк- Тиляуцы компактно проживают в Абзелиловском, Белорецком, Учалинском районах республики Башкортостан РФ. так вот историк которым я говорил относит происхождени кубалякцев ногайским корням. Вотчинное право на землю они приобрели толко в 16 веке. Когда я спросил откуда появилось название ногаи, он сделал ссылку на московского историка Трепавлова....

На сайте уфаген.ру выложена по частям книга Асфандиярова "История сел и деревень башкортостана".

Так вот там в истории одной из деревень учалинского р-на говорится, что основатели ее ногайцы из рода кубаляк получили вотчинное право на землю только в 18 веке, они даже в состав табынцев не входили, были тептярями, значит припущенниками у башкир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рома! Я не говорю про отдельных национальных историков. Здесь объективность или коньюктурность - выбор лично каждого исследователя. Я про те басни и сказки, которые местные обычно рассказывают заезжим интересантам. Или же, худший из вариантов, вводят в школьные учебники и книжки для внекласного чтения. Ногай же писал про то, что ему рассказывали...

Скажите Гончаров, а объективно ли вы относитесь к этому вопросу? Для любого ногайца ваши имперские эмоциональные суждения выглядят достаточно оскорбительно.

Для меня казаха, очевидно, что Россия не имела права распоряжаться судьбой ногайского народа и по отношению к Суворову теперь изменю свое мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к знатокам: остались ли среди народов России потомки Едыге, кроме Урусовых?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брокгауз Ефрон

Нагаи

нагайцы (ногайцы) — так называлось татарское население южно-русских степей, получившее будто бы это название от известного темника Ногая (см.). Их разделяли у нас на Больших, живших на В от реки Волги, и Малых — на З от нее. Большие Н. — это потомки татар Золотой орды, вместе с покоренными ими тюркскими народами. Малые Нагаи из приазовского края были вытеснены нашими казаками далее на З, где разделились на несколько орд, подчинявшихся крымским ханам, а через них — турецким султанам: буджакская орда (от Днепровского лимана по берегу Черного моря к устьям Дуная, т. е. от Аккермана до Измаила), едисанская (в Очаковской области), джамбуйлукская и едичкульская (в северных уездах нынешней Таврической губ. и отчасти в Екатеринославской), азовская (в бывшем Таганрогском градоначальстве) и кубанская (в бывшем Черноморском округ). Большие Нагаи вступили в русское подданство еще при Иоанне Грозном, причем сравнительно надолго сохранили своих ханов, как подручников Белого царя. Русское влияние на Малых Нагаи началось лишь во второй половине XVIII ст. По мысли гр. Панина, командовавшего нашей армией в Новороссийской губ. и Очаковской области, начались в 1769 г. попытки привлечь Нагаи на сторону России; в 1770 г. изъявили готовность принять русское подданство орды едисанская и буджацкая, часть которых (11794 д.) вслед за тем были водворены, для временного кочевания, в степях от р. Каменки до г. Азова, т. е. на прежних их землях. Так как война с Турцией тогда же возобновилась, то из предосторожности Нагаи были переведены в степи между Доном и Кубанью. Там они оставались до 1783 г., когда их решили, вопреки обещанию, еще раз перевести в новые места, далее на С, в приуральские степи, в кочевья киргизов и калмыков. Узнав об этом, Нагаи разом собрали свои кибитки и бежали на Кавказ. Потемкин поспешил успокоить их и вернуть их в Россию. При помощи влиятельного мурзы Баязет-бея удалось, в 1784 г., возвратить в ейские степи до 1000 семейств беглецов, а потом, до 1790 г., вернулось еще до 2000 семейств. В 1790 г. Потемкин, опасаясь присоединения Нагаи к туркам, с которыми тогда произошли у нас столкновения на Кавказе, перевел едисанскую орду частью к туркменам, а Нагаи, кочевавших в низовьях р. Кумы по Каспийскому морю — частью на левый берег Молочных вод, где им достался обширный треугольник, образуемый устьем р. Берды, оз. Молочным и верховьем р. Токмак. Здесь число Нагаи постепенно увеличивалось — между прочим, выселенцами из Анапы и из Кизлярской степи. В начале XIX ст. числилось в едисанской орде 4655 мжч. (26 аулов), в джамбуйлукской 1922 мжч. (11 аулов), в едичкульской 1188 мжч. (6 аулов). В 1806 г., во время войны с Турцией, бывшая еще под ее властью буджацкая орда, среди которой находились и едисанцы и джамбуйлуки, изъявила покорность России и переселилась к своим единоплеменникам. В 1807 г. состоялся переход их из-за Днестра на Новороссийскую сторону; всего перешло тогда в Таврическую губ. 6404 души обоего пола. В 1801 г. имп. Павел I разрешил Нагаи нести конную военную службу, причем они вызывались содержать за свой счет 1000 чел. Это продолжалось только до 1804 г.; регулярная служба оказалась несвойственной натуре Нагаи В конце XVIII ст. стали приниматься меры к обращению Нагаи к земледелию; администрация раздавала им хлебные семена и старалась, согласно предписанию Екатерины, убеждать "примером кротости"; но, когда приставом нагайских орд был назначен французский эмигрант граф де Мезон, он, чтобы обратить весь народ к земледелию, сжег все их кибитки. При устье реки Обыточной был основан, в 1821 г., в 3 в. от моря, город Ногайск, где заведены были плантации: лесная и садовая. Хотя город получил значительные льготы, но развиваться не мог, так как место для него было выбрано неудачно: по мелководью здесь моря нельзя было построить пристань, а речка летом пересыхала. Требовалось избрать новый пункт, вследствие чего в 1830 г. был заложен, на устье р. Берды, г. Бердянск. По бухарестскому трактату было постановлено, что татары едисанской орды, перешедшие в Россию из Бесарабии, могут, если пожелают, возвратиться в пределы Отоманской империи; на этом основании 1892 кибитки буджаков и едисанцев в 1812 г. вернулись в Турцию. После крымской войны началось переселение Нагаи в Турцию. Полагают, что к 60-м годам их ушло 180000 душ. Причины выселения неизвестны; вероятно, ему способствовали действия местной администрации. Остальные Нагаи ушли из России в Турцию после восточной войны и были турецким правительством поселены в. Малой Азии. Теперь не осталось у нас ни одного Нагаи в северных уездах Таврической губ.

Нагаи В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к знатокам: остались ли среди народов России потомки Едыге, кроме Урусовых?

Потомки Эдиге есть среди ногайцев, это те кого в 30-х годах 20-го столетия укрыли родственники по женской линии или те кто к моменту установления Советской власти уже никаких привилегий не имел (сироты, и жившие как все - крестьянским трудом) переехал подальше от родных мест. У едисанцев буркутского и кенегеского куба это представители двух ветвей рода ТОК родовая тамга которых изображается у одних в форме лука со стрелой (яй тамгалы ТОК) и у других месяца (ай тамгалы ТОК). в Нефтекумском районе Ставропольского края это Оракчиевы, Кидралиевы, Аджимусаевы (Кидралиевы) с.Кара-Тюбе и аул Бияш, ай тамгалы ТОК и яй тамгалы ТОК - Исхаковы (сыновья Абимуллы Исхакова - жили в Тырнаузе), а также Кожаевы (бывшие Исхаковы- остался только один представитель рода в ауле Карагас Ногайского района Дагестана). До 60-х годов ХХ века скрывая ото всех своё происхождение они ещё заключали браки между собой и родом Бес Увыл Кенегесского куба, который также как и род ТОК входил в состав "Ак-сиёк" ногайцев. В настоящее время представители этого рода в быту ничем ни отличаются от аульчан, но всё же отличия есть - они светлокожие, мужчины ростом выше среднего, хорошо сложены, в лицах больше европеоидных черт, есть похожие на кавказцев, но светлее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потомки Эдиге есть среди ногайцев, это те кого в 30-х годах 20-го столетия укрыли родственники по женской линии или те кто к моменту установления Советской власти уже никаких привилегий не имел (сироты, и жившие как все - крестьянским трудом) переехал подальше от родных мест. У едисанцев буркутского и кенегеского куба это представители двух ветвей рода ТОК родовая тамга которых изображается у одних в форме лука со стрелой (яй тамгалы ТОК) и у других месяца (ай тамгалы ТОК). в Нефтекумском районе Ставропольского края это Оракчиевы, Кидралиевы, Аджимусаевы (Кидралиевы) с.Кара-Тюбе и аул Бияш, ай тамгалы ТОК и яй тамгалы ТОК - Исхаковы (сыновья Абимуллы Исхакова - жили в Тырнаузе), а также Кожаевы (бывшие Исхаковы- остался только один представитель рода в ауле Карагас Ногайского района Дагестана). До 60-х годов ХХ века скрывая ото всех своё происхождение они ещё заключали браки между собой и родом Бес Увыл Кенегесского куба, который также как и род ТОК входил в состав "Ак-сиёк" ногайцев. В настоящее время представители этого рода в быту ничем ни отличаются от аульчан, но всё же отличия есть - они светлокожие, мужчины ростом выше среднего, хорошо сложены, в лицах больше европеоидных черт, есть похожие на кавказцев, но светлее.

Огромное спасибо за информацию. Если вы лично знаете потомка Едыге по мужской линии, помогите взять у него ДНК-анализ. Оплачиваем сдачу анализа мы сами.

У нас в проекте уже оплачен анализ одного потомка Едыге. Результат будет через 1,5 месяца. Скороеще один потомок Едыге сдаст тест(общий предок с первым Муса-бий). Если же вы поможете нам в плане получения ДНК-анализов ногайского потомка Едыге, то это будет очень здорово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потомки Эдиге есть среди ногайцев, это те кого в 30-х годах 20-го столетия укрыли родственники по женской линии или те кто к моменту установления Советской власти уже никаких привилегий не имел (сироты, и жившие как все - крестьянским трудом) переехал подальше от родных мест. У едисанцев буркутского и кенегеского куба это представители двух ветвей рода ТОК родовая тамга которых изображается у одних в форме лука со стрелой (яй тамгалы ТОК) и у других месяца (ай тамгалы ТОК). в Нефтекумском районе Ставропольского края это Оракчиевы, Кидралиевы, Аджимусаевы (Кидралиевы) с.Кара-Тюбе и аул Бияш, ай тамгалы ТОК и яй тамгалы ТОК - Исхаковы (сыновья Абимуллы Исхакова - жили в Тырнаузе), а также Кожаевы (бывшие Исхаковы- остался только один представитель рода в ауле Карагас Ногайского района Дагестана). До 60-х годов ХХ века скрывая ото всех своё происхождение они ещё заключали браки между собой и родом Бес Увыл Кенегесского куба, который также как и род ТОК входил в состав "Ак-сиёк" ногайцев. В настоящее время представители этого рода в быту ничем ни отличаются от аульчан, но всё же отличия есть - они светлокожие, мужчины ростом выше среднего, хорошо сложены, в лицах больше европеоидных черт, есть похожие на кавказцев, но светлее.

Значит из одного корня с монгольскими урианхай-ами. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Огромное спасибо за информацию. Если вы лично знаете потомка Едыге по мужской линии, помогите взять у него ДНК-анализ. Оплачиваем сдачу анализа мы сами.

У нас в проекте уже оплачен анализ одного потомка Едыге. Результат будет через 1,5 месяца. Скороеще один потомок Едыге сдаст тест(общий предок с первым Муса-бий). Если же вы поможете нам в плане получения ДНК-анализов ногайского потомка Едыге, то это будет очень здорово.

Какие действия необходимы для дзятия ДНК-анализа, где его произвести? Может легче Вам самим сделать этот анализ, по моим данным один из Кидралиевых проживает сейчас в Западном Казахстане. Если он согласится (попробую с ним связаться), передам ему ваши координаты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие действия необходимы для дзятия ДНК-анализа, где его произвести? Может легче Вам самим сделать этот анализ, по моим данным один из Кидралиевых проживает сейчас в Западном Казахстане. Если он согласится (попробую с ним связаться), передам ему ваши координаты.

Отвечу в ЛС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакский народ-состоящий из 6 ти арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт имеют длительную, непрерывную историю, которой заключен опыт социальной жизни, накапливаемый тысячелетиями (его следы можно найти из более 100 дастанов и других устных легенд, археологических, исторических ценностей и.т.д.).

А Эдиге которые вы пишите- Ол каракалпак халкынын Мангыт арысынан шыккан батыр амир Едиге го. зачем туда-сюда таскат этого великого человека, у нас каракалпаки почитает его своим предком, кстати унас в Каракалпакстане в городе Акмангыт ему поставлен ХХ веке огромный памятник и названи его именом нескольких школ и т д

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НОГАЙСКАЯ ОРДА

Мангытский юрт в составе Золотой Орды

Эдиге (Едигей) 1391 - 1419

Мансур около 1421 - около1426

Гази (совместно с Наурузом) около 1426 -1428

Мангытский юрт в составе Узбекского и Казахского ханств

Ваккас 1428 - около 1447

Хорезми (фактически Муса) около 1447 - около 1473

Аббас (совместно с Мусой) около 1473 - 1491

Ногайская Орда (независимый Мангытский юрт)

Муса 1491 - 1502

Ямгурчи 1502 - 1506

Хасан 1506 - 1508

Шейх-Мухаммед 1508 - 1519

Алчагир 1508 - около 1519

Мамай (фактический правитель) 1519 - 1524

Агиш 1524

Мамай (фактический правитель) 1524 - около 1530

Саид-Ахмед (Шейдяк) около 1530 - около 1540

Шейх-Мамай около 1540 - 1549

Юсуф 1549 - 1554

Исмаил 1554 - 1557

Юнус 1557

Большая Ногайская Орда

Исмаил 1557 - 1563

Дин-Ахмед (Тинехмат) 1563 - 1578

Урус 1578 - 1590

Ураз-Мухаммед (Урмамет, Ормамбет) 1590 - 1598

Бии Большой Ногайской Орды - российские ставленники

Дин-Мухаммед (Тинмамет) 1598 - 1599

Иштерек 1600 - 1619

Канай 1622 - 1638

Малая Ногайская Орда (Казыев улус)

Гази около 1550 - 1576 (провозглашен бием в 1569)

Якшисаат 1580 - около 1590

Барангази 1600 - около 1620

Касим 1621 - 1640

До конца 15 в. и в 1530-1560-х гг. ногайские бии правили от лица Чингизидов, которых приглашали и провозглашали ханами. Никакого влияния на политику ногаев эти ханы не имели, поэтому в источниках почти не упоминаются.

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001;

Трепавлов В.В. Казыев улус. Тюрки Северного Кавказа в позднем средневековье // История народов России в исследованиях и документах. Вып. 1. М., 2004.

Ещё Гирает бея ногай углы забыли правившего на территории современой Башкирии, юго- востока татарстана начиная с 14 века. От него вышел его потомок - легендарный Нугайбек. Ахметзянов на эту тему провёл исследование в книге "Нугай ордасы" (труд произведён на татарском языке). Советую тем кто понимает татарский прочитать его труд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Побольше расссказывайте о ногайцах! Причины поражений и величие прошлых побед...

Ногайцы в Истории России сыграли огромную роль. Народ незаслуженно забытый.

Джембулакцы, Буджакская орда, малые ногаи, их отличия и миграции...

Народ Едиге и Мамая.... Почему в пример Халха и казахам не приватизируете Чингисхана?

Думаю у ногайцев не меньше прав на это, чем у других?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему в пример Халха и казахам не приватизируете Чингисхана?

Думаю у ногайцев не меньше прав на это, чем у других?

Это было бы довольно странно, учитывая, что именно восстание ногайцев против власти чингизидов послужило одной из основных причин распада Золотой Орды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подробнее об этом коллега? Ногай сам из темников, сажал на трон ханов.

Мамай тоже против Чингизидов. Едиге вообще враг ханов из династии Чингизидов.

Правда, сам из боковой ветви. Русские вот кто защищали до последнего вздоха

Чингизидов как своих законных властелинов...

С святыми иконами Русь державная встала на защиту своего ЦАРЯ богопомазанного

избранника Тохтамыша из династии Чингизидов! Поле Куликове - поле русской

славы, здесь русские воины проливали свою кровь защищая своего ХАНА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногай сам из темников, сажал на трон ханов.

Ногай - чингизид, правнук Джучи по мужской линии, по одной из версий.

Чингис - Джучи - Тевал (Бувал) - Татар - Ногай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это было бы довольно странно, учитывая, что именно восстание ногайцев против власти чингизидов послужило одной из основных причин распада Золотой Орды.

Скорее всего не восстание ногайцев против власти чингизидов стало причиной распада Золотой Орды, а политика Темыр-Аксака (Тамерлана) в конце 14 века и упадок династии чингизидов, переставших почитать Яссак и начавших уподоблять себя мусульманским султанам и правителям, также повлияло изменение порядка престолонаследия чингизидов и других причины, в первую очередь, связаные с этногенесом этносов и племен, входивших в состав Золотой Орды. И к тому же за десятилетие до упоминания Мангытского юрта Золотая орда как единное государство уже практически перестало существовать, т.к. правобережъе Волги де-факто было отдельно от чингизидов Мамаем (не путать-с Ших-Мамаем и Мамаем детьми бия Мусы), а в Левобежье Волги были Синяя и Белая Орды и Хорезм, захваченый Темыр-Аксаком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я был уверен что мангыты пришли с Монголии или Байкала вместе с Чингисханом ...

Но тут сумнения возникают? В арабо-персидских источниках есть очень странный сюжет...

Ну откуда эти ногаи золотоордынцы дословно знают Геродотовские мифы о мыше и стреле подаренном

Дарию? Неужто скифы выжили до времен Тараса Бульбы? :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До конца 15 в. и в 1530-1560-х гг. ногайские бии правили от лица Чингизидов, которых приглашали и провозглашали ханами. Никакого влияния на политику ногаев эти ханы не имели, поэтому в источниках почти не упоминаются.

Кто были эти Чингисиды и к какой ветви потомков Джучи они принадлежали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто были эти Чингисиды и к какой ветви потомков Джучи они принадлежали?

У меня статья выходит на этот счет.

Первыми ханами были Ядигер и его дети Абулек, Аминек, Абогай. Сын Абогая Исмаил был наместником в Башкирии.

После них правили случайные ханы из казахских джучидов (Хак-Назар, Хан-Булат (Трепавлов отождествляет его с Хак-Назаром), Ходжа-Мухаммед) и предположительно "астраханские" джучиды (Джанай, Ибише)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я был уверен что мангыты пришли с Монголии или Байкала вместе с Чингисханом ...

Но тут сумнения возникают? В арабо-персидских источниках есть очень странный сюжет...

Ну откуда эти ногаи золотоордынцы дословно знают Геродотовские мифы о мыше и стреле подаренном

Дарию? Неужто скифы выжили до времен Тараса Бульбы? :tw2:

А в этом месте по подробней. Поведайте ко нам свои знания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам почитай если не лень, найди в переиздании Тизенгаузена Р.Храпачевским.

У старых форумчан все это есть <_< Правда сюжет есть в рассказе не о временах Хмельницкого, а

Ногая и Берке кажется. Ару хорошо известен этот сюжет, он приводил в своем посте.

Правда у него кажется даже предания крымских татар из какой-то местности...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам почитай если не лень, найди в переиздании Тизенгаузена Р.Храпачевским.

У старых форумчан все это есть <_< Правда сюжет есть в рассказе не о временах Хмельницкого, а

Ногая и Берке кажется. Ару хорошо известен этот сюжет, он приводил в своем посте.

Правда у него кажется даже предания крымских татар из какой-то местности...

А можешь ссылку скинуть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...