Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

У нас есть издательство "Жетi Жаргы" http://zhetizhargy.kz , у них куча юридической литераруры. Скорее всего у них и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книжке Султанова и Кляшторного "Летопись трех тысячелетий тоже есть".

А вообще, Каптагай, глянь РМ ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам алейкум бауырлар,

Кто-нибудь может подсказать где можно взять "Жетi Жаргы"?

http://www.zaman.kg/konkurs/jetjargy.htm ;)

:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов самоназвание "казак". Как читается это слово: казак или хазах?

Если с якутского читать то "хазах", горловая буква "к" твердая такая, КъАЗАКъ ;)

Правильно Казактар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов в одном из джузов есть этническая группа "байлар"-она присутствует также у казанских татар. Кто нибудь скажет о казахах-байларах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов есть Байулы, большая половина племени Алшын, составляющего на 90% Младший Жуз.

До 1917 года в уфимской губернии существовал мензелинский уезд, в котором была байларская волость, в настоящее время этническую группу из бывшей байларской волости называют "мензелинскими" татарами. Отличительной особенностью является произношение: вместо звука "з" произносится "д", например не "казан", а "кадан". Интересно, Байулы из племени Алшын как произносят? "З" или "Д"

Как то давно читал, что диалект с буквой "д" вместо "з" является одним из самых древних в тюркских языках и что у большинства тюрков исчез в 11-12 веках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи вне зависимости от происхождения, места жительства и прочих факторов говорят на довольно стандартном и общем для всех казахском языке. И слово "казан" у них звучит только как "казан". И ни дай Аллах, если бы был хоть один намек на диалекты. Сейчас бы на месте Казахстана тогда давно забубенили бы целый гурт -станов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи вне зависимости от происхождения, места жительства и прочих факторов говорят на довольно стандартном и общем для всех казахском языке. И слово "казан" у них звучит только как "казан". И ни дай Аллах, если бы был хоть один намек на диалекты. Сейчас бы на месте Казахстана тогда давно забубенили бы целый гурт -станов.

Это верно подмечено, на счет -станов. :lol::lol:

Насколько мне известно, замена разными буквами существует в языке башкортов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахское население Южного федерального округа РФ

В.М.Викторин (Астраханская область)

Российские казахи образуют особую «этносоциальную общность» (О.Ю.Наумова, г. Москва). Даже в составе таковой казахи Поволжья обладают выраженными особенностями (Г.А.Ташпеков, г. Саратов). При этом в восточной части ЮФО, районах Нижнего Поволжья, компактно проживает очень специфическая этногруппа казахского населения, т.н. «казахи-букеевцы», сложившиеся в XIX-XX вв.

Астраханская область (а «Букеевская степь» длительное время входила в состав именно данной губернии) обладает самой большой по численности (из всех регионов РФ) группа казахов. Казахи стабильно занимают здесь 2-ое место; в 1989 г. их было 126,5 тыс. чел., или 13%., в 2002 г. стало 142,6 тыс. чел., или 14,5%. Преобладают казахи (свыше 60-и%) в приграничном с Казахстаном низовом Володарском районе области.

В соседней Волгоградской области казахи – на 3-ьем месте после русских и татар; в 1989 г. – 41,5 тыс. чел., или 1,6%, в 2002 г. – 46,4 тыс. чел., или 1,7%. Сосредоточены, в основном в левобережье Волги, численно преобладают в Палласовском районе. Характерны для них (как и части соседних казахов саратовского заволжья) имена и отчества «русского» типа. Итого, численность казахского населения на востоке ЮФО достигает 200 тыс. чел. Из них в районах правобережья Волги проживает ныне свыше 30 тыс. казахов-букеевцев. В том числе, в Республике Калмыкия по переписям регулярно фиксируется 7 тыс. казахов, или 2 % населения (примерно 5-ое место).

При этом дельтовая (ловецкая) и «правобережная» группы казахов сформировались после массового перехода здешних к оседлости (седентаризации) в 1933-35 гг., после чего казахи Нижневолжья, за счёт сельского населения и многодетных семей, почти удвоили свою численность.

В «Букеевской степи» (Ханская ставка, пос. Урда, Букейурда) раньше всего в Астраханской губернии (нач. декабря 1917 г.) развернулось рев. движение. В состав новой «Киргизской» (затем – «Казакской», «Казахской») автономной республике РСФСР (с дек. 1936 г. – союзная, в СССР): в 1920-25 гг. были переданы значительные «букеевские» территории из состава губернии.

Известны претензии воссозданной националистической партии «Алаш» в Казахстане нач. 1991 г. на соседние российские территории с казахским компактным населением – не получившие, впрочем, серьёзного развития, но встретившие интерес у части местных деятелей этнополитической ориентации (больше, не в дельтовых и пойменных, а верховых районах).

Граница между областями РФ и Республики Казахстан (св. 700 км га участке ЮФО) стала теперь государственной, и её непростая кодификация, и делимитация сейчас завершается слаженной двусторонней работой.

С терминологических позиций, казахи Нижнего Поволжья, как минимум, по двум позициям, подходят под определение «ирредента» (скорее так, а не более употребляемое «диаспора») – этнический массив населения, разделённый госграницей. Более того, «ирреденту», хотя и численно меньшую, представляет собой и субэтнос «казахи-букеевцы». К ним относятся сюда также «саратовские» и, отчасти, «самарские» казахи, но и ещё гораздо более значительная часть (правобережье Урала) казахов Западно-Казахстанской и, особенно, Атырауской областей западной части Республики Казахстан.

В целом, казахи – это один из тюркских народов восточно-кыпчакского происхождения. Их этническое ядро с самоназванием «казак» (т.е. «вольный человек, кочевник») сложилось в XYI в. в приграничной южной части современного Казахстана, долинах рек Чу и Таласа, при оз. Балхаш. Сравнительно быстро (как ясно у бухарского писателя-историка Рузбехана, к нач. XYII в.) оно распространилось почти на всех потоков кыпчаков вплоть ло Иртыша и Яика (Жайек). В этот период образовалась кочевая казахская народность из 3-х больших историко-хозяйственных групп, получивших название «жуз» (каз. «сотня», или «часть»). В них входило более 130-и родов-кланов, под названием «ру», с более дробными подразделениями, «поколениями» («ата»), ср. классич. иссл. В.В.Вострова и М.С.Муканова.

.Согласно казахской пословице, Младшему жузу всегда «нужно пику (найза) дать и бойцом поставить» (о Старшем – «перо и писцом», о Среднем – «домбру и певцом»). И если Старший (Большой) жуз в Семиречье был зависим от джунгар-ойратов, а с сер. XYIII в. – от Кокандского ханства и бнков Ташкента, то Средний жуз находился под покровительством Бухарского и Хивинского ханств. А в Западном Казахстане, за р. Жайек (Урал), Младший жуз (исходный для волжских казахов-«букеевцев») вплоть до рубежа XYI-XYII вв. входил в состав Ногайской орды.

Многие кыпчакские этносы (в т.ч. ногайцы, каракалпаки, часть узбеков и вплоть до кыргызов) в своём фольклоре вспоминают берега Волги как места проживания в древности части своих общих предков. И сами казахи ещё с XYII в. проникали отдельными группами в Астраханское воеводство и на правобережье Волги («кавказский» берег). Однако, это происходило не в массовом порядке, в сложной военной обстановке. Во всяком случае, не как видится в своей истории части интеллектуальной этноэлиты нынешних нижневолжских букеевцев1.

В нач. XYII в. пришедшие из Джунгарии калмыко-ойраты рассредоточили кыпчакское население Волго-Уральских степей и вытеснили на правый берег Волги, в калмыцкую степь небольшую группу казахов («томуты, тогмуты»), которые были известны по документам Госархива Астраханской обл., в 1644-1782 гг.

Согласно данным источникам, «в давние времена вышли в калмыцкие улусы из киргис-кайсацкой орды несколько киргис-касак с фамилиями, которые … женились на калмычках и детей своих выдавали за калмык и содержали прежний их магометанский, а некоторые из них приняли и калмыцкий закон, и все носили калмыцкие шапки с кистями (изв. калм.-торгоут. «улан-залата». – В.В.) и назывались тогмуты» (впервые приведено А.Г.Митировым, г. Элиста). В июле 1764 г. велась сложная переписка «об отпуске наместнику Калмыцкого ханства Убаши приставших к Астрахани караагашских и тогмутских татар», и прошение наместника было удовлетворено2.

Прямых потомков этой любопытной группы не сохранилось. Принявшие буддизм-ламаизм «тогмуты» вошли в состав калмыков (роды «хасг» – У.Э.Эрдниев, Г.О.Авляев, г. Элиста), а мусульмане, скорее всего, присоединились в 1771-82 гг. к смешанной (на ногайско-татарской основе) этногруппе «утары-алабугатцы» нынешн. Лаганского района Калмыкии и на сосед. территориях (Л.Ш.Арсланов, г. Елабуга, В.М.Викторин, г. Астрахань).

Оставшиеся за р. Жайек казахи Младшего жуза (номинально российские подданные с 1731 г.) также вторгались в Нижневолжье, совершая с сер. XYIII в. кровавые набеги на городок-крепость Красный Яр (1755 и 1756 гг.) и ловецкие станы по Каспию. В итоге поступил царский указ 1756 г. о запрете.проникновения казахов за р. Урал-Жайек, «на внутреннюю сторону, кроме погоншиков скота».

Положение осложнилось после ухода большинства калмыков-торгоутов в Китай и вызвало столкновения отрядов служилых дербетских князей Тундутовых и казачьего есаула (затем атамана) В.Ф.Скворцова с казахами в приграничных степях. 1771-82 гг., а особенно, в 1788-97 гг. между казахами и др. кочевавшими народами (зимой 1788 г. «из-за дележа шкур павших зимой, в джут лошадей»)3.

Затем в самих западно-казахстанских степях обострилось соперничество за власть между разными представителями султанской династии чингизидов (Букея Нуралиева с его братьями) и межродовые конфликты: «семиродцы потеснили байулинцев» (астр. обл. газета «Ак Арна» – «Чистый родник, источник» при юбилее 2001 г.).

Произошедший раскол в Младшем жузе разрядило переселение в самом нач. XIX в. сторонников Букея на освободившиеся от калмыков «Нарын (Рын)-пески» между рр. Уралом и Волгой, окружённые собственно российскими пределами Юбилей этой миграции, «200-летия Букеевской орды» был торжественно отмечен в Астраханской области, в Нижневолжье вообще, как и в соседних областях Казахстана, большими празднествами и дружеским обменом делегациями.

В те прежние времена был издан указ имп. Павла I от 11 марта 1801 г. о переселении в Нарын-пески орды «киргиз-кайсаков» Букея Нуралиева, необходимые меры были предприняты той же осенью при имп. Александре I. Количество переселенцев в быстро возросло с поначалу 0,5 тыс до неск. дес. тыс. «дымов»-юрт, т.е. отдельных семей. Так возникла Внутренняя (Букеевская) орда, возглавляемая ханом Букеем (1801-15, похоронен у с. Малый Арал), затем его сыном ханом Джангиром, генерал-лейтенантом российской службы, поборником культуры и просвещения (1815-45). В 1847 г. ханская власть была заменена «Советом по управлением ордою». К рубежу XIX-XX вв. между Астраханью и Оренбургом проживало около 300 тыс. казахов-«букеевцев».

Характерно, что с переселением казахов к Волге почти совпал по времени манифест имп. Александра I о присоединении Восточной Грузии от 12 сентября 1801 г. На основании этих двух событий вышел указ от 15 ноября 1802 г. о разделении Астраханской губернии (бывш. «Кавказского наместничестива») на 2 губернии: Астраханскую и Кавказскую.

К одной отнесли 4 уезда бывш. обширного образования (Красноярский, Черноярский, Енотаевский, Гурьевский), к другой 5 уездов (Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский, Ставропольский). Первой губернии подчинена «Букеевская киргиз-кайсацкая (казахская)» степь, как и основная часть степи «Калмыцкой», второй, как и примыкающим к ней казачьим сообществам – отдельные калмыцкие улусы.

Новое образование, как и всё казахское общество в целом, буквально пронизывало кочевое военно-сословное и кланово-генеалогическое устройство. Прежние войны и набеги прекратились. Хотя в Букеевской внутренней орде имело место крупное народное восстание 1836-37 гг. против ханской власти и царской администрации, возглавленное батыром рода «бериш» Исатаем Таймановым (1791-1838) и идеологом движения, вольнодумцем и известным поэтом Махамбетом Утемисовым (1803-46). «Двухсотлетие Махамбета» было отпраздновано в 2003 г., в г. в Атырау совместно с соседями, а также в плане тогдашнего Года Казахстана в России.

Казахи-кочевники (особенно в районе Ханской ставки вблизи оз. Эльтон и Баскунчак) постепенно переходили к оседлому земледельческому труду, нанимались на солеразработки. Они при этом заимствовали черты быта и духовной культуры проживавших здесь ранее народов, а им передавали некоторые свои культурные элементы.

Родовая структура в Букеевской орде изначально была несколько иной, нежели в исходном Младшем жузе, и его подразделения подверглись переселению неравномерно. Каждый род приобретал свою территорию проживания, маршруты кочёвок, особые формы управления (совет старейшин – «маслихат»), тамгу («танба») в качестве эмблемы и для клеймления скота, собственное родовое кладбище. Роды-«ру» были строго экзогамны, и браки между «единородцами» на протяжении веков строго запрещались.

В образовавшейся орде было весьма немного потомков ханского рода и традиционного исламского духовенства («торе» и «сеиты»). Но возникала и развивалась новая главенствующая верхушка – судей («кази») и военачальников («батыры»).

Из состава Младшего жуза наиболее представлены здесь были роды группы «бай-улы» (12), менее «жеты-ру» (семь родов), а «алим-улы» лишь одним родом. В Нижневоллжье чаще всего встречаются представители следующих «ру»: бериш, шеркеш, алаша, адай, есентемир, жаппас, кызылкурт, байбакты, тана, тама, телеу, табын, шекты и др.

Возникали здесь и совсем новые подразделения – из состава беглецов (иноплеменников, но обычно близких по языку тюрок), покидавших царскую службу и скрывавшихся в степях и получивших у казахов «приёмный приговор», а также рабов («кул») из числа военнопленных.

Более многочисленны в Букеевской орде (нежели где-либо у казахов ещё) были т.н. «тюленгиты», потомки взятых в плен лиц неказахского происхождения, взявших некогда казашек в жёны (в низовьях – из числа калмыков, в верховьях – северо-кавказских истоков, порой – от народов Средней Азии).. Ограниченные в правах и лично зависевшие от султанов, они составляли их охрану, выставляли ударные подразделения на войне, а в мирное время выполняли полицейские, надзирательные функции.

Далее, в 1744-45 гг. из-под Оренбурга к казахам бежала часть переселённых сюда на пограничную службу бывших крымско-кубанских ногайцев. Они полностью вошли в орду букеевцев, составив здесь новый «ру» «нугай-казак» с четырьмя подразделениями (уйсен, костанбалы, казанколак и кояс). Все они переселились в Нижневолжье вместе с Букеем Нуралиевым. А немногим позже, в 1799-1801 гг. и затем в 1842-44 гг., в букеевской степи скрывались солдаты-дезертиры из числа татар, уроженцев селений на стыке нынешних Татарстана, Башкортостана и Оренбуржья. По характерным чёрным высоким чёрным шапкам у мужчин они получили название «калпак» («кара-калпак»), зная казахский язык, но сохраняя татарский диалект. Зачастую их потомки (как семья Ягудеевых из с. Винное Володарского района.) ощущают себя «казахами рода-ру «калпак».

В верховьях «калпаки» проживают в пос. Палласовка и Савинка Волгоградской области, а «нугай-казаки» немногим южнее, в районе пос. Жанибек (ж.д. станция и райцентр на терр. Казахстана) и ближе к рз. Баскунчак в Астраханской области. Так, число «букеевских» родов и примыквших, «родообразных» переходных этнических, формирований возросло в новой орде и составило до 30-и.

Букеевские казахи на новом месте жительства выступали в разнообразные контакты и с приобладающим русским населением: рот этом возникали интересные и символичные отношения «тамырства», или «тумачества» - т.е. побратимства и взаимопомощи.

В несколько особом «букеевском» казахском диалекте (видный этнолингвист-тюрколог, проф. Л.Ш.Арсланов из г. Елабуги в Татарстане прослеживается влияние соседних народов, заимствования из татарского, менее ногайского, а также русского языков Они касаются, прежде всего, терминологии поселений и жилища, одежды, продуктов питания и блюд традиционной кухни, производства и промыслов, погоды и времён года и т.п.

Не являлся исторически характерным для казахов Нижневолжья весенний праздник под названием «Наурыз» (по его этноосновам, иранский, сперва у южных, семиреченских казахов). Но имелись и свои, аналогичные. Так, у тюрок Астраханского края праздничные дни приходились на срок с 1 по 10 марта ст. ст. (т.е. 14-24 марта н. ст.). У здешних казахов-букеевцев они назывались «Корсо-ай» - букв. «Месяц встреч», со своей специфической традицией и обрядностью.

Существовали прежде «букеевские» субэтнические особенности и в свадебном ритуале. Так, священным считалось блюдо «куйык бауыр» из бараньей печени, преподносимое жениху и невесте. В фольклоре, и в воспоминаниях старожилов из отдельных подгрупп казахов-букеевцев, упоминается свадебная повозка невесты «койме» (хотя она более характерна для ногайцев).

Местным магическим, исламско-шаманским по своему характеру, является коллективное моление о дожде в засушливую летнюю пору. Интересное, специфическое у казахов Астраханской области, его название – «кудай-жол», т.е. «божий путь» (инт. исслед. ст-ки филиала Волгоград. Акад. госслужбы А.К.Сариевой). Ритуал проводится и до сих пор, в наиболее жаркие года. В жертву покровителю дождя совместно приносится корова или баран обязательно чёрной масти.

В народе сохранялась вера в высшую небесную силу (др.-тюрк. «Тенгри-хан»), степных вредоносных духов («албасты», «аждаха»), в духов-покровителей, предков («аруах», «жан»). Со спецификой верований связан также полуисламский (низший суфийский) культ святых могил – «эулия». В качестве таковой казахско-ногайской «эулия» «Сеит-баба – Букей-хан» оформлена могила основателя Букеевской орды Б.Нуралиева при с. Малый Арал Красноярского района Астраханской области, на самой границе с Ганюшкинском районом Атырауской области Казахстана. Это место, чрезвычайно посещаемое и считающееся чудотворным, в последние годы развивается как крупный ритуальный и туристический комплекс.

Таким образом, религия ислама пришла к казахам, можно считать, весьма поздно и, как правило, в своём «неклассическом», суфийско-дервишском варианте. Выходец из знатного ханского рода, получивший превосходное европейское образование, офицер и подвижник-путешественник, видный исследователь родного народа Ч.Ч.Валиханов отмечал в 80-х гг. XIX в., что «… в Малой орде мусульманство сделалось несравненно сильнее (чем в др. местах степи. – В.В.), но и то только в период русского владычества, под влиянием татарских мулл и мечетей».

В Букеевской орде эти процессы проявлялось ещё сильнее, хотя мечетей как стационарных построек почти не было (только лишь в Ханской ставке). Но существовали специальные «молельные юрты», в нач. XX в. организованные по родовому принципу и очень многочисленные.

Среди казахского населения Астраханской и Волгоградской областей ещё в 60-80-е гг. XX в. были широко распространены и популярны мужчины-шаманы, «баксы», они же лекари-колдуны. Но часть прежних обрядовых функций была ими уже тогда во многом утрачена. Так, ещё XYIII-XIX вв. «баксы» имел исключительно-преимущественное право использовать ритуальный струнно-смычковый музыкальный инструмент «кобыз». Ныне он утрачен в быту и лишь упоминается в старинных преданиях.

Вместо него общераспространённым стал струнно-щипковый инструмент «домбра», используемый во время общественных празднеств и в семейном кругу. Но на рубеже XIX-XX вв. возникали уже профессиональные композиции на домбре, т.н. «кюи».

Огромную известность в Астраханском крае и за его пределами по всему Казахстану получили знаменитый кормпозитор-«кюйши» и исполнитель Курмангазы С. Сагырбаев (1806-79) и его талантливая ученица, местная уроженка Дина К. Нурпеисова (1861-1955).

Сам Курмангазы Сагырбаев похоронен у с. Алтыш-Жар в Володарском районе Астраханской области. При участии Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и Председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина здесь 11 октября 1996 г. был открыт его совместно выстроенный белокаменный мавзолей как священное место почитания, уважения и сохранения памяти об уникальном таланте композитора. Этот памятник сразу же оброс новыми, но стойкими преданиям о чудодейственности его посещения, передачи музыкального таланта (т.е. приобрёл в общественном мнении черты подобия «эулие»). В настоящее музейно-мемориальный комплекс Курмангазы интенсивно развивается, расширяется и обустраивается.

Указом Президента Республики Казахстан № 1439 от 7 декабря 1993 г. его Премия «Мира и духовного согласия» были впервые удостоены казахский академик-номадовед С.З.Зиманов, знаменитый киргизский писатель и дипломат Ч.Т.Айтматов а также (что интересно и отрадно!), с учётом большой работы, проводимой в области прежний, ныне покойный астраханский губернатор А.П.Гужвину. Он же сразу передал всю её сумму в фонд строительства. Мемориала Курмангазы.

В Астраханской области, помимо значительного прироста казахского населения, статистически прослеживается и быстрое увеличение молодой интеллигенции из этого народа (прирост. + 80% за каждое десятилетие). Положительно сказались энергичные меры 60-70-х гг. по изучению русского языка – важнейшего средства межэтнического общения. Это, кстати, не сократило сферу действия родного казахского языка в его разговорной форме. А литературная речь, через контакты с Казахстаном, школьное дело и работу органов культуры и искусства, СМИ вновь завоёвывает достойные позиции.

В Астрахани был подготовлен и издан цикл учебников по казахскому языку для российских школ, используемый сразу в ряде регионов. Экспеиментально, с сер. 90-х гг., через конверсионную космическую станцию «Жарык» («Огонь, пламя») началась ретрансляция телепередач из Казахстана на соседний Володарский район Астраханской области. Установлено местными исследователями (Г.Д.Урастаева, ряд книжных публикаций), что многие казахи из Нижнего Поволжья заняли видное положение в органах государственной власти и научном мире, сфере просвещения культуры и искусства – как своих родных регионов, так и в самой Республике Казахстан.

.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОРОЛЬ АРТУР БЫЛ КАЗАХОМ?

Так, по крайней мере, считают казахские ученые и британский режиссер

Британский режиссер Говард Рейд в опубликованной им книге утверждает, что легендарный король Артур был кочевником рода сарматов из русских степей. Но, как известно, и это подтвердили корреспонденту информационного агентства "KODA" в Институте археологии национальной Академии наук Казахстана, сарматы, в основном, обитали в Западном Казахстане в III-V веках до нашей эры. Это было очень воинственное племя, доставлявшее немало хлопот соседям. Выходит, что король Артур может быть родом из Казахстана, сообщает агентство "KODA", Подтверждение того - предания, существующие у сарматов, которые перекликаются с английскими легендами об Артуре и его странствующих рыцарях. У казахстанских кочевников есть предания о славном воине-правителе, который погиб в битве с врагами. Но сказание гласит, что он восстанет из могилы, когда враги нападут на страну. Есть в предании и рыцари, которые ищут благодатный край. Все - как в сказаниях о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола. Говард Рейд выдвигает теорию, что кочевник Артур был вывезен из родных степей римлянами и доставлен в Великобританию. Так что казахи могут гордиться своим земляком - английским королем Артуром.

http://www.echo-az.com/archive/011/foreign.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://en.wikipedia.org/wiki/Saka

...Among others, modern Kazakhs (especially the branch known as "Saks") claim descent from the Sakas. The Sakha people of Siberia (see Yakuts) also claim descent from a remnent of the earlier Saka people. Additionally, although the evidence is dated and the technology utilized still in its infancy, DNA analysis conducted at the Novosibirsk Institute of Cytology and Genetics has found Kazakhs and Altai people to be the nearest relatives among competing Mongol-Turkic clans of a Scythian from the Pazyryk burial in Siberia.

The most notable Saka burial to date, whose occupant is referred to as the "Golden Man", was found in Kazakhstan. The silver dish found with the "Golden Man" is of a type common to other Germanic finds and is inscribed with a form of runic writing related to that found in Germanic and Scandinavian runic writing...

Encyclopaedia NationMaster - about Sarmatians in "Recent research":

...In a recent excavation of Samarian sites by Dr. Jeannine Davis-Kimball, a Ph.D. in archaeology from the University of California, a tomb was found in which female warriors were buried thus lending some credence to the myths about the Amazons. Following the excavation in 2003 by Dr. Davis-Kimball, she and Dr. Joachim Burger compared the genetic evidence from the site with the nomadic Kazakhs in Mongolia and have found a striking genetic link.

This finding was verified later by the University of Cambridge....

---

http://www.thirteen.org/pressroom/release.php?get=1272

JEANNINE DAVIS-KIMBALL

Archaeologist

...After raising six children and working as a nurse and a cattle rancher, Dr. Jeannine Davis Kimball received a Ph.D. in archaeology from the University of California. She soon became fascinated with the nomads of the Eurasian steppes, spending decades in the field unearthing the remains of the Sarmatians, herders who lived on the steppes in the fourth to second centuries B.C. Finding female skeletons buried with weapons and other articles of war, Davis-Kimball hypothesized that the Sarmatians may have inspired the ancient legend of the Amazons. In Mongolia, she found remnants of this ancient culture among the nomads presently living in the region, the Kazakhs. In 2003, working with geneticist Dr. Joachim Burger, she discovered a genetic link between the Kazakhs and the ancient Sarmatians...

End of quote

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курмангазы похоронен в Алтынжаре - в тексте ошибка.

Я сам родился и вырос в Володарском районе В годы моего детства казахи составляли около 40% населения района Жили казахи двояко - частью в казахских сёлах - Калинино, Блиново и т.д., а частью на окраинах русских сёл - Володаровка, Марфино и т.д.

Вообще, Володарский район полон старинных русских сёл, которым по 300-400 лет - Винное, Цветное и пр. Так, есть предание, утверждающее, что Марфино называлось раньше то ли Блохино, то ли Вшивое, и только Ст.Разин, проплывая его велел называться Марфино, якобы в честь его сестры Марфы.

В годы моего детства казахи жили очень бедно. Единственным их богатством были бараны. Вспоминаю, что в Ново-Васильево, где жила наша семья, у русских было по 56-10-12 баранов, а у казахов даже до 30, может и больше. Ну, не у всех наверное. Образованных людей у казахов было мало. Хотя, именно в Ново-Васильево был парторгом Муханов Зайни.

Бедность казахов обуславливалась двумя факторами - 1)отсутствием образования или достаточной рабочей квалификации 2)чувствовалось, что образ жизни, который они вели, ещё не стал для них свои - отсутствовала сельскохозяйственная культура , культура разведения крупного рогатого скота и пр.

При этом надо отметить, что казахи народ талантливый, и постепенно казахская молодёжь, обучаясь в русских школах (это те, кто, как я уже упоминал, жили на окраинах русских сёл) и в казахских школах (это те, кто жил в казахских сёлах) выбивалась в люди. Сначала это были единицы, так, в марфинской средней школе была единственная учительница казашка Клара Исмухановна Бектубаева - мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Муж у неё был тракторист. Возможно, у кого-то это вызовет усмешку, но надо сказать, что для села это достаточно почётная работа, тем более для казахского парня - надо понимать, что жизнь среди русских для казахов стала настоящим шоком. К чести казахов, они достаточно быстро адаптировались к новой для себя среде. Начали появляться в Володаровском районе представители номенклатуры, врачи, учителя. Так, с 1970 г. председателем рыболовецкого кооператива (для тех, кто не знает - весьма влиятельная организация, через неё, в частности, распределялись продукты и дефицитные товары, у рыбкоопов были свои магазины, своя транспортная организация и т.д.) стал казах Кушенов - жил напротив нас. Правда, я не совсем уверен, что это был наш, астраханский казах, во всяком случае, когда он загремел под панфары, их семья уехала в Гурьев.

Среди казахов было много отличников. Так в моём классе - а это был такой ударный класс, было 9 отличников, из них трое казахов (точнее, один казах и две казашки). Учитывая, что ещё один отличник был татарин, то русских было 5 (точнее, 3 девочки русские и одна украинка и один русский мальчик). Это при том, что казахов было в классе 9 человек.

Побеждали казахи на олимпиадах. Так, мой друг и одноклассник Булат Саткаев и я постоянно делили 1-2 места на школьных и районных олимпиадах по математике. Кроме того, я и он играли на 1-й и 2-й досках за школу в шахматы - наша команда всегда побеждала в районе и достойно выступала в области. Помню, что в первый раз, в 6-ом классе мы заняли 5-е место по области, в 7-м - третье. А булат, выступая в 7-м классе уде в ДСО (не в Белой ладье) занял первое место на третьей доске. Это в области, конкурируя с сильными городскими школами, а ведь Марфино даже не райцентр.

Это я всё к тому, уже тогда было видно, что у казахов хороший потенциал. А в 1974 был такой Саткаев (по-моему, родственник Булата) член райкома КПСС, или даже секретарь райкома (второй или третий).

Понимаю, сейчас это вызывает улыбку или даже раздражение - что мол ты тут рассказываешь про шахматы да трактористов, но я хочу подчеркнуть, что тогда, в 70-е годы это воспринималось как "луч света в тёмном царстве". К казахам относились как к недочеловекам, ни на что неспособным скотникам и пропалывателям помидоров, а они, при этом, сжав зубы, работали над собой, голодали, каждый второй болел туберкулёзом, ходили зачастую в рванье, но при этом отдавали всё лучшее детям, учили их на свои медные гроши в училищах и институтах. Сейчас всё это дало неплохие всходы. Пусть современные молодые казахи знают, какими нечеловеческими усилиями их отцов и дедов куплено их нынешнее благосостояние.

В заключение - сейчас в Володарском районе у казахов уровень жизни выше, чем у русских, заметно ниже уровень люмпенизации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и вдогонку. Когда я написал, что Клара Исмухановна была единственной казахской учительницей, я был не совсем прав. Она была единственной по среднему образованию. В начальных классах была ещё одна - Светлана Махмудовна Даликиева. Муж у неё рабтал заготовщиком в заготконторе, проестижная, между прочим работа.

Удивительно, но именно она была у меня классным руководителем в младших классах. А когда мы жили в Ново-Васильево, у моей старшей сестры была учительницей Нарима Дусенгалиевна. В Ново-Васильево казахов было довольно много.

Интересно, сейчас вспоминаю детство и вижу, что через него проходит сплошной чередой общение с казахами.

В Марфино дом моего отца был своим для казахской интеллигенции. Хотя мы не казахи, но наша семья всегда поддерживала хорошие отношения с ними. Мой отец использовал весь свой авторитет для того, чтобы молодые казахские врачи (мои родители медики - отец фельдшер, мать медсестра, поэтому естественно, что мы общались, в первую очередь, с медиками) не чувствовали себя дискомфортно.

Поясню, что наша семья была ссыльной, и нам запрещалось жить в мусульманских селениях, поэтому мы скитались по русским сёлам. Но, благодаря тому, что к этому времени во многих русских сёлах были большие поселения казахов, мы не чувствовали себя совсем уж среди чужих людей. Моя мама как бы курировала девчонок-казашек, обучала их премудростям сестринского ремесла. Надо понимать хотя бы языковые проблемы, не говоря уже о ментальных, для этих бедных девочек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что образ жизни, который они вели, ещё не стал для них свои - отсутствовала культура разведения крупного рогатого скота и пр.

Ну это вы уже загнули. Ошибочно утверждать, что казахам свойственно только овцеводство и коневодство.

Учитывая, что ещё один отличник был татарин

Подозреваю, что этот мальчик Вы, Ильяс. :D

Очень удивительно Ильяс, что Вы выросли в селе где населенеие 40% казахи, да и родители ваши тесно общались с ними и утверждаете, что каракалпакский ближе к татарскому чем к казахскому, а Вам как татарину, не очень понятен казахский язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, брудер, я ничего не утверждаю, а пытаюсь пересказать свои детские впечатления. Допускаю, что где-то когда-то кулькра КРС у казахов была развита. Просто я не помню, вот и всё. А так, могу и ошибаться, конечно.

Ну да, я это был :=))

В селе казахов было не 40%, а процентов 10-15%.

А утверждаю я так по той простой причине что мой татарский это карагашский, а каракалпакский к нему действительно значительно ближе, чем к казахскому.

А что до понятности, то надо учесть, что с детства мы все росли в русскоязычной среде. Так, среди моих одноклассников казахов казахским языком владели единицы, и те с грехом пополам. И для меня основным языком тогда был русский. Татарского литературного я и вовсе не знал, учитывая, что в селе была единственная татарская семья - наша, а родители использовали в разговоре карагашский.

****

А что, не понравился мой безыскусный рассказ? Давай сотру тогда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Legacy of Soviet Russia

Percentage of ethnic Kazakhs who perished during the Moscow-imposed collectivization in 1929­1932: 34 percent.

Number of the Kazakh intelligentsia members executed on Moscow’s orders in 1937: 30,000.

Source: Rzeczpospolita (Warsaw), 21 December 2002.

http://www.ruf.rice.edu/~sarmatia/402/222srindex.html

Перевод:

Наследие Советской России

Процент казахов погибших во время навязанной Москвой коллективизации 1929-1932 гг.: 34 процента.

Число казахских интеллигентов казненных по приказам из Москвы в 1937 7.: 30.000.

Источник: Rzeczpospolita (Варшава), 21 декабря 2002.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ильяс, рассказ тереть не надо, лучше напиши пару предложений на карагашском, каракалпакском и казахском? Мы сравним

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я не умею писать по-каракалпацки и по-казахски. А карагашский не кодифицирован. Так что не выйдет.

А зачем это надо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем это надо?

Для сравнения. ;)

лучше напиши пару предложений на карагашском, каракалпакском и казахском? Мы сравним
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я не умею писать по-каракалпацки и по-казахски. А карагашский не кодифицирован. Так что не выйдет.

А зачем это надо?

напиши в одной кодировке, думаю это не самое главное

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пачаму такое недоверие ? Вы что знаете карагашский диалект?

Как можно передать звучание ...можно сказать и диалектов?

Робята он заслуживает,когда про татарскую расу...а здеся вы зазря на него поклёп наводите.

И вообще он маладца...во всём...кроме одного пунктика!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Агатюрк,

при чем здесь недоверие, многим участникам форума было бы интересно прочитать звучание тех или иных карагашских фраз. Тем более, что говорится о близости этого диалекта каракалпакскому языку. Диалектные различия можно передать даже кирилицей, если это интересно.

Я бы посоветовал писать посты по теме, а не флудить, высказывая свое мнение и давая свои оценки. Если честно мне интересен карагашский диалект, но не интересно, что Вы думаете по поводу Ильясхана или каких то поклепов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...