Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Хэтбуха вполне так звучит. Нормальное красивое имя.

З.ы. буряты и халхасцы одинаково монголы и говорят на монгольском языке.

Даже я знаю, что калмыкский, бурятский и халх-монгольский различаются, хотя и входят в одну группу. Вы выразились примерно так - казахи, турки, саха одинаково тюрки и говорят на тюркском языке. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Кит-Буга (Кет-Буга, Кит-Бука) (? — 3 сентября 1260) — монгольский военачальник. Согласно Киракосу Гандзакеци, «христианин по вере, по происхождению найман, человек, пользующийся большим уважением»[1]. Участвовал в ближневосточном походе Хулагу. После того как Хулагу был вынужден в связи со смертью великого хана Мункэ (1259) вернуться в Монголию, Кит-Буга стал командующим оставшейся части войска (10 — 20 тыс. [2]). Получив подкрепления от союзных армян и грузин, Кит-Буга продолжил завоевания из Сирии на юг — в Палестину. Ему навстречу двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса. 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение. Кит-Буга попал в плен и был казнён // Вики.
Этого человека Вы называете Құт-Бұқа? На каком основании?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Даже я знаю, что калмыкский, бурятский и халх-монгольский различаются, хотя и входят в одну группу. Вы выразились примерно так - казахи, турки, саха одинаково тюрки и говорят на тюркском языке. :)

Уж очень сомневаюсь что саха и турк поймут друг друга при встрече.

А халх и калмык или бурят с чахаром легко могут поговорить между собой каждый на своем диалекте и при этом понимать будут друг друга.

Все таки монгольские языки исключая дауров и баоаней, дунсянов, шира югуров, моголов имели всего сто лет назад свое обьединяющую письменность имели одно языковое пространство.

На это еще влияет тот факт что в Монголии и калмыки и буряты живут достаточно в большом количестве. Так что среднестатистический халхасец без труда поймет какого нибудь заезжого монгола из России. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этого человека Вы называете Құт-Бұқа? На каком основании?

На том основании что он тюрк, а единственно подходящей приставкой в качестве поправки русской (или прочей) транскрипции является именно Құт, почему, я уже пояснял. Благо и вторая часть имени тюркская, да и сам он найман.

А Вы как объясните Кет или даже Кит? Или просто так, думаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уж очень сомневаюсь что са заезжого монгола из России. ;)

Мне кажется правильнее, калмыка, бурята из России, по крайней мере в "краснокожей паспортине" у них так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

На том основании что он тюрк...А Вы как объясните Кет или даже Кит? Или просто так, думаете?

Т.е. нет оснований. Так я и предполагал. Интересно стало, может, какой-нибудь источник

так имя нойона передает.

Мне кажется правильнее, калмыка, бурята из России, по крайней мере в "краснокожей паспортине" у них так.
В РФ не ставят отметки в паспорт об этнической принадлежности. Нет графы такой.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. нет оснований. Так я и предполагал. Интересно стало, может, какой-нибудь источник

так имя нойона передает.

В РФ не ставят отметки в паспорт об этнической принадлежности. Нет графы такой.

Вы урезали мои слова и не ответили на мой вопрос.

А что нет графы такой в паспорте я знаю, но это смертельно опасно для малых народов (имхо)!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. нет оснований. Так я и предполагал. Интересно стало, может, какой-нибудь источник

так имя нойона передает.

В РФ не ставят отметки в паспорт об этнической принадлежности. Нет графы такой.

Стас вы модератор или нет?

Вы урезали мои слова и не ответили на мой вопрос.

А что нет графы такой в паспорте я знаю, но это смертельно опасно для малых народов (имхо)!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стас вы модератор или нет?

Дружище, пожаловаться хотите? Давай я исправлю пост "не малые, а большие народы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chingis Khan had 100,000 to 125,000 horsemen, with Uygur and Turkic allies, engineers and Chinese doctors -- a total of from 150,000 to 200,000 men. To show their submission, some offered food to the Mongols, and Chingis Khan's force guaranteed them protection. Some cities surrendered without fighting. In cities the Mongols were forced to conquer, after killing its fighting men, Chingis divided the survivors by profession. He drafted the few who were literate and anyone who could speak various languages. Those who had been the city's most rich and powerful he wasted no time in killing, remembering that the rulers he had left behind after conquering the Xi Xia and Ruzhen (Jin) had betrayed him soon after his army had withdrawn.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жұт (рус: джут; каз: жұт - пожиратель) – массовый неконтролируемый падёж скота от бескормицы вследствие гололедицы (покрытия пастбищ ледяной коркой), не позволяющей кормиться скоту на подножном корму.

У казахов осбенно неурожайным и тяжелым считался Қоян жылы (год зайца или по-русски кролика).

В истории известны:

«Ұлы қоян» - великий коян 1879 года и «Кіші қоян» - малый коян 1891 года.

В результате джута отдельные роды, аулы или семьи могли потерять сразу до ¾ поголовья своего скота.

Как говаривал один казах нашего края (19 в.) «Тұманның соңы жұт, Законның түбі суд» - Туман приводит к джуту, а закон к суду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Жұт (рус: джут; каз: жұт - пожиратель) – массовый неконтролируемый падёж скота от бескормицы вследствие гололедицы (покрытия пастбищ ледяной коркой), не позволяющей кормиться скоту на подножном корму.

У казахов осбенно неурожайным и тяжелым считался Қоян жылы (год зайца или по-русски кролика).

В истории известны:

«Ұлы қоян» - великий коян 1879 года и «Кіші қоян» - малый коян 1891 года.

В результате джута отдельные роды, аулы или семьи могли потерять сразу до ¾ поголовья своего скота.

Как говаривал один казах нашего края (19 в.) «Тұманның соңы жұт, Законның түбі суд» - Туман приводит к джуту, а закон к суду.

А у нас говорят самый страшный дзуд бывает в год обезьяны-мичин жил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От бабушки тоже что-то нехорошее слышал про год Обезьяны.

А ещё я слышал про Тауык жылы - год курицы, тоже тяжеловатый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые факты из русско-казахских отношений 19 века (удивительных нынче):

Многие заимствовали от казахов русские крестьяне. Влияние казахов было настолько явным, что обращало внимание официальных кругов, а также исследователей и путешественников.

«…Казаки, живя с киргизами, совершенно окиргизились, - отмечает семипалатинская администрация во второй половине 19 в., - и говорят не только с киргизами, что было бы вполне понятно, но и между собою по-киргизски, считая этот язык более легким для себя, носят они также и киргизскую одежду. Маленькие дети казаков – и те говорят по-киргизски».

«…Почти все казаки Горькой и Иртышской линий употребляют в разговоре весьма часто киргизский язык и переняли от киргиз некоторые обычаи...» (Усов Ф.).

Потанин Г.Н. в «Заметках о Сибирском казачьем войске» также констатирует этот факт: «Киргизский язык не только не пренебрегается, но считается разговорным; киргизские обычаи также многие усвоены: так, например, казаки охотно пьют кумыс и едят конину…Около Коряковской станицы происходит самое сильное взаимодействие русского и киргизского духа…» и далее «…а казаки здешние, в свою очередь, подчиняются их модам и в домашней жизни предпочитают киргизский язык своему…»

В другой статье Потанин Г.Н. свидетельствует: «…Почти все население говорит киргизским языком, нередко предпочитая его, легкости ради, родному языку. Для многих это – колыбельный язык, потому что няньками и стряпками здесь бывают киргизки. Не только простые казачки, но и казачки-барышни болтают здесь по-киргизски. Киргизский язык услышишь повсюду: в тихих беседах о сенокосных пайках, которую ведут между собой казазки, сидящие на завалине; в разговоре ямщиков, хлопочущих на станции около экипажа проезжающего чиновника; иногда даже в суде, потому что между здешними казаками встречаются лица, которые обстоятельнее рассказывают дело на киргизском, чем на русском языке. Рассказывают анекдоты о станичных начальниках, которые в своих рапортах сбиваются с русского языка и оканчивают доклад на киргизском. В станице Белокаменной была одна сотница, которая знала киргизский язык и киргизские юридические обычаи в таком совершенстве, что киргизы приезжали к ней судиться; её киргизы звали «бий-байбиче», т.е. госпожа-судья».

«…Иртышский казак – страстный охотник до киргизских национальных блюд. Он ест наравне с киргизом конину и казы (колбасы из конского мяса)…»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи

8-9-10-11-12 часть

Алшын

Союз племенных объединений Алшын делится на две части-Алимулы и Байулы.

Алимулы (раньше этот союз назывался Каракесек) состоит из племен:

Каракесек

Карасакал

Кете

Шомекей

Шекты

Торткара

Байсары

Байулы состоит из племен:

Адай

Алтын

Алаша

Байбакты

Берыш

Есентемыр

Жаппас

Маскар

Тана

Шеркеш

Шенеш

Ысык

Султансыйык

Байсыйык

Жетыру

Союз 7 племен:

Жагалбайлы

Кердеры (потомки юечжы (гунны-кидариты))

Керейыт

Табын

Тама

Телеу

Рамадан

Ногай-казак

Я сейчас собираюсь переезжать в другой город.Поэтому пока нету времени для описания племен Младшего Жуза,которая отличается большим числом племен.

Аксуйек

Кожа-состоит из нескольких родов,которые потомки арабов,тюрков (огузов,кипчаков и т.п.),шайбанидов,чингизидов.

Торе-чингизиды,потомки киятов,все ханы и султаны казахов выходцы из торе.

Племена не входившие в состав трех жузов:

Колеген-потомки сартов.Сарты составляют большинство нынешних узбеков

Сунак-потомки дурмен-барласов.

Толенгыт-толенгиты в средние века были в составе телесцев,потом жалайыров.У казахов во времена войн попавшие в плен становились толенгитами.Они служили у ханов,султанов,баев.

Караша-потомки джунгаров.

Курама-раньше один из крупных племен казахов.Курама состоял от выходцев из других народов.В 20-30-40 годах 20 века полностью записались узбеками.(Иногда приводятся даже такие страшные цифры-в те времена миллион (!)казахов становились узбеками.)

Катаган-в начале 17 века у казахов было такое крупное племя,настолько крупная,что иногда считалась четвертым жузом.Турсын-Хан владелец Ташкента,конкурент Есым-Хана за власть в Казахском Ханстве стал ханом катаганов,и решил отделиться от Казахского Ханства.В знак наказания Есым-Хан разбил катаганов и убил Турсын-Хана.Катаганы ушли к другим народам,а оставшиеся у казахов катаганы под именем Шанышкылы вошла в состав Старшего Жуза.

Всё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи

8-9-10-11-12 часть

Алшын

Союз племенных объединений Алшын делится на две части-Алимулы и Байулы.

Алимулы (раньше этот союз назывался Каракесек) состоит из племен:

Каракесек

Карасакал

Кете

Шомекей

Шекты

Торткара

Байсары

Байулы состоит из племен:

Адай

Алтын

Алаша

Байбакты

Берыш

Есентемыр

Жаппас

Маскар

Тана

Шеркеш

Шенеш

Ысык

Султансыйык

Байсыйык

Жетыру

Союз 7 племен:

Жагалбайлы

Кердеры (потомки юечжы (гунны-кидариты))

Керейыт

Табын

Тама

Телеу

Рамадан

Ногай-казак

Я сейчас собираюсь переезжать в другой город.Поэтому пока нету времени для описания племен Младшего Жуза,которая отличается большим числом племен.

Аксуйек

Кожа-состоит из нескольких родов,которые потомки арабов,тюрков (огузов,кипчаков и т.п.),шайбанидов,чингизидов.

Торе-чингизиды,потомки киятов,все ханы и султаны казахов выходцы из торе.

Племена не входившие в состав трех жузов:

Колеген-потомки сартов.Сарты составляют большинство нынешних узбеков

Сунак-потомки дурмен-барласов.

Толенгыт-толенгиты в средние века были в составе телесцев,потом жалайыров.У казахов во времена войн попавшие в плен становились толенгитами.Они служили у ханов,султанов,баев.

Караша-потомки джунгаров.

Курама-раньше один из крупных племен казахов.Курама состоял от выходцев из других народов.В 20-30-40 годах 20 века полностью записались узбеками.(Иногда приводятся даже такие страшные цифры-в те времена миллион (!)казахов становились узбеками.)

Катаган-в начале 17 века у казахов было такое крупное племя,настолько крупная,что иногда считалась четвертым жузом.Турсын-Хан владелец Ташкента,конкурент Есым-Хана за власть в Казахском Ханстве стал ханом катаганов,и решил отделиться от Казахского Ханства.В знак наказания Есым-Хан разбил катаганов и убил Турсын-Хана.Катаганы ушли к другим народам,а оставшиеся у казахов катаганы под именем Шанышкылы вошла в состав Старшего Жуза.

Всё.

На язык напрашиваются значения некоторых перечисленных родов:

Қаракесек - кусок (мяса) не жирный

Қарасақал - с черной бородой

Шөмекей - с осунувшимся лицом либо специальный вытянутый ковшик

Шекті - имеющий кишки или струны

Төртқара - четверо черных

Байсары - рыжий, светлый богач

Жағалбайлы - чумазый из рода Байұлы

Табын - стадо либо поклонение, вера

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Катаган-в начале 17 века у казахов было такое крупное племя,настолько крупная,что иногда считалась четвертым жузом.Турсын-Хан владелец Ташкента,конкурент Есым-Хана за власть в Казахском Ханстве стал ханом катаганов,и решил отделиться от Казахского Ханства.В знак наказания Есым-Хан разбил катаганов и убил Турсын-Хана.Катаганы ушли к другим народам,а оставшиеся у казахов катаганы под именем Шанышкылы вошла в состав Старшего Жуза.

а вот вопрос - кто знает?

вот здесь

АХМЕД ИБН ФАДЛАН

КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

в рассказе о стране "гуззов" Фадлан пишет такую фразу

Потом, при нашем отъезде из области этих [тюрок] мы остановились у начальника их войска. Его зовут Этрэк сын Катагана. Он разбил для нас тюркские юрты и поселил нас в них. И вот у него челядь, и свита, и большие дома. Он пригнал к нам овец, я привели, лошадей, чтобы мы закалывали овец и ездили бы верхом на лошадях. Он созвал своих домочадцев и сыновей своего дяди [по отцу] и убил для них множество овец. А мы еще раньше преподнесли ему подарок: одежды, изюм, орехи, перец и просо. Я видел его жену, которая раньше была женой его отца. Она взяла [немного] мяса и молока и кое-что [из того], что мы подарили ему, вышла из [пределов] “домов” в дикую местность, вырыла яму, погребла в ней то, что имела с собой, и произнесла [какие-то] слова. Я же сказал переводчику: “Что она говорит?” Он сказал: “Она говорит: “Это подарок для Катагана, отца Этрэка, который преподнесли ему арабы”.
может не отца - в смысле кровного отца, а "первопредка" (не может ли это быть ошибкой переводчика?), т.е. из рода "Катаган"? Как думаете, версия правдоподобна?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи

13 часть

P.S.Казахский народ образована из различных тюркских групп-преимущественно кипчаков (кипчаки,кимаки,канглы и др.),а также огузов,карлуков и др.Казахский язык очень богат.Богат прежде всего синонимами.У одного слова есть масса синонимов.В казахском языке можно найти и персизмы (что неудивительно),арабизмы (связано с распространением Ислама), монголизмы (связано с нашествием Чингисхана (13 век) и джунгар (17-18 века)).

Удивительно,но у казахов нет диалекта.Учитывая огромную территорию это просто чудо!Русский ученый немецкого происхождения В.В. Радлов в 1870 г. так написал: "Казахи и по правилам, и по языку представляют одно целое. Как широкая степь везде сохраняет один и тот же характер, не представляя ни малейшей перемены… так и жители этой степи однообразие в правах и языке, почти непостижимо… Образ жизни казахов также везде одинаков: повсюду они держат один и тот же скот, повсюду едят одну и ту же пищу, справляют одни и те же свадебные и погребальные обряды, подчиняются одному и тому же управлению и судопроизводству."

История не очень справедливо относся к этому народу.Существовал еще один народ с точно таким же самоназванием,и от этого на протяжении нескольких веков казахов называли (сначала ошибочно,а потом уже зная их самоназвание)киргизами,киргиз-кайсаками. (А самих кыргызов (присваявия ихние самоназвание казахам) вообще называли каракиргизами,дикокаменными киргизами,бурутами)Кроме того есть еще путаница с названиями узбек,могул,ногай-которые раньше были политическими терминами,а не самоназванием народов.Этих ханств состовляли в основном один народ (в основном бывшие подданные Золотой Орды),разговаривающие на языке,которая ныне называется ногайско-кипчакской.Человеку не смысливающему в истории объязательно надо объяснять разницу между современными народами и древними названиями.

Вернемся к теме.

Казахские роды в составе племен,жузов так перемешаны,что исследовать историю подавляющего большинства племен независимо от истории казахского народа нельзя.Такому смешению наверное способствовали ханы,бии и беки,чтобы не допустить того,чтобы казахских три жуза впоследствии отделились от Казахского Ханства,раскола.

Шежыре-это продукт мудрой политики казахских деятелей.Есть те,которые считают,что казахское шежыре-источник трайбализма,остаток древности или знак отсталости.Их много и среди казахов.Но мы должны помнить,что оно спасло казахский народ от распада,уничтожения.Как?Объясню.

Человек,считающий себя потомком Казаха не будет отделяться от казахов и уйти в другой народ.Когда каждый казах считает себя потомком человека-праотца трех жузов,по имени Казак,то в какой бы далекой части широких казахских степей Он не находился бы-Он всегда будет помнить то,что он-Казах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется что казахский язык богат больше омонимами, нежели синонимами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется что казахский язык богат больше омонимами, нежели синонимами.

Не могу удержаться -

Если кажется, то креститься надо.

:lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могу удержаться -

Если кажется, то креститься надо.

:lol::lol::lol:

Вы откуда-то приехали не в духе что-ли? :P Казахи не крестятся. Хотите примеры омонимов? Или просто так ляпнули лишь бы что-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы откуда-то приехали не в духе что-ли? :P Казахи не крестятся. Хотите примеры омонимов? Или просто так ляпнули лишь бы что-то?

Не надо так категорично, в детстве и юности видел только крестящихся казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр. Вы из какого района родом? Я видел алтайских крещенных казахов. Заметил, что они крещенные номинально. Упорно крестящхся или молящихся среди них не заметил. Ни среди старших, ни тем более молодых. Среди крещенных алтайцев же редко увидел крестящихся. И то улаганского батюшку, да и тот так небрежно.

Вы сейчас советуете Акскерборжу еще крестануться. Вы уверены в своем имане? Я знаю, не мне учит такого ишана как вы. Но вы иногда, не желая того переходите границу, что вызывает сомнения в вашей искренности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...