Jump to content
Steppe Man

Что за род кызай-найман?

Recommended Posts

Происходит от сына Матая Аталық от него Қамбар би от него Құттыболат от него Шағыр его жена Қызай Шағыр умер рано у него осталось два сына Итемген и Меңіс Қызай выходит замуж второй раз за Қойшы аға от него рождаются еще два сына Бегімбет и Дербіс. Итемген не мог смирится что его мать вышла замуж за чужака так как Қойшыаға не был из рода Найман и убил по легенде Қызай проклела его из за этого меньше всего потомков у него. Что бы дети от разных мужей не сорились онда решила что ее потомки будут зватся Қызай. Род Меңіс- Тәңірберді-Құдайназар- Есенгелді батыр би возглавлял Қызаев во времена Абылай ханға.

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Dinzhan сказал:

Происходит от сына Матая Аталық от него Қамбар би от него Құттыболат от него Шағыр его жена Қызай Шағыр умер рано у него осталось два сына Итемген и Меңіс Қызай выходит замуж второй раз за Қойшы аға от него рождаются еще два сына Бегімбет и Дербіс. Итемген не мог смирится что его мать вышла замуж за чужака так как Қойшыаға не был из рода Найман и убил по легенде Қызай проклела его из за этого меньше всего потомков у него. Что бы дети от разных мужей не сорились онда решила что ее потомки будут зватся Қызай. Род Меңіс- Тәңірберді-Құдайназар- Есенгелді батыр би возглавлял Қызаев во времена Абылай ханға.

Значит кызай  молодой род или лесное племя (племя Медведя) .Некоторые казахские исследователи пишут что кызай кетское лесное  племя.

Цитата

Что такое Кызай?

Давно на территории нынешней Кемеровской области жили кетские племена. Потом на эту территорию пришли тюрки и произошло их смешение, потомками которых и есть - шорцы или северные алтайцы.

Кызай – это один из родов тех самых северных алтайцев, получившихся от древнего кетского племени Кып (Кый) – племя Медведя, смешавшиеся потом с тюрками. И дальше продолжало смешиваться, вливаться в разные союзы. Происходило это все очень давно.

Отрывок из статьи Г. В. Косточакова «К вопросу о происхождении названий Кимак и Кыпчак»

Когда кыпчаки (кимаки, команы-куманы), зародившиеся на Саяно-Алтае, ушли безвозвратно на запад, то тем не менее, на их исторической родине остались их остатки, среди которых мы числим шорские роды Кый, Кобый, Кызай (Кызыл-гая), частью Карга, хакасские роды Хый, Хобый, Хызай, тоже частью Харга. А также родоплеменную группу Койбал, ныне растворившуюся в хакасском народе.

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Steppe Man сказал:

Значит кызай  молодой род или лесное племя (племя Медведя) .Некоторые казахские исследователи пишут что кызай кетское лесное  племя.

 

Сейчас живут 13 - 14 поколения от Қызай если считать 30 поколение то Қызай жила примерно 1600 году

Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, Dinzhan сказал:

Сейчас живут 13 - 14 поколения от Қызай если считать 30 поколение то Қызай жила примерно 1600 году

Среди  халха есть род мотор, мудар,мотой,матай .Монгольские исследователи относят их к кетским племенам.

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Steppe Man сказал:

Среди  халха есть род мотор, мудар,мотой,матай .Монгольские исследователи относят их к кетским племенам.

К сожелению большенство монголов утеряли свою родословную без нужно делать массовые днк тесты

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Steppe Man сказал:

Значит кызай  молодой род или лесное племя (племя Медведя) .Некоторые казахские исследователи пишут что кызай кетское лесное  племя.

 

У них  нирунский  старкластер , родственники АКБ , Момына , может они найманы ? 😁

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Лимфоцит сказал:

У них  нирунский  старкластер , родственники АКБ , Момына , может они найманы ? 😁

А может кызай стали керей? А как  насчет Кызай=Кытай?

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Лимфоцит сказал:

Вряд ли , у Кытай думаю гг 0

Среди  восточных  халха есть род хуасай или хайси. Монгольские историки относят их к бурятам ,а некоторые к маньчжурам..😄 Может кызай есть они?

Link to comment
Share on other sites

И они есть среди узумчинов.

Цитата

Судалгаагаар үзэмчиний 50 гаруй овог бүртгэгдсэн байна. Үүнд: “боржигон, шарнууд, түмчүүд, хавхчин, баргачууд, цагаан аймаг, чилингэр, урианхан, хэс, бярган, бухайн аймаг, халхчууд, огтор халх, үнэг шонхор, жороо, тэйх, жомнор, өргөдөг, унагачин, янгаад, буриад, дөрвөд, урианхай, хэрээд, бодонгууд, хэвтүүл, бурас, сартуул, бэлнүүд, гочид, баяд, бүрээчин, аохан, луусчин, ордчин, гонигууд, тэмээчин, тангууд, эшин, гурван хятад, бөх нар, горидууд, шарга морьтон, хайс, цохиочин, баарин, авгачууд, буурал, бураг, хар төвд, галзуу, зурхай, бухсалчи, улаан дээл”[2] зэрэг болно.

 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Steppe Man сказал:

кетское лесное  племя.

Не кетское и не лесное, а условно селькупское племя.  Возможно, что имя Кызы и его народа попало в пантеон злых духов как отражение древней истории селькупов. Возможно, что здесь мы находим воспоминание о племенах кас'ов, которые вошли в состав современных селькупов.

Любопытны разъяснения селькупов о том, что этот народ не селькупы, а люди, жившие когда-то на юге, на родине предков селькупов. Эти люди, как и селькупы с берегов какого-то озера-моря, брали красную «землю» и делали
из нее краску. Селькупы красили ею шаманские вещи, а их соседи «красили себе лицо». Не есть ли это глухое воспоминание о народе, оставившем после · себя красные погребальные маски в курганах Минусинской
котловины.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Амырай сказал:

Не кетское и не лесное, а условно селькупское племя.  Возможно, что имя Кызы и его народа попало в пантеон злых духов как отражение древней истории селькупов. Возможно, что здесь мы находим воспоминание о племенах кас'ов, которые вошли в состав современных селькупов.

Любопытны разъяснения селькупов о том, что этот народ не селькупы, а люди, жившие когда-то на юге, на родине предков селькупов. Эти люди, как и селькупы с берегов какого-то озера-моря, брали красную «землю» и делали
из нее краску. Селькупы красили ею шаманские вещи, а их соседи «красили себе лицо». Не есть ли это глухое воспоминание о народе, оставившем после · себя красные погребальные маски в курганах Минусинской
котловины.

Качинцы? Знаю,что среди хакасов они есть.Хакасы их называют дербетами. Среди барга есть род хаш,хашнууд и хаасууд среди дархатов.

Я ошибался .Монгольские историки моторов и хайс относят к ненцам т.е. самодиицам.

Link to comment
Share on other sites

Качинцы (хак. хаас, мн. хаастар) — этнографическая группа хакасов. Носители качинского диалекта хакасского языка. Ветвь хакасской народности с примесью палеосибирцев, ненцев, и угро-финов, живущая по левому берегу Енисея[1], в степной части Хакасии от верховьев Чулыма (Орджоникидзевский район Хакасии) до реки Абакан (Усть-Абаканский и Алтайский районы).

В XVIII веке проживали под Красноярском, где до сих пор протекает р. Кача. Поэтому связывать этноним «хааш» (хаас) с Хакасско-Минусинской котловиной можно только после 1720-1740 годов, после переселения джунгарским хунтайджи Цеваном Рабданом в Притяньшанье енисейских кыргызов, когда основная масса качинцев передвинулась вверх по р. Енисей, на свободные земли по pекам Июсы и Абакан.

Согласно свидетельству Г. Ф. Миллера, русское название «качи» (или «качинцы») появилось в XVII веке по имени самого крупного сеока хашха (хасха), общим же самоназванием являлся этноним «ызыр». Русская форма «качи» затем была перенята хакасским населением как «хааш» (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы. Название «хааш» характерно для этнических образований и других народов Южной Сибири. Например: «хааш» — один из основных сеоков тофаларов, «хааш» — тувинское название сойотов, «хааш» — дархатское обозначение тувинцев-тоджинцев, «хара хааш» — тувинское наименование тофаларов. Наряду с формой «хааш», среди родовых подразделений оленеводов (тувинцев-тоджинцев, сойотов и хубсугульских урянхайцев) встречается название «хаасут». Этот сеок восходит к потомкам жителей Кайсотской землицы XVII в. Этноним «хаасут», по мнению многих исследователей, происходит от монгольской формы множественного числа термина «хаас» (хааш), который, в свою очередь, видимо, сопоставляется с самодийским словом «хас» — мужчина

Link to comment
Share on other sites

Сагайцы и кызыльцы считали качинцев выходцами из страны Торбет, т. е. дербетами из Северо-Западной Монголии. Согласно преданиям, монгольский хан отдал одно из своих племён в приданое дочери, вышедшей замуж за кыргызского князя Оджен-бега. Последняя версия подтверждает факт переселения в Хакасию части джунгаров (дэрбэтов). В 1756, в связи с разгромом Джунгарского ханства, около 7 тысяч беженцев были расселены в пределах Красноярского и Кузнецкого уезда. Они вошли в состав местных родов, что резко повлияло на масштабы их роста (численность качинцев за вторую половину XVIII в. возросла в 23,5 раза). В это время среди хакасов распространились легенды о Шуну батыре и Амур Сане, появились сеоки с этнонимом «ойрат» (т.е. джунгар) — ойрат хыргыс, ойрат хасха и т.д.

Население Качинской степной думы сложилось из оставшихся родов «Киргизской землицы», а также перекочевавших из-под г. Красноярска и Восточного Саяна кыштымов и ойратских беженцев из Джунгарии. Однако удельный вес кыргызов (езерцев) в этой административной единице был настолько велик, что даже в конце XVIII века качинцев иногда называли «киргизцами». Они подразделялись на следующие сеоки: хасха, хыргыс, бурут, соххы, ызыр, тиин, аара, чарын, частых, чильдег, ханмазы, аба, пильтыр, которые в свою очередь делились на более мелкие рода.

Link to comment
Share on other sites

56 минут назад, Steppe Man сказал:

относят к ненцам т.е. самодиицам.

Точно не самодийцы - а люди, жившие когда-то на юге, на родине предков селькупов. Эти люди, как и селькупы с берегов какого-то озера-моря, брали красную «землю» и делали из нее краску. Красные погребальные маски в курганах Минусинской котловины.

Исследование генома мужчины показало, что он принадлежал к Y-хромосомному субкладу R1a1a, то есть к гаплогруппе R1a, которая была распространена среди населения Евразийской степи и Северного Кавказа в бронзовом и раннем железном веках. Метод главных компонент и анализ ADMIXTURE продемонстрировали, что генетические профили мужчины и женщины были близки образцам предшествующей тагарской культуры и образцам с территории Восточного Казахстана I тысячелетия до нашей эры – начала нашей эры, а также Киргизии первой половины I тысячелетия нашей эры. Это предполагает генетическое родство оглахтинских мумий с синхронным населением предгорий Тянь-Шаня, а также населением Минусинской котловины скифского периода.

 

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Амырай сказал:

озера-моря, брали красную «землю» и делали из нее краску.

Таштыкские образцы лепили тщательно. Жидкий гипс накладывали тонкими слоями на индивидуальные черты лица, добиваясь почти портретного сходства. Между слоями прокладывали побеги растений, которые выступали в виде каркаса. Расписывали готовые маски земляными пигментами - цветной глиной и охрой, углем. На оборотной стороне масок сохранились отпечатки кусочков ткани или кожи - наглазников и наротников. Их накладывали на "лицо" или кожаную "голову" манекена.

Маски женщин и мужчин отличаются. Женские более красочные, на щеках - темно-красные спирали, губы и щелочки закрытых глаз покрыты краской. А у мужчин все лицо закрашено красным, по бровям и под глазами от висков - черные сужающие горизонтальные полосы. Такая раскраска могла передавать роспись лиц или татуировки.

Link to comment
Share on other sites

В 09.12.2024 в 12:02, Амырай сказал:

Таштыкские образцы лепили тщательно. Жидкий гипс накладывали тонкими слоями на индивидуальные черты лица, добиваясь почти портретного сходства. Между слоями прокладывали побеги растений, которые выступали в виде каркаса. Расписывали готовые маски земляными пигментами - цветной глиной и охрой, углем. На оборотной стороне масок сохранились отпечатки кусочков ткани или кожи - наглазников и наротников. Их накладывали на "лицо" или кожаную "голову" манекена.

Маски женщин и мужчин отличаются. Женские более красочные, на щеках - темно-красные спирали, губы и щелочки закрытых глаз покрыты краской. А у мужчин все лицо закрашено красным, по бровям и под глазами от висков - черные сужающие горизонтальные полосы. Такая раскраска могла передавать роспись лиц или татуировки.

Из за чего красили охрой? Поклонялись огню, Солнцу? Или что? Какая причина  почитания желто-красно-коричн. цвета?

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Zake сказал:

Или что? Какая причина

Маски имеют разную степень сходства с лицами умерших, поверх них иногда наносился узор, изображавший татуировку лица.

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Амырай сказал:

Маски имеют разную степень сходства с лицами умерших, поверх них иногда наносился узор, изображавший татуировку лица.

Это понятно, что татуировались так. 

Но что такого сакрального было в красном цвете? Цвет огня, солнца? Или?

Читал, что у Геродота  написано, как скифы красили лицо/тело суриком (темно-красный порошок). Найти бы сам текст.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...