Admin Rust Опубликовано 9 часов назад Admin Поделиться Опубликовано 9 часов назад Вот сегодня увидел в Фейсбуке: https://24.kg/obschestvo/334648_arheologi_obnarujili_artefaktyi_kyirgyizskoy_kulturyi_valtayskom_krae/ 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 8 часов назад Поделиться Опубликовано 8 часов назад 1 час назад, Esen сказал: Уважаемые участники на этой ссылке есть картина или как правильно миниатюра и надпись, что на картине изображены кыргызы в лесу, образ кыргызкого народа из якобы источника рукописи Джами ат-Таварих. Вопрос соответствует ли действительности данная информация ?? Цитата:Folio 39v of the Jami al-Tawarikh manuscript, dating from 1420-1430, illustrates the people of the Kirghiz forests. This scene captures the lifestyle and culture of the Kirghiz people, rendered with typical Persian manuscript artistry. https://www.alamy.com/folio-39v-of-the-jami-al-tawarikh-manuscript-dating-from-1420-1430-illustrates-the-people-of-the-kirghiz-forests-this-scene-captures-the-lifestyle-and-culture-of-the-kirghiz-people-rendered-with-typical-persian-manuscript-artistry-image665248688.html?imageid=EEBE2060-660C-4895-864D-375E1726C341&p=2505692&pn=3&searchId=e99443020737bb3e2b244d53d6d0ba4b&searchtype=0 Миниатюра из рукописи Jāmiʿ al-Tawārīkh Рашид-ад-Дина, хранящейся в Париже (Bibliothèque nationale de France, Dép. des manuscrits, Supplément persan 1113, л. 39 v). На полях каталога и на портале Biblissima она озаглавлена Peuple des forêts kirghizes / The people of the Kirghiz forests. Датируется Тимуридским вторичным списком 1420-1430 гг., вероятно Герат. В источниках XIV–XV вв. так называли тюркоязычное население «лесов Иртыша» и Енисея. Художник работал в Хорасане и пользовался условным «персидско-монгольским» иконографическим языком. Миниатюра с текстом из рукописи по кыргызам https://portail.biblissima.fr/en/ark%3A/43093/ifdataad6d5bc0f1c79338acf793e81512381355525201 --- Достоверность, приведённой ниже информации, не проверялась. Mожете перепроверить первоисточник и перевод. ---- Отдельного перевода-вставки для листа 39v рукописи Supplément persan 1113 нет. Тем не менее текст входит в главу «О лесных кыргызах» (فصل در بیان قرغیزان جنگل، faṣl dar bayān-i qarġīzān-i jangl) первого тома всемирной истории Рашид-ад-Дина. Ниже приводится дословный перевод с персидского по критическому изданию М. Рушди (Тегеран, 2014, с. 105–107), где параграфы и красные рубрики точно соответствуют разметке листа 39v. --- Кыргызы лесов (قرغیزان جنگل) [Рубрика] Урасут, Талангуут, Куштамы Кыргызы, которых называют также людьми лесов, проживают на обоих берегах великой реки Иртыш. Леса там густы, и дичи в них неисчислимо. Нравы их суровы, а тела коренасты; лица широкие, волосы и бороды редкие. Племена их известны под именами Урасут, Талангуут, Куштамы и другими, всего - двенадцать родов. У каждого рода - свой старейшина, а над ними всеми стоит один князь, которого зовут Татмут; живёт он на острове посреди Иртыша. Они не пашут земли; добычей их служат животные и рыба. Из шкур сшивают одежды, а из коры ели и кедра - жилища, похожие на шатры. Зимой передвигаются по снегу на дощечках, похожих на полозья, а по льду — на костяных коньках. [Рубрика] Покорность Чингис-хану В 603 г. хиджры (1206/7) Чингис-хан отправил против них старшего сына Джучи с большим войском. Кыргызы, увидев военную силу монголов, вышли навстречу, опустив луки, и преподнесли дань собольими шкурами. Джучи взял у них в заложники сыновей и дочерей и вернулся. С тех пор они ежегодно отсылают в Орду меха и рыбий клей. [Рубрика] О нравах и верованиях Среди них принято поклоняться высоким кедрам: они вешают на ветви цветные тряпицы и приносят куньих хвостов в жертву лесному духу (уэнь-и-джэн). Колдунов зовут кам, они лечат недуги настоем кедровой смолы и поют протяжные песни с бубном. [Рубрика] О ратном деле Когда выходит на войну, каждый воин держит два длинных лука: тяжёлый - для ближнего боя, лёгкий - для верховой стрельбы. Они искусно метают копья с широкими костяными наконечниками, оперёнными перьями журавля. Написано рукой недостойного писца Ибн-Фазла с наставлений устных преданий. --- Комментарии к переводу выше M. Rashidi (ed.), Jāmeʿ al-tavārīḫ, Tehran 2014, vol. 1, pp. 105-107. – Текст этих страниц совпадает с расположением строк на Suppl. pers. 1113 f. 39v. Гидроним Иртыш В рукописи: اردش (Ardiš). Большинство исследователей (Kara 1990; Biran 2013) считают это формой «Иртыш». Имена племён Урасут (اُراسوُت), Талангуут (طلنگوت) и Куштамی (كُشْتَمى) - редкие этнонимы, встречающиеся только у Рашид-ад-Дина. Их связывают с поздними группами енисейских кыргызов. Датировка 603 г. х. Соответствует 8 августа 1206 — 27 июня 1207 гг. н. э. Это первый поход Джучи после курултая Чингис-х Миниатюра «Народ лесных кыргызов» (Peuple des forêts Kirghizes) и сопутствующий персидский текст были созданы в Герате (северо-запад современного Афганистана) в 1430-1440 (~230 лет спустя похода Джучи)в рамках тимуридского издания «Джамиʿ ат-тауарих» Рашид-ад-Дина. Позднее рукопись оказалась в коллекции принца Махмуда Мирзы, а в 1889 г. поступила в Библиотеку Национального собрания Франции (ныне BnF, Suppl. persan 1113). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 7 часов назад Поделиться Опубликовано 7 часов назад 5 часов назад, asan-kaygy сказал: Это могульское наследие А у каракалпаков тоже могулское наследие ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 часов назад Поделиться Опубликовано 6 часов назад нет. золотоордынское Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться