Перейти к содержанию
Zake

Суфийское значение имени Йалангтуш/Жалаңтөс ("голый торс"). Связь с милитаристическим пиром Паланг Пушом. Қарамашақ-Қара Машаих? Төртқара-Чор Бакр?

Рекомендуемые сообщения

Решил систематизировать написанные посты по этому вопросу. Кроме того, считаю неслучайным созвучие между именами Йалангтуш/Жалантос и именем его пира Паланг Пуша из ордена Накшбандиа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как заходил ислам в Степь? Через миссионеров (дервиши, каландары, диуана) различных суффийских тарикатов, которые "разговаривали" с аудиторией (т.е. номадами) на их языке. 

Что из себя представляли эти странствующие миссионеры (дервиши, диуана)? Сведений о них очень много, для экономии решил привести две показательные сочные характеристики.

https://ru.m.wikisource.org/wiki/Путешествия_по_Туркестанскому_краю_(Северцов)

"На нашем ночлеге у устья Он-арчи в Оттук мы встретили ещё человека, этнографически довольно замечательного, --каракиргизского дувану, или юродивого, верхом на предрянной тощей лошадёнке, в коротком худом халате, сшитом из заплат, босого, с кожаным поясом, сумой и железной палкой с колокольчиками, и с колокольчиками же на высокой остроконечной шапке.

Он жил подаянием, отчасти юродствовал, духовного ради подвига, отчасти предсказывал будущее, несколько был и знахарем; одним словом, нечто среднее между настоящим, общемусульманским дувана, или дервишем, и степным киргизским баксы, или знахарем[271], однако, ближе к бухарским дервишам накшибенди, которые есть и в бывших кокандских городах Туркестанского края, где называются просто дуванами."

https://coollib.in/b/620863/read

"Сарсен учился на муллу с пятнадцатилетнего возраста в течение двадцати лет. Впоследствии сам стал учить детей. Однажды во сне ему было предписано бросить занятия муллы, заняться шаманством («баксылыком») и лечить людей («зікір салу»). Сарсен лечил душевнобольных, бездетных, тех, у кого умирали новорожденные дети. Он широко использовал самодельные амулеты — тумары. Некоторые верующие считали, что он мог угадывать мысли, свести человека с ума, превратить его в козу. На проводимый им обряд исцеления собиралось около пятидесяти человек, совершивших ритуальное омовение. Находили специально человека для громкого чтения молитвы из Корана («Хазрет Ясин»). Все присутствующие вместе с чтецом читали молитву. Больная женщина распускала волосы, а больной мужчина должен был раздеться по пояс. Во время чтения молитвы Сарсен начинал свой танец — движение по кругу с притоптыванием. «Силой зикра» валил больную на пол. Взобравшись на нее, он бил ее по щекам, «плевал» и спрашивал: «Стала ли ты муридом?» («Мурид болдың ба?»), то есть «подчинилась ли ты или нет?». Если больная не подчинялась, она плакала. Сарсен продолжал ее бить по щекам до тех пор, пока она не признавала себя подчиненной. Это признание должно было свидетельствовать об исцелении.Приведенный сюжет свидетельствует о том, что в образе муллы Сарсена слились черты шамана и суфийского миссионера. Переплетение элементов суфийской и шаманской обрядностей отразилось, например, в самом названии лечения, упоминаемом как «баксылык» и как «зикр», а также в том, что Сарсен называл больную «муридом», а муридами{27}, как известно, назывались ученики суфийских наставников, обучавшиеся особой религиозно-мистической практике."...

..."В результате взаимодействия ислама, в частности, суфизма, с местной доисламской традицией, в Казахстане, особенно в его южных районах, сложились своеобразные формы некоторых явлений, свойственных простонародному исламу.В некоторых районах Средней Азии образы шамана и суфия почти сливались"

-----------------------------------

Таким образом, суфии-дервиши-диуана (в том числе и странствующие члены ордена накшбандиа) представляли собой юродивых, бедных, одетых в лохмотья мусульманских проповедников, которые выполняли в том числе шаманские и знахарские функции и получали за это милостыни от населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В это время в Средней Азии и Хорасане приобрел большое влияние орден накшбандия; его члены считали за образец жизнь дервишей: молитву, бедность, усердный труд".

(Война и общество. Факторный анализ исторического процесса : история Востока / [Ред.: В.В. Алексеев]. Нефедов, Сергей Александрович.)

Краткий перевод по смыслу текста

"Йалангтуш Би (его называли "Бий" согласно Бахр-Ал-Асрар) в середине 17 века был главным покровителем секции Дахбиди ордена Накшбанди: построил огромную ханаку (суфийскую обитель), а также всю жизнь поддерживал шейхов и дервишей-странников.  Например, чтобы защитить своего пира от летнего солнца Йалангтуш Би согласно традиции Дахбиди (Дахбид с таджикского переводится как "10 ив") высадил тутовую аллею от Дахбеда до Самарканда (расстояние около 14 км)".

(R.D. McChesney The Amirs of Muslim Central Asia in the XVIIth century in Journal of the Economic and Social History of the Orient Vol. 26, No. 1 1983, стр 67,68)

------------------------------------------------

Один из ранних суфиев Баязид Бистами https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Абу_Язид_Бистами говорил, что тайное знание постигается  "через голодный желудок и голое тело"  (букв. в тексте "by means of а hungry belly and a naked body”).  Т.е. столпами суфийского пути являлись аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. Таким образом, Йалангтуш/Жалантос был неотьемлемой частью суфийского ордена Накшбандиа: он был главным  спонсором (покровителем) ордена на середину 17 века; всю свою жизнь поддерживал шейхов и дервишей ордена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркестан как Центр Суфизма

Туркестан, расположенный на Великом шелковом пути в Южном Казахстане, был одним из ключевых центров суфизма в регионе. Благодаря своим святым местам и религиозным школам, город стал важным духовным центром.

Суфийские ордена, такие как Ясавия, находили в Туркестане благоприятную среду для развития и распространения своих учений. Суфийские наставники и последователи активно участвовали в религиозной жизни города, способствуя его духовному и культурному процветанию.

Жалаңтөс Баһадүр (1576-1656)

Жалаңтөс Баһадүр, также известный как Жалантос Батыр, был выдающимся казахским военачальником и государственным деятелем. Его имя стало символом мужества, военной доблести и мудрого руководства.

Ранние годы: Жалаңтөс родился в кочевом племени, предположительно на территории современного Казахстана. С раннего возраста он проявил талант в военном деле и стратегии, что позволило ему быстро подняться по иерархической лестнице среди своих соплеменников.

Военные подвиги: Жалаңтөс участвовал в многочисленных военных кампаниях, где его лидерские качества и навыки в бою принесли ему признание и уважение. Он успешно защищал свои земли от врагов, что позволило сохранить независимость и стабильность в регионе.

Культурная и общественная деятельность: Помимо военных достижений, Жалаңтөс был значимой фигурой в культурной и общественной жизни своего народа. Он активно способствовал развитию ремесел и торговли, поддерживал искусство и литературу. Под его руководством были построены многие общественные здания и сооружения, включая мечети и медресе, что способствовало духовному и культурному развитию региона.

Связь с Суфийским Мистиком Баба Паланг Тушем

Одним из интересных эпизодов в жизни Жалаңтөса была его связь с суфийским мистиком Баба Паланг Тушем. Баба Паланг Туш был известен своей аскетической жизнью, проведя 11 лет в пустыне с обнаженным торсом и имея только штаны, полученные от великого шейха.

Влияние Суфизма: Баба Паланг Туш оказывал духовную поддержку Жалаңтөс Баһадүр, помогая ему в битвах с калмыками. Это сотрудничество иллюстрирует глубокое влияние суфизма на культуру и традиции того времени. Суфийские учения о духовном очищении и преданности Богу помогали укреплять моральный дух воинов и их лидеров.

Заключение

Туркестан и его духовные лидеры, такие как Ахмад Ясави, сыграли важную роль в распространении и развитии суфизма в Центральной Азии. Жалаңтөс Баһадүр, с его военными и культурными достижениями, также вписался в эту духовную традицию через свое сотрудничество с суфийскими мистиками. Эти исторические фигуры и события подчеркивают значимость суфизма в формировании духовной и культурной жизни региона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://en.m.wiktionary.org/wiki/dervish

Etymology

From Ottoman Turkish درویش (derviş), from Persian درویش (darvêš, “poor; Sufi mystic”), from Middle Persian dlgwš (driyōš, “poor, needy”).

...Synonym: fakir "

Как мы видим, дервиш с фарси букв. означает "бедный, нуждающийся". Его арабским синонимом является такой же "бедняк" Факир (Arabic فَقِير (faqīr, “poor man”)).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и конечно, у персидского и арабского "бедняка, нуждающегося, убогого" Дервиш-Факира были и тюркские эквиваленты, в т.ч. и Жалаң/Жалаңтөс.

Вообще, Жалаңтөс - это букв. "обнаженная грудь", "голый торс" и т.д.

Жалаңтөс

https://sozdikqor.kz/soz?id=254032&a=JALAŃTÓS

"Аянар түгі жоқ, мұқтаждықпен күн кешкен қара табан"

Перевод по смыслу: "Проживающий в нищете/нужде босяк" (қара табан - "черные подошвы", т.е. босяк)

https://kz2ru.ru/tor/tos

жалаң төс а) голодранец (по бедности ездит на лошади охлябью)

Таким образом, прозвание Жалаңтөс можно обьяснить как " проживающий в нищете/нужде босяк; голодранец; голый торс".

Конечно, у термина Жалаңтөс есть и другие значения, но я принимаю во внимание именно исторический контекст (суфийский).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Йалангтуш-Жалантос де-факто был очень авторитетным человеком с баснословными богатствами, 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Sistani/frametext9.htm

763. В печатном тексте ошибочно: Палангтуш-бахадур. В виду имеется могущественный узбекский эмир из племени алчин Йалангтуш-бахадур (иначе Йалангтуш-бий аталык), самый богатый после хана человек, который на правах икта’ владел в Северном Афганистане округами Дарре-йи Суф, Мулган, Кахмарт, юртами кочевых племен тулкичи, сайганчи, зиранги, килачи, хазара, т.е. всем Гарчистаном вплоть до Газни и Кандахара, пожалованными ему Надр Мухаммад-ханом Аштарханидом, правителем Балха (1642-1645). По словам Ибн Вали, автора «Бахр ал-асрар», его авторитет был не ниже авторитета любого падишаха, см.: Ахмедов, 1982, с. 47, 48, 139 и др. В.В. Бартольд (2, ч. 1, с. 271) отметил, что «выдававшиеся Йалангтуш-бием ассигновки ценились наравне с ассигновками казны. Ежегодно ему посылались ценные дары из Индии, Кандахара, Хорасана, от киргизских, калмыцких и казацких главарей, от кашгарских ханов и даже из Тибета. Всеми этими средствами он пользовался для содержания войска и для построек».

Сразу хочу отметить, что здесь нет опечатки с именем Палангтуш-бахадура. Т.е. его могли называть как Палангтуш, так и Йалангтуш/Жалаңтөс. Сравните с именем милитаристического пира Паланг Пуша, но об этом напишу позже. 

То, что самый богатый и влиятельный человек после хана носил прозвание Йалангтуш/Жалаңтөс "голый торс, голодранец, босяк" (то же самое что и Дервиш, Факир) нет ничего удивительного и противоречивого, если учитывать религиозную суффийскую (накшбандийскую) коннотацию термина. Здесь нельзя включать здравый смысл. 

Не всем членам тариката нужно было странствовать, тем более богатым "ассоциированным" членам суффийских тарикатов, они занимались своими важными делами, но они, конечно, участвовали в жизни ордена, напр. в строительстве ханаков (суфийских обителей) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ханака

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale London: I. B. Tauris, 2022

(Стр 107,108)

"It is said that after Baba Palang Pūsh returned to Bukhara from the Hajj, the nomadic unbeliever Qalmaqs began raiding the realm of Balkh. Yalangtush,who was the vizier of the ruler of that time, Nadhr Muhammad Khan,sought the aid of [Baba Palang Pūsh,] saying, “The Qalmaqs with their many hosts are causing trouble in the lands of this kingdom, and the king has appointed me to confront and repulse them. Will your worship be so kind as to turn your attention [to this matter] and send one of the dervishes to accompany [me] so that by means of your worship’s aid, victory may be easily assured in our campaign?” Baba Palang Pūsh appointed a servant [to go with Yalangtush], a mad-seeming [Sufi], whom he employed as a water carrier. Baba Palang Pūsh instructed the dervish, saying, “Go with the emir and occupy yourself with supplicatory prayer (du’a).” The dervish replied, “Your worship, I am witless and do not know how to wash my hands and mouth or perform the ritual ablutions well, so what could I know about directing my attention and supplicatory prayer?” Baba Palang Pūsh replied, “Do as I have bidden you!” He then recited the fatiha,and sent the mad [dervish] to accompany the vizier. Yalangtush met the [Qalmaqs] in battle; the mad [dervish], meanwhile, had fallen asleep—as was his wont—on a hill behind the host. The enemy host fought fiercely, and [Yalangtush] besought Baba Palang Pūsh [to aid the Muslims], and [the shaykh heard him] by means of his inner sense and called to the mad dervish, saying, “I sent you to render assistance, not to sleep!” Straightaway, the mad [dervish] awoke and beheld Baba Palang Pūsh standing before the Muslim army, commanding him to strike the enemy. So the mad [dervish] picked up some stones, which he held in his hands and under his arm, and attacked the enemy host. Through divine aid, the Qalmaq [army] was defeated and fled. Yalangtush thus achieved a great victory, took much plunder, and then returned. [After the battle, Yalangtush] went before Baba [Palang Pūsh] and, bowing his head, presented a lovely young girl to him as an offering. [Baba Palang Pūsh] gave the girl to the mad dervish, saying, “You have labored much, take your reward!” But the dervish refused to accept her, saying, “Whatever they did, I had no idea and, [in any case,] what use is a girl?” In the end, [Baba Palang Pūsh] gave [the girl] her freedom

Перевод по смыслу:

Говорят, когда Баба Паланг Пуш вернулся из паломничества в Бухару неверные калмаки обрушились на государство Балх. Йалангтуш, который был визирем Надир Мухамед хана https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Надир_Мухаммад попросил помощи у Баба Паланг Пуша, в частности чтобы он обратил внимание на его проблему и прислал дервиша. Баба Паланг Пуш назначил на это дело безумного (суфия), который служил доставщиком воды и инструктировал следующим образом: "Иди вместе с эмиром и займись молитвами (дуа)".

На что дервиш ответил: "Я безумный, не знаю как мыть руки и рот или делать ритуальное омывание, как я могу заняться молитвами?"

Баба Паланг Пуш : "Делай как велено".

Затем Баба Паланг Пуш прочитал суру Аль-Фатиха и послал безумного дервиша к визирю. 

Йалангтуш вступил в битву с калмаками, а безумный дервиш уложился спать. Йалангтуш мысленно обратился к Баба Паланг Пушу помочь мусульманам, а шейх Паланг Пуш услышал его и через внутренний голос сказал дервишу: "Я отправил тебя помогать, а не спать". 

В тот же миг безумный дервиш проснулся и увидел Баба Паланг Пуша впереди мусульманской армии, которую он готовил к атаке. Взяв находящиеся под рукой камни безумный дервиш тоже начал кидать их в сторону неприятеля.

С помощью Всевышнего калмакская армия была побеждена. Йалангтуш одержал великую победу и заполучил много добычи.

После битвы Йалангтуш склонил голову перед Баба Паланг Пушем и в качестве подношения подарил прекрасную молоду девушку. В свою очередь Баба Паланг Пуш отдал эту девушку безумному дервишу за хорошую работу. Но дервиш отказался от девушки и в итоге она получила свободу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Zake сказал:

Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale London: I. B. Tauris, 2022

(Стр 107,108)

"It is said that after Baba Palang Pūsh returned to Bukhara from the Hajj, the nomadic unbeliever Qalmaqs began raiding the realm of Balkh. Yalangtush,who was the vizier of the ruler of that time, Nadhr Muhammad Khan,sought the aid of [Baba Palang Pūsh,] saying, “The Qalmaqs with their many hosts are causing trouble in the lands of this kingdom, and the king has appointed me to confront and repulse them. Will your worship be so kind as to turn your attention [to this matter] and send one of the dervishes to accompany [me] so that by means of your worship’s aid, victory may be easily assured in our campaign?” Baba Palang Pūsh appointed a servant [to go with Yalangtush], a mad-seeming [Sufi], whom he employed as a water carrier. Baba Palang Pūsh instructed the dervish, saying, “Go with the emir and occupy yourself with supplicatory prayer (du’a).” The dervish replied, “Your worship, I am witless and do not know how to wash my hands and mouth or perform the ritual ablutions well, so what could I know about directing my attention and supplicatory prayer?” Baba Palang Pūsh replied, “Do as I have bidden you!” He then recited the fatiha,and sent the mad [dervish] to accompany the vizier. Yalangtush met the [Qalmaqs] in battle; the mad [dervish], meanwhile, had fallen asleep—as was his wont—on a hill behind the host. The enemy host fought fiercely, and [Yalangtush] besought Baba Palang Pūsh [to aid the Muslims], and [the shaykh heard him] by means of his inner sense and called to the mad dervish, saying, “I sent you to render assistance, not to sleep!” Straightaway, the mad [dervish] awoke and beheld Baba Palang Pūsh standing before the Muslim army, commanding him to strike the enemy. So the mad [dervish] picked up some stones, which he held in his hands and under his arm, and attacked the enemy host. Through divine aid, the Qalmaq [army] was defeated and fled. Yalangtush thus achieved a great victory, took much plunder, and then returned. [After the battle, Yalangtush] went before Baba [Palang Pūsh] and, bowing his head, presented a lovely young girl to him as an offering. [Baba Palang Pūsh] gave the girl to the mad dervish, saying, “You have labored much, take your reward!” But the dervish refused to accept her, saying, “Whatever they did, I had no idea and, [in any case,] what use is a girl?” In the end, [Baba Palang Pūsh] gave [the girl] her freedom

Перевод по смыслу:

Говорят, когда Баба Паланг Пуш вернулся из паломничества в Бухару неверные калмаки обрушились на государство Балх. Йалангтуш, который был визирем Надир Мухамед хана https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Надир_Мухаммад попросил помощи у Баба Паланг Пуша, в частности чтобы он обратил внимание на его проблему и прислал дервиша. Баба Паланг Пуш назначил на это дело безумного (суфия), который служил доставщиком воды и инструктировал следующим образом: "Иди вместе с эмиром и займись молитвами (дуа)".

На что дервиш ответил: "Я безумный, не знаю как мыть руки и рот или делать ритуальное омывание, как я могу заняться молитвами?"

Баба Паланг Пуш : "Делай как велено".

Затем Баба Паланг Пуш прочитал суру Аль-Фатиха и послал безумного дервиша к визирю. 

Йалангтуш вступил в битву с калмаками, а безумный дервиш уложился спать. Йалангтуш мысленно обратился к Баба Паланг Пушу помочь мусульманам, а шейх Паланг Пуш услышал его и через внутренний голос сказал дервишу: "Я отправил тебя помогать, а не спать". 

В тот же миг безумный дервиш проснулся и увидел Баба Паланг Пуша впереди мусульманской армии, которую он готовил к атаке. Взяв находящиеся под рукой камни безумный дервиш тоже начал кидать их в сторону неприятеля.

С помощью Всевышнего калмакская армия была побеждена. Йалангтуш одержал великую победу и заполучил много добычи.

После битвы Йалангтуш склонил голову перед Баба Паланг Пушем и в качестве подношения подарил прекрасную молоду девушку. В свою очередь Баба Паланг Пуш отдал эту девушку безумному дервишу за хорошую работу. Но дервиш отказался от девушки и в итоге она получила свободу.

Узбеки пишут это разные люди , один сын Байходжы , другой Сейткула

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale London: I. B. Tauris, 2022

(Стр 158)

Regarding Baba Palang Pūsh’s meeting with Baba Qul Mazid and his subsequent naked wandering, Ma’athir al-kiram relates that Baba Palang Pūsh was studying the religious sciences when he was drawn to Baba Qul Mazid: “At that time, he was seven years old, but he did not desist from seeking [to be the murid of Baba Qul Mazid]. That great [shaykh] caused [Baba Palang Pūsh] to be naked and bestowed some breeches on him. At the same time, such a powerful inclination overcame him that he set out for the wilderness. He spent roughly eleven years in the wilderness naked.” 

Перевод по смыслу:

Касательно встречи Баба Паланг Пуша с Баба Кул Мажидом и о его последующем странствовании в голом виде (вернее с голым торсом, так как на нем был брюки) сообщается в работе Ma’athir al-kiram : 

"В то время ему было 7 лет и он не отказался от поисков (быть мюридом (учеником) Баба Кул Мажида). Великий шейх подарил ему штаны (бриджи) и это обусловило его хождение с голым торсом. В это время мощное желание (стремление) одолело его и он ушел в пустыню. Он примерно 11 лет странствовал по пустыне (в диких местах) с голым торсом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale London: I. B. Tauris, 2022

(Стр 107)

After some time, Khizr—upon whom be peace—met with him and relayed the auspicious tidings to him, “O fortunate in faith and this world! Your repentance in nakedness has passed. The time has now come for you to clothe yourself in the special robe of nearness to God.” Khizr then gave Baba Palang Pūsh a bow and two arrows and said, “A mighty lion (sher-i qavi) will come upon you suddenly in this very wilderness, and once you have slain it, fashion a fur cloak for yourself from its skin.” Thus, that lion (hizabr) of the divine law and leviathan of the sea of divine truth did as Khizr—upon whom be peace—bade him. When he clad his blessed body in the skin of that lion, it was as if the resplendent sun had bestowed the rank of honor on the Sign of Leo. Henceforth, he always clothed his noble body in the leopard skin, and thus he garnered fame throughout the world under the name “Baba Palang Pūsh"

Краткий перевод по смыслу:

Через некоторое время Хизр/Хидр (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Хидр) сообщил ему хорошую весть: "О, счастливый в Вере. Твое искупление (покаяние) в наготе прошло. Настало время одеть тебя в специальную робу (мантию), чтобы приблизиться к Всевышнему". Затем Хизр дал Баба Паланг Пушу лук и две стрелы и сказал: "Могущественный лев внезапно появится в этой пустыне (пустоши), ты убьешь его и сделаешь меховую накидку из его шкуры". Таким образом, этот лев божественного закона и левиафан божественной правды сделал так как Хизр велел ему. Когда он облачил свое благословенное тело в шкуру льва, это было словно сверкающее солнце даровало свой почет Знаку Льва. С этого момента он постоянно одевал на свое благородное дело леопардовую шкуру и таким образом,  получил известность на весь мир под именем "Баба Паланг Пуш."

(Паланг Пуш означает "облаченный в леопардовую шкуру").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня  удивляло, почему на фасаде Шердор, построенного по заказу Йалангтуша, просто было не изобразить льва, если Шердор означает "имеющее львов"?

https://kuth.livejournal.com/1353560.html

А там изображено фантастическое животное из кошачьих напоминающее тигра или леопарда, с гривой льва в лучах солнца. Теперь все стало на свои места.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Медресе_Шердор

"Современное название — Шердор — оно получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва, в лучах восходящего солнечного лика. Название переводят как «имеющее львов» или «имеющее тигров». Сюжет, изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Республики Узбекистан"

https://images.app.goo.gl/s1wD5cwc6vTDrNTn6

Клавихо о гербе "лев и солнце" у Тимура

https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho/frametext3.htm

Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами — [все] очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев /42а/ [на фоне] солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского 374. И хотя говорят, что этот дворец строился по приказу Тамурбека, я думаю, что его начал строить прежний сеньор Самарканте, так как этот герб, [изображающий] солнце и льва на нем, есть герб сеньора самаркантского, а герб Тамурбека — три круга, [расположенные] таким образом:

 1.GIF

Это значит, что он царь трех частей света 375, и этот герб он приказал делать на всех монетах и на всех предметах, которые изготавливаются по его приказанию. И по этой [причине] я думаю, что другой сеньор начал строить этот дворец, еще до Тамурбека. Эти три кружочка наподобие буквы О встречаются и на царских печатях, и он приказывает [тем народам], которые облагаются данью, чтобы также ставили [этот знак] на своих монетах 

374. Символическое изображение льва на фоне солнца, о наличии которого на дворце Ак-Сарай в Кеше сообщает Клавихо, появилось в глубокой древности. В средневековом мусульманском мире это изображение становится особенно популярным с XIII в., после того как его стали чеканить на монетах сельджукидского султана Малой Азии Гийас ад-дина Кайхусрау II (1237—1246). Позже данный геральдический символ в разных вариантах повторяется на монетах ильханов Газан-хана (1295-1304), Ульджейту (1304—1317) и Абу Сайда (1317—1335), некоторых золотоордынских ханов и других правителей. Изображение льва в сочетании с лучистым солнечным диском получает наиболее широкое распространение в Иране в XVI—XVIII вв., а в начале XIX в. на его основе создается иранский государственный герб. См.: Ромаскевич А.А. Изваяния и изображения львов в Иране. — Иранское искусство и археология. III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Доклады. М.—Л., 1939, с. 212—213; Lane-Pool S. Catalogue of the Oriental Coins in the British Museum. Vol. 8. L., 1877, pi. 1, N 36; Le Strange G. Clavijo. Embassy to Tamerlane, c. 357; Spuler B. Die Mongolen in Iran. В., 1955, с. 292; Talbot-Rice Т. The Seljuks in Asia Minor. L., 1961, с. 92

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale London: I. B. Tauris, 2022

(Стр 105,106)

"Baba Palang Pūsh (d. 1110/1699) was from Ghijduvan, near Bukhara in modernday Uzbekistan. His epithet, “Palang Pūsh,” means “Clad in a Leopard (hide).” Little is known regarding Baba Palang Pūsh’s childhood. It is said, however, that he began following the Sufi path as a youth when he persuaded Baba Qul Mazid to accept him as a murid. It was Baba Qul Mazid who bestowed the khirqa on Baba Palang Pūsh and taught him dhikr. Following the death of Baba Qul Mazid, Baba Palang Pūsh served Shaykh Darvish ‘Azizan for twelve years, until he reached the stage of perfection, at which time his shaykh allowed him to leave. Although Baba Palang Pūsh followed the Naqshbandiyya Path of Sufism, it is said that when he went to Tashkent after leaving the wilderness, he was initiated into the Kubrawiyya Path after he beheld in a vision his Naqshbandi spiritual forebears, who gave him their consent in this regard. The hagiographical Malfuzat-i Naqshbandiyya portrays him primarily as a “military pír” who accompanied the Muslim army of Ghazi alDin Khan (d. 1121/1710) in his Deccan campaigns, during the reign of the Mughal sultan Awrangzeb. As military pir, Baba Palang Pūsh provided spiritual guidance to the soldiers, many of whom were also of Central Asian origin, and would use his great supernatural power to aid them in battle. The primary written source for his life is the hagiography Malfuzat-i Naqshbandiyya, composed in Persian by Shah Mahmud Awrangabadi (d. 1175/1762). There is also a much shorter source for his life in the hagiography Ma’athir al-kiram of Ghulam ‘Ali Azad Bilgrami. Additionally, those associated with the shrine of Panchakki in Aurangabad (in modern-day Maharashtra State, India), where are buried Baba Palang Pūsh and his companion and successor, Baba Shah Musafir (d. 1127/1715), keep alive the oral tradition regarding the deeds of the two Sufis."

Краткий перевод по смыслу:

Баба Паланг Пуш (умер в 1699 г.) был родом из Гиждувана, рядом с Бухарой (совр. Узбекистан). Эпитет "Паланг Пуш" означает "Одетый в леопардовую шкуру". Очень мало известно о детстве Баба Паланг Пуша. Говорят, что он с юности был на пути суфиев, когда уговорил Баба Кул Мазида принять его мюридом. Это был Баба Кул Мазид, который даровал ему хирку (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Хирка), а также обучил зикру. После смерти Баба Кул Мазида Баба Паланг Пуш служил Шейху Дарвиш Азизану 12 лет и после достижения совершенства шейх позволил ему уйти. Хотя Баба Паланг Пуш состоял в тарикате Накшбандиа, после странствий в пустыне он уехал в Ташкент, где вступил в тарикат Кубравиа, после того как в видении духовные предки из Накшбандиа сообщили о своем согласии.

Malfuzat-i Naqshbandiyya описывает его преимущественно как "милитаристического" пира мусульманской армии Ghazi alDin Khan (ум. в 1710 г.) в Деканской кампании во времена правления Великого Могола Аурангзеба https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аурангзеб

Как милитаристический пир Баба Паланг Пуш осуществлял духовное руководство воинами, большинство из которых были родом из Центральной Азии и могли использовать его сверхьественную силу в битвах.

Основным источником о жизни Баба Паланг Пуша является Malfuzat-i Naqshbandiyya, составленный на фарси Шахом Махмуд Аурангабади (ум. в 1762 г.). Меньше о его жизни написано в Ma’athir al-kiram Гулама Али Азад Билграми. В святыне Панчаки в Аурангабаде (штат Махараштра, Индия) где был захоронен Баба Паланг Пуш и его ученик Баба Шах Мусафир (умер в 1715 г.) среди людей до сих сохранились устные предания о деяниях этих двух суфиев.

P.S. Malfuzat-i Naqshbandiyya есть в сети , кто знает язык - дерзайте https://archive.org/details/Malfuzat-i-Naqshbandiya/mode/1up

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Йалангтуш (1578 -1656). Имя "Йалангтуш" на мечети Шердор датируется 1619 годом. Пишут, что Баба Паланг Пуш умер в 1699 году. Т.е. он должен был быть прожить порядка 100 лет не меньше, чтобы Йалангтуш мог заимствовать его имя, переделав на тюркский лад. Гипотетически это возможно, так как Баба Паланг Пуш очень рано начал карьеру суфия. Пишут же что с 7 лет лет стал мюридом и потом 11 лет странствовал с голым торсом, после чего на него одели кирку, а также Хизр приказал убить льва и одеться в его шкуру ("леопардовую шкуру").

Здесь https://aalequtub.com/hazrat-baba-shaha-said-palang-posh-naqshbandi-r-a/  пишут, что Баба Паланг Пуш ушел к Великим Моголам в 1674 году, в частности он был военным пиром генерала Ghaziuddin Khan https://en.m.wikipedia.org/wiki/Ghazi_ud-Din_Khan_Feroze_Jung_I.

Поэтому до ухода в Индию карьера милитаристического пира Баба Паланг Пуша преимущественно могла быть связана с государством Аштарханидов. А ушел он в Индию примерно через 10 лет после смерти Йалангтуша.

Описанный эпизод, когда Баба Паланг Пуш помогал Йалангтушу в борьбе с калмаками относится к эпохе Надир Мухамед хана (годы правления 1642-1645 г.). Но Йалангтуш знал его гораздо раньше, так как жили в одном регионе, государстве и относились к Тарикату Накшбандиа. 

Человек, который воодушевляет воинов идти умирать, очень дорого стоит в первую очередь для самих военачальников. Пишут, что воины видели Баба Паланг Пуша идущим впереди армии (так было и в Деканской, т.е. индийской кампании) и метающим стрелы в сторону врага. Это очень одушевляло воинов и все хотели, чтобы он был в их команде. "Я со всеми вами" отвечал на это Баба Паланг Пуш.

Таким образом, можно допустить что Йалангтуш заимствовал прозвище своего милитаристического пира Паланг Пуша, несмотря на то что он был гораздо младше его. Очень похоже казахское обьяснение Жалаңтөс ("обнаженная грудь", "голый торс") на реальный факт биографии Паланг Пуша, который действительно 11 лет странствовал с голым торсом. Ну и фонетическое сходство Йалангтуш и ПалангПуш очевидно (я приводил данные из источника, где Йалангтуша звали Палангтуш). Важным является то, что Паланг Пуш был именно военным пиром, он был сфокусирован именно на выполнении военных задач. Не зря же Хизр вручил Паланг Пушу лук и стрелы, тем самым уже была определена его "милитаристическая" специализация. 

Уже обращал внимание на то, что в фасаде Шердора нарисован не просто лев, а некое фантастическое животное из кошачьих напоминающее тигра или леопарда, с гривой льва в лучах солнца. Это говорит о том, что заказчик строительства Шердора Йалангтуш знал подробности духовного мистического контакта Баба Паланг Пуша и Хизра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Лимфоцит сказал:

Узбеки пишут это разные люди , один сын Байходжы , другой Сейткула

Мало ли что они пишут? Это одно и то же лицо. Термин "Сейткул" правильно Асан Кайгы в своей статье обьяснял как "раб Саида", т.е. этот эпитет мог относиться и к самому Жалантосу. Потом, у Жалантоса были зафиксированы такие имена-прозвания как Низам ут-Дин, Йусуф, Абдукарим, Хатай, последнее и было его оригинальным именем согласно Махмуд Ибн Вали. Уверен, что и другие эпитеты-прозвания были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Кембриджской истории ислама читал, что Йалангтуш в 1590-х получил такое прозвание "голый торс" ("bare chested") за героическую акцию в Кухистане от отца Имамкули Дин-Мухамеда https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дин_Мухаммад.

Кто-то нашел подтверждение этому в источниках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Становиться популярной точка зрения о том, что Йалангтуш Би был образованным, писал на персидском языке (то что он мог говорить на нем не сомневаюсь) и т.д. То же самое касается и других племенных амиров. Поэтому интересна точка зрения востоковеда R.D. McChesney, который изучал их биографии в источниках.

R.D. McChesney The Amirs of Muslim Central Asia in the XVIIth century in Journal of the Economic and Social History of the Orient Vol. 26, No. 1 1983, стр 46,47

Краткий пересказ по смыслу

"По большинству амиров отсутствуют данные о полученном формальном образовании. Причина скорее всего заключается в том, что нечего было фиксировать. Касательно Йалангтуш Би автор Бахр-Ал-Асрар пишет, что он был человеком "простеньких умственных способностей" ("a man of simple intellect"). С полученным формальным образованием упоминаются следующие эмиры: Абдал Рахман Катаган, Хасан Бек Аргун (архитектор), Мухамад Мурат Би Датха, Хаджи Мансур Датха."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Мало ли что они пишут? Это одно и то же лицо. Термин "Сейткул" правильно Асан Кайгы в своей статье обьяснял как "раб Саида", т.е. этот эпитет мог относиться и к самому Жалантосу. Потом, у Жалантоса были зафиксированы такие имена-прозвания как Йусуф, Абдукарим, Хатай, последнее и было его оригинальным именем согласно Махмуд Ибн Вали. Уверен, что и другие эпитеты-прозвания были.

Мало ли что вы пишите  или хотите , одно лингвотворчество , вам к Майе , у ней найдете отдушину 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Лимфоцит сказал:

Мало ли что вы пишите  или хотите , одно лингвотворчество , вам к Майе , у ней найдете отдушину 

Все исторично. Баба Паланг Пуш - муршид из ордена Накшбандиа, был военным пиром Йалангтуша/Жалантоса. Отмечалось, что Баба Паланг Пуш во время битв стремительно кидался на врага впереди войска, облаченный в леопардовую шкуру. Согласно Ma’athir al-kiram Паланг Пуш около  11 лет  странствовал с "голым торсом". Логично, что мюрид-военачальник (Йалангтуш) мог заимствовать суфийское прозвище своего милитаристического пира Паланг Пуша (видоизменив его так, чтобы логично обьяснялось с родного языка, т.е. Паланг Пуш>Жалаңтөс, но в той же суфийской коннотации. Уже отмечал, что имя Йалангтуш/Жалаңтөс фиксировалось и в варианте Палангтуш).

Последнюю часть жизни армейский пир-наставник Паланг Пуш провел в военных кампаниях в Индии среди потомков Бабура, там и захоронен (Согласно Malfuzat-i Naqshbandiyya в мистическом видении/сне Хамза ибн Абд аль-Мутталиб https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Хамза_ибн_Абд_аль-Муттали вручил Баба Паланг Пушу в рук меч и призвал на войну с неверными в Индию).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как писал ранее Жалантоса и его племя алимулы надо "оставить" там, где они действительно и были и не ругаться с узбеками. Тогда они не были казахами. Казахами стали алимулы при внуке Жалантоса Айтеке-би в конце 17 века по вполне понятным причинам.

Непатриотично, но исторично. Тут все таки придется выбирать. 

История алчинов как и прочих казахским племен достаточно сложная, потому что есть отдельные истории у  разных фрагментов  племени. У байулинской ветви (наверное, бОльшая часть байулы) своя могулистано-хулагинская предыстория, у алимулы - ордынская предыстория, а у "ногайских" алимулы (Жахаим,Қалу-Мақу и т.д ) все еще сложнее, они существовали особняком от своих остальных алимулинских соплеменников, были в орбите Едиге и его потомков, а к ним примкнули с востока, с Юани- Калмақа (есть основания так предполагать).

Т.е. мы не должны обманываться тем, что в последние столетия алчины  живут достаточно единым коллективом в западных регионах Казахстана (и окрестностях) и исходя из этого предполагать, что таким же неделимым коллективом они жили/кочевали в прошлом и  "шлепать" им единую историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос: когда появились алчины в государстве Аштарханидов?

Начнем с того, что в государстве аштарханидов были большей части шейбанидские племена со своими давними традициями, ибо джанидская династия возглавила бывшее шейбанидское государство. В Бахр-ал-асрар пишется, что согласно протоколу Двора (court protocol), санкционированному правилами  "йасса и йусун", доминантные позиции были закреплены за представителями Дурман, Кушчи и Найман. Но согласно биографической информации из Бахр-Ал-Асрар, Тарихи -Ракими, Тарихи-Муким-Хани, Имам-Кули-нама и прочих работ, ни один эмир  не превосходил Жалантоса по политической мощи и возможно только в Бухаре равным ему по формальному статусу был Надир Би Арлат. Про огромное финансовое состояние Жалантоса тоже писалось. Понятно, что такой высокий неформальный статус был у Жалантоса и алчинов, потому что они были доверенным племенем аштарханидов, вспомним "алчиново место" и т.д.

Теперь ответ на сам вопрос.

Я считаю что алчины среди шейбанидов появились во времена Абдуллах-хана (сужу по источникам) и как раз именно к нему (Абдала-хану) бежали аштарханиды после взятия русскими Астрахани в 1556 году. (Есть версия, что родоначальник династии джанидов Мангишлак оказался в Маверанахре среди тимуридов еще до взятия Астрахани русскими. Важным явяется, что не оспаривается тот факт, что именно эта династия тока-тимуридов владела Большой Ордой и Астраханским ханством, где в том числе фигурировали алчины и существовало "алчиново место".)

Поэтому безусловно, алчины - это не шейбанидские узбеки, это "пришлые" племена, лояльные/верные своей династии аштарханидов с давних времен, которые скорее всего оказались в шейбанидских владениях во второй половине 16 века. И где-то в конце 17 века они ушли к казахам. 

Таким образом,  ордынский период истории алчин алимулы -  около 300 лет (с 13 века по конец 16 века), узбекский аштарханидский -  около 100 лет (с конца 16 века по конец 17 века) и собственно казахский - больше 300 лет (с конца 17 века).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь что из себя представляла собой эпоха шейбанидского Абдуллах-хана (плюс минус вторая половина 16 века) в культурно-религиозном контексте, когда туда проникли аштарханиды с верными им алчинами? Там с ними были и другие племена, но сейчас идет речь об алчинах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мавлюда ЮСУПОВА
Зухра РАХИМОВА
Окилхон ИБРАГИМОВ
СУФИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ
МАВЕРАННАХРА
XV-XVII вв.
(АРХИТЕКТУРА, МИНИАТЮРА, МУЗЫКА)

"Известный суфий глава ордена Накшбандия Ходжа Ахмед б. Сейид Джалал ад-Дин уроженец г. Касана, получивший прозвище Махдуми Аъзам (величайший властитель) был муридом Мухаммада Казы ученика Ходжа Ахрара Вали. В 1520-е гг.  Шейбанид Джанибек-султан пригласил Ходжа Ахмада Касани из Ферганы и провозгласил себя его муридом, ему последовал и его сын Искандер-султан "государь дервишей" (как он именуется в посмертной хронограмме) (11, с.44). Махдуми Аъзам (ум., по некоторым данным, в 1542 г.) поселился в Дагбиде и основал свой суфийский центр с хонако."

(стр 82)

"Изображения ремесленников, строителей, посетителей бани, борцов, простого народа, суфиев и дервишей, муки неразделенной любви (смерть Фархада, Юсуф и Зулейха, Маджнун и Лайли) становятся популярными в гератской миниатюре (63, с. 358). Особое место занимают сюжеты, связанные с образами суфия-аскета, дервиша или шейха, пира. Это "шах и дервиш", портреты дервишей, дервишеские радения, собрания мудрецов, дервиш у порога мечети, посещение отшельника правителем и пр. Мавераннахрская миниатюра, как и иранская (сефевидская), продолжила развитие этих тем, создав свою интерпретацию, во многом схожую с Бехзадовскими разработками. Даже беглый взгляд на тематику миниатюр почти всех средневосточных школ второй половины ХIV-ХVII вв. показывает, что до середины ХV в. в иллюстрациях к классической литературе (Фирдоуси, Низами) преобладали прежде всего такие сюжеты, как охота, развлечения в саду, военные сцены, в то время как начиная с позднетемуридской эпохи, особенно в иллюстрациях к произведениям Низами, Навои, Джами, и позднее  в ХVI столетии  Саади, а с ХVII в. Хафиза, становятся обязательными сцены, в которых в доступной форме отражены те или иные идеи суфизма

-------------------------------------------

Мы должны понимать, что аштарханиды вместе с алчинами фактически вошли в состав "государства дервишей". Именно государем дервишей именовал себя шейбанидский хан Искандер-султан, при этом фактическая власть была в руках его сына Абдаллах-хана, который тоже опирался на суфийских дервишей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...