Перейти к содержанию
Cuckinator

Енисейские и Тянь Шаньские Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

15 минут назад, Чече-Баатыр сказал:

А само административное деление появилось от наименования племен “теле„?

Деление правая и левая крыло берет свои начало от Хуннов. Тюрки, уйгуры и енисейские кыргызы делились так: тардуш и телес/толес

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Esen сказал:

что в последнее время в соц сетях хотят опоненты преподнести так что самоназвание кыргызов был бурут

Не только.В соц сетях у  кыргызофобов(как правило казахских) "бурут"используется как оскорбление в сторону кыргызов.Во всяких срачах часто используют это слово чтобы задеть кыргызов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, olley сказал:

молитвы обращением на юг нет

Потверждает Махмуд ибн Вали:

"Река Кыргыз находится на территории Моголистана, вблизи жилищ племени (кыргыз)...

Хиргиз из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал кыргызом...

Повседневным средством их (кыргызов) существования как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных..."

"Народ которой поклоняется /различным/ идолам. Они не истинные мусульмане. Во время моления лицом обращены, бывают на юг, а вместо /стихов/ Корана употребляют благозвучные слова".

[Махмуд ибн Вали,1634-39 г."Море тайн..." Стр.33-41].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, Алмас Аманбаев сказал:

Деление правая и левая крыло берет свои начало от Хуннов. Тюрки, уйгуры и енисейские кыргызы делились так: тардуш и телес/толес

А какие есть свидетельства, что в уйгурском каганате была система толес-тардуш? Я знаю, что Кляшторный так считал, но на что он опирался?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Алмас Аманбаев сказал:

Потверждает Махмуд ибн Вали:

"Река Кыргыз находится на территории Моголистана, вблизи жилищ племени (кыргыз)...

Хиргиз из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал кыргызом...

Повседневным средством их (кыргызов) существования как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных..."

"Народ которой поклоняется /различным/ идолам. Они не истинные мусульмане. Во время моления лицом обращены, бывают на юг, а вместо /стихов/ Корана употребляют благозвучные слова".

[Махмуд ибн Вали,1634-39 г."Море тайн..." Стр.33-41].


О чем дискуссируем? 
О том, были ли кыргызы мусульманами, или частично мусульманами, на юго-западе Алтая в середине 10-го века - по сообщению Абу-Дулафа, чья рукопись утрачена и известна лишь по цитатам у Якута (1229) и ал-Казвини (1283)?
Или мы обсуждаем кыргызов Моголистана 17-го века, которые считались «плохими мусульманами и во время молитвы «бывало обращаются на юг», вероятно переняв от у соседей мусульман в Моголистане, среди которых ислам к тому времени уже прочно утвердился? Временной промежуток - примерно 700 лет, и речь идёт о событиях, происходивших в разных географических регионах.

---
В мусульманских хрониках 16-17 Вв. кыргызы неоднократно называются "неверными". Статья по теме «Роль суфизма в переходе киргизов от тенгрианства в ислам» К.А. Кудаяров (2021 г).

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sufizma-v-perehode-kirgizov-ot-tengrianstva-v-islam/viewer

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, olley сказал:

О том, были ли кыргызы мусульманами, или частично мусульманами, на юго-западе Алтая в середине 10-го века - по сообщению Абу-Дулафа, чья рукопись утрачена и известна лишь по цитатам у Якута (1229) и ал-Казвини (1283)

Сообщение Абу Дулафа потверждается другими источниками:

"Страна Хирхиз.

Хирхизы — тюркское племя. Расстояние их страны один месяц. У них есть государь, которому все повинуются. Он сведущий в их делах: в присутствии его садятся лишь те, кому свыше 40 лет. У них особая мерная речь, которой они пользуются в молитвах. Молясь, обращаются в сторону юга.

[ Автор происходил из Южной Аравии и по каким-то причинам попал ко двору Саманидов в Средней Азии. Абу Дулаф начал свои путешествия в 942 г. из Бухары и проехал через Тянь-Шань и Восточный Туркестан в Китай. Его «Записка» нам стала известна через авторов XIII в. Йакута и ал-Казвини. Все сообщения Абу Дулафа о кыргызах подтверждаются другими арабскими авторами IX—X вв.]

Ал-Марвази. «Табаи ал-хайаван» («Природа животных»1120-год).

К их числу (тюрков) относятся хирхизы , многочисленный народ, живущий между востоком и севером. Кимаки (живут) к северу от них, ягма и харлухи — к западу, а Куджа и Арк (расположились относительно их) между зимним западом и Югом.
У хирхизов в обычае — сжигать своих умерших; они утверждают (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Это было их обычаем с древних времен, но когда они оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых.
 

"Хиргиз-из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал киргизом...

Словом, хирхиз это область, народ которой поклоняется /различным/ идолам. Они не истинные мусульмане. Во время моления лицом обращены, бывают на юг, а вместо /стихов/ Корана употребляют благозвучные слова...

У них признаки верования мусульманства проявляются редко".

[ Махмуд ибн Вали. "Море тайн относительно доблестей благородных".1634-41гг./ Введение, перевод, примечания Б.А.Ахмедова. - Ташкент, 1977.]
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Алмас Аманбаев сказал:


Ал-Марвази. «Табаи ал-хайаван» («Природа животных»1120-год).

К их числу (тюрков) относятся хирхизы , многочисленный народ, живущий между востоком и севером. Кимаки (живут) к северу от них, ягма и харлухи — к западу, а Куджа и Арк (расположились относительно их) между зимним западом и Югом.
У хирхизов в обычае — сжигать своих умерших; они утверждают (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Это было их обычаем с древних времен, но когда они оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых.
 

Об авторе источника  Ал-Марвази.

Ал-Марвази - придворный врач султана Санжара, служивший при сельджукском дворе в Мерве в 12 веке. Должность личного лекаря у сельджуков считалась весьма престижной. Врачи получали классическое образование, входили во внутренние покои правителя и были посвящены в семейные и государственные тайны. В некоторых случаях придворный врач мог временно исполнять обязанности визиря. Известен пример Ибн Сины, дважды занимавшего пост визиря у буидских эмиров.

К обязанностям придворного врача относились контроль рациона мусульманского двора султана и проверка лекарств. Ал-Марвази, скорее всего, общался с теми, кто имел постоянный доступ ко двору султана - высокопоставленными военачальниками, чиновниками, дипломатами, влиятельными торговцами.  Через этих людей Ал-Марвази, вероятно, получал ценную информацию о положении дел в государстве и у соседей.

Зафиксированная Ал-Марвази замена традиционной кремации ингумацией у тянь-шаньских кыргызов принимается как аргумент раннего проникновения ислама  в период правления Караханидов. Но также следует учитывать и другие источники. Хайдар в «Тарих-и Рашиди» (середина 16 в.) называл тянь-шаньских кыргызов «плохими мусульманами», подчёркивая их поверхностное принятие ислама. Кроме того , археологические данные также показывают, что грунтовые захоронения (пусть и малочисленные) встречались у некоторых групп кыргызов ещё до распространения ислама в Центральной Азии (Кызласов Л. Р., 1981г).

Принятие новой веры предками кыргызов проходило постепенно на длительном промежутке времени. Отдельные обряды из ислама могли заимствоваться раньше, чем формальное обращение в ислам всего народа.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 часа назад, Алмас Аманбаев сказал:

При эпохи найманов эти кыргызы куда исчезли? Область Кыргыз тогда Большой Алтай? В Иртыше и Большом Алтае, кроме Горного обитали племена найманов. Юнь ши владение Кыргыз локализирует в Хакасии, а Большой Алтай называют Цзинь-шань, то есть Золотая Гора. Рашид ад-Дин локализирует теленгитов и ач кыштымов в Горный Алтай. 

пишут: "У этих племен страна была расположена по ту сторону киргизов,[на расстоянии] около одного месяца пути." То есть Область Кыргыз Хакассия, который от Алтая 30 дней пути.

В Горном Алтае найдено всего 14 тайники могольники. Это говорит, в Алтае всего были гарнизоны енисейских кыргызов примерно 3-4 тысяч. Часть влились в состав теленгитов и кыштымов под называнием торт-ас. Основной часть Хубилай переселил в северный Китай.

Короче эпохе найманов кыргызы бежали от найманов в Горный Алтай или Кыргыз и Кем-Кемжиут? Примерно Кыргызы и Кем-Кемжиуте были более 300 тысяч енисейских кыргызов, в Горном Алтае только военные гарнизоны, примерно 3-4 тысяч. А кыргызы южных частях Алтая была разбита найманами. Либо Найманы их выгнали обратно Енисей либо вырезали всех. Другого варианта нету. Если выгнали, как тогда енисейские оригинальные кыргызы приняли фейк кыргызов? Или все таки были енисейские кыргызы, а не кипчаки Алтая и Иртыша?

Либо бежали Горный Алтай. Тогда Алтай должна быть называется область Кыргыз. Потому что значительная количество кыргызы были в Восточном Туркестане. 

Если их Найманы полностью уничтожили обитваших кыргызов Восточного Туркистана, тогда нынешние кыргызы по вашему и Мокеева получается потомками кыргызских гарнизонов Алтая.  То есть, закваска кыргызского  народа произошли не многочисленных кыргызов Енисея и Тывы, а Алтайских малочисленных  военных гарнизонов енисейских кыргызов? Это разве не оскорбление кыргызского народа?

Найманы жили к востоку от Иртыша. Есть данные, что были частично земледельцами. Занимали территории современной западной и центральной Монголии, где граничили с владением Кем-Кемджиут, т.е. современной Тувой. Отсутствие упоминаний о кыргызах не говорит о том, что они исчезли или ушли обратно на Енисей. Рачневский вообще считал найманов и кереитов потомками ен. кыргызов.

Куда делись найманы после монгольского нашествия? В источниках не упоминаются вообще, хотя проживали в Прииртышье и проживают по сей день. Сейчас почти самые многочисленные среди казахов именно там на Иртыше. Это тоже значит, что их вырезали или они все ушли куда то?

Так кыргызы и жили в Южных отрогах Алтая, именно там они кыпчакизировались и поменяли свой "з"-язык на кыпчакский й-язык. Именно оттуда потом они вместе с юаньцами атаковали чагатаидов, туда же ходил против них чагатаид Ильчигидай и затем уже в Прииртышье против них ходил Пулад-хан. Или по Вашему они в Минусу все ходили походами? 

Где кыргызы по Вашему жили в Восточном Туркестане? В горах Каракорума, Кашгаре, Яркенде, Бешбалыке? Где? Кыргызы горные кочевники. Поэтому жили в горах и не жили в степях или пустынях.

Еще ранее объяснял Вам, что в Горном Алтае не так много захоронений кыргызов, но нет археологических данных по Южному Алтаю, Западной Монголии. Где ядро кыргызов было кыпчакизировано по Вашему? В составе армии кыпчакского генерала Тутухи? Остатки его армий это современные харачины. Как можно ядру кыргызов кыпчакизироваться за период службы в армии? Это разве не оскорбление кыргызского народа? Как так получилось, что поменялся язык - объясните?

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Дженкинсон (середина 16 в.) и Челеби (17 в.) хорошо описали язычество кыргызов. У них уже сменился обряд трупосожжения на трупоположение. Помещали умерших на деревья. Известен такой же обычай у современных кыргызов, когда закрывались перевалы подвешивали трупы на деревья, чтобы не добрались животные.

Отсюда вопрос - мог ли кыргызы утратить обычай трупосожжения вместе со сменой языка из-за смешения с кимако-кыпчаками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У Марвази:

Цитата

Арабские и персидские письменные источники о кыргызах
"ТАБАИ АЛ-ХАЙАВАН". ("ПРИРОДА ЖИВОТНЫХ")
Ал-Марвази. (Завершена в 1120 г.)

(С. 186) К их числу (тюрков) относятся хирхизы, многочисленный народ, живущий между востоком и севером. Кимаки (живут) к северу от них, ягма и харлухи - к западу, а Куджа и Арк (расположились относительно их) между зимним западом и югом.
У хирхизов в обычае - сжигать своих умерших; они утверждают (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Это было их обычаем с древних времен, когда они оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых.

Среди хирхизов есть человек из простых людей, который прозывается фагинун. Его зовут каждый год в определенный день, вокруг него собираются певцы, игроки на свирелях и тому подобное и начинают пить и буйно веселиться. И когда (все) общество придет в хорошее расположение, этот человек теряет сознание и падает как сраженный. Затем у него спрашивают обо всех событиях, которые должны произойти (С. 187) в этом году, и он сообщает о том, будет ли урожай, или неурожай, о дожде, засухе и прочем, и они верят, что то (что он говорит) правда.

На земле хирхизов есть четыре реки, которые текут, вливаясь в одну большую реку, протекающую между горами и темными ущельями. Рассказывают, что некий человек из хирхизов сел в лодку и пустил ее в эту реку и она несла его три дня в темноте так, что в течение этого времени он не видел ни солнца, ни звезды и никакого света. Затем он выбрался после этого на свет в открытое место и вышел из лодки; услышав топот копыт животных, он залез на дерево, чтобы подождать, что произойдет.

И вот три высоких всадника, каждый из которых высотою с длинное копье, и с ними собаки величиной с быка. Когда они приблизились к нему и увидели его, то сжалились над ним, и один из них снял его (с дерева) и взял к себе на лошадь, спрятав его от собак, из боязни, что они его растерзают.

Они привели его к месту своей стоянки, посадили на вершину палатки, накормили своей пищей и стали разглядывать его с удивлением, как будто они не видели подобного ему. Затем один из них взял его и доставил поблизости от его (хирхиза) жилья, указывая ему дорогу, пока он не вернулся к себе. И никто не знает, кто это были и к какому племени из людей они относились.

Явное описание Енисейской котловины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Rust сказал:

Дженкинсон (середина 16 в.) и Челеби (17 в.) хорошо описали язычество кыргызов. У них уже сменился обряд трупосожжения на трупоположение. Помещали умерших на деревья. Известен такой же обычай у современных кыргызов, когда закрывались перевалы подвешивали трупы на деревья, чтобы не добрались животные.

Отсюда вопрос - мог ли кыргызы утратить обычай трупосожжения вместе со сменой языка из-за смешения с кимако-кыпчаками?

Как раз хотел спросить у вас. Этот обычай фиксируется у кимаков? У кыпчаков насколько мне известно - нет. У ойратов или других соседних народов был?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, Rust сказал:

туда же ходил против них чагатаид Ильчигидай

Ув. Рустам как можно определить, что поход Ильчигидая был именно против так называемых Алтайских кыргызов??

Цитата:«Ильчигидай (хан Чагатайского улуса) обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он свершил военный поход на северо-восток ханства с цел­ью наказания «военачальников кыргызских племен»

Как можно из данного источника особенно с вот этого момента "на северо-восток ханства" определить, что были именно воинственные кипчакоязычные алтайские кыргызы ?

А может енисейские кыргызы были ?? Не может быть такого чтоб все имели дело с так называемыми кипчакоязычными Алтайскими кыргызы, а енисейские на Енисее сидели тихо, изолированно.

По Мокееву область Кыргыз это Алтай, а как привел источники ув. Алмас Аманбаев область Кыргыз не совсем получается Алтай.

И каких кыргызов найманы разбили Алтайских или Енисейских ??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что за источник такой или кто это БИРДЖАНДИ НИЗАМ АД-ДИН и он тоже данные сведения о кыргызах брал из ранних источников ???/

БИРДЖАНДИ НИЗАМ АД-ДИН

ДИКОВИНКИ СТРАН

АДЖА'ИБ АЛ-

/л. 55б/ Хырхызы — один народ [из] тюрков. Намаз творят они, [обращаясь] лицом к югу, и говорят нараспев мерной речью, поклоняются Сатурну и Венере. Марс считают зловещей планетой. И там есть такой камень, который светится ночью, точно светильник.

Источник: https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Birdjandi/text.phtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще какой то источник про молитву кыргызов.

АБД АР-РАШИД АЛ-БАКУВИ

СОКРАЩЕНИЕ [КНИГИ O], "ПАМЯТНИКАХ" И ЧУДЕСА ЦАРЯ МОГУЧЕГО

КИТАБ ТАЛХИС АЛ-АСАР ВА'АДЖА'ИБ АЛ-МАЛИК АЛ-КАХХАР

ШЕСТОЙ КЛИМАТ

(16) СТРАНА ХИРХИЗОВ. 16 Это — тюрки. Протяженность [их страны] — один месяц [пути]. У них есть царь, которому они подчиняются, и он осведомлен об их нуждах. Никто не может подойти-к нему, пока ему не минет сорок лет. Во время молитв они пользуются размеренной речью. Молятся они, повернувшись к югу лицом. Там есть камень, который зажигают ночью, и он заменяет им светильники.

Источник: https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext6.htm

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Rust сказал:

Так кыргызы и жили в Южных отрогах Алтая

По вашему кыргызы остались в составе найманов? Почему тогда писменные источники 12-13 вв. кыргызов не упоминает в составе найманов? Почему кыргызов писменные источники не упоминает в Большом Алтае и Иртыше? Почему писменные источники упоминает найманов и кыргызов как соседи?

Рашид ад-Дин написал про найманов:

«Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае, Каракоруме… в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша… у этих найманских племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушлук-хан – сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [Рашид ад-Дин, 1952, с.136–137]

А самих кыргызов указывает Рашид ад-Дин как соседи:

"Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов".

Там же.

Рашид ад-Дин передает,что найманские кааны Наркыш-Таян и Эниат Каан 1150-г.“разбили племя кыргызов”, которое обитало в “области кыргызов”, на границе с рекой Иртыш и пустыней, сопредельной “со страной уйгуров” Турфана.“

См.Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. - М.-Л., 1952. - Т. 1 - Кн. 1. - С. 135 - 137.

Тут все ясно, горных кыргызов, степные найманы выгнали из Большого Алтая и Иртыша. Через земли кыргызов прошли Джувейни, Карпини и Рубрук. Они там не видели кыргызов. Они то же потверждает сообщение Рашид ад-Дина, что кыргызов видели севера монголов. То есть, получается, что Найманы все таки енисейских кыргызов выгнали обратно в Хакасии и Тыва. Если Найманы выгнали бы фейк кыргызов, вряд ли жители Хакасии и Тывы приняли бы. Потому что друг другу не понималы бы, еще фейк кыргызов считали бы как чужих. Воевали бы как кыргызы Тянь-Шанские и Енисейские в 17-18 вв.

Позже кыргызы опять появляется в Алтае и Иртыше. При событиях 1307-30 годов Махмуд ибн Вали упоминает. То есть, через через 150 лет. Может все таки академик В. Бартольд прав? 

По вашему где были  в течение 150 лет так называемые кипчаки, которые принявшие этноним кыргыз от енисейских кыргызов? 

Еще интересно, когда Алтайских кипчаков енисейские кыргызы завоевали? При кыпчаков Каркары ясно, они как то добровольно приняли культуру енисейских кыргызов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. @Esen

Давайте внимательнее рассмотрим цитируемые вами тексты 15-16 вв о хырхызах:

«Диковинки стран» (ал-Бирджанди) и «Сокращение книги о “Памятниках” и чудесах царя Могучего» ( ал-Бакуви).

Оба произведения относятся к жанру аджа'иб-литературы -арабско-персидской традиции описания чудес света.  Авторы сознательно пытаются удивить читателя рассказами в своих произведениях. Как подчёркивал академик И.Ю. Крачковский, такие произведения - смесь псевдогеографии, астрологии и фольклора, поэтому их нельзя считать достоверными этнографическими источниками.

В обоих сочинениях указано, что кыргызы молятся, обратившись к югу. Однако реальная кибла для Центральной Азии ориентирована на юго-запад. Это несоответствие может быть как художественным домыслом автором, так иу ссылка на старые тексты других авторов.

Упоминание поклонения Сатурну и Венере указывает на доисламские верования или античные влияния. Бирджанди, возможно, воспроизводит астрологические схемы, где тюркским народам приписывались планеты-покровители. В исламе такое почитание звезд и планет  считается ширком.

Мотив «светящийся камень» типичен для арабо-персидско жанра 'чудеса света'. Похожие  легенды о самосветящихся камнях встречаются в фольклоре других культур. Археология енисейских кыргызов не подтверждает системного использования светящихся минералов. Или подтверждает? Откуда им известно какие камни кыргызы жившие далеко от них в прошлом использовали?

Сообщение ал-Бакуви о запрете приближаться к царю до 40 лет исследователи,например, М. Гизбулаев в статье о стереотипах аджаиб-текстов, относят к клише, призванным подчеркнуть экзотичность иноверцев.

Произведения в жанре о чудесах света ценны как источник по истории культурных стереотипов времени когда писали эти произведения.  Как метко заметил один современный исследователь: «У ал-Бакуви чудеса куда ярче фактов, а за фактами приходится идти в другие тексты».

Это не означает, что от текстов этих авторов надо отказаться.Только за последние несколько месяцев на форуме несколько раз подчеркивалась необходимость критической оценки работы с источниками.
 


 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, olley сказал:

В обоих сочинениях указано, что кыргызы молятся, обратившись к югу.

Это же кочевники, всегда приняли ислам очень поверхностно. Из 1000 человек молились всего 5-6. По этому да же не знали киблы. Да же сами Моголы только по называние были мусульманами. Потверждает Мирза Хайдар.

Мирза Хайдар характеризовал своих соплеменников почти так же:

«Моголы в большинстве своем никогда не жили в селениях и даже не видели, как возделывается почва. Они были подобны горным зверям»...

«(Они) жили избегая городскую жизнь и земледельческие районы, к которым питали отвращение. Даже и по названию не совсем были мусульманами, т. к. в соседних странах их ловили и продавали подобно прочим неверным, как рабов».

Согласно Сайфиддина Ахсыкенди вообще племя Мирза Хайдара кафири,а кыргызы мусульмане. А  согласно Мирза Хайдар кыргызы кафири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Rust сказал:

Дженкинсон (середина 16 в.) и Челеби (17 в.) хорошо описали язычество кыргызов. У них уже сменился обряд трупосожжения на трупоположение. Помещали умерших на деревья. Известен такой же обычай у современных кыргызов, когда закрывались перевалы подвешивали трупы на деревья, чтобы не добрались животные.

Отсюда вопрос - мог ли кыргызы утратить обычай трупосожжения вместе со сменой языка из-за смешения с кимако-кыпчаками?

у алтайцев было такое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Jagalbay сказал:

у алтайцев было такое?

Мы действительно кремировали и вешали мертвецов (вроде,преимущественно шаманов) на деревья. Также ,у нас был обычай захоронения умерших в земле 

Все эти мотивы упоминаются в песнях и легендах:

“Когда Ак-Сыба дань собрал, хан-бий из бедренной(?) кости коня трубку сделав, в ту трубку яд положив, табак закурив, Ак-Сыбе-богатырю курить дал. Ак-Сыба трубку взял, когда закурил, яд в трубке зажег (и) растопил. Ак-Сыба-богатырь, своей земли достигнув, как золото, пожелтев, заболел (и) умер. Перед смертью Ак-Сыба-богатырь сказал: «Народ мой меня оболгал; если я умру, труп мой сожгите, пепел мой на ту землю, где я вырос, отнеся, развейте». Когда Ак-Сыба умер, его труп на костре сожгли; пепел в платок завязав, единственная сестра Ак-Сыбы, этот пепел в его землю доставив, развеяла. Сестра с той земли назад не вернулась. [От] этой земли телеуты получились.»“

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Rust сказал:

Явное описание Енисейской котловины.

Марвази самом деле описывают всех кыргызов: от Восточного Туркестане до Енисея.

Цитирую от Юрия Есина:

"Граница с морем и две части кыргызов.

Сопоставимое разделение кыргызов на две части, позволяющее лучше понять их географию, представлено в сочинении Худуд ал-Алам («Пределы мира»; сост. анонимным автором на персидском языке в 982 г.) .
1) основная часть кыргызов локализована к северу от тугузгузов и отделена от них степями, которые расположены к северу от летней ставки правителя тугузгузов (Беш-Балык) и тянутся до земель кимаков, находившихся западнее кыргызов; именно этой северной части посвящено специальное «Рассуждение о стране Кыргыз» в Худуд ал алам.
2) «некоторые части кыргызов» находятся западнее тугузгузов; их отдельное описание отсутствует, но они соответствуют разрозненным упоминаниям в том же сочинении при описании земель ягма, карлуков и тухсийцев [Там же, p. 96, 98, 99]; в основном западная группа кыргызов может быть локализована вблизи Аксу, где находился занятый ими город B.nǧūk [Там же, p. 296] (Barčūk на маршруте из Барсхана в Кучу у Гардизи [Martinez, 1982, p. 136]), на южных границах владений их союзников-карлуков вблизи противников-тугузгузов, к востоку от Кашгара и племени ягма. Первая часть кыргызов в Худуд ал-Алам соответствует кыргызам 10-й секции 3-го климата у ал-Идриси, а вторая часть в этом случае должна была бы находиться в удаленной от моря 9-й секции 3-го климата. Эта вторая часть появилась в результате военной экспансии кыргызов после 840 г.

 

Менее четко разграниченные сведения об обеих частях кыргызов содержатся также в сочинении ал-Марвази: указанием на западную их часть является сообщение о кыргызах, «ставших соседями с мусульманами», в результате чего начавших хоронить тела умерших, а не сжигать, как раньше [Sharaf al-Zamān Ṭāhir Marvazī, 1942, p. 30].

Информацией об обособленной западной части кыргызов являются и сведения Абу Дулафа (Risāla «Записка»; вторая половина X в.), среди которых можно отметить следующие: кыргызы находятся между карлуками и тугузгузами;  используют знамена зеленого цвета; употребляют в пищу рис; у них есть немного мускуса [RohrSauer, 1939, s. 22–23; Восточные авторы, 1994, с. 50; Кожин, 2011, с. 314]. Цвет знамен здесь отличается от красного знамени кыргызов Енисея, правитель которых Аже 阿热 (начало IX в.) 建一纛,下 皆 尚 赤 «учредил одно знамя, все нижестоящие почитают красный цвет» [Синь Тан шу, 1975, цз. 217б, с. 6147]1. Знамя такого же, как в китайских источниках цвета (al urunŋu ‘алое знамя’), полученное от правителя государства вместе с соответствующей должностью (возможно, в его личной гвардии), упомянуто в рунической надписи на стеле с Верхнего Енисея (Е10) [Кормушин, 2008, с. 102, 303–305]. Цвет знамен западной части кыргызов мог стать зеленым под влиянием их новых сильных соседей-союзников, принявших ислам. Наличие риса и небольшое количество мускуса тоже отличают эту группу кыргызов от восточной части, где рис, согласно китайским хроникам, отсутствовал, а мускус, напротив, согласно исламским источникам, был одним из важнейших товаров.
Сведения о двух частях кыргызов в XI в., видимо, содержатся и в Диван лугат ат-турк Махмуда ал-Кашгари, который изучал язык какой-то небольшой группы кыргызов, проживавшей рядом с ягма [2010, с. 56], но племя кыргызов помещал далеко на северо-востоке, вблизи киданей [Там же, с. 73]".

Есин Ю. Н. Страна кыргызов на картах большого атласа ал-Идриси 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Rust сказал:

Как так получилось, что поменялся язык - объясните?

Давно ответили лингвисти, разве я отрицаю переход "з" языка на "й"?

До монгольского вторжения все кыргызы от Алтая до Ангары говорили на "з" языке. Переход на "й" язык была, когда енисейских кыргызов насильно переселил Хубилай. Лингвисти то же самое пишут, что переход была после монгольского вторжение.

Пишут профессор Э.Тенишев:


1.Енисейско-монгольский, датируемый VII—XII вв. Можно предполагать, что в конце этого периода (XI—XII вв.) язык кыргызов подвергся смешению с языком кыпчакских племен. В середине IX в. кыргызы покорили уйгурский каганат в Монголии.Кыргызский з-язык, естественно, оказал воздействие на d-язык уйгуров.Часть уйгуров со смешанным з-языком переселилась на территорию северного Китая (провинция Ганьсу). Там уйгурский язык, развиваясь в контакте с китайским и монгольским языками, сформировался в современный сильно смешанный язык сарыг-югуров, обитающих ныне недалеко от города Цзюцзюань.

На территории современной Хакасско-Минусинской котловины кыргызы столкнулись с угорскими, самодийскими, кетскими и тюркоязычными племенами. Возобладал в общем язык кыргызов, но и он, конечно, усвоил некоторые особенности растворившихся в нем языков. Эта языковая среда явилась основой современных хакасского, шорского языков и языка чулымских тюрков.В этот же период кыргызский язык участвовал в известной степени в формировании тувинского языка, о чем можно предполагать на основаниитого факта, что в этнический состав тувинцев вошел род «кыргыз».

2.Алтайский период, датируемый XIII—XIVвв. Часть кыргызов под натиском монголов переселилась на территорию южного Алтая. Здесь кыргызский язык разделил судьбу, общую у него с языком алтайских племен(южные диалекты). Тесное взаимодействие с языком кыпчакских племен продолжалось и в этот период. Кыргызский язык постепенно принял облик типично западного u-языка. Выработались, с одной стороны, сходные особенности, сближающие современный алтайский и киргизский языки, и с другой, выработались дифференциальные признаки, свойственные каждому из языков.В этот период (может быть, в самом начале его) образовалось языковое единство кыргызов и предков современных лобнорцев (на Алтае? — вМонголии?). Оно распалось после того, как последние откочевали в район северного Синьцзяна и на берега оз. Лобнор.

3. Тянь-Шаньский период, датируемый XV—XVI вв. Кыргызы переселяются к горам Тянь-Шаня. Здесь, впитывая местные лингвистические элементы, формируется современный общенародный киргизский язык вовсем многообразии его диалектов. Мы присоединяемся к заключению Б. М. Юнусалиева о том, что современный киргизский язык складывался в течение длительного времени, проходя ряд этапов, начиная с енисейского.

Э. Р. Тенишев.  "О языке кыргызов уезда фуюй (КНР)".1966 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Rust сказал:

Где кыргызы по Вашему жили в Восточном Туркестане? В горах Каракорума, Кашгаре, Яркенде, Бешбалыке? Где? Кыргызы горные кочевники.

Енисейские кыргызы дошли почти до Кашгара. Но постепенно южные границы сужались, потеряли контроль над городами Восточного Туркестана. По этому найманы в середине 12 века енисейских кыргызов нашли между Иртышом и Турфаном. Найманы окончательно енисейских кыргызов  разбили и обратно  выгнали Енисей. По этому Рашид ад-Дин и Юань-ши владение Кыргыз локализирует в Минусинской котловине. Но позже, в 14 веке опять кыргызы появится в Иртыше. Каким причинам они возвращались, пока не ясно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...