Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика названий алшынских племен. Что означало в свое время алимулы, жаманак, шекти и т.д.?

Рекомендуемые сообщения

В 27.06.2024 в 14:00, Zake сказал:

Ну и конечно, у персидского и арабского "бедняка, нуждающегося, убогого" был свой средневековый узбекский (казахский) эквивалент Жалаң/Жалаңтөс.

Жалаң/Жалаңтөс

https://sozdikqor.kz/soz?id=254032&a=JALAŃTÓS

"Аянар түгі жоқ, мұқтаждықпен күн кешкен қара табан"

Перевод по смыслу: "Проживающий в нищете/нужде босяк" (қара табан - "черные подошвы", т.е. босяк)

https://kz2ru.ru/tor/tos

жалаң төс а) голодранец (по бедности ездит на лошади охлябью)

Таким образом, прозвание Жалаңтөс можно обьяснить как " проживающий в нищете/нужде босяк; голодранец".

Конечно, у термина Жалаңтөс есть и другие значения, но мы не можем не принимать во внимание исторический контекст (суфийский).

Интересно, у термина Жалаңтөс-Йалангтуш в других тюркских языках есть такие суфийские (накшбандийские) значения как "проживающий в нищете/нужде босяк;голодранец; голый торс"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Йалангтуш-Жалантос де-факто был очень авторитетным человеком с баснословными богатствами, 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Sistani/frametext9.htm

763. В печатном тексте ошибочно: Палангтуш-бахадур. В виду имеется могущественный узбекский эмир из племени алчин Йалангтуш-бахадур (иначе Йалангтуш-бий аталык), самый богатый после хана человек, который на правах икта’ владел в Северном Афганистане округами Дарре-йи Суф, Мулган, Кахмарт, юртами кочевых племен тулкичи, сайганчи, зиранги, килачи, хазара, т.е. всем Гарчистаном вплоть до Газни и Кандахара, пожалованными ему Надр Мухаммад-ханом Аштарханидом, правителем Балха (1642-1645). По словам Ибн Вали, автора «Бахр ал-асрар», его авторитет был не ниже авторитета любого падишаха, см.: Ахмедов, 1982, с. 47, 48, 139 и др. В.В. Бартольд (2, ч. 1, с. 271) отметил, что «выдававшиеся Йалангтуш-бием ассигновки ценились наравне с ассигновками казны. Ежегодно ему посылались ценные дары из Индии, Кандахара, Хорасана, от киргизских, калмыцких и казацких главарей, от кашгарских ханов и даже из Тибета. Всеми этими средствами он пользовался для содержания войска и для построек».

Искандар Мунши впервые упоминает Йалангтуш-бахадура в событиях 1023/1614 г. В этом году Йалангтуш, воспользовавшись занятостью шаха ‘Аббаса I походом в Грузию, переправился через Амударью, вторгся в пределы Мерва с 20-тысячным войском и оставался в предместье города в течение нескольких дней. В это время стало известно о возвращении шахского войска из Грузии, и узбеки сразу же откочевали в свою страну, угнав с собой большое число крестьян из Мерва.

Второе известие о Йалангтуш-бахадуре относится к 1027/1618 г. В этом году узбеки под предводительством Йалангтуш-бахадура и еще нескольких великих эмиров из Балха и Бухары, узнав о смерти бегларбека Хорасана Хусайн-хана шамлу, вновь вторглись в Хорасан. Несколько дней они оставались в окрестностях Гурийана, не решившись напасть на Герат. Не достигнув цели, они откочевали из Гурийана в свою страну. Именно это вторжение тюркских кочевников во главе с Йалангтуш-бахадуром в 1027/1618 г. имеет в виду наш автор, см.: Та’рих-и ‘аламара, 3, с. 941, 942.

То, что самый богатый и влиятельный человек после хана носил прозвание Жалаңтөс "голодранец, босяк" (то же самое что и Дервиш, Факир) нет ничего удивительного и противоречивого, если учитывать религиозную суффийскую (накшбандийскую) коннотацию термина. Здесь нельзя включать здравый смысл. 

Не всем членам тариката нужно было странствовать, тем более богатым "ассоциированным" членам суффийских тарикатов, они занимались своими важными делами, но они, конечно, участвовали в жизни ордена, напр. в строительстве ханаков (суфийских обителей) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ханака

R.D. McChesney The Amirs of Muslim Central Asia in the XVIIth century in Journal of the Economic and Social History of the Orient Vol. 26, No. 1 1983, стр 67,68

Отмечается, что Йалангтуш Би (его называли "Бий" согласно Бахр-Ал-Асрар) в середине 17 века был главным покровителем секции Дахбиди ордена Накшбанди: построил огромную ханаку (суфийскую обитель), а также всю жизнь поддерживал шейхов и дервишей-странников.  Например, чтобы защитить своего пира от летнего солнца Йалангтуш Би согласно традиции Дахбиди (Дахбид с таджикского переводится как "10 ив") высадил тутовую аллею от Дахбеда до Самарканда (расстояние около 14 км).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

R.D. McChesney The Amirs of Muslim Central Asia in the XVIIth century in Journal of the Economic and Social History of the Orient Vol. 26, No. 1 1983, стр 41,42

В Бахр-ал-асрар пишется, что согласно протоколу Двора (court protocol), санкционированному правилами  "йасса и йусун", доминантные позиции были закреплены за представителями Дурман, Кушчи и Найман. Но ведущие эмиры были из племен Арлат, Алчин, Ушун, Катаган, Уйрат, Юз, Минг и они по влиянию превзошли эмиров Двора, который был составлен по протоколу.

В частности, Йалангтуш Би Алчин, аталык, "предшествовался" согласно протоколу тремя "старейшинами" Дурман, Кушчи, Найман. Но согласно биографической информации из Бахр-Ал-Асрар, Тарихи -Ракими, Тарихи-Муким-Хани, Имам-Кули-нама и прочих работ, ни один эмир в Балхе не превосходил его по политической мощи и возможно только в Бухаре равным ему по статусу был Надир Би Арлат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно главенства Дурман, Кушчи и Найман согласно обычаям "йасса и йусун" в государстве Аштарханидов, упомянутых в работе R.D. McChesney. Я думаю, что  это шейбанидская традиция, которая возможно идет со времен Шибана. Но аштарханиды формально дав дань уважения шейбанидским обычаям получается больше ориентировались на другие племена, в частности на алчинов, которые были с их династией в Астраханском ханстве и т.д.

Есть у кого полный перевод Бахр-Ал-Асрар на англ.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...