Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Туркмены

Рекомендуемые сообщения

В Monday, July 27, 2015 в 10:08, Shamyrat сказал:

У туркмен в недавном прошлом межплеменные браки крайне не приветствовалис,также понятие о чистоте крови было возведено в крайние формы,так что между племенами должны быт серезные отличия в гаплогруппах.

Интересно насчет чистоты крови. Туркмены вообще  практикуют/практиковали браки между близкими родственниками или родственниками до 7 колена?  Как напр соседние мусульман. народы, как те же  узбеки...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Сравнение туркменских племен из статьи А.Н. Бернштама "Города гузов". Махмуд Кашгари, Ршид ад-Дин и современный списки.

large.turkmens.png

Спасибо за ссылку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Zake сказал:

Интересно насчет чистоты крови. Туркмены вообще  практикуют/практиковали браки между близкими родственниками или родственниками до 7 колена?  Как напр соседние мусульман. народы, как те же  узбеки...

Браки между родственниками есть ,хотя это и плохо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Shamyrat сказал:

Браки между родственниками есть ,хотя это и плохо.

ув.Shamyrat , у туркмен есть жалаиры , откуда они у вас? они вам кирме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, думан сказал:

ув.Shamyrat , у туркмен есть жалаиры , откуда они у вас? они вам кирме?

Информации про это нету ,лишь данные что есть такие род.Возможность кирме считаю маловероятной просто потому что у туркмен нету такого ,скорее всего это очень давно присоединившийся к огузам джелаиры.

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Saturday, April 08, 2017 в 13:53, Shamyrat сказал:

А может истина где то посередине?Крайне странно выглядит этот поход согласно российским источникам.Вед этот поход готовился весьма тщательно и после такой подготовки оказалось что русских погубил мороз.А хан думаю отлично понимал что хот в этот раз победа была за ними,все таки не стоит дразнит монстра.

 

Подробнее об этом походе:

 

 

НАШИ СОСЕДИ ВЪ СРЕДНЕЙ АЗIИ

ХИВА И ТУРКМЕНIЯ

С.-ПЕТЕРБУРГЪ

1873

 

14 ноября 1839 года объявлена была и декларацiя о причинахъ и цели похода. Она была следующаго содержанiя:

 

«Командиръ отдельнаго оренбургскаго корпуса, оренбургскiй военный губернаторъ, по случаю выступленiя съ воинскимъ отрядомъ противу Хивы, считаетъ необходимымъ обнародовать во вверенномъ ему крае нижеизложенную декларацiю о причинахъ и цели военныхъ противу Хивы действiй.

 

Съ давняго уже времени вниманiе правительства устремлено на враждебныя противу Россiи расположенiя ханства Хивинскаго. Прилегая къ степямъ, подвластныхъ имперiи киргизъ-кайсаковъ, Хива, въ продолженiе многихъ летъ, безпрерывными дерзостными поступками, оказываетъ явное неуваженiе къ державе, съ которою имела всегда торговыя сношенiя. 

 

Ни одинъ русскiй торговецъ не можетъ появиться въ Хиве без опасенiя лишиться жизни, или подвергнуться заточенiю. Хивинцы делаютъ частые набеги на отдаленныхъ отъ линiи киргизовъ, поступившихъ еще при Абулхайръ-Хане въ подданство Россiи, разоряютъ ихъ аулы, обременяютъ разными поборами, волнуютъ противъ законной власти, даютъ убежище непокорнымъ и наконецъ, къ довершенiю всехъ своихъ преступныхъ действiй, явно задерживаютъ въ Хиве множество русскихъ, томящихся тамъ въ жестокомъ рабстве. Число сихъ несчастныхъ ежегодно увеличивается».  

 

Одновременно съ обнародованiемъ декларацiи началось 14 и 15 ноября выступленiе по эшеленно войскъ въ степь. Во все время похода до 19 ноября было только три дня, въ которые термометръ показывалъ 10 и менее градусовъ мороза въ полденъ; за темъ 11 дней было по 14 и 20 градусовъ, 12 дней отъ 20-26 и наконецъ шесть дней термометръ показывалъ отъ 26 до 32 градусовъ мороза. При этихъ страшныхъ холодахъ отрядъ ощущалъ сильнейшiй недостатокъ въ топливе. Незначительное количество дровъ, которое было при отряде, расходовалось исключительно только для варки пищи; о бивачныхъ огняхъ нечего было и думать. Въ теченiе этого месяца переболело 652 человека и 34 умерло.

 

Положенiе отряда было въ высшей степени затруднительнымъ. Степъ до последней былинки была погреблена въ снегу, который отъ жестокихъ и редкихъ даже въ степи морозовъ и ветровъ сверху обратился въ кору; верблюды и лошади проваливались на каждомъ шагу по колена и даже по брюхо; кормъ, даже самый скудный, вовсе исчезъ. 

    

Ко всему этому присоединилось еще неповиновенiе киргизовъ. До Эмбенскаго укрепленiя, киргизы, по донесенiямъ Перовскаго, служили хорошо и случаи побеговъ были весьма редки. Между темъ въ то время, какъ отрядъ находился на Эмбе, между киргизами распространился слухъ о близости хивинскаго войска и о присоединенiи къ нему коканцевъ. Непрiятельскiе лазутчики воспользовались этимъ случаемъ и старались поколебать умы киргизовъ страшными угрозами хивинскаго хана и несомненнымъ перевесомъ числительности непрiятельскихъ войскъ въ сравненiи съ нашимъ малочисленнымъ отрядомъ. Следствiемъ этого было то, что верблюдчики целой колонны, въ числе более 300 человекъ, въ самую минуту выступленiя колонны положительно и единогласно объявили, что они далее не пойдутъ, а вместе съ верблюдами вернутся въ свои аулы. Всякое увещенiе было напрасно. Перовскiй тщетно истощалъ словесныя убежденiя; султанъ-правителъ Айчуваковъ успелъ въ томъ не более Перовскаго. Толпа увеличивалась все более и более, и шумными криками призывала къ себе товарищей; безпорядокъ возрасталъ съ минуты на минуту. Положенiе Перовскаго далелось крайе опаснымъ. Малочисленный отрядъ нашъ рисколвалъ быть покинутымъ въ 500 верстахъ отъ своей границы, въ открытой степи на голодную смерть. Нужно было действовать решительно, не теряя напрасно ни одной минуты времени. Перовскiй приказалъ окружить толпу, къ которой начали уже присоединиться киргизы другихъ колоннъ, и объявилъ, что если они будутъ продолжать оказывать неповиновенiе, то все будутъ разстреляны. Но и эта угроза не произвела ожидаемаго впечатленiя на толпу. Несколько человекъ самыхъ буйныхъ выступили впередъ и прямо объявили, что они все готовы на смертъ, но впередъ не пойдутъ, потому что этому препятствуетъ ихъ вера и что въ такiе морозы караваны никогда не ходятъ. Разговариватъ далее было опасно. Перовскiй тотчасъ же приказалъ разстрелять одного изъ зачинщиковъ возмущенiя. Но и это не помогло. Толпа оставалась въ томъ же расположенiи, и духъ неповиновенiе не прекращался. Только уже после втораго разстреленнаго киргиза и после повторенныхъ уверенiй Перовскаго, что все неповинующiеся будутъ также разстреляны, киргизы смирились, стали просить помилованiя и решились идти далее.

 

Получаемыя на пути сведенiя были самаго неуспокоительнаго характера. Разспросы киргизовъ и рекогносцировки убеждали, что чемъ далее впередъ, темъ глубже и непроходимее снега. Такое явленiе было безпримерно въ степи. Глубокiе снега сильно замедлили движенiе отряда. Въ такомъ положенiи находился нашъ отрядъ, едва только достигнувъ половины пути до Хивы. Что же ему оставалось делать? Настаивать далее на продолженiи движенiя въ Хиву было бы деломъ только личнаго самолюбiя Перовскаго, въ ущербъ самому делу; это значило бы безполезно жертвовать людьми безъ всякой надежды на успехъ. Оставалось только одно – вернуться назадъ. На это Перовскiй и решился. 

 

Таковы были причины, неотступно требовавшiя возвращенiя нашего отряда назадъ. Войска гибли, не видавъ на пути неприятеля; врагъ лютый и неотразимый преследовалъ ихъ по пятамъ, не давая пощады; онъ невидимо губилъ десятки людей, лошадей и верблюдовъ, усеевая голодную и безпрiютную степь трупами и заметая следы ихъ сугробами снега. Военныя картины всегда представляютъ на первомъ плане победы, торжество и лавровые венки победителей; человекъ, незнакомый съ военнымъ деломъ, останавливается на этихъ прiятныхъ чертахъ, которыя въ сущности составляютъ чаще всего только резултаты труда, постоянства и длиннаго рода лишенiй. 

 

1 февраля 1839 года Перовский отдалъ по отряду приказъ, возвестившiй обратное движенiе на линiю.

 

Покорность Хивы примирила ее съ нашимъ правительствомъ. Решено было действовать съ нею опять путемъ дипломатическимъ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Очеркъ о Хивинскомъ ханстве 

И.Веселовского  

 

Въ ханствованiе Алла-Кула, сына Мухаммедъ-Рахима, наши отношенiя къ Хиве сделались крайне натянутыми. Его вмешательство въ дела Киргизовъ и захвать нашихъ пленныхъ вызвали съ нашей стороны меры самыя энергичныя. Вмешиваться въ дела Киргизовъ Алла-Кулъ началъ вскоре же по вступленiи на ханство. Въ 1827 г. ханъ Ширгазы Айчуваковъ, после того какъ не успелъ взволновать степь, удалился въ Хиву, выдалъ тамъ дочь свою замужъ за Алла-Кула и просилъ помощи, чтобы привести Киргизовъ къ повиновенiю. Алла-Кулъ послалъ въ степь сборщиковъ податей и писалъ къ Киргизамъ, чтобы они повиновались Ширгазы-хану, въ противномъ случае грозилъ придти съ войскомъ и раззорить ихъ. Угрозы эти не имели успеха потому, можетъ быть, что Алла-Кулъ вступился за ненавистнаго Киргизамъ хана. Ширгазы оставался въ Хиве до 1830 г., когда, не поладивъ съ Алла-Куломъ, вернулся въ степь. Успешнее для Алла-Кула была попытка, въ начале 30-хъ годовъ, подчинить себе Киргизовъ Адаевцевъ при посредстве Туркменъ. Адаевцы не въ силахъ были бороться съ этимъ непрiятелемъ, и большая часть изъ нихъ поддалась Хиве. Особенно плохо приходилось темъ Киргизамъ, которые кочевали вблизи хивинскихъ пределовъ; устранить или ослабить влiянiе на нихъ Хивы не представлялось никакой возможности. 

 

Другой вопросъ, вопросъ о пленныхъ, еще более долженъ былъ вызвать насъ на самыя крутыя меры. На наше требованiе освободить всехъ русскихъ пленныхъ, томившихся въ Хиве, они не только не освобождались, но захватъ ихъ еще усилился. 

 

Такимъ образомъ необходимость требовала предпринять походъ въ Хиву.

 

И вотъ, осенью 1839 г., обнародована была въ Оренбурге декларацiя о причинахъ и цели военныхъ действiй противъ Хивы, а вследъ затемъ, 19-го ноября того же года, выступили изъ Оренбурга передовыя колонны отряда, отправлявшагося въ Хиву подъ начальствомъ ген.-ад. Перовскаго. Весъ отрядъ состоялъ изъ 5,217 человекъ, при 22-хъ орудiяхъ и 4-хъ ракетныхъ станкахъ. 

 

Какъ бы на зло предпрiятiю, зима съ 1939 на 40 годъ была необыкновенно холодная; морозы доходили до 40 градусовъ. Скоро началасль въ отряде страшная смертность. Тогда-то Перовскiй отдалъ на Акъ-булакскомъ укрепленiи приказъ (отъ 1-го февраля 1840 г.) собираться въ обратный путь. Такимъ образомъ и на этотъ разъ Хива была спасена отъ опастности ей грозившей. Въ память избавленiя своего ханства Алла-Кулъ построилъ въ городе медресе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перовский был весьма посредственным военачальником, хотя как колониальный администратор был силен и по своему где-то даже справедлив.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Успешнее для Алла-Кула была попытка, въ начале 30-хъ годовъ, подчинить себе Киргизовъ Адаевцевъ при посредстве Туркменъ. Адаевцы не въ силахъ были бороться съ этимъ непрiятелемъ, и большая часть изъ нихъ поддалась Хиве. Особенно плохо приходилось темъ Киргизамъ, которые кочевали вблизи хивинскихъ пределовъ; устранить или ослабить влiянiе на нихъ Хивы не представлялось никакой возможности. 

Трудно понят это место что адаевцы не в силах противостоять туркменам  поддались Хиве,это значить стали подданными Хивы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Продолжение:

 

Избранiе Рахимъ-Кула, сына Алла-Кулова, на ханство совершилось на глазахъ нашей миссiи. Первымъ долгомъ Рахимъ-Кулъ счелъ предпринять походъ въ Бухару. Взялъ онъ несколько бухарскихъ крепостей; но отъ Чарджуя былъ отбитъ и ни съ чемъ вернулся домой. Между темъ возмутились Туркмены, жившiе около Мерва. Рахимъ-Кулъ пошелъ на нихъ; но не дойдя до Мерва принужденъ, былъ вернуться назадъ. Рахимъ-Кулъ ханствовалъ всего съ небольшимъ два года. Рахимъ-Кулу наследовалъ братъ его, Мухаммедъ-Эминъ (1845-1855 гг.). 

 

По сведенiямъ, имевшимся въ Оренбурге, оказывается, что Бухарцы, желая выжить Хивинцевъ изъ Мерва, подстрекнули Туркменъ, кочевавшихъ близъ этого города, къ возмущенiю противъ Хивинцевъ. Те напали врасплохъ на городъ, вырезали большую часть жителей его и овладели Мервомъ.  

 

Въ ханствованiе Мухаммедъ-Эмина, влiянiе Хивинцевъ на нашихъ Киргизовъ было ослаблено до такой степени, что серьезныхъ столкновенiй по этому поводу ожидать было нечего. Правительство наше давно добивалось устранить это влiянiе Хивы на Киргизовъ. Генералъ Обручевъ решился построитъ укрепленiе въ низовьяхъ Сыръ-Дарьи, въ 1847 г. возведено было укрепленiе Раимъ. Влiянiе Хивы на Киргизовъ было такимъ образомъ ослаблено; но не вовсе уничтожено. Хивинцы старались мешать возведенiю Раимскаго укерленiя; въ 1848 г. они страшно опустошили всю окрестность его и производили грабежъ под самыми стенами Раима. Не отказались Хивинцы и отъ вмешательства въ дела Киргизовъ; такъ, Султанъ Иръ-Мухаммедъ-Касимовъ назначенъ былъ Мухаммедъ-Эминомъ управлять Киргизами на Сыре; а такъ какъ онъ оказался плохимъ правителемъ даже въ глазахъ Хивинцевъ, то былъ вызванъ въ Хиву, где и содержался некоторое время въ почетномъ плену.

 

Забравшись на Сыръ-Дарью, Хивинцы столкнулись съ Коканцами, которые точно также хотели забрать въ свои руки Киргизовъ. Хуже всего отъ этого соперничества приходилось, конечно, Киргизамъ. И вотъ, когда у насъ сознали необходимость укрепится на Сыръ-Дарье, не забыли при этомъ и Хиву. Когда генералъ Обручевъ подалъ записку, отъ 27 марта 1851 г., о мерахъ къ обезпеченiю Киргизовъ отъ Коканцевъ, то онъ, вместе съ занятiемъ Акъ-мечети, предлагалъ занять и Хиву. Но эта мыслъ не была одобрена. Въ начале ханствованiя М.Эмина, возведено было укрепленiе и на Мангышлаке. Известно, что М.Эминъ старался заселить местности на западе отъ Хивы для чего продолжилъ несколько каналовъ отъ Хивы на Газаватъ и успелъ уже завести тамъ селенiя, но все это рушилось съ его смертiю, и местность опустела по прежнему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По смерти Мухаммедъ-Эмина, началось смутное время въ Хиве, главною причиною котораго были торжествовавшiе Туркмены.

 

Вамбери сообщаетъ намъ одно известiе, слышанное имъ въ Хиве, по поводу вступленiя на ханство Абдуллы-Хана. Ханствоваванiе Абдуллы продолжалосъ 6 месяцевъ.  

 

Кутлу-Мурадъ (1855 г.). По смерти Абдуллы-хана начались въ Хиве смуты и безпорядки. Тогда Мехтеръ провозгласилъ ханомъ 18-летняго брата убитаго хана, Кутлу-Мурада. Но ни Юмуды, ни Каракалпаки, ни Киргизы не признали Кутлу-Мурада въ ханскомъ достоинстве. Туркмены избрали своего хана – Ата Мурада, изъ юмудскаго племени, отдела Ашрефи, и съ этимъ своимъ ханомъ начали грабежъ въ ханстве и захватили много городовъ. Каракалпаки и подвластные Хиве Киргизы избрали себе ханомъ Джарлыкъ-Тюрю. Въ такомъ критическомъ положенiи Кутлу-Мурадъ обратился къ народу съ воззтанiемъ, приглашая всехъ жителей вооружиться противъ Туркменъ. Между темъ Туркмены, подъ предводительствомъ Бiя-Мухаммедъ-Нiяза, подступили къ Хиве. Бiй-Нiязъ, подъ предлогомъ отданiя хана поклона, проникъ во дворецъ и во время прiема у хана бросился на него со своей свитой и собственноручно убилъ хана и семерыхъ его сановниковъ, при этомъ находившихся. Такимъ изменническимъ убiйствомъ Мухаммедъ-Нiязъ думалъ достигнуть ханскаго достоинства и, действительно, былъ уже провозглашенъ Туркменами ханомъ, но приверженцы убитаго хана окружили ханскiй дворецъ и убили Мухаммедъ-Нiяза и всехъ Туркменъ, съ нимъ ворвавшихся. 

 

Каракалпаки всегда отличались мирнымъ характеромъ; но иногда, выведенные изъ терпенiя наборами Хивинцевъ и набегами Туркменъ, возставали противъ Хивы. Для удержанiя ихъ въ повиновенiи и были построены крепости Чимбай и Иръ-назыръ («Дельта Аму-Дарьи». Турк.Вед. 1871 г. №31 и 33). 

 

После небольшаго междуцарствiя, въ апреле 1856 г. избранъ былъ на ханство Сеидъ-Мухаммедъ. 

 

Вступивъ на ханство, Сеидъ-Мухаммедъ долженъ былъ прежде всего возстановить порядокъ въ Хиве. Особенно расшатались окраины ханства, где Туркмены и Каракалпаки хозяйничали пол своему произволу, не признавая новаго хана. Ханскiя войска разбили выступившiя противъ нихъ изъ Куня-Ургенча шайки Туркменъ и Каракалпаковъ. При этомъ былъ убитъ каракалпакскiй ханъ Джарлыкъ. Результатомъ понесеннаго Каракалпаками пораженiя было выселенiе ихъ въ бухарскiя владенiя. Были къ тому правда и другiя причины. Положенiе этого смирнаго народа всегда самое жалкое, вследствiе тяжелыхъ податей, платимыхъ имъ хивинскому хану, – въ 1857 году сделалось еще более невыносимымъ, вследствiе безкормицы, грозившей имъ полнымъ раззоренiемъ. 

 
Все предшествовавшiя войны и возмущенiя страшно отозвались на народномъ хозяйстве. Поля за это время засевались плохо, и вотъ, въ 1856 г., начался въ стране голодъ. Тогда Сеидъ-Мухаммедъ отправилъ въ Бухару посольство къ эмиру Насръ-Улле, прося у него разрешенiя закупить хлебъ на бухарскихъ рынкахъ. Эмиръ разрешилъ. Не смотря на эту меру, голодъ вызвалъ всетаки сильную эпидемiю, походившую по всемъ признакамъ на холеру.
 
Летомъ 1857 г. приходило въ Россiю посольство отъ Сеидъ-Мухаммеда съ поздравленiемъ о восшествiи на престолъ Государя Императора и съ извещенiемъ о вступленiи на ханство новаго хана. Въ ответъ на это посольство, летомъ следующаго 1858 г., отправлена была въ Хиву миссiя, подъ начальствомъ полковника (ныне генералъ-адъютанта) Н.П.Игнатьева. Послу предоставлены были сухопутныя и морскiя силы: многочисленный конвой казаковъ и два парохода («Перовскiй» и «Обручевъ»), подъ начальствомъ капитана 1-го ранга А.И.Бутакова, который получилъ приказанiе пройти изъ Аральскаго моря въ Амударью и оказать поддержку посольству въ случае надобности. Такiя военныя силы не могли не казаться властямъ хивинскимъ подозрительными. Ханъ позволилъ было пройти двумъ судамъ въ Аму-Дарью, но потомъ сталъ требовать удаленiя ихъ. Не смотря на то, пароходы все-таки проникли до Кунграда, но блогадаря лишь энергичной настойчивости Бутакова; идти же далее онъ не могъ, потому что правитель Кунграда не допустилъ дальнейшаго движенiя вверхъ по реке. Действовать силою было опасно, такъ какъ миссiя находилась уже въ то время въ Хиве и всякiй неосторожный поступокъ могъ ей сильно повредить. Недоверiе, выказанное ханомъ при вступленiи миссiи въ его владенiя, имело полное оправданiе съ его стороны. Сеидъ-Мухаммедъ только-что вступилъ на ханство; враждебныхъ ему партiй еще не усмирилъ; а одна изъ нихъ (партiя Туркменъ) вела открытую борьбу Сеидъ-Мухаммедомъ. Опасался же Сеидъ-Мухаммедъ того, какъ бы Русскiе не соединились съ Туркменами и не овладели бы ханствомъ. Промеры реки, производимые Бутаковымъ, безпокоили хана не менее самого посольства, безпокоили его за будущее. Изследовавъ реку, Русскiе прiобретали новый, удобный путь въ Хиву, если бы вздумали предпринять походъ на нее. Все это, вместе взятое, отозвалось самымъ неблагопрiятнымъ образомъ на попытке посла заключить съ ханомъ письменный договоръ и добиться определеннаго ответа на требованiе высказанныя нашимъ правительствомъ. Требованiя наши были следующiя: не притеснять русскихъ подданыхъ и каравановъ; дозволить судамъ плавать по Аму-Дарье; пошлину съ русскихъ купцовъ взимать не более 2½ процентовъ и брать однажды, при ввозе товаровъ. После напраснаго въ Хиве пребыванiя посолъ оставилъ Хиву и направился въ Бухару.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Во время пребыванiе въ Хиве русской миссiи тамъ все было спокойно и тихо. Даже Туркмены не осмеливались шалить въ ханстве. Но по удаленiи миссiи въ Бухару, Туркмены снова подняли голову и, въ довершенiе беды, произошло возмущенiе въ Кунграде. Кутлу-Мурадъ не одинъ управлялъ Кунградомъ; за нимъ надзиралъ хивинскiй чиновникъ. Въ 1858 г. составился противъ Кутлу-Мурада заговоръ, во главе котораго сталъ Мухаммедъ Фенагъ, одинъ изъ потомковъ Тюра-Суфи. Мухаммедъ-Фенагъ намеренъ былъ заключить союзъ съ Ата-Мурадомъ, ханомъ Туркменскимъ, и пригласитъ на помощь Туркменъ. Заговор удался, и Кутлу-Мурадъ былъ убыть, убили заговорщики также шестерыхъ хивинскихъ таможенныхъ чиновниковъ и сборщиковъ податей, а затемъ провозгласили Мухаммедъ-Фенага бекомъ кунградскимъ. После провозглашенiя Мухаммедъ-Фенага бекомъ, онъ тотчасъ же далъ знать о совершившемся Ата-Мураду и просилъ обещанной помощи. Туркмены-Юмуды не заставили себя долго ждать; 25 ихъ старшинъ и батырей прибыли въ Кунградъ и здесъ провозгласили Мухаммедъ-Фенага ханомъ. Побывалъ, между темъ, въ Кунграде и Ата-Мурадъ. Тамъ оставилъ онъ Мухаммедъ-Фенагу, на всякiй случай, человекъ 500 Туркменъ. Эти Туркмены скоро такъ начали хозяйничать въ ханстве, что возбудили противъ себя всеобщее неудовольствiе. Мухаммедъ Фенага оченъ хорошо виделъ, что противъ хивинскаго хана не устоитъ, а потому находилъ необходимымъ заручиться покровительствомъ сильнаго соседа. Съ этою целiю, въ марте 1859 года, прибыло отъ него въ Оренбургъ посольство, съ приглашенiемъ занять Кунградъ и распоряжаться тамъ, какъ у себя дома. Тогдашнiй генералъ-губернаторъ Оренбурга, Катенинъ, находя этотъ случай какъ нельзя более удобнымъ для изследованiя Аму-Дарьи, приказалъ той же флотилiи, что была въ Кунграде въ 1858 г., двинуться изъ Сыръ-Дарьи въ реку Аму. Здесъ сообщили нашимъ морякамъ, что ханъ хивинскiй одинадцатый уже денъ осаждаетъ Кунградъ. Здесъ же стали попадаться флотилiи лодки Каракалпаковъ, удалявшихся подальше отъ поля битвы, чемъ слухи объ осаде подтвердились. Когда флотилiя, 21-го iюня, подошла къ Кунграду, видъ двухъ пароходовъ такъ напугалъ хивинскаго хана и его войско, что онъ тотчась же снялъ осаду и поспешно отступилъ. Такъ спасенъ былъ Кунградъ во-время подоспевшими нашими пароходами. Но положенiе Кунградцевъ оттого не сделалось лучше. Туркмены въ этомъ несчастномъ городе делали все, что хотели. Безнаказанно отнимали они у жителей скотъ и имущество, даже женъ и дочерей. Не легко было Узбекамъ, Киргизамъ и Каракалпакамъ выплачивать этотъ поборъ, но злоупотребленiя Туркменъ еще более увеличивали тягость его. Не долго после того продержался М.Фенагъ. Когда та же флотилiя въ августе и сентябре того же года, еще разъ пытались проникнуть въ Аму-Дарью, то М.Фенага въ Кунграде уже не было, и, какъ сказывали, черезъ полторы недели после отплытiя флотилiи (въ iюле месяце), следовательно въ начале августа, городъ этотъ сново призналъ надъ собою власть хивинскаго хана. 

 

Одинъ киргизъ-очевидецъ разсказывалъ Бутакову, что ненависть жителей въ М.Фенагу дошла до такаго неистовства, что убiйцы одни за другими припадали къ его трупу и съ жадностiю пили кровъ изъ его ранъ. По другимъ разсказамъ, семейство М.Фенага было вытребовано Сеидъ-Мухаммедомъ въ Хиву и тамъ предано мучительной казни. Передавали и еще иначе: будто бы С.Мухаммедъ вытребовалъ въ Хиву Туркменъ, уцелевшихъ въ Кунграде, и семейство павшаго хана. Женъ его взялъ себе, сыновей велелъ прiурезать; а Туркменъ определилъ на службу; всехъ остальныхъ помиловалъ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Въ конце ханствованiя С.Мухаммеда въ 1863 году, пробрался въ Хиву подъ видомъ дервиша, венгерскiй ученый Арминiй Вамбери. Въ самомъ городе Хиве пробылъ онъ съ 3го по 27-е iюля. Владея въ совершенстве турецкимъ языкомъ и надевши дервишскiй колпакъ, Вамбери могъ видеть и слышать многое такое, что было недоступно другимъ путешественникамъ, находившихся при менее благопрiятныхъ условiяхъ. 

 

Въ 1865 году сиделъ на ханстве уже его сынъ, Сеидъ-Мухаммедъ-Рахимъ Бегадуръ-ханъ.

 

Оченъ немного событiй во время ханствованiя Сеидъ-Мухаммедъ-Рахима намъ известно. Только что селъ онъ на ханство, какъ Юмуды, пользуясь переменой правительства, произвели возмущенiе. Но Сеидъ-Мухаммедъ-Рахимъ разбилъ ихъ и съ техъ поръ они присмирели. Эти Туркмены, кроме установленнаго закята, обязаны, въ случае войны, выставлять тысячу аламановъ (наездниковъ). 

 

Хива всегда обращала вниманiе нашего правительства не только съ торговой стороны, сколько по вопросу о невольничестве и по волненiемъ въ киргизскихъ степяхъ, такъ какъ Хива не только сама неоднократно производила эти волненiя; но и оказывала деятельное участiе, когда волненiе возникало и не по ея вине. Такъ она постоянно поддерживала возмущавшихся противъ насъ Киргизскихъ султановъ. Бывали случаи, когда ханъ хивинскiй разсылалъ въ степъ своихъ эмиссаровъ, чтобы возбуждать Киргизовъ къ неповиновенiю нашему начальству. Онъ много вредилъ при введенiи между Киргизами Оренбургскаго Ведомства новаго Положенiя и не мало способствовалъ волненiямъ, происходившимъ въ степи въ 1869, 70 и 71 годахъ.  

 

Сперва правительство наше пыталось образумить хана мирнымъ путемъ. Къ нему отправленъ былъ киргизъ Заиръ Турлибековъ, для переговоровъ объ освобожденiи русскихъ пленныхъ. Ханъ отпустилъ съ нимъ несколько человекъ и отправилъ своего посла. Посолъ этотъ Аталыкъ Иръ-Назаръ прибылъ въ Оренбургъ 23 апреля 1872 г.; но ему было объявлено, что онъ не будетъ пропущенъ въ Петербургъ, пока ханъ не исполнить нашихъ требованiй. Требованiя эти были, во первыхъ: освободить всехъ русскихъ, находящихся въ неволе въ Хиве; во вторыхъ: дать удовлетворительныя объясненiя Туркестансому генералъ-губернатору по полученнымъ отъ него ханомъ письмамъ. Условiя эти Сеидъ-Мухаммедъ-Рахимомъ были отклонены. 

 

Тогда объявленъ былъ походъ въ Хиву. Войска выступили въ Хиву изъ трехъ пунктовъ: изъ Оренбурга, изъ Кавказа, черезъ Красноводскъ, и изъ Ташкента (главный отрядъ) подъ начальствомъ генералъ-адъютанта фонъ-Кауфмана 1-го, главнокомандующаго всехъ трехъ отрядовъ. Отряды соединились подъ Хивой, и 29 мая после непродолжительнаго сопротивленiя со стороны Хивинцевъ, заняли Хиву.

 

Такимъ образомъ то, что не удалось въ 1717 году Бековичу, въ 1839 мъ – Первоскому, было достигнуто самымъ блестящимъ образомъ Константиномъ Петровичемъ фонъ-Кауфманомъ въ 1873 году, и безконечный, длившiйся целыя столетiя Хивинскiй вопросъ былъ, наконецъ, разрешенъ имъ вполне.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Ашина Шэни said:

ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ - КАРЛУКО-ОГУЗСКИЙ ЯЗЫК: НА ПРИМЕРЕ УЙГУРСКОГО ПРИКАЗА АРИГ БУКИ 1259 ГОДА

Я как глава проекта "Письменное наследие" был весьма рад увидеть, как в комментариях вк наши туркменские и уйгурские коллеги предоставили нам переводы опубликованного нами уйгурского приказа Ариг Буки 1259 года на соответственно туркменский и новоуйгурский языки. Это настолько замечательно, что я приведу здесь все три версии текста:

Транскрипция оригинала документа 13 века

1. arïq bökä-ning
2. qoyn yïl onunč ay bir
3. y(e)g(i)rmikä bor sïqturγalï
4. kelgüči qorla elči q(a)ra
5. elči soγdu elči
6. ol(ar)-qa balïq-ta müngü
7. altï at ulaγ-ta bačaγ(-ï)
8. taγ yüz-intä bolmïš
9. t(a)γ bir at iki kün
10. bérip üč baqïr kümüš
11. qubčïr-qa tutz-un

Перевод (Лилия Тугушева, с поправкoй имени в первой строке по Дай Матсуи)

[От] Ариг Буки, в год овцы, в десятом месяце, в одиннадцатый [день]. Прибывшим с целью отжима винограда [посланникам (поверенным) правителя] - Корла-эльчи1, Кара-эльчи, Согду-эльчи из шести ездовых лошадей,[необходимых] для езды в городе, пусть [из] стада, находящегося на горе Бачаг2, выдадут одну лошадь на два дня (букв.: в течение двух дней), и пусть [они] используют (букв.: держат) ее за три бакыра3 серебром в счет налога кубчир4.

Комментарий Лилии Тугушевой:

1. эльчи - посланник; поверенный; должностное лицо, ведающее сбором налогов

2. Бачаг - вариант, представленный в тексте как bačaγ(-ï) в данном случае, вероятнее всего, является лишь одним из способов начертания названия bačaγ (с дополнительными графическими чертами), но не его фонетическим вариантом.

3. бакыр - медь, денежная единица

4. кубчир (монголизм) - налог на пастбище или поголовье скота

описание и поправка: [Matsui, Dai. Dating of the Old Uyghur Administrative Orders from Turfan // M. Özkan, E. Doğan (eds.), VIII. Milletlerarası Türkoloji Kongresi bildiri kitabı, Vol.IV, Istanbul, 2013 - p.617-618]

оригинал, транскрипция, перевод и комментарий: [Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. Предисловие, транскрипция, перевод с древнеуйгурского Л.Ю. Тугушевой; факсимиле рукописей //Памятники письменности Востока: CXXXVIII - М.: Наука-Вост. лит., 2013 - с.136-138, 166, 175, 191, 317]

Перевод на современный уйгурский

1. Ariq Bökəniñ
2. qoyniñ yili oninçi ay (on birinçi kün) bir
3. üz(y)üm siqtüryəli kəlgili
4. kəlgüçi Korla əlçi Qara
5. əlçi Soğdu əlçi
6. ularğa şəhərdə müngü
7. altə at toptin Baçağ
8. tağiniñ üstidə bolmiş
9. bir at ikki küngə
10. berip üç baqir kümüç
11. qubçirgə tutsun.

Перевод на современный туркменский

1. arïq böke-ning
2. qoyïn yïl onunjï ay bir
3. yigirmige (--> on birge) bor sïqtrïγalï
4. gelgiči (gelgeč) qorla ilči qara
5. ilči soγdï ilči
6. olar-qa oba-da müngi
7. altï at ulaγ-da bačaγ(-ï)
8. daγï yüz-inde bolmïš
9. daγï bir at iki gün
10. bérip üč baqïr (qap) kümüš
11. salgyt-qa tuts-un

Таким образом, мы получаем документальное подтверждение того, что говорят нам тюркологи: древнетюркский язык был языком именно карлуко-огузского типажа, и в древности карлукские и огузские языки практически не отличались, потому тюркский язык до 14 века может называться как "староуйгурским", так и "старотуркменским".

Также ясно, что данный текст поймет любой современный уйгур: это для тех, кто утверждает что новоуйгурский это - язык который придумали "сарты" и язык этот не имеет никаких сходств с староуйгурским (т.е нынешние уйгуры не уйгуры а сарты; присвоили себе наименование; итд). На деле мы видим прекрасно что нынешний уйгурский есть самый прямой наследник языка великого тюркского государства - Идыкутства Уйгурия.

DMLdPiY3VdM.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно с какого туркменского диалекта этот перевод,мне больше понятнее уйгурский перевод чем туркменский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Ашина Шэни сказал:

 

Уважаемый Ашина Шени нынешний уйгурский гораздо ближе к туркменскому чем язык приказа,хотя понимаю этот приказ (кроме нескольких слов),но думаю мы имеем дело здесь с сокращением окончаний.А это случается  когда этим языком начинают пользоваться представители другого народа.Классический пример нынешний болгарский язык в который в результате по видимому влияния булгар превратился в практический аналитический язык с малым количеством окончаний или язык русский язык таджикских госторбайтеров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21/05/2017 в 10:23, Ашина Шэни сказал:

 

Я полагаю, что те огузы - предки современнных туркмен, а частично турков и азербайжанских турков есть те самые огузы из Орхона. То есть совр. уйгуры, туркмены и др. карлуко-огузские представители [частично узбеки, те что не дашт-и-кыпчаки из 92 родов] являются народами одного средневекового происхождения. Об этом говорит язык, культура, память, история.

Пытался на источниках это доказать для самого себя, и связать миграцию оставшихся огузов Орхона на юго-запад в 10 веке, в следствие военного похода киданина Абаоцзы на Орхон, но достоверно сделать этого не получилось. Однако, всё-равно придерживаюсь этой точки зрения как наиболее вероятной по ряду вышеперечисленных причин...

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Uighur said:

Я полагаю, что те огузы - предки современнных туркмен, а частично турков и азербайжанских турков есть те самые огузы из Орхона. То есть совр. уйгуры, туркмены и др. карлуко-огузские представители [частично узбеки, те что не дашт-и-кыпчаки из 92 родов] являются народами одного средневекового происхождения. Об этом говорит язык, культура, память, история.

Пытался на источниках это доказать для самого себя, и связать миграцию оставшихся огузов Орхона на юго-запад в 10 веке, в следствие военного похода киданина Абаоцзы на Орхон, но достоверно сделать этого не получилось. Однако, всё-равно придерживаюсь этой точки зрения как наиболее вероятной по ряду вышеперечисленных причин...

Я лично считаю, что огузы Средней Азии, предки нынешних туркмен и сами в общем то туркмены, это все же автохтонный народ, прямые потомки местных сакских племен. Их связь с токуз огузами я считаю маловероятной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Я лично считаю, что огузы Средней Азии, предки нынешних туркмен и сами в общем то туркмены, это все же автохтонный народ, прямые потомки местных сакских племен. Их связь с токуз огузами я считаю маловероятной.

Я имел ввиду не столько этническое происхождение, сколько языковое. 

Хотя конечно у меня точка зрения иная.

Не обязательно связывать их с токуз огузами или уч огузами; может они другие огузы. Хотя в моей гипотезе такая связь напрашивается. Например, меня удивило, что у туркмен есть джелаиры. Я полагал, что это менва-шивэйское племя, а на поверке оказывается уйгурское :))))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Uighur сказал:

Я имел ввиду не столько этническое происхождение, сколько языковое. 

Хотя конечно у меня точка зрения иная.

Не обязательно связывать их с токуз огузами или уч огузами; может они другие огузы. Хотя в моей гипотезе такая связь напрашивается. Например, меня удивило, что у туркмен есть джелаиры. Я полагал, что это менва-шивэйское племя, а на поверке оказывается уйгурское :))))))))))

Уважаемый Uighur ,как вы считаете тохары тюрки или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Shamyrat сказал:

Уважаемый Uighur ,как вы считаете тохары тюрки или нет?

Ув. Shamyrat, мы знаем две вещи: тохары [те что "псевдо", древнейшие жители Тарима и его западаной части] говорили на каком-то индоевропейском языке, который лингвисты не могут точно определить: то ли хеттский, то ли ещё какой. 

Вторая вещь - это пратюркизмы в тохарском языке. При чём как обычные так и в базовой лексике. Это говорит нам о том, что весьма продолжительное время пратюрки жили вместе с тохарами буквально бок-о-бок и влияли на них. Ну например на одной улице живут или в одном городе. Либо тюрки древнейшие жители Тарима и тохары завоевали их, включив оставшихся в свой этногенез, соответственно включив тюркизмы. Ибо обратных тохаризмов в тюркском мы пока не находим. 

В общем, они не тюрки. Однако, очень сильно с нами связаны исторически. Даже доисторически - с пратюрками. Когда никаких огузов, гаоцзюй и хунну не было.

Уже в тюркское время, когда Ашина Шени завоевал Тарим, начинается следующая глава наших отношений. Ко времени уйгурского каганата, все внешние племена типа басмилов, уч огузов и др. уйгуров начали селиться в Тариме. Уже к закату уйгурского времени туда мигрировали токуз огузы.

Но тохаров там мы не находим. Только тексты умерших языков А и Б, один из которых использовался в духовенстве. Как латинский в христианстве сейчас. 

В общем, тохары - это если не миф, то призраки. Куда они делись не понятно. Полагаю отуречились. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 23 May 2017 at 1:33 AM, Uighur said:

когда Ашина Шени завоевал Тарим

B)B):D:D

По тохарам: были значит истинные тохары и псевдо-тохары. Первые жили в бассейне Зеравшана, дали начало великим кушанам. Их язык пока что неизвестен, вряд ли его когда-нибудь узнают. Псевдо-тохары жили в Тариме, судя по сохранившимся тохарским текстам их ареал сильно большим не был. Скорее всего они в итоге просто ассимилировались в уйгурах - есть например один кажись хотанский текст, где в составе уйгур упоминаются некие Тогара. Это дело нам великий Джеймс Гамильтон цитирует. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

B)B):D:D

По тохарам: были значит истинные тохары и псевдо-тохары. Первые жили в бассейне Зеравшана, дали начало великим кушанам. Их язык пока что неизвестен, вряд ли его когда-нибудь узнают. Псевдо-тохары жили в Тариме, судя по сохранившимся тохарским текстам их ареал сильно большим не был. Скорее всего они в итоге просто ассимилировались в уйгурах - есть например один кажись хотанский текст, где в составе уйгур упоминаются некие Тогара. Это дело нам великий Джеймс Гамильтон цитирует. 

Только упустил важную деталь, настоящие тохары были выходцами из ВТ, и имя кушан связывают с г. Кусан. Потом вот эти имена Хивишка, Канишка, встречаются также у псевдотохар, там короче много параллелей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Важный момент всей этой истории, эпоха не тюркского ВТ завершается с закатом кушанов и эфталитов. После них все поглощается тюркскими волнами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...