Samatq Опубликовано 10 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2022 В 10.08.2022 в 12:47, Zake сказал: ;...Плавали стоя в лодке, упираясь в дно реки шестом («шойгу ~ сойгу»). До сего времени тувинцы помнят впечатление от первой лодки. Их пугала неустойчивость лодки, они боялись плавать в ней. Эта неприязнь и боязнь лодки живы и сейчас как на востоке, так еще более на зaпаде Тувы..." Показать Салчаки-сельджуки корабельщики родственники Баязида сойгок 2. тяньш. тяпка с рукояткой поперёк лезвия (служит для копания земли в тесных местах, напр. для бокового подкопа в могиле); сойку 1. волочок (жердь с привязанными к концам её верёвками; служит для сволакивания скошенного сена в копны); Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 августа, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 10 августа, 2022 Насчет сельджуков "корабельщики" - это гипербола. Салчик (сельджук) - это плот, плотик, т.е. плотовщики. А вот термины кимак и кипчак/кимчак действит-но связаны с "кораблями", т.е. лодками. У сибирских тюрков есть термин кебеге-кемеге -кöбöгö, который означает печь. Он оказывается раньше делался из лодки. Взято из лингвофорума: https://lingvoforum.net/index.php?topic=67749.3700 "...КӘМӘГӘЧ, кимәгә, күмегәч (ЗДС: 288, 310, 353) «малая камера татарской печи; тандыр» ~ кырг. кемеге, алт. кебе, кебеге, хак. кимеге «ачык җиргә, тышка куелган һәм еш кына балчык белән сыланган кимәдән гыйбарәт мич төре» ← кеме «кимә», к. Потапов 1953: 157; Räsänen 1969: 250. Бу сүзнең кәмәгә варианты да булган, к. Комага. Гомумән, татарларның аерым этник группаларында мичләр төрлечә ясалган. И далее ещё вот что: Алт. һ.б. кайбер телләрдә кеме белән рәттән гебе, геме, кеме, кебе, кибе, кöбö, кемеге, кöбöгö «мич» сүзе бирелә. Бу очраклы түгел – бор. мичнең бер төре кәмәдән ясалган. Тут говорится, что сходство слов "кимә - лодка" и "кимәгә - печь" не случайно, и что, мол, раньше какой-то вид печи делался из лодки (точнее так: чтобы изготовить лодку - срезался ствол дерева, и выжигалась часть ствола, при этом выполняя роль печки ).." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 августа, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 10 августа, 2022 В 10.08.2022 в 11:46, Zake сказал: Одна из легенд касательно названия "Кипчак" по переправе через реку была связана именно с изготовлением лодок-долбленок "И вот пришел Огуз-каган с войском к реке, [называемой] Итилем. Итиль - большая [река]. Огуз-каган увидел ее и говорил: "Как переправимся через поток Итиля?" В войске был один дородный бек. Имя его было Улуг Орду бек... [Этот бек] срубил деревья... На деревьях тех расположился и переправился. Обрадовался Огуз-каган и сказал : О, будь ты здесь беком, Кыпчак- беком ты будь Да, это лодка-долбленка https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Долблёнка. Потому что и кимак (комук) и кипчак означают нечто "дуплистое", "полое", "пустотное" и т.д. Кеме-кема (кебе по шорски) - это как раз лодка-долбленка, т.е. выдолбленная полость. Показать Термины: 1. QUV-QOVI-QOBI-QOBUK-QOMUK [кимак, кипчак/кимчак] 2. OYMAK [йемек, оймакут] 3. UNG-UNGU-UNGIR [хонгират, онгут*](древнетюркская основа üŋ - пробивать отверстие, сверлить (ДТС, стр 626)) являются синонимичными и имеют общую семантику: пустой", "полость", "ниша", "выдолбленное изнутри" и т.д. (* - название "онгут" связано с проёмом/отверстием в Великой стене, которую они охраняли) Изготовление лодки-долбленки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 11 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2022 В 10.08.2022 в 23:08, Zake сказал: Насчет сельджуков "корабельщики" - это гипербола. Салчик (сельджук) - это плот, плотик, т.е. плотовщики. А вот термины кимак и кипчак/кимчак действит-но связаны с "кораблями", т.е. лодками. У сибирских тюрков есть термин кебеге-кемеге -кöбöгö, который означает печь. Он оказывается раньше делался из лодки. Взято из лингвофорума: https://lingvoforum.net/index.php?topic=67749.3700 "...КӘМӘГӘЧ, кимәгә, күмегәч (ЗДС: 288, 310, 353) «малая камера татарской печи; тандыр» ~ кырг. кемеге, алт. кебе, кебеге, хак. кимеге «ачык җиргә, тышка куелган һәм еш кына балчык белән сыланган кимәдән гыйбарәт мич төре» ← кеме «кимә», к. Потапов 1953: 157; Räsänen 1969: 250. Бу сүзнең кәмәгә варианты да булган, к. Комага. Гомумән, татарларның аерым этник группаларында мичләр төрлечә ясалган. И далее ещё вот что: Алт. һ.б. кайбер телләрдә кеме белән рәттән гебе, геме, кеме, кебе, кибе, кöбö, кемеге, кöбöгö «мич» сүзе бирелә. Бу очраклы түгел – бор. мичнең бер төре кәмәдән ясалган. Тут говорится, что сходство слов "кимә - лодка" и "кимәгә - печь" не случайно, и что, мол, раньше какой-то вид печи делался из лодки (точнее так: чтобы изготовить лодку - срезался ствол дерева, и выжигалась часть ствола, при этом выполняя роль печки ).." Показать Кемеге на кыргызском очаг (продолговатой формы, вырытый в земле; устраивается вне юрты, вне помещения); Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 15 мая, 2024 Автор Поделиться Опубликовано 15 мая, 2024 В 26.05.2021 в 08:16, Zake сказал: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Dobbin/text.phtml?id=630 При реке Томи (Thoom) есть также люди, называемые киргизами; они не имеют никакого письма, молятся своим лукам и оружию, если они хотят быть здоровыми или если что-нибудь поймают; все они ездят верхами и очень привычны к войне; живут на большом пространстве, вплоть до монголов, имеют свои жилища на скалах [31] и утесах, которые имеются там во множестве Показать Л.Р.КЫЗЛАСОВ ПИСЬМЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ О Д Р Е В Н И Х Г О Р О Д А Х СИБИРИ стр 81 Среди западноевропейцев, киргизов упоминает в своих записках, относящихся к 1666 г . один немец, побывавший в Сибири (имя его осталось неизвестным): "Есть там также народ, называемый киргизы; это тоже природные язычники; живут на реке Оби по направлению к Китаю; имеют очень странные одежды, зимою ходят в грубых платьях из оленней кожи, ворсом наружу. Их женщины носят на голове украшение из древесной коры, широкое, круглое, как сито, которое они обвязывают тряпками. Эти люди поедают сырыми и мясо и рыбу" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 29 мая, 2024 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2024 В 10.08.2022 в 11:46, Zake сказал: Одна из легенд касательно названия "Кипчак" по переправе через реку была связана именно с изготовлением лодок-долбленок: "И вот пришел Огуз-каган с войском к реке, [называемой] Итилем. Итиль - большая [река]. Огуз-каган увидел ее и говорил: "Как переправимся через поток Итиля?" В войске был один дородный бек. Имя его было Улуг Орду бек... [Этот бек] срубил деревья... На деревьях тех расположился и переправился. Обрадовался Огуз-каган и сказал : О, будь ты здесь беком, Кыпчак- беком ты будь Это лодка-долбленка https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Долблёнка. Потому что и кимак (комук) и кипчак означают нечто "дуплистое", "полое", "пустотное" и т.д. Кеме-кема (кебе по шорски) - это как раз лодка-долбленка, т.е. выдолбленная полость. Показать О связи кимак (комук) с лодкой кеме еще в 1992 году писал(а) Özergin и другие (Закиев М.З.) Лодки, т.е. выдолбенные полости комук/кобук, оймак, кипчак/кимчак, онгир[кай] и т.д. имели манихейскую подоплеку, так как отождествлялись с Солнцем и Луной. https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frameotryv1.htm Они говорили, что Адам и Ева происходят от сияния правителя Материи [бога] и Набраила, что Солнце и Луна являются лодками, которые принимают души людей и все то, что имеется доброго, связанного с Материей, и возносят к месту Света так близко, что Свет очищает от смешения со Злом; и затем бог предает Материю огню вместе с душами тех, кто совсем не верит в Мани... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться